Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что означает публичная форма собственности земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
У любого надела может быть частная или публичная форма собственности земельного участка. В первом случае собственником надела является юридическое или физическое лицо. Во втором – государство.
Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.
Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.
Публичная форма собственности земельного участка
Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.
В федеральной собственности находятся земельные участки расположенные по всей государственной территории, в пределах государственных границ. Массивы, принадлежащие Субъектам РФ и муниципалитетам, могут располагаться на одном географическом пространстве, составляя единый ландшафт на местности, но исполняя различные функции.
Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).
В Советские времена в стране существовала лишь одна форма владения землей — государственная. В том время и помыслить не могли о том, чтобы отдавать землю в частный надел, и именно поэтому в анализе форм собственности не было необходимости.
Участие публично-правовых образований в имущественном обороте
Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.
В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.
Второе существенное отличие частных и публичных форм владения – налогообложение для владельцев земель. Государственные наделы не облагаются земельным налогом, в то время как юридические и физические лица, владеющие территорией, ежегодно оплачивают налоговый сбор.
В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».
Публичная форма собственности земельного участка что это?
Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.
Вплоть до распада Советского Союза главенствующей формой собственности была государственная. После распада страны принадлежавшая государству собственность начала растаскиваться. Запущенный процесс приватизации позволил передать объекты государственной собственности, включая земельные участки, в частные руки.
Государственными признаются территории, не имеющие собственника в лице юридических или физических лиц, а также соответствующие следующим требованиям:
- имеющие установленные границы;
- у которых определен точный адрес или местоположение;
- поставленные на кадастровый учет.
Любой из вышеперечисленных субъектов может обладать правом собственности на различные объекты недвижимого имущества, включая земельные участки, находящиеся в публичной собственности.
Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:
- Земельный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ.
Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.
Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:
- в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
- путем получения земли, не имеющей собственника;
- при образовании нового надела в результате объединения или разделения.
До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.
Право собственности на землю определяется в соответствии с главой III Земельного кодекса РФ. Так в п. 1 ст. 16 ЗК РФ сказано, что все наделы, принадлежащие гражданам, предприятиям или муниципалитету являются государственными участками.
До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.
До начала 90-х годов все земельные наделы принадлежали государству. Они предоставлялись населению во временное пользование, но право собственности сохранялось за органами власти. И только с началом приватизации стали появляться частные землевладения, хозяевами которых становились граждане или организации.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
- Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
- Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
- Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
- Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.
Ими могут быть граждане, проживающие в населённом пункте и использующие наделы по целевому назначению.
Для распоряжения государственным и муниципальным имуществом создана специальная правовая основа. Главное отличие государственной собственности от частной заключается в том, что объекты государственного имущества могут использоваться только в соответствии с целевым назначением этих объектов.
В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Долгое время (практически все прошлое столетие) именно публичная собственность (а конкретно государственная) была основной и, в большинстве случаев, единственной формой владения таким видом недвижимости, как земля.
Публичная и федеральная собственность на землю
Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.
Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:
- если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
- начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
- наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
- если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.
Порядок возникновения прав собственности определяется в 15-19 статьях Земельного кодекса РФ. Порядок возникновения и регулирования государственной собственности на земельные участки определен в 17 статье Земельного кодекса РФ.
Собственники физические лица – это граждане, проживающие на территории населенного пункта, в границах которого находится земельный участок и использующие этот земельный участок по целевому назначению.
Все просторы земли кому-то принадлежат. Очень многими участками владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.
Таким образом, множество московских построек пребывает в публичной собственности, то есть ими владеет государство. Для перевода подобной недвижимости в частную собственность, нужно выполнить процесс приватизации. Только таким образом квартира может быть действительно вашей.
Каким же законодательным актом регулируется подобное положение, и какая форма собственности сейчас является наиболее распространенной?
Собственность муниципалитета является публичной, и не относится к частной, так как субъекты ее относятся к структуре публично-правовых образований. Муниципальная собственность не относится к разновидности госсобственности, а является полноценным видом публичной собственности.
Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:
- Земельный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ.
Глава 3 ЗК регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17 этой главы.
Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:
- в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
- путем получения земли, не имеющей собственника;
- при образовании нового надела в результате объединения или разделения.
Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда.
Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.
Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:
- унитарным предприятиям;
- муниципальным учреждениям;
- некоммерческим учреждениям;
- юридическим или физическим лицам.
Собственность публично-правовых образований: что это означает
Одной из важных особенностей правового статуса любого из субъектов, отнесенных к публичной собственности, является наличие у них особенных властных функций, которые позволяют им утверждать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому они могут реализовать свои права на собственность, а также в интересах общественности.
Собственность государства можно охарактеризовать множеством различных субъектов, среди которых, в общем, вся Российская Федерация (если говорить об имуществе, представляющем федеральную собственность) и отдельные ее субъекты: республика, область и т. д. (по отношению к имуществу, являющемуся их собственностью).
Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).
Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому федеральными и региональными законами РФ могут быть определены и другие дополнительные основания для нахождения земли только в государственной собственности.
Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г.
Публичную форму собственности можно разделить по типам:
- государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
- муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.
К преимуществам такой формы собственности заключаются в следующем:
- Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
- Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
- Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
- Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии жилплощади санитарным нормам по квадратным метрам на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.