Проверки трудовой инспекции на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки трудовой инспекции на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Актуально на

Список проверок ГИТ на 2021 год

РБК Pro
сервис для вашего бизнеса

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы получить доступ к этому и другим материалам РБК Pro. Первые 30 дней бесплатно.

Найти информацию о предстоящих проверках и скачать график проверок трудовой инспекции на 2021 год можно на сайте Государственной инспекции по труду. По плану, в текущем году проверке будут подвержены 20 044 субъекта хозяйственной деятельности РФ. В графике представлены сведения по всем округам федерального типа. Посмотреть информацию можно путем выбора соответствующей вкладки.

Помимо сайта Роструда, найти необходимые сведения можно на сайте Генеральной прокуратуры.

О предстоящей проверке предприятие уведомляется за три дня до начала ее проведения. Если планируется внеплановая проверка, то уведомление отсылается за сутки до начала.

Проверяющие инспекторы обязаны заранее сообщить перечень документов, который необходимо подготовить к началу проверочной деятельности.

Новая форма контроля под названием «инспекционный визит» не относится к профилактике, но дополняет её. Суть в том, что инспектор получит право навестить компанию без предварительного уведомления, а руководство компании должно будет обеспечить визитёру доступ во все производственные помещения, ко всем производственным процессам.

Ещё одно важное новшество должно улучшить отношение работодателей к инспекторам: сократятся сроки проверок, проводимых с выездом на место или при работе с документами. Сейчас проверка может занимать максимум двадцать рабочих дней, а будет занимать не больше десяти рабочих дней.

Профилактическим мероприятиям посвящена в законе десятая глава четвёртого раздела. В статье под номером 45 указаны семь мероприятий, направленных на профилактику нарушений, а именно: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.

Эти мероприятия разрешено проводить, когда контролируемые инициировали их или согласились на проведение.

Профилактику прервут, если в ходе мероприятий выяснится, что контролируемая деятельность угрожает или уже навредила ценностям, которые охраняет закон.

Цель этого мероприятия: информировать контролируемых обо всём, что касается соблюдения обязательных требований.

Возможные пути информирования: официальный сайт контрольного органа, СМИ, личные кабинеты (контролируемых) в государственных информационных системах.

Что должно находиться и постоянно обновляться на сайте контрольного органа:

— тексты документов, служащих законным основанием надзорной деятельности;

— изменения в этих документах, включая сведения об их вступлении в силу;

— перечень правовых нормативов, требования которых должен соблюдать контролируемый (инспектор оценивает соблюдение), и актуальная информация о последствиях нарушений;

— разъяснение новых требований и критериев, по которым контролёр оценивает поведение контролируемого, а также список этих критериев;

— перечень потенциальных поводов к проверке, «индикаторов риска», показывающих вероятность того, что обязательные требования будут нарушены;

— порядок, в котором определяют категорию риска, и перечень контролируемых объектов с указанием их категории риска;

— программа профилактики, устраняющей или снижающей опасность причинения вреда, и план контролирующих мероприятий;

— исчерпывающий перечень сведений, которые контролёр может запросить у контролируемого;

— информация о том, как проводят самообследование, методика этой процедуры и проверочные листы для неё.

Также на сайте разместят различные сведения. Например, сведения о том, как получить консультацию по соблюдению требований; каким образом контролёр стимулирует добросовестное поведение; каков порядок досудебного обжалования решений и действий контрольного органа. Кроме того, здесь должны находиться доклады о государственном и муниципальном надзоре и доклады с результатами обобщения правоприменительной практики. Наконец, на сайте можно будет найти методики, включая упомянутую методику самообследования.

Эта мера помогает: обеспечить единый подход в контроле; выявить типичные нарушения, их причины, провоцирующие факторы и условия; анализировать случаи, при которых пострадали охраняемые законом ценности, выявить источники и факторы риска для таких случаев; подготовить актуализацию обязательных требований, в том числе предложения для законодательных изменений.

Результаты обобщения попадают в доклады контрольного органа и затем в ежегодный доклад. Каждый доклад, содержащий итоги обобщения по одному из видов контроля, появляется не реже, чем раз в год. Все доклады размещаются на официальном сайте и публично обсуждаются.

Роструд опубликовал списки ИП и компаний, к которым придут с проверкой

Эту меру применят при угрозе нарушения. Например, контролёр узнал, что контролируемый готовится нарушить требования, или нарушение по каким-то причинам стало возможным, или сведения, поданные контролируемым, не соответствуют «индикатору риска».

Предостережение указывает на требования, обязательные к исполнению, и норматив, которым эти требования установлены; информирует о действиях или бездействии, создающих угрозу нарушения; предлагает обеспечить соблюдение указанных требований. Притом данная мера не даёт контролёру права затребовать с контролируемого сведения и документы.

Предостерегая об угрозе, потенциальному нарушителю предложат пройти самообследование. А тот, в свою очередь, сможет аргументированно возразить на предостережение.

Вопросы по организации и осуществлению контроля можно будет задать должностному лицу контрольного органа: по телефону, с помощью видеосвязи, на личном приёме, письменно. Разъяснение по всем вопросам – бесплатное.

Порядок консультирования и перечень вопросов подскажет положение о виде контроля.

Устный ответ консультанта не дублируется письменно, но в некоторых случаях, оговоренных законом, разрешается запросить письменный ответ, и тогда он будет получен.

Информация, раскрытая в ходе консультации, останется конфиденциальной. Её не будут использовать вовремя проверки контролируемого. А консультант, со своей стороны, не сможет предоставить информацию о контрольном мероприятии: об оценке, решениях и действиях контролёра, результатах экспертизы и испытаний.

Однотипные обращения получат общее разъяснение на официальном сайте.

�郋赲郋��邽 郕郋邾郈訄郇邽邿 �迮郕郅訄邾郇郋迮 訄迣迮郇���赲郋 Sonaris-Com 赲 �迮郅��訄� �� 郈迮�訄�� 郅�訇郋迣郋 邽郱郋訇�訄迠迮郇邽� 邽 郇訄��迠郇訄� �迮郕郅訄邾訄 �迮�迮�邽郇訄�郇訄� 郕郅邽郇邽郕訄 竄Lumea Animalelor罈 �迮郈迮�� �訄訇郋�訄迮� 赲 �迮郇��迮 �迮郅�� 竄DEZVOLTARE罈 �� ��訄�迮邿�邽迮 赲 �迮郅��訄� 郋訇��訄��邽迮 郕���� 迡郅� 郈訄�邽郕邾訄�迮�郋赲-�郇邽赲迮��訄郅郋赲 �迮郅��郕邽邿 郈邽赲郱訄赲郋迡 �迮郈迮�� 赲�郈迮郕訄迮� 邾郋郅迡訄赲�郕邽迮 郈郅訄�邽郇迡�. �迡郇邽邾 邽郱 郈迮�赲�� �迣郋�迮郇邽迮 郈郋郅��邽郅 �郋邾 赲迮�迮�訄郇郋赲 �����+: 郅迮�迮郇邽迮 郈郋�郅迮迡��赲邽邿 赲邽���郇郋邿 郈郇迮赲邾郋郇邽邽 赲 迡郋邾訄�郇邽� ��郅郋赲邽��

  • �郋郅��迮 郇郋赲郋��迮邿
  • �訇 竄苤�罈
  • �迮迡訄郕�邽�
  • �郋郇�訄郕��
  • �郋迡迡迮�迠郕訄 竄苤�罈
  • ��訄赲邽郅訄 邽�郈郋郅�郱郋赲訄郇邽� 邾訄�迮�邽訄郅郋赲
  • ��訄赲邽郅訄 郕郋邾邾迮郇�邽�郋赲訄郇邽� 郇訄 �訄邿�迮
  • �邽�郕郅迮邿邾迮�
  • Расценки
  • Оплатить
  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Как трудовые инспекторы будут проверять работодателей в 2021 году

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

  • Как правильно вести суммированный учет рабочего времени: 5 основных правил
  • Кадровое делопроизводство с нуля. 8 первых шагов
  • 10 советов по составлению графика отпусков. Шпаргалка для работодателя
  • Правила оформления дистанционной работы в 2021 году
  • Новый порядок выдачи листков нетрудоспособности. Что нужно знать работодателю
  • Истек срок уведомления об «электронных трудовых». Что дальше?

Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.

Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:

  • добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
  • потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
  • вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.

На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.

График плановых проверок публикуется на сайте ответственных государственных органов в табличном виде. Обычно ее можно скачать в формате Excel. Каждая строка этой таблицы содержит все основные сведения, позволяющие достоверно идентифицировать компанию, включенную в план. В их число входят:

  • название предприятия;
  • место ее государственной регистрации;
  • основные реквизиты, включая ИНН и ОГРН;
  • дата регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • цель проведения проверки;
  • дата начала предыдущей проверки, которая позволяет оценить соблюдение установленных законодательством сроков организации планового контроля;
  • дата начала запланированной проверки;
  • число дней, отведенных на проведение контроля;
  • тип запланированной проверки – в соответствии с действующим законодательством она может быть выездной или документарной;
  • название государственного органа, ответственного за выполнение контроля.

Для аккумулирования информации о выполненных задачах постановлением Правительства от 28 апреля 2015 года N 415 в Российской Федерации предусмотрено ведение Единого реестра проверок. Каждый запланированный визит инспекторов вносится в указанный реестр с присвоением индивидуального номера.

Права юридических лиц и предпринимателей при выполнении обязательного государственного контроля защищены действующим законодательством. Такие ограничения введены для того, чтобы обезопасить предприятия от необоснованно длительных визитов проверяющих, которые часто негативно отражаются на нормальном жизненном цикле предприятия. Работодатель вынужден отвлекать сотрудников от основной работы для подготовки нужных документов, сопровождения инспекторов и выполнения других операций. Для этого иногда даже требуется останавливать производственные линии, что отражается на объеме производства, а следовательно – на прибыли компании.

Действующие ограничения при проведении контроля определены федеральным законом № 294-ФЗ. Основная их часть сформулирована в главе 2 этого нормативного документа. Они включают следующие правила:

  • проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
  • срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия — 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.
  • Бизнес

    • Банки

    • ИП

    • система Платон

  • Бухгалтерский учет и отчетность

    • ККТ

    • Бухгалтерская отчетность

    • КБК

  • Кадры

    • Выплаты персоналу

    • Больничный лист

    • Декретный отпуск

    • Отпуск

  • Налоги

    • УСН

    • ЕНВД

    • ПСН

    • НДС

    • Страховые взносы ФСС

    • НДФЛ

    • Страховые взносы ПФР

    • 6-НДФЛ

    • Проверки

  • Право

    • Штрафы

Все рубрики

Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:

  1. Трудовой кодекс РФ (в особенности статьи 353 и 356).
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 с учётом поправок, внесённых в него законом №277-ФЗ от 03.07.2016.
  4. Подзаконные акты, в частности, Постановления Правительства РФ №875 от 01.09.2012, №177 от 13.02.2017, №1080 от 08.09.2017 и Приказ Минтруда №354н от 30.10.2012.

Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.

Основания для планового контроля:

  1. Прошло уже 3 года с момента регистрации организации или заявления о начале её деятельности.
  2. Предыдущий плановый контроль имел место более 3 лет назад.

Основания для внепланового визита инспектора:

  1. Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
  2. Распоряжение прокуратуры, правительства.
  3. Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
  4. Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.

Как часто происходят плановые проверки

Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.

С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2020 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2020 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.

Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.

Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:

  • компания с филиалами — до 2 месяцев;
  • компания малого бизнеса — до 5 часов;
  • микропредприятие — до 15 часов;
  • все другие организации — до 20 дней.

Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.

Законом определена последовательность действий проверяющих:

  1. Оповещение организации о предстоящем визите.
  2. Запрос интересующих инспектора ГИТ документов с возможным последующим выездом инспектора в проверяемую организацию.
  3. Составление акта о результатах.
  4. Вынесение предписаний по результатам.

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 3 дня до даты начала плановой проверки, которые бывают:

  1. Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
  2. Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.

Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.

Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:

  • изъятия оригиналов документов;
  • нотариального заверения затребованных документов;
  • документов, не относящихся к предмету контроля;
  • при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.
  1. Трудовые договоры с сотрудниками, их трудовые книжки, заявления и другие их документы и выданные справки.
  2. Штатное расписание, кадровые приказы, журналы учёта рабочего времени, графики отпусков.
  3. Больничные листы, данные о медосмотрах.
  4. Все бухгалтерские документы по любым выплатам сотрудникам.
  5. Правила внутреннего распорядка, положения об аттестациях, о защите данных, информации и коммерческой тайне.
  6. Документы по охране труда.
  7. Документальные доказательства того, что работники ознакомлены со всеми имеющими отношение к ним документами организации.

Может повезти и контролёры обойдутся предупреждением. Если не повезёт, то ждёт штраф за административное правонарушение.

Не заключили трудовой договор, заменили его ГПХ (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для предпринимателей — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.

Невыплата зарплаты или неполная выплата (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — предупреждением или административным штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 рублей;
  • для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей.

Помните, любая проверка начинается с удостоверения проверяющего и распоряжения на проверку, которое обязательно подписывает и заверяет печатью руководитель территориального органа. Без них к своим документам даже не подпускайте.

Мошенники знают, как играть на чувствах предпринимателей — они представляются сотрудниками трудинспекции, пугают предстоящей внеплановой проверкой и предлагают помочь к ней подготовиться. За деньги, конечно же. Помните: платных услуг никакие государственные ведомства не оказывают.

  • Малый бизнес освобождён от плановых проверок до конца 2020 года и даже после этого шанс попасть на такую проверку — небольшой.
  • Выездные проверки случаются чаще всего из-за жалоб сотрудников.
  • Даже если найдут нарушение, можете отделаться предупреждением, особенно в самый первый раз.

Плановые проверки проводятся в соответствии с законом №294-ФЗ, а также Положением о надзоре в сфере трудовых отношений.

Целью плановых проверок является необходимость контроля за соблюдением трудового законодательства организациями и предпринимателями.

Список работодателей, которых инспекция будет проверять в текущем году, определяется заранее. Составляется график проверок, с которым можно ознакомиться на сайте инспекции. Кроме того, информация о проверках размещается на ресурсе местной прокуратуры.

ВАЖНО! Согласно закону №480-ФЗ от 25.12.2018 года, представители малого бизнеса освобождены от плановых проверок как в 2021, так и в 2021 году

Частота проведения контрольных мероприятий зависит от категории риска, которая присвоена компании.

Категория риска Периодичность проведения проверки
Умеренный риск 1 проверка каждые 6 лет
Средний риск 1 проверка каждые 5 лет
Значительный риск 1 проверка каждые 3 года
Высокий риск 1 проверка каждые 2 года

Те организации, которые попали в зону низкого риска, трудовая инспекция не проверяет.

В настоящее время все проверки проводятся посредством проверочных листов. Обновленные листы утверждены приказом Роструда №655 от 10.11.2017 года. 133 листа делятся на три направления:

  • Листы, касающиеся проверки зарплаты
  • Листы, определяющие положение дел в области охраны труда
  • Листы, касающиеся оформления кадровых документов

Все листы находятся в открытом источнике – на сайте Роструда.

Внеплановые проверки проводятся в соответствии со статьей 360 ТК РФ.

Проведение таких проверок строго ограничено. Их осуществление возможно в следующих случаях:

  1. Если в компании допускается нарушение трудового законодательства, то работник может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой. Частой причиной обращения является несвоевременная выплата заработной платы или выплата ее ниже установленного уровня
  2. В том случае, если в организации ранее уже проводилась проверка инспекцией, были выявлены замечания и подходит к концу срок для исправления недочетов. Инспекция проверит, насколько точно были устранены огрехи в трудовых отношениях компании
  3. В редких случаях дать поручение провести проверку могут высшие органы власти или прокуратура. При этом трудовая инспекция издает распоряжение на проведение проверки

Другими словами, в подавляющем большинстве случаев проверка проводится при наличии со стороны работодателя нарушений в кадровой сфере.

Роструд изменит подход к проведению проверок организаций

Какую именно информацию будет запрашивать у работодателей трудовая инспекция, зависит от вида проверки: плановой или внеплановой.

Проведение плановой документарной проверки подразумевает предоставление в инспекцию определенного пакета документов. В их число входят:

  • Договоры, заключенные с работником
  • Форма Т-2 по сотрудникам и их личные дела в целом
  • Трудовые книжки, вкладыши, журналы
  • Табели
  • Графики ухода сотрудников в отпуск
  • Документы, касающиеся начисления и выдачи зарплаты
  • Листы ознакомления с кадровыми документами компании
  • Внутренние кадровые акты организации

Если трудовая инспекция не удовлетворена результатами проверки документов или у нее остались вопросы к работодателю, то возможно проведение выездной плановой проверки. Однако это случается крайне редко, обычно достаточно предоставленных документов.

Внеплановые проверки всегда проводятся по какому – то одному направлению. Это связано с тем, что трудовая инспекция в этом случае проверяет конкретный факт, указанный в жалобе сотрудника.

Приведем пример из жизни. Гражданка Смирнова работает швеей. Работодатель нередко задерживает заработную плату и выплачивает ее не в установленный срок. Швея пыталась решить этот вопрос путем переговоров с работодателем, а потом обратилась с жалобой в трудовую инспекцию. В этом случае инспекторы будут проверять информацию, касающуюся заработной платы исключительно швеи Смирновой. А вот запрашивать данные о соблюдении норм охраны труда в рамках данной проверки они не будут.

Есть один нюанс при проведении внеплановой проверки. Зачастую работник, который подает жалобу, хочет анонимности. Такое право обеспечивается статьей 358 ТК РФ. При этом обычно запрашивается информация по нескольким работникам, чтобы сохранить условие анонимности заявителя.

Ни один из проверяющих не обладает неограниченными полномочиями.

В зависимости от вида проводимой проверки варьируется набор прав проверяющих.

В соответствии с общепринятым правилом установлено 3 жестких ограничения при проведении любых проверочных мероприятий:

  • Работа проверяющих ограничена рамками проверочных листов. Инспекторы не имеют права требовать больше информации, чем в них содержится
  • Если проверка касается определенной сферы кадрового учета, то дополнительные сведения требовать неправомерно
  • Проверяющие не обладают полномочиями забирать оригиналы документов организации

Кроме того, нужно помнить, что на рядовых сотрудников ответственность за выявленные нарушения не распространяется. К ней можно привлечь только руководителя организации и руководителей – исполнителей.

По опыту проведения многочисленных проверок можно сформировать список наиболее распространенных нарушений, которые допускают работодатели в своей деятельности. Среди них:

  1. Некорректное составление трудовых договоров, работа без трудоустройства
  2. Ошибки при оформлении и ведении трудовых книжек
  3. Ошибки при выплате зарплаты, задержка зарплаты
  4. Нехватка внутренних документов компании, которые регулируют кадровые вопросы
  5. Нарушения в сфере охраны труда
  6. Нарушения при работе с льготниками и иностранцами

Ошибки зачастую однотипные, совершаемые, вероятно, из соображений экономии, в момент нехватки средств или низкой квалификации кадровиков.

Вопрос

Работник решил написать жалобу на своего работодателя. При этом он не хочет раскрывать свою личность. Можно ли подать анонимное заявление?

Работник имеет право инициировать проверку своего работодателя и при этом не раскрывать свою фамилию. Тем не менее, в заявлении понадобиться указать все данные, но попросить инспекторов не раскрывать информацию о заявителе. В этом случае тайна будет соблюдена и работодатель не узнает, кто подал жалобу. Анонимные заявления трудовая инспекция не принимает и не рассматривает.

Ошибка

При приеме на работу новых сотрудников в компании используется типовой трудовой договор. При проведении проверки трудовая инспекция обнаружила, что в документе отсутствует пункт о компенсациях, предусмотренных для работников. Это является нарушением статьи 57 ТК РФ, поскольку именно она определяет, какие сведения должен содержать договор. Изменения в документ нужно будет внести в любом случае, а вот штрафа избежать, скорее всего, не удастся.

Бизнес подвергается многочисленным проверкам со стороны различных контролирующих органов, трудовая инспекция также не остается в стороне. За нарушения трудового законодательства предусмотрены серьезные штрафы. В интересах работодателя держать на контроле вопросы, касающиеся кадров и корректно вести кадровый учет.

Не важно, плановая проводится проверка, или внеплановая, закон требует от инспекторов ГИТ соблюдения следующих правил:

Ограничение Комментарий
По срокам извещения о начале проведения проверки Уведомление от ГИТ должно прийти на предприятие не позже, чем за 3 рабочих дня до приезда инспекторов. Уведомление происходит путем направления предпринимателю приказа или распоряжения о проведении проверки письмом (заказным, с уведомлением о вручении). Если проверка внеплановая, предупреждение должно поступить любым возможным способом за 24 часа до прихода инспекторов.
По продолжительности проверки Плановая или внеплановая проверка ГИТ может растянуться не более чем на 20 рабочих дней. Существует ограничение и по срокам проведения плановых выездных проверок – для субъекта малого бизнеса это максимум 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов.
По запрашиваемым документам Если документы, которые требует предъявить инспектор ГИТ, не относятся к предмету проверки, предприниматель не обязан их предъявлять (но перечня бумаг, которые необходимо показывать, законом не утверждено).

Роструд определился, кого проверит в 2021 году

Важно! Поводом к проведению внеплановой проверки, согласно закону, может послужить любое нарушение предпринимателем положений Трудового кодекса или иных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права.

Чаще всего внеплановая проверка проводится по той причине, что один из сотрудников предприятия подал заявление (в соответствии со всеми требованиями закона) о нарушении его трудовых прав. Но инспекторы ГИТ также обращают внимание на:

  • запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
  • заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
  • сведения, полученные из СМИ;
  • информацию, поступившую от органов гос. власти.

Предприниматель обязан допустить инспектора к проверке также при следующем обосновании ее проведения:

  • в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
  • было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.

Ошибка: Работник подает анонимное заявление о нарушении своих трудовых прав работодателем. Он рассчитывается на то, что будет проведена внеплановая проверка руководителя.

Комментарий: Анонимные обращения граждан не могут служить поводом к проведению внеплановой проверки ГИТ.

Ошибка: Предприниматель предоставляет инспекторам ГИТ документы на проверку, которые не относятся к предмету проверки.

Комментарий: Несмотря на то, что закрытого перечня документов, которые ГИТ вправе потребовать предъявить в ходе проверки, не определено законом, предприниматель не обязан предоставлять бумаги, не относящиеся к предмету проверки.

Вопрос №1: Можно ли избежать плановой проверки ГИТ?

Ответ: Положениями ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определена возможность для предпринимателей и юрлиц, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, избежать проверки Государственной инспекции труда РФ путем подачи заявления с требованием исключить фирму из плана предстоящих проверок.

Вопрос №2: Как часто Государственная инспекция труда имеет право организовывать плановые проверки?

Ответ: Закон позволяет проводить подобные проверки максимум 1 раз в 3 года.

Раньше план проверок на следующий год размещали на сайте ГИТ не позднее 1 декабря текущего года. Теперь это будут делать до 10 ноября (п. 41 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Так работодатели получат больше времени на подготовку к проверке и доработку внутренней документации.

По новым правилам единый реестр проверок находится в ведении Генпрокуратуры (ст. 13.3 от 26.12.2008 № 294-ФЗ). План, сформированный Рострудом, публикуется на официальном сайта Генеральной прокуратуры. Именно там можно посмотреть график плановых проверок и выяснить, стоит ли ждать инспектора в гости в ближайшие месяцы.


Похожие записи:

Добавить комментарий