Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дело Братьев Калачян Статья Автор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Жарким летом 1977 года в столице Армянской ССР произошло то, что, казалось бы, не могло в принципе случиться в первом в мире государстве рабочих и крестьян. Из хранилища ереванской конторы Госбанка Советского Союза бесследно исчезли деньги.
Их добычей стали несколько тысяч рублей, которые они и поделили поровну. Официально Калачян трудился мусорщиком.
Однако в финансовом плане у него было не всё хорошо. Феликс постоянно нуждался в деньгах и во время одной из встреч с кузеном принял его предложение заняться криминальным ремеслом.
Братья Калачян — ограбление Госбанка Армянской ССР
Вскоре Николай Калачян сколотил свою первую банду и отправился совершать ограбление. В качестве жертвы была выбрана сберкасса. Злоумышленники проникли в помещение в нерабочее время, и вынесли несколько тысяч. Эта сумма по тем временам считалась очень большой, но Николай довольно быстро потратил деньги в ереванских ресторанах.
Николай Калачян больше не хотел сотрудничать с теми, с кем грабил сберкассу. Он стал активно искать себе подельника, и в результате остановил свой выбор на двоюродном брате Феликсе Калачяне. Феликс обладал недюжинными физическими данными. Он мог на спор провисеть на одной руке несколько часов кряду. Именно такой и был нужен молодому криминальному гению.
Все похищенные деньги были в крупных купюрах, из них сто десять пачек новеньких сторублевок серии «АИ». Братья Калачян отлично понимали, что по всей стране объявлен розыск этих купюр, и решили частями обменять их на облигации трехпроцентного займа. Для этого Калачяны отправились сначала в Ташкент, а затем в Москву.
Вначале было слово. Вернее наводчик по имени Завен. Он-то и поведал двоюродным братьям Калачянам – Николаю и Феликсу, что в Госбанке Армянской ССР хранилище денег не в подвале, а на втором этаже. Его стены и двери бронированы, а вот потолок обычный, бетонная плита. А над нею, на третьем этаже, находится комната отдыха.
Тогда они залезли на крышу и увидели, что в комнате банка, которая была на один этаж выше хранилища, идёт ремонт и на её окне нет решётки, а само окно открыто (позже выяснилось, что завхоз банка забыл его закрыть). Феликс Калачян попытался забросить туда верёвку, но у него ничего не получилось, и тогда Феликс, рискуя жизнью, перепрыгнул с крыши в окно.
Но самое удивительное было то, что воров никто не собирался искать — магазин работал в прежнем режиме, и никто ничего не говорил о крупной краже. Николай Калачян понял, что украденные магнитофоны были «левыми» и директор магазина испугался, что в случае, если дело будет предано огласке, за решётку попадут не только похитители, но и он сам.
Николай Калачян, будучи по национальности армянином, родился в селе Бородино в Рыбинском районе Красноярского края. Его отец был болен раком, поэтому все деньги в семье уходили на его лекарства. В четвёртом классе Николай сбежал из дома в цыганский табор, затем занимался наркоторговлей и работал мусорщиком. Он имел только начальное образование и профессию токаря.
Двоюродные братья Николай и Феликс Калачян были очень разными. Николай в четвёртом классе убежал из дома, где измученная мать тратила последние деньги на лечение отца, умиравшего от рака. Мальчишка прибился к цыганскому табору, где промышлял торговлей наркотиками, затем работал мусорщиком.
Двоюродные братья Николай и Феликс Калачяны, разобрав стену, успешно ограбили в Гюмри магазин — вынесли магнитофоны и продали их за фантастическую сумму 15 000 рублей. Прогулять шальные деньги кузены отправились в Москву. Затем им пришла в голову идея ограбить Госбанк в Ереване, где нашелся наводчик. Пять месяцев троица разрабатывала план.
Морально неустойчивый комсомолец
Первым их совместным делом стало ограбление магазина техники. При этом Николай Калачян лично в преступлении участия не принимал. Он разработал план, отправив Феликса претворять его в жизнь. Снова было выбрано нерабочее время. Феликс проделал дыру в стене, и вынес магнитофоны, а также прочую технику.
В итоге всё образование Николая Калачяна ограничилось начальной школой и приобретённой позднее профессией токаря. Но при этом он обладал незаурядными интеллектуальными способностями и умел подчинять людей своему влиянию. Это было что-то из порочного капиталистического мира, который советский гражданин мог увидеть разве что в кино. Следователи почти год недоумевали, кто были эти дерзкие, но очевидно высокопрофессиональные и наглые преступники.
Кража более миллиона рублей из хранилища Госбанка Армянской ССР в Ереване в августе 1977 года стала в СССР криминальной сенсацией. На центральные госбанки в Советском Союзе не покушались даже матерые воры. Им вполне хватало сберкасс, инкассаторов, а также подпольных миллионеров из числа завмагов, фарцовщиков, антикваров и прочих.
Подлинная история советского «ограбления века». Дело братьев Калачян
В 1979 году братья были приговорены к расстрелу, Завен Багдасарян был осуждён на 11 лет. Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства о помиловании Калачянов, но дойти до Еревана они не успели почти на сутки — приговор был приведён в исполнение. Мать Николая умерла во время следствия, у семьи Феликса было конфисковано имущество.
Для чего зонтик? К ноге привязать, чтобы куски бетона падали в зонтик и не издали шума при падении. Вода для чего? Для охлаждения сверла, когда Феликс будет сверлить бетон. Да и самому пить захочется.
Сейчас уже сложно представить реакцию работников Армянской республиканской конторы Госбанка СССР, как обычно пришедших в понедельник, 8 августа 1977 года, на работу. В Ереване начинался очередной, типичный для этого месяца чудовищно жаркий день, но увиденное в святая святых банка — денежном хранилище — определенно взбодрило открывших тяжелую металлическую дверь служащих.
Для чего зонтик? К ноге привязать, чтобы куски бетона падали в зонтик и не издали шума при падении. Вода для чего? Для охлаждения сверла, когда Феликс будет сверлить бетон. Да и самому пить захочется.
На полу был разбросан строительный мусор, а в потолке хранилища виднелась небольшая дыра. С первого взгляда было совершенно непонятно, что случилось — отверстие казалось слишком маленьким, чтобы в него мог протиснуться человек, но факт оставался фактом — деньги куда-то исчезли.
Из хранилища ереванской конторы Госбанка Советского Союза бесследно исчезли деньги. Причем это не было мелкой заурядной растратой, обнаруженной при очередном переучете. Под покровом августовской ночи из банка пропало 1,5 миллиона тогда еще полновесных советских рублей — сумма, для которой, по меркам обычного гражданина страны, даже эпитет «астрономическая» будет слишком скромным.
Как это было : Следствие вели- Ограбление века. Ереван 1977г.
Внутренней охраны в банке нет – что ей там делать, если всё закрыто и находится под сигнализацией? Две стены Госбанка выходят на улицу, и их, как и внутренний двор, охраняет «призрачный патруль» милиции. А вот к четвертой стене примыкает жилой дом, и если изловчиться, то можно перепрыгнуть через улицу с крыши дома в окно третьего этажа банка.
После успеха с магазином техники Феликс окончательно убедился в правоте своего брата. Он отправил часть денег семье, а другую часть пошёл прогуливать в злачных местах города. Тем временем Николай Калачян решил больше не размениваться по мелочёвке, и задумал совершить действительно крупное ограбление. Его следующей целью стал Госбанк Армянской ССР в Ереване.
Или вы считаете, что в кабинет председателя КГБ Юрия Андропова можно было вот так запросто ворваться майору милиции? Кто выписал пропуск? Кто пустил в приемную? И кто пустил в кабинет без доклада? Тем более, если он не вызывал его к себе? Фантастика! Охранников после этого расстреляли или как?
Николай в четвёртом классе убежал из дома, где измученная мать тратила последние деньги на лечение отца, умиравшего от рака. Мальчишка прибился к цыганскому табору, где промышлял торговлей наркотиками, затем работал мусорщиком.
Николай довольно быстро спустил в ресторанах полученные деньги и решил для себя, что больше не будет трудиться за копейки. В его голове стали рождаться новые криминальные замыслы, однако бывшие подельники Николая не устраивали — ему нужен был человек, физически сильный, способный совершать то, что не под силу другим.
Николай Калачян был, что называется, трудным подростком. Его отец тяжело болел, и уже в раннем подростковом возрасте мальчик бросил школу и убежал из дома. Некоторое время он жил с цыганами, занимаясь мелким криминалом. Первое крупное дело ему удалось на славу — вместе с подельниками юный Калачян ограбил сберегательную кассу.
Несмотря на то, что товар реализовывали по дешёвке, заработать удалось 15 тысяч рублей — по тем временам за эти деньги можно было приобрести две автомашины «Жигули» по госцене.
Феликс Калачян родом был из села Казанчи Ашоцкого района Армении. После окончания школы уехал жить в Гюмри. Женился, обзавелся двумя детьми. Только вот денег не хватало, чтобы содержать семью. Потому и согласился легко, когда двоюродный брат Николай Калачян предложил ему заняться кражами.
Новое в блогах
Тем временем Николай Калачян, предчувствуя недоброе, собрался перебраться из Москвы в Сочи. Для этой цели на рынке в Южном порту за 13 тысяч рублей была куплена машина, в запасном колесе которой был оборудован тайник для оставшихся денег. Братья решили бежать вдвоем.
Феликс Калачян родился в селе Казанчи Ашоцкого района, а после школы уехал в Гюмри, где женился на Маруш и стал отцом двух детей, но сильно бедствовал в денежном плане. Будучи жилистым, он был очень гибким от природы и имел звание кандидата в мастера спорта по спортивной гимнастике.
В ночь на 7 июня 1978 года братьев и Кузнецова арестовали. Приговор был вынесен в 1979 году. Николай и Феликс Калачян были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Завен Багдасарян осужден на 11 лет лишения свободы.
Банки в Советском Союзе не грабили. Это в Америке времён Великой депрессии банки не грабил только ленивый. В СССР всё было иначе. И не потому, что не было преступности. Просто советская банковская система сама по себе сильно отличалась от принятой в капиталистических странах.
Очевидно, что этот набор улик оставили преступники, однако пролить свет на их личности найденное не помогло.
Братья попались в Москве при попытке сбыть очередные сторублевки. В 1979 их приговорили к расстрелу. Однако Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства о помиловании Калачянов, но, увы, эта весть опоздала в Ереван на 20 часов (в фильме — 20 минут) — приговор был приведен в исполнение.
То есть украденные 1,5 миллиона действительно были очень большими деньгами, которые сложно было бы потратить даже за всю жизнь, особенно не привлекая внимания соответствующих органов. Такими суммами в частной жизни распоряжались лишь отдельные коррупционеры из околопартийных кругов и сфер торговли, что в будущем и показали т. н. хлопковое и рыбное дела.
Киноляпы в истории сыщика Черкасова
Плану преступников не суждено было осуществиться. Оперативники установили личность Владимира Кузнецова, место его работы, домашний адрес. Вслед за этим они узнали, что у сестры Владимира появился состоятельный любовник из Армении. В ночь с 6 на 7 июня 1978 года братья Калачяны и Владимир Кузнецов были арестованы.
В СССР много чего не было, в том числе и гангстеров. Поэтому охранять банки от них считалось чем-то совершенно ненужным. Позиция властей совсем не означала, что в государстве не было людей, которые предпринимали попытки ограбить сберкассы или банки, и история братьев Калачян является лишним тому подтверждением.
Такие качества брата были очень нужны Николаю Калачяну. Поначалу Феликс с ужасом отверг предложение заняться кражами, но Николай знал, на что давить: «Неужели ты не хочешь, чтобы твоя семья выбралась из нищеты?». Услышав такой аргумент, Феликс Калачян согласился.
Поскольку, надо думать, на этом истории сыщика Черкасова не закончатся, хочу отметить (несмотря на мои дифирамбы) значительные огрехи фильма. Дабы авторы учли и в дальнейшем не наступили на эти грабли. А ведь сценаристов было аж шесть: Мария Сапрыкина, Слава Синица, Дмитрий Терехов, Ольга Нагдасева, Иван Угаров, Светлана Белова.
Сейчас уже сложно представить реакцию работников Армянской республиканской конторы Госбанка СССР, как обычно пришедших в понедельник, 8 августа 1977 года, на работу. В Ереване начинался очередной, типичный для этого месяца чудовищно жаркий день, но увиденное в святая святых банка — денежном хранилище — определенно взбодрило открывших тяжелую металлическую дверь служащих. Конечно, существовала особая категория бандитов — налётчики, которые порой грабили сберкассы, но даже они не решались подступиться к такому серьёзному учреждению, как Госбанк. В истории советского криминала остались такие люди, как Павел Андреев (Пашка Америка) и банда братьев Толстопятовых.