Закон о страховании рк 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о страховании рк 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сноска. Заголовок с изменением, внесенным Законом РК от 30.12.2009 № 234-IV.

1. Законодательство Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Отношения, возникающие из страхования и относящиеся к сфере действия иных законодательных актов Республики Казахстан, регулируются этими актами, за исключением отношений, прямо урегулированных настоящим Законом.

2-1. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с обязательным социальным медицинским страхованием, обязательным социальным страхованием.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Об обязательном социальном страховании

1. Настоящий Закон определяет основные положения по осуществлению страхования как вида предпринимательской деятельности, особенности создания, лицензирования, регулирования, прекращения деятельности страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, особенности открытия, лицензирования, регулирования, прекращения деятельности филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, условия деятельности на страховом рынке иных физических и юридических лиц, задачи государственного регулирования страхового рынка и принципы обеспечения контроля и надзора за страховой деятельностью.2. Нормативные правовые акты уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – уполномоченный орган) и Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк), принимаемые в соответствии с настоящим Законом, обязательны для всех участников страхового рынка.

3. На страховые (перестраховочные) организации, страховых брокеров и иные юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках введенного в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» особого режима регулирования, нормы настоящего Закона и нормативных правовых актов уполномоченного органа, Национального Банка, принимаемых в соответствии с настоящим Законом, распространяются в пределах, предусмотренных условиями особого режима регулирования.

4. Положения настоящего Закона, применяемые по отношению к страховым (перестраховочным) организациям, страховым брокерам (за исключением статей 10-1, 10-2, 10-3, 16-2, 16-3, 21, 24, 25, 25-1, 26, 26-1, 27, 28, 30, 31, 32, 35, 40, 48, 49, 50, 51, 52, 53-4, 54-1, 55-1, 55-2, 55-3, 55-4, 55-5, 55-6, 56, 59, 60, 61, 62, 63, 65, 66, 69, 69-1, 71, 74-1) распространяются на филиалы страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалы страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Полномочия уполномоченного органа и Национального Банка Республики Казахстан в сфере регулирования правоотношений, связанных со страховыми (перестраховочными) организациями и страховыми брокерами, в том числе полномочия на принятие нормативных правовых актов в целях реализации настоящего Закона, предусмотренных статьями 6, 9, 11-1, 12, 15-1, 15-2, 16, 17, 20, 31-1, 34, 36-2, 36-3, 37, 37-1, 46, 47, 52-1, 53, 53-1, 75, 75-1, 77, 79, 81, 82 настоящего Закона, распространяются на правоотношения, связанные с филиалами страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан..

1. Страхование представляет собой комплекс отношений по защите законных имущественных интересов физического или юридического лица при наступлении страхового случая или иного события, определенного договором страхования, посредством страховой выплаты, осуществляемой страховой организацией.

2. Страховой деятельностью является деятельность страховой (перестраховочной) организации, филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, связанная с заключением и исполнением договоров страхования (перестрахования), осуществляемая на основании лицензии уполномоченного органа в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, а также деятельность обществ взаимного страхования, связанная с заключением и исполнением договоров страхования, осуществляемая без лицензии в соответствии с Законом Республики Казахстан «О взаимном страховании».

3. Исламской страховой деятельностью является деятельность исламской страховой (перестраховочной) организации, филиала исламской страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан, связанная с заключением и исполнением договоров исламского страхования (перестрахования), осуществляемая на основании лицензии уполномоченного органа в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

1. Страхование расположенных на территории Республики Казахстан имущественных интересов юридического лица или его обособленных подразделений и имущественных интересов физического лица, являющегося резидентом Республики Казахстан, может осуществляться только страховой организацией – резидентом Республики Казахстан, филиалом страховой (перестраховочной) организации – нерезидента Республики Казахстан.

2. Допускаются заключение и исполнение договоров страхования со страховыми организациями – нерезидентами Республики Казахстан в следующих случаях:

1) физическими лицами – резидентами Республики Казахстан, временно находящимися за пределами Республики Казахстан в целях работы, учебы, лечения или отдыха, только на период временного пребывания этих лиц за пределами Республики Казахстан;

2) резидентами Республики Казахстан в части рисков, связанных с услугами морского транспорта (за исключением судов, предоставляющих услуги каботажа), коммерческой авиации, услугами запуска и фрахта космических полетов (включая спутники), и связанными с ними услугами (перевозка товаров, страхование самих транспортных средств, перевозящих товары, и любой вытекающей из этого ответственности).

3. Банкам Республики Казахстан, филиалам банков-нерезидентов Республики Казахстан и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, запрещается осуществлять платежи и переводы денег, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, связанные с оплатой страховых премий (взносов) в пользу нерезидентов Республики Казахстан от физических и юридических лиц-резидентов Республики Казахстан.

4. Требования пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяются на случаи заключения договоров с филиалами страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан в случаях, установленных законами Республики Казахстан.

1. Страхование жизни представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховой выплаты в случаях смерти застрахованного или дожития им до окончания срока страхования либо определенного договором страхования возраста.

2. Аннуитетное страхование представляет собой совокупность видов накопительного страхования, предусматривающих осуществление периодических страховых выплат в виде пенсии или ренты в течение установленного договором срока или пожизненно в случаях достижения застрахованным определенного возраста, утраты трудоспособности (по возрасту, по инвалидности, по болезни), смерти кормильца, безработицы или иных случаях, приводящих к снижению или потере застрахованным личных доходов. Условие об осуществлении периодических страховых выплат по договорам аннуитетного страхования не связано с определением, уточнением и подтверждением размера страховых выплат.

2-1. Исключен Законом РК от 15.07.2010 № 338-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
2-2. Исключен Законом РК от 15.07.2010 № 338-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

3. Страхование от несчастного случая представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховой выплаты в фиксированной сумме и (или) в размере частичной или полной компенсации расходов застрахованного в случаях смерти, утраты (полной или частичной) трудоспособности (общей или профессиональной) или иного причинения вреда здоровью застрахованного в результате несчастного случая, профессионального заболевания, за исключением страхования рисков, указанных в подпункте 2) пункта 3 статьи 6 настоящего Закона.

Под несчастным случаем понимается наступившее вопреки воле человека внезапное, кратковременное событие (происшествие) в результате внешнего механического, электрического, химического или термического воздействия на организм застрахованного, повлекшее за собой вред здоровью, увечье либо смерть.

4. Страхование на случай болезни представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховой выплаты в фиксированной сумме и (или) в размере частичной или полной компенсации расходов застрахованного в связи с заболеванием и иным расстройством здоровья, за исключением страхования классов, указанных в подпункте 1) пункта 3 статьи 6 настоящего Закона.

5. Страхование средств транспорта, перечисленных в подпунктах 3) — 6) пункта 3 статьи 6 настоящего Закона, представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением средством транспорта, включая угон или кражу, а также вследствие его повреждения или уничтожения.

5-1. Страхование космических объектов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением космическим объектом, вследствие его повреждения или уничтожения.

6. Страхование грузов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением грузом, в том числе включая багаж, товары и все прочие виды продукции вследствие их повреждения, уничтожения, пропажи независимо от способа транспортировки.

7. Страхование имущества представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного имущественным интересам лица, связанным с владением, пользованием, распоряжением имуществом вследствие его повреждения или уничтожения, кражи, за исключением имущества, перечисленного в подпунктах 3) — 7) пункта 3 статьи 6 настоящего Закона.

8. Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев средств транспорта, предусмотренное подпунктами 9), 10) и 11) пункта 3 статьи 6 настоящего Закона, представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат третьим лицам в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного лицом, обязанным его возместить, вследствие использования им транспортного средства, включая гражданско-правовую ответственность перевозчика.

8-1. Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев космических объектов представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих осуществление страховых выплат третьим лицам в размере частичной или полной компенсации ущерба, нанесенного лицом, обязанным его возместить, в связи с использованием им космического объекта.

Взносы на ОСМС в 2021 году вырастут: что важно знать

Участниками страхового рынка Республики Казахстан являются:

1) страховая (перестраховочная) организация;

1-1) филиал страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан;

2) страховой брокер;

2-1) филиал страхового брокера-нерезидента Республики Казахстан;

3) страховой агент;

4) страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель;

5) актуарий;

6) независимый актуарий;

7) оценщик;

8) андеррайтер;

9) аджастер;

10) сюрвейер;

11) страховой омбудсман;

11-1) организация, гарантирующая осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным, выгодоприобретателям) в случае ликвидации страховых организаций;

11-2) организация по формированию и ведению базы данных;

12) объединение страховых (перестраховочных) организаций и страховых брокеров;

13) объединение актуариев;

14) иные физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную со страхованием.

1. К полномочиям объединения страховых (перестраховочных) организаций и страховых брокеров относятся:

1) обеспечение взаимодействия своих членов при осуществлении ими деятельности на страховом рынке;

2) разработка внутренних документов;

3) проведение обучения участников страхового рынка;

4) рассмотрение споров, возникающих между членами;

5) обеспечение защиты интересов своих членов;

6) направление уполномоченному органу сведений о возможных нарушениях профессиональными участниками страхового рынка требований, установленных законодательными актами Республики Казахстан;

7) осуществление иных функций, предусмотренных учредительными документами.

2. Объединения страховых (перестраховочных) организаций и страховых брокеров обязаны доводить до сведения своих членов информацию, предоставляемую уполномоченным органом, по вопросам профессиональной деятельности их членов.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по месту его нахождения;

2) коэффициент количества иждивенцев – коэффициент, который определяется в зависимости от количества членов семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявших на его иждивении;

3) кормилец – лицо, содержащее нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, за счет своего дохода;

4) социальные отчисления – деньги, уплачиваемые плательщиками социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) задолженность по социальным отчислениям – исчисленные и не уплаченные в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений, а также неуплаченные суммы пени;

6) ставка социальных отчислений – фиксированный размер обязательных платежей в Государственный фонд социального страхования, выраженный в процентном отношении к величине объекта исчисления социальных отчислений;

Примечание ИЗПИ!

Данная редакция подпункта 7) статьи 1 приостановлена до 01.01.2024 Законом РК от 26.12.2019 № 286-VI (действующую редакцию см. пп 1) п. 4 ст. 39 настоящего Закона).

7) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

8) социальный риск – наступление события, влекущего утрату трудоспособности и (или) потерю работы, потерю кормильца, потерю дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в результате которого участник системы обязательного социального страхования либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Законом;

9) социальные выплаты – выплаты, осуществляемые Государственным фондом социального страхования в пользу получателя социальной выплаты;

10) получатель социальной выплаты (далее – получатель) – физическое лицо, за которое производились социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования до наступления случая социального риска и в отношении которого Государственным фондом социального страхования вынесено решение о назначении социальных выплат, а в случае смерти лица, являющегося участником системы обязательного социального страхования, – члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявшие на его иждивении;

11) коэффициент количества дней нетрудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от количества дней, указанных в листе о временной нетрудоспособности, выданном в связи с беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

12) коэффициент утраты трудоспособности – коэффициент, который определяется в зависимости от степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования;

13) лицо, занимающееся частной практикой, – частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор;

14) инвестиционная декларация – документ, определяющий цели, стратегию, перечень объектов для инвестирования в рамках законодательства Республики Казахстан, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении активов Государственного фонда социального страхования, условия хеджирования и диверсификации активов Государственного фонда социального страхования;

15) инвестиционный доход – деньги, полученные (подлежащие получению) в результате инвестирования активов Государственного фонда социального страхования;

16) коэффициент замещения дохода – коэффициент, который определяется в зависимости от случая социального риска;

Статья 19. Обращение за назначением социальных выплат и сроки рассмотрения документов для назначения социальных выплат

1. Обращение за назначением социальных выплат осуществляется путем подачи заявления по форме, установленной уполномоченным органом, в соответствующие государственные органы или организации, предусмотренные пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона, с документом, удостоверяющим личность заявителя. К заявлению прилагаются документы, перечень которых определяется уполномоченным органом.

Представление заявления о назначении социальных выплат не требуется при их назначении через проактивную услугу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных услугах».

2. При представлении государственными органами и (или) организациями электронных документов, подтверждающих отсутствие запрашиваемых сведений в информационных системах, государственный орган или организация, осуществившие запрос, уведомляет заявителя о необходимости представления оригиналов документов на бумажных носителях.

3. Государственная корпорация в течение четырех рабочих дней со дня принятия документов, необходимых для назначения социальных выплат, или со дня получения согласия на назначение социальных выплат через проактивную услугу передает их в фонд, за исключением документов, необходимых для назначения социальной выплаты на случай потери работы, срок передачи которых составляет не более двух рабочих дней.

4. Фонд в течение четырех рабочих дней со дня поступления документов рассматривает их и принимает решение о назначении или отказе в назначении социальных выплат.

В случае отказа в назначении социальных выплат фонд уведомляет заявителя о причинах отказа и возвращает представленные документы заявителю через Государственную корпорацию.

5. Фонд имеет право производить проверку достоверности документов (сведений), необходимых для назначения, перерасчета, приостановления, возобновления и прекращения социальных выплат. В этих целях фонд вправе направлять запросы в государственные органы и соответствующие организации, плательщику и заявителю. При этом о произошедшей задержке в принятии решения о назначении, перерасчете, приостановлении, возобновлении и прекращении социальных выплат и сроках продления принятия решения, но не более чем на один месяц, заявитель должен быть извещен в письменной и (или) электронной формах.

6. При последующих обращениях социальные выплаты назначаются в порядке и сроки, которые установлены пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи.

Решение фонда может быть обжаловано в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

7. Социальные выплаты из фонда назначаются со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда.

Право на социальные выплаты из фонда возникает:

на случай утраты трудоспособности – со дня установления подразделением МСЭ степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования;

на случай потери кормильца – с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина – участника системы обязательного социального страхования умершим, либо с даты, указанной в решении суда о признании его безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;

на случай потери работы – со дня регистрации участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения;

на случай потери дохода в связи с беременностью и родами – с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности;

на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) – с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листе о временной нетрудоспособности;

на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года – с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка, в случаях усыновления (удочерения) ребенка (детей) и назначения опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до одного года – со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей) или со дня назначения опекуна.

Сроки обращения за назначением социальных выплат из фонда на случай потери работы, на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, а также за перерасчетом социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами при осложненных родах, рождении двух и более детей не могут превышать двенадцать месяцев со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда.

Статья 29. Статус фонда

Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

2) для главного бухгалтера:

образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) не имеющее безупречной деловой репутации.

Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Статья 31. Деятельность фонда

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Статья 32. Права и обязанности фонда

1. Фонд имеет право:

1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

Статья 37. Разрешение споров

Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 39. Переходные положения

1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

4. Приостановить до 1 января 2024 года действие:

1) подпункта 7) статьи 1 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

«7) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, а также физическое лицо, являющееся плательщиком единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном настоящим Законом;»;

2) абзаца первого пункта 2 статьи 13 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:

«2. Плательщик, за исключением физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), обязан:»;

3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

4) пункта 1 статьи 17 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

«1. Суммы социальных отчислений, неуплаченные своевременно и (или) в полном объеме, взыскиваются органами государственных доходов или подлежат перечислению плательщиком с начисленной пеней на счет фонда в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд), за исключением платежей физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).».

Сноска. Статья 39 с изменениями, внесенными Законом РК от 02.01.2021 № 399-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 40. Порядок введения в действие настоящего Закона

  • доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

  • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

(0)

Принят закон «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы».

С 1 января 2021 года:

— минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;
— минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;
минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;
— МРП — 2 917 тенге;
— величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.

Пенсии повысят с 1 января 2021 года на 7 процентов.

В Налоговый кодекс внесены изменения по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц.

В частности, добавлены налоговые вычеты для многодетной семьи, по добровольным пенсионным взносам, на обучение, на медицину, по вознаграждениям, по страховым премиям.

Также к доходам от занятия частной практикой добавлены доход ЧСИ, адвоката и профессионального медиатора.

Какие законы вступают в силу в Казахстане с января 2021 года

Поправки в Налоговый кодекс и закон о введении его в действие предусматривают дополнительную налоговую амнистию для физических лиц по списанию пени, числящейся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 апреля 2020 года.

Досрочное снятие пенсионных накоплений

Гражданам предоставлено право отсрочки по уплате ИПН при использовании ими единовременных пенсионных выплат, а также определяется порядок его исчисления, удержания и уплаты; вводится специальный налоговый режим розничного налога для предоставления права субъектам малого и среднего бизнеса.

Начнет работу Единая информационная система защиты прав потребителей. Потребитель, права которого нарушены, через ЕИСЗПП может обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора.

Иностранная рабочая сила

Изменены ставки сбора за выдачу или продление разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РК для сезонных работников.

Они составляют:
до 90 календарных дней — 12-кратного размера МРП;
до 180 календарных дней — 24-кратного размера МРП;
до 270 календарных дней — 36-кратного размера МРП;
до 365 календарных дней — 48-кратного размера МРП.

Кроме того, утвержден перечень профессий иностранных сезонных работников.

Начиная с 2021 года текст проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год должен содержать размер взносов государства на обязательное социальное медицинское страхование.

Реклама

Объекты наружной (визуальной) рекламы должны соответствовать национальным стандартам.

Медицина

Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий при производстве лекарственных средств обязаны соблюдать требования надлежащей производственной практики (GMP).

В бланках вкладышей всех видов документов об образовании государственного образца применяется технология автоматической идентификации и сбора данных или QR код.

Также в бланках вкладышей, приложений к документам об образовании государственного образца размещаются логотипы аккредитационных агентств, аккредитовавших заявленные образовательные программы.

Органы государственных доходов будут собирать сведения о расходах на образование, на погашение ипотеки, на медицину.

Нотариусы

Нотариусы должны предоставлять КГД сведения:

о сделках и договорах по имуществу, подлежащему государственной регистрации, о выданных свидетельствах о праве на наследство, о других сделках и договорах, если цена сделки превышает 160-кратный МРП.

Токаев подписал закон об обязательном социальном страховании

Согласно статье 9 настоящего Закона, с 1 января 2021 года устанавливается:

1) минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;

2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;

3) минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;

4) месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 917 тенге;

5) величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.

В соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей», утверждены Правила формирования, ведения и использования Единой информационной системы защиты прав потребителей.

ЕИСЗПП является информационной системой, предназначенной для автоматизации процесса приема и рассмотрения обращений потребителей, их систематизации и учета на всех уровнях системы защиты прав потребителей.

Посредством ЕИСЗПП обеспечивается рассмотрение обращений потребителей на всех уровнях системы защиты прав потребителей:

1) продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг), инициаторами (организаторами) игр;

2) общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), юридическими консультантами, являющимися членами палаты юридических консультантов и оказывающими юридическую помощь, и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — представители законных интересов потребителей);

3) субъектами досудебного урегулирования потребительских споров;

4) уполномоченным органом, государственными органами.

К обращениям в сфере защиты прав потребителей, рассматриваемым через ЕИСЗПП, относятся:

1) обращения потребителей к продавцам (изготовителям, исполнителям) товаров (работ, услуг) с претензией об устранении нарушений их прав и законных интересов, а также возмещении причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги);

2) обращения потребителей к инициаторам (организаторам) игр с претензией по качеству товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, оказанных) в виде выигрыша;

3) обращения потребителей к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров за защитой и восстановлением их нарушенных прав и законных интересов, возмещением причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги), компенсацией морального вреда;

4) обращения потребителей в уполномоченный орган и государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении продавцов (изготовителей, исполнителей), инициаторов (организаторов) игр, нарушивших их права и законные интересы в сфере защиты прав потребителей;

5) обращения потребителей в уполномоченный орган и государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и (или) представителей законных интересов потребителей ввиду осуществления ими неэффективной деятельности по рассмотрению потребительских споров и (или) защите их прав и законных интересов;

6) обращения общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в уполномоченный орган и государственные органы, в том числе по результатам общественного контроля, с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству; с целью оценки качества товаров (работ, услуг) в случае поступления заявлений, жалоб потребителей; с целью содействия в рассмотрении факта нарушения прав и законных интересов потребителей.

Обращения в суд по вопросам защиты прав потребителей не подлежат направлению через ЕИСЗПП.

ЕИСЗПП обеспечивает общедоступность информации, включая сведения о продавцах (изготовителях, исполнителях), в отношении которых поступили заявления и жалобы потребителей, с учетом требований законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите.

Результаты проведенного общественного контроля с рекомендациями комиссии, образуемых для проведения общественного контроля размещаются в ЕИСЗПП в течение тридцати календарных дней со дня проведения общественного контроля с указанием даты, места и информации о продавце (изготовителе, исполнителе).

Сбор, обработка и защита персональных данных в ЕИСЗПП осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите.

В соответствии с подпунктом 4-4) статьи 27 Закона Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовой деятельности», пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» и в целях реализации Закона Республики Казахстан от 3 июля 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка утверждены:

1) Правила лицензирования микрофинансовой деятельности, согласно приложению 1 к постановлению;

Документы предоставляются услугополучателем на бумажном носителе либо в электронном виде посредством веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz (далее — портал) в соответствии со стандартом государственной услуги «Выдача лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности» согласно приложению 1 к Правилам (далее — Стандарт). При направлении услугополучателем заявления через портал в «личном кабинете» автоматически отображается статус о принятии запроса на оказание государственной услуги с указанием даты и времени получения результата.

Информация о стадии оказания государственной услуги обновляется в автоматическом режиме в информационной системе мониторинга оказания государственных услуг.

Для получения лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности услугополучатель представляет услугодателю заявление о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по форме согласно приложению 2 к Правилам (далее — заявление о выдаче лицензии) и документы, предусмотренные пунктом 8 Стандарта.

Документы, предоставляемые на бумажном носителе, состоящие из нескольких листов, представляются пронумерованными и прошитыми с указанием количества прошитых листов на ярлыке, наклеенном на обороте последнего листа на узел прошивки.

Копии документов заверяются подписью руководителя исполнительного органа услугополучателя либо лица, исполняющего его обязанности (с представлением копии подтверждающего документа о возложении исполнения обязанностей), с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) с указанием на верность копии.

Услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства» сведения, указанные в документах, удостоверяющих личность физического лица — резидента Республики Казахстан, подтверждающие отсутствие неснятой или непогашенной судимости у физического лица — резидента Республики Казахстан, а также о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

Документы, выданные компетентными органами или должностными лицами иностранных государств, подлежат легализации либо апостилированию в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, (за исключением документов, удостоверяющих личность физического лица — нерезидента Республики Казахстан). Указанные документы переводятся на казахский и русский языки и подлежат нотариальному засвидетельствованию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о нотариате.

Работник услугодателя, уполномоченный на прием и регистрацию корреспонденции, в день поступления заявления о выдаче лицензии осуществляет его прием, регистрацию и направление на исполнение в структурное подразделение услугодателя, ответственное за оказание государственной услуги (далее — ответственное подразделение).

При поступлении заявления услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления осуществляется следующим рабочим днем.

Работник ответственного подразделения в течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления и регистрации заявления о выдаче лицензии проверяет полноту представленных документов.

При установлении факта неполноты представленных документов работник ответственного подразделения в указанный срок направляет услугополучателю мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления.

При установлении факта полноты представленных документов работник ответственного подразделения в течение срока оказания государственной услуги рассматривает представленные документы на предмет их соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан, готовит и направляет на рассмотрение уполномоченному лицу услугодателя проект приказа о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированного отказа в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. Уполномоченное лицо услугодателя подписывает проект приказа о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированный отказ в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности.

Также на этой неделе вступают в силу поправки в:

  • Налоговый кодекс Республики Казахстан
  • Трудовой кодекс Республики Казахстан
  • Закон Республики Казахстан «О государственных закупках»

и в ряд других основополагающих кодексов и законов.

В связи с масштабностью изменений в данных нормативно-правовых актах, нами разработаны персонализированные сравнительные таблицы к каждому из них. Скачать сравнительные таблицы и ознакомиться с нововведениями можно здесь.

Какие изменения ждут казахстанцев с 1 января 2021 года

  • Добровольное страхование
  • Имущественное страхование
  • Личное страхование
  • Обязательное страхование
  • Финансовое страхование
  • Электронный полис
  • Страховой случай
  • Проверка полиса
  • Расторжение договора страхования
  • Переоформление договора страхования
  • Законы и правила
  • Вопросы и ответы
  • Словарь терминов

1. Страховая (перестраховочная) организация использует в качестве своего наименования то, которое записано в ее уставе.

2. Полное наименование страховой организации, осуществляющей деятельность в отрасли «общее страхование», должно в обязательном порядке содержать слово «страховая» или производное от него слово.

3. Полное наименование страховой организации, осуществляющей деятельность в отрасли «страхование жизни», должно в обязательном порядке содержать слова «страхование жизни» или производные от них слова.

4. Полное наименование перестраховочной организации, осуществляющей деятельность исключительно по перестрахованию, должно в обязательном порядке содержать слово «перестраховочная» или производное от него слово.

5. Страховой (перестраховочной) организации запрещается использовать в своем наименовании слова «национальная», «центральная», «бюджетная», «республиканская».

6. Не допускается использование в качестве наименования обозначений, тождественных или сходных до степени его смешения с наименованием ранее созданных страховых (перестраховочных) организаций, в том числе страховых (перестраховочных) организаций — нерезидентов Республики Казахстан. Настоящий запрет не распространяется на дочернюю страховую (перестраховочную) организацию в случае использования ею наименования родительской организации.

1. Сделка по страхованию (перестрахованию) признается крупной, если лимит ответственности (страховая сумма или собственное удержание) страховой (перестраховочной) организации превышает норматив, установленный нормативным правовым актом уполномоченного органа.

2. Решение о совершении крупной сделки должно быть утверждено советом директоров страховой (перестраховочной) организации на основании предварительного заключения актуария.

Токаев подписал закон о социальном страховании

1. Решение уполномоченного органа может быть обжаловано заинтересованным лицом в десятидневный срок со дня вступления его в силу в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

2. Обжалование решения уполномоченного органа не влечет приостановления исполнения решения о наложении санкции.

Глава 14. Деятельность по формированию и ведению базы данных

Договор о предоставлении информации и (или) получении страховых отчетов должен содержать:

1) полное наименование сторон, сведения об их месте нахождения и банковских реквизитах;

2) указание о предмете договора, соответствующем настоящему Закону;

3) перечень и формы страховых отчетов, представляемых из базы данных;

4) права и обязанности сторон, соответствующие настоящему Закону;

5) порядок оплаты услуг по предоставлению информации из базы данных;

6) виды, объем, сроки (периодичность), порядок предоставления информации для формирования базы данных;

7) виды, сроки (периодичность), объем информации, содержащейся в страховых отчетах, и порядок получения страховых отчетов;

8) срок действия договора, основания и порядок его изменения, расторжения при одностороннем отказе от исполнения договора в случаях, предусмотренных настоящим Законом, а также размеры неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

9) обязательство поставщика информации о соблюдении режима конфиденциальности в отношении всей информации, направляемой в организацию;

10) обязательство организации о соблюдении режима конфиденциальности в отношении всей получаемой информации;

11) условия об ответственности сторон за нарушение договора.

Односторонний отказ от исполнения договора о предоставлении информации возможен только в случаях добровольного возврата, а также лишения страховой организации лицензии на право осуществления страховой деятельности. При этом страховая организация обязана до истечения срока действующих договоров страхования предоставлять в организацию информацию, предусмотренную статьей 81 настоящего Закона.

При заключении договора о предоставлении информации и (или) получении страховых отчетов с поставщиками информации, указанными в подпункте 1) пункта 3 статьи 80 настоящего Закона, подлежат обязательному включению в договор о предоставлении информации и (или) получении страховых отчетов следующие условия:

1) о перечне и формах информации, предусмотренной пунктом 2 статьи 81 настоящего Закона;

2) об обязательности совместной реализации организационных, технических мер и технологических требований по защите программного обеспечения, применяемых при формировании и эксплуатации информационных систем, используемых для создания базы данных и средств защиты указанных информационных систем.

  • Новости
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Происшествия
  • Интервью
  • Мир
  • О проекте
  • Редакция
  • Рекламодателям
  • Правила сайта
  • Вакансии

Особенности программного комплекса «ПК Управление персоналом»

1. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 N 172-ФЗ)

1. Страховщики — страховые организации и общества взаимного страхования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности в установленном настоящим Законом порядке. Страховые организации, осуществляющие исключительно деятельность по перестрахованию, являются перестраховочными организациями. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

Страховщики, включая перестраховочные организации, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом). (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 251-ФЗ)

Страховщики вправе инвестировать собственные средства (капитал) и средства страховых резервов, осуществлять сделки с имуществом в целях обеспечения своей деятельности, в том числе реализовывать имущество, приобретенное в целях обеспечения своей деятельности, и имущество, приобретенное в результате отказа страхователя (выгодоприобретателя) от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты в размере полной страховой суммы. (в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 251-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

2. Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.

Страховщики вправе осуществлять или только страхование объектов личного страхования, предусмотренных пунктами 1 — 3 статьи 4 настоящего Закона, или только страхование объектов имущественного и личного страхования, предусмотренных соответственно пунктами 2 — 6 статьи 4 настоящего Закона. (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 N 172-ФЗ, от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

По итогам каждого отчетного года деятельность страховой организации, за исключением страховой медицинской организации, осуществляющей исключительно обязательное медицинское страхование, общества взаимного страхования подлежит обязательному актуарному оцениванию ответственным актуарием. Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательного актуарного оценивания, представляется страховщиком в орган страхового надзора вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью, если иной срок представления такого актуарного заключения не установлен органом страхового надзора, но не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 234-ФЗ, от 08.03.2015 N 39-ФЗ, от 23.06.2016 N 194-ФЗ)

Страховщики должны вести обособленный учет расходов по видам обязательного страхования в порядке, установленном органом страхового надзора. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 234-ФЗ)

Страховые организации, за исключением осуществляющих обязательное медицинское страхование, утверждают положение об оценке страховых рисков и управлении ими, которое содержит цели оценки страховых рисков, формы и методы такой оценки, способы управления рисками, классификацию объектов и рисков, подлежащих страхованию (перестрахованию), положения об осмотре застрахованных и (или) подлежащих страхованию (перестрахованию) объектов, положения о диверсификации страховых рисков, иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации и направленные на принятие страховщиком решения о возможности заключения договора страхования (перестрахования), его условиях и передачи рисков в перестрахование. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 251-ФЗ)

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации пользуются правом на страховую защиту наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации.

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.

Текст закона «О страховой деятельности» Республики Казахстан

Федеральный закон о страховании автотранспорта ОСАГО от 2021 года регламентирует условия и порядок обязательного страхования, правила возмещения ущерба, компенсационные выплаты, статус страховщиков и страхователей. Основная цель — не обязать застраховаться всех автовладельцев, а обеспечить возмещение вреда имуществу, здоровью, жизни потерпевшим в ДТП.

При этом применяется не только фз №40 об ОСАГО, но и ГК РФ в части обязательств о возмещении вреда, а также нормативные акты ЦБ РФ, в частности, Положение о правилах ОСАГО от 1 сентября 2014 г. № 431-П вместе с коэффициентами, коридором тарифов для расчета стоимости страхового полиса.

Порядок осуществления претерпел несколько изменений. В настоящее время превалирует материальная форма возмещения вреда. Потерпевший обращается к страховщику виновника с документами, подтверждающими страховой случай, тот в течение 5 рабочих дней производит осмотр ТС, направляет на ремонт, который производится в течение 30 рабочих дней.

Деньгами стоимость ремонта возмещается в случае невозможности восстановления ТС после аварии, его размер превышает лимит в 400 тыс.руб.

В случае отзыва у страховщика лицензии или признании его несостоятельным (банкротом) выплаты осуществляет РСА. Право на компенсационные выплаты на сегодня имеют также наследники, выгодоприобретатели и представители потерпевшего (п.2.1. ст.18 Закона).

Нововведение предусматривает активное участие института финансовых уполномоченных (финомбудсмен) в решении проблем с выплатами. Прежде чем обратиться в суд с иском, потерпевший обязан предварительно подать заявление финомбудсмену, который выносит решение в течение 15 рабочих дней, руководствуясь ФЗ “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” (ст.16.1.

п.1 абз.3). Однако при размере вреда более 500 тысяч руб.

эта стадия к прохождению не обязательна.

Право на регресс страховщика было в законе изначально. В настоящее время внесены поправки в статью о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.

Отныне страховщик не может предъявить иск в порядке регресса к виновному лицу, который не направил ему извещение (европротокол) о ДТП в течение 5 рабочих дней (п.п.”ж” п.1 ст.14 закона не действует). Поправки в закон об ОСАГО коснулись также утраты страховщиком права на регресс к пешеходу, виновному в ДТП, если ему причинен вред вследствие события, или к его наследникам в случае смерти последнего (п.5 ст.14 Закона).

Однако поправки в закон об ОСАГО не только “урезали” в правах страховые компании, но и предоставили дополнительные права. Так, с 1 ноября 2019 года страховщик сможет предъявлять требования в порядке регресса к лицам, отказавшимся от освидетельствования и использовавшим прицеп, при отсутствии записи о такой возможности в полисе.

На сегодня предельные значения тарифов (минимальный и максимальный) составляют 20% в ту или другую сторону.

Коэффициент возраст-стаж уменьшается вдвое с увеличением возраста и стажа вождения.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) поставлен в зависимость от выплаченного страхового возмещения в предыдущий период.

До конца 2021 года грядет увеличение разброса тарифов по максимуму и минимуму до 30% и более в следующем году, увеличение размера выплат по европротоколу до 100 тыс.руб.(ст.11.1 Закона), активно будут использоваться ресурсы сети интернет (от заключения договора страхования, извещения страховщика о ДТП до предъявления претензии) и интернет-портала государственных и муниципальных услуг.

Подписан закон об обязательном соцстраховании

Как сообщили в пенсионном фонде, в 2021 году ожидается подписание договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «Это очень важно, учитывая активную миграцию населения. Отметим, проект договора разработан Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в 2021 году, однако подписание затягивается из-за различий в пенсионных системах стран-участниц.

Так, в середине декабря глава Народного банка Умут Шаяхметова сообщила, что на рынке обсуждается вопрос о том, что один из бэнчмарков по доходности пенсионных активов будет на уровне: базовая ставка +5% (на сегодня с учетом базовой ставки это 14,25%). По ее мнению, «пока достижение такой доходности нереально, недостижимо». Она уточнила, что «даже сам Нацбанк и ЕНПФ не показывают такие уровни доходности». С банкиром солидарен и генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев. «Обеспечить доходность на уровне 14−15% со стабильным и приемлемым уровнем риска, к сожалению, в текущих рыночных условиях невозможно. Это не позволяют казахстанские реалии», — заметил он.

5. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме рассчитываются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, как доля от полной пенсионной выплаты пропорционально имеющемуся трудовому стажу на 1 января 1998 года. При этом для лиц, указанных в пункте 2 статьи 64 настоящего Закона, в трудовой стаж засчитывается служба в период с 1 января 1998 года до момента увольнения со службы при условии, что обязательные пенсионные взносы в накопитель­ные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд в данный период не производились.

4. Пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме на­значаются категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии у них права на получение пенсионной выплаты в полном объеме из Центра в зависимости от наличия у них фактического трудового стажа на 1 января 1998 года и лицам, указанным в пункте 2 статьи 64 настоящего Закона, на момент увольнения со службы.

Пособия по утере кормильца
При отсутствии одного из родителей детям или нетрудоспособным членам семьи будет выплачиваться ежемесячно:
на одного – 25 541 тенге (0,86 ПМ),
на двоих – 44 251 тенге (1,49 ПМ),
на троих – 54 942 тенге (1,85 ПМ),
на четверых – 58 209 тенге (1,96 ПМ),
на пятерых – 60 287 тенге (2,03 ПМ),
на шестерых и более – 62 663 тенге (2,11 ПМ).

Подпункт 28 изложен в редакции Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V (введены в действие с 1 января 2021 г.) (с 1 января 2021 г. до 1 января 2021 г. подпункт 28 действует в редакции статьи 2 Закона) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.18 г. № 203-VI ( см. стар. ред. )

10) индивидуальный пенсионный счет — личный именной счет вкладчика (получателя пенсионных выплат), на котором учитываются обязательные пенсионные взносы либо обязательные профессиональные пенсионные взносы, либо добровольные пенсионные взносы, инвестиционный доход, пеня и иные поступления в соответствии с законодательством Республики Казахстан и с которого производятся пенсионные выплаты;

6) возврат агенту обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и (или) пени лиц, не имеющих индивидуального идентификационного номера и (или) договоров о пенсионном обеспечении, и (или) в реквизитах которых допущены ошибки;

Примечание РЦПИ!
Подпункт 28) предусмотрен в редакции Закона РК от 02.08.2021 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2021).
Примечание РЦПИ!
Данная редакция подпункта 28) действует до 01.01.2021 в соответствии с Законом РК от 02.08.2021 № 342-V (порядок введения в действие см. пп. 3) ст. 2).


Похожие записи:

Добавить комментарий