Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовой договор спецоценка условий труда 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Первый этап подготовительный, проводится силами предприятия. Задачи первого этапа спецоценки условий труда:
- проанализировать, на каких рабочих местах производить оценку;
- сформировать список рабочих мест, где нужно провести СОУТ.Это для технического задания — основы договора на спецоценку;
- выбор экспертной организации.
Определите какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда — те, на которых за текущие полгода закончится предыдущая СОУТ.
Важно! Спецоценка новых рабочих мест осуществляется в течение 12 месяцев после их создания. Места, где произведена замена оборудования и сырья проверяются в течение полугода. Это условие для внеплановой специальной оценке условий труда. |
Совет Аналогичными считаются места, расположенные в идентичных помещениях, оснащенных одинаковым оборудованием, инструментарием, системами вентиляций, отопления, освещения и т.д.. Обязательна принадлежность работников к одинаковой должности, профессии, специальности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. |
Параллельно подготовьте пакет документов:
- приказ о проведении СОУТ с перечислением тех, кто входит в комиссию;
- утвержденный график проведения;
- перечень мест, подлежащих оценке;
- проект договора с экспертной организацией.
Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года
После завершения обследования и замеров экспертная организация передает работодателю отчет. Он содержит:
- сведения об организации, проводившей СОУТ;
- перечень рабочих мест, где проводили СОУТ, с перечислением вредных опасных производственных факторов;
- карты СОУТ со сведениями об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения испытаний, измерений найденных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
- сводная ведомость СОУТ;
- рекомендации по улучшению условий и охраны труда для тех мест, где проводилась СОУТ;
- заключение эксперта, проводившего СОУТ.
С отчетом знакомятся, его подписывают члены комиссии. При наличии замечаний составляется отдельный документ и прикладывается к отчету.
С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:
- не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
- условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.
Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.
Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.
Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.
Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):
- когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
- когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
- когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).
Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ)
Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.
Перечень статей, содержащих обязательные требования:
- Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
- Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
- Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
- Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
- Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
- Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
- Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
- Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
- Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
- Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
- Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
- Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
- Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.
Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 614 (далее — Правила), установлены обязательные требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта (п. 2 — 7 постановления Правительства № 614).
Правилами установлен порядок прохождения аттестационного испытания претедентом (13 — 27 постановления Правительства № 614). Тестирование проводится в территориальном органе Роструда в субъекте Российской Федерации, где проживает допущенный Минтрудом России в установленном порядке к аттестации претендент. По результатам тестирования Минтруд принимает решение о выдаче сертификата эксперта (или отказе в выдаче сертификата).
Правилами установлен порядок аннулирования сертификата эксперта (п. 41 — 42 постановления Правительства № 614).
СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.
Требование об обязательном проведение СОУТ изложено в статье 212 Трудового кодекса РФ.
Работодатель обязан обеспечить:
проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Основным законодательным актом по организации и проведении СОУТ является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — 426-ФЗ). Который был обновлен в 2020 году. Проведение СОУТ с невыполнением указаний данного ФЗ, приведет к штрафным санкциям со стороны Инспекции труда. Данный документ по большей части описывает действие Работодателя.
Второстепенным законодательным актом является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда (далее — Приказ 33н). Разработан он для Экспертов и аккредитованных лабораторий проводящий СОУТ в организациях заказчика.
Согласно статье 212 ТК РФ все работодатели обязаны проводить СОУТ на своих рабочих местах, если это не исключено в других законодательных актах. Исключением для не проведения служат:
— Религиозные организации, согласно Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ;
— Индивидуальные предприниматели не являющиеся Работодателями (отсутствуют работники с трудовыми договорами);
— Самозанятые т.к. они не являются Работодателями.
ВАЖНО! Юридические лица и ИП у которых есть хоть один работник по трудовому договору обязаны проводить СОУТ!
Пункт 2, статьи 8, 426-ФЗ указывает что СОУТ проводится Работодателем совместно с Аккредитованной организацией по гражданско-правовому договору. Перед заключением договора с такой организацией, обязательно запросите следующие подтверждающие документы:
- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (пункт 2, статья 19, 426-ФЗ);
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ);
- аккредитация в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ).
пункт 4, статьи 8, 426-ФЗ, указывает что СОУТ требуется проводить на каждом рабочем месте не реже 1 раза в 5 лет. Срок исчисляется с даты внесения отчета СОУТ в информационную систему ФГИС аккредитованной организацией проводящий СОУТ. В среднем, это 10 дней после даты утверждения отчета.
согласно пункту 1, статьи 17, 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой оценки может быть только:
Требуется провести в течение 12 месяцев после появления:
- ввод в эксплуатацию нового рабочего места;
- изменение техпроцесса или оборудования способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
Требуется провести в течение 6 месяцев после появления:
- НС по вине работника или профзаболевание;
- изменение используемых материалов, сырья, применяемых СИЗ способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
- мотивированное предложение профсоюза или работников, при замечании к проведенной СОУТ;
- предписание инспектора ГИТ при выявленных нарушениях.
Если руководство компании вовремя не позаботилось об организации специальной оценки условий труда, либо на фирме был нарушен порядок проведения проверки, закон предусматривает следующие меры ответственности:
- для юридических лиц – штраф в размере 60-80 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций – штраф в размере 5-10 тысяч рублей.
Какая будет специальная оценка условий труда в 2021 году?
Вопрос №1: Последняя аттестация рабочих мест на предприятии была проведена сравнительно недавно. Необходимо ли позаботиться о том, чтобы была проведена специальная оценка условий труда в 2021 году, или можно провести данное мероприятие позднее?
Ответ: В Вашем случае специальная оценка условий труда может быть проведена через 5 лет после завершения последней аттестации рабочих мест.
Вопрос №2: Как найти специализированную организацию, имеющую законное право на проведение специальной оценки условий труда на предприятиях?
Ответ: Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Министерства труда РФ.
Прежде чем рассказать об особенностях каждого этапа СОУТ, выделим алгоритм действий работодателя:
- необходимо определить перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводиться обследование;
- выбирается экспертная организация, заключается договор;
- на предприятии издается приказ о создании комиссии, которая будет участвовать в обследовании рабочих мест;
- эксперты и комиссия проводят фактическое обследование, опрашивают сотрудников, делают необходимые замеры и анализы;
- формируется отчет с указанием всех выявленных факторов, негативно влияющих на безопасность труда;
- для каждого рабочего места присваивается класс условий труда;
- после утверждения отчета экспертной организации, работодатель обязан подать декларацию о соответствии условий труда государственным стандартам.
При выявлении опасных условий работы, предприятие будет находиться под контролем и надзором трудовой инспекции. Для устранения негативных факторов или минимизации вредных последствий, работодатель должен утвердить план мероприятий по обеспечению работников дополнительными средствами защиты, спецпитанием, введению системы доплат и компенсаций. Для отдельных категорий работников, выявление определенного класса опасности повлечет перевод на другую работу, соответствующую медицинским или санитарным требованиям.
Точный перечень мероприятий, которые будут проводить эксперты, определяется в условиях договора. Он будет напрямую зависеть от условий производственной или управленческой деятельности, количества персонала, статуса наемных работников. Выделим перечень ключевых мероприятий и действий, которые должны провести эксперты:
- проводится опрос каждого сотрудника, чье рабочее место подлежит оценке – устанавливается график рабочего времени, регламентированные перерывы, составляется карта рабочего дня;
- со слов сотрудников формируется перечень претензий к обустройству рабочего места и соблюдению правил охраны труда;
- проводится фактическое обследование производственных помещений и офисных рабочих мест – например, измеряется уровень освещенности помещений, состав стройматериалов в кабинетах, характеристики компьютерного и иного оборудования;
- проводятся диагностические процедуры с использованием спецоборудования и приборов – замеряется уровень шумового воздействия, вредных испарений или иных негативных факторов;
- итоги обследования фиксируются в отчете, с заключением по каждому рабочему месту.
Работодатель не вправе вмешиваться в работу экспертов, влиять на выбор способов и методов оценки. Если в процессе обследования будут выявлены дополнительные негативные факторы, эксперт обязан указать их в своем отчете.
Обследование проводится в соответствие с графиком, утверждаемым комиссией по спецоценке и руководителем предприятия. Форма графика не утверждена на законодательном уровне, и составляется в произвольном виде. Хранить график нужно вместе с приказом и перечнем рабочих мест.
Ключевое значение для подведения итогов спецоценки имеет протокол измерений. Для каждого рабочего места должен быть указан один из следующих классов условий труда:
- I класс – оптимальные условия труда, при котором негативные и вредные факторы полностью отсутствуют;
- II класс – допустимые условия труда, которые незначительно отличаются от государственных стандартов и регламентов, однако не влияют на безопасность рабочего процесса;
- III класс – вредные условия труда, оказывающие негативное влияние на рабочий процесс, здоровье и безопасность сотрудника (для этого класса существует несколько подклассов, предусматривающих отдельные категории вредности);
- IV класс – опасные условия труда, создающие угрозы для безопасности жизни и здоровья сотрудников.
Установление I или II классов не влечет никаких существенных последствий для работодателя. При оптимальных или допустимых условиях труда сотрудники не имеют права на предоставление дополнительных льгот или компенсаций. Соответственно, присвоение III или IV классов обязывает работодателя компенсировать потенциальный вред здоровью, вносить изменения в условия труда, осуществлять перевод граждан на иное место работы.
Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:
- составить список рабочих мест, на которых заканчивается СОУТ в ближайшие полгода. Важно: спецоценку новых рабочих мест в организации нужно провести в течение 12 месяцев;
- составить список рабочих мест, где меняли технологическое оборудование и сырье. На внеплановую СОУТ таких мест — полгода.
Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.
Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:
- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда по результатам СОУТ. В отчете экспертной организации есть перечень рекомендованных мероприятий по отдельным рабочим местам;
- план действий по выполнению мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Например, эксперт может написать в рекомендации: «на рабочем месте № 078А снизить воздействие вредного производственного фактора (тяжесть труда)». Поскольку специалист по охране труда присутствовал во время замеров, он знает, что на этом рабочем месте нужно заменить стул на компьютерное кресло с регулируемой по высоте подставкой и подвижной спинкой. Это снизит нагрузку на позвоночник во время вынужденной позы сидя.
Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.
Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.
- Скачайте образец в конце статьи в разделе «Шпаргалка»: приказ о применении результатов СОУТ.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
График проведения СОУТ по договору оказания услуг 618.1 КБ
-
Образец приказа о проведении СОУТ 570 КБ
-
Приказа о применении результатов СОУТ 601.7 КБ
- Дайджест за ноябрь. Топ‑3 главных изменений по охране труда
- Самое важное за сентябрь. Топ‑3 изменений для специалистов по охране труда
- 8 типичных ошибок специалистов по охране труда при проведении СОУТ
Специальная оценка условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест с января 2014 года.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426 ФЗ, предусматривал переходные положения с отсрочкой проведения спецоценки. Так, если до дня вступления указанного закона (т.е. до 01.01.2014 года), была проведена аттестация рабочих мест, то спецоценку можно было не проводить на этих рабочих местах еще 5 лет, как вы понимаете, на сегодня, переходный период закончился.
В то же время, законом предусматриваются случаи, когда спецоценка должна быть проведена внепланово, независимо от пятилетнего срока (ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 г.).
В течение 12 месяцев со дня:
- введения в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- изменения технологического процесса, замены производственного оборудования (которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников).
В течение 6 месяцев со дня:
- получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда;
- изменения состава применяемых материалов и (или) сырья (способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников);
- изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты (способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников);
- произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Также исключениями являются надомники (глава 49 ТК РФ), дистанционные работники (глава 49.1), работники, вступившие в трудовые отношения с работодателем – физическим лицом, не являющимся ИП (глава 48), религиозные организации (глава 54). В отношении этих мест спецоценка не проводится вообще.
В соответствии со статьей 209 ТК РФ, условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:
- оптимальные (1 класс);
- допустимые (2 класс);
- вредные (3.1, 3.2, 3.3, 3.4);
- опасные (4 класс).
Они устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда. Соответственно берем карты специальной оценки условий труда по должности (профессии) и смотрим строку 030 «Оценка условий труда по идентифицированным вредным (опасным) факторам», где должен быть указан итоговый класс (подкласс) условий труда.
Специальная оценка условий труда в 2021 году: пошаговая инструкция
Работодатель указывал в трудовых договорах работников, что «условия труда на рабочем месте будут определены после проведения СОУТ», которую он был обязан провести в течение 12 месяцев, т.к. это были вновь организованные рабочие места. С его стороны нарушений никаких нет, у него было еще время.
Самарский областной суд в своем решение от октября 2018 года с позицией работодателя не согласился.
Суд сослался на статью 57 Трудового кодекса РФ, а также на указанное выше письмо Минтруда РФ от 14.07.2016 г. № 5-1/ООГ-2516, исходя из которых, в трудовых договорах работников должны быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).
Кроме того, суд отметил, что не доведение до работников условий труда на их рабочих местах нарушает трудовые права работников и создает возникновение угрозы причинения вреда их жизни и здоровью, так как не установлены те опасные и(или) вредные производственные факторы, которые могут воздействовать на работников в процессе их работы.
Таким образом, работодатель получил минимально возможный административный штраф в размере 50 000 рублей по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ (максимальный 100 000 рублей), но там еще в трудовом договоре совместителя отсутствовало указание режима рабочего времени, который также является обязательным для включения в договор.
А вот судья в Архангельской области решил, что отсутствие условий труда в трудовом договоре работника (без проведения СОУТ) не является нарушением закона.
В трудовом договоре нового директора по персоналу было указано, что условия труда на рабочем месте являются нормальные. Для проведения специальной оценки условий труда у работодателя был еще целый год.
Трудовая инспекция проверила организацию в мае 2018 года и привлекла работодателя по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф от 30 000 до 50 000 рублей), хотя должна была по части 4, как за ненадлежащее оформление трудового договора, ну не суть.
Суд не согласился с позицией ГИТ, отметив, что это вновь организованное рабочее место, поэтому у работодателя было еще время для проведения спецоценки.
Суд также сослался на то, что должность «директор по персоналу» не относится к категории рабочих мест, содержащих потенциально вредные и (или), опасные производственные факторы (ч. 6 ст. 10 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ), а именно:
- рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Следовательно, отсутствие в трудовом договоре, заключённом с работником, условий труда на рабочем месте не является нарушением ст. 57 Трудового кодекса РФ.
- Одним из обязательных условий, которые нужно указывать в трудовом договоре, являются условия труда на рабочем месте работника;
- Условия труда на рабочем месте устанавливаются по результатам специальной оценки условий труда, которая делит условия на четыре класса и подкласса (оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3.1, 3.2, 3.3, 3.4), опасные (4 класс));
- В настоящее время, имеется неопределенность с указанием условий труда в случае отсутствия спецоценки, например, в связи с вновь организованным рабочие местом. Согласно рекомендациям Минтруда РФ, в данном случае, необходимо прописать общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним). Конкретные формулировки остаются на усмотрение работодателя.
- Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.
- За не проведение специальной оценки труда предусмотрено предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей (для юридических лиц), от 5 000 до 10 000 рублей (для ИП и должностных лиц), за отсутствие условий труда в трудовом договоре – от 50 000 до 100 000 рублей (для юридических лиц), от 5 000 до 10 000 (для ИП) и от 10 000 до 20 000 (для должностных лиц).
Закон о специальной оценке условий труда регулирует отношения, образующиеся при осуществлении СОУТ. Специальная оценка — это совокупность планомерно проводимых мер по обнаружению вредных факторов производства. В процессе оценки учитывают:
- неблагоприятные действия на работников;
- принимают во внимание нормативы условий труда;
- применения средств защиты трудящихся.
В ходе специальной оценки выявляют классы условий труда.
- трудящихся удаленно;
- трудящихся в религиозных образованиях;
- у физлиц, не зарегистрированных как ИП.
В 2019 году спецоценку для фирм организуют аналогично пошлому году. Ее проводят, те, кто не сделал оценку в 2014 году, либо те, кто ее не делал.
Какие новшества внес закон СОУТ (426 ФЗ) в 2019 году:
- С 1 января 2019 года спецоценку проводят все фирмы, включая микроорганизации.
- В 2019 году фирмы, оценившие условия труда в 2014 году, организуют очередную оценку.
- С 2019 года запрещено поэтапное проведение оценки по частям.
Значимые корректировки в закон о СОУТ не внесены.
По данным Роструда, оштрафуют не всех опоздавших со спецоценкой. Данные об оценке фиксируют с 2014 года, но в системе отразились не полностью данные за первый год.
Информация для применения санкций фирмам, не выполнившим спецоценку, отражена в базах с 2015 г. Согласно статье 5.27.1 КоАП РФ и 426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2019 штрафы не увеличены:
- Работодателю предоставляется право требовать от организации, проводящей спецоценку, подтверждение факта размещения сведений о результатах в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ).
- Отчет о проведении СОУТ утверждается председателем комиссии в срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ, а отправка работодателем копии утвержденного отчета в форме электронного документа сопровождаться его подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью.
- Использование работодателем результатов проведения СОУТ возможно только при условии, что сведения внесены в ФГИС. Результаты, содержащие сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
- Срок периодичности проведения спецоценки (не реже 1 раза в 5 лет) и срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда исчисляются не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ, а с момента внесения данных в ФГИС СОУТ. В случае, если в документах содержатся сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, сроки по-прежнему исчисляются со дня утверждения отчета.
Организация, проводящая СОУТ, до начала выполнения работ, но не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня заключения с работодателем договора, обязана:
- полное наименование, ИНН и ОГРН работодателя;
- индивидуальные номера рабочих мест, СНИЛС и численность занятых на них работников.
2) Получить для предстоящей СОУТ идентификационный номер (присваивается системой в автоматическом режиме) и сообщить его работодателю до начала проведения спецоценки. Данный номер является обязательным реквизитом отчета о результатах.
В течение 3 рабочих дней со дня передачи во ФГИС сведений о результатах проведения СОУТ необходимо уведомить работодателя в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.
Обязанность в течение 10 рабочих дней передавать в Минтруд России информацию:
- о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2020 до 31 декабря 2021 года);
- об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.
В работе можно применять только методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.
Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.
Законом утверждается порядок организации оценки условий труда для:
- администраций предприятий;
- экспертной комиссии.
В статьях правового акта расписано:
- каким образом должна создаваться комиссия,
- каков должен быть ее состав.
Также прописан порядок проведения самого сложного и дорогостоящего этапа – определение опасных факторов.
Законом устанавливается порядок анализа результатов оценки и правила подачи декларации трудовых условий.
2018 год стал переломным в законе о специальной оценке условий труда. Ранее не было четкого регламента и сроков, когда она должна проводиться.
2018 год в соответствии с законодательством станет последним, в котором руководители предприятий и организаций обязаны провести оценку на рабочих местах. За не проведение оценки или нарушения при организации мероприятия на работодателя налагается штраф, а также приостанавливается деятельность.
С 2020 года увеличивается количество проверок и ужесточается контроль за проверяющими организациями.
Спецоценка труда. Как проходить?
4.1. По окончании оказания Услуг по проведению СОУТ Исполнитель представляет Заказчику отчет о проведении СОУТ.
4.2. Отчет о проведении СОУТ составляется с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ, а также Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.
4.3. Отчет о проведении СОУТ на бумажном носителе представляется Исполнителем Заказчику в количестве одного экземпляра.
4.4. Исполнитель в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении СОУТ передает в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — ФГИС СОУТ) в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
5.1. Исполнитель в соответствии с условиями Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку представить Заказчику результаты оказания Услуг, предусмотренных Контрактом. Заказчик обязан обеспечить приемку оказанных Услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
5.2. Для проверки представленных Исполнителем результатов оказания Услуг в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу результатов оказания Услуг, предусмотренных Контрактом (далее — Экспертиза). Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
5.3. Для проведения Экспертизы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта (этапам исполнения Контракта). Результаты Экспертизы оформляются в виде заключения о результатах экспертизы (далее — Заключение), которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. В случае, если по результатам Экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке оказанных Услуг (этапа оказания Услуг), в Заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
5.4. По решению Заказчика для приемки оказанных Услуг (этапа оказания Услуг) может создаваться приемочная комиссия.
5.5. Приемка оказанных Услуг, ___ этапа оказания Услуг (указать нужное)
Осуществляется Заказчиком в течение ____________________
(указать количество дней)
рабочих дней со дня получения акта сдачи-приемки оказанных Услуг, _____ этапа оказания Услуг <19>, который подписывается Заказчиком
(указать нужное)
(в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком), либо в течение ________________________________ рабочих дней Заказчиком
(указать количество дней)
направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки оказанных Услуг, ____ этапа оказания Услуг.
(указать нужное)
В случае привлечения Заказчиком для проведения Экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке оказанных Услуг (этапа оказания Услуг), предусмотренных Контрактом, Заказчик (приемочная комиссия) должен учитывать отраженные в Заключении предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
5.6. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов Услуг (этапа оказания Услуг), предусмотренных Контрактом, в случае выявления несоответствия этих результатов условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке результатов оказанных Услуг (этапа оказания Услуг) и устранено Исполнителем.
5.7. Услуги, предусмотренные Контрактом, считаются оказанными с даты подписания Сторонами акта сдачи-приемки оказанных Услуг.
5.8. По окончании исполнения Сторонами обязательств по Контракту
Исполнитель в течение ____________________ дней представляет Заказчику
(указать количество дней)
акт сверки расчетов по Контракту (приложение N 4 к Контракту).
6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате пени в размере, определенном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного Контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 <20> (далее — Правила).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы, а также от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
6.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом), Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате штрафа.
6.4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения
Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом), размер штрафа определяется в соответствии с Правилами и равен ____ процентам <21> цены Контракта, _____ этапа
(указать нужное)
оказания Услуг по Контракту, что составляет ___________________________ (______________________) руб. __ коп. <22>.
(сумма цифрами) (сумма прописью)
(6.4.) За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения
Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Исполнителя в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом), размер штрафа определяется в соответствии с Правилами и равен _____ процентам <23> цены Контракта, ____ этапа
(указать нужное)
оказания Услуг по Контракту, что составляет ___________________________ (______________________) руб. __ коп. <21>.
(сумма цифрами) (сумма прописью)
(6.4.) За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения
Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ), предложившим наиболее высокую цену за право заключения Контракта (за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом), размер штрафа определяется в соответствии с Правилами и равен _____ процентам <24> цены Контракта, _________ этапа оказания Услуг по Контракту, что составляет _________________ (______________________)
(сумма цифрами) (сумма прописью)
руб. __ коп. <25>.
6.5. В случае просрочки исполнения Заказчиком срока оплаты оказанных по Контракту Услуг Исполнитель вправе потребовать уплаты пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства по оплате оказанных Услуг. В случае нарушения Исполнителем сроков оказания Услуг, предусмотренных Контрактом, Заказчик не несет ответственности, установленной настоящим пунктом Контракта.
6.6. В случае неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных
Контрактом (за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательства по оплате оказанных Услуг), Исполнитель вправе потребовать уплаты штрафа. За каждый факт неисполнения Заказчиком указанных обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательства по оплате оказанных Услуг) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в соответствии с Правилами, и составляет _________________ (______________________) руб. __ коп. <26>.
(сумма цифрами) (сумма прописью)
6.7. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цены Контракта.
6.8. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнением Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цены Контракта.
6.9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
7.1. Исполнитель при заключении Контракта должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере ___ процентов от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет _________________ (___________________) руб. __ коп.
(сумма цифрами) (сумма прописью)
В случае, если предложенная Исполнителем цена Контракта снижена на 25 процентов и более по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, обеспечение исполнения Контракта предоставляется в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
7.2. В случае, если в качестве обеспечения исполнения Контракта Заказчику перечислены денежные средства, возврат обеспечения осуществляется Заказчиком в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки оказанных Услуг, заключительного этапа оказания Услуг (указать нужное).
7.3. В ходе исполнения Контракта Исполнитель вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер исполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта.
8.1. Исполнитель не несет ответственности за действия Заказчика по соблюдению Заказчиком положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» <30> в отношении работников Заказчика, на рабочих местах которых проводится или проведена СОУТ.
8.2. Передача, распространение и обеспечение защиты информации, связанной с исполнением обязательств по Контракту, осуществляется Сторонами с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». <31>
8.3. Принятые Сторонами обязательства по соблюдению конфиденциальности или неиспользованию информации, полученной в ходе оказания Услуг по Контракту, не распространяются на общедоступную информацию или информацию, которая становится известна третьим сторонам не по вине Стороны, получившей соответствующую информацию.
8.4. Стороны Контракта не вправе использовать полученную информацию в личных целях или сообщать ее третьим лицам без письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
8.5. Обязательства по обеспечению конфиденциальности информации, предусмотренные Контрактом, не распространяются на предоставление информации государственным органам и саморегулируемым организациям в сфере охраны труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8.6. Исполнитель имеет право снимать копии с документации Заказчика, когда это необходимо для оказания Услуг, и сохранять у себя копии, необходимые для подтверждения факта оказания Услуг и/или обоснования сделанных выводов, либо в случаях, предусмотренных применимыми профессиональными стандартами и инструкциями.
Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда
9.1. При исполнении обязательств по Контракту Стороны, их аффилированные лица не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей прямо или косвенно любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели.
9.2. При исполнении обязательств по Контракту Стороны, их аффилированные лица не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Контракта законодательством Российской Федерации, как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства Российской Федерации и международных актов о противодействии коррупции.
9.3. В случае возникновения у Стороны обоснованных подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений раздела 9 Контракта, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. После получения письменного уведомления другая Сторона обязана направить подтверждение того, что нарушения не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение 10 рабочих дней с даты письменного уведомления о нарушении.
В письменном уведомлении другая Сторона обязана сослаться на обоснованные факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или не дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений Контракта Стороной, ее аффилированными лицами, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством Российской Федерации, как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также иных действиях, нарушающих требования применимого законодательства Российской Федерации и международных актов о противодействии коррупции.
9.4. В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в разделе 9 Контракта действий и/или неполучения другой Стороной в установленный Контрактом срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право направить обоснованные факты или предоставить материалы компетентным органам в соответствии с применимым законодательством Российской Федерации.
10.1. Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с даты подписания и действует до «__» _________ ____ года. Окончание срока действия Контракта влечет прекращение взаимных обязательств Сторон по Контракту.
10.2. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.
Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.
Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):
- на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
- на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
- на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.
Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.
СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.
Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.
- Спецоценку условий труда (СОУТ) подавляющему большинству хозяйствующих субъектов нужно завершить до конца текущего года.
- Для малых предприятий исключений не предусмотрено.
- Для проведения СОУТ заключают договор со специализированной сторонней организацией.
- Цены на услуги спецоценки не столь высоки, как штрафы за нарушение законодательства.
- Малые предприятия находятся в выгодном положении, поскольку имеют небольшое количество рабочих мест.
- Если в штате МП надомники или дистанционные работники, СОУТ они могут не проводить.
Условия труда на рабочем месте в трудовом договоре работника
Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.
Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.
Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.
Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.
Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:
- гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;
- юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.
Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:
- гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
- юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
- ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.
Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.
Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».
Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.
Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:
- название должности;
- наименование оборудования;
- одинаковые должностные и функциональные обязанности;
- помещение;
- оснащение и прочее.
Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.
Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.
А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.
Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.