Порядок процедура регистрации автономной некоммерческой организации 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок процедура регистрации автономной некоммерческой организации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пошаговая подробная инструкция “Открытие и регистрация автономной некоммерческой организации (АНО) самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать АНО в Минюсте самостоятельно? Порядок создания и регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) можно описать пошагово следующим образом:

Регистрация АНО (автономной некоммерческой организации)

Процедура создания автономной некоммерческой организации (АНО) должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущей автономной некоммерческой организации (АНО), предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы автономной некоммерческой организации (АНО) быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо учитывать следующие положения закона:

Положениями ст. 123.24 ГК РФ предусмотрено, что автономная некоммерческая организация (АНО) может быть создана одним лицом, то есть количественный состав не имеет значения в отличие от некоторых иных видов НКО. Учредителями АНО могут быть физические лица и/или юридические лица, при этом учредитель вправе выйти из состава учредителей в любой момент, также АНО вправе по единогласному решению учредителей принять новых учредителей. Особенностью АНО является тот факт, что она является унитарной, а не корпоративной организацией, то есть в АНО не предусматривается членства, учредители не имеют предусмотренных законом корпоративных прав и обязанностей, в частности оспаривать сделки организации от имени организации и т.д. Также, как и во многих иных НКО, учредители автономной некоммерческой организации (АНО) утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность автономной некоммерческой организации (АНО) в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале. Вместе с тем, ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители по долгам АНО. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

При определении структуры органов управления автономной некоммерческой организации (АНО) нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

  • Единоличный исполнительный орган (президент, председатель, генеральный директор и т.д.) — осуществляет оперативное управление АНО
  • Постоянно действующий коллегиальный орган (совет, президиум и т.д.) — может создаваться по желанию учредителей и ему передается часть полномочий согласно уставу

Срок полномочий и наименование должности исполнительных органов определяются уставом.

При выборе руководителя автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации автономной некоммерческой организации (АНО). Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.

Учредительным документом для АНО является устав, а также учредительный договор, заключенный между ее членами. Устав автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов автономной некоммерческой организации (АНО) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов автономной некоммерческой организации (АНО), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации автономной некоммерческой организации (АНО). Учредителям союза нужно быть готовыми к тому, что регистраторы (сотрудники Минюста) очень тщательно изучают устав некоммерческих организаций на предмет соответствия его закону, отсутствия противоречий и т.д. (в отличие от регистрации ООО налоговыми органами, поэтому срок регистрации в Минюсте значительно больше, чем срок регистрации ООО). Возможно, учредителям придется ни раз переделывать устав, чтобы он “устроил” сотрудников Минюста.

Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо принять решение о ее создании. Решение о создании автономной некоммерческой организации (АНО) принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом об учреждении автономной некоммерческой организации (АНО).

В любом случае протокол общего собрания о создании автономной некоммерческой организации (АНО) должен содержать:

  • дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания
  • список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания
  • сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) органов управления
  • существо принятых решений и результаты голосования по ним
  • сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов
  • определение места нахождения АНО
  • утверждение устава
  • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации автономной некоммерческой организации (АНО) может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001 при регистрации АНО?

    1. Титульный лист заявления по форме Р11001

    На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите

    • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

    • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

    2. Сведения об учредителях

    Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. Несмотря на нормы Закона о госрегистрации юрлиц, исходя из статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьи 21 Закона об общественных организациях, а также пунктов 28 и 29 Административного регламента Минюста, при регистрации любой формы НКО также подлежат заполнению данные листы заявления (Письмо Минюста России от 08.12.2016 № 11-141929/16).

    На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом — лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В
  • 3. Сведения о лице, действующем без доверенности от имени НКО

    В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени общественной организации без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.

    Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.

    4. Сведения о заявителе

    Размер госпошлины за регистрацию автономной некоммерческой организации (АНО) при создании составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

    Регистрация НКО в 2021. Правила и сроки регистрации некоммерческих организаций

    Полный перечень документов, которые представляются на государственную регистрацию АНО при создании:

    • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
    • протокол общего собрания о создании АНО (2 экз.)
    • устав (3 экз.)
    • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
    • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
    • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
    • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
    • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
    • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
    • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации АНО подать заявление о применении УСН

    Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения автономной некоммерческой организации (АНО). Заявителями являются учредители автономной некоммерческой организации (АНО) или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

    Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.

    Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО)?

    Для регистрации автономной некоммерческой организации (АНО) необходимо обращаться в территориальное подразделение Минюста (например, для регистрации АНО в Москве, необходимо обращаться в Управление Минюста по г. Москве).

    Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

    • непосредственное обращение в регистрирующий орган
    • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации НКО следует уточнить в конкретном МФЦ
    • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
    • через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
    • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.

    После госрегистрации НКО наделяется правами юридического лица. Она может осуществлять хозяйственную деятельность и обязана отчитываться по ее результатам. Вопросы учета находятся в компетенции территориальных отделений министерства юстиции РФ. Также данная структура занимается проблемами реорганизации и ликвидации.

    Данная организация вправе вносить изменения в уставные бумаги некоммерческого объединения, включать сведения об НКО в Единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Процедура регистрации НКО включает несколько этапов.

    По законодательству РФ название НКО должно содержать ссылку на правовую модель и вид деятельности. Главным является соответствие формы НКО и направления деятельности. Правильное указание этих данных влияет на положительное решение о постановке объединения на учет.

    [adinserter block=”13″]

    Данный документ должен содержать следующие сведения:

    • Наименование НКО;
    • Местонахождение;
    • Управляющую структуру;
    • Порядок вступления и выхода учредителей;
    • О филиалах;
    • Источники образования имущества и распоряжение им;
    • Порядок внесения поправок в учредительные бумаги;
    • Обстоятельства реорганизации и закрытия;
    • Схему созыва и проведения собраний участников;
    • Иную информацию.

    Документ имеет типовую форму Р11001. Бланк есть в интернете, можно воспользоваться специальной программой на сайте налоговой. Заявление пишется в двух экземплярах, один из которых заверяется у нотариуса. Копии регистрирующий орган не принимает. Затем заявление передается в уполномоченный орган. При наличии ошибок и неточностей в регистрации откажут.

    Бумаги должны быть переданы в Минюст в течение 3 месяцев со дня решения о создании НКО. Перечень документов приведен в таблице (п. 5 ст. 13.1 Закона).

    Наименование документа Число экземпляров/копий
    Заявление 2
    Учредительные бумаги 3
    Решение о создании 2
    Сведения об участниках 2
    Квитанция на пошлину 2 (оригинал/копия)
    Данные об адресе 1

    Если название объединения содержит имя человека, символы, относящиеся к интеллектуальной собственности РФ, наименование иной организации, то нужно представить документы на право использования названия. Иные бумаги Минюст не вправе требовать при регистрации объединения.

    Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов.

    Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

    Минюст может отказать в регистрации НКО по основаниям (ст. 23.1 Закона):

    1. Поданные документы идут вразрез с Конституцией и законами РФ;
    2. Существует объединение с аналогичным наименованием;
    3. Название является оскорбительным по отношению к нравственности, национальности, религии граждан;
    4. Представлен неполный пакет документов;
    5. Учредитель НКО не вправе занимать данную должность по закону;
    6. Решение о реорганизации, изменении учредительных бумаг принимало неуполномоченное на то лицо;
    7. Установлена недостоверность представленной информации;
    8. Заявитель не исправил ошибки, из-за которых регистрация ранее была приостановлена.

    Решение об отказе оформляется письменно с разъяснением причин и в течение 3 дней передается заявителю.

    При отказе в регистрации представители НКО могут согласиться с данным решением. В этом случае они вправе устранить указанные недочеты и вновь подать бумаги в том же порядке. При несогласии с отказом можно написать жалобу в вышестоящую инстанцию или подать в суд для обжалования принятого Минюстом решения.

    Вид услуги Срок
    Регистрация АНО в Минюсте 14 рабочих дней
    Регистрация АНО в ИФНС 2 недели
    Общий срок открытия АНО (под ключ) 1,5 месяца

    Сотрудники компании «Юс Либерум» имеют огромный опыт работы в сфере открытия АНО и готовы проконсультировать клиента по выбору наиболее правильной формы НКО, максимально соответствующей его задачам. Наши юристы обладают высоким уровнем квалификации, чтобы оказать всестороннюю помощь при открытии НКО любого вида – АНО, фондов, ассоциаций (союзов), учреждений, объединений, ТСЖ, ЖСК и т.д. Они подготовят требуемый комплект документов и представят ваши интересы во всех инстанциях – Минюсте РФ, Росстате, налоговой инспекции, внебюджетных фондах (ПФ, ФСС) и банках, – тем самым значительно сэкономив время и силы на прохождение всех этапов согласования.

    Консультации специалистов компании «Юс Либерум» по вопросам, связанным с открытием АНО, а также с выбором организационно-правовой формы НКО, проводятся БЕСПЛАТНО.

    • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации АНО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
    • Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации АНО.
    • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией АНО.
    • Постановка АНО на налоговый учет.
    • Получение документов, подтверждающих факт открытия АНО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
    • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
    • Изготовление печати.

    Дополнительные услуги при открытии АНО

    • Постановка на учет во внебюджетных фондах (ПФ, ФСС).
    • Открытие расчетного счета.
    • Предоставление юридического адреса для регистрации АНО.
    • Получение выписки из ЕГРЮЛ.

    Главные законодательные изменения для НКО в 2021 году

    • Название АНО.
    • Паспортные данные учредителей – физических лиц, реквизиты учредителей – юридических лиц, включая паспортные данные исполнительного органа юрлица-учредителя.
    • Паспортные данные руководителя АНО.
    • Цели и предмет деятельности АНО.
    • Адрес для регистрации АНО (в случае, если адрес предоставляет заказчик).

    Наши специалисты подготовят все необходимые документы для открытия АНО, а также организуют их заверение у нотариуса в любое удобное для заказчика время без очереди.

    • Регистрация права собственности по различным договорам
    • Регистрация юридических лиц
    • Регистрация некоммерческих организаций (НКО)
    • Представительство в судах
    • Банкротство юридических лиц
    • Банкротство физических лиц
    • Услуги для резидентов «Сколково»

    НКО — это некоммерческая организация. То есть это экономический субъект, который создан не для извлечения прибыли от осуществления основной деятельности (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ). Ключевая цель создания некоммерческого предприятия — это выполнение социально значимых задач или иных вопросов. Обычно деятельность НКО осуществляется в таких сферах:

    • образование;
    • культура;
    • медицина;
    • социальное обслуживание;
    • благотворительность;
    • решение конфликтов и споров;
    • юридические консультации и сопровождение граждан;
    • спорт;
    • духовное развитие;
    • и так далее.

    Обратите внимание, что НКО вправе получать доходы от отдельных видов деятельности. Но распределить прибыль между участниками нельзя. Средства могут быть направлены на хозяйственные нужды организации.

    Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:

    • казачьи общества;
    • общины коренных малочисленных народов РФ;
    • государственные корпорации и компании;
    • ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
    • потребительские кооперативы;
    • общественные и религиозные организации (объединения);
    • нотариальные палаты;
    • ТСЖ;
    • фонды;
    • некоммерческие партнерства;
    • государственные, бюджетные и частные учреждения;
    • автономные некоммерческие организации.

    Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:

    1. Гражданский кодекс РФ.
    2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».

    Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:

    1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
    2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
    3. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
    4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.

    В пункте 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017) перечислены все документы для открытия некоммерческой организации.

    Учредители, то есть создатели экономического субъекта, должны отвечать сразу нескольким обязательным требованиям. В роли создателя могут выступать лишь дееспособные и совершеннолетние граждане. Полномочия по учреждению НКО имеются у юридических лиц, уже зарегистрированных на территории РФ. Право на создание закреплено за публично-правовыми образованиями. Это Российская Федерация, субъекты и муниципалитеты нашей страны.

    Число учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Следовательно, при регистрации нового субъекта могут принять участие любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО установлены в зависимости от организационно-правовой формы. Учитывайте следующие нормативы:

    1. При создании общественной организации участников должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
    2. При учреждении союза — закрепляется 2 участника и более (ст. 123.9 ГК РФ).

    Создание некоммерческой организации возможно только в трех случаях (ст. 13 закона № 7-ФЗ):

    Учреждение нового субъекта

    Создание совершенно нового юридического лица

    Реорганизация субъекта, имеющего аналогичный вид организационно-правовой формы

    На базе действовавшего субъекта с конкретным ОПФ создается новое юридическое лицо. Организационно-правовая форма остается неизменной

    Реорганизация субъекта, имеющего иную ОПФ

    Создание нового юридического лица осуществляется путем преобразования старой НКО с изменением организационно-правовой формы на иную

    Регистрация автономной некоммерческой организации 2021 пошаговая инструкция

    Этапы создания некоммерческой организации

    Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2020 состоит всего из четырех этапов.

    Этап № 1. Подготовка.

    На подготовительном этапе учредителям некоммерческой организации придется выполнить следующие действия:

    1. Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
    2. Определить порядок функционирования предприятия.
    3. Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
    4. Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.

    Этап № 2. Обсуждения.

    Второй этап предполагает организованную встречу участников, создателей и учредителей будущего юридического лица. Собрание или заседание участников проводится с целью решения следующих вопросов:

    • принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
    • утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
    • закрепить органы управления (дирекцию) компании;
    • утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
    • оформить протокол собрания в установленном порядке.

    Этап № 3. Регистрация.

    На третьем этапе пошаговая инструкция открытия НКО предусматривает регистрацию юридического лица в государственных ведомствах. Для этого необходимо:

    • заполнить заявление по установленному образцу (форма Р11001);
    • уплатить государственную пошлину (ст. 333.33 НК РФ);
    • подать заявление в Министерство юстиции РФ по месту нахождения создаваемого юрлица.

    Затем придется дождаться официального решения государственного ведомства.

    Этап № 4. Начало деятельности.

    Получив документы о регистрации в Минюсте, необходимо встать на учет в Росстате, ФСС и ПФР. Затем следует открыть расчетный счет в банковской организации. При необходимости изготовить печать или штамп. Теперь организация может приступать к осуществлению деятельности.

    Заявление для регистрации в Минюсте

    Один из обязательных документов к предоставлению при регистрации — это заявление установленного образца. Обычные компании и фирмы регистрируются через налоговую инспекцию. Некоммерческие организации — через Министерство юстиции РФ.

    Бланк заявления един для всех юридических лиц. Формуляр закреплен Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Структура документа довольно сложная. Учитывайте важные требования по оформлению:

    1. Отразите в форме полное наименование юридического лица, регистрируемого в Министерстве юстиции. Этот реквизит должен полностью соответствовать уставу НКО.
    2. Если компанию создают сразу несколько учредителей, то придется оформить сведения по каждому в отдельности.
    3. Заявителем при регистрации должен быть указан конкретный гражданин. Это может быть физическое лицо — учредитель, директор организации, выступившей учредителем, либо иное уполномоченное лицо. Если заявителей несколько, то придется оформить листы отдельно на каждого.
    4. Подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальной конторе. Подпись в готовой форме следует ставить только в присутствии нотариуса.
    5. К заявлению придется приложить полный пакет документов, обозначенных в п. 28 Приказа Минюста России от 30.12.2011 № 455 (ред. от 21.11.2017).

    ВАЖНО! Срок подачи документов на регистрацию в Минюст — три месяца с момента утверждения протокола о создании НКО.

    А вот период рассмотрения заявления зависит от категории регистрируемого экономического субъекта:

    • 17 дней — в общих случаях;
    • 33 дня — для общественных организаций;
    • 30 дней — для политических партий;
    • 33 дня — для религиозных компаний, либо 6 месяцев и 3 дня — при необходимости проведения госэкспертизы.

    Причин для отказа в регистрации НКО достаточно. Все основания закреплены в п. 1 ст. 23.1 закона № 7-ФЗ. Обозначим основные проблемы:

    1. Предоставлен неполный пакет документов.
    2. Обнаружены существенные ошибки в оформлении документации.
    3. В базе данных уже имеется зарегистрированная организация с аналогичным наименованием, ОПФ.
    4. Предоставлены недостоверные сведения при регистрации.
    5. Учредителями выступают лица, не имеющие полномочий на создание юридических лиц.
    6. Иные основания.

    Отказ в регистрации — не повод опускать руки. Если отрицательное решение принято безосновательно, его допустимо оспорить в судебном порядке. При наличии обоснованных причин в отказе рекомендуется устранить ошибки и недочеты и подать документы повторно.

    Почему это важно знать НКО?

    Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.

    Подробнее

    1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.

    Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно:
    — непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;

    — периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).

    Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.

    Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.

    В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.

    Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:

    1) переход работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;

    2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;

    3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);

    Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:

    • если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
    • в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

    Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.

    Такой порядок возможен в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве или любого исключительного случая, ставящего под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод также возможен, если принято соответствующее решение органом государственной власти или органом местного самоуправления.

    Почему это важно знать НКО?

    Придется внимательнее подходить к проверке доноров и публикации материалов об организациях, выполняющих функции иностранных агентов, а также связанных с ними лицах.

    Подробнее

    30 декабря 2020 г. принят закон о внесении изменений в отдельные нормативные акты в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности. Поправки довольно многочисленны, поэтому остановимся на наиболее значимых из них.

    Так, расширено определение некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента — к числу иностранного финансирования также отнесены денежные средства, полученные от граждан и российских юридических лиц, действующих в качестве посредников при получении денежных средств от иностранных источников.

    Посредником признается гражданин или российское юридическое лицо, которые осуществляют передачу денежных средств или иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности на территории Российской Федерации.

    Если некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, а также учредитель, члены, участники, руководитель организации или лицо, входящее в состав органа такой некоммерческой организации, при осуществлении ими политической деятельности:

    • производит и распространяет материалы;
    • направляет материалы в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации,

    они должны сопровождаться указанием, что произведены, распространены либо направлены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо связанным с ней лицом.

    Кроме этого, информация, касающаяся политической деятельности такой организации, а также указанных лиц, распространяемая через средства массовой информации, также должна сопровождаться соответствующим указанием.

    Порядок учреждения и перечень документов для регистрации НКО определяются в соответствии с видом и избранной организационно-правовой формой. Подробнее о них можно прочесть в статье «Виды и формы некоммерческих организаций». Форма НКО должна соответствовать одной из перечисленных в параграфах 6, 7 гл. 4 Гражданского кодекса и гл. II (ст. 6–11) закона № 7-ФЗ:

    В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

    1. Минимальное число учредителей — 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
    2. Общественная организация является корпоративной ОПФ, в отличие от АНО и религиозной организации, имеющих созвучные названия. Она ведет списки членов (участников), каждый из которых обладает правами и обязанностями, как предусмотренными законом (ст. 123.6 ГК РФ), так и закрепленными в уставе.
    3. Высшим органом корпорации является собрание участников (ст. 65.3 ГК РФ). Кроме того, обязательно образуется единоличный исполнительный орган (ст.
      8 закона № 82-ФЗ). Возможно также создание коллегиального исполнительного органа.

    NB! Министерство юстиции не вправе требовать предоставления других документов, кроме вышеперечисленных (Проверить перечень документов, актуальный в данный момент, можно в Федеральном законе «О некоммерческих организациях»).

    • название АНО (обязательно в наименовании содержится фраза «автономная некоммерческая организация»);
    • адрес местонахождения;
    • предмет и цели деятельности;
    • состав органов АНО, порядок их образования и присутствующая компетенция;
    • прочие сведения, предусмотренные законом.
    • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
    • наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
    • необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
    • если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с федеральным законом;
    • в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.
    • В случае если получен отказ в регистрации некоммерческой организации, у учредителя НКО есть выбор: согласиться с принятым решением или добиваться его изменения.
    1. Собирается пакет всех необходимых документов.
    2. Он передается в местное управление Минюста лично или почтовым отправлением.
    3. Внесение НКО в ЕГР, что является частью процедуры.
    4. Регистрация в местном органе налоговой инспекции.
    5. Постановка на учет в ПФР и центре занятости.
    6. Получение необходимого для изготовления печати разрешения.
    7. Получение статуса НКО в органах налоговой инспекции.

    Для подачи документов следует лично явиться в Минюст или отправить пакет документации почтой с описью вложения и объявленной ценностью. Нередко организации пользуются услугами специализированных компаний, которые берут на себя всю процедуру в полном объеме.

    Государственная регистрация некоммерческих организаций

    Далее регистрация некоммерческой организации переходит на иной этап, который посвящается подготовке регистрационной документации. Юридическую силу документы будут иметь при правильном оформлении, а также полном соответствии документального регистрационного пакета требованиям, предъявляемым законодательством.

    Осуществлением государственной регистрации НКО ранее была уполномочена заниматься Регистрационная служба РФ. Позже полномочия проведения этой процедуры передали Министерству юстиции, в котором регистрация проходит и сейчас. Это означает, что при регистрации НКО отечественного происхождения или иностранного взаимодействовать придется именно с этой государственной структурой. При этом стоит понимать, что в иностранном варианте пройдет регистрацию только организация, не имеющая отношения к правительству.

    Он применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, уже созданным или только создаваемым на территории России. NB! Различные информационные юридические порталы позволяют ознакомиться с последней версией закона, со всеми поправками и даже сравнить новую и старую версии в онлайн режиме. (Например: «Консультант Плюс») Сроки регистрации НКО Согласно практике, сроки регистрации НКО в Минюсте составляют не более 30 рабочих дней. Почему именно такой срок? Если все документы в порядке и причины для отказа в регистрации НКО отсутствуют, Минюст или его территориальное отделение принимает финальное решение не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения пакета документов. После этого сведения и документы направляются в Федеральную налоговую службу (ФНС) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

    • Изначально факт создания АНО фиксируется в Решении или Протоколе собрания организации. В документе указывается наименование, юридический адрес, а также выбран и оговорен состав управляющего органа.
    • В Уставе должны быть оговорены стандартные моменты:
    • Цель создания;
    • виды деятельности;
    • структура управленческого органа АНО;
    • компетенция органа управления;
    • имущество АНО;
    • порядок внесения изменений в главный документ организации;
    • порядок реорганизации и ликвидации АНО.
    • Главной целью создания АНО не является извлечение и получение прибыли учредителями.

    Логично регистрировать некоммерческую организацию, когда то, чем ты хочешь заниматься, не делает никто.

    Например, вы по собственному опыту знаете: детей с определенным заболеванием стоит учить именно по новой методике, но работающие в этой сфере организации почему-то ее не используют. И вы хотите опробовать эту методику вместе с другими заинтересованными людьми, которые, как и вы, готовы потратить силы, время, деньги на попытки улучшить жизнь детей.

    Почему одно время появлялось много организаций родителей детей-инвалидов? Потому что именно родители знали конкретные проблемы детей с определенными заболеваниями, и их помощь и совместные усилия были наиболее эффективными.

    Также можно регистрировать новую организацию для деятельности узкой направленности, например, оказания определенного вида социальных услуг.

    Если у людей, которые занимаются общественно полезной деятельностью, есть начальные деньги, можно думать о том, чтобы зарегистрировать НКО. Но важно помнить: без денег даже некоммерческая организация функционировать не сможет.

    Начальные средства нужны, чтобы заплатить нотариусу, оплатить госпошлину при регистрации юрлица, сделать печать. Кроме того, в штате как минимум должен быть руководитель (директор/председатель) и человек, указанный в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности. Его нужно принять на работу, оформить документы, платить зарплату (за полную ставку не меньше минимальной оплаты труда по вашему региону), налоги и страховые взносы. Директор может работать по совместительству и получать в несколько раз меньше МРОТ, но все равно на это каждый месяц нужны деньги. За нарушение этого требования законодательства может последовать штраф на юрлицо от 50 до 100 тыс. рублей.

    Инструкция по регистрации некоммерческой организации в 2020 году

    Какая услуга Вас интересует:

    Вниманию некоммерческих организаций! Прием заявителей для личного представления документов для государственной регистрации некоммерческих организаций будет осуществляться центральным аппаратом Минюста России 31 декабря 2019 г. с 9.00 до 12.00 по адресу: Москва, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1

    О государственной услугеПредоставляется при создании, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций, внесении в их учредительные документы изменений, при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях. Кто может получитьЗаявителями при государственной регистрации некоммерческой организации являются:

    • руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа регистрируемой некоммерческой организации или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;
    • учредитель (учредители) некоммерческой организации при ее создании;
    • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой некоммерческой организации;
    • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации некоммерческой организации;
    • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

    Заявителем при государственной регистрации политической партии, регионального отделения политической партии является уполномоченное лицо политической партии либо иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным лицом политической партии. Куда обратитьсяВ территориальные органы Минюста России в отношении:

    • межрегиональных, региональных и местных общественных объединений;
    • региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий;
    • местных религиозных организаций;
    • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями;
    • иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций.

    В центральный аппарат Минюста России в отношении:

    • общероссийских и международных общественных объединений;
    • политических партий;
    • отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
    • Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
    • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

    Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (Форма № Р11001)

    Уведомление о начале процедуры реорганизации (Форма № Р12003)

    Заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) (Форма № Р12016)

    Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (Форма № Р13014)

    Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица (Форма № Р15016)

    Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган

    ​Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации о создании (прекращении деятельности) отделений (территориальных подразделений) общероссийского общественного объединения инвалидов

    Процедура открытия некоммерческой организации (далее – НКО) в отличие от коммерческой находится в ведении Министерства юстиции РФ (пп. 30.7 п. 7 Положения о Минюсте Российской Федерации, которые утверждены Указом президента РФ № 1313).

    Регистрация НКО осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Таким образом, с документами на оформление некоммерческой организации нужно обращаться в территориальный орган Минюста. После получения документов специалист регистрирующего органа выдает расписку заявителю. Далее передаются бумаги в отдел документационного обеспечения Управления для регистрации, а потом для рассмотрения в соответствии с законодательством РФ. Если с документами все в порядке, то они после этого передаются в Федеральную налоговую службу для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Открытие некоммерческой организации условно можно разделить на два этапа:

    1. Принимается решение учредителями о создании НКО и утверждении Устава.
    2. Осуществляется регистрация юридического лица. Так, нужно представить документы в регистрирующий орган.

    Как зарегистрировать некоммерческую организацию

    При открытии некоммерческой организации нужно руководствоваться Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, учредителями НКО могут быть дееспособные лица или юридические лица. Процедура открытия состоит из определенных шагов.

    Шаг 1. Определение видов деятельности в соответствии с целями открытия некоммерческой организации и законами РФ.

    Шаг 2. Выбор юридического адреса для регистрации НКО.

    Шаг 3. Выбор наименования в соответствии с формой и направлением деятельности НКО.

    Шаг 4. Составление Устава с указанием в нем информации о наименовании, адресе, учредителях, их правах и обязанностях, а также иных сведениях.

    Шаг 5. Заполнение заявления по форме Р11001. Образец заполнения документа можно скачать на нашем сайте.

    Шаг 6. Уплата государственной пошлины. Размер госпошлины зависит от того, какой формы некоммерческая организация создается.

    Шаг 7. Подготовка документов, необходимых для открытия НКО в соответствии с перечнем, указанным в Законе № 7-ФЗ.

    Шаг 8. Подача документов в Минюст одним из способов:

    • в электронном виде через портал государственных услуг;
    • электронную подачу документов может осуществить нотариус;
    • бумаги можно направить почтой ценным письмом с описью вложения (они должны быть удостоверены нотариусом);
    • личное обращение учредителя, иного лица на основании доверенности в территориальные органы или центральный аппарат Минюста РФ в зависимости от территориальной сферы деятельности создаваемой некоммерческой организации.

    Шаг 9. Получение свидетельства о государственной регистрации НКО в случае успешного прохождения процедуры. Если будет получен отказ, то нужно обращаться повторно на регистрацию, снова уплачивать госпошлину.

    Шаг 10. Обращение в фонды.

    Шаг 10. Изготовление печати.

    Шаг 11. Открытие расчетного счета для некоммерческой организации.

    Государственная регистрация некоммерческих организаций в Министерстве юстиции РФ осуществляется на основании документов, перечень которых установлен действующим законодательством РФ:

    • заявление по форме № Р11001, подписанное заявителем;
    • учредительные документы НКО (в 3 экземплярах);
    • решение об открытии НКО и утверждении учредительных документов (в 2 экземплярах);
    • квитанция об уплате государственной пошлины.

    Законами об отдельных видах некоммерческих организаций может быть предусмотрено представление дополнительных документов на регистрацию. Например, разрешение на использование в наименовании НКО имени гражданина, названия другого юридического лица, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, если такое используется.

    За открытие НКО необходимо уплатить государственную пошлину. Для разных форм некоммерческих организаций установлен определенный ее размер, который прописан в пункте 1. статьи 333.33 Налогового кодекса РФ:

    • политические партии, региональные отделения политической партии – 3 500 рублей;
    • общероссийские общественные организации инвалидов и отделения, являющиеся их структурными подразделениями – 1 400 рублей;
    • при открытии иных форм НКО – 4 000 рублей.

    Документ, который выдается Министерством юстиции РФ в случае государственной регистрации НКО, называется свидетельством о госрегистрации некоммерческой организации. Вместе с ним при открытии выдаются зарегистрированный Устав, лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство ИНН, выписка из Единого государственного реестра юрлиц.

    Регистрация общественной организации в России

    Легальное определение АНО содержится в части первой Гражданского кодекса РФ.

    Статья 123.24 ГК РФ говорит нам о том, что автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

    Нет, не нужно. Во всех видах некоммерческих организаций уставный капитал не формируется. Также в АНО не может быть долей учредителей.

    Но не всё тут так просто. Есть важный момент.

    П. 5 ст. 50 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующее требование:

    Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2)

    Как известно минимальный размер уставного капитала ООО составляет 10 000 рублей.

    С учетом того, что большинство учредителей АНО предполагают получать хоть какой-то доход от оказываемых АНО платных услуг, показать формирование некого имущественного фонда в документах все же стоит.

    Чтобы выполнить данную норму достаточно добавить в протокол или решение об учреждении пункт о том, что учредители обязуются после регистрации АНО в течение некоторого срока (например, в течение 4х месяцев) передать АНО имущество либо денежные средства в размере 10 000 руб.

    В части подбора юридического адреса АНО применяются те же правила, что по ООО или любому другому юридическому лицу. Я заметил только одно отличие — адрес при регистрации АНО не проверяют так же жестко, как при регистрации ООО. По крайней мере пока. На заявленный в регистрационных документах адрес с проверкой налоговые инспекторы, как правило, не выезжают.

    Зарегистрировать АНО можно в капитальном строении:

    • офисе;
    • производственном помещении;
    • либо в жилом помещении (квартире, жилом доме), но при условии, что в нем прописан по месту жительства кто-нибудь из учредителей или директор АНО.

    В моей практике был случай, когда мы успешно зарегистрировали АНО в капитальном гараже, принадлежавшем учредителю, правда и само юридическое лицо создавалось для организации автогонок. По другим видам деятельности я бы не рискнул указывать такой адрес.

    Помещение, используемое для юридического адреса, может быть в собственности учредителей либо директора АНО или может использоваться с письменного разрешения собственника. Такое письменное разрешение следует приложить к документам на регистрацию.

    Это не обязательное требование, но оно поможет избежать многих проблем при рассмотрении документов в Минюсте.

    Не рекомендую указывать в качестве адреса жилое помещение, занимаемое учредителем или директором по договору социального найма или какую-либо иную недвижимость, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Письменное согласие на его использование вы едва ли получите, а без него могут возникнуть проблемы.

    Полный срок регистрации АНО займет примерно 1 месяц.

    После сдачи документов в Минюст, они в течение 14 рабочих дней будут находится на правовой экспертизе. Это самая ответственная стадия регистрации, на которой забраковываются большинство документов, особенно составленных новичками.

    Чтобы защитить себя от отказа, рекомендую контролировать их рассмотрение. Периодически звонить и интересоваться: есть ли ошибки.

    Если правовая экспертиза представленных на регистрацию документов по АНО пройдет благополучно, документы уйдут автоматом (без вашего участия) в налоговую, где их проверят по формальным признакам. Посмотрят данные об учредителях и директоре, законность использования адреса. Если все в порядке: физические лица не дисквалифицированы, указанная в заявлении информация корректна, адрес не массовый — сведения об АНО будут официально добавлены в Единый государственный реестр юридических лиц. Дата добавления таких сведений — по сути — день рождения нового АНО. С этого момента АНО официально приобретает статус юридического лица.

    Если вы указывали телефон в заявлении на регистрацию (а я настоятельно рекомендую его указать!), скорее всего вы узнаете об успешном завершении процедуры от назойливых менеджеров банков, звонящих с рекламными предложениями. Если начали звонить — можно расслабиться, АНО зарегистрирована!

    Однако бежать в Минюст за готовыми документами еще рано. Налоговая документы о регистрации отправит обратно в Минюст. Получить полный комплект учредительных документов можно будет еще через пару дней в Минюсте (там же, куда вы их сдавали).

    — Изготовить печать.

    Тут нет специфики, все как по ООО.

    — Выбор системы налогообложения.

    По умолчанию после регистрации АНО, она будет находится на общей системе налогообложения. Вы вправе перейти на УСН (доходы 6% / доходы-расходы 15%) подав заявление в налоговую в течение 1 месяца с момента создания (внесения сведений об АНО в ЕГРЮЛ). Иных специальных режимов налогообложения для АНО не предусмотрено.


    Похожие записи:

Добавить комментарий