Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько судей в конституционном суде 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
По статистике, которую КС РФ ведет с 1995 года и публикует на сайте, за все время его существования в него поступило более 365 тыс. обращений, в том числе 14809 обращений за прошлый год. По сравнению с 2018 годом число обращений снизилось на 340 — в 2018 году их было 15149. Максимальное число обращений за последние 20 лет в КС поступило в 2009 году — 20629.
Большинство обращений, согласно статистике, подается гражданами и их объединениями — с 1995 по 2011 годы их подано более 240 тыс., а госорганы и суды за этот же период подали в КС 1608 обращений. В период с 2012 по 2019 годы сложилась похожая ситуация — гражданами и общественными объединениями подано более 122,8 тыс., госорганы и различные суды за этот же период направили в суд 288 обращений.
В 2016 году на сайте суда также публиковалась статья Зорькина, в которой он назвал рассмотрение обращений без проведения слушаний «давно и широко распространенной во многих европейских странах процедурой». Разделение судей КС на палаты, как отмечается в статье, было необходимым для ускорения судопроизводства, однако с введением нормы о проведении слушаний без вызова сторон «всякая необходимость в разделении КС на палаты отпала».
Что изменится в законе о Конституционном Суде
В исправленной Владимиром Путиным Конституции есть сразу несколько изменений, которые касаются работы судов: и федеральных, и Верховного, и Конституционного. Среди самых заметных – не только назначение (это было и раньше), но и прекращение полномочий судьи Советом Федерации «по представлению президента».
Так – фактически по инициативе главы государства – можно будет прекратить полномочия «судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях» (пункт “ж” статьи 83).
Статья 125 Основного закона посвящена исключительно Конституционному суду, и она существенно изменится. Именно в ней будет записано сокращение штата судей – их станет 11 вместо 19. Кроме того, судьи КС должны будут проверять законопроекты на конституционность до их подписания президентом (об этом идет речь в пункте «а» части 5 прим 1 статьи 125).
Внесенная в законопроект ко второму чтению поправка предусматривает, что председатель Конституционного суда и его заместитель избираются не обязательно из числа судей КС, как сейчас.
Комментируя ранее эту поправку «Интерфаксу», первый зампред комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Михаил Емельянов отметил, что в результате «Конституционный суд может возглавлять человек, который не только сведущ в праве, но имеющий политический опыт».
Поправку внесли председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Новый закон предусматривает, что Конституционный суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции России.
«Если эти решения противоречат положениям Конституции России, а значит — интересам нашей страны, закон позволит защитить наши ценности, наш суверенитет», — комментировал спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Правом обращения в КС с соответствующим запросом закон наделяет президента, правительство, Верховный суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В случае возникновения спора КС по их запросу разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Россию, если это решение противоречит основам публичного правопорядка России.
Кроме того, КС сможет по запросу президента проверять конституционность законопроектов и принятых законов до их подписания президентом, а также законов регионов до их обнародования главой региона. Внесение в КС такого запроса будет приостанавливать дальнейшую работу с этими актами (либо проектами).
Рабочая группа определила состав КС
- Путин предложил переписать Конституцию. Вот что именно он хочет сделать — по пунктам
- Путин хочет радикально и очень быстро переписать Конституцию — это конституционный переворот? «Медуза» спросила юристов и политологов
- Новости
- Истории
- Разбор
- Игры
- Шапито
- Подкасты
- Meduza Live
- Вечерняя Медуза
- Срочные новости
- Все новости
- Шапито
- Бот
- О «Медузе»
- Кодекс редакции
- Блог
- SecureDrop
- Реклама на «Медузе»
- Прайс-лист
- Примеры нативной рекламы
- Требования к баннерам
- Написать в рекламный отдел
Почему судей Конституционного суда будет 11 вместо 19
Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС». На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса. Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.
В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.
Теперь этот орган не может самостоятельно оценивать или рассматривать дела, касающиеся конституционности действий должностных лиц или политических партий. После этого было назначено 6 новых судей. За этот период было рассмотрено около 200 дел, касающихся конституционности принятых законов. Примерно 30 исков было удовлетворено, поэтому неконституционными признавались статьи УПК.
Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:
- Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
- Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
- Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
- Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
- Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
- Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
- Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.
— Сокращение само по себе не принципиально. Понятно, что возрастает нагрузка — судей-докладчиков становится меньше. Кроме того, важный вопрос о том, какова судьба тех судей, которые оказались вне штата. По поправкам к Конституции, они сохраняют свои полномочий. Этот вопрос решен грамотно. В Соединенных Штатах Конституционный суд состоит всего из девяти судей. Количество судей принципиальной роли не играет.
— Это не отставка. Это дисциплинарное взыскание — досрочное прекращение полномочий. Отставка, по нынешнему закону, вещь почетная. Судья уходит, получает пенсию и так далее. Эта поправка нарушает баланс в системе сдержек и разделения властей. Президент получает полномочия, которых у него не было, и подвешивает над головами судей Дамоклов меч. При этом закон не описывает процедуру этого предприятия. Более того, сам президент будет определять, каким образом он будет вносить эти представления в Совет Федерации.
Есть страны — та же Америка — где судей увольняет парламент. Это называется процедурой импичмента. Там парламент работает как суд: Сенат слушает это дело под председательством судьи Конституционного суда, а палата представителей формулирует обвинение.
В России же сплошная бюрократия. Администрация президента будет готовить тайком документы, а Совет Федерации будет быстро штамповать, будучи всецело зависим от решения президента. Это очень серьезное опасное нарушение конституционного порядка.
Число судей в составе Конституционного Суда сократится с 19 до 11
— Изначально, с 1991 года судья, оставшийся при особом мнении, публиковал его сразу после основного решения в вестнике Конституционного суда. Если судья не имеет возможности сообщить о своем особом мнении означает, что будет создаваться иллюзия единомыслия — причем принудительная. Судьи, по сути, потеряли изрядный кусок своей свободы и независимости. Ибо они не могут отмежеваться от неправового решения. К сожалению, неконституционные решения в КС и изменение его позиции — довольно частая вещь. Теперь надо будет колебаться вместе с генеральной линией.
Особое мнение останется можно писать, но оно будет оседать в судебных материалах и становится уже историей, а не достоянием юридического сообщества или достоянием народа.
— Это то, что запрещено и обычным судьям. Я полагаю, это правильный запрет. Судья КС, пока дело на рассмотрении, конечно, должен соблюдать сдержанность. Другое дело, мне кажется, что судья может сообщить средствам массовой информации о своей позиции, когда решение уже принято и ничего изменить нельзя. Кодекс судейской этики также не запрещает работать со средствами массовой информации и дает возможность пояснять решения, который он принял. Так что это избыточное ограничение свободы судей.
— Расширили компетенции КС, бог в помощь. Но у меня опасения, как бы эти бюрократические вопросы не затмили жалобы людей. Судей становится меньше, дел — больше. Таким образом, за счет каких обращений они будут наверстывать? Я боюсь, как бы не за счет обращений граждан. Суд может переключиться на бюрократические споры. Пока это только опасения, посмотрим, как будет дальше.
Все обращения рассматриваются, вопрос в том, сколько их. КС с некоторых пор вправе рассматривать вопросы, не вызывая стороны. Это становится таким конвейерным правосудием. Вероятно, больше будет дел, рассматриваемых не в рамках правосудия — без присущей состязательной процедуры. КС из органа правосудия превращается в еще одно бюрократическое подразделение администрации президента.
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
1. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституция устанавливает количество судей Конституционного Суда РФ, оптимальное для выполнения функций суда. Требования к судьям установлены Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 40-летнего возраста, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Срок полномочий судей Конституционного Суда РФ — 12 лет без права назначения на второй срок.
2. Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, указанных в Конституции.
Осуществляя компетенцию, предусмотренную п. п. «а» — «в» ч. 2 комментируемой статьи, Конституционный Суд РФ обеспечивает верховенство Конституции на всей территории России, так как признанные им неконституционными акты утрачивают силу.
Оценке Конституционного Суда РФ подлежат и международные договоры как часть российской системы права. Признанные не соответствующими Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
3. Большое значение в разрешении конфликтов между органами государственной власти имеет установление Конституцией такого авторитетного арбитра, как Конституционный Суд РФ, решения которого не могут быть пересмотрены никаким иным органом в России.
4. Роль Конституционного Суда РФ в защите прав человека и гражданина состоит не только в проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, но и в рассмотрении индивидуальных и коллективных жалоб граждан и их объединений на нарушение их конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Эти же вопросы Конституционный Суд решает по запросам судов.
5. Конституционный Суд РФ — единственный государственный орган, который дает официальное толкование положений Конституции. Оно является обязательным на всей территории РФ для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и их объединений.
6. Поскольку Конституционный Суд РФ не является законодательным органом, он не вправе отменить нормативные правовые акты или договоры. Но правовые последствия признания их неконституционными те же. Они утрачивают силу и не подлежат применению.
7. Важным элементом системы сдержек судебной власти по отношению к Президенту РФ является участие в процедуре отрешения его от должности Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, который дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента. Здесь у Конституционного Суда тоже связанная инициатива. Он может дать такое заключение только по запросу Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Если Конституционный Суд придет к выводу, что установленный Конституцией порядок выдвижения обвинения не соблюден, процедура отрешения от должности Президента РФ прекращается.
Закон «О Конституционном суде» принят в третьем чтении
- Решение Верховного суда: Определение N ГКПИ11-2150, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Проверка же федеральных законов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу ст. 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Заявители оспаривают закон Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» по мотиву его противоречия Конституции Российской Федерации…
- Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-379, Апелляционная коллегия, апелляция Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу…
- Решение Верховного суда: Решение N ВАС-5768/13, Высший арбитражный суд, первая инстанция Вышеизложенное не препятствует истцу обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля (статья 125 Конституции Российской Федерации, статья 18 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод, установленных статьей 34, части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21.07.1994…
О зарплатах судебного аппарата ходит немало слухов, многие гадают, какой оклад получает человек, выносящий решения. Чаще всего можно услышать, что работники судебной системы получают немного, поэтому их мнение легко поддается корректировке. На самом деле это не так. Существует аппарат суда, куда входит секретарь, работник канцелярии и прочие служащие, не выносящие непосредственных решений. Они лишь помогают суду функционировать, выполняют бумажную работу. Эта категория сотрудников получает в среднем около 26 тысяч рублей.
Вершители правосудия – особая каста, им положены оклады больше, чем другим работникам. Доход их регулируется правительством и указами Президента. Наибольший заработок у Председателя Конституционного суда. От него считаются заработки остальных служащих, в процентном соотношении. Так, в 2021 году оклад у судей Конституционного суда равен 90% от того, что положен Председателю. Меньший процент получают районные и мировые судьи, оклад которых по Указу составляет 67% от максимального в КС РФ.
Зарплата состоит не только из оклада. При ее расчете в 2021 году учитывается ряд надбавок:
- Денежное поощрение. Оно рассчитывается исходя из типа учреждения, в котором работает вершитель правосудия. В Конституционном суде за счет это надбавки оклад увеличивается в 10,1 раза, в Верховном – от 5,9, а в обычном районном или городском – в 2,2. Эти коэффициенты обеспечивают существенный рост дохода.
- Доплата за выслугу лет, достижение и образование судьи. Если вершитель правосудия проработал в системе больше 20 лет, его доход вырастет на 50%. Новичкам, работавшим от 2 до 5 лет, положена надбавка 15%. Если в процессе работы служащий получает звание кандидата наук или доцента, то ему доплачивают 5% от оклада. При получении звания Заслуженный юрист РФ – 10%, такое же повышение положено профессорам и докторам наук. Также поощрение дается за знание иностранных языков – в размере 20% к окладу.
- Еще одна составляющая зарплаты – компенсация за квалификационный класс. Ее также регулирует федеральное законодательство и Указ Президента. Она зависит от статуса судьи и места его работы:
- Верховный суд (высший и первый класс) – от 1,35 до 1,5 должностного оклада;
- Мировой суд (7-й и 9-й класс) – от 0,3 до 0,5.
Существует специальная сетка расчетов, которая позволяет правильно вычислить надбавку за класс.
Благодаря выплате этих поощрений доходы судьи в любой из инстанций превышают оклад в несколько раз.
В первой половине 2021 года судьям по Указу положены следующие размеры окладов, они вырастут с 1 октября:
- при работе в ВС РФ – 27 282 рубля;
- в региональном отделе ВС РФ или Арбитражном – 23 109;
- в кассационном – 26 319;
- в районном или городском – 21 504.
В крупных городах-миллионниках и столице оклады у вершителей правосудия выше, им положен больший процент от максимальной суммы, так как объем работы у них постоянно растет. Чтобы вычислить зарплату, исходную сумму умножают на все коэффициенты.
Приведем примеры доходов судей:
- Кассационный судья со званием Заслуженного юриста России, получивший 3-й класс и работающий в системе 21 год, – в 2021 получит 1 151 600 рублей в месяц.
- Районный с выслугой 14 лет, званием доцента и 8-м классом – получает ежемесячно 550 тысяч рублей.
- Мировой судья с 7-м классом и выслугой 8 лет – получает около 550 тысяч рублей. По мере выслуги лет эта цифра вырастет.
Наибольшая зарплата в этой сфере зафиксирована у Валерия Зорькина (Председателя Конституционного суда России) – он задекларировал за год 12,9 миллиона рублей. В то же время Елена Золотарева (Председатель Ростовского городского суда) смогла заработать за 12 месяцев – 4,6 миллиона. Эти сведения взяты из официальных деклараций, которые ежегодно подаются чиновниками. Новое повышение будет отражено в документах, опубликованных в начале 2021 года.
Функции этого органа власти в России до 1989 года выполняли Съезд народных депутатов и Конституционный надзорный комитет. В середине 1991 года был окончательно сформирован Конституционный суд и избраны судьи, которые с этого времени отвечали за контроль исполнения законодательства России.
В течение последующих 10 лет этот орган претерпел значительные изменения, в его устав были внесены многочисленные поправки и доработки, количество судей, входящих в его состав, несколько раз менялось.При принятии закона об образовании этого контролирующего органа в РФ было принято решение о том, что в его состав войдут 13 судей, зарекомендовавших себя в процессе служения закону как принципиальные, неподкупные и справедливые служители Фемиды.
Однако по решению первого президента России действие его было приостановлено и возобновлено лишь после полного пересмотра не только устава органа, но и его полномочий.
Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет. Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения: о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам; о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
Также, он имеет 2 заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента сроком на 6 лет и могут быть переизбраны после окончания полномочий на новый срок.КС РФ согласно закону «О Конституционном суде» имеет следующие полномочия:Разрешает дела о соответствии Конституции законов и нормативно-правовых актов по запросам Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;Занимается судопроизводством по решению вопросов, связанных с компетенцией субъектов РФ и органов государственной власти;Производит толкование Конституции по запросам Президента, Госдумы, СФ, судов;Разрешает споры по жалобам граждан о нарушении их конституционных свобод и прав в конкретном рассматриваемом деле;По запросу Совета Федерации дает заключение о предъявлении обвинения в
При осуществлении конституционного судопроизводства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Соседние файлы в папке
- 19.02.201616.65 Кб 19.02.201619.67 Кб 19.02.201622.76 Кб 19.02.201618.26 Кб 19.02.201620.85 Кб 19.02.201619.01 Кб 19.02.201627.07 Кб 19.02.201618.88 Кб
Из скольких судей состоит конституционный суд?)
- 1995 год — Конституционный Суд подтвердил конституционность большинства положений актов президента и правительства, направленных на восстановление конституционной законности в Чеченской Республике [2];
- 1996 год — Конституционный Суд признал неконституционными ряд положений законов некоторых субъектов Российской Федерации (города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области), ограничивающих свободу передвижения граждан;
- 2000 год — Конституционный Суд признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии — ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации [3];
- 2005 год — Конституционный Суд подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента РФ закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами по предложению президента России. [4].
- Зорькин Валерий Дмитриевич — Председатель
- Хохрякова, Ольга Сергеевна — Заместитель Председателя
- Маврин Сергей Петрович — Заместитель Председателя
- Бондарь Николай Семенович
- Гаджиев Гадис Абдуллаевич
- Данилов Юрий Михайлович
- Жаркова Людмила Михайловна
- Жилин Геннадий Александрович
- Казанцев, Сергей Михайлович
- Клеандров, Михаил Иванович
- Князев, Сергей Дмитриевич —
- Кононов, Анатолий Леонидович
- Красавчикова, Лариса Октябриевна
- Мельников, Николай Васильевич
- Рудкин, Юрий Дмитриевич
- Селезнёв, Николай Васильевич
- Слива, Анатолий Яковлевич
- Стрекозов, Владимир Георгиевич
- Ярославцев, Владимир Григорьевич
- Судья имеет право принимать участие в рассмотрение определенных дел;
- Назначает помощников и курирует работу определенного судопроизводства;
- Ведет статистику дел, занимается вопросами обобщения судебной практики;
- Принимает участие в формирование принципов конституционного судопроизводства;
- Принимает участие в разработки определенных изменений в конституционные законы, для формирования более прозрачной системы судейства;
- Принимает участие в рассмотрении дел, которые касаются компетенции;
- Принимает участие в рассмотрение дел, которые могут прямо или же косвенно касаться государственной измены;
- Занимается вопросами изучения судебной практики и Конституции в качестве аспекты повышения квалификации;
- Исполняет поручения председателя суда, которые не противоречат законодательству, Конституции и закону о деятельности конституционных судей.
Конституционный суд РФ: состав и полномочия.
КС РФ или же Конституционным Судом Российской Федерации называется судебный орган конституционного контроля, который независимо и самостоятельно реализует судебную власть при помощи конституционного судопроизводства. Он сформирован для защиты самих основ конституционного строя, а также основных свобод и прав человека и реализации прямого действия и верховенства Конституции РФ на территории России. Правом обращения в рассматриваемый суд обладают как юридические, так и физические лица, если были нарушены их конституционные права.
В основные полномочия КС РФ входит:
· разрешение различных дел о соответствии Конституции, различных нормативных актов, уставов субъектов РФ, конституций республик в составе РФ, Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации и пр. документам, относящихся к ведению органов государственной власти субъектов РФ, а также органов государственной власти РФ; международных договоров РФ, которые ещё не вступили в силу; договоров между субъектами РФ и органами государственной власти и пр.
· практическое разрешение споров о компетенции между высшими органами (государственными) субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ и органами государственной власти РФ и пр.
· фактическое рассмотрение жалоб на различные нарушения конституционных прав, а также свобод граждан и запросов по практической конституционности законов, применяемых (либо подлежащих применению) в определённом деле;
· толкование российской Конституции;
· дача практических заключений о фактическом соблюдении установленного порядка по обвинению Президента РФ в свершении тяжкого государственного преступления или государственной измены;
· выступление с инициативой по различным вопросам своего ведения.
В состав КС РФ входит девятнадцать судей, которые назначаются на свои должности Советом Федерации ФС РФ (по представлению самого Президента РФ). Он имеет право осуществления собственной деятельности при наличии в составе не менее чем трёх четвертей от всего количества судей.
Фактические полномочия данного суда не ограничиваются определённым сроком. При этом, ещё одной особенностью является то, что данный суд не вершит правосудие по определённым уголовным или гражданским делам, но решает только правовые вопросы.
Каждое заседание КС РФ может проходить исключительно в коллегиальном составе, а в данных судебных заседаниях могут участвовать: министр юстиции РФ; Генеральный прокурор РФ; Уполномоченный по правам человека; Председатель ВАС РФ; Председатель ВС РФ; Председатель Государственной Думы; Председатель Совета Федерации; Председатель Правительства РФ и Президент РФ. Они имеют право изложения собственной позиции по делу вне зависимости от того, являются ли они сторонами.
При принятии закона об образовании этого контролирующего органа в РФ было принято решение о том, что в его состав войдут 13 судей, зарекомендовавших себя в процессе служения закону как принципиальные, неподкупные и справедливые служители Фемиды. Однако по решению первого президента России действие его было приостановлено и возобновлено лишь после полного пересмотра не только устава органа, но и его полномочий.
Согласно новому порядку, в Конституционный суд вошли 19 юристов, и такой порядок сохранен до сегодняшнего дня. Председатель назначается по представлению-рекомендации президента России, только из числа работающих судей, после одобрения коллегии. В его подчинении находятся два заместителя, на каждого из которых возложены определенные обязанности. Право занимать должность председателя суда или одного из его заместителей дается на срок 6 лет, но после его окончания кандидат может быть избран вновь. Срок работы простого судьи в этом органе власти не ограничен временными рамками, но возрастные ограничения существуют – судья не может быть младше 40 и старше 70 лет.
- Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
- Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
- CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
- Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
Функции Конституционного суда РФ весьма специфичны, но отвечают его названию. В частности, он рассматривает соответствие Основному закону страны следующих актов:
- Принятых или рассматриваемых для принятия высшим органом законодательной власти федеральных законов;
- Выданных правительством и субъектами страны, Советом Федерации;
- Выданных указов и распоряжений Президента.
Все эти акты не должны противоречить Конституции страны. В противном случае орган имеет право признать их незаконными.
Фото 17449
37943
Как изменится Конституционный Суд
Фото 29599
Фото 33746
Фото Видео 33237
Фото 30924
Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным. Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА. Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».
Предложение подвергать законопроекты проверке КС не повышает авторитет этой инстанции, а, наоборот, умаляет его, убежден, в свою очередь, Пашин. «Для законопроектов есть органы поскромнее: это Министерство юстиции, государственно-правовое управление президента. С какой стати Конституционный суд должен разбираться в законопроектах? Есть старый принцип римского права: претор пустяками не занимается. Конституционный суд не должен быть филиалом канцелярии», — полагает Пашин.
По его словам, идея наделить КС подобными полномочиями обсуждалась во время работы над законом «О Конституционном суде», принятом в 1994 году, и от нее решили отказаться. Причина в том, что дополнительные полномочия КС поставили бы его в двусмысленное положение, поскольку основная задача суда — анализ на соответствие Конституции действующих законов. «В случае если КС одобрит законопроект, как он сможет потом пересматривать конституционность закона, принятого на основании этого законопроекта? КС окажется в неловком положении. Это примерно как обязать Арбитражный суд участвовать в сделке, чтобы подтверждать ее законность. А потом что же делать, если одна из сторон оспорит сделку?» — объяснил судья в отставке.
«Я не вижу здесь усиления роли КС. В этом есть странное вторжение судебной власти в полномочия власти законодательной и в законодательную процедуру», — полагает адвокат Добрынин.
Пилипенко, говоря о проверке законопроектов со стороны КС, заявил: «Мы видим вторжение судебной власти в сферу компетенции Федерального собрания».
Им может стать гражданин России, достигший сорокалетнего возрастного ценза, обладающий незапятнанной репутацией, имеющий высшее специальное образование и опыт профессиональной деятельности не меньше пятнадцати лет. Также кандидат должен быть признан квалифицированным обладателем знаний в области права.
Представляет собой действующий аппарат, который состоит из его секретариата и отделов, обеспечивающих его функционирование.
Секретариат представляет собой следующую структуру.
1. Отраслевые управления. Сюда входят:
- управдение, осуществляющее информационно-отраслевое обеспечение;
- организация судебных заседаний;
- управление, связанное с издательской деятельностью;
- международная практика конституционного контроля;
- управление законодательного информирования.
2. Делопроизводство.
3. Приемная.
В состав аппарата суда входит судебный пристав с обеспечивающей службой. В его функции входит участие в заседаниях и оказание помощи председательствующему в поддержании порядка, требовании исполнения дисциплины, принятие соответствующих мер для устранению нарушений. Отказ от выполнения его требований может повлечь наложение санкций на нарушителя.
Другие подразделения обеспечивают восполнение кадрового состава, материально-техническое оснащение и социально-бытовое обеспечение. Сюда можно отнести пресс-службу суда, отдел работы с кадрами, управление финансами, а также управление делами.
Процесс подбора кандидатов в состав Конституционного суда РФ начинается с подготовки конкретных кадровых предложений для президента страны. Представлять такие кандидатуры на рассмотрение имеет право довольно обширный список лиц, уполномоченных выносить такие предложения, в том числе представители верхней и нижней палат Федерального Собрания, в субъектах это могут быть законодательные, судебные органы высшего уровня, ведомства и сообщества юристов страны, научные юридические заведения.
Претенденты предлагаются руководителем страны Совету Федерации, решение выносится в течение четырнадцати дней. Регламент суда устанавливает порядок предварительного обсуждения кандидатов и принятия по ним решения. Итог подводится на пленарном заседании СФ после тайного голосования по каждому индивидуально. Набравший наибольшее количество голосов депутатов кандидат считается утвержденным на должность. Такое лицо присягает стране и президенту и считается назначенным судьей в состав Конституционного суда РФ. Его статусность устанавливается федеральным законодательством. Полномочия судьи не ограничиваются каким-либо периодом, но устанавливается предельный возраст пребывания. Он составляет семьдесят лет.
Исполнение обязанностей судьи приостанавливаются в случае получения судебного решения на лишение его свободы, при заведении на него уголовного дела, а также ввиду его нездоровья и невозможности в связи с этим выполнять обязанности. Полномочия судьи могут быть прекращены при нарушении процедуры, которая производится при назначении на должность, при наступлении предельного возраста семидесяти лет, самостоятельного заявления об отставке, если теряется гражданство страны, при наличии обвинения в совершении уголовного деяния и вынесении в отношении него обвинительного приговора, совершении действий, которые влекут за собой ущерб достоинству и чести лица, при осуществлении занятий, которые недопустимы с занимаемой должностью, отсутствии на заседаниях. Судья лишается своих прав, если не участвует более двух раз подряд в голосовании без уважительных на то причин, становится недееспособным, объявляется умершим или безвестно отсутствующим. При наступлении одного из вышеперечисленных условий президенту страны направляется принятое Конституционным судом представление, служащее уведомлением о наличии освободившейся вакансии.