Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон по осаго с изменениями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
ОСАГО практически с самого его введения вызвало немало споров. Такой продукт не самый выгодный, а иногда убыточный для страховщиков (страховых компаний), а также зачастую крайне несправедливый непосредственно для водителей.
Главным минусом многие считают усредненные и унифицированные расчеты стоимости. Пока при подсчете итоговой цены учитываются разные факторы, но деление на категории крайне поверхностно и нерационально. Так, в регионе с высоким территориальным коэффициентом даже аккуратный и не нарушающий ПДД водитель будет платить больше, нежели безответственный и агрессивно управляющий ТС автовладелец, который ездит в российском субъекте с минимальными региональными коэффициентными значениями.
ОСАГО в 2021 году: к чему готовиться водителям
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Базовая ставка в 2021-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.
Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2020-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2021-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2020-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2021-ом году, так и в нынешнем 2020-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Федеральный закон о страховании автотранспорта ОСАГО от 2021 года регламентирует условия и порядок обязательного страхования, правила возмещения ущерба, компенсационные выплаты, статус страховщиков и страхователей. Основная цель — не обязать застраховаться всех автовладельцев, а обеспечить возмещение вреда имуществу, здоровью, жизни потерпевшим в ДТП.
При этом применяется не только фз №40 об ОСАГО, но и ГК РФ в части обязательств о возмещении вреда, а также нормативные акты ЦБ РФ, в частности, Положение о правилах ОСАГО от 1 сентября 2014 г. № 431-П вместе с коэффициентами, коридором тарифов для расчета стоимости страхового полиса.
Порядок осуществления претерпел несколько изменений. В настоящее время превалирует материальная форма возмещения вреда. Потерпевший обращается к страховщику виновника с документами, подтверждающими страховой случай, тот в течение 5 рабочих дней производит осмотр ТС, направляет на ремонт, который производится в течение 30 рабочих дней.
Деньгами стоимость ремонта возмещается в случае невозможности восстановления ТС после аварии, его размер превышает лимит в 400 тыс.руб.
В случае отзыва у страховщика лицензии или признании его несостоятельным (банкротом) выплаты осуществляет РСА. Право на компенсационные выплаты на сегодня имеют также наследники, выгодоприобретатели и представители потерпевшего (п.2.1. ст.18 Закона).
Нововведение предусматривает активное участие института финансовых уполномоченных (финомбудсмен) в решении проблем с выплатами. Прежде чем обратиться в суд с иском, потерпевший обязан предварительно подать заявление финомбудсмену, который выносит решение в течение 15 рабочих дней, руководствуясь ФЗ “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” (ст.16.1.
п.1 абз.3). Однако при размере вреда более 500 тысяч руб.
эта стадия к прохождению не обязательна.
Право на регресс страховщика было в законе изначально. В настоящее время внесены поправки в статью о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.
Отныне страховщик не может предъявить иск в порядке регресса к виновному лицу, который не направил ему извещение (европротокол) о ДТП в течение 5 рабочих дней (п.п.”ж” п.1 ст.14 закона не действует). Поправки в закон об ОСАГО коснулись также утраты страховщиком права на регресс к пешеходу, виновному в ДТП, если ему причинен вред вследствие события, или к его наследникам в случае смерти последнего (п.5 ст.14 Закона).
Однако поправки в закон об ОСАГО не только “урезали” в правах страховые компании, но и предоставили дополнительные права. Так, с 1 ноября 2019 года страховщик сможет предъявлять требования в порядке регресса к лицам, отказавшимся от освидетельствования и использовавшим прицеп, при отсутствии записи о такой возможности в полисе.
40 ФЗ об ОСАГО в редакции 2021 года:правила страховния, изменения
На сегодня предельные значения тарифов (минимальный и максимальный) составляют 20% в ту или другую сторону.
Коэффициент возраст-стаж уменьшается вдвое с увеличением возраста и стажа вождения.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) поставлен в зависимость от выплаченного страхового возмещения в предыдущий период.
До конца 2021 года грядет увеличение разброса тарифов по максимуму и минимуму до 30% и более в следующем году, увеличение размера выплат по европротоколу до 100 тыс.руб.(ст.11.1 Закона), активно будут использоваться ресурсы сети интернет (от заключения договора страхования, извещения страховщика о ДТП до предъявления претензии) и интернет-портала государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019).
Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.
Федеральный закон об осаго 2021 с комментариями
Согласно положениям нормативного акта, объектом, подлежащим страхованию, являются имущественные интересы собственника ТС. При наличии страхового договора владелец авто имеет право на получение компенсационных выплат, в случае, если жизни, здоровью или имуществу участников ДТП был нанесен ущерб.
Однако закон определяет перечень случаев, в которых выплаты не осуществляются:
- причинение морального ущерба участникам ДТП;
- участие в ДТП автомобиля, не указанного в договоре страхования;
- получение повреждений в результате учебной езды или соревнований, а также при испытаниях транспортных средств на полигонах;
- в результате ДТП окружающей среде был нанесен ущерб;
- повреждения получили объекты интеллектуальной собственности или ценные бумаги;
- порча имущества произошла в результате действий водителя.
Максимальный размер компенсации, которую автовладелец может получить по договору ОСАГО, составляет:
Срок действия договора ОСАГО составляет 1 год с момента его заключения.
По действующему законодательству РФ каждый автовладелец обязан оформить страховой полис ОСАГО. Тарифы на него регулируются государством, а страховые компании рассчитывают величину взноса, анализируя риски, статистические данные и экспертные оценки. В любом случае базовый тариф страховых компаний должен быть в рамках ценового коридора, утвержденного действующим законодательством.
При оформлении полиса ОСАГО в бумажном или электронном виде на автомобиль, возраст которого более 3 лет, его владелец обязан провести технический осмотр. После прохождения данной процедуры владельцу выдается на руки диагностическая карта, а ее данные вносятся в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра ГИБДД.
В условиях карантина при пандемии COVID-19 внесены послабления для автовладельцев, которым необходимо продлять полисы ОСАГО. С 1 марта по 30 сентября текущего года новый полис ОСАГО разрешается оформлять без техосмотра.
Автовладельцам нужно понимать, что им дается отсрочка, а не полная отмена техосмотра. Его результаты владельцы ТС обязаны представить в страховую компанию при первой же возможности.
Следует понимать, что в случае ДТП страховая компания имеет полное право взыскать с владельца ТС полную компенсацию, которая до этого была выплачена потерпевшей стороне.
Изменение внесено в часть 1 статьи 14 закона «Об обязательном страховании ТС»:
Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов, либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты;
Подпункт «и» рассказывает о регрессном требовании за отсутствие техосмотра. С 1 марта 2021 года оно будет возможно в двух случаях:
1. Для легкового такси, автобуса, грузовика для перевозки пассажиров, транспортного средства для перевозки опасных грузов отсутствие диагностической карты автоматически приводит к регрессу. Причем не имеет значения причина, по которой произошло ДТП. Это требования действует и в настоящее время.
2. Для всех остальных транспортных средств (в том числе личных легковых автомобилей, всех грузовиков и т.д.) действует другое правило. Регресс возможен лишь в том случае, если диагностическая карта отсутствует и причиной ДТП стала неисправность транспортного средства.
Само собой, должны быть соблюдены следующие условия: ОСАГО зарегистрировано на тот автомобиль, который попал в ДТП, при этом водитель автомобиля вписан в страховку. Возмещение ущерба производится при возникновении ДТП на дорогах, парковках, проездах, стоянках, в гаражах.
Полис ОСАГО компенсирует следующие виды потерь:
- Вред здоровью водителя и пассажиров;
- Повреждение транспорта;
- Компенсация заработка, который из-за ДТП потерял потерпевший;
- Дополнительные выплаты в случае получения инвалидности в ДТП;
- Затраты на эвакуатор и аренду стоянки для хранения поврежденного автомобиля;
- Стоимость поврежденного груза.
Но выплата по всем этим пунктам в совокупности не может превышать полмиллиона. Статья №7 закона об ОСАГО гласит, что за ущерб здоровью компенсация не может превышать 500 000 рублей, а за ущерб имуществу — 400 000 рублей.
Если застрахованное лицо погибло в результате ДТП, его родственникам выплачивают максимальную сумму — 500 тыс. рублей.
Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021 году — изменения в КоАП
Шаг 1: Оформление ДТП
С недавних пор участникам ДТП совсем необязательно вызывать инспектора для оформления произошедшего. Европротокол дает возможность водителям самостоятельно оформить нужные документы, которые будут поданы в страховую компанию. Но эта возможность действительна в случае, если:
- Нет пострадавших;
- В аварии столкнулись 2 автомобиля;
- Оба транспортных средства имеют полисы ОСАГО;
- Нанесенный ущерб не превышает 400 тыс. рублей;
- Между участниками ДТП нет разногласий по поводу виновника происшествия.
Оформляя бумаги, не забудьте убедиться в том, что срок действия ОСАГО вашего оппонента не истек. В противном случае получить компенсацию ущерба через страховую компанию не получится.
Если между водителями возникли разногласия или ситуация не подходит под вышеперечисленные пункты, обязательно вызывают ГИБДД. Возможно, это придется сделать и в случае, если один из автомобилей застрахован по КАСКО (требование страховой компании).
В разных ситуациях вам понадобится обращаться в разные страховые компании.
В страховую, где вы оформляли полис ОСАГО, обращаются, если в ДТП нет пострадавших.
А если в вашей аварии ее участникам нанесен телесный вред, тогда понадобится обращаться в страховую компанию, которая выдавала полис виновнику аварии.
Когда нужно обратиться в страховую?
Сообщить страховой компании о наступлении страхового случая нужно сразу же, как это представляется возможным. Сообщаем о ДТП телефонным звонком, а затем в течение 5 дней приносим заполненные документы и заявление на получение компенсации.
До недавнего времени ваша страховая могла взыскать с вас уплаченную сумму в случае, если вы являетесь виновником ДТП. В 2019 году эту возможность упразднили. Но если этот пункт будет прописан в страховом договоре, СК будет иметь юридическое обоснование для взыскания с вас компенсации.
В течение первых пяти дней вам понадобится предоставить автомобиль в страховую для осмотра. В случае, если автомобиль невозможно привезти на своих колесах, страховщик самостоятельно выезжает на место для осмотра. Но об этом необходимо предупреждать компанию заранее.
Документы, которые понадобятся для подачи заявления на возмещение повреждения автомобиля:
- Паспорт;
- Водительское удостоверение;
- Документы на автомобиль: ПТС и СТС;
- Полис ОСАГО (е-ОСАГО понадобится распечатать);
- Диагностическая карта;
- Реквизиты для получения компенсации;
- Документы, свидетельствующие об аварии;
- Документы, свидетельствующие об аварии.
От того, каким образом фиксировалось ДТП, будет зависеть набор документов. Если аварию вы оформляли самостоятельно по Европротоколу, тогда достаточно будет предоставить фотографии с места аварии и заполненный бланк.
Если же вы вызывали сотрудников ДПС, то для страховой понадобится справка о ДТП (по форме №154), копия о возбуждении дела и проведения расследования с данными всех участников, копия квитанции-постановления.
Документы, которые понадобятся для возмещения ущерба здоровью:
- Справка из скорой, которая приезжала на место ДТП;
- Медицинское заключение со списком полученных увечий в результате происшествия;
- Выписка, где указано необходимое лечение;
- Справка от лечащего врача, подтверждающая, что вы проходите назначенное лечение.
Возмещение вреда, нанесенного здоровью, происходит не сразу. Сначала пострадавший проходит лечение, после чего идет на судебно-медицинскую экспертизу, которая оценивает состояние и степень полученного вреда. Полученное заключение в ходе такого осмотра и будет являться основополагающим документом для расчета размера компенсации в страховой компании.
Законом предусмотрена и вторая выплата для тех, кому понадобилось длительное лечение. В этом случае понадобится предоставить все документы, свидетельствующие о получении тяжкого вреда здоровью и убытков из-за этого.
Сюда входят все чеки, квитанции и договора о платном лечении, покупке лекарств, оплату услуг сиделки, приобретение спецпитания, протезов и пр. Если вам назначили инвалидность, значит понадобится справка о ее получении.
Доход, которого вы лишились на время лечения, тоже может быть возмещен страховой компанией. Для этого понадобится предоставить справку с места работы с указанием вашего дохода.
В случае, если вы лишились навсегда своей профессии (например, ухудшилось зрение, из-за чего пришлось покинуть прошлое место работы), прикладывайте к документам еще и договор с образовательным учреждением, который будет свидетельствовать о вашем намерении сменить профессию из-за последствий ДТП.
Документы на выплату родственникам погибшего:
- Копия паспорта погибшего;
- Справка, подтверждающая, что смерть наступила в результате последствий ДТП;
- Документ, подтверждающий ваше родство.
В законе четко прописаны сроки, в которые страховая компания обязана возместить ущерб пострадавшей стороне. На это отводится 20 рабочих дней со дня подачи заявления.
На деле эти сроки могут сорваться из-за того, что вы не предоставили полный список документов.
Согласно закону каждый день просрочки стоит страховой компании 1% от утвержденной суммы возмещения. В случае, если вам планируют прислать отказ, но опаздывают — 0,5% от запрошенной суммы.
Не всегда. До недавних пор у потерпевшего был выбор: денежные выплаты или ремонт автомобиля за счет страховой компании. Сегодня этого выбора нет.
Страховые компании (СК) имеют право ремонтировать ваш автомобиль за свой счет, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Автосервис должен сотрудничать со страховой компанией на основе долгосрочного договора.
- СТО должно находиться не дальше 50км от вашего дома или места ДТП.
На этапе заключения договора ОСАГО вы можете сразу выбрать сервис из предложенных страховой компанией и вписать его в документ. Договориться можно и о безусловно денежном вознаграждении на этапе подписания бумаг.
В случае, если ваш автомобиль находится на гарантии (младше 2 лет), страховая должна предложить вам официальный дилерский центр. Если у вашей СК не заключен договор с таковым, вы вправе требовать денежного возмещения ущерба.
Денежная компенсация полагается в следующих случаях:
- Если автомобиль не подлежит восстановлению;
- При стоимости ремонта свыше 400 тыс. рублей;
- Потерпевший получил средний и тяжкий вред здоровью (получает право выбрать вид компенсации);
- Если в ДТП был поврежден автомобиль, специально оборудованный для инвалида.
И напоследок. Если ваша СК обанкротится, то ее обязательства выполнит Российский союз автостраховщиков.
ОСАГО: последние изменения в 2021
1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России).
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Основными принципами обязательного страхования являются:
гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;
всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;
недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.
1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования.
2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации;
в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).
5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).
6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.
Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
1. Порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования.
2. Правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя следующие положения:
а) порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования;
б) порядок уплаты страховой премии;
в) перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая;
г) порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда;
д) порядок разрешения споров по обязательному страхованию;
е) требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (далее – требования к организации восстановительного ремонта), а также порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков такого ремонта
3. В правилах обязательного страхования также могут содержаться положения настоящего Федерального закона и других федеральных законов, определяющие условия договора обязательного страхования.
1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
2. К страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:
а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
г) загрязнения окружающей среды;
д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
м) причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как получить выплаты по ОСАГО в 2021 году
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;
С 01.03.2021 вступает в силу и новый «Порядок учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт» (приказ Минтранса России от 30.07.2020 № 280). Диагностические карты, оформленные в письменной форме по результатам ТО, проведенного до 01.03.2021, хранятся у оператора ТО не менее трех лет с даты их формирования. По истечении этого срока они подлежат уничтожению в установленном порядке.
В связи с грядущими изменениями, страховые компании совместно с РСА проводят всеобщую проверку на наличие ТО у автомобилей. И если данные техосмотра не будут совпадать с базой ЕАИСТО — страховщик не сможет оформить ни полис ОСАГО, ни полис КАСКО.
Согласно приказу МВД России от 28.09.2020 № 676 с 01.12.2020 в форму водительского удостоверения и в форму паспорта транспортного средства внесены изменения. Теперь название водительского удостоверения в верхней части лицевой стороны продублировано на трех языках — русском, французском и английском.
Что касается ПТС, то его форма и порядок заполнения изменились лишь частично. Вместе с тем предусмотрено, что бланки ПТС и свидетельств о регистрации транспортных средств, изготовленные в соответствии с ранее утвержденными образцами, используются до их полного израсходования, но не позже чем до 1 января 2025 года.
Однако, радость получения новых прав для водителей с просроченными водительскими удостоверениями, срок действия которых истек с 01.02.2020 по 15.07.2020, освобожденных от замены в связи с пандемией коронавируса (Указ Президента РФ от 18.04.2020 № 275) может быть омрачена. По данным ГИБДД, за указанный период должны были быть заменены более 2 млн водительских прав. Срок замены истекает 31.12.2020 включительно (приказ МВД России от 09.06.2020 № 410).
Те, кто не успеет представить в ГИБДД необходимые документы и получить новые права, с 1 января 2021 могут быть оштрафованы как не имеющие права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП). Кроме того, в случае ДТП такие автовладельцы рискуют не только страховым возмещением, но и определенно увеличат стоимость своего полиса ОСАГО в будущем (см. ниже).
В конце уходящего 2020 года сеть наводнили многочисленные запросы автовладельцев по поводу новых штрафов ГИБДД, связанных с предполагаемым вступлением в силу с 01.01.2021 нового КоАП (Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Действительно, в проекте этого кодекса, изначально подготовленного Минюстом РФ, штрафные санкции (не только за нарушение ПДД) были значительно увеличены по сравнению с действующими. Однако ввиду негативной реакции общественности на некоторые нормы проекта, а также недостаточной их проработанностью, Минюст продолжил работу над кодексом (в настоящий момент — третья редакция). Таким образом, новый КоАП пока не принят, поэтому штрафы за ОСАГО (или за отсутствие ОСАГО) в 2021 году действуют в редакции КоАП, утв. фед. законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Правила ОСАГО в 2021 году — изменения в страховании
Установление базовой ставки ОСАГО является прерогативой Центробанка РФ с 2015 года. Тарифы страхового полиса не являются фиксированными и имеют значительный диапазон. С 2019 года базовая ставка страхового полиса колеблется от 2740 до 4945 рублей. Запланированное повышение на 20% ценового диапазона пока не получило одобрения в правительстве РФ.
Напоминаем, что в настоящее время оформить страховой полис ОСАГО можно без физического посещение офиса страховой компании, все можно выполнить в онлайн-режиме.
Существенных отличий между правилами получения компенсаций до 28 марта 2017 года и оформления документов в страховой при ДТП после вышеуказанной даты нет, однако некоторые нюансы все же следует учитывать.
Так, в первую очередь после ДТП, как и ранее, процедура начинается с посещения офиса СК, а в дальнейшем последовательность действий выглядит так:
В связи с вступлением поправок в ФЗ «Об обязательном страховании…» появились и новые требования к ремонту, согласно которым он должен производиться только на сервисах, с которыми у СК заключены договоры. Исключением является согласие компании на проведение работ на других сервисах при отсутствии соглашения по желанию автовладельца.
Какие правила возмещения ущерба по ОСАГО существуют:
- Порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее – Банк России) в правилах обязательного страхования.
- Правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя следующие положения:
а) порядок заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора обязательного страхования;
б) порядок уплаты страховой премии;
в) перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая;
г) порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда;
д) порядок разрешения споров по обязательному страхованию;
е) требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (далее – требования к организации восстановительного ремонта), а также порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков такого ремонта.
- В правилах обязательного страхования также могут содержаться положения настоящего Федерального закона и других федеральных законов, определяющие условия договора обязательного страхования.
Закон об ОСАГО – свежие изменения в 2021 году
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
- в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
- в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.
- Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страхового возмещения и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
- Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
- Срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года.
Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам, по договору обязательного страхования в течение срока его действия. Если в соответствии с правилами обязательного страхования страховщик вправе потребовать от страхователя уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты страховым тарифам.
- Полные или частичные компенсации отдельным категориям страхователей уплаченных или подлежащих уплате ими страховых премий за счет повышения страховых тарифов для других категорий страхователей не допускаются.
- Ежегодные статистические данные об обязательном страховании, включая данные о размере собранных страховых премий и об осуществленном страховом возмещении, о количестве заявленных и урегулированных страховых случаев, об уровне страхового возмещения по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, а также об уровне убыточности обязательного страхования подлежат официальному опубликованию Банком России.
- Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
- Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств – по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;
б) наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
2.1. Для случаев обязательного страхования гражданской ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие, предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и, если такое условие предусмотрено, их водительский стаж, возраст.
- Кроме коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
- сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцами транспортных средств достоверных сведений;
- умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказивших обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страхового возмещения;
- причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования (статья 14 настоящего Федерального закона).
Указанные в настоящем пункте коэффициенты применяются страховщиками при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных настоящим пунктом действий (бездействии).
- Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, – ее пятикратный размер.
- Страховыми тарифами могут дополнительно предусматриваться базовые ставки и (или) коэффициенты, применяемые страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.
- Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
- Срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора.
- Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 5 дней.
- Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок при отсутствии документов, указанных в подпункте “е” пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, в случае:
а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до его регистрации обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;
б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства.
- При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.
- В случае, если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.
Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя.
- О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.
При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховом возмещении возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.
- Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.
- В случае причинения вреда жизни потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия положения настоящего Федерального закона, касающиеся потерпевших, применяются к лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (выгодоприобретатели).
- Для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции, за исключением случая, предусмотренного статьей 11.1 настоящего Федерального закона.
- Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия страховщика или представителя страховщика.
- Водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств заполняют бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками. Водители ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении бланков таких извещений.
ОСАГО-2021 Изменения, которые нужно знать каждому водителю
Сегодня в разных регионах стоимость полиса ОСАГО существенно отличается. Это особенно заметно в сельской местности, где в соседних селах стоимость полиса может отличаться в 2 раза и больше. Это связано с тем, что эти населенные пункты относятся к разным регионам. Сейчас власти решили отказаться от этого принципа.
Сообщается, что средняя стоимость полиса ОСАГО быстро снижается. Страховые компании не успевают подстроиться под эти изменения. В результате этого бонусы за безаварийную езду могут считаться иначе. Они не будут давать такую существенную скидку. Хотя, она останется.
Каждая страховая компания сможет самостоятельно устанавливать цены на полис ОСАГО в пределах допустимого ценового коридора. Скорее всего, для опытных водителей, у которых машины с мощностью до 100 л.с., ничего не изменится, потому что для них повысят стоимость полиса на 40%, но за счет стажа безаварийной езды предоставят аналогичную скидку. Но большинству придется платить немного больше, чтобы соблюсти закон.
Напомним, что за езду без полиса ОСАГО выписывается штраф. Если он отсутствует, а водитель попал в ДТП, то материальная ответственность ложится на него, независимо от того, кто на самом деле был виноват в столкновении.
База злостных нарушителей, новые правила техосмотра, штрафы с камер за езду без страхового полиса и персональные коэффициенты каждому водителю — как изменится система ОСАГО в 2021 году
Реформа системы обязательного автомобильного страхования была запущена еще осенью 2019 года, а принять новые правила автогражданки планировали в три этапа. Большая часть нововведений официально вступила в силу летом 2020 года. Однако из-за пандемии не все пункты программы были выполнены в срок, и многое заработает только в 2021 году.
- Штрафы
- Штраф за использование телефона во время движения автомобиля
- Штраф за въезд под знак «кирпич»
- Как бороться с парковкой на газоне
- Размер штрафа за отсутствие аптечки и как не платить его
- Какой штраф за езду без огнетушителя
- Машину эвакуировали на штрафтосянку — как её забрать и сколько придется заплатить?
- Что делать при эвакуации автомобиля и какой за это штраф
- Можно ли ездить без страховки, если владелец рядом?
- Куда звонить при эвакуации машины?
- Где обгон запрещен и какой за это штраф
- Штрафы
- Водительские права
- ДТП
- Страхование (КАСКО, ОСАГО)
- Техосмотр, ПТС, СТС
- Учет в ГИБДД
- Налоги
- Автокредит
- В помощь автолюбителям