27 фз об индивидуальном персонифицированном учете 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «27 фз об индивидуальном персонифицированном учете 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правовую основу Федерального закона № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования» составляет:

  • Настоящий Федеральный закон;
  • Нормативные правовые акты РФ;
  • Конституция России.

Основные цели Федерального закона:

  • Создание конкретных условий для назначения накопительных и страховых пенсий в соответствии с итогами каждого застрахованного лица;
  • Обеспечение достоверных данных о заработной плате и стаже, который определяет размер накопительной и страховой пенсий в случае их назначения;
  • Создание базы сведений для совершенствования и реализации пенсионного законодательства.

ФЗ №48 от 01.04.2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 3 апреля 2019 года и внес в ФЗ №27 от 01.04.1996 целый ряд изменений.

Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ

ФЗ №48 от 01.04.2019 внес в ФЗ №27 от 01.04.1996 следующие понятия в их значениях (статья №1 ФЗ №27 от 01.04.1996):

  • застрахованные лица – граждане, которые пользуются обязательным пенсионным страхованием, согласно ФЗ №167 от 15.12.2001;
  • зарегистрированные лица – граждане, на которых заведены специальные индивидуальные счета в системе индивидуального персонифицированного учета (СИПУ) не только для использования услуги пенсионного страхования (получение пенсии), но и для получения иных муниципальных и государственных услуг;
  • страхователи – организации, страхующие граждан в пенсионной системе. Это иностранные и отечественные юридические лица, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ, общины коренных народов РФ (народы Севера, Сибири и т. д.), ИП, крестьянские хозяйства, служба занятости населения (для безработных), ФСИН (для отбывающих наказание);
  • физические лица, которые уплачивают взносы самостоятельно – граждане, которые производят выплаты в пенсионный фонд самостоятельно (ИП, нотариусы, самозанятые и т. д.);
  • страховые взносы – обязательные взносы в Пенсионный фонд, а также дополнительные взносы на накопительную часть пенсии, согласно ФЗ №56 от 30.04.2008;
  • индивидуальный (персонифицированный) учет – система учета информации о зарегистрированных гражданах для реализации пенсионной программы, идентификации личности, для использования иных муниципальных и государственных услуг;
  • индивидуальный лицевой счет – документ электронного образца, хранящий личные данные застрахованного гражданина;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета – уникальный номер, который присваивается личному счету застрахованного гражданина;
  • общая часть индивидуального лицевого счета – часть индивидуального счета, которая содержит информацию о номере счета и застрахованном гражданине, данные о его стаже, размерах доходов и отчислений в Пенсионный фонд, дате регистрации в системе и т. д.;
  • специальная часть индивидуального лицевого счета – часть индивидуального счета, которая содержит информацию о страховых взносах, которые поступили на счет, и методах их инвестирования, а также подобные сведения о взносах на накопительную часть пенсии, дополнительных взносах, поступления по софинансированию (ФЗ №56 от 30.04.2008) и т. д.;
  • профессиональная часть индивидуального лицевого счета — часть индивидуального счета, которая содержит информацию о размерах взносов, по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, а также за периоды рабочей деятельности застрахованного на вредном или опасном производстве;
  • профессиональный стаж застрахованного лица – сумма периодов трудовой деятельности застрахованного гражданина на вредном или опасном производстве, в которые осуществлялись отчисления по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
  • отчетный период – срок, в который страхователь обязан предоставить информацию о застрахованных гражданах в СИПУ, в Пенсионный фонд (месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и год);
  • информационная система «Личный кабинет зарегистрированного лица» — информационная система в сети интернет, которая позволяет застрахованному гражданину получать доступ к информации из его индивидуального лицевого счета в СИПУ.

ФЗ №48 от 01.04.2019 привнес изменения и в статью №3 ФЗ №27 от 01.04.1996, теперь список целей СИПУ выглядит следующим образом:

  • создание условий, чтобы все застрахованные граждане могли получить страховую и накопительную пенсии, согласно со своими трудовыми результатами;
  • получение достоверных сведений о стаже и доходах застрахованных;
  • реализация информационной базы для работы ПФР;
  • проведение мероприятий для заинтересованности застрахованных в уплате взносов;
  • контроль за уплатой взносов;
  • участие в составлении прогнозов на расходы по выплате пенсий, разработка тарификации взносов, макроэкономический анализ ОПС;
  • разработка систем для упрощения назначения и получения пенсий;
  • взаимодействие с органами исполнительной власти, фондами, госорганами субъектов РФ и т. д. для получения данных, которые должны содержаться в СИПУ, и выдача данных для получения застрахованными иных муниципальных и государственных услуг.

В статье №6 ФЗ №27 от 01.04.1996, которая описывает особенности порядка формирования индивидуального лицевого счета (ИЛС), также произошли изменения:

  1. ПФР заводит ИЛС (с постоянным страховым номером) на каждого гражданина РФ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ. Счет заводится по заявлению гражданина, поданного в ПФР лично или через МФЦ или за счет информации, поступающей в ПФР из МФЦ и других организаций, которые предоставляют муниципальные и государственные услуги.
  2. МФЦ может направить заявление на получение ИЛС в электронной форме через сеть интернет.
  3. В состав ИЛС входят общий, специальный и профессиональный разделы.
  4. В специальную часть ИЛС включается информация о правопреемниках застрахованного.
  5. Сведения в ИЛС автоматически обновляются в результате получения информации от организаций, оказывающих муниципальные и государственные услуги. Данные об актах гражданского состояния ПФР получает из ЕГРЗАГС.
  6. ИЛС сохраняется в ПФР в течение всей жизни застрахованного, а после его смерти в течение шести лет (подписанные ЭЦП – 75 лет).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования*

(с изменениями на 20 июля 2020 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В настоящем Федеральном законе употребляются следующие основные понятия:

застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);

зарегистрированные лица — физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 436-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

страхователи — юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь»;

физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, — застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

страховые взносы — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);

Закон о персонифицированном учете в системе ОПС — № 27-ФЗ

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
(Абзац в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении;
(Абзац дополнен с 30 октября 2001 года Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 138-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 436-ФЗ)
____________________________________________________________________
абзацы пятый — десятый предыдущей редакции с 1 января 2020 года считаются соответственно абзацами шестым — одиннадцатым настоящей редакции — Федеральный закон от 16 декабря 2019 года N 436-ФЗ.
____________________________________________________________________

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;
(Абзац в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах (абзац в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ — см. предыдущую редакцию):

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (абзац в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ — см. предыдущую редакцию);

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

доступности для каждого зарегистрированного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

использования сведений о зарегистрированных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов (абзац в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ — см. предыдущую редакцию);

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.
(Абзац в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 198-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

(Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

1. На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается на основании:

1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

1_1. Заявление может быть направлено в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ)

1_2. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности».
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 436-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2. В общей части индивидуального лицевого счета указываются:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

1) страховой номер;

1. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе устанавливать особенности порядка и сроки представления страхователями до 31 декабря 2020 года (включительно) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ)

Действие положений пункта 2 статьи 2 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2020 (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ).

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; (в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 436-ФЗ)

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах: (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

доступности для каждого зарегистрированного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

использования сведений о зарегистрированных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

соответствия сведении о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

получать от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Абзац. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 242-ФЗ)

предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности» по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг; (в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 269-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 16.12.2019 N 436-ФЗ)

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ

Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, работодателями и зарегистрированными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении;

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений;

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования;

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам;

обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах:

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

доступности для каждого зарегистрированного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

использования сведений о зарегистрированных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов;

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

1. Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, страхователь представляет в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в налоговые органы, осуществляется налоговыми органами.

Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

На застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения представляются органами службы занятости населения.

2. Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

3. Копии указанных сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета, хранятся у страхователей. Хранение указанных копий страхователями должно осуществляться по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.

4. Срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Федерации документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в письменной форме составляет не менее шести лет, а указанных документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, — не менее семидесяти пяти лет.

Уничтожение документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета, производится по истечении установленного срока их хранения.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в следующих случаях:

при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

абзац третий исключен;

при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, если в отношении этих физических лиц не открыт индивидуальный лицевой счет;

при ликвидации, реорганизации юридического лица, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, снятии с регистрационного учета в качестве страхователя-работодателя адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой;

абзац утратил силу с 1 апреля 2019 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 — 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, о работающих у него застрахованных лицах.

2. Страхователь представляет предусмотренные подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона сведения в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующем порядке:

при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования он представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в сроки, устанавливаемые Пенсионным фондом Российской Федерации (каждое застрахованное лицо, работающее у данного страхователя, в свою очередь предъявляет страхователю документы, подтверждающие сведения о нем, и заполняет соответствующие формы);

абзац третий исключен;

при приеме на работу гражданина или заключении с гражданином договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, если в отношении этого физического лица не открыт индивидуальный лицевой счет, а также при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в индивидуальном лицевом счете работающего у данного страхователя застрахованного лица, он представляет сведения об этих лицах в сроки, определенные статьей 11 настоящего Федерального закона (каждый гражданин, поступающий на работу, равно как и каждое застрахованное лицо, у которого изменились упомянутые сведения в индивидуальном лицевом счете, в свою очередь предъявляют страхователю документы, подтверждающие сведения о них, и заполняют соответствующие формы);

при ликвидации страхователя — юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет указанные сведения об уволенных в связи с этим застрахованных лицах, работавших у него, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). При ликвидации страхователя — юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»);

при реорганизации страхователя — юридического лица он представляет сведения об уволенных в связи с этим работниках в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя — юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;

при прекращении у страхователя-работодателя статуса адвоката, полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, он представляет указанные сведения об уволенных в связи с этим застрахованных лицах, работавших у него, одновременно с заявлением о снятии его с регистрационного учета в качестве страхователя.

В статье №6 ФЗ №27 от 01.04.1996, которая описывает особенности порядка формирования индивидуального лицевого счета (ИЛС), также произошли изменения:

  1. ПФР заводит ИЛС (с постоянным страховым номером) на каждого гражданина РФ, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ. Счет заводится по заявлению гражданина, поданного в ПФР лично или через МФЦ или за счет информации, поступающей в ПФР из МФЦ и других организаций, которые предоставляют муниципальные и государственные услуги.
  2. МФЦ может направить заявление на получение ИЛС в электронной форме через сеть интернет.
  3. В состав ИЛС входят общий, специальный и профессиональный разделы.
  4. В специальную часть ИЛС включается информация о правопреемниках застрахованного.
  5. Сведения в ИЛС автоматически обновляются в результате получения информации от организаций, оказывающих муниципальные и государственные услуги. Данные об актах гражданского состояния ПФР получает из ЕГРЗАГС.
  6. ИЛС сохраняется в ПФР в течение всей жизни застрахованного, а после его смерти в течение шести лет (подписанные ЭЦП – 75 лет).

Что такое индивидуальный персонифицированный учет

В системе прав, обязанностей и ответственности ПФР, МФЦ, и иных организаций, которые осуществляют муниципальные и государственные услуги, произошли следующие изменения:

  1. Страхователи (работодатели) могут получать документы, подтверждающие регистрацию застрахованных в СИПУ, и выдавать их сотрудникам под роспись (четвертый абзац статьи №15 ФЗ №27 от 01.04.1996).
  2. ПФР в соответствии со статьей №16 ФЗ №27 от 01.04.1996 имеет право получать информацию от МВД о смене или выдаче документов, удостоверяющих личность граждан. ПФР обязуется информировать застрахованного гражданина о его регистрации в СИПУ путем направления документа, который подтверждает его регистрацию в системе. Документ направляется способом, выбранным застрахованным, в том числе через сеть интернет. ПФР также обязуется предоставлять информацию о стаже застрахованного и начисленных взносах органам исполнительной власти, фондам, госорганам субъектов для предоставления застрахованному муниципальных и государственных услуг.
  3. Должностные лица ПФР, фондов, органов исполнительной власти, госорганов субъектов РФ, которые участвуют в работе СИПУ, обязаны соблюдать законодательство РФ в сфере защиты информации и конфиденциальности. Виновные в нарушении защиты информации или в незаконном ограничении доступа застрахованного к информации должны понести наказание в соответствии с УК РФ, ГК РФ и КоАП РФ.

Статья 18. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета

Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

Статья 18.1. Переходные положения

(введена Федеральным законом от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

Положения настоящего Федерального закона, вытекающие из федерального закона о профессиональных пенсионных системах, регулирующие ведение профессиональной части индивидуального лицевого счета, вступают в силу со дня введения в действие указанного Федерального закона.

Статья 19. Утверждение инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 года — на всей территории Российской Федерации.
  2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
1 апреля 1996 года
N 27-ФЗ

  • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
  • Приказ ФНС России от 13.11.2020 N ЕД-7-14/820@ (ред. от 18.01.2021)
  • Приказ Минкультуры России от 22.11.2013 N 1932 (ред. от 18.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фристайлу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0510003611Я
  • Приказ Минкультуры России от 04.12.2020 N 1564 (ред. от 15.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по судомодельному спорту на 2020 год. Номер-код вида спорта: 1510001411Я
  • Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного надзора в сфере образования
  • Приказ Минкультуры России от 13.11.2020 N 1429 (ред. от 14.01.2021)
  • Приказ Минкультуры России от 11.11.2020 N 1399 (ред. от 14.01.2021)
  • Приказ Росстата от 29.11.2019 N 724 (ред. от 13.01.2021)
  • Как было отмечено выше, последние поправки в ФЗ 27 были внесены 28 декабря 2016 года. В частности, изменения претерпели следующие статьи:

    Ст 1

    В статье 1 описывается понятие застрахованного лица. Теперь под застрахованным лицом понимается гражданин, который должен быть обязательно застрахован. Это касается лиц, которые трудятся на рабочих местах и обязаны выполнять условия законодательства. Застрахованные лица гарантировано получат пенсию по старости.

    Физические лица, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы, являются:

    • Индивидуальными предпринимателями;
    • Нотариусами;
    • Адвокатами.

    Ст 8

    В статье 8 описываются действия страхователя. Он должен представить в соответствующий орган ПФ России информацию о лицах, которые работают у него по заключенному трудовому контракту. Информацию о своих работниках и заработной плате страхователь отправляет в налоговые органы на основании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

    Органы пенсионного фонда должны самостоятельно контролировать достоверность информации, которая предоставляется страхователями.

    Информация о персонифицированном учете предоставляется в соответствии с Федеральным законом. Порядок электронного документооборота также осуществляется Пенсионным Фондом РФ.

    Ст 11

    Страхователи должны предоставлять сведения, которые предусматриваются органами Пенсионного фонда по месту регистрации. Также они должны каждый год не позже чем 1 марта предоставлять информацию о застрахованных у него на предприятии лицах. Чтобы получить выплату, потребуется предоставить документы, которые подтверждают право застрахованного лица досрочно назначить страховую пенсию по старости. Второй пункт статьи 11 был дополнен. В нем указывается, что информация о застрахованном лице, который подает заявление о назначении пенсии, должна быть передана страхователем в течение трех календарных дней.

    Страхователь обязуется предоставлять информацию о каждом застрахованном лице, а также о текущей заработной плате в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Пункт 3 статьи 11 гласит, что если юридическое лицо ликвидируется, оно предоставляет необходимую информацию в пенсионный фонд в течение месяца со дня промежуточного ликвидационного баланса.

    • Рязанов ахнул: как появилась «мымра» в «Служебном романе»
    • Крид и Лобода решили воспитать детей
    • Дочь Юлии Началовой ошарашила своим признанием
    • Звезды предсказывают судьбу: гороскоп на 2 февраля
    • Путин подписал указ о новых выплатах от государства
    • Ускреблись: кабмин успел в срок подготовить предложение по индексации пенсий работающим
    • Поклонники не признали лежащую на снегу на рыбалке Татьяну Буланову
    • Награды, приглашение в Голливуд и забвение звезды фильма «Летят журавли» Татьяны Самойловой
    • Клара Новикова лишилась части уха перед награждением у президента
    • Стало известно состояние заболевшего 82-летнего Александра Збруева

    Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ

    Многие годы вся информация о стаже и об отчислениях граждан хранилась у работодателя и в Пенсионном фонде в бумажном варианте. Процесс поиска информации был очень трудоемок. А после распада СССР многие документы вообще были утрачены. В связи с этим перед государством возникла задача создания новой системы сбора и хранения информации, которая не только обеспечит систематизацию полученных сведений, но и позволит их анализировать и давать прогнозы. Так в начале 1996 года возник индивидуальный персонифицированный учет. Порядок, понятия и ответственность регулирует Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

    Задачи, которые государство планирует решить с помощью персучета:

    • установление зависимости пенсионного обеспечения от личных результатов труда;
    • обеспечение аутентичности данных о периодах работы и зарплате;
    • формирование электронной базы;
    • облегчение порядка назначения пенсии посредством автоматизации.

    В соответствии с законом 27-ФЗ о персонифицированном учете смысл персучета заключается в следующем: на каждого гражданина создается индивидуальный лицевой счет в ПФ, где собирается вся информация об отчислениях и стаже независимо от места работы. Номер счета создается единожды при регистрации и остается постоянным.

    СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

    Индивидуальный лицевой счет по 27-ФЗ об индивидуальном персонифицированном учете содержит три части: общую, специальную, профессиональную.

    В первой части указываются сведения о страховом номере, ФИО, дате и месте рождения, адресе регистрации, паспортных данных, гражданстве, периодах, которые включаются в страховой стаж, зарплате/доходах, а также все данные о страховых взносах, которые начислены и уплачены работодателем или самостоятельно гражданином.

    Во втором разделе, который называется специальным, отображается вся информация о накопительной части пенсии: выбранной гражданином управляющей компании, наследниках пенсионных накоплений и др.

    В профессиональной части отображены страховые взносы на застрахованное лицо, имеющее право на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), стаж, инвестиционный доход.

    Номер индивидуального счета можно узнать в страховом свидетельстве (зеленой карточке), выданном Пенсионным фондом. При этом оформить, сделать дубликат или внести изменения в СНИЛС возможно у работодателя либо лично в ПФ.

    Номер документа: 27-ФЗ
    Дата принятия: 01/04/1996
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 01/01/1996
    Органы эмитенты: Парламент

    Текущая редакция принята: 20/07/2020 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 17 Федерального закона Об индивидуальном (персонифицированном) учете… № 237-ФЗ от 20/07/2020
    Вступила в силу с: 31/07/2020


    Редакция от 24/04/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона Об индивидуальном (персонифицированном) учете… № 136-ФЗ от 24/04/2020
    Вступила в силу с: 24/04/2020


    Редакция от 16/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе… № 436-ФЗ от 16/12/2019
    Вступила в силу с: 01/01/2020


    Редакция от 01/04/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе… № 48-ФЗ от 01/04/2019
    Вступила в силу с: 01/04/2019


    Редакция от 29/07/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права… № 269-ФЗ от 29/07/2018
    Вступила в силу с: 01/01/2019


    Редакция от 29/07/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу… № 268-ФЗ от 29/07/2018
    Вступила в силу с: 10/08/2018


    Редакция от 27/06/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения… № 164-ФЗ от 27/06/2018
    Вступила в силу с: 08/07/2018


    Редакция от 28/12/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 471-ФЗ от 28/12/2016
    Вступила в силу с: 01/01/2017


    Редакция от 03/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу… № 250-ФЗ от 03/07/2016
    Вступила в силу с: 01/01/2017


    Редакция от 01/05/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 11 Федерального закона Об индивидуальном (персонифицированном) учете в… № 136-ФЗ от 01/05/2016
    Вступила в силу с: 01/05/2016


    Редакция от 29/12/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении… № 385-ФЗ от 29/12/2015
    Вступила в силу с: 01/04/2016


    Редакция от 01/12/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного… № 406-ФЗ от 01/12/2014
    Вступила в силу с: 01/01/2015


    Редакция от 21/07/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 216-ФЗ от 21/07/2014
    Вступила в силу с: 01/01/2015


    Редакция от 28/06/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 188-ФЗ от 28/06/2014
    Вступила в силу с: 01/01/2015


    Редакция от 04/11/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О дополнительных страховых взносах на накопительную часть… № 345-ФЗ от 04/11/2014
    Вступила в силу с: 05/11/2014

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Несмотря на очевидную схожесть кодов НЕОПЛДОГ указывается в индивидуальных сведениях совсем по другому случаю: в отношении периода выполнения работ исполнителем по договору гражданско-правового характера, в котором вознаграждение не начислялось и будет выплачено позже (Таблица «Исчисление страхового стажа: дополнительные сведения» Приложения № 2 к Порядку заполнения РСВ-1 ). Поясним на примере.

    Допустим, ГПД на выполнение работ был заключен 22 августа 2016 года. В договоре указано, что исполнитель должен приступить к работам 1 сентября 2016 года. Акт выполненных работ подписан 13 октября 2016 года и тогда же исполнителю начислено вознаграждение. Тогда период с 1 по 30 сентября должен быть отмечен кодом НЕОПЛДОГ в подразделе 6.8 РСВ-1 на данного исполнителя. А период с 1 по 13 октября – кодом ДОГОВОР.

    «Неопл» в персонифицированном учете — это один из кодов, внесение которых в отчетные документы по стажу является обязательным. Рассмотрим, что нового в применение таких кодов принес 2017 год.

    Персонифицированный учет

    Персонифицированный учет предназначен для суммирования данных на лицевом счете каждого работника (с момента его трудоустройства) по страховой и накопительной частям пенсии. На этом же счете фиксируются данные о его трудовом стаже.

    Основными регламентирующими документами по такому учету являются:

    • закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ;
    • постановление ПФР «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению» от 31.07.2006 № 192п.

    Источником данных для персонифицированного учета являются сведения, подаваемые работодателями.

    С 2017 года отчетность в отношении начисления страховых взносов (в т. ч. предназначенных для ПФР) сдается в налоговые органы. Новый отчет по взносам, объединяющий в себе сведения по всем их видам, переданным под контроль ИФНС, содержит раздел, посвященный персонифицированным данным. Однако эти данные включают в себя только информацию о начисленных за период доходах и относящихся к ним взносах. Сведений о стаже в них нет.

    Отчетность по стажу нужно будет по завершении года подать непосредственно в ПФР в срок до 1 марта (п. 2 ст. 11 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Для нее постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п утверждена новая форма СЗВ-СТАЖ, в которой для сведений о стаже предусмотрена таблица, аналогичная входившей в утратившую силу форму РСВ-1.

    Кстати, до окончания года сдавать СЗВ-СТАЖ должны ликвидирующаяся организация и снимающийся с регистрации ИП – см. «Формы СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1 сдаются при ликвидации фирмы или ИП». Нужно ли сдавать СЗВ-СТАЖ при увольнении работника, узнайте здесь.

    О том, какой оказалась эта форма и какие еще новые документы потребуется составлять для ПФР, читайте в материале «Утверждена форма СЗВ-СТАЖ и другие формы персонифицированного учета».

    Этим же документом утверждены правила заполнения новой формы и форматы ее подачи в ПФР. В тексте правил присутствует отсылка к шифрам тех же кодов, которые использовались при заполнении персонифицированных сведений в РСВ-1.

    Сгруппированные по разделам коды параметров, необходимых для заполнения сведений о стаже, содержатся в приложении 2 к постановлению ПФР от 16.01.2014 № 2п, которым была утверждена утратившая силу форма отчетности РСВ-1:

    • застрахованных лиц по категориям;
    • учитывающие условия работы на территориях Крайнего Севера и подвергшихся радиационному заражению;
    • по особым условиям труда;
    • по основаниям исчисления страхового стажа;
    • по дополнительным сведениям для исчисления страхового стажа;
    • по периодам, которые не включают в страховой стаж при подсчете трудового стажа;
    • по основаниям назначения трудовой пенсии досрочно;
    • по специальной оценке условий труда.

    Код «Неоплдог» означает период работы застрахованного лица по договорам, не предусматривающим его трудоустройства, оплата за который будет произведена в следующих отчетных периодах. К ним относят договоры аренды, подряда, перевозки, хранения и других. По данному коду учитывают период работы лица, выплаты и другие вознаграждения.

    Периоды, в которых человек работал и по трудовому договору, и с условием подряда, должны отражаться раздельно.

    Код «Администр» с 2015 года не применяется (подп. «б» п. 2.10.5 Приложения к постановлению Правления ПФ РФ от 04.06.2015 № 194п). Вместо него следует указывать код «Неопл».

    «Неопл» и «Договор» в персонифицированном учете

    Код «Неопл» применяют, если были периоды, в которые трудовая деятельность не осуществлялась. Такими периодами являются:

    • отпуск без сохранения заработной платы;
    • простой по вине работника;
    • отстранение от работы при нарушениях трудового распорядка (например, состояние алкогольного опьянения);
    • неоплачиваемый отпуск до одного года, предоставляемый педагогам;
    • другие неоплачиваемые периоды.

    Код «Договор» проставляется в том случае, если работа по договору началась в предыдущем отчетном периоде и продолжается в текущем. Его используют для договоров подряда, перевозки и других.

    Статья 5. Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в Российской Федерации

    Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Статья 6. Индивидуальный лицевой счет

    1. На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается на основании:

    1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

    2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

    1.1. Заявление может быть направлено в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

    1.2. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей, а также раздела «Сведения о трудовой деятельности».

    2. В общей части индивидуального лицевого счета указываются:

    1) страховой номер;

    2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у физического лица при рождении;

    3) дата рождения;

    4) место рождения;

    5) пол;

    6) адрес постоянного места жительства;

    7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 — 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;

    8) гражданство;

    9) дата регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

    9.1) идентификационный номер налогоплательщика;

    10) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии;

    10.1) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных пунктами 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными;

    10.2) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 — 21 части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

    11) иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

    12) заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    13) сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.

    Для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

    Для лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых осуществляется формирование накопительной пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации, учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентного пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо, за исключением лиц, указанных в абзаце четвертом настоящего подпункта.

    Статья 14. Права и обязанности зарегистрированного (застрахованного) лица

    Зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право:

    • получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);
    • получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учета;
    • в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд;
    • получать содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете сведения, предоставляемые посредством информационной системы «личный кабинет зарегистрированного лица», в составе, определяемом Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения;
    • получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, который по выбору зарегистрированного лица может быть направлен ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением.

    Зарегистрированное (застрахованное) лицо обязано:

    • предъявлять по требованию страхователя, органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа;
    • обращаться с заявлениями в установленном настоящим Федеральным законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете;
    • представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет согласно настоящему Федеральному закону.

    Статья 15. Права и обязанности страхователя

    Страхователь имеет право:

    • потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа, и представить ему сведения, определенные статьей 9 настоящего Федерального закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

    Страхователь обязан:

    • в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом;
    • получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и выдавать их под роспись застрахованным лицам;
    • передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица;
    • контролировать соответствие реквизитов документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа, выданного зарегистрированному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

    Статья 18. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета

    Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и зарегистрированными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    Статья 18.1. Утратила силу

    Статья 19. Утверждение инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета

    Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 года — на всей территории Российской Федерации.

    2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Президент
    Российской Федерации Б.Ельцин

    Москва, Кремль
    1 апреля 1996 года

    № 27-ФЗ


    Похожие записи:

    Добавить комментарий