Ст 383 ТК РФ 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 383 ТК РФ 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах установлен помимо Трудового кодекса и иных федеральных законов также Гражданским процессуальным кодексом РФ.

При обращении в суд необходимо соблюдать сроки, установленные статьей 392 Кодекса, в соответствии с которой работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель вправе обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда. Пропущенные по уважительным причинам сроки обращения в суд могут быть восстановлены судом. При этом работники, обращающиеся в суд, освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК).

Порядок реализации решений, принятых комиссиями и судами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, определен статьями 394 — 397 Кодекса (см. комментарий к ним).

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров — это процедура их разбирательства, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

2. Каждый юрисдикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью — см. о ней комментарий к ст. 385 ТК РФ) является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется нормами главы 60 ТК РФ (ст. 383 — 390).

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390 — 397 главы 60 ТК РФ и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством. Под иными федеральными законами имеются в виду законы, которые устанавливают альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров, когда работнику предоставлено право обратиться в вышестоящий орган или в суд либо после обращения в вышестоящий орган, и не получив удовлетворяющего его решения, подать иск в суд. Такой спор не подведомствен КТС.

3. Часть 2 ст. 383 ТК РФ предусматривает, что особенности рассмотрения трудовых споров некоторых категорий работников устанавливаются федеральными законами.

Так, особенности порядка разрешения индивидуальных служебных (а по сути — трудовых) споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Исходной базой для него послужила глава 60 ТК РФ. В этом Законе сформулировано понятие индивидуального служебного спора (в основу которого положено понятие индивидуального трудового спора, данное в ст. 381 ТК РФ), определены органы, которым предоставлено право такие споры рассматривать, порядок обращения, рассмотрения, принятия решений по спорам и исполнения решений, принятых специально для этого создаваемыми комиссиями.

Названный Закон признает органами, полномочными рассматривать индивидуальные служебные споры, комиссию государственного органа по служебным спорам и суд (см. гл. 16). Тем самым рассмотрение трудовых (служебных) споров государственных гражданских служащих вышестоящими органами отменено.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792) установил особенности порядка рассмотрения трудовых споров для судей РФ. Для прокурорских работников эти особенности (с точки зрения подведомственности их трудовых споров) установлены Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472).

4. В соответствии со ст. 6 ТК РФ порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (как и коллективных) относится к предмету ведения федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 383 ТК РФ уточняет, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется этим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются также только федеральными законами.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС регулируется ст. ст. 385, 387 — 389 ТК; в суде — ст. ст. 391 — 397 ТК.


О разрешении индивидуальных трудовых споров работников, работих у работодателей — физических лиц, см. коммент. к ст. 308 ТК; о рассмотрении индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций — коммент. к ст. 348 ТК.


Согла п. п. 8, 9 ст. 5 Закона о статусе судей решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный названным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением установленного порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

В случае несогласия председателя соответствующего суда с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи он в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей 2/3 голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.


Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. На овании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, ованием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья; образования. Часть 2 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Ряд норм ГПК РФ ориентирован исключительно на рассмотрение трудовых споров. Так, ч. 3 ст. 45 ГПК РФ закрепляет, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Приказом Генпрокуратуры России от 26.04.2012 N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» установлено: считать, что овными обязанностями прокуроров, обеспечивих участие в гражданском процессе, являются вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами.

[Трудовой кодекс] [Часть пятая] [Раздел XIII] [Глава 60]

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года»

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров осуществляется комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 383 ТК РФ).

Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).

«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года»

Индивидуальные трудовые споры, включая споры между акционерным обществом и его бывшим генеральным директором (единоличным исполнительным органом) о восстановлении на работе, вытекающие из трудовых отношений, в силу положений ст. 382, 383 и 391 Трудового кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции. Указанные нормы в связи с принятием Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменений не претерпели.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.01.2013 N 101-О

Вместе с тем, гарантируя работнику защиту трудовых прав, в том числе путем разрешения индивидуальных трудовых споров, федеральный законодатель предусматривает порядок рассмотрения таких споров (статья 383 Трудового кодекса Российской Федерации), соблюдение которого обязательно как для работодателя, так и для работника.

«Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений спортсменов и тренеров»

В соответствии с частью второй статьи 383 ТК РФ особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами.

Глава 54.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров» не содержит положений, допускающих возможность передачи индивидуального трудового спора, одной из сторон которого является спортсмен, на рассмотрение третейского суда.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.05.2018 N 81-КГ18-4

Согласно части 1 статьи 383 Трудового кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется названным Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дела по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС регулируется ст. ст. 385, 387 — 389 ТК; в суде — ст. ст. 391 — 397 ТК.

2. О разрешении индивидуальных трудовых споров работников, работающих у работодателей — физических лиц, см. коммент. к ст. 308 ТК; о рассмотрении индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций — коммент. к ст. 348 ТК.

3. Согласно п. п. 8, 9 ст. 5 Закона о статусе судей решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный названным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением установленного порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

В случае несогласия председателя соответствующего суда с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи он в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей 2/3 голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

4. Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья; образования. Часть 2 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Ряд норм ГПК РФ ориентирован исключительно на рассмотрение трудовых споров. Так, ч. 3 ст. 45 ГПК РФ закрепляет, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Приказом Генпрокуратуры России от 26.04.2012 N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» установлено: считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами.

Статья 122 ГПК РФ устанавливает требования, по которым выдается судебный приказ; к ним отнесены: требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику; требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а дела о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются судом до истечения одного месяца со дня поступления заявления.

На основании ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе.

5. Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие Постановления Пленума ВС РФ:

— от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»;

— от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ»;

— от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»;

— от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Положения, содержащиеся в постановлениях Пленума ВС РФ, раскрывают оценочные понятия, используемые законодателем, конкретизируют правовые нормы, определяющие порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде.

В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 раскрывается, что относится к ува��ительным причинам пропуска срока обращения в суд со стороны работника (болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжело больным членом семьи).

Статья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров (действующая редакция)

Если у вас остались вопросы по статье 383 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 60] [Статья 383]

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

  • Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год
  • Дистанционный труд в локальных документах организации: пошаговый план для работодателя
  • Роструд о порядке изменения трудовых отношений при оргизменениях и реорганизации

1. Статья 209 “Основные понятия”

Добавлено новое понятие – “опасность”:

“Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.”

Кроме того, в проекте отмечается, что безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:

“Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.”

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Трудовое законодательство в 2021 году: основные изменения

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

С 01.01.2021 года вступает в силу Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях» (далее – ФЗ № 407). Данный закон вносит ряд поправок в Гл. 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 14, ст. 1668; N 52, ст. 6986; 2014, N 30, ст. 4217; 2019, N 14, ст. 1461), посвящённую правовому регулированию труда дистанционных работников.

Проанализировав текст ФЗ № 407, хотелось бы обратить внимание на следующие, наиболее существенные его моменты.

1. Уточняется понятие «дистанционной (удалённой») работы.

Так, начиная с 01.01.2021 г. под ней будет пониматься выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования (ст. 312.1 ТК РФ в будущей редакции).

2. Трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).

3. Для целей Гл. 49.1 ТК РФ под дистанционным работником теперь будет пониматься работник, заключивший трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору, указанные в части второй статьи 312.1, а также работник, выполняющий трудовую функцию дистанционно в соответствии с локальным нормативным актом, принятым работодателем в соответствии со статьей 312.9 ТК РФ.

4. Статьёй 312.3 ТК РФ в будущей редакции, закрепляются особенности порядка взаимодействия дистанционного работника и работодателя.

Так, например, при заключении в электронном виде трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам, договоров о материальной ответственности, ученических договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, а также при внесении изменений в эти договоры (дополнительные соглашения к трудовым договорам) и их расторжении путем обмена электронными документами используются усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и усиленная квалифицированная электронная подпись или усиленная неквалифицированная электронная подпись работника в соответствии с законодательством Российской Федерации об электронной подписи.

В иных случаях взаимодействие дистанционного работника и работодателя, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, может осуществляться путем обмена электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме, предусмотренной коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору и позволяющей обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.

5. Хорошей новостью для работников является то, что, начиная с 01.01.2021 года, время взаимодействия дистанционного работника с работодателем будет включаться в рабочее время, а выполнение работником трудовой функции дистанционно не сможет являться основанием для снижения ему заработной платы. (абз. 6 ст. 312.4, ст. 312.5 ТК РФ в новой редакции).

6. Новая редакция ФЗ № 407 также обязывает работодателя обеспечивать дистанционного работника необходимыми для выполнения им трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, а также позволяет работнику, с согласия или ведома работодателя и в его интересах, использовать для выполнения трудовой функции принадлежащие работнику или арендованные им оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства с получением соответствующей компенсации за их использование в порядке, сроки и размерах, которые определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров — это процедура их разбирательства, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

§ 2. Каждый юрисдикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью — см. о ней комментарий к ст. 385 ТК) является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется нормами главы 60 ТК (ст. 383 — 390).

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390 — 397 главы 60 ТК и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством. Под иными федеральными законами имеются в виду законы, которые устанавливают альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров, когда работнику предоставлено право обратиться в вышестоящий орган или в суд либо после обращения в вышестоящий орган, и не получив удовлетворяющего его решения, подать иск в суд. Такой спор не подведомствен КТС.

  • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
  • Приказ ФНС России от 13.11.2020 N ЕД-7-14/820@ (ред. от 18.01.2021)
  • Приказ Минкультуры России от 22.11.2013 N 1932 (ред. от 18.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фристайлу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0510003611Я
  • Приказ Минкультуры России от 04.12.2020 N 1564 (ред. от 15.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по судомодельному спорту на 2020 год. Номер-код вида спорта: 1510001411Я
  • Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного надзора в сфере образования
  • Приказ Минкультуры России от 13.11.2020 N 1429 (ред. от 14.01.2021)
  • Приказ Минкультуры России от 11.11.2020 N 1399 (ред. от 14.01.2021)
  • Приказ Росстата от 29.11.2019 N 724 (ред. от 13.01.2021)
  • Трудовой кодекс РФ

    1 ТК РФ статья: 1 — 14

    2 ТК РФ статья: 15 — 22

    3 ТК РФ статья: 23 — 28

    4 ТК РФ статья: 29 — 34

    5 ТК РФ статья: 35 — 35.1

    6 ТК РФ статья: 36 — 39

    7 ТК РФ статья: 40 — 51

    8 ТК РФ статья: 52 — 53

    9 ТК РФ статья: 54 — 55

    10 ТК РФ статья: 56 — 62

    11 ТК РФ статья: 63 — 71

    12 ТК РФ статья: 72 — 76

    13 ТК РФ статья: 77 — 84.1

    13 ТК РФ статья: 85 — 90

    14 ТК РФ статья: 91 — 99

    16 ТК РФ статья: 100 — 105

    17 ТК РФ статья: 106 — 107

    18 ТК РФ статья: 108 — 113

    19 ТК РФ статья: 114 — 128

    20 ТК РФ статья: 129 — 132

    21 ТК РФ статья: 133 — 158

    22 ТК РФ статья: 159 — 163

    23 ТК РФ статья: 164 — 165

    24 ТК РФ статья: 166 — 169

    25 ТК РФ статья: 170 — 172

    26 ТК РФ статья: 173 — 177

    27 ТК РФ статья: 178 — 181.1

    28 ТК РФ статья: 182 — 188

    29 ТК РФ статья: 189 — 190

    30 ТК РФ статья: 191 — 195

    31 ТК РФ статья: 195.1 — 197

    32 ТК РФ статья: 198 — 208

    33 ТК РФ статья: 209 — 210

    34 ТК РФ статья: 211 — 215

    35 ТК РФ статья: 216 — 218

    36 ТК РФ статья: 219 — 231

    37 ТК РФ статья: 232 — 233

    38 ТК РФ статья: 234 — 237

    39 ТК РФ статья: 238 — 250

    40 ТК РФ статья: 251 — 252

    41 ТК РФ статья: 253 — 264

    42 ТК РФ статья: 265 — 272

    43 ТК РФ статья: 273 — 281

    44 ТК РФ статья: 282 — 288

    45 ТК РФ статья: 289 — 292

    46 ТК РФ статья: 293 — 296

    47 ТК РФ статья: 297 — 302

    48 ТК РФ статья: 303 — 309

    48.1 ТК РФ статья: 309.1 — 309.2

    49 ТК РФ статья: 310 — 312

    49.1 ТК РФ статья: 312.1 — 312.5

    50 ТК РФ статья: 313 — 327

    50.1 ТК РФ статья: 327.1 — 327.7

    51 ТК РФ статья: 328 — 330

    51.1 ТК РФ статья: 330.1 — 330.5

    52 ТК РФ статья: 331 — 336

    52.1 ТК РФ статья: 336.1 — 336.3

    53 ТК РФ статья: 337 — 341

    53.1 ТК РФ статья: 341.1 — 341.5

    54 ТК РФ статья: 342 — 348

    54.1 ТК РФ статья: 348.1 — 348.12

    55 ТК РФ статья: 349 — 351.5

    56 ТК РФ статья: 352

    57 ТК РФ статья: 353 — 369

    58 ТК РФ статья: 370 — 378

    59 ТК РФ статья: 379 — 380

    АПК РФ

    Бюджетный кодекс РФ

    Водный кодекс РФ

    Воздушный кодекс РФ

    Градостроительный кодекс РФ

    Гражданский кодекс РФ

    ГПК РФ

    Жилищный кодекс РФ

    Земельный кодекс РФ

    КоАП РФ

    Лесной кодекс РФ

    Налоговый кодекс РФ

    Семейный кодекс РФ

    Таможенный кодекс ЕАЭС

    Трудовой кодекс РФ

    Уголовный кодекс РФ

    Конституция РФ

    44-ФЗ

    Об ипотеке

    О приватизации

    Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2019 N 305-ЭС18-22220 по делу N А41-21692/2018

    Суды первой инстанции и апелляционной инстанции, сославшись на статьи 164, 168, 307, 309, 310, 328, 382, 383, 388, 389, 433, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), часть 2 статьи 6, статью 17 Закона N 214-ФЗ, статью 6 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителя», разъяснения, приведенные в пунктах 2, 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» (далее — постановление Пленума N 54), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска исходя из следующего: согласно части 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации; договор уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, зарегистрированному в установленном законом порядке, также подлежит государственной регистрации; по смыслу пункта 3 статьи 433 ГК РФ в отсутствие государственной регистрации договор об уступке права требования неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого строительства не влечет юридических последствий для третьих лиц; поскольку договор уступки от 06.02.2018 N 13С-19/18 не зарегистрирован в установленном порядке, у предпринимателя отсутствуют предусмотренные Законом N 214-ФЗ основания для предъявления требования о взыскании неустойки и штрафа.

    Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2019 N 306-ЭС18-26294 по делу N А57-17489/2016

    Удовлетворяя заявление Администрации, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 382, 383, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из исполнения договоров цессии, заключенных между Администрацией (цессионарием) и работниками должника (цедентами), что повлекло материальное правопреемство в гражданско-правовом отношении, являющееся в силу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для осуществления процессуальной замены кредитора в реестре требований кредиторов. При этом суд первой инстанции отметил, что замена в реестре требований кредиторов второй очереди физических лиц — работников должника на Администрацию не приведет к изменению объема прав и не переведет Администрацию в разряд конкурсных кредиторов, кроме того такая замена не нарушит прав должника и других кредиторов, так как общий размер и очередность погашения имевшейся у должника задолженности не изменяются.

    Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 5-КГ19-14

    При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции помимо вышеизложенных обстоятельств должен учесть разъяснения, содержащиеся в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которым права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда и на получение предусмотренного пунктом 3 статьи 16.1 Закона об ОСАГО и пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей штрафа, а также права потребителя, предусмотренные пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей, не могут быть переданы по договору уступки требования (статья 383 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (с изменениями на 29 декабря 2020 года)

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 97-ФЗ (Российская газета N 137, 27.07.2002);

    В новой редакции статьи 312.1 ТК РФ сказано:

    Дистанционной (удаленной) работой (далее — дистанционная работа, выполнение трудовой функции дистанционно) является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей связи общего пользования.

    Определено, что трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего 6 месяцев, либо периодически при условии чередования дистанционной работы и работы на стационарном рабочем месте).

    Статьей 312.9 ТК установлен порядок временного перевода сотрудника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях. Установлено, что работника допускается временно перевести по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев):

    • катастрофы природного или техногенного характера;
    • производственной аварии;
    • несчастного случая на производстве;
    • пожара;
    • наводнения;
    • землетрясения;
    • эпидемии или эпизоотии;
    • любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

    Временный перевод сотрудника на дистанционную работу по инициативе работодателя возможен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления. Определен порядок такого перевода.

    Для перевода на дистанционную работу необходимо заключение дополнительного соглашения к трудовому договору. Статьей 312.2 ТК РФ определены особенности заключения трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору, предусматривающих выполнение работником трудовой функции дистанционно. В частности, закреплено, что:

    • трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, предусматривающие выполнение работником трудовой функции дистанционно, допускается заключать путем обмена между работником (лицом, поступающим на работу) и работодателем электронными документами в порядке, предусмотренном частью первой статьи 312.3 ТК РФ;
    • при заключении трудового договора путем обмена электронными документами документы, предусмотренные статьей 65 ТК РФ, разрешено предъявить работодателю лицом, поступающим на дистанционную работу, в форме электронных документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
    • ознакомление лица, поступающего на дистанционную работу, с документами, предусмотренными частью 3 статьи 68 ТК РФ, допустимо осуществить путем обмена электронными документами;
    • по желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности вносятся работодателем в трудовую книжку дистанционного работника при условии ее предоставления им, в том числе путем направления по почте заказным письмом с уведомлением (за исключением случаев, если трудовая книжка работника не ведется).

    Нормами статьи 312.3 ТК РФ закреплен порядок взаимодействия работодателя и работника, в том числе в связи с выполнением трудовой функции дистанционно. Установлено, что в большинстве случаев такое взаимодействие происходит при помощи обмена электронными документами. Определено, что:

    Порядок взаимодействия работодателя и работника, в том числе в связи с выполнением трудовой функции дистанционно, передачей результатов работы и отчетов о выполненной работе по запросам работодателя, устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

    В статье 312.4 ТК РФ теперь указано, что:

    Коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору может определяться режим рабочего времени дистанционного работника, а при временной дистанционной работе также могут определяться продолжительность и (или) периодичность выполнения работником трудовой функции дистанционно.

    Закреплено, что предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска и иных видов отпусков дистанционному работнику, выполняющему дистанционную работу временно, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 19 ТК РФ. Нормами статьи 312.6 ТК РФ установлено, что работодатель обеспечивает дистанционного работника необходимыми для выполнения им трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами. В статье указано:

    Дистанционный работник вправе с согласия или ведома работодателя и в его интересах использовать для выполнения трудовой функции принадлежащие работнику или арендованные им оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства. При этом работодатель выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возмещает расходы, связанные с их использованием.

    Статьей 312.5 ТК РФ установлено, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не является основанием для снижения ему заработной платы. Статьей 312.7 ТК РФ закреплены особенности охраны труда дистанционных работников.

    Нормами новой статьи 312.8 ТК РФ установлены дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником. В частности, кроме иных оснований, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с дистанционным работником разрешено расторгнуть по инициативе работодателя в случае, если в период выполнения трудовой функции дистанционно работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более 2 рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя (за исключением случая, когда более длительный срок для взаимодействия с работодателем не установлен порядком взаимодействия работодателя и работника).

    Трудовой договор с работником, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе, может быть прекращен в случае изменения работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

    § 1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров — это процедура их разбирательства, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

    § 2. Каждый юрисдикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью — см. о ней комментарий к ст. 385 ТК) является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

    Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется нормами главы 60 ТК (ст. 383 — 390).

    Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390 — 397 главы 60 ТК и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством. Под иными федеральными законами имеются в виду законы, которые устанавливают альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров, когда работнику предоставлено право обратиться в вышестоящий орган или в суд либо после обращения в вышестоящий орган, и не получив удовлетворяющего его решения, подать иск в суд. Такой спор не подведомствен КТС.

    § 3. Часть 2 ст. 383 ТК предусматривает, что особенности рассмотрения трудовых споров некоторых категорий работников устанавливаются федеральными законами.

    Так, особенности порядка разрешения индивидуальных служебных (а по сути — трудовых) споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

    Исходной базой для него послужила глава 60 ТК. В этом Законе сформулировано понятие индивидуального служебного спора (в основу которого положено понятие индивидуального трудового спора, данное в ст. 381 ТК), определены органы, которым предоставлено право такие споры рассматривать, порядок обращения, рассмотрения, принятия решений по спорам и исполнения решений, принятых специально для этого создаваемыми комиссиями.

    Названный Закон признает органами, полномочными рассматривать индивидуальные служебные споры, комиссию государственного органа по служебным спорам и суд (см. гл. 16). Тем самым рассмотрение трудовых (служебных) споров государственных гражданских служащих вышестоящими органами отменено.

    Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792) установил особенности порядка рассмотрения трудовых споров для судей РФ. Для прокурорских работников эти особенности (с точки зрения подведомственности их трудовых споров) установлены Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472).

    § 4. В соответствии со ст. 6 ТК порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (как и коллективных) относится к предмету ведения федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    Статья 383 ТК уточняет, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется этим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются также только федеральными законами.

    Трудовой кодекс Российской Федерации

    Настоящий закон состоит из двух статей. Одна из них утверждает, констатирует изменение по части выходных при диспансеризации, а вторая – устанавливает срок для вступления ФЗ № 353 в силу. Работающим гражданам следует знать, что начиная с 2021 г. согласно ст. 185.1 ТК РФ:

    1. Сотрудники для прохождения диспансеризации могут брать 1 выходной день единожды за 3 года. При этом за ними сохраняется прежняя должность (рабочее место) и выплачивается СЗ.
    2. Лица предпенсионного возраста (и претенденты на досрочную пенсию) на протяжении 5 лет вплоть до ухода на пенсию высвобождаются от работы на 2 дня единожды за год. При этом за ними также сохраняется должность с выплатой СЗ.

    Важно! Последняя норма (по двум выходным при диспансеризации) применяется и по отношению к работающим пенсионерам, которые получают пенсию по старости либо за выслугу лет.

    Чтобы воспользоваться правом на положенные выходные, работник должен написать заявление на их предоставление. Таким способом с нанимателем согласовывается дата, день дополнительных выходных. Как установлено статьей 2, ФЗ № 353 обретает силу с 01.01.2021.

    Федеральный закон включает одну статью, в которой обозначена суть изменений. В частности, говорится, что согласно новой ст. 262.2 ТК РФ, уже в 2021 г. сотрудники, у которых есть трое и более детей до 12 л., могут брать очередной отпуск вне графика. При этом оформление отпуска, выдача отпускных производится общим порядком.

    Таким образом, к 2021 г. список льготников, которые имеют право брать очередной отпуск в любое подходящее для них время, пополнился.

    Список льготников Основание для получения льготы Порядок оформления отпуска вне графика
    Граждане, у которых есть не менее трех детей до 12 л. Ст. 262.2 ТК РФ

    Несовершеннолетние работники

    Ст. 122 и 267 ТК РФ

    Ключевые условия:

    · отпуск вне графика можно взять на общих

    Усыновители, удочерители малышей

    Ст. 122 ТК РФ

    основаниях, отработав как минимум полгода у одного нанимателя;
    Работники, имеющие неиспользованные дни отдыха, которых отозвали из отпуска

    Ст. 125 ТК РФ

    · за 2 недели до предполагаемого

    Сотрудницы до декретного отпуска и после него Ст. 122, 260 ТК РФ отдыха нужно подать заявление нанимателю
    Мужья, чьи жены находятся в декрете Ст. 123 ТК РФ
    Совместители Ст. 268 ТК РФ
    Граждане, которые растят ребенка с инвалидностью Ст. 262.1 ТК РФ
    Почетные доноры ст. 23 ФЗ РФ № 125 от 20.07.2012

    Если соблюдены общие условия (наличие требуемого стажа в одной организации, его непрерывность), то никто не может воспрепятствовать льготнику в предоставлении отпуска в удобное для него время.

    Между теми любой работник может уйти в отпуск вне графика, если наниматель на это согласится. Как правило, это становится возможным, если на то имеются веские причины, а отсутствие работника никак не скажется на работе коллег и деятельности организации.

    Вопрос №1: Можно ли научному сотруднику в 2021 г. оформить очередной отпуск, первый день которого приходится на воскресенье либо субботу?

    Можно. ТК не запрещает нанимателю предоставлять отпуска именно с нерабочего дня. Таковым может быть как выходной, так и праздничный день.

    Между тем предоставление основного отпуска исключительно по выходным вступает в противоречие с трудовыми нормами. Делать это нельзя.

    Зам. директора Департамента Т. В, Маленко.

    (письмо Минтруда РФ № 14-2/ООГ-9754 от 07.12.2021).

    Подобные действия нанимателя признаются нарушением, за которое предусмотрен штраф по ст. 5.27 КоАП РФ размером от 30 до 70 тыс. руб.

    Вопрос №2: Редактор отдела уходит в отпуск с понедельника (рабочий день). Имеет ли право он требовать выплаты отпускных в четверг?

    Положенные отпускнику деньги наниматель обязан выплатить заранее, не менее чем за 3 дня до первого дня отдыха. Об этом свидетельствует ч. 9 ст. 136 ТК РФ. Следовательно, отпускные должны начислить (выдать) не позднее четверга. Четкое обоснование по этому вопросу имеется в письме Минтруда РФ № 14-1/ООГ-7157 от 05.09.2021.

    Из разъяснений Минтруда РФ следует, что, во-первых, подобные выплаты – обязательство нанимателя, которое тот должен выполнять. Во-вторых, нарушать требование законодательства, ухудшать положение работника никоим образом он не вправе.

    Зам. директора Департамента С. Ю. Горбарец.

    Актуально на

    Материальная ответственность организации в виде выплаты компенсации за задержку зарплаты установлена ст. 236 ТК РФ. Размер компенсации за задержку зарплаты в 2021 году фиксируется в коллективном или трудовом договоре. Если же он не установлен трудовым или коллективным договором, ее считают исходя из 1/150 ключевой ставки за каждый день просрочки.

    Изменения трудового законодательства 2021

    • Несвоевременная выплата заработной платы ТК РФ рассматривает как серьезное нарушение, за которое предусмотрено несколько видов ответственности.
    • Материальная ответственность представлена компенсацией за задержку зарплаты, которая рассчитывается исходя из суммы долга, количества дней просрочки и ключевой ставки Банка России, действующей в периоде просрочки.

    1. Трудовое законодательство устанавливает материальную ответственность работодателя при нарушении им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, расчета при увольнении и иных выплат, полагающихся работнику.

    2. О сроках выплаты заработной платы, оплаты отпуска см. ст. 136 ТК, о расчетах при увольнении — ст. 140 ТК.

    Для получения денежной компенсации предварительного письменного обращения к работодателю не требуется. При нарушении им установленных сроков выплаты работодатель подсчитывает денежную компенсацию с учетом дней задержки и выплачивает ее работнику.

    Ст 236 ТК РФ обязывает работодателя выплатить полагающуюся компенсацию одновременно с задержанной заработной платой. Следовательно, денежная компенсация за все время задержки выплаты заработной платы по день фактического расчета не должна выплачиваться позднее дня, когда работодатель выплатил работнику задержанную заработную плату.

    Правила начисления компенсаций, предусмотренных статьей 236 ТК РФ, распространяются не только на заработную плату. Работодатель обязан компенсировать опоздания в любых выплатах, причитающихся работникам в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей, а именно:

    1. заработной платы;
    2. пособия при увольнении;
    3. отпускных;
    4. компенсаций за вредные условия труда;
    5. декретных выплат и т.д.

    В соответствии с требованиями трудового законодательства, калькулятор производит расчет компенсации, исходя из ключевой ставки, установленной Центральным Банком Российской Федерации на период формирования задолженности.

    Ключевая ставка – это постоянно меняющийся показатель. Например, только в течение 2018 года она была изменена четырежды. Калькулятор постоянно отслеживает изменения, вносимые ЦБ РФ, а потому его подсчеты всегда будут точными при условии, что пользователь внесет в него правильный срок задержки выплат.

    Компенсация за задержки законодательно установлена в размере 1/150 от ключевой ставки. Расчет будет производиться в соответствии со ставкой, действующей именно в тот период, который вы укажете, и за каждый просроченный день.

    Период задержки начинается со дня, следующего за днем, в который должна была быть проведена выплата и до дня фактической выплаты. Если в течение этого периода имело место изменение размера ключевой ставки, калькулятор это учтет.

    Подсчет причитающейся работнику компенсации иногда носит чисто академический характер, особенно в условиях финансовых проблем у работодателя. То есть работодатель знает, что он должен, но не собирается или не может оплатить задолженность.

    В данном случае дорога у работника одна – в суд.

    Составить исковое заявление можно самостоятельно, воспользовавшись подсказками Интернета. В требования искового заявления следует включить:

    1. взыскание чистой задолженности по зарплате;
    2. взыскание компенсации на основании расчетов калькулятора;
    3. взыскание морального ущерба (опционально, по желанию).

    Очень важно не пропустить срок исковой давности, который по данным категориям исков является укороченным и составляет всего три месяца. Статья 392 ТК РФ определяет начало течения срока давности с момента, когда работник узнал о факте задержки.

    Как правило, о факте задержки выплаты работник узнает в день, когда выплата должна была состояться по графику. Однако имеются исключительные случаи, когда сведения доходят с опозданием, например в случае болезни работника, в силу чего он не мог позвонить на работу, не мог уточнить, переведены ли деньги на зарплатную карту, и не контактировал ни с кем из коллег.

    Задержка в выплате выходного пособия начинает исчисляться с момента, когда работнику была вручена трудовая книжка. В связи с запланированным Правительством РФ переходом на электронные трудовые книжки, возможно, следует ожидать изменений в ТК в части исчисления срока задержки выплат при увольнении.

    Совет! Помните, что ваш работодатель вовсе не собирается играть в суде роль агнца. Не исключено, что он попытается доказать, что вы пропустили срок для подачи иска.

    Сделать это не так уж и сложно. Например, предоставить свидетельские показания о том, что больного работника известил о задержке зарплаты лично главный бухгалтер.

    Поэтому лучше всего не затягивать с обращением в суд, тем более что трудовые споры госпошлиной не облагаются.

    В случае пропуска срока исковой давности дело рассматриваться не будет и судья вынесет решение об отказе в удовлетворении иска без исследования обстоятельств дела.

    Поэтому, если случилось так, что срок вы пропустили из лени или по незнанию закона, то до подачи иска в суд озаботьтесь несколькими вещами:

    1. Подумайте, чем вы можете мотивировать пропуск срока. Для продления срока причина должна быть уважительной – болезнь, уход за больным членом семьи, похороны, свадьба, административный арест и т.д. Но при этом причину придется подтвердить. Как вариант – вспомните о своих хронических болезнях, бегите к врачу, говорите ему, что вам плохо уже два месяца, но вы терпели, и пусть он все это впишет в вашу карту.
    2. Укажите в исковом заявлении, что просите восстановить пропущенный срок по уважительной причине.
    3. Приложите к иску документы, подтверждающие уважительные причины пропуска срока. Возможно, суд вам поверит.

    Если вы не смогли придумать уважительную причину, то шансов выиграть дело будет мало. Впрочем, подать иск все равно можно. И при этом надеяться, что работодатель не придет в суд и решение вынесут в его отсутствии или что работодатель просто признает ваш иск.

    Статья 383. Права, которые не могут переходить к другим лицам

    Следует помнить, что взыскать с работодателя деньги может только суд. Вполне возможно, что вам посоветуют обратиться с жалобой в Прокуратуру или в трудовую инспекцию и вполне возможно, что эти органы вам помогут. Однако следует помнить, что:

    1. Прокуратура и трудовые инспекции – крайне неповоротливые структуры. Срок рассмотрения заявлений граждан там составляет месяц, а пока вы получите ответ, то вполне может пройти и полтора.
    2. Предписания этих органов не могут обязать работодателя расплатиться с вами.
    3. Обращение в трудовые инспекции не приостанавливает течение сроков давности. Если предположить, что полтора месяца вы ждали, пока работодатель расплатится добровольно, потом полтора месяца ждали, пока инспекция погрозит пальцем работодателю, то срок обращения в суд вы уже пропустили.
    4. Суд может признать пропуск срока уважительным в связи с тем, что вы ждали ответа от трудовой инспекции. А может и не признать. Просто помните, что суды завалены работой, и каждый новый иск – это трагедия для судьи. А потому практически любой судья сделает все возможное, чтобы избавиться и от вас, и от вашего иска.

    1. В комментируемой статье предусмотрены ограничения на уступку прав. Данная норма не нова. ГК РСФСР 1922 г. и 1964 г. также устанавливали определенные ограничения. Так, в соответствии со ст. 124 ГК РСФСР 1922 г. уступка требования кредитором другому лицу допускалась, поскольку она не противоречила закону или договору или поскольку требование не было связано с личностью кредитора. Должник должен был быть уведомлен об уступке требования и до уведомления вправе чинить исполнение прежнему кредитору.

    В ст. 211 ГК РСФСР 1964 г. прямо запрещалась уступка требования о возмещении вреда, вызванного повреждением здоровья или причинением смерти.

    2. Норма комментируемой статьи рассматривалась Конституционным Судом РФ, поскольку в жалобе в Суд оспаривалась ее конституционность в соотношении с положениями ст. 1112 ГК РФ о том, что в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается.

    По мнению заявителя, указанные нормы, ограничивая переход по наследству имущественных прав, нарушают его права, гарантированные ст. 10, ч. 1 ст. 19, ч. 4 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

    Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

    П.2 ст.383 НК РФ

    В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

    В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 284-ФЗ)

    (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 28.11.2009 № 284-ФЗ)

    П.5 ст.383 НК РФ

    Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий