Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 27 тк рф с комментариями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В качестве объекта регулирования Федерального Закона о трудовой деятельности РФ №197, принятого в 2001 г., трудовые отношения по статье 15 складываются на основе обоюдного письменного соглашения между работником и нанимающим его работодателем.
Для первого оно закрепляет обязательство добросовестного выполнения работы согласно режиму и правилам работодателя.
Трудовой Кодекс разделен на 6 частей, которые содержат 424 статьи, сгруппированных в 62 главы, распределенных по 14 разделам, представляющим отдельные институты трудового права.
Начиная с общих положений, далее законодатель переходит к конкретизации принципов, а именно: формам и особенностям трудовых договоров, определению рабочего времени и времени отдыха, критериям начисления зарплаты и норм трудового графика, перечню обязательных гарантий и компенсаций, нормам охраны труда, материальной ответственности участников трудового договора, отдельных видов труда и трудовых прав наемных категорий рабочих.
Последний раздел представляет собой административные и заключительные положения.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные начала трудового законодательства
- Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
ВТОРАЯ ЧАСТЬ Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
- Глава 3. Общие положения
- Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве
- Глава 5. Органы социального партнерства
- Глава 6. Коллективные переговоры
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения
- Глава 8. Участие работников в управлении организацией
- Глава 9. Ответственность сторон социального партнерства
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ Раздел III. Трудовой договор
- Глава 10. Общие положения
- Глава 11. Заключение трудового договора
- Глава 12. Изменение трудового договора
- Глава 13. Прекращение трудового договора
- Глава 14. Защита персональных данных работника
Раздел IV. Рабочее время
- Глава 15. Общие положения
- Глава 16. Режим рабочего времени
Раздел V. Время отдыха
- Глава 17. Общие положения
- Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни
- Глава 19. Отпуска
Раздел VI. Оплата и нормирование труда
- Глава 20. Общие положения
- Глава 21. Заработная плата
- Глава 22. Нормирование труда
Раздел VII. Гарантии и компенсации
- Глава 23. Общие положения
- Глава 24. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
- Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
- Глава 26. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук
- Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Глава 28. Другие гарантии и компенсации
Являясь базовым актом, разъясняющим и конкретизирующим поведение в сфере общественных трудовых отношений, статья 2 Кодекса устанавливает основные нормативные положения-принципы, на которых формируются основные права граждан в данной сфере, и строится их защита в трудовых отношениях в Российской Федерации:
- Свобода труда и право добровольно выбирать интересующую работника трудовую сферу по его способностям, профессиональному интересу и сфере деятельности;
- Запрет на принуждение к труду и на дискриминационную трудовую политику;
- Гарантии защиты, в том числе и государственные, от безработицы и проведение политики обеспечения трудоустройства граждан;
- Обязательная защита прав работников, включая гарантирование справедливых условий оплаты работы, социальных прав, связанных с трудом (требования безопасности места труда, режима работы и отдыха, выходных и праздников, отпусков);
- Предоставление работникам равных прав и возможностей, в том числе при продвижении по работе (далее этот раскрывается – в расчет принимается способности, квалификации и стаж, а также профессиональное обучение и повышение квалификации);
- Гарантированное получение полной зарплаты в установленный срок не ниже закрепленного ФЗ минимума по оплате труда. Особенно важно, что она должна обеспечить достойное проживание человеку и его семье;
- Предоставление работникам и работодателям права на ассоциации и профессиональные союзы, которые будут обеспечивать защиту их интересов и соблюдение их прав;
- Право коллективного управления – то есть участия работников в формировании управленческой политики предприятием в формах, разрешенных по законодательству;
- Гарантия гражданско-правового (договорного) и государственного участия в регулировании общественных отношений, связанных с трудовой деятельностью;
- Регулирование договорных отношений на совместной основе работодателями и работниками (включая их объединения);
- Гарантирование компенсации работнику за вред, полученный в ходе выполнения работ, предусмотренных договором;
- Гарантии государства в лице его органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и выполнением своих обязанностей работодателями и работниками;
- Гарантирование защиты (включая судебную) участникам трудовых отношений со стороны государства;
- Право разрешения индивидуального и коллективного спора в трудовых отношениях, в том числе через возможность забастовок, организуемых согласно положениям Кодекса и других актов федерального законодательства;
- Pacta sunt servanda – принцип добросовестного выполнения взятых на себя по договору обязательств, включая право требования выполнения таковых обязательств и норм трудового права;
- Для работодателя: требования от работников внимательного отношения к принадлежащему работодателю используемого в процессе труда имущества;
- Предоставление профсоюзным деятелям возможности контролировать добросовестное соблюдение работодателем трудового законодательства по отношению к работающим;
- Социальные гарантии трудящимся в период их трудовой деятельности, включая право на защиту их чести и достоинства;
- Государственные гарантии социального страхования работников.
Первые два принципа относятся к так называемым свободам и правам человека. Их суть более подробно раскрывается в следующих статьях (3 и 4 соответственно) раздела общих положений.
Необходимость регулировать отношения между рабочими коллективами и их нанимателями встала перед российским государством во второй половине девятнадцатого века.
В Российской Империи намечался промышленный подъем – все больше и больше подданных крестьян переселялись в города и формировали новый класс общества – наемных рабочих или пролетариат.
Постепенно, хотя и медленно, осознавая масштаб назревающей проблемы, императорская власть принимает ряд законов, которые призваны ограничить произвол владельцев предприятий. Однако акты были разрознены и касались трудовых отношений с отдельными категориями – детьми и женщинами.
Справка. Одной из глубинных причин Первой русской революции (1905 г.) как раз и стало крайне тяжелое положение трудящихся в их отношениях с работодателями.
Только в 1907-1913 нужды работников были удовлетворены хотя бы частично, что в правотворческой сфере нашло выражение в принятии ряда кодифицирующих актов отраслевого законодательства о трудовых отношениях, например, Устав 1913 г. о промышленном труде.
Его главное достижение состоит в том, что частные отношения между нанимателем и нанимаемым перестали регулироваться исключительно устанавливаемыми нанимателем правилами, но вводили элементы государственного регулирования, гарантирующего наемным работникам определенную защиту от произвола хозяйствующего.
Следующий этап развития правой мысли в данной сфере наступил после революции 1917 года. Временное, а затем и большевистское правительство обязались защитить интересы трудящегося класса и ограничить возможность их несправедливой эксплуатации. Принимаемые законодательные акты утвердили и расширили социальные гарантии работников и стали основой того, что назовут советским трудовым правом.
В первые два года советской власти принимались законы, касавшиеся отдельных институтов – о продолжительности рабочего дня и недели (впервые был закреплен 8-ми часовой график), о различных отпусках, о профессиональных союзах, трудовых и коллективных договорах, условиях и стоимости труда (тарифах и ставках зарплаты). В конце 1918 все эти положения были кодифицированы в первый советский Кодексе законов о труде (КЗоТ).
Статью 185 предлагается изложить в следующей редакции:
На время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняется средняя заработная плата (средний заработок) по месту работы.
Сейчас статья 185 в такой редакции:
На время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
Как видите, ключевое слово — психиатрическое освидетельствование.
В статью 209 добавлено новое понятие — опасность.
Опасность — потенциальный источник нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Безопасные условия труда напрямую зависят от СИЗ и управления профессиональными рисками:
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо их уровни с учетом применения средств индивидуальной (коллективной) защиты и управления профессиональными рисками не превышают установленных нормативов.
Средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты разделили, конкретизировав последние, а именно:
Средства коллективной защиты — технические средства защиты работников, конструктивно и (или) функционально связанные с производственным оборудованием, производственным процессом, производственным зданием (помещением), производственной площадкой, производственной зоной, рабочим местом (рабочими местами) и используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.
Понятие «Система управления охраной труда» в 209 статье отсутствует. Почему? Не знаю, смотрю сам дальше. Наверное в этом есть какой-то сакральный смысл.
Из понятия «Профессиональный риск» изъяли яблоко раздора, а именно это предложение:
Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Спор о необязательности проводить оценку и управление профессиональными рисками из-за отсутствия порядка сам собой аннигилируется.
А вот и СУОТ, частью которой будет являться оценка и управление профрисками:
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению их повышения, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить:
Работодатель имеет право:
- использовать в целях контроля за безопасностью производства работ приборы, устройства, оборудование и (или) комплексы (системы) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации;
- вести электронный документооборот в области охраны труда;
- предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ, а также к базам электронных документов работодателя в области охраны труда федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органам (государственным инспекциям труда в субъектах Российской Федерации).
Как видите, у работодателя появились права 🙂
Всё это очень интересно, но остальное смотрите в законопроекте, который можно скачать в PDF ниже.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020)
«О судебной практике по делам о наследовании»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«О негосударственных пенсионных фондах»
-
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
-
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020)
«Об организации страхового дела в Российской Федерации»
Все документы >>>
Трудовой кодекс (ТК РФ)
-
Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп
«О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»
-
Указ Президента РФ от 06.10.2020 N 616
«О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 28.01.2020 N 20
«О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2020 N 57637)
Все документы >>>
-
Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 887 (ред. от 31.12.2020)
«Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 и 2021 годах»
-
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 31.12.2020)
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2021)
-
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2460
«Об утверждении Правил аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, в том числе продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий»
Все документы >>>
-
Приказ Росстата от 27.01.2021 N 37
«Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1 «Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы» с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы»
-
Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2020 года
-
Информация ПФ РФ
«Отчетность»
Все документы >>>
При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с:
отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой настоящего Кодекса);
призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой настоящего Кодекса);
восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой настоящего Кодекса);
отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой настоящего Кодекса);
признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой настоящего Кодекса);
отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой настоящего Кодекса).Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
разрешению трудовых споров;
обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:
свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 358-ФЗ)
обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Принудительный труд запрещен.
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Трудовой Кодекс РФ 2021 — 2020
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Статья 178. Выходные пособия. Выплата среднего месячного заработка за период трудоустройства или единовременной компенсации
Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников
Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
Статья 181. Гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника имущества организации
Статья 181.1. Выходные пособия, компенсации и иные выплаты работникам в отдельных случаях прекращения трудовых договоров
ГК РФ (часть I)
ТК РФ
НК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
Земельный кодекс
Жилищный кодекс
КоАП РФ
ГрК РФ
НК РФ (часть II)
ТК ЕАЕС
ГПК РФ
КАС РФ
УПК РФ
УК РФ
Семейный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Бюджетный кодекс
ТК ТС
Лесной кодекс
ГК РФ (часть IV)
ГК РФ (часть III)
АПК РФ
УИК РФ
Ст 217 ТК РФ в редакции 2021 года
С 2021 года Правительство вводит новую систему начисления зарплаты работникам бюджетной сферы. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон 9 ноября 2020 года. Что меняется?
Новая схема начисления зарплат бюджетников включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов, сообщает «Парламентская газета». Для каждой отрасли будут разработаны свои требования.
Согласно закону, кабмин будет не только регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, но также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения.
Размеры выплат компенсационного характера и их перечень станут едиными. К ним относятся, например, компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей и пр.
Однако, это не значит, что врачи, учителя или воспитатели во всех регионах будут получать одинаковую зарплату.
Принципы начисления оплаты за труд, действительно, будут общими, но будут учитываться и размер прожиточного минимума в регионах, и прочие местные особенности.
«Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.
Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему Правительство укажет для каждой отрасли.
В теории – всех, но практика не всегда совпадает с теорией.
Индексация зарплаты на уровень инфляции
В 2021 году повысить зарплату работникам обязаны все работодатели на основании Трудового кодекса. Работодатель обязан индексировать зарплату соответственно росту потребительских цен (ст. 134 ТК РФ).
В 2020 году, согласно информации Росстата, индекс потребительских цен составил 4,9%. Соответственно, это и есть минимальный процент повышения зарплаты в 2021 году.
Если организация или индивидуальный бизнесмен не обеспечивает повышение заработной платы, то сотрудник согласно ст. 353 ТК РФ вправе подать жалобу в контролирующие органы.
« Сам порядок индексации законодательно не установлен, законодательство устанавливает лишь обязанность работодателя ее осуществлять», — уточняет агентству «Прайм» руководитель HR службы юридической группы «Яковлев и Партнеры» Светлана Краснянская.
Требование о повышении оплаты труда касается и тех работодателей, у которых сотрудники получают зарплату в зависимости от величины МРОТ.
С января 2021 года федеральный МРОТ составил 12 792 рубля.
Согласно ст. 133 ТК РФ, работодатель не может платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).
В регионах устанавливается также местный уровень МРОТ.
Например, в Москве значения регионального МРОТ выше федерального. Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года составляет 20 589 рублей. И столичным компаниям нужно поднять зарплаты сотрудников, если выплаты ниже. Однако у предпринимателей в Москве есть право официально отказаться от региональной минималки и придерживаться в 2021 году федерального МРОТ.
Статья 217. Служба охраны труда в организации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изменениями на 29 декабря 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 97-ФЗ (Российская газета N 137, 27.07.2002);Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора
Основаниями прекращения трудового договора являются:
1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса);
2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса);
4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса);
5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения (статья 75 настоящего Кодекса);
(в редакции закона от 02.04.2014 N 55-ФЗ)
7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);
8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса);
9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1 настоящего Кодекса);
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);
11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
(часть первая в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.Статья 78. Расторжение трудового договора по соглашению сторон
Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.
Статья 79. Прекращение срочного трудового договора
(в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
(часть первая в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы.
(в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.
(в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона).
(часть четвертая в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Статья 80. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)
Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
(в редакции закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя, выдать другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивае�� на увольнении, то действие трудового договора продолжается.Раздел I. Общие положения
- Глава 1 Основные начала трудового законодательства
- Статья 1 — Цели и задачи трудового законодательства
- Статья 2 — Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
- Статья 3 — Запрещение дискриминации в сфере труда
- Статья 4 — Запрещение принудительного труда
- Статья 5 — Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
- Статья 6 — Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
- Статья 7 Утратила силу
- Статья 8 — Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
- Статья 9 — Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
- Статья 10 — Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
- Статья 11 — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Статья 12 — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
- Статья 13 — Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
- Статья 14 — Исчисление сроков
- Глава 2 Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений
- Статья 15 — Трудовые отношения
- Статья 16 — Основания возникновения трудовых отношений
- Статья 17 — Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должность
- Статья 18 — Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу
- Статья 19 — Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности
- Статья 19.1 — Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями
- Статья 20 — Стороны трудовых отношений
- Статья 21 — Основные права и обязанности работника
- Статья 22 — Основные права и обязанности работодателя
Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
- Глава 40 Общие положения
- Статья 251 — Особенности регулирования труда
- Статья 252 — Основания и порядок установления особенностей регулирования труда
- Глава 41 Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Статья 253 — Работы, на которых ограничивается применение труда женщин
- Статья 254 — Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет
- Статья 255 — Отпуска по беременности и родам
- Статья 256 — Отпуска по уходу за ребенком
- Статья 257 — Отпуска работникам, усыновившим ребенка
- Статья 258 — Перерывы для кормления ребенка
- Статья 259 — Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни
- Статья 260 — Гарантии женщинам в связи с беременностью и родами при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков
- Статья 261 — Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора
- Статья 262 — Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности
- Статья 263 — Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми
- Статья 264 — Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери
- Глава 42 Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
- Статья 265 — Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет
- Статья 266 — Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет
- Статья 267 — Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет
- Статья 268 — Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет
- Статья 269 — Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора
- Статья 270 — Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет
- Статья 271 — Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы
- Статья 272 — Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет
- Глава 43 Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации
- Статья 273 — Общие положения
- Статья 274 — Правовые основы регулирования труда руководителя организации
- Статья 275 — Заключение трудового договора с руководителем организации
- Статья 276 — Работа руководителя организации по совместительству
- Статья 277 — Материальная ответственность руководителя организации
- Статья 278 — Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации
- Статья 279 — Гарантии руководителю организации в случае прекращения трудового договора
- Статья 280 — Досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя организации
- Статья 281 — Особенности регулирования труда членов коллегиального исполнительного органа организации
- Глава 44 Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Статья 282 — Общие положения о работе по совместительству
- Статья 283 — Документы, предъявляемые при приеме на работу по совместительству
- Статья 284 — Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству
- Статья 285 — Оплата труда лиц, работающих по совместительству
- Статья 286 — Отпуск при работе по совместительству
- Статья 287 — Гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству
- Статья 288 — Дополнительные основания прекращения трудового договора с лицами, работающими по совместительству
- Глава 45 Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Статья 289 — Заключение трудового договора на срок до двух месяцев
- Статья 290 — Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- Статья 291 — Оплачиваемые отпуска
- Статья 292 — Расторжение трудового договора
Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
- Глава 56 Общие положения
- Статья 352 — Способы защиты трудовых прав и свобод
- Глава 57 Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- Статья 353 — Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- Статья 353.1 — Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- Статья 354 — Федеральная инспекция труда
- Статья 355 — Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда
- Статья 356 — Основные полномочия федеральной инспекции труда
- Статья 357 — Основные права государственных инспекторов труда
- Статья 358 — Обязанности государственных инспекторов труда
- Статья 359 — Независимость государственных инспекторов труда
- Статья 360 — Порядок организации и проведения проверок работодателей
- Статья 361 — Обжалование решений государственных инспекторов труда
- Статья 362 — Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- Статья 363 — Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда
- Статья 364 — Ответственность государственных инспекторов труда
- Статья 365 — Взаимодействие федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями
- Статья 366 — Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах
- Статья 367 — Федеральный государственный энергетический надзор
- Статья 368 — Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Статья 369 — Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности
- Глава 58 Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
- Статья 370 — Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
- Статья 371 — Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа
- Статья 372 — Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
- Статья 373 — Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя
- Статья 374 — Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы
- Статья 375 — Гарантии освобожденным профсоюзным работникам
- Статья 376 — Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа
- Статья 377 — Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации
- Статья 378 — Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов
- Глава 59 Самозащита работниками трудовых прав
- Статья 379 — Формы самозащиты
- Статья 380 — Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты
Раздел XIV. Заключительные положения
- Статья 420 — Сроки введения в действие настоящего Кодекса
- Статья 421 — Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса
- Статья 422 — Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
- Статья 423 — Применение законов и иных нормативных правовых актов
- Статья 424 — Применение настоящего Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие
Прощай, но обещайте вернуться!!!
В качестве компенцации получите ПОДАРОК 100$ >>
1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г.
N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ.
2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г.
N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ.
2000. N 2, 3).
3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.
1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда.
У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель.
Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ.
2000. N 2.
С. 252).
Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.
2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.
4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда.
Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.
Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.
Приказ о создании службы выглядит так:
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:
1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.
2) Начальнику отдела кадров:
подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;
подготовить «Положение о службе охраны труда».
3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.
Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:
1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.
ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;
подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».
Директор Васильева И.А.
Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель.
1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).
Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ.
2002. N 5).
2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г.
N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда.
Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.
3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.
Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ.
2002. N 5).
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.
правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
- государство как гарант законности реализации прав людей на труд.
- работодатель;
- работник;
Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:
- своевременную выплату заработной платы;
- защиту от произвольного увольнения;
- сорокачасовую рабочую неделю;
- отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.
- отдых в соответствии с режимом и графиком;
- обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
- защиту персональных данных;
При этом ему необходимо учитывать специфику производственной деятельности компании.
Похожие записи:
-