Закон об информатизации рф 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об информатизации рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 446-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности»

Решено создать ИС «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности. Определено ее назначение. Оператор ИС — Российский экспортный центр.

Также речь идет об организации взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами госвласти, органами и агентами валютного контроля и с другими организациями в электронной форме по принципу «одного окна».

С 1 июля 2021 г. вводятся нормы о предоставлении отдельных документов и сведений резидентами, проводящими в России валютные операции, связанные с внешнеторговой деятельностью, при получении доступа к ИС. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени»

Предусмотрен обратный переход Волгоградской области из 3-й часовой зоны (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4) во 2-ю часовую зону (МСК, московское время, UTC+3). Федеральный закон вступает в силу 27 декабря 2020 г. в 2 часа 00 минут.

Указ Президента РФ от 10 декабря 2020 г. N 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Установлено, что в I полугодии 2021 г. претенденты на должности федеральной госслужбы подают уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте. Приведена соответствующая форма.

Также уведомление должны будут подавать претенденты на госдолжности, по которым законодательством не установлены иные порядок и формы представления соответствующих сведений.

Кроме того, отчитываться будут чиновники, должности которых не включены в перечень, предусматривающий подачу сведений о доходах и имуществе.

Аналогичные решения рекомендуется принять ЦБ, ГВБФ, госкорпорациям (компаниям) и муниципалитетам.

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 2113 «Об утверждении Положения о государственной автоматизированной системе правовой статистики»

Правительство урегулировало вопросы создания и функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики.

Данный ресурс предназначен для сбора, обработки, хранения и использования первичных статданных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре.

Определены структура и основные функции системы, участники информационного взаимодействия и их полномочия, правила и способы взаимодействия с другими информресурсами, в т. ч. с использованием СМЭВ, условия доступа к информации, содержащейся в системе. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2020 г. N 2080 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российскому юридическому лицу на проведение анализа развития зарубежных разработок обеспечения информационной безопасности в целях защиты информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе нанотехнологий, высокопроизводительных вычислительных систем, а также перспективных средств радиоэлектронной борьбы»

Правительство определило условия и порядок выделения субсидий на проведение анализа развития зарубежных разработок обеспечения информационной безопасности. Целью исследований является защита информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе нанотехнологий, высокопроизводительных вычислительных систем, а также перспективных средств радиоэлектронной борьбы.

Получателя субсидий отберут на конкурсной основе. Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»

С 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды.

Цифровая образовательная среда — это совокупность условий для реализации программ школьного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.

В частности, создадут информационно-коммуникационные образовательные платформы на базе наиболее популярных российских соцсетей. Будут использовать информационные ресурсы открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа».

Правила отбора регионов — участников эксперимента — определит Минпросвещения.

Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2011 «Об утверждении Правил мониторинга экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций»

Законодательство в сфере информатизации

Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2020 г. N 2144-ПП «Об информационной системе «Ветеринарная автоматизированная система»

Информационная система «Ветеринарная автоматизированная система» предназначена для автоматизации деятельности Комитета по ветеринарии и подведомственных ему организаций, а также для обеспечения возможности предоставления сервисов записи домашних животных на прием к ветеринарному врачу, поиска пропавших животных и других сервисов в области ветеринарии в электронном виде.

Основными функциями информационной системы являются: идентификация и учет домашних животных, содержащихся на территории Москвы; идентификация и учет содержащихся в приютах для животных; ведение реестров домашних животных и их владельцев; ведение реестра ветеринарных клиник, прививочных пунктов и приютов для животных; ведение амбулаторных карт животных в электронном виде и т.д.

Приказ Комитета государственного заказа Ленинградской области от 16 декабря 2020 г. N 24-п «Об утверждении Регламента применения электронной подписи участниками юридически значимого электронного документооборота в автоматизированной информационной системе «Государственный заказ Ленинградской области» и о признании утратившим силу приказа Комитета государственного заказа Ленинградской области от 24 августа 2020 года N 15-п»

Структура и основные положения новой редакции Регламента применения электронной подписи участниками юридически значимого электронного документооборота в автоматизированной информационной системе «Государственный заказ Ленинградской области» в целом остались прежними.

Документом определены правила применения электронной подписи, разъяснены отдельные технические моменты.

Включено положение о дате утверждения электронного документа (таковой является дата наложения усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя).

Приказ, которым была утверждена прежняя редакция Регламента, объявляется утратившим силу.

Постановление Правительства Самарской области от 16 декабря 2020 г. N 1033 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 681 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2014-2024 годы»

В 2021 г. доля проверок, осуществляемых по приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора), в общем количестве проверок составит 75 %. Запланирована реализация ряда мероприятий по автоматизации приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора) в целях внедрения риск-ориентированного подхода. Будут разработаны программные модули (плагины), динамически подключаемые к государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности», доработаны существующие региональные ведомственные информационные системы автоматизации деятельности контрольно-надзорных органов, обеспечено соответствие требованиям безопасности автоматизированных рабочих мест, в том числе переносных, обеспечивающих выполнение функций по контролю (надзору) в регионе и т.д. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Закон Красноярского края от 10 декабря 2020 г. N 10-4547 «О внесении изменений в отдельные законы края в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»

Установлено, что для получения субсидий, компенсаций и иных мер социальной поддержки заявителями вместо копий трудовых книжек могут быть предоставлены сведения об их трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ.

Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете «Наш Красноярский край».

Постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2020 г. N 2289-ПП «О внедрении использования на территории города Москвы рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов»

Принято решение внедрить на территории Москвы использование рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов. Такие рецепты планируется использовать наряду с рецептами, оформленными на бумажном носителе.

Закон Белгородской области от 21 декабря 2020 г. N 18 «О государственных информационных системах Белгородской области»

Определены принципы организации и функционирования государственных информационных систем Белгородской области. Создаваться государственные информационные системы будут на основании правового акта Правительства Белгородской области. Также установлено, что государственные информационные системы Белгородской области регистрируются в специальном Реестре, а содержащаяся в них информация является официальной и подлежит защите в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Закон Краснодарского края от 9 декабря 2020 г. N 4376-КЗ «О государственной поддержке в сфере информационных технологий и внесении изменения в статью 6 Закона Краснодарского края «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае»

Урегулированы вопросы, связанные с оказанием в регионе господдержки субъектам малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в сфере информационных технологий.


В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

11_1) электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ);

12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Комментарий к статье 4

Новые российские законы: что изменится в IT-сфере в 2021 году?

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Комментарий к статье 6

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 427-ФЗ.

4_1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации);
(Пункт дополнительно включен с 13 декабря 2019 года Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 427-ФЗ)

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть дополнена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

2_1. Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
(Часть дополнительно включена с 1 ноября 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 276-ФЗ)

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Комментарий к статье 9

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15_7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 мая 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 364-ФЗ.

3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

7. Запрещается распространение сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и определенного в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации», и (или) учрежденного им российского юридического лица без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены такими лицами. Форма, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 426-ФЗ)

Комментарий к статье 10

Для облегчения восприятия весь массив документов разделен на смысловые блоки, которые применяются для регулирования тех или иных областей информационной безопасности.
К сожалению большая часть приведенных документов применяется для регулирования сразу нескольких областей права, поэтому предложенная классификация весьма условна. Документы в справочнике упоминаются только один раз. Это немного затрудняет поиск, но существенно сокращает объем справочника.

Предлагаемый справочник не является исчерпывающим, но содержит, пожалуй, основные направления обеспечения информационной безопасности в России.

В справочнике, за редким исключением, отсутствуют ссылки на документы ограниченного распространения, национальные стандарты и проекты документов.

Большая часть документов представлена в виде ссылок на справочно-правовую систему «Консультант+», при этом некоторые документы будут недоступны для бесплатного просмотра в рабочее время. Для таких документов рядом с названием в квадратных скобках будет даваться альтернативная ссылка, доступная в рабочее время.

Представленные документы актуальны на момент публикации данного справочника.
Приятного просмотра и успешной работы!

Какие законы об интернете вступят в силу в 2021 году

  1. Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation) (Text with EEA relevance)
  2. Guidelines on Consent under Regulation 2016/679 (wp259rev.01)

19.01.2021

  1. Добавлен новый раздел «Образование», в него помещен документ Методические рекомендации по обеспечению минимального уровня цифровой готовности образовательных организаций высшего образования
  2. В раздел «Техническое регулирование» добавлен документ Приказ Минкомсвязи России от 22.09.2020 N 486.

17.11.2020

  1. Добавлен новый раздел «Транспорт», в него помещен документ Постановление Правительства РФ от 24.07.2019 N 955.
  2. В раздел «Криптография» добавлен документ Указ Президента РФ от 03.04.1995 N 334.

17.11.2020

  1. В раздел «Национальная платежная система» добавлен документ Положение Банка России от 24.09.2020 N 732-П и удален документ Положение Банка России от 06.07.2017 N 595-П.

11.11.2020

  1. Разделы «Критическая информационная инфраструктура. Электроэнергетика» и «Критическая информационная инфраструктура. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)» объединены в один раздел «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)».
  2. В раздел «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)» добавлен документ Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ.
  3. В раздел «Техническое регулирование. Сертификация средств защиты информации» добавлен документ Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.

02.11.2020

  1. В раздел «Банковская безопасность. Стандарты Банка России» добавлен документ СТО БР ФАПИ.СЕК-1.6-2020.

06.10.2020

  1. В раздел «Национальная платежная система» добавлен документ Положение Банка России от 04.06.2020 N 719-П.

16.09.2020

  1. В раздел «Критическая информационная инфраструктура (КИИ)» добавлен документ
    Приказ ФСТЭК России от 28.05.2020 N 75.

09.09.2020

  1. В раздел «Банковская безопасность. Нормативно-правовые акты Банка России» добавлены документы Положение Банка России от 30.11.2012 N 390-П, Положение Банка России от 5 декабря 2016 года N 562-П, Положение Банка России от 17 октября 2018 года N 655-П.

01.09.2020

  1. Добавлен раздел «Критическая информационная инфраструктура. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)». В него помещен документ «Методические рекомендации по определению и категорированию объектов критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса».

22.07.2020

  1. В раздел «Банковская безопасность. Стандарты Банка России» добавлен документ письмо Банка России от 16.07.2020 N ИН-014-56/113.

18.07.2020

  1. В раздел «Банковская безопасность. Нормативно-правовые акты Банка России» добавлен документ «Методический документ. Профиль защиты прикладного программного обеспечения автоматизированных систем и приложений кредитных организаций и некредитных финансовых организаций».

05.07.2020

  1. В раздел «Криптография» добавлен документ Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 963.

26.06.2020

  1. В раздел «Критическая информационная инфраструктура. Связь» добавлен документ: Приказ Минкомсвязи России от 17.03.2020 N 114.

22.06.2020

  1. В раздел «Банковская безопасность. Нормативно-правовые акты Банка России» добавлен документ Положение Банка России от 08.04.2020 N 716-П.

08.06.2020

  1. В раздел «Персональные данные» добавлен документ Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ.

28.04.2020

  1. В раздел «Персональные данные» добавлен документ Федеральный закон от 24.04.2020 N 123-ФЗ.
  2. В раздел «Критическая информационная инфраструктура (КИИ)» добавлен документ: Информационное сообщение ФСТЭК России от 17 апреля 2020 г. N 240/84/611.

13.04.2020

  1. В раздел «Криптография» добавлен документ Поручение Президента от 16.07.2016 N Пр-1380.

26.03.2020

  1. В раздел «Руководящие документы ФСТЭК России» добавлены документы Информационное сообщение ФСТЭК России от 29 марта 2019 г. N 240/24/1525, Информационное сообщение ФСТЭК России от 20 января 2020 г. N 240/24/250, Письмо ФСТЭК России от 20 марта 2020 г. N 240/84/389

24.03.2020

  1. Добавлен раздел «Банковская безопасность. Криптография».
  2. Скорректированы ссылки, ведущие на сайт Банка России.

19.02.2020

  1. В раздел «Информационная безопасность и персонал» добавлен документ Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.

13.01.2020

  1. В раздел «Основы законодательства» добавлены документы: Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, Положение Банка России от 22.09.2017 N 602-П.
  2. В раздел «Техническое регулирование» добавлен документ Постановление Правительства РФ от от 30.12.2016 N 1567.

23.10.2019

  1. В раздел «Защита связи» добавлен документ Постановление Правительства РФ от 12.10.2019 N 1316.

22.10.2019

  1. В раздел «Стратегические документы» добавлен документ Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490.
  2. В раздел «Здравоохранение» добавлен документ Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 N 555.
  • Сейчас
  • Вчера
  • Неделя
  • Сутки
  • Неделя
  • Месяц

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 06.04.2011 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 28.07.2012 N 139-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 07.06.2013 N 112-ФЗ, от 02.07.2013 N 187-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 398-ФЗ, от 05.05.2014 N 97-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ, от 21.07.2014 N 242-ФЗ, от 24.11.2014 N 364-ФЗ, от 31.12.2014 N 531-ФЗ, от 29.06.2015 N 188-ФЗ, от 13.07.2015 N 263-ФЗ, от 13.07.2015 N 264-ФЗ, от 23.06.2016 N 208-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 19.12.2016 N 442-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ, от 07.06.2017 N 109-ФЗ, от 18.06.2017 N 127-ФЗ, от 01.07.2017 N 156-ФЗ, от 29.07.2017 N 241-ФЗ, от 29.07.2017 N 276-ФЗ, от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 31.12.2017 N 482-ФЗ, от 23.04.2018 N 102-ФЗ, от 29.06.2018 N 173-ФЗ, от 19.07.2018 N 211-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 18.12.2018 N 472-ФЗ, от 18.03.2019 N 30-ФЗ, от 18.03.2019 N 31-ФЗ, от 01.05.2019 N 90-ФЗ, от 02.12.2019 N 426-ФЗ, от 02.12.2019 N 427-ФЗ, от 03.04.2020 N 105-ФЗ, от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 187-ФЗ)

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

2.1. Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 276-ФЗ)

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Все, что нас не убивает Протестные акции и рекордные задержания 31 января в Москве — глазами спецкоров «Медузы»
  • «Обычной жизнью живет Биробиджан» Как устроена обновленная методичка о протестах: 31 января «вышло в разы меньше людей», чем в прошлый раз, — и получился «пшик»
  • «Гражданин Навальный — политический проходимец» Интервью Медведева о протестах. Максимально коротко
  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты

Какие новые законы вступят в силу с 1 февраля 2021 года в России

  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

Сфера хранения и обмена данными регулируется несколькими федеральными законами:

  • № 2124-1 от 27.12.1991 г. «О СМИ»;
  • № 5485-I от 21.07.1993 г. «О государственной тайне» (касается ограничения доступа к сведениям в целях обеспечения безопасности работы государственных институтов);
  • № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне» (регулирует отношения, связанные с ограничением доступа к определённым данным юридических лиц);
  • № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных».

В статье даны дефиниции терминам, часто используемым в документе. Так информация определена как любые данные, сведения и сообщения, представляемые в любой форме. В тексте можно найти описание сайта в сети Интернет, электронного сообщения, поисковой системы и других явлений.

В данной статье утверждены базовые принципы правового регулирования порядка обращения с информацией:

  • свобода поиска и распространения информации любым не запрещённым способом;
  • прекращение доступа к определённым сведениям возможно только в рамках правовых актов Российской Федерации;
  • информация о работе гос. органов должна находиться в свободном доступе, если сведения не относятся к гос. секретам;
  • данные должны быть достоверными и предоставляться лицам своевременно;
  • сбор информации о частной жизни, её хранение и распространение, допустимы только с согласия гражданина;
  • недопустимо предоставление приоритета определённым технологиям на уровне правовых актов, если обязанность использовать определённую технологию не установлена законом РФ;
  • при функционировании информационных систем должна обеспечиваться государственная безопасность;
  • данные создаются в равной степени на всех языках, которыми пользуются народы РФ.

Законодательство в области обращения информации, её защиты и информационных технологиях состоит из:

  • Конституции РФ;
  • международных соглашений;
  • ФЗ-149;

Информация может быть нескольких видов:

  • предоставляемая на основании закона (например, о работе гос.органа);
  • передаваемая по соглашению между лицами;
  • распространяемая свободно;

В тексте регламентируется статус обладателя информации. Им может быть гражданин, любая организация, орган государственной власти. Обладатель информации может:

  • передавать данные по договору или в ином порядке;
  • прекращать доступ к сведениям определённых лиц или разрешать его;
  • использовать информацию по своему усмотрению.

Обладатель обязан:

  • защищать данные;
  • ограничивать доступ к сведениям, которые не могут свободно распространяться в соответствии с законом;
  • воздерживаться от нарушений прав третьих лиц.

В этой статье 149-го ФЗ, описывается порядок работы с общедоступной информацией. К таковой относятся данные, распространение которых не ограничено. Например, общеизвестные сведения.

Установлены нормы, регулирующие право на доступ к информации. Кратко его можно охарактеризовать так: граждане и представители организаций могут использовать любые источники для получения необходимых данных.

Государственные органы обязаны отвечать на запросы лиц, если обращение касается прав или обязанностей заявителя.

В рамках реализации принципа открытости информации, нельзя ограничивать распространение сведений:

  • о состоянии окружающей среды;
  • текстов правовых актах, регламентирующих полномочий госорганов, прав и обязанностей юр. лиц и граждан;
  • сведений о работе госорганов;
  • информации, которая хранится в архивах, музеях, библиотеках;
  • иных сведений.

Государственные институты обязаны отвечать на запросы граждан и организаций, которые касаются прав и обязанностей заявителей, указывая необходимую информацию.

Что изменится в законах с 1 февраля

12991

13234

37824

Фото 38114

Фото 36382

Законодательство РФ в сфере информатизации

Фото Видео 34842

Фото 32666

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;

пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

1. Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации.

2. Основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

формирование и защита государственных информационных ресурсов;

создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

поддержка проектов и программ информатизации;

создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

ФЗ об информации и информационных технологиях

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов

1. Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

порядок документирования информации;

право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

категорию информации по уровню доступа к ней;

порядок правовой защиты информации.

1. Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

2. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

4. Пункт 4 статьи 5 исключен согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ.

1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации формируются в соответствии со сферами ведения как:

федеральные информационные ресурсы;

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее — информационные ресурсы совместного ведения);

информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

2. Формирование государственных информационных ресурсов в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона осуществляется гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.

3. Деятельность органов государственной власти и организаций по формированию федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»).

4. Пункт 4 статьи 7 исключен согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ.

1. Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.

2. Отнесение конкретных объектов федеральных информационных ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение их правового режима устанавливаются федеральным законом.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) автоматизация – процесс использования средств информационно-коммуникационных технологий для оптимизации создания, поиска, сбора, накопления, хранения, обработки, получения, использования, преобразования, отображения, распространения и предоставления информации;

2) информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на автоматизацию деятельности субъектов информатизации;

3) сервисная модель информатизации – реализация централизованного подхода в информатизации государственных функций и государственных услуг, основанного на создании или развитии информационно-коммуникационных услуг, а также их оказании;

3-1) проект государственно-частного партнерства по сервисной модели информатизации – совокупность последовательных мероприятий по созданию или развитию, а также оказанию информационно-коммуникационных услуг;


Похожие записи:

Добавить комментарий