Закон об адвокатской деятельности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об адвокатской деятельности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) адвокатская деятельность – юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, установленном настоящим Законом, в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

2) деятельность юридических консультантов – профессиональная деятельность юридических консультантов по оказанию юридической помощи в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

3) юридическая помощь – деятельность, направленная на обеспечение реализации закрепленного пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе с использованием специальных юридических знаний и навыков, в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан;

4) участники юридической помощи – лица, оказывающие юридическую помощь, клиенты, иные лица, задействованные в оказании юридической помощи;

5) уполномоченный государственный орган в сфере оказания юридической помощи (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, обеспечивающий организацию юридической помощи, а также контроль за ее качеством;

6) клиент – физическое или юридическое лицо (представитель), обратившееся за получением юридической помощи;

7) правовое информирование – вид юридической помощи, оказываемой неопределенному кругу лиц путем предоставления информации по вопросам законодательства Республики Казахстан в устной, письменной формах, в форме электронного документа либо в виде визуального ознакомления;

8) правовое консультирование – вид юридической помощи, оказываемой физическим и юридическим лицам в форме устных и письменных консультаций, в том числе касающихся вопроса составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

9) конфликт интересов – противоречие между личными интересами лица, оказывающего юридическую помощь, и интересами клиента, которое может привести к неоказанию или некачественному оказанию юридической помощи.

1. Законодательство Республики Казахстан об адвокатской деятельности и юридической помощи основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих адвокатскую деятельность и юридическую помощь.

2. Юридическая помощь оказывается в соответствии с нормами настоящего Закона и с учетом особенностей, установленных кодексами Республики Казахстан.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

4. Условия и порядок оказания юридической помощи отдельными лицами устанавливаются законами Республики Казахстан.

Оказание юридической помощи основывается на принципах:

1) верховенства закона;

2) независимости лиц, оказывающих юридическую помощь;

3) уважения и защиты прав и свобод клиента;

4) предоставления юридической помощи в интересах клиента;

5) сохранения профессиональной тайны;

6) соблюдения норм профессионального и этического поведения;

7) свободы определения пределов и мер оказания юридической помощи;

8) соблюдения стандартов оказания юридической помощи;

9) уважения к суду, правилам судопроизводства и коллегам по профессии;

10) доступности юридической помощи.

Адвокатская деятельность: новые правила

Юридическая помощь оказывается в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов физических лиц, а также прав и законных интересов юридических лиц.

При оказании юридической помощи запрещаются действия, унижающие честь или умаляющие достоинство клиента, посягающие на неприкосновенность его частной жизни, нарушающие его личную и семейную тайну, тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Лицо, оказывающее юридическую помощь, обязано надлежаще выполнять свои профессиональные обязанности, принимая необходимые меры для предотвращения вреда интересам клиента.

При оказании юридической помощи лицо, оказывающее юридическую помощь, обязано разъяснить клиенту возможные результаты и последствия юридической помощи, включая характер и размер финансовых затрат.

Выбор мер оказания юридической помощи должен исходить из интересов клиента.

Лицо, оказывающее юридическую помощь, при выполнении профессиональных обязанностей обязано принимать меры по предотвращению конфликта интересов.

Профессиональная тайна не может быть раскрыта без согласия клиента.

При оказании юридической помощи принимаются меры по сохранению профессиональной тайны, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан. Обязанность сохранения профессиональной тайны не ограничена во времени.

Предоставление сведений и информации в уполномоченный орган по финансовому мониторингу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не является разглашением профессиональной тайны.

Управляющий партнер АБ Качкин и партнеры Денис Качкин считает, что это нововведение существенно изменит не только рынок юруслуг, но и в целом повысит спрос на правосудие. Эксперт полагает, что подобная норма увеличит популярность групповых исков, которые с октября этого года можно подавать и рядовым гражданам, а не только компаниям, как раньше. Если подкрепить подобные требования гонораром успеха (понемногу от каждого истца), то на свободе окажется «джин «потребительского терроризма», сразу предупреждает Качкин: «Что в общем-то и неплохо для улучшения культуры в отношениях бизнеса с потребителями». Управляющий партнер ART DE LEX Дмитрий Магоня соглашается с тем, что эта норма, в первую очередь, не для адвокатов, а для доверителей: «Для обеспечения доступа к правосудию и реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной правовой помощи».

А вот управляющий партнер АБ ЕМПП Сергей Егоров полагает, что такую новеллу вряд ли встретят в адвокатском сообществе с ликованием: «Адвокаты в целом и так прекрасно разбираются или должны разбираться в вопросах принятия вознаграждения за свою помощь».

Еще одно важное изменение – появится единое тестирование с помощью автоматизированной информационной системы для претендентов на статус адвоката. Это нововведение должно пресечь практику, когда кандидаты сдают адвокатские экзамены в регионах, где сделать это по различным причинам проще. В изначальном проекте закона авторы предлагали бороться с такими злоупотреблениями еще жестче: запретить менять членство в адвокатской палате до накопления пятилетнего адвокатского стажа. А по его достижении допускать такой переход только по решению совета палаты, согласованному с ФПА. Но Минюст настоял на том, чтобы ограничиться единым тестом.

Замминистра юстиции Денис Новак подчеркнул, что единый стандарт проверки знаний для всех «отсечет» возможность «легкой» сдачи адвокатского экзамена в регионах. Правда, начнет функционировать новая система оценки лишь с 1 марта 2021 года. Ежегодно порядка 1500 адвокатов изменяют членство в адвокатской палате, причем большая часть из них вскоре после сдачи квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката.

Адвокат КА Юков и партнеры Анастасия Серышева приветствует именно такое решение проблемы: «Этот подход свидетельствует об осознанном и комплексном характере поправок».

Роман Речкин, соглашаясь с коллегой отмечает, что для корректного проведения адвокатского экзамена необходима четкая и прозрачная процедура проверки знаний кандидатов, а не запрет молодым адвокатам менять палату.

«Предлагаемые поправки в целом никак не скажутся на работе адвокатского сообщества, – считает Сергей Егоров. – За последние пять лет можно отметить только один случай, когда поправки в Закон об адвокатуре очевидным образом помогли адвокатам и сделали более эффективными их возможности в защите прав своих доверителей. Речь идет об установлении ответственности за игнорирование адвокатского запроса».

Другая позитивная новелла – сокращается до трех лет срок адвокатского стажа, необходимого для учреждения кабинета или адвокатской коллегии. Раньше он составлял пять лет. Гривцов уверен, что изменение позволит молодым активным адвокатам еще быстрее развиваться и профессионально расти. А Магоня добавляет, что благодаря уменьшению такого срока исчезнет барьер для присоединения к профессии квалифицированных команд юрконсультантов: «Именно они – та здоровая сила, которая может укрепить количественный и качественный потенциал корпорации». Только непонятно, какими критериями руководствовался законодатель, недоумевает партнер АБ Торн Сергей Токарев: «Причем, и тогда и сейчас. Почему не четыре или два года? За какой срок практики адвокат становится достаточно опытным и ответственным, чтобы позволить ему самостоятельное плавание?».

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

  • ФПА будет распределять уголовные дела между адвокатами по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда с помощью автоматизированной системы. Это исключит влияние заинтересованных лиц и направлено на борьбу с «карманными адвокатами», сообщили в комитете Госдумы по госстроительству и законодательству.
  • Региональные адвокатские палаты и ФПА должны будут публиковать на своих сайтах годовую финансовую отчётность, информацию о решениях совета и сделках, в которых есть заинтересованность членов совета палаты.
  • При очередной ротации членов совета ФПА адвокаты смогут предлагать новые кандидатуры в состав совета. Сейчас все кандидатуры предлагает президент палаты.
  • Президент палаты адвокатов сможет избираться на третий и последующие сроки. При этом адвокаты получат право предлагать других кандидатов из числа членов совета на эту должность. В состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будут входить президент палаты и члены совета.
  • Президент ФПА сможет возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в региональной палате, и передать его в комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохранится действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передаёт его в соответствующую палату.

Между тем, многие принятые изменения предложены и сформулированы уже на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме, обращает внимание Серышева. Из-за чего в процессе применения этих новелл по конкретным ситуациям будут возникать вопросы, предполагает адвокат. Поэтому она надеется, что Федеральная палата адвокатов будет оперативно реагировать на такие случаи и подготовит соответствующие разъяснения.

Вместе с тем, эксперты полагают, что адвокатская реформа не решает всех острых проблем, которые сейчас есть в корпорации. Гривцов считает, что законодателю пришло время подумать об опасной ситуации криминализации адвокатских гонораров: «Рассуждения представителей правоохранительных органов о том, что любая высокая цена по соглашению с адвокатом свидетельствует о мошенничестве последнего, становятся крайне тревожной тенденцией». Адвокат уверен: в законе стоит закрепить, что стоимость юрпомощи определяется только адвокатом и его доверителем. То есть такую цену нельзя ограничивать никакими рамками, средними ставками или госрасценками, объясняет Гривцов: «И ни одна сумма, закрепленная в договоре, не может свидетельствовать о недобросовестности адвоката и завышении им цены, если на нее согласился сам доверитель».

Новеллы вступят в силу 1 марта 2020 года. Использование автоматизированной системы для определения адвокатов и запрет на представительство в судах адвокатам, статус которых прекращён, будут введены с 1 марта 2021 года. Использование автоматизированной системы в рамках квалификационного экзамена вступит в силу с 1 марта 2022 года.

Комментарии экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

1. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

3. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

работниками юридических служб юридических лиц (далее — организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона.

Путин одобрил поправки в закон «Об адвокатуре». На очереди адвокатская монополия

1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

1. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2004 года Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 163-ФЗ.

2. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
(Пункт дополнительно включен с 23 декабря 2004 года Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 163-ФЗ)

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.
(Статья дополнительно включена с 13 июня 2016 года Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 160-ФЗ)

1. Адвокат обязан:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2004 года Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 163-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ.

3) постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень в порядке, установленном Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 13 июня 2016 года Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 160-ФЗ.

Об адвокатской деятельности и юридической помощи

(в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 02.06.2016 N 160-ФЗ, от 29.07.2017 N 269-ФЗ, от 02.12.2019 N 400-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
26 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
15 мая 2002 года

1. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

3. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

работниками юридических служб юридических лиц (далее — организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона.

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. (в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

1. Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

3. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

4. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

1. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

2. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поправки в закон об адвокатуре

1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения. (в ред. Федеральных законов от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее — квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также — претендент), квалификационного экзамена. (в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

5. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

1. Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. (в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

2. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 268-ФЗ)

Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.

3. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.

4. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.

5. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Федеральный закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ

Принят Государственной Думой 20 ноября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 марта 2022 года.

3. Подпункт «б» пункта 4 и абзацы четвертый и пятый подпункта «б» пункта 15 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2021 года.

4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона учредительные договоры коллегий адвокатов и адвокатских бюро, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются неотъемлемой частью их уставов.

Президент Российской Федерации В. Путин

С 1 марта 2020 года в договор об оказании юридических услуг можно будет включить пункт о гонораре успеха. Соответствующее положение утвердят в законе об адвокатской деятельности и адвокатуре. Гонорар успеха – это вознаграждение, выплата которого зависит от успешности оказанной юридической помощи и принятого судом решения по делу. Размер выплат может быть фиксированным или составлять процент от присужденной суммы.

Так как ранее положение о подобных выплатах не было закреплено законодательно, адвокатам редко удавалось взыскивать в судебном порядке невыплаченные премиальные гонорары. После принятия поправок к закону практика должна измениться.

Применение гонорара успеха допускается для адвокатов только в сфере гражданских дел: условие нельзя будет предусмотреть при разбирательствах по уголовным и административным правонарушениям.

В перечень оснований для приостановления адвокатского статуса добавят личные обстоятельства. На данный момент основательными причинами считаются:

  • избрание в орган госвласти или местного самоуправления для постоянной работы;
  • неспособность исполнять профессиональные обязанности больше 6 месяцев;
  • призыв на военную службу;
  • признание адвоката безвестно отсутствующим в законодательно установленном порядке;
  • применение судом принудительных мер медицинского характера.

Подавать заявление о приостановке статуса по личным обстоятельствам нужно в совет адвокатской палаты. Вне зависимости от причины приостановки статуса на адвоката по-прежнему распространяются положения Кодекса профессиональной этики. Но он не имеет права реализовывать адвокатскую деятельность или занимать выборные должности в адвокатской палате. Для возобновления статуса также следует подать заявление, но не ранее, чем через год и не позже 10 лет с момента приостановления.

Изменен срок стажа адвокатской деятельности, необходимый для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов. Сейчас требуется не менее 5 лет стажа, по новым правилам достаточно будет трех лет.

Адвокатский кабинет адвокат может создать самостоятельно для индивидуального осуществления адвокатской деятельности. Кабинет не является юридическим лицом. Для открытия коллегии адвокатов понадобится сотрудничество не менее двух адвокатов со стажем от трех лет. Коллегия некоммерческой организацией.

По действующему законодательству оспорить решение о прекращении адвокатского статуса можно только в судебном порядке. Одно из нововведений законопроекта – возможность обжаловать решение не только в суде, но и в Федеральной палате адвокатов.

Для подачи жалобы в ФПА отводится срок в месяц со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о прекращении статуса адвоката. В течение следующего месяца с момента подачи заявления на обжалование комиссия по этике и стандартам или примет ее на рассмотрение, или откажет. Отказ должен быть обоснованным. Если жалоба принята к рассмотрению, решение по ней также будет дано в течение месяца. Совет ФПА может:

  • оставить решение без изменений,
  • изменить его,
  • отменить решение и принять новое.

Для обеспечения свободного доступа к информации о деятельности ФПА и адвокатских палат субъектов РФ, каждой из них вменяется в обязанность ведение сайта. На страницах сайтов обязательно следует размещать сведения о годовой финансовой отчетности палаты, о решениях и сделках, в которых могут быть заинтересованы члены совета адвокатской палаты.

Российское право не включает адвокатуру в систему государственных органов. И это правильно. Лица, защищающие интересы граждан и компаний не могут зависеть от властных структур [2]. В то же время такое положение ограничивает возможности адвоката. Ведь в России главные права сосредотачиваются у чиновников и государства. Все остальные субъекты гражданских правоотношений де-факто занимают подчиненное положение. И хотя закон предоставляет адвокатам целый ряд важных полномочий, они не могут их эффективно реализовать. Возьмем тот же запрос. ­­

По закону адвокат вправе направить его в госорганы, общественные объединения и организации. Но часто ли они отвечают на письма адвокатов? Даже для того, чтобы получить информацию необходимую для защиты прав клиента, адвокат зачастую вынужден прибегать к знакомствам в правоохранительных структурах.

Именно поэтому новый закон вводит административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату или направление ему недостоверных сведений. Теперь такое деяние является административным правонарушение и влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей [3].

Форму удостоверения, а также порядок его заполнения устанавливает Минюст России. Следовательно, удостоверение адвоката является официальным документом, а не просто «корочками», купленными в ближайшем переходе. Оно подтверждает статус и личность предъявителя. Исходя из этого факта, законодатель ввел норму, которая декларирует, что адвокатское удостоверение дает возможность свободного доступа в здания судов и прокуратуры [6].

По большому счету, до этого момента удостоверение адвоката требовалось только для участия в судебном заседании, да для отсчета налогового периода в целях начисления страховых взносов в Пенфонд России [7]. В здания же судов и в прокуратуру адвокаты попадали, как «простые смертные», предъявляя свой паспорт. Теперь для этого будет достаточно удостоверения.

Разглашение, либо незаконное использование информации, полученной в ходе оказания услуг клиенту, может послужить основанием для лишения адвокатского статуса [8]. Эта новелла также внесена в закон июне 2016 года. К сожалению, наше время знает случаи, когда некоторые адвокаты, используя свое положение, совершали поступки несовместимые с профессиональной этикой. С другой стороны, закон ничего не говорил об ответственности за разглашения сведений, полученных в ходе работы с клиентом. Теперь законодатель исправил это упущение и дополнил статью 17 соответствующим подпунктом.

Пожалуй, самое спорное нововведение. Государство посчитало, что для открытия адвокатского кабинета человек должен отработать 5 лет [9]. А в числе учредителей коллегии должно быть не менее 2-ух адвокатов со стажем не менее тех же 5 лет [10]. Ну что сказать по этому поводу? Можно конечно сослаться на высокое звание российского адвоката и на его ответственность перед клиентами. На необходимость приобрести опыт и знания. Но вот что интересно. Если обратится к закону о статусе судей [11], то можно придти к выводу, что, допустим, председатель суда и его заместитель могут быть назначены на свои должности, не отработав рядовыми судьями и одного года [12]. Формально закон это позволяет.

Тоже важное уточнение. Закон считает, что адвокат ведет деятельность на свой страх и риск. Этим он похож на индивидуального предпринимателя. Недаром закон 212-ФЗ объединяет ИП, адвокатов и нотариусов в одну группу плательщиков страховых взносов. При этом предприниматели платят взносы, даже если они не имеют доходов и не занимаются бизнесом [13]. Однако закон об адвокатуре четко указывал, что адвокат перечисляет взносы в Пенфонд и ФСС РФ только со своих доходов. Получалось, что если адвокат ничего не заработал, то мог вообще не платить.

Изменения в закон перекрыли эту лазейку. Они исключили упоминание о доходах. Теперь адвокат в любом случае обязан перечислять платежи в ФСС и Пенфонд России. Независимо от того, заработал он что-то, или вообще не получил ни копейки. То есть обязанность по уплате взносов зависит теперь только от его статуса.

С момента вступления изменений в силу совет ФПА вправе направлять предписания советам палат субъектов РФ об отмене решений, противоречащих закону об адвокатской деятельности, либо решениям федеральной палаты и ее органов [14]. На самом деле, правильное уточнение. Ранее закон требовал в этом случае созыва конференции для досрочного прекращения деятельности палаты субъекта. Понятно, что до этого не доводили и решали вопрос банальным телефонным звонком либо письмом совета ФПА. Так что в этом случае законодатель просто зафиксировал реальное положение вещей. Но вот далее появляются и новеллы.

Так, если совет палаты субъекта РФ в течение двух месяцев не отменит незаконное решение, то совет ФПА вправе сделать это сам. Кроме того, в этом случае совет ФПА может созвать внеочередную конференцию адвокатов для последующего прекращения полномочий совета палаты субъекта России и приостановления полномочий ее президента.

Основной шквал критики со стороны тех, кому не безразличен законопроект «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», в адрес разработчиков обрушился из-за предложения изменить состав дисциплинарных комиссий.

Именно эту предлагаемую реформу, считает известный в Казахстане адвокат Джохар Утебеков, можно расценить как вмешательство государства в адвокатскую деятельность.

«Вопросы дисциплинарной ответственности адвокатов должен решаться ими самими. Я вас уверяю, что адвокатов чаще наказывают, чем прокуроров или судей. Я бы тоже хотел как представитель адвокатуры участвовать в дисциплинарных комиссиях в отношении судей, но никто из нас там не участвует. Почему-то судьям можно самим принимать решения. Что касается депутатов, то мне вообще непонятно, каким боком они относятся к юридической деятельности?!» – высказался Джохар Утебеков.

И Джохар Утебеков, и другой адвокат Таир Назаханов сошлись во мнении о том, что работа дисциплинарных комиссий действительно должна быть прозрачной, однако включение в состав представителей госорганов не решит этот вопрос.

«Дисциплинарные комиссии должны быть абсолютно независимыми ни от органа прокуратуры, ни от другой, третьей стороны. С другой стороны, я понимаю законодателя, который по примеру Великобритании хочет сделать что-то наподобие омбудсменов. Но в зарубежных странах группа омбудсменов является отдельной структурой», – пояснил Таир Назаханов.

Отмена вступительных взносов. Эту норму в законопроекте поддержал адвокат Джохар Утебеков. Он вспомнил, как ему, ещё начинающему адвокату, было тяжело накопить деньги для вступительного взноса.

«Требуемая на сегодня сумма – крупная даже для жителей Алматы, я уже молчу о жителях регионов. Лично мне очень тяжело было собрать эту сумму, когда я был начинающим юристом, не имеющим клиентуры. Для развитых стран это абсолютный нонсенс – наличие такого рода барьера. Несколько лет назад вступительные взносы отменили в нотариате. Это привело к позитивным его преобразованиям. Отменив взносы, мы получим приток новых адвокатов. Самое главное, чтобы эта норма законопроекта никак не повлияла на систему государственной гарантированной юридической помощи», – сказал Джохар Утебеков.

Разработчики законопроекта предложили изменить тарифную сетку в оказании юридических услуг. С этой нормой категорически оказался не согласен Таир Назаханов.

«Этой тарифной сетки вообще быть не должно. Могу привести пример: я могу на одну часовую консультацию затратить целый день подготовки к ней. На другой вопрос я потрачу всего пять-шесть минут. Но за первый и второй вариант я получу одни и те же деньги. Почему? Потому что адвокатура не является частной предпринимательской деятельностью. У многих моих коллег возникает вопрос: а чем она является? Я что, благотворительностью занимаюсь? Я годами оттачиваю своё мастерство, участвую в судебных процессах, улучшаю свои профессиональные характеристики. Всё это делается для того, чтобы получать больше доходов. И это нормально, а нас лишают этого. Таким образом, адвокаты не становятся конкурентоспособными», – заявил Таир Назаханов.

О зарплатах адвокатов и юристов говорил казахстанский экономист Айдар Алибаев. Эксперт заявил: половина адвокатов и нотариусов держат свои доходы в тени. Экономист порекомендовал властям контролировать доходы адвокатов и нотариусов, чтобы они честно платили налоги. Помимо этого, Алибаев считает, что стоимость услуг адвокатов и нотариусов зачастую не по карману казахстанцам.

А вот что касается мантии, то Таир Назаханов очень одобрил предложение надевать мантию на судебных слушаниях.

«Мантия будет стимулировать других участников процесса к пониманию, что адвокат – это тоже равноправная сторона судебного процесса и вправе отстаивать интересы и права своих клиентов. На сегодня судебное заседание выглядит так: судья в мантии, прокурор в форме, а адвокат вообще никак не представлен. Есть факты, когда адвокатов не пускают в залы судебных заседаний, они не могут зайти к своим подзащитным в ДВД, когда тех задерживают», – заявил адвокат.

Джохар Утебеков, напротив, считает, что предлагаемый законопроект, в том числе и мантия, никак не решает насущных проблем адвокатов.

«У адвокатуры накопилось огромное количество организационных и процессуальных проблем. Этот законопроект наши проблемы в уголовных, административных, гражданских делах не решает вообще никак. Это огромный его недостаток и недочёт. Элементарно, мы не можем заходить в здание суда, прокуратуры или ДВД с ноутбуками или мобильными телефонами. Нас досматривают, проверяют делопроизводство, на запросы мы получаем отписки. У нотариуса больше доступа к информации, чем у адвокатов. Вроде есть реформы положительные, но вот основные проблемы так и остаются нерешёнными», – заявил Утебеков.

Член управляющего совета республиканского общественного объединения «Коллегия коммерческих юристов Kazakhstan Bar Association» Арман Бердалин высказался касательно законопроекта.

Как уже было сказано, за 15 лет своего существования, закон 63-ФЗ об адвокатуре претерпел множественные изменения в целях актуализации положений.

Множество поправок было внесено в июне 2016 года, что позволило значительно расширить полномочия адвоката: в некоторой степени статус его приблизился к положению государственного или муниципального служащего. Было введено понятие адвокатского запроса и ответственности третьих лиц за непредоставление запрашиваемых сведений. Также был рассмотрен вопрос ответственности за разглашение или незаконное использование полученной информации. Выросла значимость адвокатского удостоверения.

Самые последние изменения закона об адвокатуре датируются июлем 2017 года и связаны с выходом Федерального закона N 269-ФЗ «О внесении изменений…». Рассмотрим подробнее, каких статей и положений закона об адвокатуре коснулись поправки.

Подпункт 5 пункта 3 статьи 31 о Совете Адвокатской палаты был изложен в новой редакции.

Теперь, согласно закону, Совет Адвокатской палаты не просто «определяет порядок оказания юридической помощи…», но организует ее оказание адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Порядок оказания помощи определяет Федеральная палата адвокатов.

В обязанности данного коллегиального исполнительного органа входит доведение до сведения о порядке оказания юридической помощи вышеуказанных органов и самих адвокатов, а также контроль за его соблюдением.

Пункт 3 статьи 37 о Совете Федеральной палаты адвокатов был дополнен подпунктом 3.1, согласно которому к функциям данного коллегиального исполнительного органа добавлено было определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Совет ФПА поручает советам адвокатских палат организацию исполнения установленного порядка.

Кратко рассмотрим статьи, которых последние поправки хоть и не коснулись, однако содержащиеся положения в данных статьях являются существенными в рамках закона об 63-ФЗ адвокатуре.

В ст. 6 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ указывается, что полномочия адвоката в рамках конституционного, гражданского и административного судопроизводства, а также производства по уголовным делам определяются в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. В части 3 ст. 6 расписаны мероприятия, которые защитник вправе проводить в рамках реализации своей юридической деятельности:

  • собирать необходимые сведения;
  • запрашивать справки, характеристики и др. от государственных органов (адвокатский запрос, п. 1 ч. 3 ст. 6);
  • опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией;
  • собирать вещественные и иные доказательства;
  • привлекать специалистов и т. д.

Рассмотрим также основные обязанности адвоката (ст. 7):

  • отстаивать права и законные интересы доверителя в соответствии с требованиями и положениями действующего законодательства;
  • присутствовать на заседаниях суда;
  • постоянно совершенствовать и расширять профильные знания;
  • блюсти профессиональную этику и т.д.

Понятием «адвокатская тайна» (ст. 8) обозначаются любые сведения, связанные с оказанием юридической помощи доверителю. Защитник не может свидетельствовать против своего клиента и использовать информацию, полученную от того. Статус адвоката обязывает проводить оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в его отношении исключительно на основании судебного решения.

Деятельность адвоката по защите прав и интересов доверителя осуществляется на основании заключенного с тем соглашения об оказании юридической помощи (ст. 25). Это гражданско-правовой договор, задача которого ясна из его наименования. Заключается в простой письменной форме. Существенными условиями данного соглашения являются:

  • Указание на адвоката, его образование и принадлежность к палате;
  • Предмет поручения;
  • Условия и размер выплаты вознаграждения;
  • Компенсация расходов, понесенных в ходе исполнения полномочий;
  • Ответственность адвоката.

В свое время рассмотренный нами закон 63-ФЗ об адвокатуре еще на этапе обсуждений породил множество споров, произведя в данной сфере юриспруденции революцию — именно в этом законе был заложен основополагающий демократический принцип независимости адвокатуры от органов государственной власти, в том числе и от Министерства Юстиции, — принцип свободы при осуществлении профессионального долга.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Адвокатская деятельность

1. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
3. Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:
работниками юридических служб юридических лиц (далее — организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.
4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона.

Статья 2. Адвокат

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.
Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.
6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации.
Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Статья 3. Адвокатура и государство

Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

«Закон определяет структуру, порядок формирования и компетенции органов коллегии адвокатов и управления палаты юридических консультантов. При этом для председателя и членов президиума коллегии адвокатов устанавливается срок полномочий не более четырех лет, а для коллегиального органа управления и исполнительного органа управления палаты юридических консультантов такой срок устанавливается их уставом.

Коллегии адвокатов и палатам юридических консультантов устанавливаются условия приема в их члены, стандарты оказания юрпомощи и запрет оплаты вступительных взносов при принятии в члены.

Документ также предусматривает, что палатой юридических консультантов признается саморегулируемая, основанная на обязательном членстве организация, созданная в целях регулирования деятельности по оказанию юридической помощи и контроля за деятельностью своих членов, за соблюдением ими правил и стандартов палаты юридических консультантов, Кодекса профессиональной этики, включенная в реестр палат юридических консультантов, объединяющая на условиях членства не менее 50 юридических консультантов.

Также устанавливается, что юридическим консультантом является физическое лицо, имеющее высшее образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, прошедшее аттестацию, являющееся членом палаты юридических консультантов и оказывающее юрпомощь.

Наряду с этим регламентируется обязанность юридического консультанта быть членом одной из палат юридических консультантов для оказания юрпомощи в виде представительства интересов.

Законом с 1 января 2021 года вводится в действие институт обязательного страхования деятельности юридического консультанта для возмещения причинения вреда третьим лицам.

Третья глава «Статус адвоката» включает в себя одиннадцать статей:

Приобретение статуса адвоката Указывает, что получить статус адвоката имеет только лицо с высшим юридическим образованием, прошедшим аккредитацию и имеющим опыт работы по специальности более двух лет. Перечисляет, кто не может получить статус адвоката, кем присуждается статус, что считается стажем работы по специальности. Адвокат, даже если он гражданин другого государства, имеет право на осуществление деятельности на территории всей России.
Допуск к квалификационному экзамену Допуск к экзамену возможен только после соответствия условиям, изложенным в статье №9. Перечисляются документы, требуемые для прохождения экзамена. Проверка переданных документов комиссией проводится в течение двух месяцев, после чего выносится решение. Отказ возможен только при наличии оснований. Отказ можно обжаловать в суде.
Квалификационный экзамен Экзамен состоит из письменной части и устной. Порядок сдачи и оценки претендентов определяется советом Федеральной палаты адвокатов. Повторно сдать экзамен можно только через год после полученного отказа.
Присвоение статуса адвоката Общий срок решения комиссии составляет три месяца. Статус адвоката присваивается в момент принятия присяги. Отказать в присвоении статуса при удачно сданном экзамене нельзя. Срок действия статуса неограничен.
Присяга адвоката Включает в себя утвержденный формат присяги, которая начинается со слов: «Торжественно клянусь…». В момент принятия присяги адвокат получает не только статус, но и становится одним из представителей адвокатской палаты.
Реестры адвокатов Реестр адвокатов ведется отдельно в каждом территориальном субъекте. Копия реестра отправляется в адвокатскую палату каждое 1 февраля.
Внесение сведений об адвокате в региональный реестр Устанавливает срок внесения сведений об адвокатах, принявших присягу, форму и юридическую силу удостоверения. Адвокат может быть частью только одной адвокатской палаты. При необходимости смены места членства, требуется созывать совет. Сам же сменивший палату должен сообщить об этом совету адвокатской палаты.
Приостановление статуса адвоката Основания для приостановления статуса, какие последуют гарантии, кто имеет право выносить решение и в какие сроки.
Прекращение статуса адвоката Прекращение статуса возможно только советом адвокатской палаты при наличии перечисленных в ФЗ оснований. Указано, когда статус может быть прекращен на основании заключения квалификационной комиссии. Перечислены сроки и способы обжалования.
Гарантии независимости адвоката Гарантии, которые имеет адвокат (не может быть привлечен к ответственности любого рода, запрет на вмешательство в деятельность и истребование сведений). Если же адвокат преследуется по уголовному делу, то его гарантии определяются УПК РФ.
Страхование риска ответственности адвоката Из-за особенностей профессиональной деятельности, адвокат должен страховать риски, которые могут возникнуть при нарушении условий договора или соглашения.

Вторая глава «Права и обязанности адвоката» включает в себя четыре статьи:

Полномочия адвоката Статья указывает, что полномочия адвоката в судопроизводстве определяются соответствующим действующим законодательством. Если же какие-то действия разрешено выполнять только при наличии ордера, то его требуется получить. Форма ордена устанавливается органом юстиций. Перечислено, что входит в права адвоката, а что нет. Также запрещено сотрудничество адвоката и органов в негласном режиме.
Адвокатский запрос Указано, куда разрешено отправлять адвокатские запросы, сроки дачи ответа в письменной форме от лица получателей документа, когда прошение отклоняется. Форма, оформление и направление запроса определяются в зависимости от условий органа юстиций.
Обязанности адвоката Указаны обязанности адвоката, которые лицо должно выполнять в полном объеме. Невыполнение установленных пунктов повлечет за собой ответственность согласно Федеральному закону.
Адвокатская тайна Поясняется, какая именно информация попадает под понятие «адвокатской тайны». Адвокат не может быть свидетелем или допрашиваемым. Если же требуется провести следственные действия или мероприятия в отношении адвоката, то потребуется судебное разрешение. Если же полученные сведения являются частью производства адвокатских дел, то они не могут быть приобщены в качестве доказательств, кроме случаев нахождения запрещенных предметов или товаров, либо орудий преступлений.

Статья 9. Приобретение статуса адвоката

  1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
    У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.
  2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
    1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
  3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее — квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также — претендент), квалификационного экзамена.
  4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
    1) в качестве судьи;
    2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
    3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
    4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
    5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
    6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
    7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
    8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
    9) в качестве адвоката;
    10) в качестве помощника адвоката;
    11) в качестве нотариуса.
  5. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
  6. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену

  1. Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.
  2. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
    Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.
  3. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.
  4. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.
  5. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Статья 11. Квалификационный экзамен

  1. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов.
  2. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (��естирование) и устного собеседования.
  3. Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.

Статья 40. Сохранение статуса адвоката

  1. Адвокаты — члены коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории Российской Федерации на момент вступления в силу настоящего Федерального закона (далее — коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона), отвечающие требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, сохраняют статус адвоката после вступления в силу настоящего Федерального закона без сдачи квалификационного экзамена и принятия квалификационными комиссиями решений о присвоении статуса адвоката.
  2. Коллегия адвокатов, образованная до вступления в силу настоящего Федерального закона, в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона направляет в территориальный орган юстиции список своих членов, подписанный руководителем данной коллегии адвокатов и заверенный ее печатью. Указанный список направляется в территориальный орган юстиции того субъекта Российской Федерации, где члены коллегии адвокатов состоят на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщиков единого социального налога. Московская областная коллегия адвокатов и Ленинградская областная коллегия адвокатов направляют списки своих членов соответственно в территориальный орган юстиции по Московской области и территориальный орган юстиции по Ленинградской области независимо от того, где члены указанных коллегий адвокатов состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков единого социального налога.
  3. Список, направляемый в территориальный орган юстиции, должен содержать фамилии, имена и отчества адвокатов, сведения о которых представляются для внесения в соответствующий региональный реестр. К списку прилагаются следующие документы:
    1) личные заявления адвокатов о внесении сведений о них в соответствующий региональный реестр;
    2) копии документов, удостоверяющих личность адвокатов;
    3) анкеты, содержащие биографические сведения об адвокатах;
    4) копии трудовых книжек или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности;
    5) копии документов, подтверждающих высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности;
    6) копии решений о приеме в коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона.
  4. Территориальный орган юстиции организует проверку достоверности представленных документов и сведений. При этом территориальный орган юстиции вправе обратиться при необходимости в соответствующие органы и организации.
  5. После подтверждения достоверности указанных документов и сведений территориальный орган юстиции в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона вносит сведения об адвокатах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в региональный реестр и публикует в региональных средствах массовой информации указанные списки, сформированные в алфавитном порядке. Невнесение сведений об адвокате в региональный реестр может быть обжаловано в суд. До выдачи адвокатам удостоверений, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, действуют удостоверения, выданные адвокатам до вступления в силу настоящего Федерального закона.
  6. Коллегии адвокатов, образованные до вступления в силу настоящего Федерального закона, прекращают прием новых членов коллегии адвокатов не позднее 1 июля 2002 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня создания в соответствующем субъекте Российской Федерации квалификационной комиссии присвоение статуса адвоката приостанавливается.

Статья 41. Проведение учредительных собраний (конференций) адвокатов


Похожие записи:

Добавить комментарий