Структура инвентарного номера в бюджетном учете 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура инвентарного номера в бюджетном учете 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Срок полезного использования определяется исходя из:

  • ожидаемого срока получения экономических выгод;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).

Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).

В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.

Обоснование вывода:
Обязательные для применения учреждениями государственного сектора формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2021 N 402-ФЗ, далее — Закон N 402-ФЗ, п. 28 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2021 N 256н, далее — СГС «Концептуальные основы»).
С учетом положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2021 N 157н (далее — Инструкция N 157н), п. 25 СГС «Концептуальные основы» бюджетные учреждения обязаны применять:
— унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2021 N 52н (далее — Приказ N 52н);
— установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные бюджетным учреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
В соответствии с п. 54 Инструкции N 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества. Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (далее — Инвентарная карточка (ф. 0504031)) открывается на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива, в том числе Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), паспортов заводов-изготовителей, технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету.
Прежде всего обратим внимание, что в настоящее время приоритет отдается электронным документам и регистрам, подписанным квалифицированной электронной подписью. На бумажном носителе документы составляются в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе (п. 32 СГС «Концептуальные основы»).
Кроме того, в Приказе N 52н также содержится рекомендация о том, что при наличии технической возможности Инвентарная карточка (ф. 0504031) формируется на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись. При ведении Инвентарных карточек (ф. 0504031) в виде электронных документов (регистров), указывается дата формирования копии инвентарной карточки на бумажном носителе. Для этих целей в типовой форме Инвентарной карточки (ф. 0504031) предусмотрено отдельное поле «Дата формирования карточки (по требованию)».
Согласно нормам Приказа N 52н в отношении Инвентарной карточки (ф. 0504031) копии электронных документов формируются на бумажных носителях в обязательном порядке:
— при закрытии Инвентарной карточки (выбытии инвентарного объекта);
— по требованию органов, осуществляющих контроль;
— в иных случаях, предусмотренных учетной политикой.
В то же время у организации государственного сектора может отсутствовать возможность ведения электронного документооборота с применением квалифицированной электронной подписи. Относительно данной ситуации отметим следующее.
В силу ст. 9 Закона N 402-ФЗ при ведении бухгалтерского учета каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен соответствующим первичным учетным документом и отражен в регистрах бухгалтерского учета. В соответствии с п. 29 СГС «Концептуальные основы» записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов. Из этого следует, что Инвентарная карточка (ф. 0504031) должна быть оформлена непосредственно после принятия к учету основного средства.
Аналогичные положения содержатся и в Приказе N 52н. Нормами Приказа N 52н определено, что Инвентарная карточка (ф. 0504031) открывается учреждением на каждый инвентарный объект, заполняется на основании первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива. Иных требований относительно Инвентарных карточек (ф. 0504031), формируемых на бумажных носителях, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в случае отсутствия у учреждения возможности формирования и хранения Инвентарной карточки (ф. 0504031) в электронном виде ее следует заполнить и распечатать при поступлении (создании) объекта нефинансового актива. Обязательного требования о дальнейшем ежегодном формировании Инвентарных карточек (ф. 0504031) на бумажных носителях законодательно не установлено. Однако данное требование может быть закреплено в рамках формирования учетной политики бюджетного учреждения.

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2021 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

  • Код синтетического счета (ССС — 3 знака);
  • Код аналитического счета (сс — 2 знака);
  • Код источника финансирования (И -1 знак);
  • Номер амортизационной группы (АА — 2 знака);
  • Код по ОКОФ (ККККККККК — 9 знаков);
  • Год поступления (ГГГГ – 2 или 4 знака);
  • Месяц поступления (ММ — 2 знака);
  • День поступления (ДД — 2 знака);
  • КПС — классификационный признак счета (РРРРРРРРРРРРРРРРР – 17 знаков);
  • Порядковый номер в группе (NNN… до 20 знаков).

Ввести новый шаблон инвентарного номера можно непосредственно в карточке учреждения (элементе справочника «Учреждения«), на панели «Настройки учета«. По ссылке Шаблон формирования инвентарных номеров ОС и НМА открывается справочник «Шаблоны инвентарных номеров«, в котором можно задать структуру инвентарных номеров, в соответствии с которой должны автоматически формироваться инвентарные номера принимаемых к учету основных средств, нематериальных и непроизведенных активов.

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.

В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2021 года, а особенно логику составления проводок.

Групповой учет основных средств до 01.01.2021 применялся в отношении объектов библиотечных фондов и однородных предметов производственного и хозяйственного инвентаря стоимостью до 40 000 рублей включительно.

На объекты, подлежащие групповому учету, открывалась Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). При этом каждому из учтенных на карточке объектов производственного и хозяйственного инвентаря присваивался индивидуальный инвентарный номер. Объектам библиотечного фонда инвентарные номера не присваивались.

Все исправления оформляются актом изменения инвентарных номеров, утверждаемым инвентаризационной комиссией (в приложении к учетной политике следует представить образец такого акта). По итогам изменения инвентарных номеров производится исправление номеров, нанесенных на основные средства, их составные части, приспособления и принадлежности.

Этот принцип используется при постановке на бухгалтерский учет зданий и отдельных помещений. В наименовании объекта учета указываются соответствующие идентификационные данные, например, литеры, этажность, подземная этажность.

Инвентарные Номера В Бюджетном Учреждении В 2021 Году

58 Инструкции N 157н единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного (муниципального) контракта), предусматривающего приобретение (отчуждение) в пользу РФ, субъекта РФ, муниципального образования, учреждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средство индивидуализации), либо в ином установленном законодательством РФ порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.В качестве объекта нематериальных активов признается сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология и т.п.).Объектам нематериальных активов также нужно присваивать инвентарный номер.Инвентарный номер, присвоенный объекту нематериального актива, сохраняется за ним на весь период его учета.Присвоенный объекту нематериального актива инвентарный номер используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета;3) непроизведенным активам.

В соответствии с требованиями пункта 13 Инструкции № 157н наименование основного средства формулируется на русском языке. Основные средства, подлежащие государственной регистрации (объекты недвижимости, автотранспорт) отражаются в учете в соответствии с наименованиями, указанными в регистрационных документах. Пример Если автомобиль по паспорту технического средства (ПТС) называется «ГАЗ­31051», то в учете он не должен значиться как «Волга».

(оно устанавливает основные положения бухгалтерского учета), а также ПБУ 6/01. В него входят следующие разделы: гл.№ I Основные положения гл.№ II Как выполняется оценка имеющихся наличии на предприятии основных средств гл.№ III Выполнение процедуры амортизации ОС гл.№ IV Процедура выявления всех имеющих в наличии основных средств гл.№ V Процесс выбытия ОС гл.№ VI Процесс раскрытия данных в отчетности рассматриваемого типа Также существует внушительный список разнообразных приложений к основным документам.

  1. Метод уменьшения остатка. Подходит для активов, срок использования которых очень небольшой. Актуален и для объектов, используемых в агрессивных условиях. Этот способ необходим для ускоренной амортизации.
  2. Способ определения амортизации пропорционально объему товаров. Способ актуален для предметов, у которых есть определенный потенциал. То есть бухгалтер знает, сколько товара за определенный период можно произвести при помощи актива. Для расчетов нужно реальный объем произведенной продукции умножить на норму амортизации.
  3. Линейный способ. Амортизация начисляется равными частями каждый месяц. Начисление производится на протяжении всего срока эксплуатации объекта. Для определения суммы платежа нужно первоначальную стоимость предмета поделить на СПИ.

Стандарт установил новые принципы группировки ОС.

Ранее было всего две группы: «Нежилые объекты» и «Сооружения».

С 2021 года будет существовать только одна группа — «Нежилые объекты». Для фонда библиотеки, ювелирки отдельных групп не предусмотрено.

Они будут размещаться в категории «Прочие ОС». Порядок расчета амортизации зависит от группы, к которой относят имущество. Классификацию основных средств утвердило Правительство РФ постановлением № 1.

Это таблица, в которой для каждой амортизационной группы есть список входящих в нее ОС и соответствующие коды ОКОФ. Стоимость основных средств в 2021 году в бухгалтерском учете списывают путем постепенного переноса на готовую продукцию (работ или услуг).

Однако по некоторым ОС начислять амортизацию не нужно. Например, ее не начисляют на земельные участки, объекты природопользования и объекты, которые относят к музейным предметам и музейным коллекциям (п.

  1. а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.
  2. транспортные расходы;
  3. стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  4. таможенные пошлины;
  5. стоимость строительных работ при создании объекта;
  6. стоимость, уплачиваемая поставщику;
  7. суммы за сопутствующие услуги;

Разработчики федерального стандарта не обошли свои вниманием и вопросы отчетности.

Организация бухгалтерского учета любой компании предполагает строгий учет основных средств: средств труда, с помощью которых производятся продукция, работы или услуги. Одним из основных механизмов контроля за сохранностью и перемещением ОС является присвоение им инвентарных номеров: уникальных цифровых и символьных комбинаций, которые не изменяются на протяжении всего эксплуатационного срока ОС. При присвоении инвентарного номера пользуются определенными приемами, позволяющими закодировать в цифрах и символах всю основную информацию о каждом ОС. Помимо ОС, инвентарные номера присваиваются еще некоторым важным для функционирования компании объектам.

По назначению и функциональной роли основные средства делятся на производственные и непроизводственные. В составе производственных основных средств выделяют их активную часть — машины, оборудование, транспортные средства. К непроизводственным основным средствам относятся те, которые не связанны с основной деятельностью учреждения (объекты социального характера — жилые дома, спортивные сооружения и др.).

Инвентарный номер основных средств в бюджетных учреждениях 2021 год

Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.

С 1 января 2021 года учреждения отражают материальные запасы и незавершенное производство с учетом федерального стандарта. Для основной части новых правил не потребуются уточнения инструкций. Их можете начинать применять сейчас, чтобы не корректировать учет в дальнейшем. О том, как это сделать, читайте в нашем обзоре.

Например, оказание образовательных услуг может фиксироваться ежемесячно. В таком случае непереданного результата на отчетную дату не окажется. А вот по краткосрочной образовательной услуге результат может передаваться единовременно в конце срока действия договора. В этом случае затраты отражаются в составе незавершенного производства до даты начисления доходов от переданного результата.

Теперь к ним также относятся материальные ценности, предназначенные для обеспечения ими отдельных категорий граждан и организаций: технические средства реабилитации, лекарственные средства, медицинские изделия и др.

При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».

Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП). А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению. Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.

  • моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
  • передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
  • ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов (п. 46 Инструкции N 157н*(3)). Он формируется как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

При этом критерии объединения основных средств в комплекс объектов учреждение определяет самостоятельно в учетной политике*(2). К примеру, критерием отнесения стоимости объектов основных средств к несущественной может быть критерий начисления 100% амортизации при вводе в эксплуатацию (100 000 рублей).

В то же время Приказом Минфина России от 30.03.2021 N 52н, который устанавливает порядок ведения регистров бухгалтерского учета, в частности, инвентарных карточек, соответствующие новшества пока не учтены. В данном нормативном акте понятие «комплекс объектов основных средств» не применяется. Стоимостные критерии для возможности учета объектов на Инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) остались прежними (стоимость до 40 000 руб.).

При ведении учета в одной базе по нескольким учреждениям для каждого из них может быть задана своя структура — свой шаблон инвентарных номеров. Шаблоны хранятся в справочнике «Шаблоны формирования инвентарных номеров», который подчинен справочнику “Учреждения” (Смотрите Рис.1) Ввести новый шаблон инвентарного номера можно непосредственно в карточке учреждения (элементе справочника «Учреждения»), на панели «Настройки учета».

П.9 Стандарта, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2021 № 257н «Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета с учетом положений настоящего Стандарта и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учрежденийКак с этого года бюджетным учреждениям ставить на учет основные средства?

Общие подходы к присвоению инвентарных номеров основным средствам указаны в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 (ред. от 24.12.2010)) и Инструкции № 157н (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010). В соответствии с ними:

  • инвентарный номер является уникальным, то есть не должно быть двух основных средств с одинаковыми инвентарными номерами,
  • если объект составной, т. е. состоит из элементов, которые составляют единое целое, то всем частям комплексного основного средства выделяют один единый инвентарный номер,
  • инвентарные номера должны идти по порядку,
  • инвентарный номер не изменяется при смене местонахождения объекта основных средств внутри одной организации,
  • однажды прикрепленный основному средству инвентарный номер остается за ним на протяжении всего времени нахождения в организации,
  • инвентарные номера основных средств, выбывших с балансового учета, не присваиваются вновь принимаемым к учету основным средствам,
  • для поступившего в организацию основного средства по договору аренды может 6ыть использован тот же инвентарный номер, что был присвоен основному средству арендодателем.

Подходы к формированию инвентарных номеров не регламентируются нормативными документами. Поэтому организации самостоятельно устанавливают порядок присвоения инвентарных номеров основным средствам. Данный порядок приводится в учетной политике организации или другом локальном акте.

Для того, чтобы правильно присвоить инвентарный номер основному средству и чтобы в дальнейшем легче было его находить по инвентарному номеру, может быть выбран следующая последовательность цифр в номере:

  • номер бухгалтерского счета/субсчета учета объекта основных средств;
  • код обособленного подразделения;
  • порядковый номер основного средства.

Если в организации немного основных средств, то инвентарные номера выделяются по порядку, например 001, 002, 003 и т.д. Для фиксации данных номеров ведется журнал учета инвентарных номеров.

Нанесение присвоенного основному средству инвентарного номера производится материально ответственным сотрудником под наблюдением уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов.

Способы нанесения инвентарного номера на основные средства:

  • прикрепление жетона с номером;
  • нанесение номера краской;
  • иные способы, обеспечивающие сохранность маркировки (гравировка, штамповка, сварка и т.п.).

Если основное средство является комплексом конструктивно сочлененных объектов, т. е. состоит из обособленных элементов, составляющих вместе единое целое, то на каждом элементе комплексного основного средства указывается единый инвентарный номер, присвоенный всему комплексу в целом.

При отсутствии возможности нанесения инвентарного номера на основное средство из-за особых требований к его эксплуатации инвентарный номер не проставляется. Данный факт отражается в бухгалтерском учете с указанием соответствующего основного средства без нанесенного инвентарного номера.

Одним из обязательных условий ввода в эксплуатацию основного средства на любом производстве является присвоение ему инвентарного номера . О том, как этот процесс происходит, каким нормативным актом регламентируется, и какие сведения зашифрованы в этом номерном знаке, пойдет речь в статье.

Присвоение Инвентарного Номера Основным Средствам В Бюджете В 2021 Году

Законодательством не предусмотрен какой-либо определенный порядок формирования инвентарного номера. Поэтому компаниям дано право разработать его самостоятельно и закрепить в УП . Как правило, при составлении последовательности цифр инвентарного номера ориентируются на удобство работы с ОФ и принятые алгоритмы производственных шифров. Например, в крупных компаниях с разветвленной сетью обособленных подразделений и цехов в номерные значения обязательно включают информацию о балансовом счете/субсчете, филиале размещения объекта, цифровое обозначение цеха, коды отделов и т.п.

Задаваясь вопросом, как присвоить инвентарный номер основному средству, опираются на выделение оптимальной вариации номера, по которому будет проще и быстрее отследить использование объекта в компании. Например, последовательность цифр может быть такой:

  1. балансовый счет;
  2. код филиала компании;
  3. номер цеха, используемый во внутрифирменной номенклатуре;
  4. отдел, где размещен объект;
  5. порядковый номер объекта.

В зависимости от действующих в компании критериев, в инвентарный номер может быть зашифрована и другая информация: амортизационная группа, к которой принадлежит объект, территориальный код размещения подразделения и др.

Если фирма небольшая и используется в ней всего несколько объектов ОФ, то правильным будет присвоить им инвентарные номера по порядку: 01, 02, 03 и т.д. Регистрируют их в журналах учета инвентарных номеров, которые формируются в автоматическом режиме или ведутся от руки.

Как отмечалось выше, до 1 января 2013 г. (в переходный период) положения Закона о кадастре недвижимости не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В отношении этих объектов осуществляется государственный учет в порядке, установленном на 1 марта 2008 г., для государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2 ст. 43 Закона о кадастре недвижимости). При этом здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные ОТИ (БТИ) до 1 марта 2008 г. и учитываемые ими в переходный период (с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г.) считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Ввиду особой социальной значимости жилых помещений предусмотрен государственный учет жилищного фонда, включающий технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию — оформление технических паспортов жилых помещений, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК). Порядок государственного учета жилищных фондов всех форм собственности (частного, государственного, муниципального) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 19 ЖК). К компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления отнесено ведение учета соответствующего государственного и муниципального жилищного фондов (п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК). То есть законодательство субъекта РФ (либо муниципального образования) не может регулировать порядок технического учета (технической инвентаризации и паспортизации) жилых помещений всех форм собственности на территории данного субъекта РФ (муниципального образования).
В настоящее время порядок государственного учета и технической инвентаризации регулируют следующие нормативные акты:

  1. Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (далее — Положение об учете жилищного фонда);
  2. Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 (далее — Положение о техническом учете и инвентаризации);
  3. Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 3;
  4. приказ Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества;
  5. приказ Минэкономразвития России от 08.09.2006 N 268 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства» (далее — Правила ведения ЕГРОКС).

Для государственной регистрации технический учет — не только описание характеристик недвижимости, но и подтверждение юридического факта создания (существования) объекта права.
Согласно п. 12 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения ОТИ (БТИ), полученные при технической инвентаризации и государственном техническом
учете (далее — техническая инвентаризация и учет), используются при:

  1. государственной регистрации прав;
  2. ведении государственного статистического учета;
  3. определении размера налога на имущество;
  4. внесении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  5. ведении реестра федерального имущества.

Пунктом 6 Положения о техническом учете, установлено, что техническая инвентаризация и учет подразделяются:

  1. на первичную техническую инвентаризацию и учет;
  2. техническую инвентаризацию и учет изменений характеристик объектов капитального строительства.

Порядок присвоения объекту инвентарного номера прописан в приказе Минфина РФ 2003 г за N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» с более поздними поправками и уточнениями. Приказ не касается порядка составления самих инвентарных номеров, поэтому конкретика их присвоения принадлежит самому учреждению. В отдельных случаях издаются рекомендации отраслевых структур.

Обычно номер представляет собой систему кодов, если основных средств много или единица учета представляет собой комплекс объектов. Это может быть код аналитического и синтетического бухгалтерского счета, на которых ведется учет ОС, код подразделения – местоположения объекта. Далее следует номер по порядку, который присваивается произвольно в совокупности подобных ему единиц учета.

Если же фирма или учреждение не велики по размеру, то инвентарный номер – это тот же порядковый: 001,002 и т.д. В этом случае удобно завести журнал для учета присвоенных инвентарных номеров.

Наносится номер на каждый предмет, подлежащий учету, масляной краской или аэрозольной краской через трафарет.

Он может быть написан на приклеенной этикетке или выбит на прикрепленном жетоне.

  • сохранять его без изменения в течение всего срока службы ОС
  • в состоящем из отдельных компонентов объекте он наносится на каждую из частей, если они учитываются как самостоятельный элемент
  • при учете единицы ОС в комплексе, без учета отдельных компонентов, номер присваивается один
  • при замене ОС новыми аналогичными объектами учета старый номер не присваивается новым на протяжении пяти лет после списания
  • если основные средства взяты в аренду, то разрешается отражать их в проводках под теми же инвентарными номерами, которые были присвоены ему арендодателем
  • перемещение основных средств внутри организации происходит без смены инвентарного номера
  • Инвентарный номер присваивается имущественному объекту в момент принятия его к учету. После этого тот приобретает статус инвентарного объекта – единицы БУ. Номер наносится на объект с помощью устойчивой краски, штрихкода, гравировкой, с помощью жетона, который не подлежит быстрому и незаметному удалению, другим аналогичным способом. Номер должен быть нанесен так, чтобы при проведении инвентаризации его можно было легко и без ошибок идентифицировать с данными БУ.

    1. Инвентарный номер наносится в присутствии специально созданной для этих целей комиссии и фиксируется в журнале инвентарных номеров.
    2. Если инвентарный объект представляет собой целое, состоящее из отдельных функциональных частей, номер наносится на каждую его часть.
    3. Перемещения инвентарного объекта в пределах организации или ее подразделений не является причиной для изменения номера или его корректировки. Инвентарный номер не изменяется во все время эксплуатации объекта, которому он присвоен.
    4. Если ОС арендованы компанией, они, как правило, учитываются по номерам, присвоенным арендодателем. В то же время из Постановления 11 Арбитражного апелляционного Суда по д. №А55-24142/2021 от 28-04-14 г. следует, что при переходе прав на инвентарный объект, например, при подписании договора лизинга, ему может быть присвоен новый инвентарный номер организацией, приобретшей такие права. Утверждается, что присвоение инв. номера является внутренним делом организации.
    5. Инвентарный номер объекта, снятого с учета (проданного, списанного и т.д.), не может быть присвоен другому объекту в этой же организации.

    Инвентарные номера в бюджетном учете

    Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

    Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2021-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2021 № 174н или от 23.12.2021 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.

    Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

    Инвентаризация объектов должна проводиться внимательными и ответственными бухгалтерами по регламенту. Ошибки в учёте средств наказываются контролирующими органами. Предприятие будет платить штрафы при нарушении порядка учёта.

    • инвентарный номер не должен повторяться, т.е. нескольких объектов, пронумерованных одинаково, в компании быть не должно;
    • при сочленении единого объекта из нескольких элементов всему комплексу присваивается один инвентарный номер;
    • номера присваиваются в соответствии с порядком числового ряда;
    • инвентарный номер объекта не может измениться при перемещениях внутри одной фирмы, прикрепленный к активу при принятии к учету, он остается за ним в течение всего периода нахождения в организации;
    • инвентарные номера не сохраняются при выбытии, например, реализации. Компании, приобретающие ОС, присваивают объектам номера в соответствии с разработанной внутрифирменной методикой;
    • за арендованными ОФ инвентарные номера могут сохраняться (на усмотрение арендатора).

    Иногда объект имеет особые свойства при эксплуатации, что не позволяет проставить на нём номер. В таком случае, в бухгалтерском учёте описывают предмет и его номер, отмечают отсутствие номера непосредственно на объекте.

    Основные средства могут использоваться в работе только после принятия их к бухучёту. Единица такого учёта — инвентарный объект. Чтобы следить за сохранностью предметов, их использованием и состоянием, им присваивают номера.

    • инвентарный номер представляет собой порядковый номер основного средства в рамках учреждения;
    • перед порядковым номером проставляется необходимое количество нулей для получения установленного общего количества знаков;
    • изменение принципов формирования инвентарного номера в соответствии с учетной политикой;
    • изменение счета учета основного средства;
    • устранение выявленных случаев несоблюдения учетной политики в отношении порядка присвоения инвентарных номеров.

    Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь

    В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.

    Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.

    Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

    Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

    Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

    В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

    В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

    С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

    У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

    Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.


    → → Обновление: 9 февраля 2017 г. Перед тем, как основное средство начинает использоваться, оно должно быть принято на учет. Единица учета основных средств  инвентарный объект.

    Для того, чтобы следить за введением в эксплуатацию, перемещением, сохранностью и списанием инвентарных объектов, им присваиваются инвентарные номера. Механизм, как присвоить инвентарный номер основному средству, регламентирован в : присвоение инвентарных номеров производится всему недвижимому и движимому имуществу стоимостью от 3000 рублей независимо от того, эксплуатируется ли данный объект или находится на консервации или в запасе.

    Также требуется присвоить инвентарные номера объектам библиотечного фонда без ограничений по минимальной стоимости. Общие подходы к присвоению инвентарных номеров основным средствам указаны в по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003 (ред. от 24.12.2010)

    > > > Налог-налог 12 января 2021 Учет основных средств в 2021 годах в соответствии с бюджетным законодательством регламентируется единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

    Он отличается от учета основных средств в коммерческих организациях и имеет свою специфику, о которой мы и расскажем в нашей статье. В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям.

    Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам.

    Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н). Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2021 годах, кроме единого плана счетов,

    Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций

    1. Сервисы:

    Малоценные основные средства 2021 — это имущество организации, стоимость которого не превышает установленного законодательством лимита, и его можно учесть в составе расходов единовременно, а не через амортизационные начисления. Разберемся, какие основные средства считаются малоценными и как правильно вести их учет в бюджетной организации с учетом изменений 2021 года.

    11 января 2021 Автор: Евдокимова Наталья Чтобы определить, какие объекты можно отнести к малоценным основным средствам, от какой суммы 2021 считать и как учитывать, определим предельные лимиты. Лимиты стоимости скорректированы. Теперь к ОС, подлежащим моментальному списанию на забаланс, следует относить объекты, которые стоят 10 000 рублей и менее.

    Напомним, что до 2021 года таким имуществом признавались ОС ценностью до 3000,00 рублей.

    1. Добавили новые балансовые счета:
      • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
      • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
      • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
      • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
      • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
      • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
      • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
      • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
    2. Добавили новые забалансовые счета:
      • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
      • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
      • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
      • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
    3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
      • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
      • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
      • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
      • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
      • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
      • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
      • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
    4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ

    Обзор изменений в первичке и регистрах бухучета в бюджетных организациях

    Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

    1) аналитические коды группы синтетического счета:

    • 20 – особо ценное движимое имущество;

    • 30 – иное движимое имущество;

    • 90 – имущество в концессии;

    2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

    • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    • I «Программное обеспечение и базы данных»;

    • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

    В Единый план счетов введены следующие счета:

    Синтетический счет

    Аналитические счета

    0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

    0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

    0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

    0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

    0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

    Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.

    Пункт 67 Инструкции № 157н также дополнен следующими положениями:

    1. На счете 102 9I 000 подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

    2. Установление в составе рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности» (по счету 0 102 0D 000), производится учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики исходя из требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

    В пункте 93 Инструкции № 157н уточнено, что по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

    В Единый план счетов внесены следующие изменения:

    Исключены счета

    Введены счета

    0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»;

    0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества»;

    0 104 39 000 «Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества»

    0 104 0N 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

    0 104 0R 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок»;

    0 104 0I 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных»;

    0 104 0D 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности»

    Учет имущества казны осуществляется на счетах:

    • 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (по соответствующим аналитическим счетам);

    • 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (по соответствующим аналитическим счетам).

    Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

    • 1 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;

    • 2 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;

    • I «Нематериальные активы концедента, составляющие казну»;

    • 5 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».

    В Единый план счетов введен аналитический счет 0 108 9I 000 «Нематериальные активы концедента, составляющие казну».

    Инструкция № 157н дополнена следующими положениями:

    1. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо – при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке «один квадратный метр – один рубль» (п. 142).

    2. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143).

    3. Аналитический учет ведется в разрезе объектов в составе имущества казны, идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (реестровых номеров), с указанием при учете объектов в составе имущества казны, переданных по концессионным соглашениям (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии»), дополнительных аналитических признаков – контрагент и правовое основание поступления (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 145).

    4. Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровой стоимости земельных участков и (или) справедливой стоимости объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в журнале по прочим операциям (п. 146).

    Согласно дополнениям, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда РФ, Госфонда субъекта РФ, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

    • 1 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

    • 2 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

    • 3 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

    • 4 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

    • 5 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

    • 6 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны».

    В Единый план счетов введены следующие счета:

    Синтетический счет

    Аналитические счета

    0 106 50 000 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны»

    0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

    0 106 52 000 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

    0 106 53 000 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

    0 106 54 000 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

    0 106 55 000 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

    0 106 56 000 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны»

    Пункт 127 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что произведенные в силу концессионного соглашения суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 000 по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета:

    • 1 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

    • 2 «Вложения в движимое имущество концедента»;

    • I «Вложения в нематериальные активы концедента»;

    • 5 «Вложения в непроизведенные активы концедента».

    В Единый план счетов внесены следующие изменения:

    Исключен счет

    Введены счета

    0 106 60 000 «Вложения в имущество концедента»

    0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента»;

    0 106 91 000 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

    0 106 92 000 «Вложения в движимое имущество концедента»;

    0 106 9I 000 «Вложения в нематериальные активы концедента»;

    0 106 95 000 «Вложения в непроизведенные активы концедента»


    Похожие записи:

    Добавить комментарий