Средней заработной платы работников в республике 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Средней заработной платы работников в республике 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

освещены последние новости, связанные с финансово-материальным состоянием различных сфер хозяйственной жизни республики Молдова, а также новости бизнеса. Раздел «экономика» включает новости о финансовом положении дел в республике, в частности освещена экономика ПМР, рыночная экономика и, в общем, экономическая ситуация в мире.

ДАННЫЕ о среднемесячной заработной плате по Кыргызской Республике на 2021 год

1. Минимальная заработная плата *

установлена с 01 января 21 г.

400 белорусских рублей (прошлое значение 375)

Постановление Совета Министров от 21.12.2020 № 740

2. Номинальная начисленная средняя заработная плата работников **

в декабре 20 года

1474,6 бел. руб.

Источник: www.belstat.gov.by

3. Бюджет прожиточного минимума (БПМ)

период 01.11.20 — 31.01.21

в среднем на душу населения — 258 бел. руб. 11 коп.

для трудоспособного населения — 285 бел. руб. 68 коп.

Постановление Минтруда и соцзащиты от 23.10.2020 № 95

4. Минимальный потребительский бюджет для трудоспособного населения (МПБ)

с 01.11.2020 г. по 31.01.2021 г.

528 белорусских рублей 30 копеек

Источник: myfin.by

* Применяется как предельная минимальная величина для ежемесячного начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН, исчисленных с выплат в пользу работника.

** Является показателем для расчета максимального размера заработной платы для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН (5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы).

Средняя заработная плата рабочих и служащих в Республике Беларусь

2020

2021

Январь

1 118,10

Февраль

1 119,70

Март

1 213,60

Апрель

Также со следующего года планируется ввести минимальный почасовой размер оплаты труда. Он составит 150 рублей в час. На данный момент, если считать из обычного МРОТ, почасовая ставка составляет примерно 70 рублей. Стоит отметить, что документ ещё не принят и находится на рассмотрении в Госдуме.

Использовать почасовой МРОТ можно будет при выплатах сотрудникам, которые работают по срочным трудовым договорам на условиях неполного рабочего времени. Если проект утвердят, то применять почасовой МРОТ нужно будет при расчёте зарплаты уже с января 2021 года. Новый минимум будут индексировать каждый год с учётом инфляции, — уточнила член Ассоциации юристов России Ольга Турунина.

Работники бюджетных организаций попадают под индексацию в обязательном порядке – она будет рассчитана в соответствии с ростом инфляции. Что же касается коммерческих организаций, то здесь вопрос обстоит несколько сложнее.

По мнению юристов, повышение заработной платы строго с 1 февраля не может являться обязательной для коммерческих предприятий, поскольку для них не предусмотрен единый, принятый для всех, способ индексации.

Помимо зарплаты, в коммерческих организациях часто предусмотрены премии и другие виды поощрения сотрудников, поэтому каждая компания вправе руководствоваться собственным порядком индексации и самостоятельно устанавливать размер дополнительных выплат, в соответствии со своим уставом и нормативами, утвержденными советом компании. Но все эти условия обязательно должны быть прописаны в локальном акте.

Минимальной зарплатой (МРОТ) в нашей стране именуют базовую величину вознаграждения за труд, ниже которой платить работникам за полный месяц запрещается. Устанавливается ее размер федеральным законом.

В Якутии, как и по всей Росси в целом, МРОТ изменился в начале января 2021 года. Составляет он на сегодняшний день 11 280 рублей. При этом, поскольку в Республике Саха действуют северные коэффициенты и надбавки, сумма образуется гораздо большая.

Так, в частности, у работников организаций, получающих финансирование из центрального бюджета, имеющие набавку в 80 процентов, минимальная зарплата достигает отметки:

  • 28 200, если их место жительства располагается вне пределов Полярного круга (повышающий коэффициента для таких местностей – 1,7);
  • 31 584, когда гражданин обитает ближе Северному полюсу (2,0).

Прожиточный минимум на конец 4-го квартала в Якутии составил 16 667.

За прошедшие с начала 2021 года месяцы количество нетрудоустроенных в регионе снизилось на 3,6 процента. На сегодняшний день не имеющих работы в Якутии насчитывается 35 000. Такие данные были опубликованы республиканской службой занятости.

Уровень регистрируемой безработицы зафиксирован на отметке 6,9 процента.

В конце первого квартала численность трудоспособного населения составила 506 000. Если сравнивать этот показатель с прошлогодним, то получится, что работников в регионе стало больше на 15 000.

Совокупная потребность якутской экономики в кадрах составляет 11 000 – именно столько сейчас открыто вакансий. С минувшего года число рабочих мест выросло на 4,6 процента. При этом в регионе 288 организаций намереваются провести сокращение штатов, в результате чего уволенными окажется чуть меньше 2 000 человек.

Рынок труда также претерпевает значительные изменения. Всеобщая глобализация, автоматизация и другие процессы, связанные с технологическим процессом в перспективе скажутся и на российском рынке. Зарубежные аналитики говорят о том, что скоро исчезнут малоквалифицированные профессии. Естественно на огромных просторах Российской федерации это будет происходить крайне медленно, к тому же о кардинальных переменах можно будет говорить только через пару десятков лет, когда вырастет полноценное поколение, привыкшее и быстро адаптирующееся под запросы мирового рынка и трендов. Молодым специалистам и тем кто только начинает думать о выборе профессии необходимо помнить о том, что сейчас очень важна квалификация, и такая тенденция сохранится в будущем.

Также важно понимать значение показателя уровня средней заработной платы, так как благодаря ему оценивают состояние региона с экономической точки зрения, а отраслевой анализ позволяет выявить проблемные места в экономике.

Информация Белстата о начисленной средней зарплате в Республике Беларусь обновляется каждый месяц. Расчет идет по стране в целом, по каждой из областей и по отраслям. Потому средняя зарплата в Беларуси на сегодняшний день – это расчетная величина прошлого месяца. Более свежих данных не бывает, т.к. организации начисляют зарплату по окончании отработанного месяца.

Сравнительный анализ средней заработной платы за ноябрь 2020 г. по областям Республики Беларусь показал, что лидирующую позицию сохраняет город Минск с показателем 1839,3 рублей. Далее следуют Минская область с зарплатой 1297,4 рублей. В других областях средняя зарплата немного больше тысячи рублей, Меньше всего получают в Могилевской области – 1065,2 рублей.

Номинальная начисленная и реальная заработная плата работников Республики Беларусь по областям и г. Минску:

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, рублей ноябрь 2020 г. январь – ноябрь 2020 г. ноябрь 2020 г. (%) январь – ноябрь 2020 г. (%)
Республика Беларусь 1 300,5 1 231,5 109 108
Брестская область 1 117,7 1 052,2 107,3 107,6
Витебская область 1 080,0 1 036,8 106,9 107,9
Гомельская область 1 141,5 1 085,8 107,7 107,1
Гродненская область 1 128,4 1 054,0 107,5 107,7
г.Минск 1 839,3 1 750,0 111,0 109,2
Минская область 1 297,4 1 224,6 110,5 106,8
Могилевская область 1 065,2 1 005,1 108,1 107,0

В течение последних нескольких лет средняя начисленная зарплата менялась так:

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Январь 720,7 859 981,6 1118,1
Февраль 716,5 850,4 977,6 1119,7
Март 770,6 926,8 1056,9 1213,6
Апрель 776,7 921 1073,7 1193,8
Май 795,2 943,9 1071,6 1227,9
Июнь 819,3 953,7 1080,5 1248,9
Июль 827,5 973,8 1128,5 1287,5
Август 844,4 987,5 1117,8 1276,4
Сентябрь 831,3 963,6 1108,5 1264,5
Октябрь 841 999,7 1123,4 1285,0
Ноябрь 836,9 994 1113,1 1300,5
Декабрь 995,3 1115,3 1238,7

Для полноты картины полезно знать средние зарплаты по отраслям и видам деятельности:

Сколько составляет средняя зарплата в Беларуси?

Средняя зарплата в Беларуси на сегодняшний день – 1300,5 руб.

Каково значение средней зарплаты в Минске?

Средняя зарплата в Минске – 1839,3 руб.

В какой отрасли самые высокие и самые низкие зарплаты?

Самая высокая начисленная средняя зарплата у занимающихся информационными технологиями – 4311,1 руб., меньше всего зарабатывают работники парикмахерских – 588,7 руб.

Влияет ли средняя зарплата на зарплаты отдельных работников и другие выплаты?

Прямого влияния нет. Зарплаты растут, когда меняется ставка первого разряда. Социальные выплаты зависят от бюджета прожиточного минимума.

С Республике Беларусь средняя зарплата – один из популярных и постоянно применяемых показатели уровня жизни. Однако в массовом сознании среднюю зарплату обычно сравнивают с той суммой, которую получает на руки средний работник. И эта реальная сумма в большинстве случаев меньше опубликованного показателя средней з/п. Благодаря чему доверие к статистическим данным заметно падает.

Гораздо ближе к реальному заработку условного “среднего трудящегося” будет медианная зарплата, особенно если вычесть из нее удерживаемые с работника налоги.

Но показатель средней зарплаты, в отличие от медианной, публикуют ежемесячно. Потому по уровню средней зарплаты удобно отслеживать общие изменения уровня доходов, положение работников в разных отраслях и регионах.

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

з) настоящих рекомендаций;

и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Официальный показатель «среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц» рассчитывается один раз в год по России и субъектам РФ. Промежуточные отчеты публикуются за каждый месяц и квартал. Обращаем внимание, что сведения не учитывают неофициальные зарплаты «в конвертах», так как они не фигурируют в отчетности работодателей.

Базовая информация о средней зарплате по регионам впоследствии обобщается для статистики по России. Сведения о зарплатах по каждому субъекту РФ публикуют региональные подразделения Росстата.

Расшифровка средней зарплаты делается по отдельным категориям работников социальной сферы, науки, здравоохранения, других отраслей. Также отдельная статистика ведется по работникам ИП, юридических и физических лиц, бюджетных организаций.

В большинстве случаев статистика по средней зарплате используется в информационно-справочных целях. Она косвенно влияет на принятие решений о дополнительных мерах поддержки, об индексации зарплат бюджетникам, о введении мер поддержки.

Единственным случаем, когда данные о средней зарплате будут применяться официально, является взыскание алиментов. Если у родителя нет постоянного места работы и стабильного источника доходов, с него могут взыскать задолженность за последние 3 года по показателю средней зарплаты по региону или стране.

Сфера деятельности Зарплата
Операции с недвижимым имуществом 47 тыс.
Страхование 49 тыс.
Строительство 56 тыс.
Транспорт 57 тыс.
Электроэнергетика 59 тыс.
Машиностроение 61 тыс.
Госуслуги 62 тыс.
Финансы 64 тыс.
Добыча полезных ископаемых 78 тыс.

Некоторые профессии по уровню зарплаты значительно перевешивают остальные. Наибольшие зарплаты в горнодобывающей отрасли и финансовой сфере.

Такие высокие зарплаты объясняются низкой плотностью населения в регионе. Кроме того, количество людей работающих вахтовым методом и тех, кто имеет достаточно высокую зарплату, значительно больше, чем число работников со скромной зарплатой.

Наиболее низкооплачиваемыми сферами являются охота и сельское хозяйство. Здесь среднестатистическая зарплата составляет около 14 тыс. руб. в месяц.

С 1 января оплачивать работу будут по-новому. Что ждёт сотрудников

Средняя заработная плата (руб. в месяц)
Профессия Якутия Камчатка Приморский край
Педагоги дошкольного образования 49 282 56 261 30 673
Школьные учителя 56 384 63 475 36 281
Педагоги дополнительного образования 55 641 66 516 33 131
Преподаватели начального и среднего производственного образования 53 863 64 249 34 328
Преподаватели высшего профессионального образования 71 103 84 926 61 487
Медицинские работники с высшим образованием 81 992 100 522 57 390
Медицинские работники со средним образованием 43 557 58 655 32 752
Младший медицинский персонал 31 127 44 296 21 909
Работники социальной сферы 45 808 47 037 26 033
Работники учреждений культуры 49 932 51 402 33 615
Научные сотрудники 81 259 75 771 56 461
Населенный пункт Средняя зарплата (руб. в месяц)
Тикси, Вилюйск 20 000
Зарянка 26 000
Якутск 24 000
Нерюнгри 29 000
Алдан, Ленск 25 000
Нюрба 19 000
Специализация Средняя зарплата (руб. в месяц)
Учитель музыкальной школы 38 тыс.
Дефектолог 36 тыс.
Русского языка 31 тыс.
Математики, литературы 30 тыс.
Иностранного языка 29 тыс.
Химии 28 тыс.
Физики, информатики 27 тыс.
Населенный пункт Средняя зарплата (тыс. руб. в месяц)
Тикси 30
Зарянка 40
Якутск 25
Нерюнгри 17
Алдан 33
Нюрба 30
Ленск 21
Вилюйск 20
Специализация Средняя зарплата (руб. в месяц)
Воспитатель детского сада 35 тыс.
Младший воспитатель 27 тыс.
Помощник воспитателя 25 тыс.
Няня 24 тыс.

Какая средняя зарплата в Якутии

Фото 17187

37716

11186

Фото 29399

Cредняя зарплата по регионам России и в других странах мира в 2021 году

Фото Видео 33229

Фото 30912

Сейчас специалисты, которые занимаются уходом в специализированных
учреждениях и предоставлением социальных услуг, числятся в аутсайдерах по размеру средней зарплаты. В сентябре средний заработок у них составлял почти 704 рубля (сумма до уплаты налогов). То есть после уплаты налогов эта сумма составляет около 605 рублей.

Соцработники в сентябре были в числе лидеров по падению реальных зарплат, которые рассчитываются с учетом инфляции. Этот показатель упал на 3,2%.

Рост минималки в стране распланирован на несколько лет вперед. Сейчас, согласно закону «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021–2022 годы», МРОТ составляет 1854 сома. На наши деньги это 1760 рублей.

В 2021 году минимальная зарплата в Киргизии должна была вырасти до 1970 сомов (1870 рублей).

Один киргизский сом почти равен одному рублю, 95 копеек за него дают. Так что далее сомы в рубли не перевожу, разница в 5% в данном случае непринципиальна.

При таких зарплатах, цены на продукты в киргизских магазинах всего на 30-50% ниже российских.

Средняя заработная плата в России в 2020-2021 году

Под этим понятием следует иметь в виду величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины.

Медианный среднедушевой доход исчисляется с учетом собранной статистической информации.

Размер МРОТ в 2020 году

С 1 января 2020 года величина МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц — это 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличился на 7,5 %.

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.

Увеличение МРОТ на 2021 год не следует считать индексацией. Индексация проводится независимо от повышения МРОТ.

Работодатели, у которых кто-либо из сотрудников получает меньше МРОТ, должны повысить им зарплату до МРОТ на 2021 год. По Трудовому кодексу, запрещено платить работающим на условиях полного трудового дня зарплату ниже МРОТ.

Требование индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги заложено в статью 134 ТК РФ. Индексация зарплаты работников – это обязанность, а не право работодателя.

В статье 130 ТК РФ повышение заработной платы относится к основным государственным гарантиям.

Что говорит Роструд

Ни перерасчет зарплаты, ни повышение МРОТ, ни финансовые проблемы работодателя не снимают с него обязанности проиндексировать заработную плату, считают чиновники Роструда.

Но, при этом, Роструд отмечает, что трудовые инспекторы учтут финансовое положение компании, если установят, что зарплату проиндексировали меньше, чем это требовалось в сравнении с уровнем инфляции.

Минтруд прогнозирует рост средней зарплаты россиян на 10 тыс. за 3 года

  1. Прописать в коллективном и, или трудовом договоре.
  2. Подписать дополнительно соглашение к трудовому договору.
  3. Разработать отдельное положение об индексации заработной платы в компании.
  4. Вписать пункт об индексации в положение о заработной плате.

Пункт об индексации в Положении об оплате труда: формулировку скачайте здесь

Шаблон дополнительного соглашения в трудовому договору по индексации зарплаты можно скачать здесь

Для проведение индексации в компании создают отдельный приказ.

Шаблон приказа по индексации зарплаты можно скачать здесь

Приказ об индексации и локальный нормативный акт, где закреплены правила индексации в компании будут требовать трудовые инспекторы при проверке.

Отсутствие документа может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

  • на сумму от 1 000 до 5 000 руб. могут оштрафовать ИП или директора организации как должностное лицо.
  • на сумму от 30 000 до 50 000 руб. могут оштрафовать организацию.

О том, что Роструд будет штрафовать по статье 5.27 КоАП РФ чиновники предупредили в письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1.

В более выигрышной позиции находятся те работодатели, у которых оплата труда работников состоит из небольшого (но не менее МРОТ) оклада и различных премиальных. Проиндексировать нужно оклады, чтобы не иметь ненужных, лишних претензий со стороны трудовой или налоговой инспекции. Уровень инфляции еще неизвестен. По предварительным данным Банка России – около 4%.

Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]