Как правильно отменить закупку через электронный аукцион по нормам 44-ФЗ в 2021 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно отменить закупку через электронный аукцион по нормам 44-ФЗ в 2021 году?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ст. 36 44-ФЗ устанавливает общие требования к порядку и срокам аннулирования: возможна отмена определения поставщика электронного аукциона не менее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок.

Если при проведении электронного аукциона у заказчика возникла потребность отменить проведение аукциона, при этом срок подачи заявок уже закончился, то он вправе это сделать, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы, то есть в чрезвычайных и непредотвратимых ситуациях (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

А можно ли отменить аукцион по 44-ФЗ после окончания срока подачи заявок, если причина не попадает под условия чрезвычайности, — нет, это запрещено.

Как отменить электронный аукцион

Вот инструкция, как отменить аукцион в электронной форме по 44-ФЗ по решению заказчика в 2020 году.

Шаг 1. Определить необходимость отказа от проведения процедуры и зафиксировать причину, по которой проведение закупки нецелесообразно.

Шаг 2. Убедиться, что сроки позволяют это сделать (до конца приема заявок осталось не менее пяти дней). Если срок не позволяет отменить, то есть заказчики, которые сначала изменяют закупку, указывая разумную причину для этого. В ч. 6 ст. 63 указано, что решение о внесении изменений принимается не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок. А срок подачи заявок продлевается не менее чем на семь дней — этого времени вполне достаточно, чтобы отменить закупку.

Шаг 3. Утвердить приказ об отмене аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика (если такой документ составляется) и составить решение о заказе на основании этого приказа. Некоторые принимают только решение без предварительного приказа.

Шаг 4. Опубликовать извещение об отказе от проведения в ЕИС. Это делают в день принятия решения. А электронные площадки незамедлительно информируют поставщиков, которые уже подали заявки. Заказчики не открывают доступ к электронным предложениям, которые участники подали на процедуру, после публикации отменяющего документа в ЕИС.

Шаг 5. Исправить сведения в план-графике. Заказчик обязан сделать это не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения.

Закон о госзакупках не содержит закрытого перечня причин, на основании которых можно отменить процедуру. Например, это может произойти в случаях, когда:

  • заказчик убедился в нецелесообразности проведения закупки через аукцион;
  • потребность в объекте закупки исчезла;
  • изменились условия, в том числе проявился недостаток финансирования;
  • выдано соответствующее предписание ФАС;
  • произошли обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
  • отмены требуют результаты общественного обсуждения.

Как известно, все закупки с НМЦК более 1 млрд рублей проходят процедуру общественного обсуждения. Начинается оно с момента размещения плана закупки и заканчивается за 3 дня до того, как может быть отменено определение поставщика. Иногда по итогам общественного обсуждения закупку приходится отменять.

Когда заказчик решил отменить аукцион, свое решение он должен оформить в виде документа, содержащего следующие данные:

  • наименование заказчика;
  • дату составления;
  • предмет закупки;
  • номер извещения в ЕИС;
  • сведения о лице, ответственном за размещение решения об отмене аукциона и корректировке плана-графика (контрактном управляющем, сотруднике контрактной службы).

Заказчик имеет право на отмены электронных торгов в ряде случаев, например:

1. Нехватка финансов на оплату товара или услуги.
2. Вывод о том, что такой вид закупки нецелесообразен.
3. Изменение программы в рамках которой проводилась закупка.
4. Изменение рынка товара, который спровоцировал очень низкое качество товара по достаточно большой цене.
5. Форс-мажор — который регламентируется в 401 статье Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть внеплановые и неизбежные ситуации.

Именно во всех тех случаях которые перечислены выше, Заказчик имеет право на отмену электронного аукциона. Если Заказчиком было принято такое решение, то все ранее поданные заявлению должны аннулироваться, а средства, которые были зарезервированы на счетах конкурсантов в виде обеспечения — возвращены им обратно.

Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31.

п. 7.1 ч. 1 ст. 31 — это требование к юридическому лицу, согласно которому он, в течение двух лет до даты подачи заявки на участие, не привлекался к административной ответственности по статье 19.28 КОАП.

Еще раз обращаем внимание на то, что данное соответствие заказчик в 2021 году должен обязательно проверять!

С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.

Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:

  • достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
  • отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
  • возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
  • стандартное время рассмотрения заявок
  • один рабочий день

Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.

Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!

Подробнее об алгоритмах закупочных процедур рассказывает эксперт Контру.Школы Светлана Сафина.

В 2021 году изменения коснутся и закупок на ЕАТ «Березка». В частности:

  • Контроль цены закупки: участник закупки, разместивший свое предложение, во время закупочной процедуры не сможет подать цену выше той, по которой данный товар содержится в его каталоге.
  • Березка для самозанятых: самозанятые, в том числе, могут участвовать закупках, объявленных как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Для заказчиков, в отношении этих участников закупки, предусмотрена специальная отметка.
  • Основания отмены закупки: если заказчик отменяет закупку, то у поставщика появилась возможность посмотреть обоснование причины отмены и узнать, почему его предложение было отклонено.
  • Автооплата контрактов: это новшество планируется внедрить с 2021 года. ЕАТ «Березка» будет интегрирована с системой «Электронный бюджет», что позволит заказчикам автоматически оплачивать те контракты, которые заключены на «Березке».
  • Контроль закупок: в 2021 году казначейство планирует расширить функции по контролю за действиями заказчиков и осуществлять контрольные полномочия, в том числе, в части согласования возможности заключения контрактов, если закупка на ЕАТ не состоится.

Время покажет, как на самом деле будут реализованы все вышеперечисленные функции в 2021 году.

  • Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
  • Поставщик в системе госзакупок: как начать участвовать в государственных тендерах?
  • Комплаенс как инструмент для участия в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
  • Риски демпинга и антидемпинговые меры
  • Приказ Минфина РФ № 126н: особенности применения
  • Закрытый конкурс по 44‑ФЗ: пошаговая инструкция

Причины отмены закупки по 44-ФЗ заказчиком могут быть разными, но все они строго регулируются законодательством:

  • отсутствие бюджетных средств для осуществления заказа;
  • значительные изменения в конъюнктуре рынка, которые могут привести к получению некачественных товаров по завышенной цене;
  • изменение государственных программ, касающихся финансирования;
  • форс-мажорные ситуации.

Нередко с трактовкой последнего пункта возникают трудности. Это связано с расплывчатой формулировкой термина «форс-мажорные обстоятельства», который описан в гражданском кодексе РФ (статья 401). Она не предусматривает конкретного списка таких обстоятельств, а только ограничивается общим определением.

Лучший выход в такой ситуации – обратиться в Торгово-промышленную палату, которая может выдать документ о том, что заказчик действует в форс-мажорных обстоятельствах.

Рассмотрим правильный порядок действий при отказе от закупки по 44-ФЗ, пока информации еще нет на ЕИС:

  • принятие решения об отмене;
  • оформление приказа об исключении закупок из закупочного плана;
  • подписание документа директором или другими уполномоченными лицами;
  • внесение изменений в закупочный план и план-график на портале ЕИС (на это дается 3 рабочих дня после подписания приказа).

В официальном решении должен указываться сам факт отмены лота и причины таких действий. В приказе утверждается, что решение было обоснованным, и перечисляются дальнейшие действия в силу такого обстоятельства.

Если закупки были отменены, а контрактная служба не внесла в установленный срок информацию в государственный закупочный реестр, виновные должностные лица будут обязаны заплатить штраф до 30 тыс. рублей.

Согласно установленным нормам, заказчик может отменить торги не позже, чем за 5 дней до завершения приема заявок (этот срок сокращается до 2 дней при запросе котировок). Эти нормы допускается не соблюдать только в случае форс-мажорных обстоятельств.

Закон предусматривает отдельный план действий, если бюджетная организация уже разместила данные в ЕИС о предстоящих закупках:

  • оформление решения с отказом;
  • издание приказа;
  • публикация информации в ЕИС и изменение закупочного плана-графика в течение 1 рабочего дня;
  • отправка каждому участнику торгов на электронную почту уведомления об отмене;
  • возврат денежного обеспечения заявок.

Заказчик вправе отказаться при любых торгах, если следовал нормам законодательства. Только если в результате его недобросовестных действий участники потерпели убытки, он обязан ответить по закону. Например, если сроки размещения информации об отмене процедуры закупки по 44-ФЗ были нарушены, ответственным за это должностным лицам грозят штрафные санкции.

Таким образом, заказчик может отменить любой лот по своему усмотрению, но должен действовать при этом в соответствии с законом.

Если у вас остались вопросы о процедуре закупок или порядке их отмены, вы можете проконсультироваться у сотрудников компании ITCOM. Мы можем проанализировать законность каждого конкретного случая и дать независимую профессиональную оценку.

Произошла ошибка!
Попробуйте выполнить действие еще раз

закрыть

Для отмены аукциона по 44-ФЗ в 2020 году заказчику нужно действовать в следующем порядке:

  1. Проанализировать создавшиеся обстоятельства, установить причину, которая будет достаточной для отмены электронного аукциона по 44-ФЗ ввиду его нецелесообразности.
  2. Проверить, сколько времени остается до конечной даты подачи заявок. Если в распоряжении заказчика не менее 5 дней, то можно выносить решение и отменять процедуру. Если же времени недостаточно, то можно внести изменения в аукционную документацию, выбрав для этого достаточно вескую причину. Это можно сделать не позже 2 дней до окончания приема заявок (ч. 6 ст. 63 44-ФЗ). В результате такого шага у заказчика будет еще как минимум два дня, в течение которых можно завершить процедуру отмены, потому что перенести дату окончания подачи предложений можно на 7 дней и более.
  3. Оформить документы: решение об отмене аукциона по 44-ФЗ и соответствующий приказ. Иногда заказчики составляют только один из данных документов, но поскольку любые действия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, лучше оформлять бумаги в полном объеме.
  4. Разместить в Единой информационной системе информацию относительно отмены закупки. Это должно быть сделано в тот же день, когда принимается решение. В обязанности оператора электронной площадки входит донесение данной информации всем участникам электронного аукциона. Как только заказчик принял решение отменить процедуру и опубликовал извещение, он не может получить доступ к заявкам участников.
  5. Внести корректировки в план-график. На это заказчику дается один рабочий день после того, как принято решение об отмене электронного аукциона.

Законом предусмотрены минимальные сроки для отмены электронного аукциона и электронного конкурса – 5 дней до окончательной даты приема заявок. Для запроса котировок этот срок составляет 2 дня. Также законом установлен еще один временной промежуток – оператору электронной площадки дается один час после размещения заказчиком извещения об отмене электронного аукциона на то, чтобы вернуть заявки всем участникам.

Только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы решение об отмене аукциона заказчиком по 44-ФЗ может быть принято позже указанного пятидневного срока. Характеристика подобных обстоятельств дается в статье 401 Гражданского кодекса РФ. Имеются в виду события, которые нельзя предотвратить и избежать. Подобный форс-мажор позволяет заказчику принять решение об отмене аукциона по 44-ФЗ на любом этапе процедуры, пока не подписан контракт.

Организатор закупки при ее отмене должен правильно оформить все документы. В том числе нужно внести изменения в план-график. Возможно, понадобится выбирать поставщика другим способом, это тоже должно быть отражено в планах.

Поставщики извещаются об отмене закупки, одновременно с этим оператор электронной площадки разблокирует их средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, и возвращает владельцам.

Потенциальные поставщики, которым довелось участвовать в отмененном аукционе, нередко задаются вопросом о возможности взыскания компенсации с заказчика за собственные потраченные впустую время и усилия. В законе не предусмотрена никакая ответственность заказчика за отмену процедуры, если он при этом в точности выполнил регламент и уложился в сроки.

Безусловно, подразумевается, что закупка не состоялась по объективной причине. Если же в действиях организатора аукциона имеются признаки недобросовестности, то участники процедуры имеют право обращаться с жалобой в контролирующие органы и суд, требуя возмещения убытков.

К сожалению, в ходе практической реализации государственных закупок нередко имеют место всевозможные нарушения прав потенциальных поставщиков. Заказчик может необоснованно не принять заявку, не допустить участника к торгам.

Экономические агенты, чьи права были нарушены, вправе отстаивать свои интересы в суде. Если суд признает обоснованность претензий истца, то будет вынесено решение о признании закупки недействительной на основании ст. 449 Гражданского кодекса РФ. Поэтому заказчику очень важно корректно действовать при необходимости отмены аукциона по 44-ФЗ, а также при принятии решения недопуска участников к торгам.

Закупка может быть отменена при следующих нарушениях:

  • Предметом сделки являлась реализация госимущества, при этом был нарушен срок приема предложений.
  • Заявка участника не была принята без объективной причины.
  • Победитель конкурентной процедуры установлен с нарушением правил.

Если участник считает, что в ходе аукциона были нарушены его права, то он может для защиты собственных интересов обращаться в любую контролирующую инстанцию. В законе 44-ФЗ данные функции возложены в первую очередь на антимонопольную службу, а также на общественные организации и объединения юридических лиц. Участники могут обращаться в любую указанную инстанцию либо в суд в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 и обжаловать решение заказчика.

Претензии могут быть предъявлены к действиям или бездействию заказчика, уполномоченного им органа, закупочной комиссии либо отдельных ее членов, должностных лиц организатора закупки, оператора электронной торговой площадки.

Уважаемые коллеги и участники процесса закупок, в следующей серии статей намерены поделиться с Вами своим положительным опытом осуществления государственных закупок. Уровень сложности практических ситуаций разный, поэтому и информацию будем освещать как для начинающих специалистов, так и для опытных коллег.

В недавнем прошлом столкнулся с такой ситуацией — время 16 часов, звонит весьма опытная коллега и объясняет ситуацию: вчера поступил запрос на разъяснения по электронному аукциону, размещенному по Закону 44-ФЗ, руки в силу загруженности))), до него дошли только сейчас, проверила документацию, обнаружила серьезные противоречия в техническом задании, достаточные для сноса закупки, (срыв сроков, административная ответственность), а так же некорректно указан код каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), в запросе приводится другой код КТРУ, который полностью соответствует предполагаемому к приобретению оборудованию.

На запрос советую не отвечать, поступил с нарушением сроков и терять на него время не целесообразно, да и закупку все равно надо отменять, т.к. первые четыре цифры кода ОКПД 2 (составляющий первую часть КТРУ) фигурируют в идентификационном коде закупке (ИКЗ), который формируется из позиции плана-графика и изменить его можно, только отменив закупку, отменив позицию плана-графика, добавив новую позицию плана-графика и опубликовав закупку с новым ИКЗ и кодом ОКПД 2. Выясняется еще одна проблема, окончание подачи заявок послезавтра.

А в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона 44-ФЗ, отменить электронный аукцион можно не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие.

Ситуация осложнялась еще и тем, что закупка была размещена через уполномоченный орган. При всей опытности, коллега решила, что решения нет! Сроки! «Уполномочка»! Конец рабочего дня…

Совет был такой: вноси изменения в документацию, продлевай сроки подачи заявок и этим же днем, а если не получится в следствии перечисленных выше временных причин, то на следующий день отменяй закупку, т.к. до конца подачи заявок будет уже более 5 дней.

В соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона 44-ФЗ Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Изменения в законодательстве по 44-ФЗ в первом полугодии 2021 года

  1. ОТМЕНА ФОРМЫ 2 ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ
  2. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ
  3. КАК ОПИСАТЬ ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ
  4. ПОДГОТОВКА ЗАЯВКИ. УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ
  5. ЗАКАЗЧИКАМ И УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ
  6. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ КОД ЗАКУПКИ
  7. ЗАКУПКИ ПО 44 ФЗ
  8. ЗАКУПКИ ПО 44 ФЗ и 223 ФЗ
  9. ОТКЛОНЕНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ в 2020 году
  10. ГОСЗАКУПКИ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ

В соответствии с 44-ФЗ заказчик в праве отказаться в проведении объявленной закупки, соблюдая установленные сроки. Статья 36 ФЗ 44 регламентирует общий порядок отказа от всех способов отбора контрагентов, кроме запроса предложений. Согласно законодательству заказчик вправе отменить определение поставщика товаров или услуг для выполнения контракта не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок.

Если торги проводятся в форме запроса котировок, то сроки устанавливаются не позднее 2-х дней.

После истечения данного периода, отмена электронный аукцион по 44 ФЗ возможна только ввиду возникновения обстоятельств непреодолимой силы, т.е. в случае форс-мажора. Обстоятельства, подходящие под это определение, регулируются гражданским законодательством, а именно в п. 3 ст. 401 ГК РФ.

  1. решение об отмене;

  2. приказ об отмене.

Рассмотрим, что представляет собой Решение — в нем отражается сам факт принятия данного действия и указываются причины по котором оно было принято.

Второй документ — это Приказ. В нем отражается, что решение было принято обоснованно, а также указываются дальнейшие действия, следующие из данного обстоятельства.

Причинами данного решения могут послужить разные факторы:

  • заказчик может решить, что выбор поставщика данным способом является нецелесообразным
  • или может оказаться, что нет достаточного финансирования на заключение контракта.

В таких случаях заказчик может отменить закупки не позднее 5 дней до окончания приема заявок.

Но случаются также форс-мажорные обстоятельства. Рассмотрим конкретнее, что именно можно отнести к таким случаям.

В Гражданском кодексе России есть статья, дающая определение непреодолимой силы, а именно ст. 401 ГК РФ.

В ней сказано, что к данному понятию можно отнести необратимые чрезвычайные обстоятельства, которых невозможно избежать или предотвратить в данных условиях. Конкретно сформулированного списка случаев, подходящих под понятие непреодолимой силы в кодексе не предусмотрено, ограничено лишь общим определением.


Отклонение заявки на участие в аукционе по 44-ФЗ

Обеспечение заявки по 44 ФЗ

Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Регламентация отмены аукциона по решению заказчика

Аукцион может быть отменён не только из-за форс-мажора, но и при необходимости заказчика изменить существенные условия контракта, в том случае, если времени на внесение правок в закупочную документацию уже не хватает.

  1. Основной причиной выступает сокращение финансирования заказчика, в результате которого он не способен оплатить заключаемый контракт. Несмотря на то, что причина весомая, она так же, как и другие, требует соблюдения сроков.
  2. Ещё один вариант — исчезновение надобности в поставке тех или иных товаров, проведении работ или оказании услуг — проведение закупки в такой ситуации становится нецелесообразным, что ведёт к неэффективному расходованию бюджетных средств. Это может произойти ввиду разных обстоятельств, например, в результате изменения государственных программ.
  3. Помимо указанных причин, аукцион может быть прекращён по решению ФАС либо суда при наличии нарушений в порядке проведения закупки либо в случае, если сама процедура нарушает закон, а также по результатам общественного обсуждения.

Перечень оснований является открытым — при возможности обосновать необходимость отмены аукциона заказчик может указать любую другую причину.

По общему требованию заказчик вправе объявить об отмене в срок не позднее, чем за пять рабочих дней до окончания приёма заявок.

При возникновении обстоятельств непреодолимой силы не позднее, чем за два дня до окончания приёма заявок, заказчик может указать такие причины в закупочной документации, в связи с чем срок приёма заявок будет продлён ещё на семь дней, что является достаточным периодом для отказа от торгов по общему правилу.

Отказ от проведения аукциона по 44-ФЗ осуществляется в следующем порядке:

  1. Заказчик определяет причину и фиксирует её в документации не позднее, чем за пять дней до окончания приёма заявок.
  2. Формируется приказ об отказе от проведения закупочной процедуры.
  3. Извещение публикуется в ЕИС.
  4. В план-график заказчиком вносятся соответствующие правки с указанием причин отказа от аукциона.

После публикации извещения оператор ЭТП должен направить соответствующее уведомление о прекращении проведения аукциона по указанным заказчиком обстоятельствам всем лицам, подавшим заявки.

Решение о прекращении закупки, формируемое на первом этапе, и приказ об отмене — разные акты заказчика.

Решение фиксирует лишь факт, в то время как приказ содержит полную информацию о заказчике, закупке и причинах её отмены, а также иные значимые сведения.

По результатам отказа от проведения закупки заказчик может подлежать гражданской ответственности в том случае, если он нарушил сроки, из-за чего поставщик понес убытки.

Если процедура была произведена с соблюдением сроков, заказчик не несёт ответственности перед поставщиком. Кроме того, после этого он может провести закупку в иной форме.

Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса. В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».1

В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года.

Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги.

Положения федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны был вступить в силу еще 1 июля 2020, однако, дату вступления прописанных в нем изменений отложили до 1 апреля 2021 года. Основные изменения, описанные в данном законе, касаются запроса котировок в электронной форме и нового вида закупок у единственного поставщика, так называемых электронных закупок «с полки».

Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей).

Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются.

Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

Закупка будет проходить в следующем порядке.

Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать.

Предварительное предложение должно будет содержать в себе:

  • наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ);
  • единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
  • цену (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
  • наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
  • минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара;
  • информацию и документы, которые участник обычно подает для участия в конкурентных способах закупок (например, декларация соответствия единым требованиям и др).

Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки.

В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя.

В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен.

Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах.

С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ.

Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок.

Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:

  1. Оптимизация способов закупок: существенно сократят количество способов закупок. Оставят только электронный аукцион, электронный конкурс, новый запрос котировок в электронной форме, электронные закупки «с полки» и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  2. Исключение документации о закупке при проведении вышеперечисленных конкурентных способов закупки. Реализация повлечет формирование одного документа о закупке (извещения) вместо двух документов (извещения и документации), при этом проект контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, описание объекта закупки будут размещаться заказчиком в составе извещения.
  3. Введение универсальной стоимостной предквалификации (с сохранением специальной предквалификации по отдельным закупкам). Предусматривается необходимость наличия у участника закупки опыта исполнения любого государственного, муниципального контракта для участия в закупке с ценой от 20 млн. рублей (на 20 % от начальной (максимальной) цены проводимой закупки). Данные изменения направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.
  4. Расширение круга участников закупки, которые вправе заключить контракт при уклонении победителя. По электронным закупкам обязаны заключить контракт как минимум первые 3 участника закупки (остальные обязаны, если не отзовут свою заявку). При проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом участники закупки, за исключением первых трех, вправе отозвать заявки и не заключать контракт с заказчиком. Такой подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного ее осуществления.
  5. Внедрение не только электронного актирования, но и электронного документооборота при расторжении контракта, а также при включении поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
  6. Установление условия о том, что взыскание заказчиком обеспечения исполнения контракта допускается не автоматически при расторжении контракта в одностороннем порядке, а только в случае включения ФАСом России поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.2

Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года.

Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3

Заказчик может законно отказаться от реализации закупки посредствам электронного аукциона при следующих обстоятельствах:

  1. Нехватка финансирования для оплаты товаров или услуг, которые планировалось закупить.
  2. Принятие решения о том, что выбранный способ закупки нецелесообразен.
  3. Изменение муниципальной или государственной программы, для реализации которой планировалось провести закупку.
  4. Изменение обстановки на рынке, что может спровоцировать закупку товаров низкого качества по завышенной цене.
  5. Форс-мажор. Это понятие устанавливается 401 статьей ГК РФ. Под форс-мажором понимаются чрезвычайные обстоятельства, которые невозможно предотвратить или избежать.

В таких случаях закупка путем проведения электронного аукциона может быть отменена заказчиком. При этом все поданные заявки аннулируются. Деньги, зарезервированные на счетах участников в качестве обеспечения заявки, возвращаются на их счета.

Порядок отмены закупки устанавливается 36 статьей 44-ФЗ. Такое решение может быть принято заказчиком не позднее, чем за пять дней до даты окончания приема предложений потенциальных поставщиков. При этом в ЕИС должно быть вывешено официальное постановление об отмене реализации электронного аукциона. Это должно быть сделано в тот же день, в который решение принято. После этого заказчик не вправе просматривать содержимое уже поданных участниками заявок.

Если заказчик не уложился в установленные сроки, то отмена закупки возможна только при чрезвычайных обстоятельствах. Такое правило установлено частью 2 36 статьи 44-ФЗ. Аукцион считается отмененным с момента размещения в ЕИС документа о его аннулировании.

Для того чтобы аннулировать проведение электронного аукциона заказчик обязан соблюсти определенную процедуру. Она будет состоять из следующих этапов:

  1. В первую очередь заказчик должен оформить свое решение в письменном виде. В документе прописывается непосредственно факт принятия решения, а также причины, которые легли в основу этого действия.
  2. Заказчик оформляет приказ об отмене электронного аукциона. В нем должны содержаться реквизиты вынесенного решения, прописаны дальнейшие мероприятия, которые вытекают из этого действия.
  3. Организатор закупки размещает информацию об отказе от проведения закупки в ЕИС. С этого момента аукцион будет считаться отмененным. Заказчик кроме этого обязан уведомить о своих действиях всех участников, которые подали свои предложения.
  4. Заказчик обязан внести корректировки в свой план-график. При этом информация о причине внесения изменений фиксируется в столбце 14 документа, составленного в соответствии с требованиями приказа Правительства РФ за номером 761/20н от 10.06.2013г. Внесение изменений в план-график должно быть осуществлено в течение следующего рабочего дня с момента принятия решении об аннулировании аукциона.

При нарушении порядка проведения отмены закупочной процедуры на заказчика накладывается штраф в установленном размере.

После того как оформлено решение об отмене аукциона электронная торговая площадка, на которой планировалось проведение аукциона, рассылает всем участникам соответствующие уведомления. Такие сообщения отправляются в личный кабинет на ЭТП, а также на адрес электронной почты, зарегистрированный в системе. Обязательно указываются причины принятия решения. Деньги, заблокированные площадкой в качестве обеспечения исполнения заявки, размораживаются и становятся доступными для дальнейшего использования участниками.

Заказчик не несет никакой ответственности перед потенциальными поставщиками в случае отмены электронного аукциона. Это законодательно закреплено в части 4 статьи 36 44-ФЗ. Исключением из этого правила становятся лишь случаи, когда участник понес убытки в результате недобросовестного поведения заказчика. В такой ситуации поставщик может обратиться в суд с просьбой возмещения понесенных убытков.

Организатор электронного аукциона может беспрепятственно отменить закупку только в том случае, если соблюдаются все регламентированные сроки. В противном случае для принятия такого решения потребуются очень веские основания. Воспрепятствовать действиям заказчика в такой ситуации участник закупки никак не может.

Все о торгах по 44 ФЗ в 2021 году

Торги 2021 по 44 ФЗ ждут изменения в процедурах и законодательной базе. Большая часть этих изменений уже вступила в силу с 1 января 2021. Часть новых положений изменённого законодательства вступит в силу в течение наступившего года – в апреле, июле, октябре.

Большое влияние на всю систему госзакупок и электронных торгов оказала конечно же пандемия коронавируса. Все привычные процессы пришлось подгонять под особенности сложившейся ситуации. Меньше чем за год в процедуры госторгов было внесено изменений больше, чем за предыдущие несколько лет.

Однако, нельзя сказать, что это не пошло на пользу всей системе. Определённые полезные вещи наконец-то были воплощены в жизнь, они упростили и облегчили процесс госторгов – например, стало возможным подписывать протоколы аукционов удалённо, изменять условия контрактов. Но при этом и контроль стал более жестким и бОльшее количество процедур теперь подлежит обязательному согласованию.

Помимо поправок, внесенных в законодательство о госзакупказ в 2020 году, будут и изменения в 2021 году. Рассмотрим более подробно, в чём заключаются основные изменения в законодательстве о госзакупках 2021 года, с какого времени они вступают в силу и каким образом на них следует реагировать всем заинтересованным сторонам.

При несостоявшемся электронном аукционе госзаказчик:

  • заключает договор с единственным поставщиком, если он определен;
  • проводит торги заново, если победителя нет.

Новую процедуру проводят в формате запроса предложений или другим способом на усмотрение заказчика.

Заказчик продлевает срок приема заявок на четыре дня при отсутствии предложений или отклонении всех участников. Если предложения все равно не поступят, то проводят повторный запрос котировок.

Если определен единственный участник, то с ним заключат договор.

Если предложений не поступило или всех участников отклонили, то заказчик вносит изменения в план-график и проводит процедуру заново или по согласованию с ФАС проводит закупку у единственного поставщика.

Если подана только одна заявка или допущен только один поставщик, с ним могут заключить контракт как с единственным поставщиком.

44-ФЗ версии 2021 для поставщика

  1. Количество конкурентных способов сократится ‎до трех: аукцион, конкурс и запрос котировок – все в электронной форме.
    Для последнего отменят максимальный годовой объем закупок, ограничивающий его применение, и введут требование об обеспечении заявок. Для электронного аукциона установят предельный срок – не более 3 часов.
  2. Утвердят единую форму заявок и извещений для всех конкурентных способов. Унифицируют сроки их размещения, рассмотрения, разъяснения, изменения.
    Больше никаких отдельных документов – техзадание, обоснование цены и другая дополнительная информация будет включена в электронную форму извещения в ЕИС.
  3. Унифицируют случаи признания процедур несостоявшимися. Не надо будет проводить повторную процедуру.
    Вторые номера будут обязаны подписывать контракт при уклонении победителя. Заказчикам дадут право заключать контракт с третьим номером и последующими. Однако участники, начиная с четвертого номера, смогут в этом случае отказаться.
  4. Доработают процедуру совместных закупок. Их смогут проводить даже организации из разных регионов. Утратит силу подробный Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов, вместо него в самом 44-ФЗ введут исчерпывающие требования.
  5. Упростят механику получения учреждениями УИС и организациями инвалидов преимуществ при закупках. Запретят смешивать в одном тендере лоты, входящие и не входящие в перечень ТРУ, при закупках которых предоставляются такие преимущества.
  6. Срок обмена информацией между банками и ЭТП сократят до часа. Это, например, позволит ускорить аукционы на строительство капобъектов с 4 часов до 2.
    Обеспечение заявки банк будет блокировать уже при ее подаче, а не после окончания срока приема. Это даст участникам время пополнить спецсчет, если средств не хватает. Заблокированные для торгов средства запретят взыскивать по другим обязательствам поставщика.
  7. В тендерах дороже 20 миллионов смогут участвовать только поставщики с опытом исполнения госконтракта на сумму не меньше 20% от НМЦК. Предмет контракта не имеет значения.
  1. В законе закрепят понятие «строительство под ключ», включающее проектирование, строительство и поставку оборудования. Урегулируют исполнение таких контрактов.
  2. В качестве объекта закупки разрешат указывать составление сметы ‎на капремонт.
  1. Заказчики смогут изменять существенные условия в случаях, предусмотренных подпунктами а-в пункта 1 части 1 статьи 95 44-ФЗ, независимо ‎от того, предусмотрена ли такая возможность ‎закупочной документацией.
  2. Формирование документов о приемке окончательно перейдет в электронный вид в ЕИС.
  3. Предусмотрят возможность расторгать контракты онлайн, через ЕИС. Это ускорит процесс и гарантирует надлежащее уведомление поставщика о расторжении.
  1. Жаловаться можно будет через ЕИС.
  2. Решения о включении поставщиков в РНП тоже будут доступны ‎в электронном виде в ЕИС.
  3. Для подачи жалобы во время подачи заявок участник должен пройти «универсальную стоимостную предквалификацию». То есть обжаловать тендер дороже ‎20 миллионов сможет только поставщик, исполнивший контракт на сумму не менее ‎20% от НМЦК такой закупки.
  4. В отношении банков, при реализации ими 44-ФЗ, разрешат подачу жалоб и проведение проверок.
  • Сфера применения настоящего Федерального закона

    • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

    • 1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

    • 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

    • 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;

    • 4) особенностей исполнения контрактов;

    • 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

    • 6)аудитав сфере закупок товаров, работ, услуг;

    • 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

    • 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

    • 1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

    • 2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”;

    • 3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;

    • 4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;

    • 5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”;

    • 6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также при подготовке проведения общероссийского голосования;

    • 7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, при подготовке проведения общероссийского голосования, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;

    • 8) утратил силу с 31 июля 2018 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 266-ФЗ;

    • 9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, при подготовке проведения общероссийского голосования;

    • 10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

    • 11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

    • 3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.

  • Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

    • 1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

    • 2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее – нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

    • 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

    • 4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    4.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

  • Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    • 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    • 1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

    • 2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

    • 3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

    • 4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

    • 5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

    • 6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

    • 7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

    • 8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;


    Похожие записи:

Добавить комментарий