Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика 2021 основные средства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В начале года, по традиции, вступают в силу новации в области бухгалтерского учета и налогообложения, требующие отражения в учетной политике. Основные моменты, на которые стоит обратить внимание при актуализации учетной политики на 2021 год, мы рассмотрим в настоящей статье.
Все материалы по теме, а также типовые учетные политики смотрите в специальном разделе методик «Положение об учетной политике организации на 2021 год». Попробуйте также новый конструктор учетной политики для целей налогообложения (УСН).
Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры
Как известно, привычные всем ПБУ постепенно заменяются на ФСБУ, разрабатываемые на основе МСФО. На сегодня приняты следующие ФСБУ:
- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
- ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
Все они, кроме ФСБУ 5/2019, обязательны к применению с 2022 года. Однако организация может решить, что начнет применение этих (всех или некоторых) ФСБУ уже с 2021 года. Такое решение нужно обязательно отразить в учетной политике.
Особняком стоит ФСБУ 5/2019, который нужно применять уже с 01.01.2021. Одновременно утрачивают силу нормативные акты, ранее регулировавшие учет МПЗ, а именно: ПБУ 5/01, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, и Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н.
Таким образом, организации нужно в обязательном порядке обновить положения учетной политики по учету МПЗ согласно требованиям ФСБУ 5/2019.
Составьте учетную политику в мастере учетных политик.
\r\n\r\n
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
\r\n\r\n
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
\r\n\r\n
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Что нового в учетной политике на 2021 год?
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.
Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.
Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.
Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.
Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:
- увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
- увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
- введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
- принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
- уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
- введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.
Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:
- появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
- ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
- изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
- обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
- увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
- регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
- страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
- определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
- шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.
В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:
- скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
- с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
- дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
- на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
- изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
- покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
- ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.
О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.
Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.
В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.
А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:
- увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
- спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
- установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
- отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.
О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.
Работая над учетной политикой на 2020 год помимо вышеперечисленных нужно было учитывать также нововведения 2019 года, в т.ч.:
- введение нового ограничения на изменение метода амортизации ОС: переходить с линейного метода на нелинейный теперь тоже можно не чаще раза в 5 лет;
- продление действия 50%-ного ограничения на перенос убытков до 31.12.2021 включительно;
- возможность применять инвествычет к ОС восьмой — десятой амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств;
- многочисленные изменения по имущественным налогам и др.
Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.
И конечно, не забывайте, что с 2020 года введены изменения в порядок сдачи бухгалтерской отчетности.
Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.
Организации на УСН должны внести изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету 2021 в связи с применением ФСБУ 5/2019 «Запасы». А вот в части расчета и уплаты налога при УСН изменений, влияющих на учетную политику, не было.
Учетная политика 2021: УСН «доходы»
Некоторые организации на УСН с объектом «доходы» считают, что им в принципе не нужна учетная политика. Но это не всегда так. Действительно, доходным упрощенцам нечего прописать в учетной политике для целей налогообложения. Но учетная политика для бухучета на 2021 г. им может понадобиться.
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.
Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.
Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).
Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года
- Электронная сдача отчётности
Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.
- Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).
Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.
- Разрешили к применению ФСБУ 6/2020
Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.
Изменения в учётной политике на 2021 год
- Обособленные подразделения
С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.
- Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли
С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.
- Инвестиционный вычет по НИОКР
С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.
- Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС
Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.
- Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:
— 6% на обязательное пенсионное страхование;
— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— 0,1% на обязательное медицинское страхование.
- Льгота по социальным взносам для МСБ
Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.
- Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций
Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.
- В чем сложность формирования учетной политики-2021
- 5 универсальных правил для учетной политики-2021
- Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
- Как сделать учетную политику эффективным инструментом
Проводим ревизию учетной политики: какие изменения нужно внести на 2021 год
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если организация планирует применять политику с 2021 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2020 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.
Бухгалтерский учёт.
УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.
Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
Налоговый учёт.
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).
Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»
С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.
Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:
- 6 % на обязательное пенсионное страхование;
- 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 0,1% на обязательное медицинское страхование.
Льгота по социальным взносам для МСБ. Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.
Составляем учетную политику бухгалтерского учета на 2021 год
- Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
- Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
- Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.
Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.
Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.
Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!
Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.
В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.
Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.
Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.
Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.
Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.
Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:
- полнота отражения фактов хозяйственной жизни
- своевременность отражения операций
- соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца
В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.
В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:
- для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
- для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
- для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)
Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:
- новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
- внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
- смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
Следует отдельно отметить, насколько предлагаемые ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утв. приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, правила учета аренды значимо меняют возможности заинтересованных пользователей отчетности по оценке степени зависимости организаций-арендаторов от внешних источников финансирования. Признание арендованного имущества в качестве актива требует отражения в пассиве баланса и связанных с этим обязательств компании — «обязательств по аренде» (п. 10 ФСБУ 25/2018). Таким образом, в отличие от ситуации, когда в пассиве в составе краткосрочных обязательств фигурировала только текущая задолженность компании-арендатора по арендной плате, теперь в отчетности будет виден реальный объем финансирования деятельности компаний-арендаторов со стороны арендодателя.
Если с позиций гражданского законодательства приобретение имущества в собственность и получение его в аренду представляют собой совершенно различные сделки, с экономической точки зрения они сопоставимы. Так, компания, например, получив кредит, может купить основные средства, а может взять их в финансовую аренду. В этом случае, если с позиций временной ценности денег платежи по кредиту (или единовременно уплачиваемая цена основных средств) сопоставимы с арендными платежами, эти сделки можно рассматривать как альтернативные. И здесь важно понимать, что у арендодателя при реализации договора аренды формируется такая же степень зависимости от привлеченных источников средств, как и в случае получения им кредита. Ведь арендодатель вкладывает деньги в соответствующее имущество и обеспечивает им арендатора, избавляя его от данных расходов за соответствующую плату. Более того, как у собственника имущества у арендодателя возможности лишить арендатора данного источника финансирования даже превышают соответствующие полномочия заимодавца (см. ст. 619 ГК РФ).
Таким образом, отражение в пассиве баланса организации-арендатора его обязательств по договорам аренды в полном объеме обеспечивает возможность оценки подлинных масштабов зависимости деятельности такой компании от внешних источников финансирования.
В отличие от норм ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н), ФСБУ 6/2020 достаточно детально определяет основания выбора организацией способа начисления амортизации.
Согласно пункту 34 ФСБУ 6/2020, «выбранный способ начисления амортизации должен:
а) наиболее точно отражать распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств;
б) применяться последовательно от одного отчетного периода к другому, кроме случаев, когда меняется распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы основных средств».
Согласно пункту 35 ФСБУ 6/2020, «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется периодом, в течение которого их использование будет приносить экономические выгоды организации, начисляется линейным способом или способом уменьшаемого остатка.
Начисление амортизации линейным способом производится таким образом, чтобы подлежащая амортизации стоимость объекта основных средств погашалась равномерно в течение всего срока полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта.
Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка производится таким образом, чтобы суммы амортизации объекта основных средств за одинаковые периоды уменьшались по мере истечения срока полезного использования этого объекта. При этом организация самостоятельно определяет формулу расчета суммы амортизации за отчетный период, обеспечивающую систематическое уменьшение этой суммы в следующих периодах».
Пункт 36 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств, начисляется способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).
Начисление амортизации способом пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении) производится таким образом, чтобы распределить подлежащую амортизации стоимость объекта основных средств на весь срок полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как произведение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств на отношение показателя количества продукции (объема работ в натуральном выражении) в отчетном периоде к оставшемуся сроку полезного использования объекта основных средств».
Таким образом, у организаций, признающих основные средства частью своих активов, остается возможность применять один из трех способов исчисления сумм амортизации:
-
линейный способ;
-
способ уменьшаемого остатка;
-
способ пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).
ФСБУ 6/2020 вводит понятие «элементы амортизации». Пунктом 37 ФСБУ 6/2020 устанавливается, что «срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации (далее — элементы амортизации) объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете».
«Элементы амортизации объекта основных средств, — гласит ФСБУ 6/2020, — подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений».
Пункт 15 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «при оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. [При этом] Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940)».
Согласно пункту 17 ФСБУ 6/2020, «переоценка … основных средств проводится путем пересчета их первоначальной стоимости и накопленной амортизации таким образом, чтобы балансовая стоимость объекта основных средств после переоценки равнялась его справедливой стоимости. Допустимым является также способ проведения переоценки основных средств, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта основных средств».
Данные положения развивают и предписания, определяемые пунктом 38 ФСБУ 6/2020, согласно которым «организация проверяет [должна проверять — М.П.] основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).
Возмещение убытков, связанных с обесценением или утратой объекта основных средств, предоставляемое организации другими лицами, признается доходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором у организации возникает право на получение такого возмещения».
- Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
- Нацбанк и СовМин РБ введут запрет на операции с валютой в Беларуси? Валютное регулирование с 9.07.2021 30.01.2021
- Новый КоАП Республики Беларусь. Текст 24.01.2021
- Зарплата в конвертах. Совещание А. Лукашенко. Наказание за серую зарплату д.б. самым жестоким! 24.01.2021
- Учетная политика 2021. Установлена обязанность представления учетной политики в налоговую ю вместе с балансом учетную политику 23.01.2021
Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.
Предусмотрено, что с 2021 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.
Ошибка 2. НДС на 2021 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.
Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.
Для кого:
главного бухгалтера, сотрудника ФЭС, специалиста по налогообложению, аудитора.
Семинар 02.02.2021
Внешнеторговый контракт: импорт
Учетная политика на 2021 год – составляем с помощью конструктора
Учетная политика ООО на УСН на предстоящий год должна быть утверждена до завершения 2020 года, но делать это целесообразно лишь в случае, если истекает срок действия утвержденной ранее УП или в методологию учета вносятся существенные изменения.
Если срок действия в утвержденной УП не обозначен, а методы учета не меняются, то проще издать приказ о продлении действия УП. При внесении изменений в действующий вариант УП будет вполне достаточным утверждение дополнений и изменений к ней изданием отдельного документа, содержащего только обновленные и измененные положения.
Компания на УСН меняет УП если:
- законодателем приняты новые поправки в бухгалтерском или налоговом законодательстве;
- сменился собственник;
- проведена реорганизация;
- собственниками принято решение изменить критерии ведения учета.
Изменения в УП руководитель компании утверждает соответствующим приказом. Если изменения связаны с порядком осуществления учета, то их начинают применять после утверждения в УП с наступления нового финансового года. Изменения же, явившиеся следствием введения законодательных правок, применяют с той даты, когда соответствующие нормы вступают в действие.
БУХГАЛТЕРСКАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
1. Особенности учетной политики — 2021 в связи с введением новых ФСБУ. Рост значимости принципа разумности при организации бухучета и составлении учетной политики: как не захлебнуться в работе, которую все равно никто не оценит?
2. Защитная функция учетной политики для главбуха в условиях роста его ответственности за достоверность бухучета
3. Положение об инвентаризации – значение этого раздела учетной политики. Новые правила хранения документов по инвентаризации требуют корректировки учетной политики.
4. Основные положения бухгалтерской учетной политики:
- Утверждение форм первичных учетных документов и учетных регистров;
- Утверждение рабочего плана счетов с учетом изменений в ФСБУ, разработки новых ФСБУ и «тисков» учетных программ;
- Определение подходов к созданию оценочных резервов и резервов оценочных обязательств. Новые правила резерва под снижение стоимости запасов в 2021 г.;
- Учет основных средств:
— Порядок составления учетной политики в целях применения ФСБУ 25/2018 «Бухучет аренды», IFRS 16 «Аренда», способы минимизации трудозатрат на учет аренды и оптимизации учетной политики;
— Инвентарный объект: укрупнять или делить. Учитываем налоговые риски при составлении бухгалтерской учетной политики;
— Новые подходы к определению СПИ;
— Другие важные положения учетной политики. - Учет запасов:
— Новый порядок учета запасов по ФСБУ 5/2019: пишем эффективную учетную политику;
— Учет НЗП – новое регулирование, новый уровень учетной политики. НПЗ теперь подчинено режиму ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
— Учет долгосрочных активов к продаже;
— Учет ТЗР;
— Определение оценочного значения неотфактурованных поставок;
— Другие важные положения учетной политики. - Учетная политика для целей ПБУ 18/02. Технология применения балансового метода учета разниц.
5. Другие обязательные и факультативные положения учетной политики.
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1. Новое в налоговой учетной политике в 2021 году в связи с изменениями налогового законодательства
2. Учетная политика по НДС. Организация раздельного учета
3. Учетная политика для целей налогообложения прибыли:
- Признание доходов и расходов:
— Распределение расходов;
— Учет прямых и косвенных расходов и другое - Учет амортизируемого имущества:
— Применение инвестиционных вычетов. Как составить учетную политику в свих интересах?
— Определение подхода к установлению СПИ и к амортизации: что следует внести в учетную политику из небанального и почему? - Учет материальных расходов:
— Граница между МПЗ и ОС;
— Распределение затрат;
— Определение подходов к оценке МПЗ в особых случаях;
— Постановка учета технологических потерь;
— Ключевые разницы между бухучетом и налоговым, где сближение невозможно: что учесть при составлении учетной политики?: - Оценка незавершенного производства, готовой продукции и товаров отгруженных.
- Создание налоговых резервов: решение о формировании, подход к оценке.
- Отчетный период и порядок уплаты авансовых платежей. Новые правила распределения платежей по ОП: что закрепить в учетной политике?
- Факультативные положения учетной налоговой политики.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Учетная политика является внутренним документом предприятия и процесс ее составления подразумевает в себе две стадии:
- Формирование (составление, выбор и обоснование);
- Раскрытие (опубликование).
Вторая стадия применима только для организаций, которые в соответствии с законодательством (либо согласно уставным документам) обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.
Рассмотрим более детально стадию формирования. Данная стадия включает в себя несколько этапов:
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
Бесплатно получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
При составлении УП нужно помнить о том, что не существует единых норм и правил, по которым она должна формироваться. Поэтому во время работы над документом нужно учесть сферу деятельности организации и другие аспекты. Также все методы должны соответствовать законодательным нормам. В целом, предварительную подготовку можно разделить на следующие этапы:
- Анализ допустимых способов учета.
- Подбор подходящих для компании методов.
Организации обязаны разработать УП для налогового и бухгалтерского учета. А вот ИП нужен только один документ, касающийся налогового учета.
Нужно отразить изменения, которые вступят в силу. Вот основные новшества:
- с 2021 года налоговый режим в виде ЕНВД прекращает свое существование. «Вмененщикам» следует решить, какую систему налогообложения они будут применять, и зафиксировать это в УП. Если выбор пал на УСН, то не позднее 31 декабря 2020 года нужно подать заявление о переходе на «упрощенку» (см. «Отмена ЕНВД: налоговики рассказали, как перейти с «вмененки» на «упрощенку» и «Отмена ЕНВД с 2021 года: как перейти на УСН, ОСНО, патент или ЕСХН и работать дальше»);
Заполнить и подать уведомление о переходе на УСН через интернет Подать бесплатно
- в 2021 году увеличатся лимиты, позволяющие применять «упрощенку». По численности сотрудников — со 100 до 130 человек, по величине доходов — со 150 млн до 200 млн руб. (см. «Как изменится УСН в 2021 году: читаем свежие поправки в Налоговый кодекс»). Если эти показатели не будут соблюдаться, следует заранее выбрать иную налоговую систему;
- в 2021 году для субъектов малого и среднего бизнеса продолжат действовать пониженные тарифы страховых взносов. Они применяются к части зарплаты, превышающей МРОТ (см. «Для малого и среднего бизнеса снижены ставки страховых взносов»). Тарифы влияют на размер резерва по отпускам;
Рассчитывать страховые взносы по новой, пониженной ставке Попробовать бесплатно
- по желанию с января 2021 года разрешено вместо ПБУ 6/01 применять федеральный стандарт «Основные средства». В учетной политике можно предусмотреть, к примеру, что к ОС — так же, как и в налоговом учете — относятся объекты стоимостью более 100 000 руб. (см. «Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020»);
- для IT-компаний с 2021 года снижается ставка по налогу на прибыль (с 20% до 3%) и по страховым взносам (с 14% до 7,6%; см. «Для IT‑организаций снижены ставки по налогу на прибыль и по страховым взносам»). Это отразится и на УП, например, при составлении резерва по отпускам;
- добавлены обязательные реквизиты в бланк путевого листа, поэтому следует разработать новый вариант этого документа. И решить, в каком виде его оформлять — в электронном или на бумаге (см. «С 1 января изменятся правила заполнения путевых листов»).
Заполнить и распечатать путевой лист со всеми необходимыми реквизитами
Налоговая учетная политика представляет собой совокупность способов подсчета доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных показателей в целях расчета налогов. Другими словами, в этом документе вы должны отразить все те правила и методы, которые будете применять при исчислении и уплате налогов.
В настоящее время вам предоставлено право самостоятельно выбирать, на каком налоговом режиме работать и какие методы оценки активов использовать. Например, Налоговый кодекс РФ предусматривает несколько методов оценки сырья и материалов — вам нужно выбрать тот, что вам удобен.
Кроме того, есть ряд ситуаций, для которых правила налогового учета не прописаны вовсе. Например, порядок распределения страховых взносов при совмещении УСН и ЕНВД не установлен. Тут вы должны разработать методы учета самостоятельно. И вот налоговая учетная политика — это и есть тот самый документ, в котором вы прописываете все выбранные методы учета.
Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).
Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008. Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.
Когда и как часто утверждать учетную политику
Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.
Принятую учетную политику 2021 год можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.