Ип с ндс плюсы и минусы 2021 грузоперевозки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ип с ндс плюсы и минусы 2021 грузоперевозки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налог на добавленную стоимость относится к категории федеральных, вследствие чего успешно пополняет казну на уровне государства. При этом НДС является косвенным платежом, уплачиваемым потребителями товаров, работ или услуг.

✏ Ставка, установленная для фискального платежа, варьируется в зависимости от видов осуществляемых операций и может быть равной 0%, 10% и 20%.
✏ Нулевая ставка применяется при ввозе товаров на территорию нашей страны. При этом потребуется подтвердить экспортную операцию соответствующими документами, такими как таможенная декларация, паспорт сделки. В отношении товаров из категории медицинских и детских применяется ставка в размере 10%. Для всех остальных операций ставка с 2019 года составляет 20%.

Главной особенностью налога на добавленную стоимость является возможность уменьшения величины выставленного налога на сумму допустимых вычетов, полученных по встречному налогу от поставщиков. Для получения вычета обязательно наличие должным образом оформленного счета-фактуры с присутствием всех реквизитов.

Предприниматели, работающие на ОСНО, в отношении фискального платежа заполняют два важных документа, фиксирующих как входящие, так и исходящие суммы НДС. К таким документам относятся книга покупок и книга продаж.

Расчет по налогу производится ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Именно в этот период следует предоставить в инспекцию налоговую декларацию. Вот уже несколько лет сдать отчет можно только в электронном формате, используя электронные каналы связи.

Рассмотрим, какие существуют для ИП с НДС плюсы и минусы в 2021 году.

Грузоперевозки в 2021 году: какую систему налогообложения выбрать для ИП

Несмотря на то, что работа на ОСНО не является особенно популярной для предпринимателей, в большинстве своем немало бизнесменов все же вынуждены функционировать на общей налоговой системе. При этом для предпринимателей работа на ОСНО имеет как минусы, так и недостатки.

Преимущества работы с НДС:

  1. Главным преимуществом для бизнесменов на ОСНО можно назвать возможность работать с крупными контрагентами. В связи с тем, что большинство крупных компаний являются плательщиками НДС, контрагентов себе они выбирают также работающих на ОСНО. Таким образом, у предпринимателей на общем режиме существуют большие возможности в привлечении клиентов.
  2. Еще одним плюсом работы будет являться возможность принять к вычету сумму указанного бюджетного платежа, которую плательщик перечислил контрагенту. В некоторых случаях это позволяет достичь существенной экономии.

Недостатки НДС для ИП:

  1. Пожалуй, главным минусом работы на ОСНО является сложность расчета и администрирования самого налога на добавленную стоимость. По праву среди всех платежей российской налоговой системы его расчет вызывает наибольшие затруднения. У предпринимателя возникает обязанность по проверке контрагентов, тщательной проверке всей входящей первичной документацией, периодической сверке взаиморасчетов по налогу, ведения книги покупок и продаж, составлению и сдаче отчета для инспекции.
  2. Как уже было сказано, работа без налога на добавленную стоимость снижает конкурентную привлекательность бизнесмена. Зачастую можно даже получить отказ в сотрудничестве, так как для контрагента такой союз не будет выгодным.
  3. Предприниматели на ОСНО подвергаются более тщательной проверке со стороны инспекторов.
  4. Также одним из минусов является необходимость передачи отчета по НДС с использованием электронных каналов связи, что связано с определенными финансовыми затратами. Данное требование действует, начиная с 2014 года. И если ФНС запрашивает какие-либо пояснения в отношении рассматриваемого фискального платежа, их бизнесмен должен также предоставить в электронном виде по ТКС.

Рассмотрев вопрос о том, может ли ИП работать с НДС, можно сказать, что для предпринимателя работа на ОСНО имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Перед тем, как выбирать этот режим, советуем обратиться за консультацией специалиста по учету.

Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.

Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.

Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.

До 2021 года ИП в сфере грузоперевозок мог выбрать такие специальные режимы налогообложения: УСН, патент, ЕНВД.

С 2021 года ЕНВД отменен, поэтому для ИП с грузоперевозками остается только два режима:

  • патент;
  • УСН.

Ниже рассмотрим все плюсы и минусы, подводные камни обоих режимов.

Помощником в ведении налоговой и бухгалтерской отчетности станет программа от Класс365. Она упрощает заполнение документов, исключает ошибки и помогает контролировать движение финансов в компании. Попробовать в действии полный функционал программы Класс365 для автоматизации бизнеса можно прямо сейчас >>

Что лучше открыть для грузоперевозок в 2021 году — ИП или ООО

Любой ИП на патенте обязан работать в соответствии с требованиями этой системы налогообложения:

  1. не больше 15 человек сотрудников;
  2. доход не должен превышать 60 млн;
  3. работать необходимо по месту прописки.

Если какое-то из этих условий не работает, то ИП следует поменять или же изначально выбрать другую систему. Например, УСН, где возможный размер дохода выше и нет привязки к регистрации.

У налоговой неоднозначное отношение к ИП, которые работают на патенте, а возят товары в другие города. В большинстве регионов на это закрывают глаза, в других же — могут пригрозить лишением патента. Однако последние пять лет неизвестно о судах по таким делам. В открытом доступе решения суда в пользу предпринимателей, однако это старые дела (2014 года).

Если вы определились с типом налогообложения, необходимо написать заявление. Важное отличие патента от УСН — подать заявление на патент можно в любой день года, сумма патента рассчитывается пропорционально оставшемуся времени года (или периоду, на который вы взяли патент).

При заполнении заявления самые популярные вопросы о коде транспортного средства и ОКВЭДу. Объясним нюансы ниже.

Это поле предназначено для выбора транспорта:

01 — автомобильный транспорт по перевозке грузов;

02 — автомобильный транспорт по перевозке пассажиров;

03 — водный транспорт по перевозке пассажиров;

04 — водный транспорт по перевозке грузов.

Код выглядит так — 49.41.1

Он состоит из трех кодов-значений:

  • 49 – деятельность сухопутного транспорта и трубопроводов;
  • 49.4 – деятельность грузового автотранспорта и грузоперевозки;
  • 49.41 – деятельность грузового автотранспорта.

Лист Б заполняется на каждую единицу автомобилей.

Записывается код типа транспортного средства (01 для автотранспорта, 04 — для водного).

В графе “Идентификационный номер” указывается VIN для автотранспорта, ИМО — для судов.

Также необходимо записать марку транспортного средства, регистрационный знак и грузоподъемность в тоннах (переписать информацию из техпаспорта).

Для грузоперевозок поле с количеством посадочных мест остается пустым.

В интернете многое сказано о продлении «налоговых каникул» для малого и среднего бизнеса. Заявлялось, что грузоперевозчики на ПСН тоже вправе воспользоваться льготами. Однако послабления коснутся исключительно отраслей, пострадавших от COVID-2019: гостиничный бизнес, общепит, туризм и некоторые другие сферы. На предпринимателей из автоперевозок дополнительная отсрочка по уплате налогов не распространяется.

Чтобы перейти на патентный режим, предприниматель должен уведомить об этом территориальный орган ФНС РФ не позднее, чем за 10 дней до даты предполагаемого начала работы. Сделать это можно через сайт ведомства, используя личный кабинет.

ИП должен соответствовать ряду обязательных требований:

  1. Среднесписочная численность сотрудников – не более 15 человек;
  2. Максимальный доход – не более 60 млн.руб.;
  3. Извещение органа ФНС по месту осуществления деятельности (т.е. нельзя быть зарегистрированным в Туле, а работать в Москве);

Если первое и/или второе условие более не соблюдается, предпринимателю необходимо выбрать другую систему налогообложения. На это отводится 10 дней с момента наступления юридического события. Максимальный доход ИП не должен превышать 60 млн. руб. и в том случае, если применяется одновременно ПСН и УСН.

Преимущества ПСН:

  • Отсутствие других налогов (не нужно заполнять отчётность и платить НДС, налога на имущество и доходы);
  • Минимум отчётности;
  • Возможность совмещения с другими режимами налогообложения;
  • Право оказывать услуги физическим лицам и корпоративным клиентам.

Если патент приобретается на срок, не превышающий 6 месяцев, то сумма должна быть внесена не позднее окончания срока, указанного при подаче заявления. Если на 6-12 месяцев, то 1/3 вносится в течение 90 дней с начала срока действия ПСН, а остальная сумма – до окончания срока.

В 2021 году указанное правило не изменится. Кстати, если ИП оплатил патент за определённый срок, но отработал меньше (к примеру, в связи с прекращением деятельности), остаток может быть возвращён по его заявлению.

Итак, глобальных изменений в ПСН в сфере грузоперевозок в 2021 году не планируется, что само по себе является хорошей новостью. Данная система налогообложения оптимальна для небольшого по объёму бизнеса, является пластичной и масштабируемой. Тем не менее, некоторые моменты остаются неурегулированными.

К примеру, ИП зарегистрирован в Московской области, но иногда оказывает услуги клиентам из столицы: на закон какого субъекта ориентироваться? Или областникам с москвичами вступать в правоотношения нельзя? Ведь куда выгоднее покупать патент в области, где подход гибче, нежели в столице. И всё же, стоит признать, что ПСН остаётся одной из немногих систем налогообложения, адаптированных под небольшие субъекты хозяйствования.

Уплатив налоги, ИП может пользоваться всей полученной выручкой, как своими личными денежными средствами: расходовать ее на свое усмотрение, в любое время, бесплатно, не отчитываясь и не ограничиваясь в сумме выводимых средств.
Все доходы ООО являются собственностью организации. Их расходование должно иметь экономическое обоснование, быть согласовано между учредителями и отражено в бухгалтерском учете. На личные нужды учредитель может тратить только свои дивиденды, которые выплачиваются с периодичностью, установленной уставом общества. При этом прибыль делится между учредителями в соответствии с их совместным решением, а полученная учредителем доля прибыли может не совпадать с его долей в уставном капитале. Другим источником личных средств для учредителя общества может стать его зарплата, если он одновременно выполняет обязанности работника организации.

Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году

Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

Для предпринимателей на УСН:

  • Количество работников — не более 100.
  • Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.

Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:

  • Количество работников — не более 15.
  • Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
  • Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.

Предприниматель знает, если не доплатить, или что хуже, постараться обойти правила — последствия будут плачевны. Поэтому использовали полностью законные методы снижения сумм. В первую очередь это выбор системы налогообложения. Ведя одну и ту же деятельность, отчисления могут сильно измениться, просто выбрав другой налоговый режим.

Одно время в сфере грузоперевозок преобладала система ЕНВД (Единый налог на вменённый доход). Об этом была наша предыдущая статья: Выбор системы налогообложения для ИП грузоперевозки в 2020г. Однако с января 2021 года, данная система отменена. Это стало ударом для предпринимателей, надеявшихся, что ЕНВД все же оставят. Многим пришлось срочно выбирать новую систему налогообложения. Основные варианты: УСН и покупка патента.

УСН — упрощенная система налогообложения. Предприниматель освобождается от НДС и налога на прибыль. Вместо этого он, по своему выбору платит:

  • 6% со всех доходов
  • 15% с разницы между доходами и расходами.

Налоговый режим ориентирован на малый, частично средний бизнес. При этом, если Грузоперевозчик выберет УСН 6%, он может уменьшить размер налоговых платежей на сумму уплаченных страховых взносов. Если у ИП-грузоперевозчика есть наемные работники, не может быть больше 50% от суммы, подлежащей уплате.

Эту систему можно выбрать при выполнении следующих условий:

  • Среднее число работников < 100 человек.
  • Доход < 150 млн рублей.
  • Остаточная стоимость основных средств < 150 млн рублей.

Если хотя бы одно правило не будет выполнено — у налоговой появятся претензии.

Грузоперевозки достаточно затратная сфера, выбор второго — в большинстве случаев будет предпочтительнее.

Что лучше выбрать вместо ЕНВД для грузоперевозок

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

  • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

Для этого нужно документировать все покупки и траты.

Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

  • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому

многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?

Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.

По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.

  • База знаний
  • Как заполнить отчеты
  • Форматы первичных документов
  • Электронные трудовые книжки
  • Электронные больничные
  • Как перевести офис на удаленную работу
  • Что важно знать о 54-ФЗ
  • ЭДО и как он работает
  • Как ИП участвовать в тендерах
  • Электронный аукцион по 44-ФЗ
  • Что такое и как открыть спецсчет

Сначала же, для того, чтобы понять на что переходить, вспомним, с чего переходить, то есть что такое ЕНВД и почему эта система налогообложения так популярна. А то ведь многие из тех, кто для налоговой отчётности пользуется услугами сторонних фирм, знать не знают, куда и за что они платят.

А с ЕНВД всё очень просто: из самого названия «Единый Налог на Вмененный Доход» понятно, что требуемый для уплаты налог начисляется не от реально полученных доходов, а от фиксированной, установленной государством, то есть вменённой, величины дохода.

Например, для грузоперевозок в 2020 году это выглядит в основном так:
вменённая Базовая Доходность 6000 рублей за одну единицу транспорта ✕ годовой инфляционный коэффициент 2,005 = получается 12030 рублей в месяц — такой доход как бы должен приносить один автомобиль. От этой суммы предприниматель и должен уплачивать 15% налога. То есть, если, к примеру, машина одна — всего 1805 рублей в месяц.
Причём, эти небольшие платежи можно ещё и сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных за себя и за работников (во втором случае, правда, только на 50%).
Итого, например, водитель-частник, работающий на собственном грузовике как Индивидуальный предприниматель на системе ЕНВД, фактически платит лишь социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же собственный счёт в Пенсионном фонде. При этом отчётность представляет собой несложную в заполнении декларацию, которую, правда, нужно сдавать 4 раза в год.

Вот такая простая и несомненно выгодная для предпринимателя-перевозчика система налогообложения.
Но, как было сказано, её действие должно прекратиться с 1 января 2021 года. Так что, разберём другие системы налогообложения, которые можно применять в автоперевозках, и попробуем выяснить, какая из них выгоднее для владельца одной машины или небольшого парка (напомню, что ЕНВД можно было использовать только при количестве техники не более 20-ти).

Переходим к УСН — Упрощённой системе налогообложения.
Она бывает двух видов: 6% от доходов или 15% от доходов минус расходы.

Это ещё одна простая система, не требующая сложных расчётов.
Предприниматель платит налог 6% от всех сумм полученных от клиентов, то есть, что называется, от грязного дохода.
✔ И всего 1 раз в год подаётся декларация, которую не сложно заполнять самому.
✔ Так же, как на ЕНВД, здесь можно уменьшать налог на сумму уплаченных страховых взносов.
Вот и всё — ничего сложного.

Но выгодна ли данная система для автоперевозчика?
— Финансовая нагрузка на УСН-доходы почти та же, что и при новом Налоге на Профессиональный доход (НПД). То есть, опять же, если от заказчика перевозки вам поступит 100000 рублей, 6% налога будут браться прямо от этой суммы и составят 6000 рублей. А если от 200000? Тогда уже 12000 рублей. И т.д.

Так что, перейдём к самому сложному режиму — Общей (или Основной) системе налогообложения — ОСН. Или, как её чаще сокращают — ОСНО.

Здесь надо сразу заметить, что ОСНО — не обязательно только для ООО, а УСН — не обязательно только для ИП.
ООО (Общество с Ограниченной Ответственностью) и ИП (Индивидуальный Предприниматель) — это организационно-правовые формы, а ОСНО, УСН и прочие — это системы налогообложения.
ООО (одна из форм юридического лица), может работать как на ОСНО, так и на УСН, и даже, при определённых условиях, на ЕНВД (правда, до конца 2020).
Точно так же и ИП может работать не только на упрощённых или специальных системах налогообложения, но и на общей, то есть на ОСНО.

Но зачем эти сложности частникам или небольшим фирмам?
Может ли оказаться для них выгодна ОСНО (общая система налогообложения)?
А также: есть ли смысл для небольших предприятий менять ИП на юридическое лицо (ООО)?

Переход с ЕНВД для автоперевозчиков

Так что, в заключение рассмотрим основные преимущества и недостатки уже не систем налогообложения, а двух организационно-правовых форм — ИП и ООО.
А отличия серьёзные, особенно касательно именно автомобильных перевозок.

Одно из них, возможно, начнёт проявляться как раз с начала 2021 года. Ведь с этого времени должен начать действовать новый российский РТО — Режим Труда и Отдыха, который придёт на смену 15-му Приказу. Правда, его пока всё никак не примут — переписывают уже третий раз. Но именно для ИП важно то, что в этом новом документе скорее всего в явном виде будет прописано, что он не только для наёмных водителей, но и для Индивидуальных Предпринимателей, которые ездят за рулём сами.
На нашем канале уже не раз обращалось внимание на то, что штрафы по ст. 11.23 КоАП, то есть за тахограф и несоблюдение РТО, на ИП в 5-10 раз больше, чем на наёмных водителей. Любое нарушение, как то — отсутствие рулона для распечатки или малейшая переработка/недоотдых, для ИП — это от 15000-25000 рублей.
Именно поэтому и возникают мысли насчёт смены статуса ИП на статус наёмного водителя путём закрытия ИП и объединения с такими вот бывшими ИП в ООО со своими машинами. Либо переход под крышу уже имеющихся ООО.

Однако для небольших фирм, у ООО есть существенные минусы относительно ИП.
— Это, во-первых, сложный бухучёт.
— А во-вторых — вывод денег для личного пользования.
Дело в том, что Индивидуальный Предприниматель может тратить на себя лично заработанные своим бизнесом деньги без ограничений и дополнительного налогообложения.
А вот учредитель ООО может получать доход только раз в три месяца в виде дивидендов, с которых при этом нужно ещё и платить налог 13%.
Если же как бы «в своём» ООО получать зарплату наёмного водителя, то она, как известно, тоже облагается 13%, да ещё и страховыми отчислениями в виде 30%.

Итого, по деньгам ИП всегда выгоднее, в том числе и на ОСНО.
А вот насчёт ответственности — тут всё наоборот.

Из действующих на территории РФ налоговых режимов, для грузовых перевозок подходят четыре:

  • общая система налогообложения (ОСНО);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • налог на профессиональный доход (НПД).

Индивидуальным предпринимателям доступны все четыре режима, юридические лица могут выбрать ОСНО или УСН.

Системы налогообложения, кроме ПСН, совмещать нельзя. ОСНО и ПСН, УСН и ПСН можно применять одновременно.

Переход с ЕНВД на другую систему налогообложения

«Моё дело» возьмёт на себя всю работу по переходу на другой режим.

Замена ЕНВД на общую систему налогообложения для грузоперевозок пройдёт автоматически, если плательщик вменёнки не уведомит ИФНС о переходе на другой налоговый режим. В случае совмещения ЕНВД с УСН, плательщик перейдёт на упрощёнку.

ОСНО характеризуется большим количеством начисляемых и уплачиваемых налогов:

  • для ИП — это НДФЛ, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, а также обязательные страховые взносы;
  • для юридических лиц — налог на прибыль, налог на имущество, НДС, земельный и транспортный налоги, и обязательные страховые взносы.

На каждый налог подаётся своя декларация, поэтому можно представить, какой объём работы придётся вести бухгалтеру. ИП обязаны заполнять книгу учёта доходов и расходов (КУДиР), а юридические лица — составлять ежегодный бухгалтерский баланс и приложения к нему.

В то же время, ОСНО — это единственная система налогообложения без ограничений. Их нет ни по выручке ни по численности работников. Она обязательна для всех ИП и компаний с выручкой больше 150 миллионов рублей в год.

Для грузоперевозчиков ОСНО будет интересна в случае работы с клиентами-плательщиками НДС. ИП и юрлицам на ОСНО выгоднее покупать у таких же плательщиков НДС, чтобы этот налог можно было принять к учёту или возместить из бюджета. Во всех других случаях применение этого налогового режима нецелесообразно.

Его можно применять только тем перевозчикам, которые оказывают услуги за рулём собственного автомобиля. При самозанятости нельзя нанимать работников. Плательщик НПД не уплачивает страховые взносы и не применяет контрольно-кассовую технику. Максимально разрешённая выручка — 2,4 миллиона рублей в год. Налог берут с дохода, по ставке 6% при расчётах с юридическими лицами, и 4% — с физическими лицами. Зарегистрироваться самозанятым можно в любое время через специальное приложение «Мой налог».

Что выбрать для грузоперевозок, решать предпринимателю.Нам кажется, что вместо ЕНВД с 2021 года целесообразно применять патент: у них схожие базы расчётов, возможность быстрого перехода на налоговый режим и обратно, совместимость с другими налоговыми режимами.

Работа с НДС и без него. Плюсы и минусы

На индивидуальных предпринимателей распространяется обязанность по уплате данного налога. Эта норма закреплена в Налоговом кодексе РФ. Но на практике все зависит от того, какая система налогообложения ИП с НДС используется бизнесменом.

Для предпринимателей введено несколько спецрежимов налогообложения. Выбирать один из них можно по своему усмотрению, иногда возможно даже сочетание нескольких схем. При выборе обычно учитывается удобство для самого коммерсанта в плане ведения отчетности и размера налоговой ставки, а также контактов с партнерами.

Важно! Для некоторых контрагентов применение НДС является обязательным условием ведения бизнеса. Это касается, например, крупных иностранных фирм.

Чтобы определить, является ли ИП плательщиком НДС, достаточно знать применяемую им схему налогообложения. Уплата налога не требуется при ведении деятельности по следующим режимам:

  • УСН или так называемая «упрощенка».
  • ЕНВД — система с расчетом налогов по определенной схеме. С 2021 года перейти на данную схему можно по своему желанию, но работает она только для некоторых видов деятельности.
  • ЕСХН — особый режим для сельхозпроизводителей.
  • Патентная система — сейчас выделена в самостоятельный режим, действует для конкретных услуг.

Индивидуальные предприниматели, применяющие в своей работе ОСНО, должны уплачивать НДС.

Каждый бизнесмен, которому необходимо уплачивать налог, должен знать, как ИП работать с НДС. Для начала стоит разобраться с особенностями определения ставок налога:

  • Для экспортируемой продукции НДС равен 0%.
  • Некоторые товары облагаются 10%-м налогом. Это печатная продукция, книги, лекарственные средства, медицинские изделия, продовольствие и товары для детей.
  • В остальных случаях ставка установлена на уровне 20%.

ИП на ОСНО выставляют клиентам счет-фактуру, в которой выделяется налог. По завершении квартала данные вносятся в специальную книгу.

Статус плательщика НДС присваивается ИП с момента регистрации в налоговых органах. Ведение деятельности без регистрации с получением прибыли может быть доказано по основным признакам, и тогда физлицо приравнивается к предпринимателям, вне зависимости от регистрации. При этом приходится выплачивать все доначисленные налоги, к которым добавятся еще пени и штрафы. Значительно проще открыть ИП в установленном порядке и платить необходимые налоги.

Предприниматель вправе сам решать, работать ему с НДС или нет. В первом варианте бизнесмен выбирает ОСНО, во втором — подходящий спецрежим. При этом нужно учесть преимущества и минусы налога.

Главный плюс работы с НДС — покупатели могут принимать к вычету налог, предъявляемый предпринимателем-продавцом. Соответственно, если два ИП предлагают один товар по одинаковой цене, покупатель выберет того, кто работает с НДС. Правда, это касается сотрудничества с организациями.

Штрафные санкции для ИП на НДС действуют при передаче декларации не по ТКС. За это насчитают 200 руб. штрафа и приостановят транзакции по счету, если документ не будет передан правильным способом на протяжении 10 дней.

За декларацию, поданную несвоевременно, предпринимателя ждет штраф в 5% от суммы налога, указанной в документе, за каждый месяц просрочки. Минимальный штраф составляет 1000 рублей, максимальный — 30% суммы налога. Если в ближайшие 10 дней декларация не будет представлена, счет блокируется.

Если не заплатить НДС в нужное время, ежедневно будет начисляться 1/300 ставки рефинансирования в виде пени.

Важно! Разблокировка счета — процедура непростая и достаточно длительная.

Платит ИП НДС или нет, зависит от выбранной схемы налогообложения. Если бизнесмен работает по спецрежиму, платить данный налог ему не нужно, за исключением редких случаев. НДС обязателен для коммерсантов на ОСНО. Для них установлены сроки и метод подачи деклараций, за нарушение которых предусмотрены специальные санкции.

Если ИП не находится на ОСНО, он все равно вправе выставлять счета-фактуры с НДС. Но тогда нужно еще подать отчетность и выплачивать налог по правилам, установленным законодательно. При этом смена схемы налогообложения не требуется. Решение о применении НДС каждый бизнесмен принимает сам. Наиболее актуален такой формат для работы с крупными компаниями, ведущими торговую или производственную деятельность.

Отмена ЕНВД с 01.01.2021 г. Что выбрать перевозчику: самозанятость или патент?

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.

Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.

На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000.

Определим сумму страховых взносов.

Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:

  • 12 — количество месяцев;
  • 12 392 — МРОТ на 2021 год;
  • 30,2 % — совокупный тариф взносов (включая травматизм);
  • 15,2 % — совокупный пониженный тариф взносов с выплат сверх МРОТ.

«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля.

Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах.

НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым.
«Переменная» часть взносов составит 1 % × (1 100 000 — 300 000) = 8 000 руб.

Плюсы и минусы индивидуального предпринимательства с НДС в 2020 году

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.

Организация имеет право не платить НДС в двух случаях:

  1. Если применяет общую систему налогообложения и имеет выручку менее 2 млн рублей за три предшествующих последовательных календарных месяца, в силу статьи 145 НК РФ.
  2. Если применяет специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД, ЕСНХ или патентную систему в отношении деятельности, попадающей под данные режимы.

Первый вариант является добровольным, то есть, решив для себя, выгодно ли работать с НДС или без НДС, и выбрав второй вариант, ООО может работать без НДС по своему желанию (если его компания удовлетворяет требованиям п. 1 ст. 145 НК РФ). А вот на упрощенных режимах НДС нет в силу норм Налогового кодекса. Но освобождение от уплаты НДС не относится к операциям по внешнеэкономической деятельности, а именно по ввозу товаров на территорию России. Не освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и операции по реализации подакцизных товаров. Кроме того, организация вправе выступать в роли налогового агента по отношению к другим плательщикам НДС.

Работа с НДС и без НДС, в первую очередь, зависит от вида деятельности налогоплательщика. Очевидно, что при продаже товаров в розницу бизнесмен может закупать их у других предпринимателей или организаций на льготных режимах налогообложения, и тогда ему не принципиально, будут ли его счета-фактуры содержать выделенный налог. Образец счета без НДС может огорчить оптовых покупателей, поскольку им важно иметь входящий налог для получения вычета.

Если организация на общей системе налогообложения приняла решение работать без НДС, то она должна собрать и предоставить в орган ФНС все документы, которые необходимы для получения освобождения от уплаты НДС. В их число входят:

  • уведомление установленного образца об использовании права на освобождение от уплаты НДС;
  • выписка из бухгалтерского баланса (для организаций на ОСН и организаций, которые перешли с ЕСХН на ОСН);
  • выписка из книги продаж, копии журнала полученных и выставленных счетов-фактур за прошлый отчетный период (для организаций на ОСН);
  • выписка из КУДиР (при переходе с УСН на ОСН).

Предоставить все документы в ФНС необходимо не позднее 20 числа месяца, начиная с которого организация хочет работать без НДС. Налоговая инспекция не присылает в ответ никакого решения, так как такое освобождение, в силу НК РФ, носит не разрешительный, а уведомительный характер. Но прежде чем принимать такое решение, стоит сравнить варианты и понять, что выгоднее для экономических перспектив вашего ООО: с НДС или без НДС.

Главный минус, который отпугивает большинство бизнесменов от работы с НДС, — необходимость платить этот налог. НДС по праву считается одним из самых важных и сложных налогов в России. К тому же он имеет федеральное значение. Да еще и повышен с 2019 года до 20%. Поэтому быть плательщиком НДС означает вести полный налоговый и бухгалтерский учет. Это означает:

  • тщательно проверять своих поставщиков;
  • сверять всю входящую первичку, содержащую НДС;
  • вести необходимые налоговые регистры;
  • заполнять книги учета продаж и книги учета покупок;
  • составлять и сдавать налоговые декларации;
  • иметь в учете дополнительный объект для проверок и внимания органов ФНС.

Если ООО без НДС применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», то для него покупка товара у поставщиков — плательщиков НДС дает возможность учитывать полученный НДС в составе своих расходов. Даже если налог выделен в счете-фактуре. А вот ООО на УСН с объектом «доходы» не имеет такой возможности: вычет НДС покупатель осуществить никак не сможет даже при наличии счета-фактуры.

Организации, работающие на ОСН с НДС, имеют дело с более квалифицированными и придирчивыми проверяющими из налоговых органов. Это связано с тем, что НДС таит много подводных камней, и любая обнаруженная ошибка налогоплательщика приведет к многотысячным штрафам и суммам неустойки. Тогда как плательщики налогов на льготных режимах избавлены от возможности допущения подобных ошибок самими принципами применяемого режима налогообложения.

Многие крупные предприятия предпочитают работать только с контрагентами на НДС. У организаций, работающих без НДС, больше риск получить отказ от потенциального клиента или поставщика. В этом состоит основная выгода от перехода на НДС. Компании, не являющейся плательщиком НДС, приходится думать, как повысить свою конкурентную привлекательность. Это значит, что неплательщикам НДС необходимо искать и рекламировать свои преимущества, которые сделают выгодным сотрудничество с ними. Основной плюс от работы с НДС — это возможность принять налог по всем приобретенным товарам или услугам к вычету. Несмотря на то, что НДС возмещается только в той сумме, которую уплатили в цене товара своему поставщику, такая возможность реально позволяет сэкономить. Но если покупателю на ОСН отпущен товар без НДС (например, выставлен образец счета без НДС), то он его возместить не сможет. Таким образом, этот плюс от работы на НДС является важным, только если цена товара у поставщика, который работает с НДС, окажется ниже или равна цене аналогичного товара от поставщика, который работает без НДС.


Похожие записи:

Добавить комментарий