Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общедомовые приборы учета кто собственником 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Закон об энергосбережении обязывает жителей многоквартирных домов за свой счет устанавливать общие приборы учета тепловой энергии, за исключением домов, не соответствующих техническим возможностям.
В процедуре установки ОДПУ принимают участие и УК, и РСО, причем первая организует, а вторая несет ответственность за установку прибора. В случае неисполнения своих обязанностей компании будут оштрафованы, а жильцы получат квитанцию на оплату отопления с повышающим коэффициентом. Время покажет, насколько целесообразен принудительный порядок установки коллективных счетчиков, но эффект от использования ОДПУ неоспорим: расходы на отопление сокращаются до 30%.
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).
Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний
Управляющие компании обязаны руководствоваться Указом Президента РФ, которым введен в действие ФЗ №258 от 29.07.2017 г. (опубликован 30 июля 2021 г.). Исходя из закона, расчет сумм ОДН производится либо по счетчикам, либо по нормативам региона.
Обратите внимание! Если счетчик установлен, то управляющая компания не вправе игнорировать его показания, равно как и требовать с жителей дома суммы сверх потребленных фактически услуг.
В данный момент начисления за ОДН, прописываемые в платёжной квитанции, считаются обязательными платежами. На основании 158 статьи ЖК РФ, каждый хозяин жилого помещения в многоквартирном здании должен оплачивать затраты, относящиеся общедомового имущества и его обслуживанию.
Невнесение денежных средств за ОДН приводит к образованию у гражданина задолженности, в связи с которой коммунальные службы вправе отключить подачу в квартиру ЖКУ.
Управляющая компания может обратиться в суд для принудительного взыскания долга с владельца жилого помещения.
Потребление ресурсов на коллективные нужды точно так же относится к сфере коммунальных услуг, как и их индивидуальный расход. В связи с этим поставщик электроэнергии, воды, газа, тепла или УК имеет право обратиться с иском на собственников квартир в судебный орган или ограничить подачу тем жильцам, которые игнорируют счета, до того момента, пока не будет осуществлено полное покрытие долгов по оплате общедомовых нужд.
Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Формулы расчёта
То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.
При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:
Что означает водоотведение в квитанции за квартиру?
Расходы за отопление должны снизиться для собственников квартир с индивидуальным отоплением – новые квитанции придут уже в феврале.
Поправки в законодательство были внесены в конце прошлого года по решению Конституционного суда РФ. Теперь жильцы, квартиры которых отапливаются автономно, не будут платить за центральное отопление.
Данное требование закреплено в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2018 №1708.
Данный документ уже вступил в силу с 1 января текущего года.
Действительно, до настоящего времени собственники квартир, которые перешли на индивидуальное отопление, платили за потреблённую тепловую энергию по счётчику, ОНД (общедомовые нужды), а также несли расходы по центральному отоплению, в случае, когда многоэтажка получает тепло от котельной. Суд справедливо решил внести корректировку по данному вопросу, а правительство страны подготовило и утвердило соответствующие изменения на законодательном уровне. В частности, согласно внесённым поправкам, расходы за тепло в МКД с разделят на две части: плату за отопление квартир и отдельно за отопление общедомового имущества (лестницы, коридоры, площадки, тамбуры и т.д.).
Последнюю часть, то есть отопление на ОНД, и будут оплачивать собственники с автономным отоплением в квартирах. Те же, кто продолжит пользоваться централизованным, никаких изменений не ждёт – они оплатят оба пункта. Если в многоэтажке установлен прибор учёта тепла, то общедомовую часть рассчитают, исходя из площади помещений, относящихся к общим и показателя потреблённого ресурса.
В случае отсутствия счётчика, плата за тепло на ОДН составит 1/7 от суммы за отопление квартиры. По информации некоторых источников, перерасчёт по новой схеме произведут уже в этом месяце – в квитанциях пропишут сумму за январь и февраль.
Наша компания предлагает всем управляющим компания, ТСЖ, ЖСК сократить расходы потребления в период отопительного сезона на 35%, у нас большой опыт и цены от производителя. Мы готовы сделать и внедрить его на Вашем объекте в кротчайшие
Конституционный суд РФ в конце 2021 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению.
Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.
Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.Ранее мы рассказывали , который привёл к тому, что Конституционный суд РФ не соответствующими Конституции РФ .Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило .Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ .Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано.
А признанный не соответствующим Конституции РФ не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры.
Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.С этим согласился и КС РФ, отметив , что отключение отдельных помещений дома от системы централизованного
Конституционный суд РФ в конце 2021 года встал на сторону жителей квартир с автономным отоплением, разрешая их спор с исполнителями услуг по теплоснабжению.
Во исполнение требований КС РФ вышло постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708.
Об изменениях в расчётах за тепловую энергию рассказала Елена Шерешовец.Ранее мы рассказывали , который привёл к тому, что Конституционный суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354. Правительство РФ, исполняя требования КС РФ о внесении изменений в методику расчётов платы за отопление, выпустило постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Наш постоянный эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец в новом выпуске онлайн-журнала «ЖУХ: Мечты сбываются» рассказала о новых правилах расчёта платы за теплоснабжение в квартирах, где в установленном порядке размещена индивидуальная система отопления.Споры между собственниками, демонтировавшими трубы центрального отопления в квартирах и установившими автономные системы обогрева, и исполнителями КУ по теплоснабжению до постановления КС РФ .
Однако КС РФ высказал прямо противоположное мнение. Постановление КС РФ вступило в силу с момента его вынесения и не может быть обжаловано. А признанный не соответствующим Конституции РФ абз.
2 п. 40 ПП РФ № 354 не требуется отменять дополнительно, поскольку он автоматически стал недействующим с этого момента.Как отметила Елена Шерешовец, вся сложившаяся ранее судебная практика уже не действует, так как КС РФ, изменив положения законодательства, изменил правила игры.
Поговорим о двух главных постулатах постановления № 46-П.Первый постулат постановления № 46-П, на который следует обратить внимание, закрепляет порядок расчёта платы за коммунальную услугу по теплоснабжению. Поскольку многоквартирный дом представляет собой объёмную строительную систему, включающую в себя и помещения, и общее имущество, его эксплуатация предполагает не только расходы на отопление внутри отдельной квартиры, но и расходы на общедомовые нужды.
Особенности новой методики расчета платы за отопление разъяснили специалисты инспекции Госжилнадзора Волгоградской области Поделиться:
Индивидуальные теплосчетчики теперь будут принимать в расчет.Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ Изменить размер текста:AA Главный вопрос в сфере ЖКХ с октября по апрель для волгоградцев — плата за отопление.
В этой статье я затрону тему об новых изменениях в расчете оплаты за отопления в 2021 году, которые позволять многих гражданам платить меньше. Чтобы узнать кто эти счастливчики читайте статью до концаПри оплате коммунальных услуг строка за отопление у всех жителей России самая большая.
Не всегда понятно почему такая сумма и как ее можно уменьшить.В России есть 3 вида оплаты:1) По нормативам конкретного региона.
Когда счетчика тепла в доме нет.
Рассчитывается в зависимости от площади.2) Когда установлен общедомовой счетчик. Количество потребленной энергии делитсямежду всеми квартирами в зависимости от площади.3) Когда установлен общедомовой счетчик и установлены счетчики в каждой квартире. Расчет идет по показаниям счетчика каждой квартирыНесправедливы и спорный момент возникал, когда стоит общедомовой счетчик, а индивидуальные счетчики стоят не у всех квартир.
В таком случае расчет ведется по общему счетчику и люди с индивидуальными счетчиками остаются в невыигрышном положении. Ведь потребление в отдельной квартире может быть ниже.В этом году Конституционный суд рассматривал данный вопрос и вынес постановление от 10 июля 2021 года №30-П и признал незаконное подобное начисление.
Указал на необоснованность не учета индивидуальных учетов приборов тепла за отопление МКД, в тех домах где они стоят не во всех квартирах.Это постановление 20 ноября 2021 года рассмотрел Минстрой и вынес рассмотрение законопроект о внесении изменений в ч.
1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ. Сейчас проходят обсуждения, после это будет рассматривать Гос. Дума.Там будет следующая строчкапри наличии индивидуального счетчика тепла в квартире в расчет будут приниматься показания именно этих приборов – при условии, что дом оборудован общим счетчиком теплаТаким образом не остаётся сомнений, что его примут и такая коллизия будет устранена и огромному числу Россиян будет предоставлена возможность платить по индивидуальным счетчикам.Ставьте лайк, если полезна данная статья.Сделайте репост данного поста, расскажите знакомым в соц.
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
Татьяна Малич, жительница Санкт-Петербурга, в ее лице все, кто установил у себя индивидуальные приборы учета тепла. И они основательно запутались. В этой петербургской новостройке давно пытаются экономить с помощью индивидуальных приборов учета теплоэнергии.
Списывают данные каждого счетчика и отдают в управляющую компанию. В доме три сотни квартир. И если хоть в одной из них, прибор выходил из строя, все собственники автоматически платили по среднему для всех нормативу. Платили немало. — На мою квартиру может накрутиться четыре тысячи за отопление, может, две тысячи.
Если еще и неправильные начисления, то сумма становится критическая, — рассказывает жительница Санкт-Петербурга Татьяна Малич.
Правительство пошло навстречу желающим сэкономить и с начала этого года разрешило таким индивидуумам не зависеть от соседей-транжир. К этому чиновников подтолкнуло решение Конституционного суда.
Судьи постановили: пусть тот, кто имеет внутриквартирный прибор учета, платит только за то тепло, которое сам потребил.
А заодно и вся страна будет экономить энергоресурсы для грядущих поколений. Правда, в ответ чиновники придумали такие формулы расчета, что вроде бы нововведение есть, а пользы от него никто не замечает.
— Мы вообще пытались вникнуть: из чего формируется цена отопления.
Но это очень сложно и не соответствует никакой реальности, — поясняет Людмила Малич. Более того, это нонсенс, говорит Дмитрий Бондарь, который пять последних лет активно добивался права платить по внутриквартирному счетчику.
Формулы, призванные экономить, только взвинтили стоимость платежей! — Когда я, считая по этой формуле, получил 1998 рублей.
Что-то там, на 200 рублей больше, чем, если бы счетчика вообще не было. Зачем мне? Ломать их тогда и кидать. — То есть по их формуле всегда дороже выходит?
— Да-да! — Правительство прямо не выполнило постановление Конституционного суда.
Утвердило формулу, в которой в тех помещениях, которых прибор учета вышел из строя или нет, там применяется среднее значение из других помещений.
— — Формула, по которой для них рассчитывается платежка за «общедомовое» тепло, прямо предусматривает, что если в помещении не предусмотрено приборов отопления, или согласно законно утвержденной схемы теплоснабжения используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, то объем тепла, потребленный этим помещением от общедомовой отопительной системы, равен нулю.
ИПУ — индивидуальный прибор учета;
ОДПУ — общедомовой (коллективный) прибор учета, установленный на многоквартирном доме;
Жилое помещение в многоквартирном доме — квартира;
Нежилое помещение в многоквартирном доме — это различные магазины, офисы, машино-места, подземные гаражи и автостоянки и так далее, расположенные в многоквартирном доме;
Правила — Правила расчета размера платы за коммунальные услуги , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.
Методики и примеры расчета, представленные ниже, дают пояснение о расчете размера платы за отопление для жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирных домах, имеющих централизованные системы для подачи тепловой энергии.
Расчет №1 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение отопительного периода. Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №2 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение календарного года (12 месяцев). Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №3 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета во всех жилых/нежилых помещениях отсутствуют. Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №4 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены хотя бы в одном жилом/нежилом помещении, но не во всех помещениях многоквартирного дома. Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Расчет №5 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета установлены всех жилых/нежилых помещениях многоквартирного дома. Ознакомиться с порядком и примером расчета →
Размер платы за каждый вид коммунальных услуг на общедомовые нужды определяется согласно установленному порядку расчета. К платным коммунальным услугам относится:
- горячее и холодное водоснабжение;
- отопление;
- газоснабжение;
- электроснабжение.
Кроме того, производится и начисление ОДН за водоотведение.
Если МКД оснащен общедомовым счетчиком, то плата за услугу рассчитывается на основании показаний прибора. В случае, когда подобные устройства в доме отсутствуют, расчет производится исходя из нормативов потребления, установленных органами власти субъектов РФ.
Отличия в методике расчета и стоимости общедомовых нужд обусловлены тем, оснащен ли МКД коллективным прибором учета коммунальной услуги или жилые/нежилые помещения здания оборудованы индивидуальными или общими счетчиками.
Детально о том, как оплачивать общедомовые нужды если имеются общедомовые приборы учета, объясняется в приложении к Постановлению Правительства РФ №331 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» .
Согласно новым правилам, при наличии счетчиков и по их показаниям жильцы смогут платить даже меньше установленных нормативов. Разъяснения по этому поводу дал Минстрой.
Как упоминалось выше, до внесения изменений в действующее законодательство жильцы многоквартирных домов получали квитанции за оплату коммунальных услуг с графой «ОДН». С прошлого года этой графы больше нет в платежных документах.
Обслуживание общедомового имущества и плата за ОДН в составе жилищных услуг включаются в расчеты за электричество, газ, водоотведение, канализацию и прочие использованные ресурсы. К примеру, в новой платежке в графе «Электричество» теперь содержатся данные не только об объеме энергии, потребленной отдельной квартирой, но и о расходах на освещение в лифте и подъезде.
Подобный порядок оплаты и включение услуг ОДН в квитанции ЖКХ за квартиру должен исключить возможность для УК вносить в платежные документы несанкционированные и ничем не мотивированные суммы. Жильцы теперь должны будут оплачивать установленный нормативом ресурс.
Новый порядок оплаты не применяется для МКД с непосредственным управлением, а также в домах, в которых не выбран способ управления.
В этом случае для арендаторов и собственников помещений порядок начисления общедомовых услуг остается неизменным, а оплата по-прежнему будет перечисляться поставщикам ресурсов.
Хотя строка «ОДН» исчезла из платежек за коммуналку и теперь относится к жилищным услугам, это не повлияло ни на размеры сумм, ни на необходимость их оплачивать. Если возникают сомнения в том, что размер суммы, внесенной в квитанцию, соответствует действительности, нужно проверить законность начисления ОДН.
Снижение размера платы за общедомовые нужды – забота управляющей компании. Тем не менее жители могут предпринять меры, чтобы минимизировать расходы:
- установить приборы учета на все потребляемые ресурсы;
- регулярно проверять их исправность;
- проводить сверку общедомовых и индивидуальных счетчиков;
- снимать и передавать их показания ежемесячно в один и тот же день;
- требовать оперативного устранения неисправностей в инженерных и иных сетях.
Оплата ОДН при наличии общедомового счетчика в доме в любом случае ниже, чем в МКД без него, ведь при расчетах не применяется «штрафной» коэффициент.
Кто должен платить за установку ОДПУ, мы разобрались. Но ведь по счетчикам нужно будет расплачиваться ежемесячно. Посмотрим, как это происходит.
Во всех многоквартирных домах есть места и территории общего пользования: лестницы, подвалы, коридоры и подсобные помещения. Там тоже горит свет и есть тепло в период отопления. Значит за все это жильцы дома должны платить вместе.
Для расчета ОДПУ используется следующая формула:
Собщ. = (П – Пинд.) х Т, где
Собщ. – плата за коммунальные услуги в местах общего пользования;
П – показания ОДПУ;
Пинд. – показания с индивидуальных счетчиков;
Т – тариф за услугу.
С 2015 года полученная сумма расчета будет умножаться на повышающий коэффициент 1,1.
В 2017 году коэффициент был повышен еще больше до 1,6. То есть при наличии ОДПУ в многоквартирном доме выгода ежемесячных квитанций будет очевидна.
В квитанциях расходы данной категории будут значиться в строке «Компенсация затрат по установке ОДПУ». Сумма будет ежемесячно указываться в квитанции в течение около 5 лет в период рассрочки суммы установки прибора. Причём сумма может иногда отличаться из-за необходимости обслуживания прибора.
Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное и возможно сможет способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг.
В настоящей статье проанализируем, кто и за чей счет обязан устанавливать ОПУ.
Безусловно, что нет. И правовое обоснование п. 44 Правил 354. Если УО включила в отчет сверхнормативные ОДН, то следует сначала выяснить — каким образом в доме рассчитывается ОДН (по нормативу или по общему счетчику) и уже когда будет ответ, можно будет жаловаться в ГЖИ и пытаться решить этот вопрос. Также не исключено обращение в суд с требованием о признании действий УО незаконными и возврату денежных средств на «счет дома».
Приборы учёта и ремонт общедомового имущества: отвечаем на вопросы
ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в доме и фиксировать его реальные объёмы — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, общедомовой счётчик устанавливается для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика.
Расходы на коммунальные услуги формируют два фактора: установленные тарифы и объём потреблённого ресурса. Тарифы на ЖКХ растут постоянно, и повлиять на это у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объём потреблённого ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить.
Установка ОДПУ позволяет:
-
оплачивать за потребление ресурса по факту;
-
разграничить убытки за потери на магистральных сетях между ресурсоснабжающей организацией и собственниками;
-
фиксировать потерю ресурсов.
Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.
Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы выставляется ещё и общедомовой расход (общедомовые нужды — ОДН).
В идеале в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомового имущества (например, лестничных площадок, лифтов, крыш, чердаков и подвалов, детских площадок). Но на практике под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтён индивидуальными приборами учёта, в том числе и всевозможные утечки. В результате объём ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных 30% от индивидуального потребления, а то и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5 — 2%.
При отсутствии общедомового прибора учёта определить, где находятся утечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до домна подходе к нему. Наличие ОДПУ даёт возможность оплачивать только тот объём ресурса, который действительно пришёл в дом.
Само по себе наличие общедомового счётчика не спасает от завышенного ОДН: остаются утечки внутри самого дома и ещё около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов. Однако установка общедомового счётчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.
Общедомовые приборы учёта должны были быть установлены в обязательном порядке ещё в 2012 году. Тогда действительно управляющие компании обязаны были оповещать собственников, в противном случае им грозил штраф. Однако сейчас ситуация в корне изменилась.
— Законная обязанность УК — установить общедомовой счётчик через ресурсоснабжающие организации. Сейчас такие счётчики обязаны быть по закону, и никакого наказания для УК не будет, если они не предупредят собственников об установке ОДПУ, — отмечает Андрей Воробьев.
Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:
-
единоразово в 100% размере внести оплату до или после установки счётчика;
-
использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника в оплате ОДПУ выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом кроме стоимости прибора дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Решение о том, кто будет устанавливать счётчик, принимает общее собрание собственников дома. Вы вправе выбрать тип счётчика, его стоимость, надёжную монтажную организацию, которая его установит за приемлемую плату и даст соответствующую гарантию.
В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года. Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.
Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:
- направлять владельцам помещений предложения об осуществлении мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности дома;
- предлагать потребителям принять решение об установке ОДПУ на общедомовом собрании;
- организовывать такие собрания, на которых будут решаться вопросы о монтаже или замене общедомовых ПУ, о финансировании данных работ и так далее.
Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:
- сразу всей суммой;
- долевыми выплатами на протяжении 5 лет с момента монтажа.
Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.
Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.
Кто обязан оборудовать МКД общедомовыми приборами учета (ОДПУ, УУТЭ)
- В Хакасии нашли деньги на новый водопровод в поселке Изыхские Копи
- В Саяногорске управляющую компанию заставили отремонтировать подъезд
- Департамент жилищного надзора Минстроя Хакасии подвел итоги работы
- Жителям села в Хакасии вернут деньги за холодные батареи
- В Белом Яре не исключен режим ЧС
Если в квартире многоэтажного здания или в подъезде жилого дома сломался электросчетчик, собственники должны предпринять следующие действия:
- Потребитель электроэнергии должен обратиться в сбытовую компанию с требованием заменить неработающее оборудование. Для этого жильцы дома могут позвонить на горячую линию или заполнить электронную заявку на сайте организации.
- Через 3 дня на электронный адрес, который собственник жилья указал в заявке, должен прийти счет на оплату.
- В течение 10 дней после поступления оплаты на объект должен приехать мастер, который обязан заменить электросчетчик.
В случае, если вышел из строя счетчик электроэнергии, можно ускорить процедуру замены оборудования. Для этого надо купить новый прибор учета электричества и самостоятельно заменить его. Тогда необходимо вызвать сотрудников сбытовой компании, чтобы они опломбировали прибор.
Потребитель может не устанавливать электросчетчик, тогда потребляемая энергия будет насчитываться согласно принятой норме. Однако, если инспектор пересчитает все приборы учета в доме, он выпишет штраф.
Электрические счетчики жилого дома обслуживает управляющая компания и организация, поставляющая электроэнергии. Это правило регламентируется законом РФ согласно требованиям Жилищного кодекса. Замена оборудования учета потребления электроэнергии регламентируется на законодательном уровне нормативными документами:
- Жилищный и Гражданский кодекс.
- Постановление Правительства РФ No 530 от 31.08.2006 г.
- Федеральный Закон РФ No261 от 23.11.2009 г.
- Постановление Правительства России No491 от 13.08.2006 г.
Согласно документам, вышеперечисленным выше управляющая компания и энергоснабжающие организации обязаны постоянно контролировать текущее состояние электросчетчиков во вверенном им доме. Также компания, которая устанавливает электроэнергию и УК должны проводить в положенные сроки проверку и обслуживание оборудования.
ВНИМАНИЕ! Если требуется плановая замена счетчика в квартире, об этом должны уведомить собственника жилья.
Согласно Гражданскому кодексу, обязанность по установке и замене электросчетчиков в жилых квартирах возлагается на владельцев объекта недвижимости. Если квартира приватизированная и находится в частном владении, оборудование может меняться собственником или нанимателем под контролем профессионального специалиста — электрика.
В случае муниципального жилья, фактическим владельцем (собственником) жилого помещения выступает муниципалитет. Естественно, расходы по установке и замене прибора учета возлагаются на муниципальные властные структуры. Сотрудники органа должны постоянно следить, чтобы их собственность находилась в рабочем состоянии.
Представители УК часто требуют, чтобы оплату выполняли наниматели, проживающие по договору соцнайма в не приватизированном (корпоративном) жилье.
По их мнению, оплата должна исходить от абонента, потребляющего электричество. Это нарушение действительных норм РФ ст.539 ГК, в основе которых имеется постулат, что абонентом является УК. Чтобы решить этот вопрос надо обратиться с жалобой на УК.
Действующие положения Жилищного кодекса устанавливают обязанность владельцев приватизированной недвижимости обеспечивать сохранность и целостность собственного имущества. Поэтому если требуется замена устаревшего или вышедшего из строя электрического счетчика, проведение этого процесса и оплата всех расходов возлагается на собственника квартиры.
Расходы, касающиеся установки и замены счетчика возложены на собственников жилья или местную управляющую компанию. В некоторых случаях электросчетчик меняют бесплатно:
- Если реализуется специальная государственная программа по установке новых моделей счетчиков с усовершенствованными эксплуатационными параметрами.
- В случае, если государство осуществляет переход на многотарифный или дифференцированный режим оплаты за электроэнергию.
- Установка или замена вышедшего из строя в многоэтажном здании жилого предназначения, являющихся муниципальной собственностью.
Кто оплачивает сверхнормативное потребление по общедомовым нуждам
Жители многоквартирного дома обязаны учитывать срок службы электрического счетчика. Когда до завершения срока эксплуатации прибора остается определенное время, надо уведомить УК и поставщика электроэнергии. Если проигнорировать необходимость замены прибора учета, тогда потребителю грозит большой денежный штраф и перерасчет потребления электричества максимум на 3 года.
Можно сделать вывод, что счетчик некорректно работает или поломался в следующих случаях: на нем есть механические повреждения, сорвана пломба, он не точно отображает данные или не учитывает расход электричества. В этих случаях собственник должен сообщить о проблеме со счетчиком в УК или поставщику. В течение 10 дней оборудование будет заменено на новое.
Монтаж устройств обязателен для всех многоквартирных домов. Что регулируется Федеральным Законом №261-ФЗ от 23.11.09 г. И поправками, вступившими в силу 10.08.18 года, «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Однако выполнение этого закона сопряжено с некоторыми особенностями:
- Приобретение, монтаж и пуско-наладочные работы оплачивают жильцы дома. А после ввода в эксплуатацию оборудование становится домовым имуществом. Причем затраты на приобретение, проект и ввод в эксплуатацию составляют достаточно большие суммы;
- Для поддержания оборудования в работоспособном состоянии необходимо регулярное техническое обслуживание. Оно тоже ложится на плечи жильцов. А при заключении с УК договора на обслуживание жильцам будут выставлены счета за ТО;
- Закон не регламентирует выход оборудования из строя. Если показания счетчика будут завышены, жильцы ничего не смогут доказать. Им придется оплачивать тепло на основании показаний прибора;
- Жильцы неприватизированных квартир могут не выплачивать стоимость общедомового счетчика на тепло. По закону все расходы должен нести собственник здания. Это может быть муниципальная власть или организация, в ведомстве которой находится собственность.
Закон определяет, что все собственники зданий, домов, квартир обязаны до 2011 года оборудовать строения общедомовыми счетчиками отопления. Что регламентируется статьей 13 раздел 4 ФЗ №261.
А раздел 3 обязывает оборудовать тепловыми приборами все государственные организации. Однако в разделе 1 статьи 13 указываются объекты, где установка счетчиков не требуется.
Это аварийные или ветхие здания, строения, подлежащие сносу. Не требуется монтировать теплосчетчики на домах с максимальным потреблением тепловой энергии, не превышающей две десятых гигакалории в час.
Согласно закону, все многоквартирные дома в обязательном порядке должны быть оборудованы общедомовыми теплосчетчиками. Исключения распространяются на дома, указанные в разделе 1 статьи 13. А также на строения, коммуникации которых требуют капитального ремонта или не позволяют установку счетчиков по другим причинам.
Во всех остальных случаях закон обязывает установку и монтаж оборудования. А вновь вводимое жилье не примут в эксплуатацию без смонтированного теплового счетчика.
Вопрос стоимости оборудования и сопутствующих услуг становится первостепенным. Так как по закону оплачивать оборудование, проектные, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию должны жильцы многоквартирного дома.
В результате общедомовой счетчик становится коллективной собственностью жильцов. Стоимость теплосчетчиков зависит от производителя и типа оборудования:
- Недорогие устройства с небольшим сроком эксплуатации от 2 до 4 лет, стоимостью от 6 до 10 тысяч рублей. Это счетчики, у которых используется ротор в качестве исполнительного механизма;
- Более надежные электронные приборы стоят от 15 до 100 тысяч рублей. Срок эксплуатации таких устройств составляет 10-15 лет.
Но это не основная цена, которую необходимо заплатить за установку.
Общие затраты складываются из следующих статей расхода:
- Проектные работы. Куда входит разработка и согласование проекта. Ориентировочная стоимость составляет 50 тысяч руб.;
- Тепловой счетчик. Обычно выбирают надежные приборы средней ценовой категории порядка 60 тысяч руб. Со сроком эксплуатации не менее 10 лет;
- Дополнительное оборудование, расходомеры и датчики. Цена приборов составляет 40 тысяч руб.;
- Монтаж оборудования и вспомогательные материалы. Принимается в расчет ремонт изношенных сетей. Стоимость работы составляет 90 тысяч руб.;
- Наладка оборудования и ввод в эксплуатацию составляет 10 тысяч руб.
Затраты на установку и ввод в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии составляет от 180 до 300 тысяч рублей. Это ориентировочная цена на работы. Она зависит от организации, которая будет выполнять монтаж, пуско-наладочные работы и сдачу в эксплуатацию.
Управляющая компания эти работы не выполняет, для них требуется специальное разрешение.
В некоторых случаях теплосчетчик можно установить бесплатно. Этот вариант возможен, когда у жильцов отсутствуют средства на оплату теплосчетчика.
Управляющая компания или ТСЖ заключают энергосервисный контракт. По нему энергосервисная компания за свой счет производит закупку и монтаж оборудования.
Смонтировав конструкцию и введя в эксплуатацию, теплосчетчик передается в лизинг. Плата за оборудование производится из расчета 80% от полученной экономии. Ее забирает энергосервисная компания, а 20% остается в собственности жильцов.
Например, дом оплачивал за тепло до установки счетчика 400 тысяч руб. После монтажа оплата уменьшилась до 350 тысяч. Экономия 50 тысяч руб. Энергосбытовая компания забирает 40 тысяч руб.
По договору лизинга она получает 300 тысяч. Таким образом, через (300/40=7,5) 7,5 месяцев оборудование будет передано жильцам дома. После передачи счетчика тепловой энергии жильцам вся экономия распределяется среди собственников квартир.
Закон №261-ФЗ определяет ответственных за установку общедомового счетчика учета тепла. Эта обязанность возложена на жильцов многоквартирного дома. Они обязаны самостоятельно выбрать подрядную организацию, закупить оборудование.
Однако если многоквартирный дом не будет оснащен счетчиком тепла, то закон предполагает, что установку общедомового счетчика должна выполнять ресурсоснабжающая организация. Это определено письмом ФАС России №АГ/45584 от 80.12.2011г.
Владельцы дома должны начинать с общего собрания. Его, как правило, проводит управляющая компания. На нем принимается решение об установке оборудования.
Выбирают тип устройства и утверждают предварительный бюджет. После собрания подбирают подрядную организацию и заключают с ней договор на выполнение работ.
Совместно с управляющей организацией жильцы контролируют ход выполнения работ. При необходимости вносят корректировки. Участвуют в проведении тестовых испытаний. Присутствуют при сдаче объекта теплоснабжающей компании, которая опломбирует приборы, составляет акт ввода в эксплуатацию.
Только после принятия работы теплоснабжающей компании показания счетчика являются основанием для оплаты за тепло.
При этом не надо полагаться на управляющую компанию. Она может организовать общее собрание жильцов, разъяснить необходимость установки счетчика, оформить соответствующие документы. А в некоторых случаях помочь подобрать подрядную организацию.
Но выбор подрядчика, покупка оборудования, оформление договоров на монтаж и ПНР ложатся на плечи жильцов многоквартирного дома.
Площадь квартиры (Si), не оборудованной ИПУ | 33 кв.м. |
Обращая площадь МКД (Sоб) | 5500 кв.м. |
Объем тепловой энергии по показаниям ОДПУ (Vд ) | 200 Гкал |
Площадь жилых/нежилых помещений, оборудованных ИПУ (∑SiИПУ) | 2500 кв.м. |
Объем тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ во всех жилых/нежилых помещениях, оборудованных ИПУ (∑VИПУ) | 80 Гкал |
Тариф на тепловую энергию, установленный в г. Иркутске по состоянию на 1.01.2020 (Тт ) | 1392,91 руб./Гкал; |
Ситуация 1 — расчет размера платы за отопление для квартиры, не оборудованной ИПУ.