Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика договора морской перевозки грузов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал (передаст) Фрахтователь, в порт назначения и выдать его получателю, а Фрахтователь обязуется уплатить Перевозчику за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.
Права и обязанности при заключении договора
Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора морской перевозки груза. В зависимости от того, в какой форме осуществляется морская перевозка (линейная — Liner service или трамповая — Tramp service), договор морской перевозки заключается либо без условия предоставления судна или его части (линейная), либо с таким условием (трамповая).
Так, короткая форма, обычно применяемая российскими перевозчиками, разработана на основе полной формы коносамента КЭ-2.4.Л.
Международные линейные сообщения организуются морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами, продовольствием и другими товарами. Международные линии связывают между собой основные мировые экономические центры (Западную Европу, Северную Америку и Дальний Восток) и эти центры с другими регионами. При перевозке груза по чартеру фрахтователь вправе с согласия перевозчика уступать свои права по договору морской перевозки груза третьим лицам. Фрахтователь, а также третье лицо, которому он уступил свои права, несет перед перевозчиком солидарную ответственность за неисполнение договора морской перевозки груза.
При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора.
Для корректного заполнения рекомендуется ознакомиться с образцом договора. Он необходим для предоставления ознакомительной информации, которая поможет учесть самые важные факторы.
В чартерах может быть предусмотрено осуществление одного рейса, кругового рейса, последовательных рейсов. Первый из этих чартеров (voyage charter) рассчитан на осуществление перевозки груза между определенными портами путем выполнения рейса в одном направлении. Чартер о выполнении кругового рейса предусматривает осуществление перевозки в двух направлениях — прямом и обратном.
3.2 Характеристика договора морской перевозки груза
Согласно ст. 307 ГК «обязательство — это гражданское правоотношение между двумя лицами, одно из которых обязано совершить в пользу другого определенные действия либо воздержаться от определенного действия, а последний вправе требовать выполнения этих действий либо воздержаться от выполнения определенных действий». Такова сущность обязательства как гражданско-правового института.
Обратная сторона коносамента включает в себя условия перевозки, например: кто такой перевозчик, что является грузом, какие законы считаются первостепенными, период ответственности и так далее. Также здесь могут быть указаны существенные условия к конкретной транспортировке.
Практически все сделки для транспортировки груза по морским путям заключаются на основании коносамента. Этот договор является единственным средством регулирования отношений между владельцем груза и его транспортировщиком.
Фрахтовщик может заменить предусмотренное договором судно субститутом (равноценным другим) при согласии на это фрахтователя, если в чартере такая замена не предусмотрена. Подача судна-субститута без согласия фрахтователя дает ему право отказаться от договора и потребовать от фрахтователя возмещения убытков, возникших вследствие этого.
При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в обусловленный чартером срок. В случае неподачи судна в обусловленный срок фрахтователь вправе отказаться от договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков.
Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок. Морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта, который специализируется на обслуживании международной торговли.
Договор перевозки на морском транспорте называется чартером, если судно или его часть арендуется. Например, если перевозится большое количество товара в контейнерах, которые занимают большую часть судна.
Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок. Морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта, который специализируется на обслуживании международной торговли.
Договор морской перевозки грузов – это документ, который подтверждает факт передачи груза для транспортировки перевозчику. В нем указываются обязанности и права сторон и иные условия, которые необходимо соблюдать при доставке товара.
Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора морской перевозки груза. В зависимости от того, в какой форме осуществляется морская перевозка, договор морской перевозки заключается либо без условия предоставления судна или его части (линейная), либо с таким условием (трамповая).
§5. Прекращение обязательств по договору морской перевозки груза
Договором перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев является коносамент (Bill of Lading (англ.).
После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.
Рассматривая договор морской перевозки груза в системе транспортных договоров, можно отметить, что он обладает чертами, характерными для всех договоров данной группы, а также договоров перевозки и договоров перевозки груза.
Фрахтователь по чартеру на рейс или отправитель груза по коносаменту также вправе вступить в субдоговор с третьим лицом — грузовладельцем, приняв на себя перед ним юридическую обязанность осуществить перевозку груза морем в порт назначения и выдать его получателю, В этом случае перед третьим лицом фрахтователь или отправитель будет перевозчиком.
Например, несмотря на различные толкования юридической природы чартера в праве, судебной и арбитражной практике и доктрине разных стран, договор фрахтования на рейс относится к числу консенсуальных договоров, для заключения которого достаточно соглашения сторон.
При предъявлении грузов в межпортовом сообщении в качестве такого документа используется погрузочный ордер, который заполняется грузоотправителем. Коносамент на экспортные грузы выписывается после погрузки грузов на судно на основании штурманских расписок.
Многие авторы расходятся во мнениях в определении категории коносамента при линейных перевозках грузов. В частности, А.В. Семенов определяет договор перевозки грузов по коносаменту как исключительно реальный . А.Г.
Этот документ точно фиксирует момент возникновения ответственности морского перевозчика за принятый груз. В случае расхождения данных штурманской расписки и коносамента (если последний был составлен и выдан отправителю до принятия груза судном) данные штурманской расписки могут быть приняты как уточняющие или восполняющие данные коносамента.
Как правило обозначаются начальная, наиболее ранняя дата- ЛЕЙДЕЙС, с которой может начинаться счет сталийного времени, и дата предельно допустимая для подачи и принятия судна под погрузку- КАНЦЕЛЛИНГ. Если судно подано позже канцеллинга, то фрахтователь может канцеллировать чартер, т.е. расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Глава VIII. Договор морской перевозки груза
Все необходимые крепления и другое оборудование для погрузки предоставляются грузоотправителем. Он и несет ответственность за эти средства.
При наступлении обстоятельств, предусмотренных пп. 1 п. 5.3 настоящего договора, Перевозчик не несет расходов на выгрузку груза.
Условия долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, не включенные в коносамент, не являются обязательными для третьего лица, если оно не является фрахтователем.
Лицо, имеющее право заявить требование к Перевозчику в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если груз не выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на получение груза, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного п. 2 настоящего договора срока выдачи груза.
Характеристика договора морской перевозки грузов
Договору морской перевозки груза посвящена глава VIII Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. (КТМ РФ).
По каждому из этих пунктов предусмотрены права и обязанности сторон в случае любых возможных отклонений от реальных условий рейса, от согласованных в чартере (отсутствие необходимого количества груза, простой в ожидании причала опоздание судна к согласованной дате погрузки, различные форс-мажорные обстоятельства).
Такое соглашение (назовем его букинговым договором) остается одним из двух подвидов договора перевозки груза по коносаменту. Основное отличие от чартера при этом сохраняется. По букинговому договору перевозчик сам решает, в каких помещениях судна должен быть размещен груз данного отправителя. Такой договор следует отнести к консенсуальным. Рейсовый чартер (voyage с/р) применяется в регулярном и трамповом судоходстве при перевозке массовых грузов судовыми партиями. Фрахтователю для выполнения перевозки предоставляется всё судно, определенная часть судна или определённые грузовые помещения.
При этом Отправитель возмещает Перевозчику все расходы на груз, в том числе расходы на его выгрузку, а также фрахт в размере, пропорциональном фактически пройденному судном расстоянию.
Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен п. 2 настоящего договора.
Договор морской перевозки груза является одним из центральных институтов морского права. Однако вопрос, касающийся определения его понятия, составляет предмет наиболее дискуссионных тем в названной сфере.
Чартеры заключаются на основе разработанных различными организациями судовладельцев, фрахтователей, брокеров стандартных форм чартеров (проформ). Подробно проформы чартеров были рассмотрены во втором параграфе Главы второй диссертации.
Перевозка. Транспортная экспедиция
Конвенция о смешанных перевозках грузов — Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов, принятая в Женеве 24 мая 1980 года.
Деятельность по предоставлению места на судне и предъявлению груза к перевозке носит вспомогательный и организационный характер для последующей транспортировки груза. Поэтому договором морской перевозки груза необходимо считать всю совокупность отношений, связанных с перевозкой груза, включающую как организацию перевозки груза, так и непосредственную транспортировку последнего.