Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автомобиль какая амортизационная группа 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете.
В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.
Амортизационная группа автомобиля
Авторы: практикующие налоговые юристы — Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»
группы компаний Wiseadvice Consulting Group
Принятие на баланс легкового автомобиля в качестве основного средства или в целях его предоставления во временное владение и пользование требует от бухгалтера определения срока полезного использования такого имущества, исходя из которого в дальнейшем будут производиться расчеты сумм его амортизации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Однако, по состоянию на начало 2020 года, до сих пор является дискуссионным вопрос установления сроков полезного использования для автомобилей, считающихся «представительскими». Практикующие налоговые юристы аудиторской консалтинговой группы Wiseadvice Consulting Group рассматривают в настоящей статье возможные решения этой проблемы в контексте конкретного налогового спора.
Согласно ПБУ 6/01 (пункт 20) и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств (пункт 59) срок полезного использования в бухгалтерском учете должен определяться исходя из «ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта и нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды)», то правила начисления амортизации, учитываемой при исчислении налога на прибыль организаций, предписывают устанавливать срок полезного использования объекта на основании классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
С 1 января 2002 года для целей Главы 25 НК РФ применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1. Согласно этому нормативному акту, многочисленные виды основных средств разбиты на десять амортизационных групп с установлением для каждой минимального и максимального сроков полезного использования. При этом конкретные виды амортизируемого имущества поименованы в Классификации с использованием определений и соответствующих кодов, предусмотренных Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94).
Казалось бы, что подобная жесткая регламентация порядка начисления амортизации для целей налогового учета не должна была вызывать вопросов, однако практическое применение Классификации обнаружило пробел в нормативно-правовом регулировании, обусловивший различные подходы налогоплательщика и налогового органа к решению вопроса о сроках полезного использования легковых автомобилей.
Так, Классификацией установлено, что транспортные средства, соответствующие коду 15 3410010 «Автомобили легковые» (в соответствии с ОК 013-94), подлежат включению в третью амортизационную группу с установлением срока полезного использования свыше трех лет и до пяти лет включительно. Исключениями из этого правила являются:
-
автомобили легковые малого класса для инвалидов (код 15 3410114),
-
автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) (код 15 3410130),
-
автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования (код 15 3410131),
-
автомобили легковые высшего класса (код 15 3410140)
-
и автомобили легковые высшего класса для служебного пользования (код 15 3410141).
Согласно Классификации, «автомобили легковые малого класса для инвалидов» включаются в четвертую амортизационную группу (срок полезного использования – свыше пяти лет и до семи лет включительно), а легковые автомобили, классифицируемые по кодам ОКОФ 15 3410130, 15 3410131, 15 3410140 и 15 3410141, – в пятую амортизационную группу с установлением срока полезного использования свыше семи лет и до десяти лет включительно.
Следовательно, для разрешения вопроса о включении легкового автомобиля в ту или иную амортизационную группу налогоплательщик, прежде всего, должен определить класс легкового автомобиля исходя из критериев классификации, предусмотренных ОК 013-94, и во вторую очередь – назначение использования легкового автомобиля: для инвалидов, для индивидуального и служебного пользования, для служебного пользования.
Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.
Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.
Группа |
СПИ (лет) |
Вид грузового автомобиля |
Код действующего ОКОФ |
Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. |
Актуальное значение 310.29.10.41.111 |
||
Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.111 |
||
Четвертая |
Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи) |
Актуальное значение 310.29.10.4 |
|
Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум |
Актуальное значение 310.29.10.41.112 |
||
Дизельный транспорт более 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.41.113 |
||
Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.112 |
||
Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т. |
Актуальное значение 310.29.10.42.113 |
||
Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи) |
Актуальное значение 310.29.10.5 |
||
Автогидроподъемники |
Актуальное значение 310.29.10.59.270 |
||
Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов) |
Актуальное значение 310.29.10.59.390 |
Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы
К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?
Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.
Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).
В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.
При подсчете износа бухгалтерия самостоятельно устанавливает сроки, в которые был использован тот или иной актив. При этом все имущество распределяют по группам амортизации. Согласно п. 1 стат. 258 НК. С 2020 года на территории РФ действуют специальный Классификатор. Он помогает составить подсчет износа легкового транспорта.
Классификатор от 2020 года утвержден Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г. (ред. – от 28.04.18 г.).
В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:
- В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
- Во второй, от 2 до 3 лет.
- Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.
Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.
Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.
Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:
- виды транспортных средств;
- соответствующая амортизационная группа (АГ);
- СПИ;
- коды ОКОФ.
Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:
- 3 (срок 3-5 лет);
- 4 (срок 5-7 лет);
- 5 (срок 7-10 лет).
Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)
Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.
Важно! С 2017 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07.07.16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2017 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).
Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.
Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.
В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:
- В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
- Во второй, от 2 до 3 лет.
- Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.
Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.
Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.
Зная технические параметры автомобиля, можно определить точную группу ТС. При этом учитывают его тип (вид), объем двигателя. Аналогичные правила действуют и для грузового транспорта.
Ноутбук относится ко второй амортизационной группе основных средств (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно). Код ОКОФ 330.28.23.23.
Соответственно, срок полезного использования Ноутбука устанавливается в интервале от 2 лет и 1 месяца и до 3 лет.
Ко второй амортизационной группе основных средств в 2021 году относятся (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):
— машины офисные прочие (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним;
— серверы различной производительности;
— сетевое оборудование локальных вычислительных сетей;
— системы хранения данных;
— модемы для локальных сетей;
— модемы для магистральных сетей) (код ОКОФ 330.28.23.23).
Соответственно, Ноутбук (как разновидность персонального компьютера) относится ко второй амортизационной группе.
Для целей бухгалтерского и налогового учета, следует учитывать лимит стоимости основных средств.
Интересно, что ОКОФ относит «Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата» к коду 320.26.20.11.110. Но, в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы персональные компьютеры прямо обозначены во второй группе основных средств в примечании к Машины офисные прочие с кодом ОКОФ 330.28.23.23. Поэтому ноутбук относится ко второй группе ОС.
Компьютер – один из основных видов имущества организации независимо от ее отраслевой принадлежности, масштабов и иных особенностей деятельности. Если компьютер в организации используется для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих целей и стоимость его превышает 100 000 рублей, он признается объектом основных средств и, следовательно, подлежит амортизации (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). А какая амортизационная группа у компьютера?
В целях налогообложения прибыли амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в зависимости от срока полезного использования (СПИ). Этот срок в 2021 году устанавливается организацией на дату ввода объекта в эксплуатацию, исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства № 1). В соответствии с Классификацией персональные компьютеры отнесены к 2-ой амортизационной группе, для которой СПИ установлен свыше 2 до 3 лет включительно.
Учитывая, что объектам основных средств в Классификации соответствует определенный код по ОКОФ, в какой группе ОКОФ компьютер? В ОКОФ компьютеру соответствует код 320.26.2 «Компьютеры и периферийное оборудование».
При этом по налоговой Классификации компьютеры отнесены к группе «Машины офисные прочие» (код по ОКОФ 330.28.23.23), куда наряду с компьютерами включен обширный перечень компьютерной техники: печатающие устройства к компьютерам, серверы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, системы хранения данных и т.д. Поэтому для ноутбука амортизационная группа будет также 2-ая. И при принятии к учету амортизируемого моноблока амортизационная группа по нему аналогично будет установлена с СПИ свыше 2 до лет до 3 лет включительно. Это означает, что срок амортизации организация сможет выбрать сама в интервале от 25 месяцев до 36 месяцев включительно. Для поставляемого с компьютером монитора ОКОФ и амортизационная группа также будут соответствовать ОКОФ и группе амортизации персональных компьютеров.
Амортизационная группа автомобиль легковой
Для того чтобы определить амортизационную группу необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационную группу».
В соответствии с Классификацией:
• К первой группе относится все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет (включительно).
• Вторая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет (включительно).
• Третья группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет (включительно).
• Четвертая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет (включительно).
• Пятая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет (включительно).
• Шестая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет (включительно).
• Седьмая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет (включительно).
• Восьмая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет (включительно).
• Девятая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет (включительно).
• Десятая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет (включительно).
В соответствии с Классификацией основных средств принтер относится к группе «Машины офисные прочие» код ОКОФ 330.28.23.23. Срок полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно. Это вторая амортизационная группа.
В данную группу в 2021 году также включаются:
• печатающие устройства;
• серверы различной производительности;
• сетевое оборудование локальных вычислительных сетей;
• системы хранения данных;
• модемы для локальных сетей;
• модемы для магистральных сетей.
Срок полезного использования ноутбука в налоговом учете необходимо установить в интервале от 25 до 36 месяцев включительно.
Для того чтобы установить к какой амортизационной группе относится имущество компании необходимо заглянуть в Постановление Правительства РФ №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационную группу».
Последняя редакция документа:
• К первой группе относится все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет (включительно).
• Вторая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет (включительно).
• Третья группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет (включительно).
• Четвертая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет (включительно).
• Пятая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет (включительно).
• Шестая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет (включительно).
• Седьмая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 15 до 20 лет (включительно).
• Восьмая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет (включительно).
• Девятая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет (включительно).
• Десятая группа – это имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет (включительно).
В 2021 году телевизор относится к четвертой амортизационной группе код 320.26.30.1 «Аппаратура коммуникационная, аппаратура радио или телевизионная передающая».
В 2021 году отменена группировка 330.31.01.1, по которой велся учет имущества для офисов и торговых предприятий. В связи с этим возникает вопрос: к какому коду теперь относить эти объекты ОС?
В такой ситуации комиссия по учету поступления и выбытия активов организации имеет все полномочия присвоить условный код мебели. Чаще всего для этих целей применяется код 330.28.99.39.190, который предназначен для прочего оборудования спецназначения, не вошедшего в другие группировки.
Целесообразнее всего при определении кода исходить из того, для чего предназначена мебель. Например, школьные парты, стулья, другую мебель для учебных заведений можно отнести к ОКОФ 330.32.99.53.110, на котором ведется учет оборудования для обучения трудовым процессам.
ОКОФ мебели для дошкольных учреждений и школ выбирается в каждом конкретном случае. Например, столы для детских садов и яслей могут быть отражены по коду 330.26.51.32.
Для мебели в медицинских учреждениях, в том числе хирургического, стоматологического и ветеринарного назначения, а также мебели лабораторной, подходит ОКОФ 330.32.50.30.110.
Таким образом, для офисной мебели опять применяется код ОКОФ 330.31.01.1.
Через этот сервис вы сможете точно определить код ОКОФ для основного средства. По коду узнаете, к какой амортизационной группе отнести объект и какой срок использования установить.
Офисная мебель признана объектом основных средств и подлежит бухгалтерскому учету (если ее стоимость превышает 40 тыс. руб.), налоговому учету (если ее первоначальная стоимость более 100 тыс. руб.) и амортизации.
Для налогообложения очень важно правильно определить амортизационную группу для имущества. Каждая амортизационная группа имеет свой разрешенный срок использования объектов ОС.
До корректировки Классификации мебель относилась к 4 амортизационной группе, где эксплуатационный срок был в диапазоне 5-7 лет. Но так как в данное время мебель офисная не отражена в Классификации, то согласно п.6 ст.258 НК РФ организация может устанавливать самостоятельно ее срок полезного использования, исходя из технических условий и рекомендаций изготовителя.
На практике некоторые бухгалтера по-прежнему используют 4 амортизационную группу, если это не противоречит рекомендациям и технической документации.
Мультимедийный проектор относится к Третьей амортизационной группе основных средств. Соответственно, срок полезного использования проектора может быть установлен в интервале от свыше 3 лет, до 5 лет. Код ОКОФ 330.26.70.16.
Ранее Мультимедийный проектор относился к Пятой амортизационной группе.
К Третьей амортизационной группе основных средств относятся (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы): 330.26.70 — Приборы оптические и фотографическое оборудование. Мультимедийный проектор относится к коду ОКОФ 330.26.70.16 Кинопроекторы; проекторы для слайдов; прочие проекторы изображений.
Для целей бухгалтерского и налогового учета, следует учитывать лимит стоимости основных средств.
Особый порядок предусмотрен для определения срока и порядка проведения расчета износа в отношении транспортного средства, которое было приобретено в подержанном состоянии.
При таких условиях, срок оставшейся службы автомобиля, определенный с помощью Классификатора, уменьшите на показатель временного периода, в течение которого он подвергался эксплуатации со стороны прежнего владельца.
Время эксплуатации рассчитывается, исходя из данных технического паспорта транспортного средства, а не со слов прежнего владельца.
Что делать, если дилер долго ремонтирует машину?
Кроме того, достоверно установить время предыдущей эксплуатации транспортного средства можно по следующим документам:
- акт приема-передачи,
- инвентарная карточка или ее заверенная копия.
В тех случаях, когда срок эксплуатации автомобиля прежним собственником приблизился к значению верхней границы периода, который определяется Классификацией, либо превысил ее, то новый владелец транспортного средств может определить оставшееся время эксплуатации по своему усмотрению. Однако требования, относящиеся к технике безопасности транспортного средства, должны быть соблюдены.
Так, если рассмотреть следующий пример, то выяснится:
- учредитель внес в уставной фонд предприятия легковой автомобиль, относящийся к третьей группе Классификации. Согласно требованиям нормативных актов, срок его полезного использования составляет в границах 3-5 лет,
- согласно переданным документам, транспортное средство пребывало в эксплуатации четыре с половиной года.
Вывод: срок эксплуатации автомобиля необходимо устанавливать по усмотрению нового собственника транспортного средства, принимая во внимание срок предыдущей эксплуатации и техническое состояние автомобиля.
В результате анализа изложенных фактических обстоятельств, юридическое лицо приняло решение – установить срок эксплуатации автомобиля, равный 36 месяцам. А это означает, что автомобиль через три года не будет ничего стоить.
Посмотрите видео. Как амортизировать купленный автомобиль:
Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий.
Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств.
Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.
Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:
- в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности,
- в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.
Независимо от того, в какую амортизационную группу входят автомобили, поступившие в организацию, со следующего месяца после передачи их в работу необходимо начислять амортизацию. Но для того, чтобы сумма ежемесячного расхода была корректной, необходимо знать срок предполагаемого использования машины, который напрямую зависит от того, в какую амортизационную группу входят автомобили.
Ответ на вопрос о том, в какую амортизационную группу входят автомобили, дает Классификация из постановления Правительства, датированного 1 января 2002 года № 1.
Если автотранспорт определен на балансе предприятия как ОС, то для него в налоговом учете устанавливается амортизационная группа.
С ее помощью можно вычислить СПИ автотранспорта.
В бухучете СПИ можно вычислить и без отнесения к такой группе. Он рассчитывается на основании предположительного времени и условий работы.
Предприятие должно начислять амортизацию все время службы автотранспорта до наступления его предельной степени износа и списания.
Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:
Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.
Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:
- эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
- стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.
Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:
- эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
- эксплуатируется более года;
- компания не собирается перепродавать объект;
- в будущем планируется получение прибыли от объекта.
Посмотрите готовую таблицу, чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. В 2021 году для определения группы по автомобилю используйте обновленный справочник кодов ОКОФ.
Оформить бесплатный доступ к журналу «Российский налоговый курьер» на 3 дня
Ошибка при выборе амортизационной группы для основного средства опасна доначислением сразу двух налогов — на прибыль и на имущество. Инспекторы очень часто находят такие ошибки. Это недавно подтвердила ФНС в обзоре типовых нарушений, который разместила на своем сайте. По нашей шпаргалке проверьте, правильно ли вы выбираете амортизационную группу>>>
Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.
Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.
Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.
Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.
Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.
Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.
Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.
Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.
Какая амортизационная группа у автомобиля в 2020 году
Компании должны определять сроки амортизации активов в налоговом учете по новой классификации основных средств. Правительство РФ внесло изменения в действующую классификацию постановлением от 07.07.16 № 640.
Все основные средства в классификации разбиты по кодам из ОКОФ. В 2020 году действует ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008). Он утвержден приказом Росстандарта от 12.12.14 № 2018-ст.
Чтобы начислить амортизацию в налоговом учете, бухгалтер определяет, к какой амортизационной группе относится основное средство. Это позволит узнать, в течение какого срока ОС нужно амортизировать. Амортизационных групп в 2020 году десять. Вот инструкция, как отнести ОС к конкретной группе.
Ошибка при выборе амортизационной группы для основного средства опасна доначислением сразу двух налогов — на прибыль и на имущество. Инспекторы очень часто находят такие ошибки. Это недавно подтвердила ФНС в обзоре типовых нарушений, который разместила на своем сайте. По нашей шпаргалке проверьте, правильно ли вы выбираете амортизационную группу
Первым делом ищем основное средство в Классификаторе основных средств по амортизационным группам в 2020 году — подробная таблица с кодами есть дальше в статье. Он представляет собой таблицу, которая разбита по амортизационным группа. Для каждой группы указаны:
- коды ОКОФ,
- наименования основных средств, которые в нее входят,
- примечания.
Если вы не нашли основное средство в классификации, то посмотрите его код в ОКОФ и с его помощью определите, к какой амортизационной группе относится ОС.
Может случиться так, что вашего основного средства нет ни в ОКОФ, ни в Классификаторе. Тогда вы определяете срок полезного использования и амортизационную группу по технической документацией или рекомендациями производителя (письмо Минфина от 22.03.17 № 03-03-06/1/16322).
Ошибка при выборе амортизационной группы для основного средства опасна доначислением сразу двух налогов — на прибыль и на имущество. Инспекторы очень часто находят такие ошибки. Это недавно подтвердила ФНС в обзоре типовых нарушений, который разместила на своем сайте. Если основное средство попало не в ту группу, безопаснее пересмотреть срок его полезного использования и пересчитать амортизацию.
Первая группа (все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно)
Код ОКОФ |
Наименование |
Примечание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Машины и оборудование |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
320.26.30.11.190 |
Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки |
специальные комплекты инструмента для телекоммуникационного оборудования и линейно-кабельных работ; приспособления и оснастка для эксплуатационных работ в связи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.26.51.66 |
Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля, не включенные в другие группировки |
аппаратура и оборудование вспомогательное для исследований в скважинах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.28 |
Машины и оборудование, не включенные в другие группировки |
оборудование для подготовительных работ при ремонте и обслуживании эксплуатационных скважин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.28.1 |
Машины и оборудование общего назначения |
инструмент строительно-монтажный ручной и механизированный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.28.12.12.120 |
Пневмомоторы, поворотные пневмодвигатели, пневмотурбины |
— |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.28.13.1 |
Насосы для перекачки жидкостей; подъемники жидкостей |
насосы конденсатные, питательные и песковые, грунтовые, шламовые |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.28.13.24 |
Компрессоры воздушные передвижные на колесных шасси |
— |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.28.13.28 |
Компрессоры прочие |
— |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.28.22.18 |
Оборудование грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное прочее |
конвейеры ленточные скребковые передвижные; оборудование, инструмент и приспособления, средства крепления для производства и монтажа вентиляционных и санитарно-технических заготовок и изделий; механизмы, инструменты, приспособления, приборы и устройства для электромонтажных и пусконаладочных работ по оборудованию промышленных предприятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.28.22.18.180 |
Оборудование погрузочно-разгрузочное для прокатных станов, не включенное в другие группировки |
валки стальные прокатные для сортопрокатных, полосовых и листопрокатных станов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
330.28.29 |
Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки |
инструмент для металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков; дизели и дизель-генераторы с цилиндром диаметром свыше 160 мм (дизель и дизель-генераторы буровые) Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303). Выберите любое количество лет в рамках установленного диапазона. Например, в третью группу входят активы со сроком использования от 3 лет 1 месяца до 5 лет включительно. Поэтому можно установить период от 37 до 60 месяцев (3 года × 12 мес. 1 мес. или 5 лет × 12 мес.). В бухучете для активов стоимостью свыше 100 000 руб. лучше установить такой же период, что и в налоговом учете. Это позволит избежать расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом. Бывает, что нужного актива нет ни в Классификации, ни в ОКОФ. Тогда срок определите по технической документации (п. 6 ст. 258 НК РФ). Запишите информацию о сроке использования в инвентарную карточку (например, по форме № ОС-6). Если решили установить разные сроки для бухучета и налогового учета, это также зафиксируйте в документах. С 2017 года чиновники отменили норму о том, что налоговую классификацию основных средств можно использовать для бухучета (постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640). В бухучете компания самостоятельно определяет, сколько она планирует использовать объект (п. 20 ПБУ 6/01). На налоговую классификацию можно ориентироваться. Возможно, что для компании главное упростить учет. Тогда можно всегда устанавливать одинаковый СПИ в обоих учетах. Если же вы решили действовать по правилам ПБУ и установили срок в бухучете меньше, чем по классификации, не запутайтесь в налоге на имущество. С объектов первой и второй амортизационных групп налог платить не нужно. Их стоимость бухгалтер не отражает в строках 020—110 раздела 2 расчета. Но речь идет о группах по налоговой классификации (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Для нового движимого имущества третьей—десятой группы по налоговой классификации компания имеет право на льготу (п. 25 ст. 381 НК РФ). Если же компания получила объект от зависимого лица, при реорганизации или ликвидации льгота не действует. Тогда у налоговиков при проверке наверняка будут вопросы, почему срок отличается от классификации. Обосновать расчет поможет учетная политика. — автомобили легковые малого класса для инвалидов (код по Классификации 15 3410114). Они включены в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно; — автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (коды по Классификации 15 3410130 — 15 3410141). Они отнесены к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно. — автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (код 15 3410191) включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно; — автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0,5 т, но не более 5 т (код по Классификации 15 3410020) отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно; — автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды по Классификации 15 3410195 — 15 3410197) включены в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно. К пятой же амортизационной группе отнесены тягачи седельные (коды по Классификации 15 3410210 — 15 3410216). Дорожные тягачи для полуприцепов, фургоны, автомобили-тягачи и автомобили-самосвалы включены в четвертую амортизационную группу. Амортизационная группа легкового автомобиля зависит не только от рабочего объема его двигателя, но и от его класса. Как видим, если объем двигателя вашей новой машины превышает 3,5 л, то его амортизационная группа — однозначно 5-я. Также не возникнет сложностей в определении группы для недорогих малолитражных автомобилей: бюджетные легковушки никак не могут попасть в высший класс. Скорее всего, они попадут в 3-ю амортизационную группу. Внимание! Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество (Подпункт 4 п. 1 ст. 259.3, п. 21 ст. 381 НК РФ). Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класса (Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515). К этому Письму ГТК отсылают и налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@). А что считать представительскими машинами — решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее. К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель — 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб. Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы.В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те подтвердят налоговикам (как уже подтвердили нам в телефонном разговоре), что все машины марки Lexus — представительского класса, а значит, высшего. Есть и другой подход: к высшему классу относить только легковушки длиной свыше 4,9 м. Он предложен Министерством экономики в 1998 г. (Методическое руководство РД 37.009.015-98, утв. Минэкономики России 04.06.1998). И в одном судебном споре организации удалось отстоять свою позицию — ссылаясь на небольшую длину своей машины, она утверждала, что автомобиль не относится к высшему классу (а следовательно, его не надо включать в 5-ю амортизационную группу (Постановление 17 ААС от 08.12. Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода. Подгруппировки Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.
Амортизационные группы
Переходные ключи
20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налого-вом учете. Соответственно и «полная» амортизация, т.е. списание всей стоимости объекта произойдет быстрее. Поэтому налог на имущество будет уплачиваться в меньшей сумме и в течение меньшего количества периодов. С точки зрения налога на прибыль, амортизация – это затраты. Просто в этом случае списание происходит быстрее и налог на прибыль снижается более существенно в первые годы после приобретения объекта. Т.е. по сути экономия здесь связана с понятием временной стоимости денег – с точки зрения этой концепции лучше уменьшить платежи текущего года, чем предполагаемые в будущем. Организация приобрела в лизинг автомобиль стоимостью 1 млн руб. В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01):
При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01, п.п.1,3 ст. 259 НК РФ). К примеру, теперь нет отдельных строк по уникальным видам различного ПО, а появился общий объект «Информационные ресурсы в электронном виде прочие». Одновременно классификатор ОФ содержит новые объекты, аналогов которым в ранее действовавшей версии не было. К ним относится и оборудование, которого не существовало в прошлом веке. В числе изменений оказалось новое расположение некоторых ОС по отношению принадлежности к амортизационной группе. Это свидетельствует о введении для них других эксплуатационных сроков, а, следовательно, изменении периода списания их первоначальной стоимости в налоговом учете. Новшества применяются только к ОС, вводимым в действие с 1 января 2019 года. Классификатор основных средств в редакции 2020С 01.01.2017 Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111) Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111) Средства автотранспортные грузовые автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 310.29.10.4). Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112) Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113) Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112) Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113) Средства автотранспортные специального назначения автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 310.29.10.5) Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270) 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014Код: 310.29.20.23Наименование: Прицепы и полуприцепы прочиеДочерних элементов: 4Амортизационных групп: 1Прямых переходных ключей: 31 310.29.10.5 — Средства автотранспортные специального назначения Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014Код: 310.29.10.5Наименование: Средства автотранспортные специального назначенияДочерних элементов: 4Амортизационных групп: 2Прямых переходных ключей: 27 Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете. В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.
|