Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки уплаты таможенных платежей 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Опубликовано: 31 декабря 2020 10:05 Последнее изменение: 11 января 2021 13:29
С 1 января 2021 года изменяются реквизиты счета для уплаты таможенных и иных платежей, администрирование которых осуществляется таможенными органами.
Актуальные реквизиты счета размещены на официальном сайте ФТС России в разделе «Открытая служба» → «Участникам ВЭД» → «Уплата таможенных и иных платежей» → «Реквизиты счета для перечисления таможенных и иных платежей».
Денежные средства, поступившие на единые лицевые счета плательщиков до 2021 года, могут быть использованы ими при совершении таможенных операций в 2021 году. Дополнительных обращений об их зачете по новым реквизитам счета не требуется.
В случае ошибочного указания плательщиками при осуществлении платежа в 2021 году реквизитов счета, действовавших в 2020 году, указанные платежи в течение переходного периода (1 квартал 2021 года) будут зачисляться Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства по актуальным реквизитам.
Наиболее часто используемые коды бюджетной классификации (авансовые платежи, ввозная таможенная пошлина и т.д.) с 1 января 2021 года не изменяются.
Обращаем внимание, что с 1 января 2021 года из перечня кодов бюджетной классификации, которые администрирует ФТС России, исключаются коды бюджетной классификации в отношении штрафов по делам об административных правонарушениях 153 1 16 01141 01 9000 140, 153 1 16 01151 01 9000 140 и вводятся коды бюджетной классификации в отношении штрафов по делам об административных правонарушениях 153 1 16 01141 01 9002 140, 153 1 16 01151 01 0025 140, 153 1 16 01151 01 9002 140.
Сроки уплаты таможенных платежей — условия и порядок их изменения
Выделяют 2 отдельные категории плательщиков — обязательные и возможные. К первой категории лиц относятся декларанты и их торговые представители.
Возможными плательщиками таможенных платежей являются лица, которые:
- Владеют складом временного хранения, если продукция была утрачена или выдана без разрешения таможенного органа.
- Владеют таможенным складом, если продукция была утрачена или выдана без разрешения таможенного органа.
- Получили согласие таможенного органа на переработку продукции на их территории или получили согласие на выполнение этой операции.
- Получили согласие таможенного органа на переработку продукции, предназначенной для внутреннего пользования.
- Получили согласие таможенного органа на переработку продукции вне его территории.
- Получили согласие таможенного органа на временный вывоз или ввоз продукции.
- Незаконно транспортируют продукцию через государственную границу или участвуют в этой процедуре.
Эта категория участников ВЭД может рассматриваться в качестве плательщиков только при наличии определённых обстоятельств.
Срок осуществления выплат в бюджет государства может быть представлен в форме:
- отсрочки;
- рассрочки.
Для выполнения этой процедуры необходимы следующие основания:
- Серьёзный ущерб, который был причинён участнику ВЭД вследствие стихийных бедствий, природных катаклизмов и других аварий.
- Задержка государственных выплат.
- Задержка выплат за исполнение государственного заказа.
- Импорт продукции с малым сроком годности.
- Импорт продукции, которая в дальнейшем будет использована в промышленной переработке.
- Импорт отдельных видов воздушных судов.
- Импорт товаров, необходимых для ведения сельскохозяйственной деятельности и т. д.
При соблюдении одного из перечисленных выше условий участник ВЭД может получить отсрочку или рассрочку платежа.
Первый шаг, который необходимо сделать для получения отсрочки или рассрочки, — подать заявление в таможенный орган. Грамотное его составление может существенно повлиять на решение.
Заявление должно содержать следующую информацию:
- Сведения об участнике ВЭД.
- Реквизиты контракта.
- Наименование перевозимой продукции.
- Основания для получения лицом отсрочки или рассрочки.
- Сумма таможенных платежей, подлежащих к уплате.
- Срок, на который необходимо перенести платёж.
- Сведения, которые подтверждают отсутствие оснований для отказа в предоставление отсрочки или рассрочки платежа.
К заявлению необходимо прикрепить те документы, которые подтверждают наличие оснований для переноса срока платежа.
Решение выносится таможенным органом в течение 10 дней после подачи плательщиком всех документов. Оно выносится в письменной форме.
Документ о решении таможенного органа должен содержать следующую информацию:
- Срок, на который перенесён платёж.
- Сумма платежа.
- График таможенных выплат.
- Иные сведения, которые необходимы участнику ВЭД для погашения платежа.
Какой будет таможенный сбор на импорт иностранных товаров в Россию в 2021 году
В 2020 году произошло изменение ставок акциза. В частности, выросли сборы на следующие товары:
- Все сорта шампанского.
- Алкогольное пиво на 5 оборотов.
- Табачные изделия.
- Любая курительная «электроника»: электрокальяны, сигареты, вейпы и т.д.
- Автомобили с мощностью мотора от 91 лошадиной силы.
- Бензиновое топливо 5 класса, солярка и моторное масло.
Ряд товаров в принципе не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Кратко их список выглядит так:
- Любая продукция, ввозимая в качестве помощи РФ. Есть исключения для товаров, которые облагаются НДС на таможне.Таможенные платежи при ввозе подналоговых торовар необходимы
- Любые медикаменты (отечественного и импортного производства), входящие в перечень необходимых и первостепенных.
- Протезы и ортопедические изделия, а также сырьевой материал для их изготовления.
- Офтальмологическое оборудование, в том числе и средства первой необходимости (очки, линзы и т.д).
- Сырьевой материал для производства вышеперечисленных позиций, которые не выпускаются в Российской Федерации.
В следующем месяце после ввоза товаров (вне зависимости от даты) до 20-го числа необходимо предоставить таможенникам квитанции об оплате косвенных налогов. Также необходимо присовокупить документы, дающие право ввозить данные товары в страну. Кроме того, необходим подать сопроводительные документы.
Порядок взимания косвенных налогов в таможенном союзе после принятия новых правил не зависит от таможни, поскольку все операции производятся через налоговые органы. Поскольку ставка пошлины равняется 0, таможенная служба не задействуется.
Обычно оплачиваемую сумму определяет сам плательщик, однако в определенных, регламентированных законом ситуациях таможенные органы либо назначают сумму самостоятельно, либо требует оплатить дополнительные налоги.
По умолчанию, пошлина оплачивается в национальной валюте, однако может быть пересчитана по действующему курсу центрального банка в любую иностранную.
В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:
- Ввозная таможенная пошлина;
- Вывозная таможенная пошлина;
- Налог на добавленную стоимость;
- Акциз;
- Таможенные сборы;
- Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).
Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.
Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).
Таможенный сбор Таможенная пошлина Таможенный НДС Таможенный акциз
Документы и информация по таможенным платежам
- Коды таможенных платежей (Смотреть)
- Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)
Таблица сроков уплаты налогов в 2021 году
Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.
Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.
Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.
Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.
[ТК ТС] [I. Общая] [Раздел 2]
1. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344, 360 настоящего Кодекса.
2. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с:
1) международными договорами государств — членов таможенного союза — при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса;
2) законодательством государств — членов таможенного союза — при установлении таможенной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса.
3. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса определяются законодательством государств — членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства — члена таможенного союза.
Если человек провозит с собой личные средства, не считая автомобиля, общая сумма которых не превышает 500 евро, то он не обязан платить таможенный платеж. При этом суммарный вес товаров или продукции не может превышать 25 килограммов. Это касается лишь тех товаров, которые транспортируются наземным путем (автомобилями или поездами). Такие правила действуют с 1 января 2019 года. Если же человек путешествует авиатранспортом, то он беспошлинно может ввезти товары на сумму до 10 000 евро.
Дополнительно человек может провезти:
- 50 сигар или два блока сигарет. Альтернативу сигаретам и сигарам составляет табак в количестве 250 граммов.
- Три литра алкогольной продукции.
Система таможенных правил России в 2021 году предусматривает при ввозе продукции оплату не только ввозной пошлины, но и НДС. НДС платится на ввоз продукции с тем учетом, что реализовываться она будет на территории РФ. НДС — косвенный налог. Порядок и сроки уплаты НДС регулируются ТК ТС.
Таким образом, согласно нормам Налогового кодекса РФ, платить НДС обязаны:
- организации;
- предприятия;
- индивидуальные предприниматели.
Согласно поправкам в таможенном законодательстве, с 16 мая 2015 года на икру вводится ввозная таможенная пошлина в размере 0 %. Это означает, что отдельные виды икры рыб могут ввозиться беспошлинно.
С 1 октября 2015 года вывозная пошлина на зерно составила 50 процентов. Но от получившейся суммы, согласно закону, потребуется отнимать 6500 рублей. Стоит заметить, что каждая «лишняя» тонна не может стоить меньше 10 рублей. Такое решение было принято правительством для поддержания экспорта и укрепления позиций российского рынка на мировой арене.
Таблица. Ставки на алкогольную и табачную продукцию в 2021 году
Наименование продукции | Размер ставки |
Минеральная вода | 15 %, но не менее 0,07 евро за 1 литр |
Пиво безалкогольное | 0,6 евро за 1 литр |
Пиво солодовое | 0,6 евро за 1 литр |
Вина игристые, включая шампанское | 20 % |
Вермуты, вина | 20 % |
Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об. | 100 %, не менее 2 евро за 1 литр |
Коньяк, бренди, виски | 100 %, не менее 2 евро за 1 литр |
Табак с неотделенной средней жилкой | 5 % |
Сигареты, сигары | 30 %, но не менее 3 евро от стоимости 1000 штук |
Курительный табак | 20 % |
Порядок и условия оплаты таможенных пошлин регулирует гл. 11 ТК. Уплата таможенных пошлин происходит в валюте государства — члена Таможенного союза. Сроки уплаты таможенных платежей указаны в Таможенном кодексе. Уплата таможенных платежей происходит перед подачей декларации или непосредственно одновременно с декларацией. В зависимости от разновидности товара устанавливаются сроки уплаты таможенных сборов так:
- таможенные сборы, которые связаны с таможенными операциями должны быть уплачены в срок подачи декларации,
- таможенные пошлины за сопровождение уплачивают до начала сопровождения соответственно,
- таможенные сборы за хранение подлежат оплате до непосредственной выдачи товара.
В случае несвоевременно оплаченного таможенного сбора или пошлины декларант несет административную и финансово-правовую ответственность в виде начисленных пеней.
Изменен порядок уплаты таможенных платежей!
ВАЖНО . Налогоплательщик имеет право полностью освободиться от уплаты НДС либо же вернуть те деньги, которые он уже ранее заплатил.
В том случае, если товар ввозился на местность страны как денежная поддержка или же, как сырье, которое впоследствии было направлено на изготовление определенных видов медикаментов, член ВЭД освобождается от оплаты пошлины.
Субъект, в намерения которого входит получить таможенную льготу, должен в первую очередь заняться оформлением декларации, в которой он обязан указать вид товара, для чего он предназначается и в каком количестве он ввозится на землю России. Все обязательно должно быть подтверждено документами.
К примеру, если товар представляет собой технику либо же оборудование, которые будут направлены на установочный капитал, то необходимо предоставить бумаги, которые докажут что предприятие куда вносится капитал действительно существует.
ВНИМАНИЕ . Для товаров, которые были куплены за пределами РФ, необходимо предоставить соответствующий чек. Предприятия, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, как правило, сталкиваются с весьма сложным и длительным оформлением декларации.
Объясняется это тем, что с них каждый раз могут требовать новые документы и постоянно меняется нормативная база. Допустить ошибки не позволительно. Это может привести к получению серьезных штрафов, а также к задержке ввоза, и иногда даже к конфискации товара.
ВАЖНО . Если ввоз товара осуществляется физическим лицом, то ему необходимо обязательно ознакомиться с правилами таможни. Это очень важно, так как вполне возможно, что плата пошлины будет завышена. Стоит понимать, что любой вид имущества, который принадлежит физлицу, в том числе и деньги – это товар.
Согласно ст. 386 Таможенного кодекса РФ, при уплате пошлин при пересечении границы допускается предоставление привилегий на основании:
- особенностей, связанных с таможенным оформлением продукции;
- нюансов осуществления контрольных функций на границе.
В соответствии со ст. 74 ТК, по данным платежам предусмотрены следующие варианты привилегий:
- по пошлинам
- по налогам;
- по таможенному сбору;
- преференции.
Критериями их предоставления может быть страна-производитель, режим растаможки либо специальная процедура ввоза продукции в страну.
Таможенные льготы могут предоставляться как по отдельности, так и в комплексе.
Эти два типа льгот устанавливаются в соответствии с законодательством каждой страны–участника Евразийского союза. Для РФ это:
- Налоговый кодекс, который регламентирует привилегии по НДС и акцизам;
- Законы РФ «О таможенном тарифе» и «О таможенном регулировании».
Привилегия может быть предоставлена в виде полного аннулирования обязательства по уплате пошлины, снижения ставки либо возмещения расходов из государственного бюджета.
Минфин разъяснил изменения по беспошлинному ввозу товаров для физлиц
Налог на акциз не устанавливается для:
- товаров, ввозимых в страну, от которых владельцы отказались в пользу государства либо конкретного муниципалитета, а также размещенные в портовых зонах;
- подакцизные товары, если они реализуются за пределами страны;
- продукция, импортируемая в портовую зону государства;
- подакцизные товары давальческой категории для дальнейшего экспорта из страны.
Предусмотрены льготы при вывозе из страны товаров следующего назначения:
- для обеспечения российских кораблей либо судов, находящихся в аренде у граждан России;
- для оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий и другим основаниям из ст. 35 ТК.
При импорте предоставляется скидка на продукцию:
- предназначенную для развивающихся стран;
- для автотранспорта, эксплуатируемого в перевозках между странами, а также запчастей для него;
- предназначенные для личного использования сотрудников посольств и их семей;
- для оказания гуманитарной помощи России;
- на все виды валют и другие товары согласно решению Таможенного союза.
1. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 настоящего Кодекса.
2. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются в соответствии с:
1) международными договорами государств — членов таможенного союза — при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса;
2) законодательством государств — членов таможенного союза — при установлении таможенной процедуры в соответствии с пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса.
(пункт 2 в редакции Протокола от 16.04.2010)
3. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса определяются законодательством государств — членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства — члена таможенного союза.
Ни для кого не секрет, что всё необходимо делать своевременно и данный случай – не исключение. Ведь декларантам необходимо оплачивать все пошлины и сборы в указанное время, иначе задержка оплаты может быть воспринята как уклонение от уплаты таможенных платежей.
На каждый из видов пошлины установлен свой срок:
- Ввоз. Пятнадцать дней с того момента, как товары появились в таможенном органе и были взяты в работу.
- Вывоз. В данном случае нет конкретных ограничений по времени, но они связаны с подачей декларации.
- Изменение таможенного режима. Все платежи производятся в день завершения полагающихся изменений.
- Незаконный ввоз грузов. Не более чем через 5 дней после того, как товары были обнаружены у юридических лиц.
- Нецелевое использование товаров и нарушений требований к таможенным процедурам. При выявлении подобной ошибки субъект обязан уплатить положенный платеж в тот де самый день.
Внимание! С 1 января 2021 года изменяется порядок уплаты таможенных платежей
Чтобы не платить, необходимо учитывать:
- Страну-производителя товара. Если продукция произведена в СНГ и отправитель – участник внешнеэкономической деятельности, что подтверждено соответствующим документом (сертификатом или декларацией), пошлина не платится. Развивающиеся государства частично освобождаются от уплаты. Им надлежит уплатить только 75% от установленной базовой суммы. Льготный список стран утверждается Правительством России.
- Цель ввоза. Освобождается от платежей продукция, носящая образовательный, культурный и научный характер, а также грузы, являющиеся гуманитарной помощью, предназначенные для устранения техногенных катастроф, передаваемые в уставный фонд (для юрлиц с иностранными инвестициями). Исключение составляют подакцизная продукция и средства основных фондов.
- Вид ввозимых товаров. Пошлину не платят при ввозе российской национальной и иностранной валюты (исключение – нумизматические экземпляры), векселей, акций и других ценных бумаг.
- Стоимость. Если общая стоимость ввозимых предметов не превышает 5 000 руб., пошлины и налоги не платятся. При этом нужно, чтобы они предназначались для одного получателя.
- Применяемый таможенный режим. Полное освобождение для:
- транзитных международных перемещений, когда груз проходит по таможенной территории РФ, как части пути, который начинается и заканчивается за пределами России;
- беспошлинной торговли, при которой товары иностранного производителя продаются в розничной сети беспошлинной торговли гражданам, выезжающим за пределы страны;
- таможенного склада, где груз хранится под контролем таможенных служб до 3 лет, а затем направляется на реэкспорт;
- предметов, которые безвозмездно переданы в собственность государства;
- перемещения припасов для пассажиров и экипажей на международных морских, воздушных судах, поездах;
- специальных режимов по временной переработке продукции, реимпорту и реэкспорту.
- Специальная таможенная процедура. Полному освобождению подлежит:
- временный ввоз/вывоз ТС, оборудования и запчастей;
- перемещение личных вещей граждан (не более 35 кг на сумму до 1000 евро);
- международные почтовые отправления граждан, включая товары стоимостью менее 10 000 руб., при условии – 1 раз в неделю для одного получателяю
Не платят пошлину иностранцы – дипломаты, консулы и члены их семей, обслуживающий персонал (с членами семьи), курьеры диппредставительств, члены парламента иностранных государств в составе делегаций, работники межправительственных иностранных организаций.
От уплаты НДС плательщик может освобождаться полностью или возвратить ранее уплаченные суммы. Если товар был ввезен как финансовая помощь, или как сырье для изготовления некоторых видов медицинских препаратов, участник ВЭД налог не платит.
От уплаты НДС освобождаются:
- необработанные натуральные алмазы;
- российская национальная и иностранная валюта, законные средства платежа, ценные бумаги;
- техника, оборудование, отдельные узлы и агрегаты, запчасти, которые являются взносом в уставной капитал предприятий;
- продукция, произведенная за границей на арендованных российскими предприятиями землях;
- морепродукты, переработанные или выловленные субъектами РФ;
- печатные издания, предназначенные библиотекам, музеям, произведения кинематографа, художественные ценности, подаренные государству
- продукция офтальмологии, технические средства реабилитации и сырье для их производства.
Для освобождения от уплаты акциза придерживаются аналогичного механизма.
Плательщиками таможенных платежей, согласно ст. 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, являются декларанты или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Они же несут ответственность за неуплату таможенных платежей.
Уплата таможенных платежей осуществляется в зависимости от условий избранной декларантом таможенной процедуры.
Ст. 55 ТК ЕАЭС определяет порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены ст. 30, 31 и 32 Федерального закона от 3.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов также оговорены в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
Текст упомянутой статьи 16.22 КоАП РФ выглядит следующим образом:
Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, влечёт наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей;
- на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.
До 2020 года сроки устанавливались в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза, но с 01 января 2020 года, с момента вступления в силу договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2020 года, ТК ТС РФ был заменён на ТК ЕАЭС РФ. Необходимо понимать, что приводимые нормы и в целом рассматриваемая сфера невероятно сложны, так как предполагают работу с огромным количеством различной документации. Сроки, упоминание о которых указано в ст. 16.22 КоАП РФ не наличествуют определёнными «твёрдыми» временными интервалами (10 дней, 30 дней и т. п.), а зависят от вида осуществляемых действий.
Например, принимая во внимание положения статьи 216 ТК ЕАЭС РФ, а именно части 1, за помещение товаров иностранного происхождения под процедуру свободного склада, полагается внести пошлину с момента его фактической регистрации до момента его фактического вывоза с территории склада. И подобным образом определяются сроки для всех видов таможенной процедуры, что не позволяет привести в рамках настоящей статьи временной список по обязательствам уплаты пошлин или налогов.
Положения статьи 194 Уголовного кодекса РФ более обширны и содержат целый ряд квалифицирующих признаков, а именно:
- Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершённое в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Уклонение от уплаты должно носить умышленный характер и может проявляться в совершении каких-либо действий или в полном бездействии. Крупным размером, являющимся обязательным признаком рассматриваемого преступления, в соответствии с примечанием законодателя к 194 УК РФ, признаётся сумма в диапазоне от 2 млн. до 6 млн. рублей.
Таможенные платежи — расчет, уплата, обеспечение, виды и их стоимость
Как отмечают эксперты, уклонение от уплаты таможенных платежей может проявляться в форме действия и в форме бездействия. Виды правонарушений:
- предоставление таможенным органам заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, которое влечет за собой неуплату или неполную уплату таможенных платежей;
- нарушение сроков уплаты таможенных платежей;
- предоставление таможенным органам поддельных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей.
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей разнообразны. Рассмотрим их подробнее.
- О первом способе рассказал начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев. Он отметил, что наиболее распространенной схемой является ввоз товара под «чужим» кодом. Это означает, что изменяют, например, одну цифру в коде классификации. Товар меняется, следовательно, меняется необходимость уплаты пошлины, к примеру, на новый товар действует льгота по пошлине. Нарушения с кодами составляют треть всех махинаций.
- Распространен временный ввоз транспортных средств без уплаты таможенных пошлин с использованием впоследствии машин/яхт/самолетов в коммерческих целях. Пример: участники преступной группы взяли за границей в аренду 4 самолета и организовали на территории России частные коммерческие рейсы. Сумма неуплаченных таможенных платежей при этом составила порядка 635 млн. руб.
- Практикуют занижение стоимости товаров в таможенных декларациях. Например, компания ввезла в Россию свыше 33 тысяч ампул с инъекциями для лица и тела. Задекларировала их как «продукты для ухода за кожей» и заявила стоимость от 8 до 40 рублей за штуку. На официальном сайте Федеральной таможенной службы после этого появилась информация, что при проверке выявилось несоответствие декларации и фактического товара, сведения, которые были предоставлены таможенникам, оказались ложными: «По заключению таможенного эксперта, большая часть товаров представляла собой косметическую продукцию — филлеры на основе водного раствора гиалуроновой кислоты. Розничная цена таких товаров на территории России составляет в среднем 2,5 тыс. рублей за ампулу, что многократно превышает цену, которую указали в таможенной декларации».
Нормативная основа статьи установлена в законе №5003.
Комментарии к статье:
- Предмет – таможенные платежи: ввозная таможенная пошлина, НДС, акциз, таможенные сборы. Они уплачиваются декларантом или прочим лицом. Сроки установлены в 329 статье Таможенного кодекса.
- В исключительных случаях плательщик может отсрочить или рассрочить платежи, решение о них принимается таможенным органом, проводящим оформление. Основа для исчисления – таможенная стоимость товаров. Она подтверждается документами.
- Объективная сторона – уклонение. Форма уклонения может быть любой: занижение стоимости товаров, прямой отказ, прикрытие экспорта и импорта перемещением по транзиту.
- Уклонение от уплаты в крупном размере свыше 500 тысяч рублей.
Это длящееся преступление. Статья 194 УК РФ называет состав преступления небольшой тяжести в первой части и средней – во второй. Субъект – физическое лицо.
Во второй части установлено наказание за деяния в особо крупном размере. После принятия закона №162 не предусмотрено ранее существовавших в статье условий освобождения от ответственности.
1. Исчерпывающий перечень видов таможенных платежей установлен п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, определенных п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ.
За таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях (далее — товары), взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в размере, указанном в разд. IV Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом ГТК России от 9 ноября 2000 г. N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2000 г. N 2497).
Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров см. Приказ ГТК России от 6 февраля 2001 г. N 124.
2. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» под таможенной пошлиной понимается обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Исчерпывающий перечень товаров, транспортных средств, освобожденных от пошлины, определен ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе».
Согласно Правилам перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815, физические лица, в том числе переселяющиеся из Российской Федерации в иностранные государства на постоянное место жительства, могут вывозить любым способом, включая пересылку, товары в упрощенном, льготном порядке с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии, что стоимость товаров в эквивалентном выражении не превышает 10000 долл. США включительно.
Таможенная стоимость товаров, вывозимых (в том числе пересылаемых) с таможенной территории РФ, определяется исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
3. Особенности налогообложения по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определены п. 1 ст. 151 НК.
Налогообложение в указанном случае осуществляется в следующем порядке:
— при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено ст. 150 НК;
— при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
— при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается;
— при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог уплачивается при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов переработки этих товаров с таможенной территории Российской Федерации;
— при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
— при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;
— при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, налог уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более чем на шесть месяцев.
4. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, а именно:
— в день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме;
— в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;
— в день, установленный таможенным органом для уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров.
Статья 329. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
- Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров
- Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации
- Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
- Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля
- Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
- Статья 16.7. Представление недействительных документов при совершении таможенных операций
- Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам
- Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них
- Статья 16.10. Несоблюдение порядка таможенного транзита
- Статья 16.11. Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации
- Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений
- Статья 16.13. Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа
- Статья 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций
- Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности
- Статья 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров
- Статья 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации
- Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами
- Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
- Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами
- Статья 16.21. Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка
- Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела
- Статья 16.24. Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
- Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
- Глава 3. Административное наказание
- Глава 4. Назначение административного наказания
- Раздел II. Особенная часть
- Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
- Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
- Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности
- Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
- Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике
- Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
- Глава 11. Административные правонарушения на транспорте
- Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения
- Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации
- Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
- Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг
- Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)
- Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти
- Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы российской федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории российской федерации
- Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления
- Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
- Статья 20.6.1.
- Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета
- Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Глава 22. Общие положения
- Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях
- Глава 24. Общие положения
- Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности
- Глава 26. Предмет доказывания. доказательства. оценка доказательств
- Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
- Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении
- Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении
- Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях
- Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
- Раздел V. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Глава 31. Общие положения
- Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:
- Ввозная таможенная пошлина;
- Вывозная таможенная пошлина;
- Налог на добавленную стоимость;
- Акциз;
- Таможенные сборы;
- Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция – 0%).
Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.
Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).
Взыскание таможенных платежей происходит и с экспортеров, и с импортеров. Рассмотрим, что каждый из них уплачивает конкретно.
Импортеры за ввозимую продукцию:
- Ввозная пошлина.
- Таможенные сборы.
- НДС (в случае если он не нулевой).
- Акциз (касательно подакцизной продукции).
Экспортеры за вывозимую продукцию:
- Сбор за оформление.
- Вывозная пошлина (только для категорий товаров, облагаемых данными платежами).
Чтобы рассчитать и оформить все вышеперечисленное, можно обратиться к услугам таможенных брокеров. Но все необходимые процедуры реально произвести и самостоятельно.
А теперь разберем детально порядок и сроки уплаты таможенных платежей (ст. 329 ТК). Что касается импорта (ввоза), то установлено следующее:
- При ввозе в таможенную зону РФ товаров, пошлины и прочие полагающиеся сборы за них должны быть уплачены в день подачи декларации. В том случае, когда этот документ не был подан в срок, период уплаты подобных платежей исчисляется со дня истечения срока его подачи.
- В случае предварительного декларирования ввозимой продукции таможенные взносы, налоги должны уплачиваться не позже даты выпуска таких товаров.
- Если подается периодическая декларация, то полагающиеся платежи по ней уплачиваются в течение 15 дней с момента прибытия продукции на территорию РФ или с даты завершения внутреннего транзита. Это действует для случаев, когда декларирование продукции происходит не в точке ее прибытия.
- При выпуске каких-либо товаров до подачи декларации таможенные платежи уплачиваются не позднее 15 дней с даты предъявления (данных товаров) в таможенном органе в месте их прибытия в зону РФ. В случае когда декларирование происходит не в точке прибытия на территорию РФ – не позднее 15 дней с момента завершения таможенного внутрироссийского транзита.
Теперь положения законодательства касательно вывозимых (экспортируемых) товаров с таможенной территории Таможенного Союза (РФ, Казахстан, Беларусь):
- При вывозе продукции пошлины должны уплачиваться не позднее той даты, в которую была подана декларация.
- При законодательных изменениях таможенных режимов соответствующие пошлины и налоги уплачиваются не позднее дня, заключительного для корректируемого режима.
Если вы не хотите обращаться к услугам таможенных брокеров, то можно воспользоваться следующей инструкцией расчетов:
- Определить страну изготовления, происхождения товара.
- Найти код продукции в ТН ВЭД.
- Определить ставку полагающейся пошлины: адвалорная (определенный процент от таможенной цены товара), специфическая (конкретная денежная величина в отношении единицы товара), комбинированная.
- Определите, является ли товар подакцизным. Список представлен в ст. 193 НК РФ. Основные категории в нем – алкоголь, табак, автомобили. Обратите внимание, что акцизы уплачиваются только с импорта.
- НДС. При вывозе продукции за границу НДС не начисляется. Этот налог уплачивается лишь в отношении импорта. Здесь три категории: НДС в полном объеме, льготная ставка (перечень – в п. 2. ст. 164 НК) нулевая ставка (только в отношении высокотехнологичного оборудования, чей список утверждается Министерством промышленности и торговли РФ).
- Сбор за оформление. Минимальная сумма – 500 рублей, максимальная – 10 000 рублей. Это фиксированный платеж, зависящий от таможенной стоимости продукции.
- Сбор за сопровождение. Для таких случаев оформляется и обеспечение таможенного транзита. Здесь имеется в виду перемещение товаров по стране под контролем таможенного перевозчика. Стоимость подобных услуг: 2000-6000 рублей.
- Сбор за таможенное хранение груза. Если это обычный склад, то величина сбора – 1 руб./100 кг груза. Если специализированный, то стоимость увеличивается в два раза.
Под таможенным обеспечением понимается выпуск груза с пограничного поста до внесения фактической оплаты по таможенным и иным обязательным платежам. Разумеется, товары отпускают не просто так, а под гарантию выплаты этих платежей декларантом.
Причина, по которой прибегают к отсроченному платежу, следующая: в идеале таможенные взносы не должны выплачиваться при режимах транзита либо переработки. Однако государство подстраховывается от нечестности со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), чтобы они не уклонялись от уплаты налоговых и других взносов.
Отложить срок платежа разрешено при двух видах внешнеэкономической деятельности: таможенном транзите и переработке вне таможенной базы. Некоторые предприниматели, маскируясь транзитом/переработкой, проводят импорт и экспорт без уплаты пошлин: груз всегда может «застрять» на территории РФ во время транзита или наоборот – «раствориться» за рубежом в процессе переработки.
Обеспечение также полагается в случаях, когда причиной становятся прецеденты, связанные с временными межгосударственными договоренностями, форс-мажорами, переходными этапами и другими случаями, когда таможенные органы и субъект внешнеэкономической деятельности не могут в отведенные сроки однозначно договориться, в каком размере должны быть уплачены таможенные платежи (при этом задерживать товар на таможне юридически причин нет).
Среди таких случаев условно выделяют следующие:
- дата погашения таможенных отчислений была изменена в соответствии с международными договорами;
- выпуск товаров, которые в дальнейшем будут проходить экспертизы (товар будут брать на пробы, вести дополнительные проверки, подтверждать стоимость и т. д.);
- выпуск «условно выпущенных» товаров (груз размещен на складе таможни, хотя по факту его не должно быть там);
- иные прецеденты (появляются каждый год и даже чаще).
Отдельно стоит отметить такое обеспечение для субъектов хозяйствования, занимающихся таможенной деятельностью: таможенные представители и перевозчики, владельцы СВХ, МБТ, собственники таможенных складов, уполномоченные экономические операторы.
Примечание. Если сумма начисленных за товар платежей не превысила 500 евро, обеспечение не требуется.
Этот вид регулируется ст. 64 ТК ЕАЭС «Генеральное обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов». Его оформляют, когда декларант планирует в определенный промежуток времени провести несколько операций (могут участвовать сразу несколько постов таможни). Чтобы не давать гарантии последующей оплаты на каждую из них и не усложнять процедуру, субъект ВЭД оформляет генеральное обеспечение (ГТО).
ГТО можно сравнить с абонементом на таможенные операции. Он применяется на указанной территории определенный промежуток времени. Принцип работы: один из таможенных органов принимает ГТО и дает разрешение для предоставления в другие задействованные посты.
В самом документе ГТО указывают следующие данные:
- таможенный орган-принципал, который принял и подтвердил обеспечение;
- субъект ВЭД, который его подал;
- сумма, под которую берется гарантия оплаты;
- период действия;
- перечень таможенных операций, которые покрываются ГТО;
- при наличии пограничного поста, на котором совершается несколько операций, дополнительно указывается сумма, которую покрывает ГТО на конкретной таможне.