Если кадастровая стоимость земли не определена как считать плату 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если кадастровая стоимость земли не определена как считать плату 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Земельный налог – это обязательный платеж за то, что вы имеете в собственности земельный участок. Сумма налога устанавливается законами государства.

Земельный налог платится в бюджет того муниципалитета, на территории которого находится земельный участок.

Налог – это величина в денежном выражении. Для того, чтобы рассчитать земельный налог следует знать площадь, размер кадастровой стоимости, применимую налоговую ставку к земельному участку, а также наличие льгот.

Не все земельные участки облагаются налогом, ровно, как и не все собственники обязаны его платить. Законодательно предусмотрены оговорки в виде льгот и вычетов, благодаря которым не все имущество подлежит налогообложению.

За что платится земельный налог и как он рассчитывается разберемся подробнее.

Исчисляем земельный налог, если кадастровая стоимость поменялась или неизвестна

Физические лица платят налог на землю по кадастровой стоимости – за год.

Юридические лица платят земельный налог ежеквартально авансовыми платежами.

Налоговая база для некоторых категорий граждан уменьшается. Пенсионеры, многодетные, ветераны, инвалиды и другие льготники не платят за 6 соток земли (ст.391 НК РФ).

На местном уровне могут быть установлены дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий граждан.

Налоговые ставки устанавливаются местными органами власти. Размер ставки на земельный участок определяется по принципу: для каких целей используется ваша земля. Так, на земли сельхозназначения, земли для ведения садоводства и огородничества ставка не должна превышать 0,3 %. То есть собственники таких земель уплачивают налог сравнительно небольшой.

А вот предприниматели, использующие земли в целях получения прибыли, будут платит налог значительно выше – ставка на такие земли уже может достигать полутора процентов. Хотя все это индивидуально. Некоторые муниципалитеты поощряют отдельные виды производства или сферы услуг и применяют пониженную ставку налогообложения.

В 2021 году налоги на земельные участки уплачиваются исходя из кадастровой стоимости (ранее налоги могли рассчитывать по инвентаризационной стоимости).

Для физических лиц все просто. Налоговые органы не только сами рассчитывают суммы, подлежащие уплате, но и своевременно уведомляют о необходимости уплаты налога. Так, за 2020 год земельный налог надо заплатить до 1 декабря 2021 года.
Для юридических лиц местные органы власти устанавливают свои сроки. Главное, чтобы они не противоречили нормам налогового кодекса (срок уплаты общей суммы налога не ранее 1 февраля года, следующего за отчетным).
Таким образом за физических лиц все делают налоговые органы – формируют налоговые уведомления, рассылают их и рассчитывают земельный налог), а юр. лица предоставляют в налоговый орган декларацию и самостоятельно уплачивают налог дробными частями поквартально.

В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

В НК РФ внесли изменения о расчете налогов по кадастру в 2021 году

Данное понятие рассматривается как денежное выражение ценных качеств надела, выраженное в публичной форме. Высчитывается эта величина во время выдачи кадастровой документации, а также в процессе межевки участка.

Когда происходит расчет цены, компетентные органы учитывают:

  • площадь надела;
  • строения на участке (если есть, то их количество);
  • наличие ископаемых, имеющих ценность;
  • качество надела.

Основное, на чем может отражаться кадастровая цена – размер налоговых платежей. Когда величина цены слишком высока, то собственник участка имеет право на оспаривание установленного значения посредством производства экспертизы в независимом учреждении.

Кроме этого показатель отражается на проведении оценки недвижимости, принадлежащей государству. После оценки, отраженной в кадастре на объекты государственной недвижимости, компетентные в данном вопросе органы имеют полномочия по увеличению или понижению арендных платежей на наделы.

В одно время с получением кадастровой документации человеку выдается акт, имеющий специальное назначение. В этом документе отражается информация относительно определения стоимости. Отражение в нем находят:

  • цена надела, которая получилась в итоге;
  • критерии, оказавшие влияние на установление цены;
  • категории земель;
  • площадь надела;
  • данные лица, составившего документ;
  • должность;
  • дата, когда вынесен акт.

Стоимость нормативного значения определяется органами муниципальной власти. Цена, прописанная в кадастре, определяется оценщиками, ведущими профессиональную деятельность. Таким же образом происходит определение стоимости рыночной.

Специалистом проводятся оценочные мероприятия, основанные на методиках массовых оценок недвижимости. Для расчетов применяются коэффициенты, которые установлены. Как правило, стоимость кадастровая имеет больше значение, чем рыночная в 1,5-3 раза. После того как проведены оценочные действия полученную сумму вносят в кадастровое дело.

До внесения корректив в законодательные акты в 2015 году данная разновидность стоимостей использовалась для того, чтобы определить размер налогового платежа. Она понимается как стоимость, связанная с восстановлением земельного участка. При ее определении учитывается:

  • стоимость объекта недвижимости;
  • износ;
  • стоимость строительных материалов, которая действует на время проведения оценки и прочее.

Рыночная оценка земельных наделов осуществляется на основании проведения работ кадастрового характера. Инициатива на их проведения исходит от органов власти муниципалитета или государства.

После того, как проведена ревизия участков, исполнительный орган проводит анализ полученных данных, затем им устанавливается средняя цена, подлежащая отражению в кадастре. Олицетворяет эту деятельность губернатор субъекта.

На протяжении полугода после того, как опубликованы результаты оценочных работ компетентный орган принимает от владельце претензии. Если человек обнаружил ошибку, ему стоит посетить комиссию и задать вопрос о неправомерно установленной цене. Для этого пишется заявление на имя председателя комиссии и предоставляется документация, подтверждающая права на надел.

1. Наиболее частой причиной специалисты в сфере кадастра называют отсутствие характеристик, без которых установить кадастровую стоимость объекта невозможно либо они так или иначе непосредственно влияют на кадастровую оценку. Среди таких характеристик категория земель, вид разрешенного использования земельного участка, а также его площадь. Для строений это вид здания, назначение постройки и также площадь. Если нет хотя бы одной из названных характеристик, установить кадастровую стоимость объекта нельзя чисто технически.

2. Кадастровая стоимость у объекта недвижимости может отсутствовать и из-за того, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки не выявлены удельные показатели кадастровой стоимости. Обычно данный параметр автоматически вносится в реестр в разрезе кадастровых кварталов, однако практика сталкивается с тем, что не все кадастровые кварталы имеют удельные показатели. А без них, даже при наличии всех основных характеристик, указанных в первом пункте, установить кадастровую стоимость участка не получится.

3. Весомой (и не так уж редко встречающейся) помехой является ситуация, при которой вид разрешенного использования земельного участка трудно отнести к той или иной функциональной группе типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ № 39 от 15 февраля 2007 года. В результате такой неоднозначности вид разрешенного использования земельного участка остается под вопросом до выяснения обстоятельств в вышестоящих инстанциях, а пока этот вопрос решается, неоднозначность вида не позволяет установить кадастровую оценку.

Тем не менее в законодательстве имеется своего рода лазейка, с помощью которой эту проблему можно решить на локальном уровне. Выход из сложной ситуации предоставляет Градостроительный кодекс РФ, а именно в части 3 и 4 статьи 37-й, где сказано, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования объектов недвижимости могут быть выбраны правообладателями самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий). Чтобы уточнить вид разрешенного использования, воспользовавшись этим ходом, нужно подать в Росреестр соответствующее заявление. И если в результатах кадастровой оценки имеется удельный показатель кадастровой стоимости, соответствующий выбранному виду разрешенного использования, кадастровую стоимость земельного участка можно установить.

4. Наконец, есть еще одна проблема, вызванная несовершенством действующего законодательства в сфере недвижимости. Речь идет о том, что еще совсем недавно порядок определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства, вновь образованных сооружений, единых недвижимых комплексов, жилых строений, а также машино-мест в Российской Федерации попросту отсутствовал. Безусловно, это приводило к неравным возможностям использования таких объектов. Поскольку установление кадастровой стоимости обязательно должно быть регламентировано, а регламент процесса в отношении указанных объектов недвижимости не был прописан, определить кадастровую стоимость фактически и юридически для специалиста, выполняющего кадастровые услуги, не представлялось возможным. Поэтому в отношении таких объектов действовал судебный регулятор – только после вынесения решения суда, где содержатся сведения об установлении кадастровой стоимости этих объектов. Другим вариантом было дождаться очередного проведения государственной кадастровой оценки, в ходе которой стоимость определялась официально государственными структурами.

В соответствии со ст. 388 НК РФ, субъектами налогообложения являются граждане, в чьей собственности находится земельный участок (ЗУ), а также те граждане, в пользовании которых участок находится бессрочно.

Субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица.

Изменения 2021 по земельному налогу

  • Юридические лица (организации) самостоятельно рассчитывают налог в соответствии с данными из ЕГРН. После чего уплачивают его по результатам каждого налогового и отчетного периода;
  • Физические лица получают расчеты от налоговых органов в виде уведомления, после получения которого, оплачивают его. НБ рассчитывается налоговыми органами в соответствии с данными, полученными из ЕГРН.

В соответствии со ст 393 НК РФ, налоговый период приравнивается к одному календарному году, начиная с первого января.

Отчетный период — это кварталы года (первый, второй и третий). Однако, по решению властей, установка таких периодов не является обязательной.

Ставка налога на землю

  • Земельные сельхозназначения, жилые фонды, структуры ЖКХ, личные подсобные и дачные хозяйства, СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) и ОНТ (огородническое некоммерческое товарищество), ЗУ используемые для обороны и безопасности (в т.ч. в пограничных и таможенных зонах) облагаются налогом по ставке 0,3% от КС земли;
  • Для всех остальных категорий земельных участков ставка составляет 1,5% от КС земли.
  • Если при расчете кадастровой стоимости в начале периода были допущены ошибки;
  • Если суд или комиссия вынесли соответствующее решение в отношении спора о размере КС;
  • Если произошел перехода участка из одной категории в другую.

В прочих случаях, изменить КС для определения другой налоговой базы, в течение всего налогового периода, невозможно.

  • В соответствии с п.5 ст 391 НК РФ, налоговый вычет в размере КС 600 квадратных метров от общей площади ЗУ, могут получить следующие группы граждан:

    Герои Российской Федерации и СССР;

  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Дети-инвалиды;
  • Инвалиды с детства;
  • Ветераны ВОВ и боевых действий, а также, лица получившие инвалидность в ходе этих событий;
  • Лица, пострадавшие в результате катастроф на ЧАЭС и ПО «Маяк» и попавшие под действие программ соц. защиты;
  • Лицам, осуществлявшим трудовую деятельность, связанную с особым риском. В их числе: испытания атомного оружия и устранение последствий ядерных аварий на военных объектах;
  • Лица, ставшие инвалидами или получившие лучевую болезнь в ходе испытаний ядерного оружия или космических аппаратов;
  • Лица пенсионного возраста.

Обратите внимание, что налоговый вычет применяется только к одному участку, принадлежащему налогоплательщику (а также находящемуся в бессрочном владении или пользовании). Соответственно, если гражданин обладает двумя и более земельными участками, ему предстоит самостоятельно выбрать тот, по которому будут начислены льготы. О своем решении необходимо известить налоговые органы. Но, не позднее 1 ноября.

Только после этого появится не облагаемая налогом сумма, уменьшающая земельный налог. Если размер налогового вычета превышает налоговую базу, то она будет считаться равной 0.

Оценивая важность вопроса, не стоит акцентировать внимание на отдельно взятых участках, так как от правильности расчета КС зависит экономическая стратегия развития регионов. Она влияет, в частности, на инвестиционную привлекательность, ведь чем дороже земля, тем больше возможностей для развития бизнеса. Уточненную стоимость участков определяют специалисты Государственного кадастра, при этом они используют специальные технологии и общую для всех регионов России методику, за исключением некоторых поправок, учитывающих особенности местности.

Существует рыночная оценка земли, и многие путают ее с кадастровой стоимостью, однако это отличные понятия. Разница иногда существенная, но не выше 30%.

В случае, если расхождение превышает эту цифру, собственник имеет право обратиться в специально созданную при Роскадастре комиссию. Узнать официальную стоимость участка можно, получив выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Если сегодня оспаривание стоимости земли – явление частое, то с 2021 года оценка будет производиться через оценочный комитет.

На оценку ценности земли оказывают влияние множественные факторы, главным из которых можно считать характеристики грунта. Учитываются при определении цены также время постановки участка на учет в Росреестр, специалисты учтут наличие дорог, развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры. Влияют на стоимость также экологическая ситуация в регионе, особенности климата, а все это влияет на инвестиционную привлекательность региона.

Помните! Периодическая переоценка производится один раз в 3-5 лет. Если вы хотите ее продать, заранее получите выписку из госреестра недвижимости. В документе будет указана официальная стоимость, действующая на момент выписки.

Особого внимания заслуживают региональные особенности, а для упрощения оценки в каждом регионе РФ действуют свои коэффициенты, существенно влияющие на стоимость земли. Так, максимальные значения имеют коэффициенты учета в Москве и Санкт-Петербурге, а с недавних пор в список самых дорогих регионов вошел Крым и город Севастополь. Есть и регионы с пониженным коэффициентом учета, а это приводит к снижению стоимости и уменьшению инвестиционной привлекательности, соответственно.

Для чего же нужна КС, и в каких денежных операциях она учитывается:

  • ее учитывают при определении суммы налога, причем с некоторых пор КС заменила инвентаризационную стоимость, не дававшую четкого представления о реальной цене;
  • при определении суммы арендной ставки при сдаче земли во временную аренду;
  • для определения цены выкупа земли, если участок готовится на продажу.

Землевладельцы задаются вопросом: как изменится в 2021 году ситуация, а известно, что оценка будет проводиться только на основе кадастровой стоимости. Плавный переход к такой системе начался еще в 2016-м, но теперь процесс ускорится. Стоит отметить, что ранее специалисты учитывали при расчетах балансовую стоимость земли, а она в большинстве случаев была сильно занижена.

Естественно, переход на новую систему больно ударит по россиянам, но в этом есть главное преимущество – существенно увеличиваются поступления в бюджет, а это единственный путь к восстановлению экономики, пострадавшей в результате кризиса.

Тем, кого интересует, будет ли меняться кадастровая стоимость земли в 2021 году, стоит знать, что она изменится, но еще не до окончательного размера. Напомним, что сейчас идет переходный этап, который, по заверениям экспертов, продлится пять лет. Во время переходного периода планируется эффективное использование поправочных коэффициентов, что позволит откорректировать суммы налоговых выплат для каждого региона. Окончательная стоимость земли станет известна россиянам в 2020 году, при этом суммы в квитанциях в Москве и Сургуте могут отличаться, хотя отличие это будет в пределах 0,1-1,5%.

В 2017 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.

Собственнику земельных участков необходимо знать кадастровую стоимость, так ка она влияет на множество действий:
  1. Уменьшения размера налога на землю.
  2. Установление более выгодной цены во время проведения сделки.
  3. Уменьшение платы за пользование арендой.

ВНИМАНИЕ !!! В 2014 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке. Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.

Изменения в законе, внесенные в 2021 году, предполагают при расчете налога брать за основу кадастровую стоимость, определенную до 2014 года.

С 2015 года многие субъекты рассчитывали земельный налог по результатам оценки по кадастру. В планах Правительства ввести эту систему с начала 2020 году во всех регионах без исключения.

ВНИМАНИЕ !!! С начала 2021 года налог на участки коснулось значительное увеличение. Он был поднят на 20% по сравнению с 2018 годом. В 2020 году это увеличение достигнет уже 60%. Одновременно запланировано проведение переоценки. В соответствии с новыми поправками в законодательстве будет изменена формула расчета налогов, и уменьшены параметры льгот и вычетов.

Очередная кадастровая переоценка проводится органами субъекта. Процедура должна проводиться каждые пять лет.

В Москве, столице Крыма и Санкт-Петербурге действует исключение. Здесь можно проводить переоценку каждые два года.

С 2021 года кадастровую оценку будут проводить только бюджетные организации, относящиеся к категории независимых. Сама процедура будет проходить под надзором Росреестра.

Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.

ВАЖНО !!! Форма оспаривания размера стоимости через судебные инстанции относится к самым сложным, тем не менее она самая эффективная. Право на выдвижении инициативы по проведению переоценки дается не только самим собственникам, а также арендаторам.

Такое становится возможным в том случае, если арендная плата за пользование землей зависит от стоимости по кадастру. Но для проведения проверки правильности установления стоимости по кадастру по заявлению арендатора, потребуется предоставить дополнительно письменное согласие самого собственника.

ВАЖНО !!! Органы муниципалитета не могут подать обращение о перерасчете кадастровой стоимости в судебном порядке, не пройдя комиссию. В 2021 году действует мораторий на проведение переоценки самими владельцами и представителями администраций.

Как рассчитать земельный налог в 2021 году

Законодатель позволяет проводить кадастровую оценку земель двумя способами: с применением массового и индивидуального методов получения оценок стоимостных характеристик.

ФСО № 4, утвержденный Приказом Минэка № 508 от 22.10.10, определяет метод массовой оценки как основной инструмент расчета кадастровой стоимости, что означает групповое оценивание – без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта. Для этого лицо, производящее оценку:

  • проводит анализ рынка земли в конкретном регионе / населенном пункте / районе;
  • определяет основные ценообразующие факторы и на основании схожих характеристик группирует объекты оценки;
  • выбирает подход оценивания;
  • определяет структуру оценки и связь ценообразующих факторов и кадастровой стоимости;
  • подставляет значения ценообразующих факторов в разработанную модель;
  • определяет итоговую стоимость, составляет отчет.

После проведения массового оценивания земель оценщик получает удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС). Это примерная кадастровая стоимость, являющаяся единой котировкой для объектов внутри конкретной группы. Напомним, оцениваемые территории делятся на зоны, после чего каждой из них присваивается собственный параметр УПКС. В качестве единицы изменения удельного показателя обычно принимается 1 кв. м земельного участка.

В соответствии с п. 5.3 Методических указаний, утв. Приказом Минэка № 358 от 07.06.16, УПКС определяется в разрезе видов использования земли, а сами значения удельной стоимости группируются по ценовым зонам.

Разница стоимости в пределах одной зоны не должна превышать 10%. Расчет конечной КС, вносимой в ЕГРН, в отношении надела осуществляется по параметрам УПКС, установленным для конкретной зоны.

Формула расчета: УПКС х на 100 м2 = КС одной сотки.

Рассмотрим на примере, как определяется кадастровая цена 1 сотки земли в 2021 году. Например, в Багаевском районе Ростовской области для земель водного фонда установлен удельный показатель в размере 15,58 рублей/кв. м. Следовательно, кадастровая стоимость участка площадью 25 соток составит: 15,58 х 100 х 25 = 38950 рублей.

Расчеты, произведенные оценщиком, утверждаются постановлением местных органов власти. При этом не имеет значения, для чего нужна КС – она всегда высчитывается для всех земельных участков, вошедших в оцениваемую группу.

Основания для изменения кадастровой стоимости земли определены в ст. 24.18 ФЗ № 135. Как правило, это:

  • использование недостоверных сведений при проведении массового оценивания;
  • определение рыночной цены в результате индивидуальной оценки.

Пересмотр не происходит автоматически, его инициирует владелец земельного надела, в отношении которого завышена КС. Рыночная цена, как правило, устанавливается в целях занижения КС и, соответственно, налогооблагаемой базы.

Для пересмотра кадастровой стоимости собственник может обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах оценки. Комиссия формируется из представителей местных органов власти субъекта федерации, бюджетных организаций, проводящих оценку, а также сотрудников Росреестра.

Заявителю предоставляется возможность доказать необъективность выводов того, кто начисляет КС методом массовой оценки. Обычно для этого достаточно отчета об определении рыночной цены. На его основании комиссия принимает решение, которое является причиной для внесения изменений в ЕГРН.

Резюмируя сказанное, выделим несколько выводов:

  • кадастровая стоимость используется как налогооблагаемая база при операциях с землей;
  • КС устанавливается в результате оценки, проведенной по заказу региональных властей;
  • чаще всего применяется метод массового оценивания, определяющий лишь приблизительную стоимость земли;
  • если КС завышена, собственник вправе произвести независимую оценку и оспорить результаты, определенные массовым методом;
  • обязательная переоценка производится не чаще 3 (для городов – 2 года), но не реже 5 лет.

Налоги и сборы – законодательно установленные платежи в государственный бюджет.

Обратимся к законодательству РФ для первоначального рассмотрения понятия земельного налога:

  • Об этом налоге нам говорит Налоговый кодекс РФ, в частности, глава 31.
  • Налоговые ставки определяются местными властями самостоятельно, в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
  • Объектом налогообложения считаются земельные участки, которые расположены в рамках муниципального образования (ч.1 ст.389 НК РФ).
  • В ч.2 ст.389 приводится перечень объектов, не облагаемых земельным налогом. Это земли, выведенные из оборота, ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирным домом.

Таким образом, земельный налог – налог, устанавливаемый муниципальными органами власти, которым облагаются земельные участки, находящиеся на территории данного муниципального образования.

Понятие плательщиков земельного налога (например, на дачу) дается в п.1 ст.388 НК РФ. Это физические и юридические лица, которые обладают правом собственности, бессрочного пользования, пожизненного владения участком.

Размер земельного налога находится в зависимости от объективных показателей.

Это размер налоговой ставки, кадастровая стоимость участка и льготы.

Кроме того, субъекты вольны устанавливают свою ставку, но не выше законодательно установленной.

Второй параметр, влияющий на размер – кадастровая стоимость участка.

Раз в 5 лет государство оценивает стоимость земли – это и является кадастровой стоимости.

Последний параметр – льготы, которые могут быть положены определенным категориям граждан-налогоплательщикам.

Граждане и общины, относящиеся к коренным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока полностью освобождаются от выплаты налога на землю при условии, что земельные участки, имеющиеся у них в пользовании, эксплуатируются для промыслов, обеспечения традиционности хозяйственного и жизненного уклада.

Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели (ИП) приравниваются к физ.лицам и порядок уплаты налога ИП ничем не отличается от уплаты налога физическим лицом.

Федеральные льготы для юр.лиц представляют из себя изъятые из объектов налогообложения определенные группы земельных участков.

В их перечень входят:

  • участки, выведенные из оборота;
  • участки, ограниченной оборотоспособности;
  • участки с размещенными на них заповедниками, заказниками;
  • участки земли с объектами водного фонда РФ;
  • участки земли, входящие в лесной фонд РФ.

Согласно Налоговому кодексу, некоторые группы граждан имеют право уменьшить налоговую базу на 10 000 руб.

Ниже приводится перечень таких групп:

  • герои СССР, Герои Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы;
  • граждане, которые перенесли лучевую болезнь;
  • инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, но при этом получившие инвалидность до 01.01.04г.;
  • инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий;
  • граждане, участвующие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия.

Кадастровая оценка земли: методика, особенности и порядок проведения

Кроме налоговой базы, на величину земельного налога влияет и процентная ставка.

Она определяется муниципальными госорганами и не может быть больше 0,3% и 1,5% в зависимости от того, к какой категории относится земля.

Налоговая ставка в три десятых процента служит для расчета налога на землю:

  • отнесенных к землям сельхозназначения;
  • занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства;
  • приобретенных для ведения подсобного хозяйства(прим.– в СНТ, являющееся юр.лицом, приходится платить налог на землю с участков в размере 0,3%);
  • ограниченных в обороте, а также представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд;
  • иные участки земли, не подпадающие под этот список, облагаются налогом со ставкой в 1,5%.

Базовая формула расчета налога на землю для физ.лиц выглядит таким образом:

S = (КСт – Л) * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • КСт – кадастровая стоимость земли;
  • Л – льготы, равные 10000р., если они предусмотрены;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 0,3% для физ.лиц.

Базовая формула расчета налога для юридических лиц аналогична формуле для физ.лиц, за исключением вычета 10 000р. льгот и процентной ставки в 0,3%, которая для юридических лиц составляет 1,5%.

Это обусловлено тем, что во владении юридических лиц могут находиться любые земельные участки, а во владении физических лиц лишь те, ставка для которых установлена в 0,3%.

Итого, формула для юридических лиц имеет вид:

S = КСт * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • КСт – кадастровая стоимость земельного участка;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 1,5% для юр.лиц.

Для того, чтобы рассчитать кадастровую стоимость (КС) объекта, нужно знать несколько его обязательных параметров. Для земельных участков это категория земли, тип разрешенного использования, а также точная площадь. Для зданий и сооружений – вид, назначение и площадь. Если хотя бы одна из этих обязательных характеристик по каким-либо причинам отсутствует, выполнить кадастровую оценку объекта невозможно, то есть кадастровой стоимости у него не будет.

При проведении общей государственной оценки земельных участков все полученные результаты вносились в ЕГРН. Но, как это часто бывает, когда речь идет об огромном числе объектов и массовом подходе, не обошлось без недочетов. Так, для некоторых кадастровых кварталов в ЕГРН отсутствуют удельные характеристики кадастровой стоимости. Поскольку этот показатель необходим для формирования КС недвижимого имущества, то получается, что рассчитать ее невозможно.

Также не указана кадастровая стоимость может быть в случае, когда вид разрешенного использования земли не позволяет отнести ее ни к одной из предусмотренных законодательством групп типового перечня видов разрешенного использования. Такая неопределенность мешает однозначно указать КС.
Исправить ситуацию поможет Градостроительный кодекс. Согласно частям 3–4 статьи 37 кодекса правообладатель, то есть владелец участка, может сам, без дополнительных разрешений и последующих согласований определять основные и вспомогательные категории разрешенного использования своей земли. Данная норма закона позволяет физическому лицу официально уточнить вид разрешенного использования земельного надела, обратившись с правильно оформленным заявлением в государственный орган регистрации прав. Если привлечь к решению этого вопроса профессионального юриста, специализирующегося на земельном праве, то вполне можно рассчитывать на то, что КС такого участка вскоре будет определена.

Кадастровая переоценка земель с 1 января 2021 года отменяется

Кодифицированный закон о земле в РФ в ч. 1 ст. 65 констатирует возмездное пользование почвами государства. Арендатор вносит плату в соответствии с действующими ставками налогообложения, детальная регламентация которых внесена в главу 31 Налогового кодекса РФ.

Законодатель предусматривает следующие ситуации, в которых требуется информация о стоимости участка, установленной кадастровой палатой:

  • регулирование земельного налогообложения;
  • оформление покупки или продажи имущества;
  • судебное разбирательство по вопросу раздела имущества;
  • разрешение проблем наследования;
  • установление кредитных обязательств.

Кадастровая стоимость земель не имеет универсальных значений на территории России, в каждом регионе на уровне муниципалитетов определяются средние значения для участков разных категорий. Условно одинаковые по площади участки соседей СНТ облагаются разным налогом.

Внимание! Если обнаружено завышение кадастровой стоимости земельного участка, ее можно оспорить в порядке судопроизводства.

Стоимость земельного надела, установленная кадастром, не является величиной постоянной. Пересмотр ценовых показателей производится раз в 5 лет.

Для случаев, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земельного участка в суде, собственник может бесплатно заказать выписку. При запросе детальной информации о существенных характеристиках объекта недвижимости взимается пошлина.

Платной будет форма выписки, излагающая сведения о собственниках угодий.

Выписка о кадастровой стоимости земельного участка формируется моментально при обращении через интернет. На получение дополнительных платных сведений потребуется большее количество времени: от 3 рабочих дней.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка целесообразно, когда она завышена не объективно, с превышением рыночного уровня. Законодателем предусмотрены два варианта решения проблемы:

  • в досудебном порядке – через комиссию о рассмотрении споров;
  • в районном суде.

Основанием для проведения разбирательства является нарушение гражданских прав собственников при пользовании землей на законных основаниях.

Физические лица для защиты своих интересов и обязательств сразу обращаются к суду, юридические – предварительно решают проблему в комиссии. Стоимость земельного участка оспаривается муниципальными организациями в отношении собственного земельного фонда, находящегося в пользовании арендаторов.

Для обращения в комиссию Росреестра, уполномоченную решать споры по стоимости земельного участка, нужно подготовить:

  • заполненную заявительную форму;
  • свидетельство или выписку, подтверждающие право на землю;
  • выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • экспертное заключение оценщика.

К сведению. Подробную информацию о том, как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка на досудебной стадии и в порядке искового производства самостоятельно, предоставляет региональная кадастровая палата.

Передача заявления и документов производится лично владельцем земли или уполномоченным лицом на основании законного права представительства интересов в государственных органах. Пересылку материалов можно осуществить почтовым отправлением.

По итогам изучения прилагаемых документов и вопроса по существу комиссия выносит решение. Если исход не устраивает собственника надела, дальнейшее разбирательство производится в суде.

В отличие от рыночной стоимости, величина которой может меняться и редактироваться по усмотрению ее владельца, кадастровая требует веских оснований для коррекции. Основные причины переоценки:

  • существенное завышение значений;
  • неоправданное занижение показателя;
  • ошибки при проведении расчетов.

Провести переоценку стоимости земельного участка вправе только заинтересованное лицо – собственник земли. Владельцем может выступать физическое лицо, организация или орган власти.

Если инициатором проверки обнаружена ошибка в расчете, следует обращаться в учреждение, проводившее проверку, или в МФЦ. К заявлению прилагаются необходимые документы и подтверждения допущенной неточности.


Похожие записи:

Добавить комментарий