Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько окладов можно выдавать по соглашению в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В данном случае надо учитывать, что такую форму как соглашение сторон работодатели часто применяют при плановом или срочном сокращении штата. Тогда руководство обязано выдать компенсацию в форме выходного пособия. Размер – не менее среднего заработка сотрудника за месяц. Когда к расторжению договора привело вынужденное сокращение, работник в любом случае получает минимум 1 размер своего заработка за месяц.
В связи с непростой экономической ситуацией актуальность вопроса – сколько окладов выдавать в 2021 году – возросла в несколько раз, поскольку многие, в том числе квалифицированные специалисты, лишаются работы.
Сколько окладов можно выдавать по соглашению в 2021 году
В бюджетных организациях индексация — явление само собой разумеющееся. Зарплата ежегодно подрастает на уровень инфляции. Бывает, что прибавка выходит и больше.
— Что касается коммерческих организаций, то здесь всё-таки стоит руководствоваться локальными нормативами и уставом конкретно взятой компании. Во-первых, процесс индексации происходит не всегда непосредственно с 1 февраля. Зачастую зарплату повышают до конца первого квартала текущего года, и это нормальная практика. Во-вторых, в нынешних экономических условиях позволить себе даже пятипроцентную прибавку для каждого сотрудника могут далеко не все компании, — говорит Павел Уткин.
По его мнению, это чревато уводом зарплатного фонда в тень и новым витком перехода в серую бухгалтерию. Поэтому маловероятно, что все 100% предприятий, особенно коммерческих, в обязательном порядке поднимут зарплату сотрудникам. Но в следующем году, считает юрист, за этим могут очень пристально следить и Роструд, и ФНС.
По специальным правилам рассчитываются выплаты по больничным листам, выходное пособие и компенсация за два месяца после увольнения. Для начислений по больничным листам используется средний заработок за последние два года. Правила начисления по выходному пособию и компенсации выглядят следующим образом:
- для выходного пособия определяется средний заработок за последний 12 месяцев – при увольнении гражданин гарантированно получит один среднемесячный заработок;
- аналогичным образом рассчитывается компенсация за два месяца после увольнения, если работник выбрало вариант с соглашением вместо сокращения;
- если на момент подписания соглашения гражданин не отработал 12 месяцев на данном предприятии, расчет указанных выплат осуществляется в пропорциональном соотношении;
- размеры выходного пособия и компенсации могут быть увеличены по согласованию сторон.
С 1 февраля вырастут зарплаты. Кто станет получать больше и на сколько
Увеличение доходов сотрудников зависит от внутренних норм, действующих у работодателя.
В частности, порядок и периодичность индексаций прописывается в Положении о системе оплаты труда, трудовых и коллективных договорах и т. п.
В отношении работодателя могут применить санкции, если уровень заработных плат его сотрудников ниже МРОТ. Поэтому хорошие новости о повышении зарплаты в 2021 году может ожидать персонал именно таких организаций и ИП. Но бухгалтеру в любом случае нужно довести изменения до работников
Работодатели обязаны провести индексацию зарплаты с нового года. Отсутствие индексации считается нарушением трудового законодательства. Об этом заявил замруководителя Роструда Иван Шкловец в эфире программы журнала «Упрощёнка» «Изменения 2021. Время задавать вопросы» (см. видео ниже). При этом законодательное увеличение размера МРОТ не следует понимать под индексацией. То есть индексация проводится независимо от повышения МРОТ.
«Итогом индексации должно быть реальное повышение зарплаты работников, а не только на бумаге» — сказал Иван Шкловец.
Зарплату нужно проиндексировать в 2021 году на уровень роста потребительских цен по данным Росстата. При этом если компания находится в сложном финансовом положении и проиндексировала зарплату на величину меньше, чем уровень инфляции, то трудовой инспектор будет учитывать это при проведении проверки. Однако само по себе сложное финансовое положение не является поводом для отказа от индексации.
Работодатель обязан индексировать зарплату соответственно росту потребительских цен (ст. 134 ТК РФ). Периодичность и порядок повышения дохода персонала описывается в трудовом или коллективном договорах или в локальном нормативном акте. В 2020 году согласно информации Росстата индекс потребительских цен составил 4,9%. Это минимальный процент повышения зарплаты в 2021 году.
Суды могут простить отсутствие ежегодного повышения оплаты труда, если организации или ИП обеспечивают увеличение доходов персонала через выплаты премий или через привязку к выполнению планов работы предприятия. Если организация или индивидуальный бизнесмен не обеспечивает повышение заработной платы, то сотрудник согласно ст. 353 ТК РФ вправе подать жалобу в контролирующие органы. Повышение зарплаты бюджетникам в 2021 году проходит по другим правилам. Их доход индексируется с 1 октября и по отдельным нормативным актам.
В июле повышены зарплаты на тех предприятиях, в которых было несоответствие зарплат МРОТ или дата индексации приходится на этот месяц согласно нормам, прописанным в локальных актах.
Повышение зарплаты 2021 году последние новости
Традиционно летом выходят постановления Правительства и иные нормативные документы, предусматривающие повышение заработных плат для бюджетников.
Согласно письму Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305 трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы. Будет ли повышение зарплаты в 2021 году и как оно будет происходит зависит от источника финансирования организаций, а также от законов и подзаконных нормативных актов (для государственных органов), либо коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов (для других организаций). Это же письмо Минтруда говорит о том, что повышение доходов персонала может осуществляться как путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда работодателя и, соответственно, трудовым договором сотрудников, так и путем увеличения отдельных выплат, входящих в заработную плату.
В зависимости от принятой у работодателя процедуры оформление повышения зарплаты в 2021 году включает:
- издание приказа (единого на всех или индивидуальных);
- внесение изменений в штатное расписание;
- подписание дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Зарплата в январе: рассчитываем правильно
Трудовое законодательство сложно устроено: в нем полно оговорок и отдельных статей для срочных договоров, совместительства, сезонных работ и деятельности на Крайнем Севере. Поэтому ниже мы остановились только на общих случаях — они актуальны большинству россиян, работающих по трудовому договору в графике 5/2.
Эта выплата — основная. Работнику обязаны вернуть всю сумму, что он заработал до увольнения. Кроме оклада сюда относятся премии и доплаты, предусмотренные трудовым договором. Конкретные условия таких выплат определяет компания, но выплатить их сотруднику обязаны строго в день увольнения.
В каком случае выплачивают. Если сотрудник уволен по причинам, не зависящим от него — при ликвидации компании, сокращении штата или из-за призыва в армию.
В плюс к оставшейся зарплате, уволенные получают выходное пособие. Его размер приравнивается к среднему заработку. Но вот за какой период насчитают пособие — зависит от причины увольнения. Предлагаем рассмотреть таблицу:
Почему уволили |
За какой срок заплатят |
Сокращают штат |
Месяц |
Компанию ликвидируют |
Месяц |
Призывают в армию |
Две недели |
Признали нетрудоспособным |
Две недели |
Изменились условия труда, а сотрудник не согласен |
Две недели |
Восстановили человека, который раньше занимал эту должность |
Две недели |
Компания переезжает в другую местность, а сотрудник не согласен |
Две недели |
Как рассчитывается выходное пособие при увольнении? Действуйте по следующему алгоритму:
- Посчитайте зарплату за 12-месячный расчетный период.
- Разделите зп на количество дней, фактически отработанных в расчетном периоде.
- Вычислите количество рабочих дней в первом месяце после увольнения (согласно графику сотрудника) и прибавьте число праздничных дней.
- Умножьте результат из п.2 на результат из п.3.
Кстати, размер пособия может увеличить работодатель — на свое усмотрение для конкретного специалиста или всего штата.
В каком случае выплачивают. Если сотрудник уволен по причинам, не зависящим от него — при ликвидации компании или сокращении штата. Не по собственному желанию.
О том, что ликвидируют компанию или проводят сокращение, сотрудника должны предупредить заранее. Как минимум — за два месяца до предстоящего события. Предупреждение оформляется письменно, а сотрудник ставит под ним подпись.
Но случается, что увольнение согласовывают раньше, чем за два месяца. В этом случае компания платит компенсацию — средний заработок за время, которое осталось бы до увольнения в предусмотренный двухмесячный срок. Что важно: эта компенсация приплюсовывается к среднему заработку, который буду платить в период безработицы. Выходное пособие полагается в том числе.
В каком случае выплачивают. В любом, независимо от причины увольнения.
Выше упоминалось, что за остаток зарплаты или возмещение неиспользованного отпуска компания должна рассчитаться в день увольнения. То же касается среднего заработка в период безработицы и оплаты больничных листов. Если деньги задерживают, требуйте компенсировать просрочку: процент должен составлять 1/150 ключевой ставки.
Кроме компенсаций, за серьезные просрочки работодатели могут заплатить большие штрафы или даже подпасть под уголовную ответственность.
Чтобы в ситуации кризиса защитить работников лучше, в ТК — Трудовой кодекс — внесли изменения. Так, с 13 августа 2020 выплаты при увольнении станут больше. Теперь закон обязывает фирму, которая ликвидируется или проводит сокращение, выплатить сразу три средние зп сотруднику (вместо двух, как предусматривалось ранее). Главное требование — уволенный должен оставаться без новой работы дольше двух месяцев.
Что важно — теперь работодатель не сможет окончательно ликвидироваться, пока не выплатит выходное пособие всем сотрудникам. При этом две средние зарплаты можно выдать сразу — в момент увольнения, чтобы не растягивать процесс получения компенсаций.
Что со своей стороны делать работнику? Обратиться в бухгалтерию, ссылаясь на нововведение в ТК. Заполнять документы не нужно: компания обязана выдать две зп по закону. Чтобы получить третью зарплату, нужно дополнительно встать на учет в службу занятости. Если выплат вы так и не получили, обращайтесь сперва в трудовую инспекцию, а потом — в суд.
Поскольку увольнение по собственному желанию означает для компании минимальные выплаты, на сотрудника могут давить. Например, просят расторгнуть трудовой договор по согласию сторон. В таком случае компенсировать нужно малость: оставшуюся зарплату и отпуск. Здесь важно знать свои права и при необходимости защищать их — обращаться в профсоюз, государственную инспекцию труда и прокуратуру.
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
На какие выплаты можно рассчитывать при увольнении?
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Увеличение МРОТ на 2021 год не следует считать индексацией. Индексация проводится независимо от повышения МРОТ.
Работодатели, у которых кто-либо из сотрудников получает меньше МРОТ, должны повысить им зарплату до МРОТ на 2021 год. По Трудовому кодексу, запрещено платить работающим на условиях полного трудового дня зарплату ниже МРОТ.
Проиндексируют ли зарплаты с 1 февраля 2021 года?
При проверке трудовые инспекторы в соответствии с пунктом 13 Регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160, затребуют документы по индексации заработной платы.
Порядок индексации и ее периодичность законодательством не определены. Поэтому коммерческие организации проводят индексацию в том порядке, который они самостоятельно устанавливают в коллективном или трудовом договоре либо в локальных нормативных актах.
Способы индексации для коммерческих организаций также не установлены законодательно. Компании вправе повысить оклады на коэффициент индексации с подписанием дополнительных соглашений к трудовым договорам или фактически выплатить зарплаты с учетом повышающего коэффициента без подписания допсоглашений и правки трудовых договоров.
- Прописать в коллективном и, или трудовом договоре.
- Подписать дополнительно соглашение к трудовому договору.
- Разработать отдельное положение об индексации заработной платы в компании.
- Вписать пункт об индексации в положение о заработной плате.
Пункт об индексации в Положении об оплате труда: формулировку скачайте здесь
Шаблон дополнительного соглашения в трудовому договору по индексации зарплаты можно скачать здесь
Для проведение индексации в компании создают отдельный приказ.
Шаблон приказа по индексации зарплаты можно скачать здесь
Приказ об индексации и локальный нормативный акт, где закреплены правила индексации в компании будут требовать трудовые инспекторы при проверке.
Отсутствие документа может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
- на сумму от 1 000 до 5 000 руб. могут оштрафовать ИП или директора организации как должностное лицо.
- на сумму от 30 000 до 50 000 руб. могут оштрафовать организацию.
О том, что Роструд будет штрафовать по статье 5.27 КоАП РФ чиновники предупредили в письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1.
В более выигрышной позиции находятся те работодатели, у которых оплата труда работников состоит из небольшого (но не менее МРОТ) оклада и различных премиальных. Проиндексировать нужно оклады, чтобы не иметь ненужных, лишних претензий со стороны трудовой или налоговой инспекции. Уровень инфляции еще неизвестен. По предварительным данным Банка России – около 4%.
В трудовом кодексе нет подробных требований к порядку заключения и форме соглашения о прекращении трудового договора. Поэтому предложить уволиться с компенсацией может работодатель или сам работник.
Если увольнение предлагает работник. Сотрудник должен подать работодателю письменное заявление о расторжении трудового договора по соглашению сторон. В нем работник может указать желаемый размер выходного пособия.
Индексация зарплат в 2021 году и на сколько процентов
Комиссия при подписании соглашения не требует оплаты. Трехсторонний договор можно считать подписанным, если не поступает аргументированный отказ от работодателя. В подписании соглашения каждым отдельным нанимателем нет необходимости.
Регулирование по области
В том случае, если наниматель отказывается от подписания трехстороннего соглашения относительно заработной платы сотрудников, в обязанности руководителя городского органа власти по труду и занятости населения входит организовать встречу между нанимателем и участниками комиссии для разрешения данного вопроса. При необходимости сформировать предложения касательно того, какие способы предпринять, чтобы плата за труд повысилась до уровня минимума по области. Затем документы с отказом нанимателя от соглашения, а также результаты обсуждения и способы повышения минималки будут отправлены в региональную государственную инспекцию труда.
Областная комиссия по решению вопросов социально-трудового характера включает следующие ведомства:
- объединения профсоюзов;
- представители и организации;
- представительства России.
Если говорить о 2018 годе, то трехстороннее соглашение относительно собственного уровня минимальной оплаты приняли 48 областей и 85 субъектов Российской Федерации.
В задачи профсоюзов (трехсторонний договор) входит участие в формировании трудовых договоров касательно уровня минимальной оплаты труда. Суть такого соглашения заключается в установлении правил общего характера социально-трудовых региональных отношений. Также в составлении такого договора принимают участие:
- различные объединения работодателей;
- представители региональных властей.
Порядок принятия и утверждения прописывается в протоколе, обязательно присутствие всех сторон.
В Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2021 года, согласно трехстороннему договору МРОТ, составляет 11 280 рублей. Вместе с тем его величина пересматривается раз в квартал и рассчитывается согласно уровню прожиточного минимума. И если говорить о Москве, то МРОТ в столице России в 2021 году менялся уже не единожды, и в целом это естественная ситуация.
Исходя из того, что МРОТ пересматривают ежеквартально, можно сделать вывод, что его объем в РФ увеличится также и в 2021 году с большей вероятностью, нежели то, что уровень минимальной оплаты труда останется на уровне 2021 года.
Индексация заработной платы работникам, которые не попали под действие майских указов президента РФ от 2012 года, запланирована с 1 октября 2019 года на 4,3%. Ранее сообщалось, что 5 миллионов бюджетников категорий, также не вошедших в майские указы Владимира Путина, получили повышение зарплат с 1 января 2018 года на 4%. В эту категорию вошли ветеринарные работники, сотрудники МЧС и административно-управленческий персонал.
Майские указы от 2012 года уже позволили повысить заработную плату сотрудникам учреждений здравоохранения, образования, культуры и науки.
Роструд требует проиндексировать зарплаты в 2021 году
В майских указах главы государства от 2012 года были перечислены категории бюджетников, чьи зарплаты к 2018 году должны были быть доведены до 100% или 200% от средних трудовых доходов по региону. В число этих категорий входили школьные учителя, медсестры, работники культуры, соцработники (их зарплаты требовалось довести до 100%), а также врачи, преподаватели вузов, научные работники (до 200%). Под действие майских указов, как поясняли в Минтруде, не попали экономисты, юристы, инженеры, программисты, техники, электромонтеры, слесаря, сантехники, уборщики.
Бюджетниками привычно называют всех людей, чей труд оплачивается из государственного или муниципального бюджета. Однако законодательно все получатели государственного довольствия четко разделены на:
- бюджетников;
- государственных служащих;
- сотрудников силовых структур.
Такое разграничение связано с различными принципами начисления заработной платы, стимулирующих выплат и предоставления льгот.
Поэтому, когда правительство обещает повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году, речь идет, прежде всего, о категориях, которые подпадают под майские президентские указы, а именно о работниках определенных сфер:
- образовательной;
- медицинской;
- социальной;
- научной;
- культурной.
Уровень доходов бюджетников всегда значительно отставал от средней зарплаты россиян. Для устранения этого дисбаланса и привлечения молодых специалистов в образовательную и медицинскую сферу президент России Путин В. В. в 2012 г. поручил довести доходы бюджетников до приемлемого уровня, а именно увеличить до уровня:
- не ниже 100% дохода в регионе зарплаты педагогов, воспитателей детских садов, медицинского среднего и младшего персонала, социальных работников и сотрудников культурной сферы;
- 200% региональных зарплат доходы педагогов высших учебных заведений, врачей и научных работников.
С 1 января 2019 года в России установлен новый общефедеральный МРОТ – 11 280 рублей. Как его применять? Кому поднять зарплату и правильно оформить документы? Какие МРОТ с 1 января 2019 года будут установлены в регионах? Ответим на вопросы и приведем таблицу с МРОТ по регионам с 1 января 2019 года.
Согласно статье 1 закона о МРОТ (от 19.06.2000 № 82-ФЗ) с 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда фиксируется федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.08.2018 № 550н определены величины прожиточного минимума в целом по России за II квартал 2018 года. Приказ устанавливает величину прожиточного минимума за II квартал 2018 года в среднем на душу населения в размере 10 444 рублей. Прожиточный минимум:
- для трудоспособного населения определен в размере 11 280 рублей;
- для пенсионеров – 8 583 рублей;
- для детей – 10 390 рублей.
Это значит, что в 2019 году МРОТ для трудоспособного населения составит 11 280 рублей.
Значения МРОТ фиксируются на федеральном и на региональном уровне. Как мы уже сказали, на федеральном уровне в России минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года составляет 11 280 рубля.
Однако в каждом регионе должна быть еще своя величина МРОТ. Ее устанавливают субъекты РФ региональными соглашениями о минимальной зарплате. Региональный МРОТ обычно больше федерального. Но меньше – быть не может! (ст. 133.1 ТК).
Организации должны установить зарплату не меньше регионального МРОТ если они присоединились к региональным соглашениям. «По умолчанию» присоединяются к региональному соглашению те работодатели, которые в течение 30 календарных дней после официальной публикации соглашения не направили в орган по труду субъекта РФ письменный мотивированный отказ присоединиться. Если такой отказ имел место, то сравнивайте зарплаты с федеральным МРОТ. Если отказ не отправлялся – опирайтесь на региональный МРОТ (ч. 8 ст. 133.1 ТК).
Как уволиться по соглашению сторон
Федеральный и региональный МРОТ периодически пересматриваются. Повышение минималки отражается на обязанностях как сотрудника отдела кадров, так и бухгалтера по зарплате:
- во-первых, к трудовому договору необходимо оформить дополнительное соглашение (если размер заработной платы равен минимальному размеру оплаты труда)
- во-вторых, следует учитывать новый МРОТ при расчете заработной платы и пособий
Напомним, что расчет пособия производится, исходя из минимального размера оплаты труда, когда:
- в расчетном периоде отсутствует заработная плата или ее уровень ниже установленного минимума
- стаж работника составляет менее 6 месяцев
- сотрудник нарушил больничный режим (для пособия по временной нетрудоспособности)
Отметим также, что федеральный МРОТ с 2019 года приравнен к 11 280 руб. Поэтому договоры с работниками также следует заранее проверить, чтобы не нарушить трудовое законодательство. Как проверить договоры, читайте в статье журнала “Упрощенка” Кому и на сколько повысить зарплату и пособия в связи с новым МРОТ.
Таблицу МРОТ по регионам РФ смотрите на сайте журнала “Упрощенка”.
Условия об оплате труда относят к обязательным условиям трудового договора по ст. 57 Трудового кодекса.
Именно поэтому изменение размера зарплаты, в том числе по причине проведенной на предприятии индексации, оформляется через дополнительное соглашение по положениям ст. 72 ТК.
Хотя увеличение уровня зарплаты не ущемляет интересы сотрудника, но должно быть оформлено должным образом документально.
Проведение периодической индексации зарплаты по ст. 134 ТК является обязанностью работодателя.
Даже если в его внутренней локальной документации отсутствует условие о проведении индексации, то это не освобождает работодателя от такой обязанности. В ходе проверки контролирующие инстанции могут принудить работодателя к проведению индексации.
Роструд в докладе за 3 квартал 2017 года призвал надзорные и судебные инстанции принуждать работодателей принимать локальные акты, регулирующие индексацию.
Общая схема действий работодателя при необходимости проведения индексации зарплаты включает следующие шаги:
- Издается распорядительный документ о внесении изменений в штатное расписание.
- Сотрудника уведомляют об изменении условий трудового договора: о проведении индексации его зарплаты.
- Формируется приказ работодателя.
- Готовится допсоглашение об увеличении зарплаты при наличии согласия работника.
- Документ подписывается обеими сторонами.
- Один экземпляр передается на хранение в организацию, где он прилагается к трудовому договору.
Зарплаты в 2021 году: кому повысят
После подписания соглашения оно становится неотъемлемой частью трудового договора и храниться вместе с ним. С учетом этого сроки хранения дополнительных соглашений на предприятии установлены как 75 лет. Эти требования прописаны в приказе Минкультуры от 2010 года №558.
Таким образом, при проведении индексации зарплаты сторонам следует подписать дополнительное соглашение, которое изменяет размер зарплаты. Проведение индексации является обязанностью работодателя.
Дополнительное соглашение составляется в произвольной форме и содержит ссылки на трудовой договор, в который вносится изменения. В нем указывается новый размер зарплаты работника и величина индексации.
Основанием для проведения индексации выступает приказ работодателя.
Все перемены, происходящие в условиях работы сотрудников предприятий и организаций, должны сопровождаться составлением дополнительных соглашений к трудовому договору. Касается это и зарплаты, в том числе повышения или понижения ее окладной части.
Оклад – это неизменяемая часть зарплаты. Обычно для разных категорий работников она устанавливается отдельным распоряжением директора фирмы, фиксируется в штатном расписании и затем на протяжении определенного промежутка времени остается неизменной.
Однако в силу каких-либо обстоятельств руководство предприятия может принять решение о повышении или понижении оклада – закон в этом праве работодателя никак не ограничивает.
Единственное условие, которое требуется соблюсти: оповестить тех сотрудников, которых касается изменение оклада заранее и в письменной форме.
Если работник согласен с предлагаемым размером оклада, необходимо заключить с ним дополнительное соглашение.
Оклад можно менять как угодно часто, главное, чтобы он не был ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Изменение оклада может касаться как группы работников, так и какого-то особо отличившегося сотрудника, при этом размер изменения также строго индивидуален.
Иногда при перемещении работника на другое место (должность) и, соответственно, при перемене оклада, возникает вопрос: нужно ли заключать между работодателем и подчиненным новый трудовой договор или достаточно ограничиться доп. соглашением?
В данном случае, закон однозначно говорит о том, что при подобном переводе внутри организации новый трудовой договор заключать необходимости нет, вполне достаточно соглашения.
По специальным правилам рассчитываются выплаты по больничным листам, выходное пособие и компенсация за два месяца после увольнения. Для начислений по больничным листам используется средний заработок за последние два года. Правила начисления по выходному пособию и компенсации выглядят следующим образом:
- для выходного пособия определяется средний заработок за последний 12 месяцев – при увольнении гражданин гарантированно получит один среднемесячный заработок;
- аналогичным образом рассчитывается компенсация за два месяца после увольнения, если работник выбрало вариант с соглашением вместо сокращения;
- если на момент подписания соглашения гражданин не отработал 12 месяцев на данном предприятии, расчет указанных выплат осуществляется в пропорциональном соотношении;
- размеры выходного пособия и компенсации могут быть увеличены по согласованию сторон.
После расчета всех выплат, бухгалтерия обязана сделать удержания. Со всех начисленных сумм, кроме выходного пособия, будет удержан НДФЛ по ставке 13%. В обязательном порядке рассчитываются и перечисляются страховые взносы в ПФР. Если в отношении гражданина поступали исполнительные листы, по ним также делается удержание, после чего документы возвращаются в службу ФССП.
Все причитающиеся суммы гражданин получит не позднее последнего дня работы. Одновременно выдается и расчетный лист, по которому уволенный специалист сможет проверить правильность всех начислений и удержаний. Если работодатель допустит просрочку по выплатам, ему придется выплатить штрафные санкции до момента полного погашения долга.
Образец заполнения 2 ндфл
- справку о начисленных и переведенных страховых взносах;
- справку о размере заработной платы за определенный период.
Для получения указанных справок нужно подать заявление на имя работодателя, а срок их изготовления не превысит трех дней.
Оспорить правильность расчета можно уже после увольнения. Для этого подается исковое заявление в суд. Факт наличия задолженности по выплатам не позволит добиться восстановления на работе, так как для расторжения соглашения нужно доказать грубое нарушение закона или существенное изменение обстоятельств у сотрудника.
Предлагаем ознакомиться: Как уменьшить платежи по кредитам физических лиц
- Категории
- Трудовое право
- Сколько окладов можно просить при увольнении по соглашению сторон? С 12 ноября 2014 года ушла в отпуск по собственному желаю до 31 января (Начальство отправило в связи с отсутствием работы и тяжелым эконом. положением). 30 января я позвонила узнать нужно ли выходить на работу. На что ответили, что работы нет и не предвидится, что нужно писать заявление по собственному. Я написала заявление на увольнение по соглашению сторон, попросив выплату 3х окладов и задолженность по ЗП.
(Перед этим прочитав статью в газете, там юрист писал следующее: «Не стоит идти и на «соглашение сторон», если вам предлагают меньше трёх зарплат. Работодатель не имеет права нарушать Трудовой кодекс и за ваш счёт оптимизировать свой бюджет. В противном случае вы можете обращаться в госинспекцию труда, прокуратуру и суд».