Закон о здоровье граждан рф 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о здоровье граждан рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под «законом о здоровье» принято понимать закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», о котором дальше и будет идти речь. В этом важном документе четко разграничиваются основные понятия и медицинские термины, такие как «здоровье», «Заболевание», «пациент», «лечение» и другие.

В законе также подробно расписано, когда помощь может оказываться бесплатно, а в каких случаях платно.

ФЗ «Об охране здоровья граждан» в редакции 2021 года

Много вопросов возникает у работодателей и родственников больных относительно того, насколько соблюдается врачебная тайна. Работодатели, к примеру, часто хотят знать, насколько больной сотрудник, долгое время не выходящий на рабочее место, родственники тоже хотят знать о реальном состоянии близкого человека.

Согласно ч. 1 ФЗ-№323, врачебной тайной считается сам визит пациента в медучреждение, состояние его здоровья и поставленный диагноз, причем в 2021 году не может быть разглашена врачебная тайна даже после смерти человека.

Сам же пациент имеет полное право ознакомиться со своей медицинской карточкой, так как эта информация для него, согласно закону, не является секретной. Ознакомиться с состоянием здоровья человека и получить все необходимые выписки, соответственно, может также законный представитель больного.

Определен законом и круг лиц и организаций, которые могут также получить сведения о состоянии здоровья человека. Такое право имеют:

  • органы дознания, следствия и суда в рамках расследуемого преступления.
  • органы исполнительной системы для обеспечения должного контроля за теми, кто получил приговор с отсрочкой исполнения и теми, кто был освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно.
  • органы, занимающиеся вопросами обязательного соцстрахования для организации должного контроля.
  • другие медицинские заведения для обмена информацией, необходимой для организации эффективного лечения больного.

Пациенту право получать по запросу всю необходимую информацию о состоянии здоровья и особенностях лечения дает ст. 22 закона о здоровье.

При этом больной всегда может сделать выбор в пользу того или иного медучреждения. Такое право ему дано ст.

21 ФЗ-№323. К слову, менять медицинское заведение можно не чаще 1 раза в год, если это не связано с переездом на другое место жительства.

Также не чаще одного раза в год можно менять конкретного специалиста, и только по заявлению на имя руководителя учреждения.

Каждый работодатель, согласно закону, должен заботиться о здоровье своих сотрудников, особенно если речь идет о вредных производствах и постоянных переработках. Поэтому очень важно организовать периодические профосмотры.

Проводятся они согласно положениям ст. 46 закона о здоровье, а приказом МЗ № 302н от 12.04.2011г.

было утверждено три положения о прохождении профессиональных осмотров. Согласно закону, периодичность прохождения осмотра и перечень специалистов зависит от условий труда и других факторов.

Разделяют несколько видов медосмотра:

  • профилактический медицинский осмотр.
  • предварительный осмотр при поступлении на работу, учебу.
  • периодический медосмотр.
  • предсменный, предрейсовый и другие осмотры, проводимые непосредственно перед началом выполнения функциональных обязанностей для выявления.
  • послесменные и послерейсовые осмотры, призванные понять, как на сотрудника действуют вредные факторы производства.

Важно! Все профосмотры, согласно ч. 7 ст. 213 ТК Российской Федерации проводятся исключительно за счет средств работодателя

Предполагает закон также прохождение диспансеризации, а это более полный комплекс мер, призванных своевременно выявить нарушения здоровья человека. Во время диспансеризации используются в комплексе многочисленные методы диагностики, а это касается, прежде всего, специалистов, работающих на вредных производствах, инвалидов и других групп лиц.

Изменения в Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ

ФЗ (федеральный закон) об охране здоровья был неоднократно переписан и обсуждался на федеральном уровне, а именно в российском Министерстве.

Организация здравоохранения и общественное здоровье в новой редакции российского федерального закона (ФЗ) обновлены следующие правовые аспекты:

  • Для того чтобы начать лечение необходимо подписать информационное согласие.
  • Каждый пациент вправе выбрать лечащего доктора.
  • Введены общие стандарты для оказания мед.помощи на всей российской территории.
  • Введено страхование ответственности в обязательном порядке медицинских учреждений перед больными.
  • Суррогатное материнство получило легализацию.
  • Подтвержден запрет на проведение эвтаназии.
  • Ввели такое понятие, как «7 дней тишины» перед тем, как женщина примет решения провести аборт.

Министерство полагает, что в современных реалиях жизни, услуги мед.учреждений станут более доступнее. Однако это теория, как дело будет происходить на практике, мы посмотрим. Далее необходимо рассмотреть главные аспекты федерального закона (ФЗ) и приказа №323, которые касаются каждого из нас.

Человек, являющийся гражданином РФ, обладает гарантированным правом на обретение мед. помощи в бесплатном формате.

Тем не менее, на федеральном уровне определили получение платных мед.услуг. Иными словами, в гос.организациях будет проводиться практика совокупного предоставления услуг, т.е.

платной и бесплатной. Таким образом, человеку придется все-таки за что-то платить даже при обращении в муниципальную больницу.

В Законодательстве прописано, что человек вправе получать 4 вида мед.помощи в бесплатном формате:

  • первичная;
  • специализированная;
  • скорая;
  • паллиативная.

Когда человека госпитализируют, сотрудники больницы обязаны обеспечить его бесплатными процедурами, медикаментами и по необходимости перевести в другой центр здоровья для проведения обследования и применения иных методов лечения.

Увы, в новой редакции ФЗ закреплено оказание платной мед.помощи в гос.учреждениях. Говоря простыми словами, российскому населению предлагается сформировать очередь на получение услуг, а те, кто хочет оперативнее попасть на прием к доктору, будут платить.

Однако пока это теория и мнение автора статьи, что будет в действительности и не будет ли новый закон противоречить Конституции России, мы узнаем позже.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Охрана здоровья граждан – это комплекс мероприятий как медицинских, так и экономико-социальных направлений, имеющие главную цель – укрепить физическое и психосоматическое состояние населения и конкретного гражданина. Кроме того, в эту совокупность мер включены поддержка долгоденственного срока жизни, воспитание инициативной позиции и уделение помощи медицинского назначения на случаи потери здоровья.

Примечательно, что охрана здоровья и мед.помощь – это разные понятия. Даже в Конституции РФ они имеют разные пункты в статье. Если говорить об охране здоровья, то оно представляет себя многогранность, а помощь медицинского характера является подходом к конкретному человеку, и оказывается российское Министерством здравоохранения и его структурных подразделений.

Две системы хотя и разнонаправлены, но всё же созданы для дополнения друг друга. Сотрудники Министерства РФ полагают, что улучшив здоровье нации, планомерно улучшится и благополучие отдельных индивидуумов.

Какие изменения произойдут в российском здравоохранении в 2021 году

Основными изменениями, которые были внесены в действующую систему ОМС стали:

  • переход полномочий от страховых компаний к Федеральному Фонду Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) во всем, что касается медицинской помощи, которая оказывается пациентам в стенах медицинских учреждений федерального уровня. С этого момента именно ФФОМС становится ответственной организацией, которая занимается расчетами за оказанные медучреждениями услуги и контролирует их качество. Также к фонду ОМС переходит обязанность по предъявлению претензий, которые возникают у граждан при причинении вреда здоровью пациентов. Обязанность по разработке нормативных показателей, в соответствии с которыми будет оказываться медицинская помощь, а также плата за их реализацию переходит к Правительству РФ
  • норматив средств, который причитается страховым компаниям за ведение дела существенно снижается . Если ранее сумма, выплачиваемая страховщикам, составляла от 1 до 2%, то теперь показатель снизился до 0,8 – 1,1% от суммы, которая поступила в лечебное учреждение, в котором наблюдался пациент

Также стоит отметить, что страховые компании с 1 января 2021 года лишены права проводить проверки медицинских учреждений. Все контролирующие функции были перераспределены в пользу ФФОМС. Изменилась и схема финансирования медучреждений.

ИНТЕРЕСНО!Также в принятом Федеральном Законе уделено внимание созданию принципиально новой государственной информационной системе обязательного медицинского страхования. Она позволит завершить переход к внедрению цифровых полисов ОЛМС и организовать эффективный электронный учет всех застрахованных граждан и медицинской помощи, которая когда-либо была им оказана.

Закон о реформе ОМС, вступивший в силу с 1 января 2021 года позволил оптимизировать систему здравоохранения. В частности, это касается улучшению финансирования медицинских учреждений федерального уровня, к которым относятся клиники при университетах и др.

Ранее эти учреждения финансировались властями региона по остаточному принципу, что негативно влияло на уровень заработной платы сотрудников и обеспеченность клиник необходимым оборудованием и медикаментами.

ИНТЕРЕСНО!Благодаря принятию этого законодательного акта ситуация может измениться, так как в действие вступает механизм целевого финансирования. В конченом итоге это отразится и на гражданах РФ – те пациенты, которые нуждались в получении высокотехнологичной помощи, смогут получить ее быстрее и качественнее.

На сегодняшний день против поправок, которые были внесены в работы системы обязательного медицинского страхования выступают преимущественно страховые организации, которые лишились части своих привилегий.

По их мнению, пациентов может ожидать:

  • ограничение их прав в вопросе выбора лечебного учреждения
  • сбой в работе системы выдачи направлений, выдаваемых по месту проживания пациента и возврат к системе квот
  • ограничение контроля со стороны страховых компаний и, как следствие, ухудшение качества оказываемых гражданам медицинских услуг
  • потеря возможности лечиться в платных клиниках по полису ОМС

До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.

При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.

Если условия такого договора были нарушены – страховая компания выступала посредником при урегулировании конфликта между пациентом и медицинской организацией.

Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.

ИНТЕРЕСНО!За ведение дел пациентов страховики получали от 1 до 2% от суммы, которая перечислялась лечебному учреждению из ФФОМС.


Медорганизации теперь также будут сообщать в органы внутренних дел:

— о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности;

— о случае смерти пациента, личность которого не установлена.

Данная мера поможет в поиске без вести пропавших людей, в т. ч. страдающих потерей памяти, деменцией, и малолетних детей.

Кроме того, с 2021 г. в единую госинформсистему в сфере здравоохранения также будут включаться сведения об организации оказания специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медпомощи, оказываемой федеральными медорганизациями в рамках базовой программы ОМС.

Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением вышеуказанной нормы о ГИС.

Изменения в законе об охране здоровья в 2021 году

• Информатизация здравоохранения. Правовое обеспечение концепции.

Права пациентов в медицинских организациях

Многим знакома ситуация, когда, отстояв многочасовые очереди в поликлинике, заходишь в заветный кабинет, и вместо помощи получаешь грубое обращение врача или его нежелание показывать медицинскую карту с анализами. Также возникают ситуации разглашения врачебной тайны, отказ в выезде скорой помощи — все это типичные нарушения прав пациентов. Во всем мире данные права определены на законодательном уровне. Ввести их предложили еще в 80-е годы сами врачи в европейских поликлиниках, поскольку понимали незащищенность пациента, особенно в коммерческих учреждениях.

В 1993 году в нашей стране впервые был принят закон, регулирующий права пациентов в сфере здравоохранения. Сегодня в данный закон внесены поправки и он именуется, как ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. Кроме данного закона пациентов нашей стране защищает Конституция РФ, «Закон о защите прав потребителей», а также ФЗ № 326 «Федеральный закон об обязательном медицинском страховании в российской федерации» от 29.11.2010. В этой статье мы рассмотрим наиболее частые вопросы в сфере защиты прав пациента.

Права пациента, имеющего гражданство РФ, должны соблюдаться как в бюджетных поликлиниках и больницах, так и в частных платных клиниках. Неважно, где находится учреждение: в крупном городе или в небольшом поселке. Закон для медицинских организаций на территории РФ один.

Какие права есть у пациента ?

По закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на:

  1. Выбор врача и выбор медицинской организации.

Данное право также содержится в ФЗ № 326 и в приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2012 г. N 406н.

К сожалению, мало кто знает об этом праве и не пользуется им. Это связано с тем, что на практике при попытке прикрепиться к другой поликлинике, скорее всего, вы встретитесь с негативным отношением к этому. С этой ситуацией сталкивается каждый второй пациент, когда его может не устроить врач или, например, поликлиника будет далеко находится от его реального места проживания.

Чтобы прикрепиться к другой поликлинике или к конкретному врачу, необходимо написать заявление на имя главврача.

В заявлении необходимо указать

1) название и адрес медицинского учреждения, к которому вы хотите прикрепиться;

2) ФИО руководителя медицинского учреждения, к которому вы хотите прикрепиться;

3) информация о пациенте: ФИО; пол, дата и место рождения; гражданство; номер полиса ОМС; место жительства; место регистрации; дата регистрации; контактная информация;

4) название страховой организации;

5) название и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, к которому вы прикреплены.

При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов:

1) для детей с 0 и до четырнадцати лет (гражданство РФ): свидетельство о рождении; документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка; полис ОМС ребенка;

2) для граждан РФ в возрасте от четырнадцати лет и старше: паспорт гражданина РФ или временное удостоверение личности гражданина, полис ОМС.

  1. Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала субъективное право, так как понятие уважительное для всех людей разное.
  2. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
  3. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
  1. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
    Это право пациент может использовать в ситуации, когда врач отказывается показывать медицинскую карту, анализы, эпикриз, историю болезни.
  2. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну.

Таким образом, пациент сам решает, рассказать ли ему о своем заболевании.

  • Если существует угроза общественной безопасности;
  • Информация о состоянии здоровья несовершеннолетних сообщается родителям или опекунам;
  • Если пациент находится без сознания.

Однако, стоит отметить, что сообщение диагноза самому пациенту не является разглашением врачебной тайны. То есть с правовой точки зрения, если у пациента диагностировано онкологическое заболевание, то врач имеет право сообщить ему об этом.

  1. Допуск к пациенту адвоката для защиты своих прав.
  2. Допуск к пациенту священнослужителя.
  3. Отказ от медицинского вмешательства или добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Например, очень часто возникают ситуации, при которых беременным отказываются выдавать обменную карту без полного списка анализов, запугивают рожениц тем, что они буду рожать в инфекционных роддомах. Типичными является также истории, когда из роддомов не хотят выписывать с необходимыми документами, если, например, мать не дала согласие на прививку.

В действительности, вы можете написать добровольный отказ от медицинского вмешательства в свободной форме на имя главного врача больницы. Если главврач не хочет выдавать вам необходимые документы, то немедленно звоните в департамент здравоохранения вашего региона.

Исключения составляют следующие ситуации:

  • Если пациент находится без сознания и существует угроза его жизни, то решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум врачей или дежурный врач;
  • Если срочная помощь необходима несовершеннолетним или психически-нездоровым, то решение принимают родители, опекуны или доверенные лица.

Важно: медицинское вмешательство без согласия пациента может быть произведено, если он страдает психическими расстройствами.

  1. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

Данное право пациента на деле становится весьма спорным, так как доказать вину врача очень сложно. Для этого необходимо собрать справки и пойти с ними в суд, который может установить, что в отношении пациента был нанесен ущерб. Причем важно отметить, что реальное наказание медицинской организации можно ждать в случаях, когда факт ущерба налицо. Например, если при операции врач оставил в теле пациента ватные тампо��ы или инструмент.

Документом, подтверждающим ваше право лечиться в бюджетных поликлиниках и больницах на территории РФ является полис ОМС.

Согласно ФЗ № 326, у бюджетных медицинских учреждений имеются следующие обязанности:

  • бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ ОМС;
  • в рамках программы ОМС оказывать первичную медико-санитарную помощь, включая профилактическую помощь, выезд скорой медицинской помощи, а также оказывать специализированную помощь в следующих случаях:

1) инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита (данные исключения входят в полномочия диспансеров по месту жительства);

3) болезни эндокринной системы;

4) расстройства питания и нарушения обмена веществ;

5) болезни нервной системы;

6) болезни крови, кроветворных органов;

7) отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

8) болезни глаза и его придаточного аппарата;

9) болезни уха и сосцевидного отростка;

10) болезни системы кровообращения;

11) болезни органов дыхания;

12) болезни органов пищеварения;

13) болезни мочеполовой системы;

14) болезни кожи и подкожной клетчатки;

15) болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

16) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;

17) врожденные аномалии (пороки развития);

18) деформации и хромосомные нарушения;

19) беременность, роды, послеродовой период и аборты;

20) отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

  • Всегда сохраняйте документы (включая электронные), их копии, подтверждающие диагноз справки, результаты анализов, чеки-оплаты, медицинский договор на оказание услуг;
  • Если вам отказали в оказании медицинской помощи, попросите оформить письменный отказ;
  • Если уверены, что ваши права нарушили, то необходимо обратиться с письменным заявлением на имя руководителя медицинской организации (можно написать жалобу в свободной форме или по примеру в приложении);
  • Если вы решили отправить письменную жалобу в медицинское учреждение необходимо помнить: в письменном заявлении обязательно указывается название медицинской организации, ее юридический и фактический адрес, свои ФИО, почтовый адрес и контактный телефон, личная подпись и дата.В письменной жалобе подробно излагается вся ситуации, причем обязательно с указанием федерального закона, который организация нарушила;
  • Если нет положительного ответа на вашу жалобу от медицинского учреждения, то далее пишите заявление в госорган, главенствующий над медицинской организацией (министерство здравоохранения, Росздравнадзор, Департамент здравоохранения вашего региона);

Не стоит забывать о том, что врач — это обычный живой человек и ему свойственно ошибаться, как и всем людям. Само по себе наказание врача при нарушении прав пациента не должно являться целью разбирательства. Важнее, чтобы руководство медицинской организации в таких случаях принимало меры, а пациенты были более бдительными.

»

Каждый работодатель, согласно закону, должен заботиться о здоровье своих сотрудников, особенно если речь идет о вредных производствах и постоянных переработках. Поэтому очень важно организовать периодические профосмотры. Проводятся они согласно положениям ст. 46 закона о здоровье, а приказом МЗ № 302н от 12.04.2011г. было утверждено три положения о прохождении профессиональных осмотров. Согласно закону, периодичность прохождения осмотра и перечень специалистов зависит от условий труда и других факторов. Разделяют несколько видов медосмотра:

  • профилактический медицинский осмотр.
  • предварительный осмотр при поступлении на работу, учебу.
  • периодический медосмотр.
  • предсменный, предрейсовый и другие осмотры, проводимые непосредственно перед началом выполнения функциональных обязанностей для выявления.
  • послесменные и послерейсовые осмотры, призванные понять, как на сотрудника действуют вредные факторы производства.

Важно! Все профосмотры, согласно ч. 7 ст. 213 ТК Российской Федерации проводятся исключительно за счет средств работодателя

Предполагает закон также прохождение диспансеризации, а это более полный комплекс мер, призванных своевременно выявить нарушения здоровья человека. Во время диспансеризации используются в комплексе многочисленные методы диагностики, а это касается, прежде всего, специалистов, работающих на вредных производствах, инвалидов и других групп лиц.

В законе о здоровье также прописаны вопросы предоставления первой медицинской помощи, а на каждом предприятии должна быть не просто аптечка, а полный набор медицинских препаратов по перечню. Он устанавливается в том числе, приказом Минздрава № 477н от 04.05.2012г. Узнать же об основных требованиях к медицинским препаратам можно, ознакомившись с положениями ст. 38 закона о здоровье. Для использования допускаются только изделия, прошедшие через процедуру регистрации в установленном порядке, при этом перечень разрешенных препаратов находится в специальном реестре.

В декабре 2018 года изменениям подверглась ст. 40 закона о здоровье, а законную силу эти изменения получили с подписанием закона об обязательном медстраховании, который подписал Президент РФ. Принятый Государственной Думой РФ 19.12.2018г. и одобренный Советом Федерации 21.12.2018г., закон предполагает изменения в правилах использования рекомендаций по лечению, они станут обязательными. Пересматривать эти рекомендации будут один раз в три года, по мере появления новых методов лечения и медпрепаратов. Принимать все решения относительно этих рекомендаций будут члены научно-практического совета, утверждать который поручено Минздраву. Это важный момент в организации эффективного лечения, так как рекомендации, по сути, это свод правил для медицинских работников.

  • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 25.07.2017 N 14-40/40262 (ред. от 19.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.10.2014 N 14-40/48742 (ред. от 19.01.2021)
  • Приказ ФНС России от 13.11.2020 N ЕД-7-14/820@ (ред. от 18.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 14.01.2020 N 14-40/00825 (ред. от 18.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 12.12.2019 N 14-40/77066 (ред. от 18.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 25.06.2014 N 14-40/29133 (ред. от 18.01.2021)
  • Приказ Минкультуры России от 22.11.2013 N 1932 (ред. от 18.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 24.09.2010 N 14-42/46828 (ред. от 18.01.2021)
  • Письмо ФТС России от 31.03.2005 N 06-65/9893 (ред. от 18.01.2021)
    • 26 Марта 2012, 13:03 78 Тверь собирает подписи в поддержку архимандрита Ефрема. Настоятель Ватопедского монастыря обвиняется в махинациях с недвижимостью
    • 12 Марта 2012, 16:03 11 Где можно ознакомиться со списками «домов-счастливчиков», попавших в программу по капремонту в 2012 году
    • 16 Февраля 2012, 16:02 17 В Тверской области многодетные семьи будут получать региональный материнский капитал

    Права пациента в системе здравоохранения РФ 2021 года: законодательство

    Одиночный пикет — единственный вид уличных акций, не требующий согласования с властями. Так как организаторам митингов и шествий постоянно под разными предлогами отказывают в согласовании, граждане стали выражать свое мнение в виде «пикетных очередей». Пока один протестующий стоял с плакатом, в очереди стоят десятки или сотни других людей. Так было в 2019 году в пикетной очереди против уголовного преследования журналиста Ивана Голунова.

    В 2020-м полицейские стали чаще и жестче разгонять пикетные очереди. — в марте, например, еще до коронавирусных органичений, задержали десятки пикетирующих против политических репрессий у здания ФСБ на Лубянке, а в мае — на акции против ареста журналиста и муниципального депутата Ильи Азара, вышедшего на пикет в поддержку основателя проекта «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова.

    30 декабря Владимир Путин одобрил поправки, согласно которым суд может признавать пикетные очереди требующим согласования с властями публичным мероприятием, а вместе с ними и «массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленное на выражение и формирование мнений», например, «прогулки» протестующих.

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    Избранное Аналитика Национальный конгресс Аккредитация врачей Фото Ассамблея Конференция Круглый стол Видео Библиотека СРО

    Федеральное законодательство об основах охраны здоровья определяет:

    • правовые и организационные основы здравоохранения;
    • права и обязанности пациентов, относящихся ко всем группам населения, а также гарантии выполнения этих прав;
    • обязанности законодательных органов (как местных, так и федеральных) в области охраны здоровья;
    • обязанности и права медицинских работников, а также организаций, которые оказывают услуги медицинского характера.

    Организация охраны здоровья включает в себя следующие меры:

    • регулирование государством отношений, возникающих в области здравоохранения;
    • разработка мероприятий, которые направлены на прекращение распространения инфекционных заболеваний, а также болезней, относящихся к категории общественно опасных (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция);
    • организация оказания первой помощи (в том числе и лицам, у которых диагностированы редкие, или орфанные, заболевания);
    • обеспечение благоприятной санитарной и эпидемиологической обстановки;
    • обеспечение нуждающихся граждан всеми необходимыми лекарственными препаратами и лечебным питанием, а также изделиями медицинского назначения. Этот пункт касается лекарств, которые входят в список жизненно необходимых;
    • управление деятельностью в области охраны здоровья;
    • развитие и совершенствование российской системы здравоохранения.

    ВАЖНО! Согласно закону, пациенту не может быть отказано в оказании медицинской помощи. Так же не может взиматься плата за услуги, которые должны оказываться на безвозмездной основе. Особенно это касается неотложной помощи, которая должна оказываться даже при отсутствии добровольного информированного согласия со стороны пациента.

    Врачебная экспертиза — исследование, главной целью которого является установление состояния здоровья человека, а также выявление факторов, которые могут оказывать влияние на его трудовую деятельность. Также в задачи экспертов входит установление связи между каким-либо событием (например, получением травмы на производстве) и состоянием здоровья гражданина.

    В нашей стране, согласно приказу, могут быть проведены следующие виды экспертиз:

    • экспертизы для выявления временной нетрудоспособности;
    • медико-социальная экспертиза;
    • военно-медицинская экспертиза;
    • судебно-медицинская экспертиза.

    Также может быть назначена экспертиза качества оказания медицинских услуг. Главными критериями оценки качества оказания помощи являются соблюдение принятых стандартов и протоколов, которые утверждены федеральными органами исполнительной власти. Современные медики должны оказывать помощь в соответствии с этими протоколами, и в том случае, если врач не выходил за пределы предписанных действия, а состояние пациента ухудшилось, претензии следует предъявлять не специалисту, а лицам и организациями, которые разработали стандарт оказания медицинских услуг.

    ВАЖНО! Если гражданин полагает, что медицинская помощь была оказана недостаточно качественно, он должен обратиться за экспертизой качества медицинской помощи. Обращение в суд на лечебно-профилактическое учреждение или на конкретного специалиста возможно только после проведения такой экспертизы.

    Государственный федеральный контроль в сфере здравоохранения включает:

    • оценку качестве оказания медицинской помощи;
    • оценку безопасности оказываемых услуг;
    • контроль за оборотом лекарственных препаратов, особенно наркотических и сильнодействующих;
    • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой.

    Организацией, которая осуществляет контроль за качеством оказания медицинских услуг, является Минздрав.

    ВАЖНО! Если услуги оказаны некачественно, гражданин имеет право на защиту своих интересов. Как правило, первым шагом для этого является написание жалобы. Жалоба может быть адресована как начальству лечебно-профилактического учреждения, так и в судебные инстанции или в Министерство Здравоохранения. Важно помнить, что ответ на жалобу должен быть получен в трехдневный срок.

    ФЗ об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации регламентирует всю систему отношений, которая возникает в области здравоохранения. Пациентам очень важно знать свои права и отстаивать их: благодаря этому возможно улучшить всю систему оказания помощи медицинского характера в целом.

    • страница1

    Закон об охране здоровья граждан

    Это означает превосходство прав детей в этой области над правами иных граждан, в том числе родителей.

    Новый Закон наделяет несовершеннолетних широким спектром прав. Это и право на медицинские осмотры, и на медицинскую помощь, и на санитарно-гигиеническое просвещение, а также право на медицинские консультации и информацию о состоянии здоровья.

    В силу принципа приоритетности во всех этих вопросах права детей должны быть соблюдены, даже если родители или законные представители не согласны с тем или иным видом медицинского вмешательства.

    Само понятие медицинской помощи в контексте данного Закона означает медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, либо медицинскую реабилитацию.

    А ведь это очень широкий спектр вопросов, включающий в себя буквально все медицинские действия: и профилактические прививки, и вопросы приема тех или иных лекарств, методов диагностики и лечения, необходимости операции и т.п.

    Согласно статье 54 Закона несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет, а больные наркоманией в возрасте старше шестнадцати лет, имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

    Это значит, что по достижении 15 лет (для наркоманов 16 лет) дети приобретают право полного распоряжения своим здоровьем: избирать способ лечения от того или иного заболевания, соглашаться или нет на оперативное вмешательство, делать или нет аборт и др.

    Исключение составляют несовершеннолетние, больные наркоманией, в отношении которых один из родителей или иной законный представитель вправе давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения. Эта норма является уступкой общественности.

    Но во всех остальных случаях родители лишаются права влиять на состояние здоровья своих детей с 15 лет. Ведь информированное добровольное согласие не предполагает учет мнения родителей при его подписании ребенком. Более того,когда ребенку исполняется 15, вся информация о здоровье детей становится для родителей врачебной тайной, так что они не только не могут влиять, но и даже знать о состоянии здоровья своих детей.

    В первую очередь это удар по семьям, по правам родителей на воспитание своих детей, в том числе на охрану их здоровья.

    Да, в 15 лет ребенок действительно многое может решать сам. Но все-таки в вопросах жизни и здоровья мнение родителей должно учитываться в качестве решающего. Ведь в 15-16 лет ребенок не всегда достаточно зрел, чтобы принять правильное решение относительно операции или методов лечения, приема лекарств и т.д.

    В конечном итоге страдать будут сами дети, не получив необходимой медицинской помощи. И это неизменно скажется на здоровье подрастающего поколения, которое, между прочим, объявлено одним из приоритетов национальной политики нашей страны.

    В статью 2 Закона возвращено опасное для семьи определение здоровья как состояния физического, психического и социального благополучия человека, которое ранее было исключено под давлением институтов гражданского общества, в том числе Русской Православной Церкви, а в последней стадии опять включено в Закон.

    В той же статье 54 Закона есть положение, которое позволяет содержать в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет.

    В законе имеются положения, разрешающие донорство детских органов и тканей после смерти ребенка. До настоящего времени в нашей стране донорами могли быть только совершеннолетние граждане, детское донорство не допускалось.

    В действующем законодательстве существует презумпция согласия каждого гражданина на посмертное донорство своих органов и тканей. Если гражданин при жизни не сделал официальное заявление о своем несогласии на изъятие его органов и тканей, то после смерти они могут быть изъяты для донорских целей без каких-либо дополнительных разрешений.

    Точно так же и в отношении детей с самого начала в законе предусматривалось, что родители заранее согласны на то, что у их детей, если с ними что-то случится, будут изъяты органы и ткани. Согласия родителей на это не требовалось.

    Это положение вызвало наибольшую тревогу родителей. Бурный общественный протест привел к тому, что в закон было добавлено положение о том, что у несовершеннолетних детей органы и ткани могут изыматься после смерти на основании испрошенного согласия одного из родителей.

    Но вместе с тем в Законе указывается, что если медицинская организация на момент изъятия органов и тканей не была поставлена в известность о том, что родители несовершеннолетнего заявили о своем несогласии на такое изъятие, забор органов и тканей у ребенка может быть произведен без выяснения мнения родителей.

    Таким образом презумпция согласия на изъятие органов и тканей несовершеннолетних все-равно продолжает существовать.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

    Принят

    Государственной Думой

    12 марта 1999 года

    Одобрен

    Советом Федерации

    17 марта 1999 года

    Список изменяющих документов

    (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ,

    от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

    от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ,

    Скачать:_ federalnyy-zakon-_52_fz-ot-30-marta-1999g..doc (494.08 Кб, doc)

    По мнению депутата, «оптимизация» по сути сокращение количества государственных медицинских организаций и численности занятых в них медицинских работников, постепенная коммерциализация все большего числа медицинских услуг привела к тому, что сократилась численность медперсонала, увеличилась нагрузка на работающих врачей без предоставления им адекватных социальных гарантий.

    В пояснительной записке к законопроекту приводятся конкретные цифры оптимизации, согласно данным Росстата:

    • в 1990-2016 гг. число больничных организаций в России сократилось с 12,8 тыс. до 5,4 тыс., то есть более чем в 2 раза.
    • Наиболее активное сокращение числа больниц происходило в 2000-2014 годах. По состоянию на 2000 год по данным Росстата больничных организаций в России было 10,7 тыс.
    • Также сократилось и число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций – с 21,5 тыс. в 1990 году до 19,1 тыс. в 2016 году. При этом основное сокращение опять же произошло, начиная с 2000 года (на этот год поликлиник было 21,3 тыс.).
    • По числу коек в больничных организациях на 10 тыс. населения Россия находится сейчас ниже уровня РСФСР 1960-х гг. (на 1960 год их было 89,1, на 1970 – 112,5; в 2016 г. этот показатель равнялся 81,6). Наивысший показатель – 137,4 (1990), сокращение к 2016 г. – более чем на треть.
    • Сокращение медицинских организаций продолжается и в последние годы. Так, сокращение числа больничных организаций в 2014-2016 гг. составило 3,6%, числа больничных коек на 10 тыс. населения – 5,8%.

    Аудиторы Счётной палаты РФ указывают, что при сокращении числа врачей и среднего медицинского персонала не достигается одна из главных целей сокращения медработников – рост зарплат работников отрасли. Согласно отчету Счётной палаты, в 2016 году эта сумма расходов на зарплаты медперсонала из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования сократилась на 19%.

    Таким образом, оптимизация не решает поставленных задач, а только создает новые проблемы, и прежде всего нехватки медицинских специалистов:

    • В 2007 году насчитывалось 707,3 тыс. врачей, а в 2016 году – уже 680,9 тыс.
    • Обеспеченность населения врачами снизилась, где в 2007 году на 10 тыс. населения приходилось 49,6 врачей, в 2016 году – 46,4.
    • Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей.
    • Особенную тревогу вызывает сокращение числа врачей – педиатров: на 6,9 тыс. за 2016 год.
    • Численность среднего медицинского персонала также сокращается. По данным Росстата в 2007 году она составляла 1542,5 тыс. человек (или 108,1 на 10 тыс. населения), в 2016 году – 1537,9 тыс. человек (или 104,8 на 10 тыс. населения).

    В обосновании законопроекта указывается, что по информации Счетной палаты РФ, в России 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медицинской организации, где есть врач.

    35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАП или офису врачей общей практики.

    При этом данный дефицит не компенсируется выездными методами. Ряд регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) вообще не имеют мобильных врачебных бригад.

    Росстат зафиксировал, что в 2016 году число умерших впервые за период 2013-2016 гг. превысило число родившихся, и была зафиксирована естественная убыль населения (-0,01).

    Болезни, которые в России вызывают наибольшее число смертей – это болезни системы кровообращения, включая сердечно-сосудистые заболевания, а также онкология. В связи с недостаточностью медицинской помощи, которую в России могут оказать больным со злокачественными новообразованиями, в последние годы растет число самоубийств онкобольных.

    Общий рост заболеваемости в России в 2008 — 2016 гг. составил 5,1%. При этом в этот период отмечается рост болезней эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ (+25,1%), новообразований (+16,1%), болезней системы кровообращения (+23%), болезней органов дыхания (+19,3%), болезней органов пищеварения (+6,5%).

    В целях обеспечения граждан качественной и доступной бесплатной медицинской помощью, создания условий для снижения заболеваемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, законопроектом предусматриваются следующие изменения:


    Похожие записи:

    Добавить комментарий