Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как узнать будет ли комеральная проверка в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Начиная с 1 октября 2020 года, «наиболее добросовестные» налогоплательщики могут рассчитывать на укороченную камеральную проверку декларации по НДС в которой заявлено возмещение налога. Укороченная проверка проходит 1 месяц после крайнего срока сдачи декларации, установленного НК РФ (письмо ФНС № ЕД-20-15/129 от 6 октября 2020 года). Если подается «уточненка» с возмещением НДС из бюджета, то месяц проверки отсчитывается от даты подачи уточненной декларации.
Такие нововведения являются пилотным проектом, самое интересное, кто же заслужит подобные преференции и право на укороченные сроки проверки. Добросовестными налогоплательщиками, по мнению ФНС, считаются плательщики налога, безупречно прошедшие автоматизированный контроль с помощью системы АСК НДС-3. Кроме того, вычеты в декларации у них должны быть подтверждены инспекцией более чем на 70%. Одновременно более 80% вычетов должны составлять счета-фактуры поставщиков низкого и среднего уровней риска, а также не менее 50% контрагентов должны присутствовать в предыдущей декларации.
Сколько длится камеральная проверка 3-НДФЛ в 2021 году?
Если вы получили требование из ФНС, ознакомились с ним, после чего поняли, что в сданной декларации действительно есть ошибка, то не дожидайтесь окончания «камералки». В этом случае нужно быстро отправить уточненный расчет, что позволит вам избежать штрафа и дополнительных контрольных мероприятий со стороны налоговой инспекции.
После получения от вас «уточненки» инспекторы прекратят проверку первоначальной, содержащей ошибки декларации и переключатся на проверку «уточненки» (пункт 9.1 статьи 88 НК РФ).
Важный нюанс, если ошибка привела к тому, что база по налогу или страховым взносам в первом отчете занижена, то вначале доплатите в бюджет недоимку с пенями, а потом отправляйте «уточненку» (подпункт 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ, письма Минфина № 03-02-07/1/53498 от 13 сентября 2016 года, ФНС № ЕД-4-15/21472 от 14 ноября 2016 года).
Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:
- инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
- отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
- содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
- направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.
В перечисленных случаях не игнорируйте требование, на него все равно нужно обязательно отреагировать. Для этого заполните уведомление на бланке, утвержденном приказом ФНС № ММВ-7-2/204 от 24 апреля 2019 года, и отошлите в налоговую инспекцию в общие сроки.
Раньше проверяющие использовали оценочные листы. Они похожи на тесты, где за ответы на вопросы по вашему бизнесу начислялись баллы. Дальше буду называть эти баллы «Спасибо от бюджета». Например, за несвоевременную выплату зарплаты по одному «Спасибо», а за несчастный случай на производстве – сразу десять «Спасибо». В конце контролеры суммировали все «Спасибо», чтобы определить класс риска: от низкого до чрезвычайно высокого. Чем более высокий класс набирала компания, тем раньше к ней приходили с очередной проверкой.
В 2020 году проверки почти прекратились, чтобы избежать рисков заражения коронавирусом. Но Михаил Владимирович нашел красивое цифровое решение для пополнения бюджета за счет штрафов с предпринимателей.
Взглянуть на промышленность изнутри проверяющие смогут в ходе инспекционного визита или рейдового осмотра. Федеральный закон № 248-ФЗ еще не подписан, но он обещает каждому промышленному предприятию по проверяющему – другу, товарищу и брату. У вас не будет от него секретов, потому что в его полномочия уже заложены и осмотры, и опросы. Контролер сможет посетить как предприятие, так и его владельца лично. К счастью, ненадолго, потому что останется у вас только один день.
Рейдовый осмотр затронет только сложные, высокотехнологичные производства. Люди в масках смогут беспрепятственно перемещаться по предприятию и пробовать его продукцию на вкус. Ребята удалятся вечером, если ничего не найдут и останутся только, как воспоминание о прошедшем лете.
Налоговики не случайно заваливали в прошлом бухгалтерию требованиями по НДС. Пришло время пополнить бюджет за счет добросовестных и не очень контрагентов. Информации уже более, чем достаточно. Но как же позвать контролеров к себе в офис? Чтобы налоговая серьезно заинтересовалась вашим бизнесом, посчитайте все свои требования по НДС. Не важно, речь шла об истребовании документов или разрывах по НДС. Возьмите за три предыдущих года каждого из контрагентов, про которого вы раньше получали требования. Сложите суммы графы НДС из полученных вами от поставщика счетов-фактур. Если за три года по каждому интересному налоговикам юр.лицу наберется более трех миллионов НДС, то это один шаг к тематической выездной налоговой проверке. Чем больше таких шагов пройдете, тем ближе риск проверки в наступившем году.
Пришло время пополнить бюджет, чтобы построить новое будущее. Наверно, где-нибудь в Крыму.
Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.
Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.
\r\n\r\n
Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.
\r\n\r\n
Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.
Плановые проверки бизнесов в 2021 году. Как узнать даты
\r\n\r\n
Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.
\r\n\r\n
Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.
\r\n\r\n
Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.
\r\n\r\n\r\n
ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.
\r\n\r\n
Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.
Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.
Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.
Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.
С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому
Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.
Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.
ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.
Бухгалтер — наиболее осведомленное лицо о налоговой ситуации на вашем предприятии. Почти у каждого бухгалтера всегда есть вопросы, в которых он сомневается, отдельные «недоработки» и т.п. Поговорите с ним, выясните, по каким вопросам наиболее вероятно нахождение ошибок в ходе проверок, определите, какие меры или средства необходимы бухгалтеру для устранения таких сомнительных моментов.
Результат проведения проверки почти полностью базируется на анализе проверяющими ваших документов, связанных с уплатой налогов. Следует помнить, что налоговики имеют право на проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов. Если ваш учет ведется на компьютере, от вас скорее всего потребуют распечатки всех учетных данных на бумажных носителях. Помните, что если какого-либо подтверждающего документа вы предоставить не можете, это сразу же станет основанием для соответствующих записей в готовящемся акте, на основании которых вам могут начислить дополнительные налоговые обязательства, «снять» налоговый кредит или валовые расходы и т.д. Результат этого всегда один: начисление штрафов и пени.
Кроме того, сотрудники налоговой службы вправе потребовать от вас и проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов. Если какого либо объекта на месте не окажется (например, дорогой ноутбук был взят сотрудником на время отпуска домой), это может стать причиной непризнания налогового кредита по НДС и суммы амортизационных отчислений, что опять таки приведет к финансовым санкциям.
Чтобы упредить действия проверяющих и исключить получение подобных неприятных сюрпризов, лучше провести инвентаризацию до начала проверки. Ведь практически любой подтверждающий документ можно восстановить, сделав новую копию, обратившись к поставщикам, контролирующим органам и т.д. При этом следует сосредоточится на таких основных направлениях:
- проверка наличия всех подтверждающих документов;
- отбор и подготовка копий всевозможных первичных документов, ведомостей, отчетов, так или иначе связанных с начислением и уплатой налогов (документы лучше распределить по отдельным папкам);
- инвентаризация, основных средств, товарных остатков, прочих ТМЦ (фактические данные должны в точности совпасть с данными бухгалтерского учета и, главное, предоставленной в ГНИ, налоговой отчетности).
Как показывает практика, такая инвентаризация не бывает лишней, даже если руководитель уверен, что все на месте. Вероятнее всего, без выявления недостатков не обойдется.
Все сотрудники предприятия должны знать о предстоящей проверке и понимать, как следует действовать в тех или иных обстоятельствах. Следует составить краткие инструкции для персонала предприятия, которые гипотетически могут столкнуться с проверяющими (секретарь, охранник, бухгалтер, продавец и т.д.). Объясните им, что общаться с налоговиками могут лишь главный бухгалтер и директор! Другие сотрудники не должны вести разговоров с проверяющими, давать какие-то разъяснения, предоставлять документы и информацию без разрешения руководителя.
Охрана и секретарь должны знать, что в случае прихода проверяющих они должны вежливо попросить предъявить удостоверение, записать его номер, ФИО и должность проверяющего для последующего доклада руководителю. Еще лучше сделать ксерокопию указанных документов. Сотрудники охраны и секретарь должны знать основания для допуска проверяющих на проверку (наличие удостоверение на проверку и служебное удостоверение всех проверяющих указанных в удостоверении на проверку).
Желательно также, чтобы охрана фиксировала под роспись время прихода и ухода проверяющих. Ведь время для проверки у налоговиков ограниченно, и нередко ссылаясь на недостаток времени, они ходатайствуют перед руководством о продлении сроков. Если же вы будете располагать данными о том, что проверяющие находились на объекте проверки неполный рабочий день, то есть приходили на проверку позже и раньше уходили, у вас будут основания ставить перед руководителем проверки вопрос о необоснованности продления сроков проведения проверки.
Проводить проверку или нет, решать, конечно, руководителю. Однако подумать над такой возможностью безусловно стоит. Практика, показывает, что подобная проверка бывает чрезвычайно полезной. Как правило, зная о предстоящей проверке, аудиторы работают на предприятии особенно тщательно. Кроме того, даже после окончания аудита, вы или ваш бухгалтер будете иметь возможность оперативно позвонить аудиторам в ходе проверки, и получить своеобразную консультационную поддержку.
Естественно, профессиональные качества аудиторов не должны вызывать сомнения. Ведь не исключено, что они просто могут перестраховываться, и под их влиянием может занервничать и ваш бухгалтер, что приведет, например, к неоправданному завышению налоговых обязательств.
Если вы узнали о проверке за десять дней, вероятность, что вам удастся привлечь на проверку действительно сильных специалистов, ниже. Как правило, у аудиторов достаточно «плотный» график, поэтому не исключено, что не желая терять клиента, к вам пришлют тех сотрудников, которых можно «снять» с других участков. В случае, если ваше предприятие велико, оставшихся до налоговой проверки дней может просто не хватить для проведения аудита. Ну и в любом случае будьте готовы, что за срочность придется платить дополнительно, даже если вам никто об этом прямо не скажет.
Контролюючі органи затвердили плани перевірок на 2021 рік
Результаты проверки часто бывают непредсказуемыми. Например, в ваш офис может быть вызвана налоговая милиция, проверяющие могут захотеть провести изъятие документов, компьютерной техники, на которой вы храните данные, по результатам проверки возбудят уголовное дело и т.д. Поэтому стоит заранее договориться с профессиональным адвокатом о том, что в случае возникновения опасных ситуаций, вы сможете незамедлительно воспользоваться его услугами. Причем адвокат вам подойдет не любой, а лишь тот, кто владеет тонкостями налогового права, хорошо знает особенности проведения проверок и права проверяющих.
У каждого предприятия есть свои «скелеты в шкафу», то есть хозяйственные операции и события, о которых проверяющие знать не должны. Позаботьтесь о том, чтобы соответствующая информация была изъята с компьютеров, заархивирована и убрана в надежное место. Наиболее «проблемные» документы (или просто документы, не относящиеся напрямую к предмету проверки) лучше также положить в сейф, или надежно запирающийся шкаф. Ведь в соответствии с действующим законодательством, принудительно извлечь их оттуда проверяющие могут только в очень ограниченном числе случав. Например, в случае обыска или выемки документов по возбужденному уголовному делу. Проверяющие могут пойти на это, только если они сопровождаются налоговой милицией. Вскрывать сейфы и шкафы самостоятельно они не имеют права.
Руководитель предприятия должен понимать, что частое нахождение проверяющих в работающем подразделении (например в бухгалтерии) является крайне нежелательным. Случайно оброненная фраза, обрывок разговора или увиденный документ может вызвать у проверяющего лишние подозрения, навести на «перспективный» след, ведущий к выявлению действительного или мнимого нарушения. Кроме того, проверяющие могут просто отвлекать от сотрудников работы, мешать им выполнять свои повседневные обязанности. Поэтому желательно, чтобы проверяющие находились в каком-либо отдельном помещении.
Однако одних их также лучше не оставлять. Лучшим решением будет разместить их в комнате с сотрудником бухгалтерии, в задачу которого на период проверки войдет сопровождение проверяющих и негласный надзор за их деятельностью. Максимального комфорта также не стоит обеспечивать: чем более «спартанские» условия в комнате, тем меньше желания подолгу засиживаться на проверке.
Проверяющие любят вспоминать о праве пользоваться в служебных целях средствами связи, которые принадлежат предприятиям. При этом часто забывают упомянуть окончание фразы «с разрешения их руководителей». Нет разрешения — нет и права. Но, даже давая такое разрешение, помните: вы не обязаны предоставлять проверяющему отдельный телефон с неограниченным доступом. Как говорится, «позвоните и уходите».
Камеральная проверка проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.
Предметом камеральной проверки может быть:
- своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);
- своевременность регистрации налоговых накладных или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных или расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных;
- своевременность исправления ошибок в налоговых накладных и своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства.
Камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) или направления на ее проведение.
Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.
Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.
Прежде всего, следует помнить, что внеплановые документальные проверки проводятся только по основаниям, предусмотренным пп.78.1.1. – 78.1.19 п.78 ст. 78 Налогового Кодекса.
Но даже ссылаясь в приказе о проведении внеплановой документальной проверки налогоплательщика на основания, предусмотренные Налоговым Кодексом, налоговые органы допускают нарушения.
Так, в соответствии с пп. 78.1.1 НКУ внеплановая документальная проверка проводится, если получена налоговая информация, свидетельствующую о нарушении налогоплательщиком валютного, налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются эти нарушения, в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Таким образом, если налогоплательщик в течение 15 рабочих дней предоставил налоговым органам письменный ответ (отправлять его следует заказанным письмом с уведомлением о вручении), то основания для проведения внеплановой документальной проверки отсутствуют. Если же проверка все равно будет назначена, приказ о ее проведении следует обжаловать в административном суде.
Еще одним основанием, к которому часто обращаются налоговые органы для назначения внеплановой проверки, является пп.78.1.11 п. 78.1 ст. 78 НКУ, согласно которому внеплановая документальная проверка проводится по решению суда (следственного судьи). Обратите внимание, что ни постановление следователя, ни прокурора не может служить основанием для проведения внеплановой проверки согласно пп.78.1.11 НКУ. Также, административные суды не вправе рассматривать заявления налоговых органов о назначении проверок.
Кроме того, контролирующим органам запрещается проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового Кодекса, в случае, если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.
Требования к документам, которые должен предъявить проверяющий перед проведением документальной проверки, в равной степени касаются и фактических проверок.
Кроме того, фактическая проверка может проводиться только по основаниям, предусмотренным пп.80.2.1 – 80.2.7 п.80.2 ст. 80 НКУ. Назначение фактической проверки по другим основаниям является незаконным, такой приказ может и должен быть обжалован в административный суд.
Результаты проверок (кроме камеральных и электронных проверок) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления в ходе проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.
Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, проводившими проверку, предоставляется налогоплательщику или его законному представителю, который обязан его подписать.
В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта (справки) такой плательщик обязан подписать такой акт (справку) проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта (справки) или отдельно.
По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, проводившими проверку, и после регистрации в контролирующем органе вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику.
Акт (справка) документальной выездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующего органа, которые проводили проверку, и регистрируется в контролирующем органе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и / или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней).
Отказ налогоплательщика или его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.
В случае несогласия налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения и / или дополнительные документы в контролирующий орган, проводивший проверку налогоплательщика, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки). Такие возражения и / или дополнительные документы рассматриваются контролирующим органом в течение семи рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику направляется ответ. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и / или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений и / или дополнительных документов, о чем такой налогоплательщик отмечает в возражениях и / или письме о предоставлении дополнительных документов.
Налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику, его представителю или лицу, которое осуществляло расчетные операции, акта проверки, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки и / или дополнительных документов, принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки и / или дополнительных документов — в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и / или дополнительных документов и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.
Решения, принятые контролирующим органом по результатам проверок, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.
Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (при необходимости — с должным образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных этим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.
Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.
Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого иного решения.
В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.
Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, на адрес налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.
В случае если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и / или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость налогоплательщика на основаниях, определенных подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3. 5, 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 Налогового Кодекса, — на налогоплательщика может быть наложен штраф в размере 25 процентов суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.
При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу, уменьшения суммы бюджетного возмещения нарушение влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50 процентов суммы начисленного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения.
В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных Налоговым Кодексом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:
при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 процентов погашенной суммы налогового долга;
при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 процентов погашенной суммы налогового долга.
В случае нарушения налогоплательщиком срока уплаты в бюджет согласованного денежного обязательства, предусмотренного абзацем вторым подпункта 222.1.2 пункта 222.1 статьи 222 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов суммы такого денежного обязательства.
Кроме штрафов, Налоговым Кодексом предусмотрена уплата пени.
Начисление пени начинается:
- при начислении суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговой проверки — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком налогового обязательства, определенного НКУ (в том числе за период административного и / или судебного обжалования);
- при начислении суммы налогового обязательства, определенного контролирующим органом в случаях, не связанных с проведением налоговых проверок — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства (в том числе за период административного и / или судебного обжалования);
- при начислении суммы налогового обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со статьей 50 НКУ, — по истечении 90 календарных дней (270 календарных дней в случае осуществления налогоплательщиком самостоятельного корректировки в соответствии с подпунктом 39.5.4 пункта 39.5 статьи 39 НКУ), следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.
В случае отмены начисленного контролирующим органом денежного обязательства (его части) в порядке административного и / или судебного обжалования пеня за период занижения такого денежного обязательства (его части) отменяется.
Пеня рассчитывается за каждый календарный день просрочки уплаты денежного обязательства, включая день погашения, из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на каждый такой день.
На суммы денежного обязательства, определенного п.3 (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в его уплате, начиная с 91 календарного дня (с 271 календарного дня при осуществлении налогоплательщиком самостоятельной корректировки в соответствии с подпунктом 39.5.4 пункта 39.5 статьи 39 Налогового Кодекса), следующего за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, из расчета 100 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на каждый такой день.
Кого будут «кошмарить» проверками весь год?
В ст.11 Закона о Государственная Налоговая Служба указано, что «право на проведение плановой выездной проверки налогоплательщика предоставляется только в том случае, если Вам не позднее, чем за десять дней до начала проведения проверки направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения.
Указанное основание, предусматривает внеплановую проверку, но только в случае, если Вы не ответили вовремя на полученный запрос или проигнорировали его.
В данном случае Вы, как предприниматель, можете не допускать проверяющего к проверке, мотивируя это неполучением запроса. Внеплановая выездная проверка по основаниям «недостоверности», указанным в Законе о Государственной Налоговой Службы проводиться только в том случае, «если предприниматель не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа Государственной Налоговой Службы в течение десяти дней со дня получения запроса». Обратите внимание, что законодатель употребил словосочетание «получения запроса», а не «направления».
Инспектор может доказать факт направления запроса заказным письмом, предъявив уведомление о вручении. Если в уведомлении стоит подпись другого лица, принявшего письмо вместо Вас, запрос считается полученным ненадлежащим лицом. Соответственно, Вы могли не узнать о направленном Вам запросе и не имели возможности воспользоваться своим правом дать на такой запрос письменные пояснения и подтвердить их соответствующими документами. Даже если налоговый инспектор будет допущен к проведению проверки, у Вас все равно остается право на обжалование решений, принятых по результатам такой проверки.
Единственное обстоятельство, исключающее возможность отказа сотрудникам Государственной Налоговой Службы в допуске к проверке по указанному основанию, является Ваша личная подпись предпринимателя о том, что данное письмо было Вами получено.
Если Вы, как предприниматель сможете доказать, что не получали запроса и не имели возможности ответить на него, а также успеете представить уточняющий расчет и погасить в случае необходимости задолженность перед бюджетом, то Вы имеете возможность оспорить факт доначисления обязательства, начисления пени и штрафных санкций.
На такой вызов Вы, как предприниматель имеете право не реагировать, так как звонок никаким документом не санкционирован. Возможность приглашения налогоплательщика в орган Государственной Налоговой Службы законодательством предусмотрена, но форма должна быть письменной, а не устной.
Приглашение считается законным, только в случае вручения Вам приглашения заказным письмом за 10 дней до указанной даты посещения налоговой. Форма уведомления, о приглашении граждан, в том числе граждан — субъектов предпринимательской деятельности, предусматривает указание в уведомлении вопросов, которые будут рассматриваться. Уведомление о приглашении должно быть подписано руководителем органа Государственной Налоговой Службы и скреплено печатью налоговой службы. Порядок направления Уведомления о приглашении установлен ст. 42 НКУ.
Данные действия инспектора абсолютно неправомерны и Вы имеете полное право оригиналы документов не отдавать.
Относительно получения информации налоговой службой от налогоплательщиков разъяснения предоставлены налоговой администрацией в письме от 19.04.2011 г. №4815/5/23-4016/327
В письме идет речь о том, что согласно п.20.1.6 п. 20.1 ст. 20 НКУ установлено право органов налоговой службы, получать бесплатно от плательщиков налогов информацию, справки, заверенные копии документов о финансово-хозяйственной деятельности, доходах, расходах плательщиков налогов и т.п.
Согласно п. 73.3 статьи 73 Налогового Кодекса, органы государственной налоговой службы имеют право обратиться к плательщикам налогов и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о представлении информации, необходимой для выполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций, задач, и ее документального подтверждения.
Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и должен содержать перечень запрашиваемой информации и документов, которые её подтверждают, а также основания для направления запроса, установленные данным пунктом.
Плательщики налогов обязаны представлять информацию, указанную в запросе органа государственной налоговой службы, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом). В случае если запрос составлен с нарушением требований, плательщик налогов освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.
Направление на проверку оформленное с нарушением требований, изложенных в п. 81.1 НКУ дает право предпринимателю не допускать сотрудников налоговой службы к документальной фактической проверке. В таком случае, п. 81.2 НКУ обязывает оформлять отказ актом.
Бланк акта об отказе от проверки НКУ и прочими нормативными актами не утвержден. Оформляйте акт по своему усмотрению. При составлении отказа учтите следующее:
- в акте нужно указывать основание отказа в допуске на проверку со ссылкой на нормы НКУ (все они приведены в п. 81.1 НКУ);
- рекомендуем обязательно сделать копию направления, оформленного с нарушениями и приобщить ее к акту;
- отказ целесообразно составлять в двух экземплярах (второй – для налоговиков). Желательно, чтобы проверяющие получение акта заверили своей подписью на экземпляре, которая останется у плательщика.
Что такое камеральная проверка
На момент начала проверки у предпринимателя должна быть в наличии вся первичная документация, которая подтверждает показатели отчетности.
Срок хранения документов, которыми подтверждаются показатели налоговых деклараций установлен в п. 44.3 НКУ. Он составляет не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой использовались указанные документы (в случае неподачи отчетности — 1095 дней с предельного срока подачи такой отчетности). Если предприниматель прекращает деятельность, документы, по которым не истекло 1095 дней, необходимо передать в архив.
Если же на момент проверки предпринимателем утеряны или уничтожены первичные документы (пожар, наводнение, кража т. п.), то согласно п. 44.5 НКУ он обязан в течение 5 дней письменно уведомить об этом орган налоговой службы по месту учета. Если утеряны таможенные декларации, то об этом нужно уведомить еще и таможню, на которой они оформлялись.
Налоговый Кодекс Украины обязывает налогоплательщика утерянные документы восстановить в течение 90 календарных дней со дня уведомления налоговиков (и при необходимости — таможни). Поэтому факт утери документов только изменит дату проверки, но от остальных последствий оградить не сможет.
Кроме того, если при проверке выяснится, что у предпринимателя нет первичных документов, возможно применение штрафных санкций по ст. 121 НКУ в размере 510 гривен. За те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 гривен.
Болезненно реагировать на допущенные при составлении акта ошибки или отказываться от подписания акта не рекомендуем. По окончании проверки целесообразнее внимательно ознакомиться с актом и отметить нарушения. Факты выявленных нарушений могут пригодиться в будущем для составления жалобы или иска в суд.
Опустить конверт в почтовый ящик нельзя из-за обязательности описи вложения (п. 4 ст. 80 НК РФ).
Плюс: Не будет отказа в приемке; все взаимодействие с проверяющими формализовано. Не нужно нотариальное заверение полномочий на того, кто отправляет документы за вас.
У налоговой меньше времени на проверку, а значит меньше шансов найти ошибки и несоответствия (поскольку датой сдачи декларации считается дата почтового отправления по почтовому штемпелю, то срок начинает отсчет именно с этого дня, и у налоговой становится меньше дней на проверку за счет доставки).
Внимание!
Декларацию и опись, вложенные в почтовое отправление, должен подписать сам декларант.
Минус: Есть риск потерять почтовую квитанцию.
Для отправки 3-НДФЛ с приложениями через личный кабинет на сайте ФНС достаточно простой электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), которая будет сформирована в личном кабинет бесплатно.
Плюс: Минимизировано влияние человеческого фактора.
Минус: Необходима регистрация в личном кабинете.
Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения
ИП на общей системе и все, кто не претендует на вычет, заинтересованы в сокращении сроков проверки налоговой декларации не слишком сильно. Однако, если речь идет о возврате налога, то срок имеет не просто значение, но и очень важен. Ведь от него зависит, когда бюджетные деньги будут отправлены на счет налогоплательщику.
Внимание!
Камеральная налоговая проверка 3-НДФЛ длится 3 месяца со дня представления 3-НДФЛ в инспекцию (п. 2 ст. 88 НК РФ).
При почтовом отправлении дата сдачи декларации (т.е. дата получения ИФНС документов, отправленных по почте) считается дата почтового отправления по почтовому штемпелю.
Подача уточненной налоговой декларации может в любой момент прервать незаконченную камеральную проверку первичной 3-НДФЛ. В этом случае сроки будут аннулированы и пойдет новый отсчет, уже в отношении уточненной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Нарушение сроков камеральной проверки – явление довольно редкое, как правило проверка налоговой декларации проходит очень оперативно, если у инспекции нет претензий к представленным документам и декларации.
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки изменился — 2 месяца.
Специальный срок — шесть месяцев предусмотрен по декларациям иностранной компании, которая платит «налог на Google» (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2 НК РФ).
В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же — 2 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 2-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).
В какой форме могут получать требования о пояснениях плательщики НДС, узнайте из материалов, размещенных на нашем сайте:
- «Налоговикам рекомендовано по-новому требовать пояснения по без-НДСным операциям»;
- «Обновлен формат передачи требования о представлении пояснений по НДС».
Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).
Исключением является декларация по НДС. Проверяющие могут продлить срок камеральной проверки по этой декларации на 1 месяц (с 2-х до 3-х месяцев). Это возможно в том случае, если они найдут признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).
Вопреки этому некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.
Дополнительно об этом читайте в статье «Доказательства, полученные за пределами срока камералки, могут быть допустимыми».
Составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.
Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.
Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.
В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.
Заявить вычет можно в любой год, следующий за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы. Но вот вернуть можно лишь налог, уплаченный течение последних 3 лет (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).
В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».
С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.
Основные изменения в законодательстве о проверках в 2020 — 2021 годах
- Если налоговики не проверяют ликвидируемое предприятие
- Как будут проводить налоговый мониторинг
- Сертификацию внутренних аудиторов предлагают изменить
- Определен порядок проведения налогового аудита
- Утверждено Положение о порядке проведения выездных налоговых проверок
- Почему СДП «Адолат» не нравится проект Закона «Об аудиторской деятельности»
- Проверки ИП в 2021 году
- Основания для проверок
- План проверок
- Виды проверок
- Налоговая проверка
- Проверка Роспотребнадзором
- Трудовая инспекция
- Пожарная инспекция
- Проверка Ростехнадзором
- Прокурорская проверка
- Как избежать штрафа
- Что делать предпринимателю во время проверки
- Акт проверки
- Если нарушена процедура проверки
- Как оспорить результаты
Инспекторы от МЧС проверяют документацию по противопожарной безопасности на предприятии и наличие средств борьбы с огнем и предотвращения возгорания.
Наиболее востребованные проверкой документы:
- Приказы руководителя об отключении оборудования в конце смены, об установлении мест для курения;
- Приказ о периодичности прохождения сотрудниками противопожарного инструктажа и журналы учета инструктажей;
- Планы эвакуации.
В помещении пожарная выездная инспекция проверяет:
- Соответствие плана эвакуации и реальной конфигурации здания;
- Наличие, расположение и доступность аварийных выходов;
- Материалы отделки стен, пола, потолка, состояние решеток на окнах;
- Количество и расположение огнетушителей и прочих средств борьбы с огнем;
- Для помещений, в которых находится более десяти человек – состояние системы оповещения о пожаре.
Важно помнить, что не так страшен штраф от пожарной инспекции, как урон от пожара, случившегося из-за нарушения норм.
Инспекция Ростехнадзора выдает лицензии и проверяет многие виды деятельности, предполагающие использование природных ресурсов и взаимодействующие с опасными производственными объектами (проектирование, монтаж, транспортировка и так далее).
Предмет проверки: соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности.
Все возможные нарушения, как правило, устраняются предпринимателем перед получением лицензии, а для дальнейших проверок достаточно поддерживать соблюдение всех требований.