В скольких субъектах рф есть уполномоченный по правам ребенка 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В скольких субъектах рф есть уполномоченный по правам ребенка 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Полезными и своевременными назвала инициативы Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Она уверена, что новые полномочия, позволяющие омбудсменам по правам ребёнка обжаловать действия должностных лиц и органов власти, если это требуется для защиты интересов несовершеннолетних, позволят им эффективнее отстаивать права своих подопечных.

2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;

1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

Конвенция ООН о правах ребенка – главный международный нормативный документ, посвящённый правам несовершеннолетних. Он предписывает государствам защищать интересы детей, определяет объем их прав и рекомендует странам создавать специальные механизмы по обеспечению сохранности интересов несовершеннолетних.

Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

Уполномоченный По Правам Ребенка В 2021 Году

В Красноярском крае по состоянию на год региональный Уполномоченный по правам человека назначает с согласия Законодательного собрания края Уполномоченного по правам ребёнка [4]. В году вступил в силу федеральный закон, разрешающий региональным властям возлагать на Уполномоченного по правам человека функции Уполномоченных по правам ребёнка [6]. Этот закон реализуется на практике. Например, в декабре года в Туве введена должность Уполномоченного по правам человека и правам ребёнка [7]. На практике имеет место пересечение функций региональных омбудсменов с детскими Уполномоченными.

3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.

Например, для проведения внеплановой проверки организации для детей-сирот, управлению регионального министерства необходимо получить согласие прокуратуры субъекта РФ. Для этого к заявлению нужно приложить поступившую жалобу или другой зафиксированный сигнал о нарушении детских прав.

Несколько лет назад в Российской Федерации была введена новая должность – уполномоченный по правам ребенка. Лица, назначаемые на эту должность, получали особые полномочия и осуществляли защиту прав детей, не достигших совершеннолетия. По закону перед омбудсменом ставились конкретные задачи и определенные обязанности.

В 1984 году была зачислена на филологический факультет Ивановского государственного университета, и в 1989 году окончила данное учебное заведение по специальности «Филолог. Преподаватель». С 1989 по 2021 год работала учителем русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе № 56 г. Иваново, с 2021 года — в МБОУО лицее № 67 в должности заместителя директора по научно-методической работе, выполняя функционал, связанный с инновационной деятельностью лицея (работа с одаренными детьми, информатизация образовательного процесса, методическое обеспечение совершенствования кадрового потенциала образовательного учреждения). С 2021 года являлась уполномоченным по защите прав ребенка в МБОУО лицее № 67.

В 2021 году за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников награждена «Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации», в 2021 году за заслуги в области образования присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», в 2021 году Управлением образования администрации города Иванова награждена «Орденом детских сердец».

Кузнецова является главой Ассоциации организаций по защите семьи. Эта организация была создана в 2021 году и была призвана объединить усилия некоммерческих организаций и общественных движений, работающих в направлении защиты и поддержки семьи, отцовства, материнства и детства.

Новым уполномоченным по правам ребенка при президенте РФ назначена Анна Кузнецова. Ранее в Кремле глава государства Владимир Путин провёл встречу с Кузнецовой Об этом сообщается на официальном сайте президента.

Родительский призыв услышан

Положение с правами человека является основным барометром социального самочувствия населения, здоровья и настроения общества. Уровень признания, соблюдения и защиты этих непреходящих ценностей определяет степень устойчивости и развития личности, общества и государства в их неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости, характеризует качество жизни в конкретном обществе и во многом определяет авторитет власти. В году ситуация с правами человека в Российской Федерации складывалась на фоне крупных событий всероссийского и международного масштаба. Принятые Президентом Российской Федерации Указ от 7 мая г. N «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до года» и на его основе — 12 приоритетных национальных проектов определили вектор развития и укрепления гарантий гражданских, социальных, экономических, культурных и политических прав граждан в нашей стране на среднесрочную перспективу.

При Павле Астахове официальным сайтом детского омбудсмена был www. Однако после его отставки оказалось, что сайт является личной собственностью Павла Астахова [16]. При этом новый Уполномоченный по правам ребёнка оказалась вовсе без официального сайта и была вынуждена вести общение с населением через социальную сеть Фейсбук [16]. На новом сайте никаких сведений об Астахове и об его деятельности в качестве Уполномоченного размещено не было [17].

Всероссийский съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ 2021 года на тему «Вектор десятилетия детства: счастливые дети — счастливая страна» завершился итоговым заседанием форума. Участники обсудили результаты дискуссий на тематических площадках и актуальные задачи совершенствования государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних с учетом результатов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2021–2021 годы и объявления в РФ Десятилетия детства.

МОСКВА, 29 мая — РАПСИ. Местом проведения XVI Всероссийского съезда уполномоченных по правам ребенка в 2021 году выбрана столица Республики Башкортостан Уфа, об этом во вторник заявила федеральный детский омбудсмен Анна Кузнецова.

В Салехарде 19 сентября 2021 года Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО и Союз Оленеводов Ямало-Ненецкого автономного округа подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве.

Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 30 августа 2021 г. N 666 «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета» установлен перечень испытаний для поступающих на бакалавриат и специалитет начиная с 2021/2021 учебного года.

2021.10.02 Парламентская газета. Мария Михайловская. В 2021 году число случаев кибербуллинга в России выросло в три раза. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия является лидером по количеству случаев киберунижения среди школьников — как.

С начала 2021 года 6216 семей получили сертификат на областной материнский (семейный) капитал. Работа на региональном уровне ведется в рамках национального проекта «Демография» и закона «Об областном материнском (семейном) капитале». .

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Детский омбудсмен в регионах России утверждается на пост и функционирует по одной из четырех моделей:

  1. Избирается законодательным аппаратом власти или с его одобрения, получает парламентский статус и действует на основании региональных законов.
  2. Назначается главами администрации и интегрируется в систему исполнительной власти.
  3. Задачи детского омбудсмена возлагаются на депутата законодательного собрания или регионального уполномоченного по правам человека.
  4. Деятельность уполномоченного организуется на благотворительных началах.

Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами — в зависимости от организационно-правового статуса.

Есть два типа уполномоченных лиц. Первые имеют федеральный характер, то есть их деятельность регламентируется возможностью предоставлять интересы малолетних в любом регионе. Такие лица назначаются прямым указом Президента Российской Федерации.

Региональные омбудсмены могут назначаться региональными органами власти. Снятие с должности производится тем лицом, которое осуществляло назначение.

Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия. Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:

  • сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
  • анализ деятельности и проблем;
  • восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  • разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.

Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.

Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне. Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне. Выполнение обязательств перед несовершеннолетними и обществом должно осуществляться в полном объеме, так как в противоположном случае произойдет снятие с должности.

Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.

Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:

  1. Защиту жилого пространства.
  2. Тайну телефонных переговоров и переписки.
  3. Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
  4. Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
  5. Защиту от принуждения работать на вредном производстве.

Уполномоченный по правам ребенка в РФ

Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.

Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).

В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

В семейном праве говорится: чтобы ребёнок мог полноценно и гармонично развиваться, ему нужна любовь и понимание, что может дать только семья – родные или приёмные родители, опекуны.

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею. Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • культурно развиваться;
  • развивать личное суждение;
  • воспитывать моральную ответственность.

Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

Основные права несовершеннолетних детей в России

Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

У человека на такой должности есть определённые функции и задачи, которые он должен выполнять в рамках своих полномочий. В список функций входит:

  • своевременный контроль над исполнением и полноценным соблюдением всех нормативных актов, принятых на региональном и федеральном уровне и касающихся несовершеннолетних детей. От всех подчинённых уполномоченных лиц должны быть представлены своевременные отчёты по данным направлениям;
  • при обнаружении нарушений, полное содействие в рамках восстановлений прав;
  • повсеместный контроль над тем, как уполномоченные местные органы устраняют нарушения в рамках выявленных нарушений, при необходимости, разработка мероприятий и дача рекомендаций;
  • анализ практики, обобщение полученных результатов, работа над их улучшением с привлечением специалистов;
  • психологическая и иная работа с родителями, чьи дети оказались в сложной ситуации как психологически, так и психически;
  • обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем;
  • проведение работы с родителями или иными законными представителями детей по программам обучения и просвещения относительно защиты детских прав;
  • обеспечение охранных мер для отпрысков против правонарушений, которые могут быть совершены против них.

Также у омбудсмена есть перечень задач, которые он должен выполнять:

  • контроль над тем, чтобы российские и международные законодательные акты соблюдались по всей территории России;
  • дача рекомендаций органам власти на местах с целью предоставления возможных нарушений детских прав;
  • обобщение сведений, полученных практическим путём;
  • разработка мероприятий, которые могут минимизировать риски совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.

Существуют определённые обстоятельства, при обнаружении которых, уполномоченный по защите несовершеннолетних может быть снят со своей должности. Эти обстоятельства прописываются в региональном и федеральном законодательстве. В ст. 13 Закона 1-ФКЗ приведён исчерпывающий список:

  • нарушение требований, приведённых в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ;
  • обвинительный приговор по уголовному делу, который был вынесен в отношении данного лица, вступил в силу;
  • проявление собственной инициативы уполномоченного по сложению своих полномочий в данной области.

Если человек на такой ответственной должности не может исполнять свои обязанности в течение 4-х месяцев и более по состоянию здоровья или по иным причинам, его полномочия могут быть прекращены решением Государственной Думы, которое принимается после проведения заседания на данную тему.

Основанием для прекращения полномочий и досрочного освобождения от должности Уполномоченного является Постановление ГД РФ.

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Обратите внимание! Все органы и группы, которые создаются УППР РФ для более рациональной деятельности, ведут работы на общественных началах. Могут привлекаться как госработники, так и частные эксперты.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка

Любое письменное обращение от гражданина РФ, в том числе к УППР РФ, оформляется в соответствии со ст. 7 Закона № 59-ФЗ. То есть, оно:

  • должно быть без помарок, ошибок и исправлений;
  • содержать в себе актуальную и достоверную информацию;
  • не быть анонимным. Нужно дать сведения о заявителе или его представителе;
  • подписанным.

Обратите внимание! Анонимные жалобы от граждан не принимаются к рассмотрению.

У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.

Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:

  • рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
  • перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
  • уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.

Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.

Заявителю может быть отказано в принятии и рассмотрении письменного обращения по следующим причинам:

  • документ направлен не в тот орган;
  • содержит неправдивые, неактуальные, лживые сведения;
  • не содержит достаточных оснований для принятия;
  • оформлен ненадлежащим образом;
  • содержит оскорбления третьих лиц, ненормативную лексику;
  • не подписан.

Даже если жалоба не возвращается обратно к заявителю, должно быть письменное обоснование в отказе к рассмотрению.

Распределение жалоб по регионам страны практически не претерпело изменений по сравнению с предыдущим годом: 32,8% всех жалоб поступило из Центрального федерального округа; 20,2 % – из Приволжского федерального округа; 10,5% – из Южного федерального округа; 10,4% – из Сибирского федерального округа; 9,4% – из Северо-Западного федерального округа; 8,7% – из Уральского федерального округа; 4,3% – из Северо-Кавказского федерального округа; 3,7% – из Дальневосточного федерального округа. В отчетном году на 100 тысяч человек населения страны пришлось в среднем 17,2 жалобы, что на 0,8 жалобы меньше чем в 2021 году. Выше указанного среднего значения были показатели Центрального федерального округа – 22,5, Южного федерального округа – 18,6, Уральского федерального округа – 17,7 жалобы на 100 тысяч человек. Ниже среднего значения были показатели Северо-Западного (17,0), Приволжского (16,7), Дальневосточного (14,4), Сибирского (13,2) и Северо-Кавказского (11,2) федеральных округов. Среди субъектов Российской Федерации по количеству жалоб на 100 тысяч человек населения лидировали Республика Коми (34,3), Мурманская область (28,4), Республика Карелия (28,4), Владимирская область (27,2).

В России идея учреждения института Уполномоченного по правам и свобод человека, впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначался Верховным Советом сроком на 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного.

Все эти нормы, по сути дела, взяты из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный Уполномоченный по правам человека наделен законом также правом «поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы». Кроме того, ему разрешено «знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями (приговорами) которые вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел».

— проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка

Для Уполномоченного по правам человека предусмотрены определенные ограничения и гарантии деятельности. Так, в частности, Уполномоченный не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного органа субъекта РФ, находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Ранее такая структура отсутствовала на территории Российской Федерации, однако с появлением острой необходимости контролировать иные органы власти, а также заниматься решением вопросов касательно детей, было принято решение на высшем уровне ввести уполномоченного представителя по правам несовершеннолетнего. Это состоялось в 2009 году, когда был принят Указ Президента РФ. Рассмотрим основные полномочия, которыми наделяется данная вертикаль власти:

  1. Эти лица могут запрашивать все необходимые материалы и сведения от федеральных органов власти, а также местного самоуправления муниципальных поселений и иных структур государства.
  2. Представители могут свободно и беспрепятственно посещать органы федерального значения, инстанции муниципальных образования, частные и коммерческие организации и иные структуры РФ.
  3. Также проводятся необходимые проверки относительно деятельности государственных органов власти, местных аппаратов власти и инстанции субъектов страны. Дополнительно могут проводиться разъяснения, в случае несоответствующего исполнения действующего законодательства.
  4. Помощник уполномоченного лица по правам ребенка, либо непосредственно должностное лицо, имеют полное право направлять жалобы в случае выявления некорректных действий или вовсе бездействий государственных аппаратов власти, местных инстанций и структур субъектов Российской Федерации.
  5. Также уполномоченный наделен привилегиями привлекать государственных деятелей к специальным мероприятиям, которые имеют непосредственное отношение к вопросам, связанным с защитой возможностей несовершеннолетних детей в целом по стране, в отдельном регионе или муниципальном образовании.

Региональный уполномоченный по правам ребенка, а также должностное лицо федерального значения занимаются обеспечением исполнения действующего законодательства касательно всех не достигших совершеннолетия граждан, а кроме того обеспечивают надлежащее разбирательство или проверку, в случае поступления определенной жалобы уполномоченному лицу по правам ребенка. Наличие этих специалистов в России, гарантирует, что все предусмотренные привилегии для юных представителей страны будут исполняться в надлежащем порядке.

Важно. Назначается уполномоченный представитель по правам несовершеннолетних непосредственно Президентом страны, после чего, выбранный специалист привлекает иных сотрудников для расстановки по регионам и отдельным муниципальным образованиям.

Детский омбудсмен по защите прав детей (уполномоченный представитель), как уже было сказано ранее, назначается непосредственно главой государства, при этом он обладает полномочиями вплоть до момента снятия его с должности, после чего на места определяются его доверенные представители. Рассмотрим основные направления деятельности, а также задачи этого должностного лица:

  • осуществление контроля за соблюдением установленных норм Конституции Российской Федерации, а также общепринятых международных актов и законодательства страны в области относительно несовершеннолетних лиц;
  • предоставление определенных рекомендаций для органов власти и местного самоуправления относительно полноценного устранения возможного ущемления интересов и возможностей детей;
  • обобщение уже имеющейся практики (также, может осуществляться привлечение отдельно взятых специалистов или специальных научных учреждений на договорной основе).

Как правило, к этим должностным лицам оформляется обращение в случае выявления правонарушения, либо ущемления прав или интересов несовершеннолетних детей. Как и в случае с иными государственными деятелями, здесь требуется подать заявление в соответствии с предусмотренными для этого правилами. Это уполномоченное лицо, в основном обязуется рассматривать поступающие жалобы, а также впоследствии отслеживать полноценное проведение разбирательства и устранение конкретных последствий. Рассмотрим более детально, как правильно и официально обратиться к должностному лицу:

  • Как правило, в начале документа составляется традиционная шапка, что делается в случае оформления любого официального документа.
  • Здесь указывается личная информация об гражданине или конкретном деятеле, от кого подается соответствующая жалоба.
  • Далее следует обязательно указать личные данные уполномоченного представителя, а также его пост.
  • После указывается характер вопроса, который необходимо рассмотреть, либо провести соответствующее разбирательство.
  • Далее прописывается информация относительно несовершеннолетних граждан, в отношении которых были совершены неправомерные действия.
  • Здесь же следует указать существенность проступка, при котором произошло ущемление прав или интересов юных граждан.
  • Далее требуется подробно изложить суть, ссылаясь на определенные подтверждения и доказательства.
  • После указывается прошение о проведении проверки или разбирательства в отношении гражданина или общественной организации.
  • Также в документе обязательно проставляется дата подачи жалобы и дополнительные необходимые сведения.

Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.

Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.

Институт омбудсмена в классическом виде подразумевает, что уполномоченный получает свою легитимность и полномочия от парламента (национального или регионального), которому и подотчетен, объясняет Алексей Головань. Он сегодня продолжает правозащитную деятельность в возглавляемом им благотворительном центре «Соучастие в судьбе». Уполномоченный при высшем должностном лице или исполнительной власти (хотя такой вариант и принят в некоторых странах мира, не только в России) считается квазиуполномоченным.

По словам Бунимовича, самое трудное было не прописать какие-то нормы в законе, а убедить власть и людей в том, что это вообще нужно, когда есть прокуратура, суды, следственные органы и общественные организации. «Какая-то логика в этом есть, потому что правозащита и правоохрана по идее должны быть синонимами, — говорит эксперт. — Проблема в том, что в нашей стране они антонимы. И официальные структуры привыкли защищать государство от человека, а не наоборот. Я не могу сказать, что за прошедшие десять лет институт уполномоченного по правам ребенка заслужил огромный авторитет, но, по крайней мере, сама по себе эта идея уложилась в головах людей. И даже то, что многие, в том числе журналисты, в каких-то резонансных ситуациях часто возмущаются: “Где был уполномоченный по правам ребенка?”— уже важно. Это означает, что институт омбудсмена востребован, нужен».

В конце 2018 года был принят федеральный закон, № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации». До этого федеральный уполномоченный по правам ребенка работал просто по указу президента, в котором почти не было прописано ни каких-то внятных полномочий, ни обязательств, а региональные уполномоченные вообще не имели федеральной «законодательной шапки», напоминает Бунимович. В итоге в одних регионах действовало очень подробное местное законодательство по уполномоченному по правам ребенка, в других не было практически ничего, на практике уполномоченные работали даже без секретаря, который бы отвечал на телефонные звонки.

«Появление нового закона диктует необходимость принимать региональные законы (там, где их не было) или поправки к ним, — говорит Бунимович. — А за этим уже стоит гарантия финансирования и аппарат. Стал более внятным сам статус уполномоченного и его ответственность, что тоже важно, особенно в регионах, где наши коллеги вообще работали на общественных началах. Так что с организационной точки зрения это сработало. Но, как всегда, за федеральным рамочным законом должны появиться региональные нормативные акты. К сожалению, Москва до сих пор не привела свое законодательство в соответствие с федеральным».

Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.

Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.

По оценке Голованя, сегодня у детского омбудсмена более скромные полномочия, чем, например, у уполномоченного по правам предпринимателей: «Видимо, предприниматели у нас более беззащитная категория, чем дети». Так, в законе право участвовать по собственной инициативе в гражданских процессах в качестве государственного органа прописано только для уполномоченного по правам ребенка при президенте (ч. 1 п. 5 ст. 6 закона). У региональных омбудсменов таких полномочий нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий