Срок давности по налогам в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок давности по налогам в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под исковой давностью подразумевается временной период, предоставляемый лицу, права которого были нарушены. В чем же ее суть? А суть в том, что по истечении этого времени истцу вполне могут отказать в восстановлении прав. Более того, основанием для судебного отказа будет именно пропуск указанных сроков.

На заметку! Есть ли что-либо подобное в налоговых законах? Можно ли, не выплатив налоги, через пять-десять лет освободиться от претензий налоговиков, требующих погашения задолженности?

Срок исковой давности по налогам в 2021 году

Начать следует с того, что законом не предусмотрены конкретные общие положения касаемо освобождения от обязательств при пропуске определенных сроков для всех субъектов, которые должны платить налоги.

Касается это исключительно двух типов налогов:

  • налог на собственность физ. лиц;
  • транспортный налог.

Отдельно следует поговорить о переплате по штрафам, пеням и самим налогам – они (переплаты) могут быть:

  • возвращены плательщику;
  • зачтены в счет дальнейших платежей.

Если переплата была установлена фискальным органом, то тот обязан уведомить об этом плательщика на протяжении десяти дней. Плательщик, соответственно, может или прийти за возвратом переплаты, или написать заявление на ее зачет.

На заметку! Выплата переплаченной суммы в случае вины плательщика проводится на протяжении трех лет после ее установления, о чем говорится в 78 статье Налогового кодекса. Если же в переплате виновен налоговый орган, то плательщик может как потребовать определенную сумму, так и обратиться за помощью в судебную инстанцию.

В 2021 году документальная внеплановая проверка осуществляется, в том числе, по таким основаниям, как:

  • представление налогоплательщиком в установленном порядке контролирующему органу возражения к акту проверки;
  • или жалобы на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, —

в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки.

Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.

Приказ о проведении документальной внеплановой проверки по основаниям, указанным в настоящем подпункте, выдается:

  • в случае рассмотрения возражения к акту проверки, — контролирующим органом, который проводил проверку;
  • при проведении процедуры административного обжалования — контролирующим органом высшего уровня, который рассматривает жалобу налогоплательщика.

Срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

Согласно новой редакции статьи 109 Налогового Кодекса Украины налоговым правонарушением является противоправное, виновное (в случаях, прямо предусмотренных этим Кодексом) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика (в том числе лиц, приравненных к нему), контролирующих органов и / или их должностных (служебных) лиц, других субъектов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Деяния считаются совершенными умышленно, если существуют доказанные контролирующим органом обстоятельства, свидетельствующие, что налогоплательщик нарочно, целенаправленно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме как неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Кодексом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Лицо может быть привлечено к финансовой ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии в ее деянии (действии или бездействии) вины, кроме случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом. В то же время, контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины.

Лицо считается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, однако не приняло достаточных мер по их соблюдению.

Принятые налогоплательщиком меры по соблюдению правил и норм налогового законодательства считаются достаточными, если контролирующий орган не докажет, что, совершая определенные действия или допуская бездействие, за которые предусмотрена ответственность, налогоплательщик действовал глупо, недобросовестно и без должной осмотрительности.

При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность, размер штрафа составляет 50 процентов от размера, установленного соответствующей статьей Налогового Кодекса.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность лица за совершение правонарушений, относятся:

  • совершение деяния под влиянием угрозы, принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • совершение деяния при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • самостоятельное сообщение налогоплательщиком про совершенное им правонарушение.

Контролирующий орган может признать обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, также и другие обстоятельства.

Заметьте: налогоплательщик освобождается от ответственности за нарушение налогового законодательства в случае совершения деяния (действия или бездействия) лицом, действующим в соответствии с индивидуальной налоговой консультацией, предоставленной такому налогоплательщику в бумажной или электронной форме, при условии, что такая консультация зарегистрирована в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций, или обобщающей налоговой консультацией и / или заключением объединенной палаты, Большой палаты Верховного Суда по применению нормы права, от которого в дальнейшем было отступлено.

Контролирующие органы несут ответственность за совершение налоговых правонарушений должностными (служебными) лицами таких контролирующих органов.

Лицо, чьи права и / или законные интересы нарушены, имеет право на возмещение вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, признаваемых налоговыми правонарушениями, возмещается в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством о возмещении вреда.

Вред, причиненный противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц, может включать:

  • стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества налогоплательщика, определенную в соответствии с требованиями законодательства;
  • дополнительные расходы, понесенные налогоплательщиком в результате противоправных решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (штрафные санкции, уплаченные контрагентам налогоплательщика, стоимость дополнительных работ, услуг, дополнительно израсходованных материалов и т.п.);
  • документально подтвержденные расходы, связанные с административным и / или судебным обжалованием (кроме сумм, подлежащих возмещению в порядке распределения судебных расходов по процессуальному законодательству) незаконных (противоправных) решений, действий или бездействия контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц (юридическое сопровождение, не связанное с защитой, предоставленной адвокатом, командировки работников или представителей налогоплательщика, привлечение экспертов, получение необходимых доказательств, изготовление копий документов и т.д.). Сумма такого возмещения не должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января календарного года, в котором принимается соответствующее судебное решение или решение другого органа, в предусмотренных законом случаях.

Вред, причиненный налогоплательщику вследствие налогового правонарушения контролирующего органа, возмещается по решению суда.

Лицо, чьи права нарушены, вправе заявить требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, их должностных (служебных) лиц в размере одной минимальной заработной платы, установленной на дату признания таких решений, действий или бездействия незаконными в порядке, предусмотренном законодательством. В таком случае доказыванию подлежит только противоправность решений, действий или бездействия в отношении лица. Налоговые нарушения, возмещение вреда за совершение которых допускается вследствие доказывания лишь факта его совершения предусмотрены п.128.2 ст.128 НКУ.

Начисление пени начинается:

  1. при начислении контролирующим органом налогового обязательства в установленных настоящим Кодексом случаях, не связанных с проведением проверки, или при начислении контролирующим органом денежного обязательства, определенного по результатам проверки — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком такого обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении;
  2. при начислении контролирующим органом по результатам проверки налогового обязательства и / или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, в случае выявления его занижения — на сумму такого занижения, начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты налогоплательщиком этого обязательства за соответствующий налоговый (отчетный) период, в отношении которого выявлено занижение, и за весь период занижения (в том числе за период административного и / или судебного обжалования)
  3. при начислении суммы денежного обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, в том числе в случае внесения изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок в соответствии со статьей 50 Налогового Кодекса, — по истечении 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.
  4. при выявлении контролирующим органом по результатам проверки занижения налоговым агентом налогового обязательства при начислении (выплате) налогооблагаемого дохода в пользу нерезидентов или других налогоплательщиков и / или несвоевременной уплаты, неуплаты (неперечисления) налоговым агентом удержанных (начисленных) налогов до или во время выплаты налогооблагаемого дохода в пользу нерезидента или иного налогоплательщика — начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем ​​предельного срока уплаты налоговым агентом суммы налогового обязательства;
  5. в случае несвоевременного возврата излишне / ошибочно уплаченных платежей, а также несвоевременного возмещения сумм налога на добавленную стоимость — начиная с первого дня, следующего за последним днем ​​предельного срока возврата таких средств.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Срок давности по налогам в 2021 г.

В силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

В частности, на основании ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.

Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

При этом, казалось бы, правонарушение надо относить непосредственно к тому периоду, за который образовалась задолженность. Но на практике под правонарушением в данном случае понимается собственно неуплата налога. Поэтому оно считается произошедшим в следующем налоговом периоде, и отсчет срока давности начинается по окончании того налогового периода, когда произошла неуплата (см., например, постановления АС ВВО от 05.12.2018 № Ф01-4933/2018 по делу № А11-9880/2016, от 27.12.2017 № Ф01-5862/2017 по делу № А43-19323/2016, АС МО от 21.01.2015 № Ф05-15736/2014 по делу № А40-32621/14, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.02.2015 № 2-КГ14-3, ВС РФ от 20.03.2020 № 306-ЭС20-1522 по делу № А57-3949/2019).

Пример.

Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, в январе 2018 года не отразила в налоговом учете операцию по реализации товара. Это выяснилось в ходе налоговой проверки, которая была проведена в 2020 году.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Срок уплаты налога за налоговый период 2018 года – 28.03.2019.

Значит, срок давности по взысканию налога на прибыль, задолженность по которому возникла в данном случае, начал течь с 01.01.2020 и закончится 31.12.2022.

Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Срок уплаты налога за I квартал 2018 года – 25.04.2018.

В отношении задолженности по этому налогу в рассматриваемой ситуации срок давности начал течь 01.07.2018 и закончится 30.06.2021.

Течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня оформления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.

В то же время практика складывается таким образом, что на доначисление собственно сумм налогов и налоговых санкций, на начисление пеней на сумму задолженности давность совершения правонарушения не влияет (см., например, Постановление АС МО от 05.04.2018 № Ф05-3596/2018 по делу № А40-72521/2017).

Имеется в виду, что недоимка по налогу не является мерой ответственности и не может рассматриваться в качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств, следовательно, трехгодичный срок, указанный в ст. 113 НК РФ, к недоимке по налогу не применим (см. также Постановление АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017, Определение ВС РФ от 31.08.2015 № 305-КГ15-9866 по делу № А40-89643/2014). Иное противоречило бы, например, абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ, который предусматривает, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Укажем также, что в гражданском законодательстве есть такое понятие, как срок исковой давности. На основании ст. 196 ГК РФ в общем случае он составляет три года. Но к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательно (п. 3 ст. 2 ГК РФ). То есть понятие исковой давности не распространяется на взыскание налоговой задолженности (см. Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57).

Несмотря на то, что в НК РФ прямо не установлен срок, в течение которого взыскивается налоговая задолженность, все-таки этот срок не бесконечен и может быть определен косвенно, поскольку правила ее взыскания ограничивают действия налогового органа определенными временными рамками.

Так, чтобы взыскать недоимку, в первую очередь налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога. Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ в общем случае на это отводится не более трех месяцев со дня выявления недоимки.

Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 руб., у организации или индивидуального предпринимателя – 3 000 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения этого требования, если в нем не указан более продолжительный период для уплаты налога (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Если в этот срок налогоплательщик добровольно не исполнил требование, то налоговый орган на основании п. 3 ст. 46 НК РФ принимает решение о взыскании соответствующей суммы. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Двухмесячный срок для принятия решения о взыскании отводится, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 руб. Если не превышает, то указанное решение может быть принято намного позже, когда эту сумму превысит общая сумма по нескольким требованиям или пройдет три года. С того и другого моментов тоже должно пройти не более двух месяцев.

Если задолженность не удается взыскать в виде денежных средств, то налоговому органу дается еще год, чтобы принять решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 47 НК РФ). Такое решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление можно подать в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, срок для взыскания налога в зависимости от обстоятельств бывает разным, обычно он достаточно долгий, но все же не бесконечный. Он обусловлен активными и последовательными действиями налогового органа, с одной стороны, и затруднениями для взыскания недоимки, с другой стороны. Тогда окончательное решение принимает суд.

Отметим: только если налоговый орган нарушит какой-либо из перечисленных сроков и суд откажет в его восстановлении, то недоимка будет признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Обратите внимание: до признания в установленном порядке недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию указанные суммы учитываются налоговыми органами в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из информационных ресурсов ФНС (см. Письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386). Однако этот порядок касается только внутреннего учета на лицевых счетах налогоплательщиков в ИФНС и не влияет на истечение срока давности.

В пункте 1 ст. 59 НК РФ названы случаи, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, признаются безнадежными к взысканию.

Подчеркивается, что это такие недоимки и задолженности, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными. Среди указанных случаев отсутствует такой, как истечение срока давности. Но присутствует такая причина, как принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и(или) муниципальных образований. Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК. Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. 9 НК. При нарушении установленных периодов уплачивается пеня (ст. 75 НК).

Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС (например, это земельный или транспортный платежи), его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления (в течение месяца со дня его получения). Большая длительность предусматривается в самом уведомлении.

Исковая давность, предусмотренная гл. 12 ГК, в налоговой сфере не применяется.

При задолженности физического лица ему (независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения) направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию:

  • о сумме долга;
  • размере пеней (на момент его направления);
  • периоде его исполнения (восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное);
  • взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования;
  • основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.

Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки (это следующий день после наступления даты внесения платежа), либо в пределах года от этого дня (когда сумма неуплаты меньше 500 руб.). Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения.

Налоговая проверка бывает:

  • камеральной — сотрудники ИФНС проверяют предоставленные налогоплательщиком декларации, расчеты и др. документы в своих служебных кабинетах;
  • выездной — проверка проходит по адресу проживания налогоплательщика.

Налоги за недвижимость или транспорт, которые платят физлица, исчисляются ИФНС не более чем за три налоговых периода перед календарным годом, когда направлено уведомление об их оплате. Таким образом максимальная сумма долга, которая может прийти по названным платежам в 2020 году, будет состоять из слагаемых за 2016, 2017 и 2018 года.

Срок давности по уплате налогов физическим лицом зависит от суммы долга:

  • если задолженность больше 3000 руб. — шесть месяцев со дня истечения времени удовлетворения налогового требования;
  • когда долг равен 3000 руб., срок давности по неуплате налогов составляет полгода с момента превышения указанной суммы;
  • если сумма не превысит 3000 руб. и прошло три года с момента, когда следовало исполнить налоговое требование, срок взыскания налогов с физических лиц равняется полугоду после указанных трех лет.

В пределах указанных периодов налоговики подают иск о взыскании налоговой задолженности в суд общей юрисдикции (ст. 1 ФЗ от 07.02.2011 № 1).

Пропуск сроков означает, что задолженность признается безнадежной и на этом основании списывается по надлежащему заявлению в ИФНС или суд. Когда ИФНС уже подала в суд, там также нужно заявить о пропуске, подав ходатайство. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен.

Статья 102. Сроки давности и их применение

Юридическим лицам при недоимке поступает требование об уплате налога (в аналогичном с физлицами порядке и в периоды, которые указаны выше). Его игнорирование чаще всего означает взыскание долга без суда (в бесспорном порядке). Есть случаи, когда возможно только судебное взыскание, они указаны в п. 2 ст. 45 НК. Например, когда с лицевых счетов компаний взыскивают сумму более 5 000 000 руб.

С юрлица недоимка взимается в режиме ст. 46 — 47 НК. Первоначально налоговики посылают в банки, где находятся счета должника, инкассовые поручения о списании с них средств. Это происходит на протяжении двух месяцев после истечения времени исполнения требования. При пропуске указанного времени налоговики уже не смогут бесспорно взыскать деньги со счетов. При этом срок исковой давности по уплате налогов составляет полгода. Причем суд оценит как правомерность начисления, так и правильность расчета платежа.

Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов. Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд (в пределах двух лет).

Указанные правила распространяются и на ИП.

Названная давность аналогична рассмотренной выше (при взыскании налогового долга) по правилам и длительности. Давность привлечения к ответственности — это временной отрезок, когда ИФНС начисляет штраф. Он равен трем годам с момента совершения нарушения либо после окончания налогового периода, если речь идет о ст. 120, 122 НК.

В законодательстве предусмотрены сразу две категории по периодам давности:

Категория Описание Особенность применения Правила расчета
Период, в который нарушителя привлекут к ответственности. Максимум — три года. Если ограничение по времени не соблюдено, например, со дня совершения налогового проступка прошло более 3 лет, то привлечь компанию или гражданина к ответственности уже нельзя. Применим ко всем категориям налоговых правонарушений. Например, период привлечения к ответственности распространяется на проступки:

  • неуплата налогов, сборов, взносов;
  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета и т. д.
Отсчет трех лет начинают с первого дня налогового периода, следующего за периодом, в котором допущен проступок.
Период, за который ФНС вправе истребовать задолженность в судебном порядке. Другими словами, это срок исковой давности по уплате налогов — отрезок времени определяется для ФНС. Инспекция после оповещения должника обращается в суд.

В зависимости от способа взыскания у контролеров есть 6 месяцев или 2 года.

Применим исключительно при взыскании недоимок по налоговым платежам. Алгоритм работы:

  1. Обнаружив недоимку, ФНС направляет должнику требование.
  2. В требовании указана сумма и срок погашения (максимум 8 дней).
  3. Если налогоплательщик не погасил недоимку в отведенный период, то ровно через 2 месяца с момента выставления требования инспектура обратится в суд.

Чиновники предусмотрели ряд особенностей по применению сроков давности, в зависимости от категорий неплательщиков:

  • для физических лиц периоды разграничены размером недоимки;
  • в отношении организаций, фирм и ИП ФНС наделена правом самостоятельно списать деньги с расчетных счетов юридического лица, чтобы погасить долги.

Если налоговому долгу более 3-х лет

Долги юридических лиц взыскиваются контролерами в аналогичном порядке. С момента выявления недоимки ФНС направляет требование о погашении задолженностей. Получив претензию от инспекции, у налогоплательщика есть всего 8 рабочих дней, чтобы рассчитаться с бюджетом.

Если денег от правонарушителей не поступило, то налоговики действуют в установленном порядке:

  1. В течение 2 месяцев после истечения срока удовлетворения требования направляют инкассовое поручение в банк. Этот документ позволяет списать деньги с расчетного счета должника без его разрешения. Если денег на счетах достаточно, то банк перечислит недоимки в пользу бюджета. Оспорить или отменить инкассовое поручение нельзя.
  2. Если денег на счетах неплательщика нет, то ФНС вправе предъявить требования к имуществу должника. Для этого в течение 1 года издается решение о принудительном погашении долга за счет имущественных активов компании или ИП. Решение направляют в отдел судебных приставов для исполнения.
  3. Если период подачи претензий пропущен, то ИФНС вправе обратиться за истребованием недоимок в суды в течение 2 лет.

ВАЖНО!Исчисляется срок исковой давности по налогам юридических лиц аналогично. Он равен трем годам с начала следующего налогового периода. Но если в течение трех лет неплательщик примет требования ФНС, например, подтвердит долги по актам сверки, то он обновляется. То есть исчислять период будут уже с момента признания долга.

Не получив требований и судебных повесток, правонарушителям расслабляться не стоит. ФНС вправе пропустить установленные периоды давности в силу своей загруженности или невозможности разыскать должника. Но это не значит, что упущение нельзя исправить. Можно.

Налоговая служба вправе обратиться в суд, чтобы восстановить срок взыскания налогов с физических лиц, коммерсантов и организаций. Для этого нужны уважительные причины. Например, если нарушитель скрывался долгое время, и разыскать его получилось только сейчас. Суд уполномочен признать любой довод уважительным и восстановить делопроизводство.

Отдельно перечислены причины, по которым срок восстановить нельзя:

  • задержки из-за согласования с начальством вопроса о подаче судебного иска;
  • командировка или отпуск ответственного инспектора ИФНС;
  • смена начальства или иные кадровые перестановки в инспектуре;
  • другие внутренние организационные проблемы.

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Итак, после возникновения долга в течение 3 месяцев налоговая может выставить требование, если его не оплатить – то еще через 2 месяца может подать в суд.

Но бывает так, что ИФНС не подает в суд на должника в установленный срок. Причин может быть несколько, основная из них – сильная загруженность налоговиков, которые не всегда могут найти время для взыскания долга в несколько тысяч рублей.

В этом случае, выждав все сроки исковой давности (то есть, 6 месяцев со дня, указанного в требовании), должник думает, что освободился от своего долга. Однако срок исковой давности может быть восстановлен судом.

Основное условие для того, чтобы суд принял такое решение – это то, что сроки исковой давности были пропущены по уважительной причине. В каждом конкретном случае причины восстановления срока рассматриваются индивидуально.

При этом Пленум Высшего арбитражного суда указывает, какие причины суд не сможет принять для восстановления сроков исковой давности:

  • задержки из-за согласования с руководством вопроса о подаче судебного иска;
  • командировка или отпуск ответственного сотрудника ИФНС;
  • смена руководства или иные кадровые перестановки в налоговой;
  • другие внутренние организационные причины.

Поэтому, если ИФНС подаст иск в суд после окончания установленных сроков, суд будет смотреть – насколько уважительной была причина для задержки.

Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения продлеваться или восстанавливаться не может. Поэтому, если прошло больше 3 лет – то в любом случае налоговый орган не сможет принять решение о взыскании, или это решение будет легко обжаловать в суде.

Срок исковой давности по кредиту и налогам в Украине в 2021 году

  • Плата за имущественный и земельный налоги может быть взыскана только за три предыдущих года, следующих до даты получения неплательщиком письменного требования. Например, если ФНС требует оплатить в 2021 году задолженность за прошлые года, то имеет право взыскивать только те суммы, которые не были уплачены с 2021 по 2021 гг.
  • Аналогичные правила распространяются и на транспортный налог – ФНС может потребовать уплату сборов только за последние 3 года. Однако если ТС используется для сезонных работ, то его собственник имеет право на частичное освобождение от налогов, а значит требования ФНС об уплате задолженности за период вне сезона будут незаконными.

НК РФ устанавливает обязательство всех граждан платить обязательные сборы в казну государства. При нарушении сроков оплаты налоговый орган имеет право принять меры по принудительному возврату средств. Законом определены временные рамки для предъявления неплательщику претензий. Какой срок исковой давности по налогам для физических и юридических лиц, и как происходит взыскание недоимки?

Важно! Право на обращение в суд имеют не только налоговики, но и предприниматели. Поэтому при возникновении спорной ситуации ИП может также подать иск в суд (в том числе при наличии переплаты или если считает, что налоговый орган совершил ошибку в расчетах).

Одним из результатов проверки ИП налоговой инспекцией может стать выявление недоимки: в таком случае должнику выдается уведомление о необходимости оплатить налог и пени. Если предприниматель не погасит задолженность, инспекция может провести ее взыскание самостоятельно или обратиться в суд. Взыскивать задолженность по выявленным правонарушениям налоговики могут на протяжении 3 лет (несмотря на то, что обязанность по уплате налогов является бессрочной).

Исключением могут быть случаи, когда налогоплательщик активно препятствовал проведению налоговой проверки. Иногда сроки обращения в суд сокращаются для налоговой службы до 6 месяцев в случаях, если налогоплательщик — физическое лицо не является индивидуальным предпринимателем ст. Отсчет времени начинается с момента истечения сроков, отведенных физическому лицу для исполнения требования о погашении задолженности по налоговым платежам.

Это означает, что налогоплательщик, переплативший налог по вине ИФНС, может подать на нее в суд в трехлетний период с момента обнаружения им такой переплаты. Срок давности по налогам физических лиц Исковая давность по налогам, уплачиваемым физлицами, не являющимися ИП, установлена в ст. ИФНС может обратиться за взысканием налогового долга в суд, если со дня окончания срока исполнения самого первого ее требования прошло 3 года, а гражданин за это время задолжал государству более 3000 рублей.

В большинстве случаев требование об уплате долгов приходит организациям за десять дней до даты уплаты долга. Если же оплата не поступает, инспекция передает дело в суд. Все долги и неуплаченные налоги взыскиваются с проштрафившихся плательщиков через судебные органы.

Период исковой давности может быть временно остановлен. Это возможно, когда преступник скрывается от следственных органов или от суда. Восстановить период может лишь явка повинной или задержание обвиняемого.

Срок давности по взысканию налоговой задолженности

  • прошло три года со дня, как нужно было выполнить самое раннее требование выплатить долг;
  • размер долга выше 3 тысяч рублей;
  • 6 месяцев со дня, когда общая сумма неуплаченных долгов превысила 3 тысячи рублей, есть у налоговиков для обращения в суд (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК);

Как видно, за неуплату налога за 2021 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2021 год, если же и за 2021 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Для индивидуальных предпринимателей предусмотрено списание долгов по всем налогам на 01.01.2015 года и по пеням, которые образовались с этого периода. Илья Трунин, занимающий должность заместителя министра финансов, добавил, что исключение составляют налоги, по которым не будет проводиться амнистия, а именно:

  • НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых);
  • акцизы;
  • налоги, которые подлежат уплате в связи с перевозкой товаров через границу.

Такая задолженность составляет 41 миллиард рублей и касается 42 миллиона человек.

Кроме того, налоговая амнистия 2021 года для ИП предполагает и прощение задолженности по страховым взносам (в том числе и по штрафам и пеням), возникшим до 1 января 2017 года:

  • в ФСС (Фонд социального страхования);
  • в ПФР (Пенсионный фонд России);
  • в ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования).

Это будет касаться и тех предпринимателей, которые фактически не вели предпринимательскую деятельность. При этом Макаров добавил, что списание долгов по страховым взносам коснется тех ИП, которые хоть и не вели деятельность, но оставались в статусе индивидуальных предпринимателей.

К тем, кому простят долги, относятся такие категории граждан:

  • физические лица;
  • ИП;
  • адвокаты, нотариусы, и лица, занимающиеся частной практикой.

В качестве основания для списания долгов будет являться сумма долга в налоговую инспекцию или в фонды.

Списанием долгов будет заниматься ИФНС:

  • по месту нахождения имущества должника;
  • по месту его жительства.

Личное участие налогоплательщиков в списании этих задолженностей не потребуется.

Налоговые органы проведут амнистию автоматически. Гражданин не обязан подавать и предоставлять в ИФНС справки и различные документы.

Проверить, произошло ли списание ваших долгов, можно в личном кабинете налогоплательщика. Также ФНС обязано отправить на ваш адрес регистрации местожительства решение о списании долгов.

Затем вы можете передать полученное решение судебным приставам, которые вели производство по возврату долга.

По информации ФНС РФ, работа по списанию задолженности будет проводиться налоговыми инспекциями в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 уже завершена основная работа по списанию задолженности физических лиц по имущественным налогам и задолженности индивидуальных предпринимателей по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

На следующем этапе будет произведено списание оставшейся налоговой задолженности физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также списание задолженности по страховым взносам, в том числе начисленных от размера 8 МРОТ.

Поправки внесены в статью 217 НК РФ, регулирующую перечень доходов, которые подлежат освобождению от налогообложения. К таким доходам отнесены доходы, которые были получены в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года и с которых не был удержан подоходный налог.

С момента принятия этой поправки проблема накопленных задолженностей по налогам в ситуации, когда работники налоговой начисляли гражданам НДФЛ, в результате списания долгов, должна быть исчерпана. Речь идет о задолженностях перед операторами телефонной связи, банками и коммунальщиками.

Глава РФ отметил, что подобная практика лишена всякого смысла. Тем не менее, власти не хотят от нее отказываться полностью. Доходы, получаемые граждане после 1 декабря 2017 года, снова будут облагаться подоходным налогом.

Государство может быть заинтересовано в проведении налоговой амнистии в таких случаях:

  1. Для наведения порядка между отношениями налогоплательщика и соответствующей структурой.
  2. Для привлечения в страну легализованных денежных средств.
  3. Для смягчения последствий для людей после экономических кризисов.
  4. Отмечаются повышенные затраты для организации поиска должников, размер суммы задолженности которых несопоставим с понесенными государством убытками.
  5. Для облегчения работы бизнесменов, что позволяет дать толчок к развитию данной сферы.

Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

Процесс по списанию образовавшихся задолженностей, подпадающих под условия амнистии, осуществляется государством самостоятельно. Для этого задействуют возможности налоговых структур, которые производят необходимые операции без каких-либо заявлений от граждан.

В случае если у гражданина останутся числиться задолженности по налогам, которые попадают под действие налоговой амнистии, следует обратиться в ближайшее отделение налоговой службы или связаться с ними по телефону. Требуется узнать причину, по которой не была списана задолженность по налогам.

Это происходит из-за загруженности системы или программных сбоев.

Важно! При желании можно воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика, чтобы убедиться в списании налоговой задолженности.

Процесс взыскания долгов в РФ осуществляется через службу судебных приставов. Если по факту большой задолженности по налогам была задействована данная структура, то она будет взыскать долг наличными или имущественными средствами.

При этом необходимо учитывать, что независимо от деятельности судебных приставов, в случае если гражданин подпадает под налоговую амнистию, его долг прощается. Как правило, данный процесс урегулируется самостоятельно между приставами и налоговиками.

При наличии доступа к сервису государственных услуг можно легко и быстро проверить задолженности по налогам и по ФССП.

При этом задолженность по налогам не всегда является целенаправленным уклонением от платежей. Случаются самые разные ситуации. При имущественном налоге чаще всего не производится своевременных начислений, что сопровождается ростом задолженности и формированием пени. В свою очередь ИП смогут избавиться от необоснованных задолженностей по налогам.

Лица, достигшие пенсионного возраста, освобождаются от уплаты имущественного налога в единичном числе. То есть не требуется вносить средства за один автомобиль, дом, гараж. При этом от оплаты земельного налога пенсионеры не освобождены.

В связи с этим была принята налоговая амнистия для данной категории граждан. Их освободили от уплаты налогов за землю, размер которой составляет не более 6 соток. При превышении установленного показателя пенсионеру понадобится оплатить сумму, которая включает в себя размер налога за имеющиеся сотки, за вычетом шести.

То есть при владении десятью сотками, внести налог потребуется за четыре. Если у пенсионера в собственности находится несколько земельных участков, то он не теряет своего права. Ему необходимо самостоятельно определиться с землей, на которую будет предоставлена налоговая амнистия.

Предприниматели по самым разным причинам часто ищут варианты оптимизации налогообложения в неправовом поле. При этом используются различные схемы. Занимаются этим как начинающие ИП, которые оправдывают ситуацию неопределённостью, мол, когда бизнес будет стабилен, тогда и будут платить налоги. И, конечно, предприниматели с высоким доходом, стремящиеся таким образом увеличить прибыль. Уменьшают налог, например, сокрытием оборота и доходов, неоформлением работников и невыплатой взносов с их заработной платы.

Но дело в том, что налоговые органы могут выявить эти схемы, доначислить налог и штрафы, и что самое важное – задолженность будет числиться за физическим лицом. Ведь ИП – это особый статус физического лица, и хотя претензии налоговый орган предъявляет в отношении предпринимательской деятельности, но в случае прекращения регистрации в качестве ИП долг не будет списан, погашать его должен будет гражданин, который был зарегистрирован предпринимателем.

Часто задают вопрос о том, есть ли срок исковой давности по налогам для ИП, проводя аналогию с гражданским законодательством, а иногда и ссылаясь на общий трехлетний срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Но дело в том, что для налоговых правоотношений применяются другие нормы – нормы налогового законодательства. И срока исковой давности не существует. Выездная налоговая проверка может быть проведена за трехлетний период (п. 4 ст. 89 НК РФ), то есть даже через несколько лет после прекращения регистрации в качестве предпринимателя у налоговых органов есть право на проведение налоговой проверки, по результатам которой могут быть доначислены налоги за период предпринимательской деятельности, и уплатить их необходимо будет физическому лицу.

Налоги, которые платит ИП, зависят и от деятельности, и от дохода, и от других факторов. Но в первую очередь они зависят от выбранной системы налогообложения. Можно разделить системы налогообложения на общую и специальные. При этом специальные системы налогообложения предприниматель выбирает добровольно, более того, для многих видов деятельности есть выбор из нескольких вариантов.

И если общая система налогообложения (ОСНО) применяется по умолчанию, то для применения специальных систем необходимо соответствовать требованиям и подать заявление о применении этой системы.

Выгодность этих систем в том, что они освобождают от ряда налогов:

Хотя и с оговорками. Так, НДС необходимо платить при ввозе в РФ, при выполнении функций налогового агента. Есть особенности и в отношении налога на имущество.

Основное преимущество спецсистем – низкие ставки. Для УСН с объектом «доходы» максимальная ставка налога составляет 6%, а в регионе может быть снижена до 1%.

Патентная система налогообложения может быть выгодна не только низким налогом, но и тем, что налог не зависит от дохода, ИП нет необходимости заниматься учетом. И это единственная система налогообложения, применение которой освобождает от налоговой отчетности.

Но привлекательнее всего для ИП налоговые каникулы, то есть полное освобождение от уплаты налога, установленное п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ. Применять их может только индивидуальный предприниматель и только при определенных условиях:

  • законом субъекта РФ установлены налоговые каникулы;
  • предприниматель впервые зарегистрирован после вступления в силу закона субъекта РФ;
  • ИП ведет вид деятельности, указанный в законе субъекта РФ;
  • выручка по этому виду деятельности — не менее 70% от общих доходов;
  • ИП выбрал УСН или ПСН.

Срок давности налога ИП

Есть долг по налогам по ИП (упрощенка) за 2012 год, причем в 2013 году велась деятельность и счет не блокировался. Теперь, в 2016 году оказалось, что мои долги составляют 140 тысяч, да еще и пени 54 тысячи набежали за 4 года. Бухгалтер говорит, что все налоги за тот год были выплачены.

Вправе ли налоговая сейчас взыскивать этот долг?

Добрый вечер, Александр. Обязательные платежи, будучи предприниматель, вы должны были вносить вне зависимости от того работали вы или нет. Для того, чтобы найти возможность уменьшить сумму, нужно видеть те документы, на основании которых производится взыскание. Возможно, какие-то сведения нужно запрашивать в налоговой дополнительно. И вы не написали, когда прекратили регистрацию ИП? Это ведь ваша ответственность — либо вносите все предусмотренные платежи по ненужному вам ИП, либо прекращайте его сразу, как только стало не нужно.

Являюсь ИП есть задолжность по налогам за 2011 год. скажите имееться ли срок давности для списания по налогам и пеням? . спасибо.

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков: Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.

Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и(или) муниципальных образований. Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК. Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. 9 НК . При нарушении установленных периодов уплачивается пеня ( ст. 75 НК ).

Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС (например, это земельный или транспортный платежи), его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления (в течение месяца со дня его получения). Большая длительность предусматривается в самом уведомлении.

Исковая давность, предусмотренная гл. 12 ГК , в налоговой сфере не применяется.

При задолженности физического лица ему (независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения) направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию:

  • о сумме долга;
  • размере пеней (на момент его направления);
  • периоде его исполнения (восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное);
  • взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования;
  • основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.

Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки (это следующий день после наступления даты внесения платежа), либо в пределах года от этого дня (когда сумма неуплаты меньше 500 руб.). Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения.

Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов. Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд (в пределах двух лет).

Указанные правила распространяются и на ИП.

Срок исковой давности для налоговой проверки — период, в течение которого налоговые органы вправе взыскивать налоги, а также привлекать к ответственности виновных в выявленных нарушениях. О сроках применения санкций расскажет предлагаемая нами статья.

Возможно ли применение срока исковой давности по налоговым нарушениям?

Согласно статье 195 ГК РФ, исковая давность определяется как срок, в течение которого субъект, чьи права нарушены, имеет право обратиться за их защитой. Пропуск данного срока без уважительных причин приводит к ситуации, когда защита своего нарушенного права становится фактически невозможной при заявлении об этом другой стороны (статья 199 ГК).

Стандартный срок для защиты своих прав составляет 3 года, согласно статье 196 ГК РФ. При этом статья 197 ГК указывает на возможность применения более коротких или продолжительных сроков защиты своих прав, а статья 208 перечисляет исключительные случаи, на которые подобный срок вообще не распространяется.

Следует помнить, что понятие «исковая давность» исключительно гражданско-правовое, поэтому не может применяться к административным правоотношениям, что вытекает из части 1 статьи 1 ГК РФ. Аналогичную трактовку данного вопроса предлагает и НК РФ, который не содержит термина «исковая давность».

Однако же отсутствие исковой давности по взысканию налоговой задолженности не означает, что налоговая инспекция вправе взыскивать налоги в любое время и за любой период. Нормы статей 46, 47, 48, 89, 113 и 115 НК РФ содержат ряд ограничений по взысканию налогов, штрафов, пеней, а также привлечению к ответственности за налоговые нарушения.

Согласно положениям статьи 87 НК РФ, существует 2 вида проверок:

Камеральная проверка, в соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ, проводится исключительно на основании документов (декларации, отчетов), которые представлены налогоплательщиком. При этом пункт 7 статьи 88 НК указывает, что у проверяемого лица допускает требовать только те документы, которые необходимо представить совместно с текущей отчетностью.

Пункт 1 статьи 55 НК РФ определяет, что продолжительность налогового периода, за который необходимо отчитываться субъекту хозяйственной деятельности, составляет 1 год (если только по отдельным видам налогов не определено иное). Таким образом, максимальный период, который может быть охвачен камеральной проверкой, — 1 календарный год, отчетность за который и направляется в налоговую инспекцию.

При выездной проверке, в отличие от камеральной, налоговые органы, согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ, не вправе проверять отчетность и помещения налогоплательщика за период свыше 3 лет. При этом данный срок исчисляется начиная с 1 января года, в котором было принято решение о проведении проверки. То есть, к примеру, если решение о проведении проверки было принято 5 сентября 2017 года, налоговый орган вправе требовать отчетность за период с 1 января 2014 года до момента окончания процедуры, максимальный срок которой может составлять 6 месяцев.

Таким образом, максимальный период проведения проверок ограничивается 3 календарными годами, предшествующими принятию решения о проведении проверки.


Похожие записи:

Добавить комментарий