Постановка на учет в нуждающихся в жилье

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на учет в нуждающихся в жилье». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Гражданин может быть поставлен на учет при наличии у него оснований для этого и предоставления должным образом заверенной документации, необходимой для осуществления указанной процедуры. Важно, чтобы человек, который намерен встать на учет, имел постоянное место жительства в населенном пункте, в котором ему будет предоставлено помещение для проживания.

Если у гражданина есть несколько оснований, по которым он может быть признан нуждающимся, принимающий орган может поставить его на учет, руководствуясь любым из этих оснований.

Постановка на учет осуществляется органом местного самоуправления (МСУ), после рассмотрения заявления, поданного гражданином в установленном законом порядке и должным образом оформленного. Вместе с заявлением предоставляется пакет необходимых для оформления и подтверждения статуса гражданина документов. За недееспособных граждан пакет документов в МСУ предоставляет их представитель. О принятии решения о постановке на учет или отказе в постановке заявитель должен быть уведомлен не позднее чем через месяц со дня подачи заявления, не считая выходных и праздничных дней.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Гражданин, желающий встать на учет, подает заявление о своем намерении в органы МСУ в установленном порядке. Заявление должно быть написано с соблюдением предъявляемых к нему требований. Не допускается внесение изменений и дописок, если это не разрешено принимающей заявление стороной. Вместе с заявлением предоставляется перечень документов, подтверждающих право заявителя на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилье. Список таких документов приведен ниже, но за уточнением требований гражданину нужно обратиться в орган, осуществляющий принятие на учет.

Заявителю выдается документ, подтверждающий принятие бумаг. С этого момента в установленном порядке начинает исчисляться срок для принятия уполномоченным органом решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, если по каким-либо причинам орган усматривает основания для отказа. Заявителю в течение трех дней с момента принятия решения, направляется документ, содержащий положительное или отрицательное решение. Причины отказа разъясняются заявителю в указанном документе и должны быть понятны и обоснованы.

Нуждающиеся в жилых помещениях граждане, имеющие в составе семьи трех и более детей, не достигших совершеннолетия, имеют право на предоставление жилья, таким правом также наделены малоимущие граждане и их семьи, недееспособные граждане, лица, имеющие инвалидность, или имеющие в составе семьи инвалида, ветераны военных действий. Принадлежность к какой — либо из перечисленных категорий должна подтверждаться списком определенных документов. Важно отметить, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях должны быть полностью обоснованы, закон строго запрещает искусственно создавать условия, дающие возможность получения жилья.

Гражданам, вставшим на учет, жилье предоставляется согласно очереди, однако, некоторым категориям лиц доступно внеочередное получение жилья, к ним относятся:

  • Сироты, или дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании срока их пребывания в государственных учреждениях (детских домах, образовательных учреждениях), как правило, молодые люди покидают указанные учреждения в 18 лет и имеют право на получение жилья. Кроме того, молодой человек может встать на учет после службы в вооруженных силах РФ, или после отбытия наказания в местах лишения свободы.
  • Лица, чьи жилищные условия дают основания на получение другого жилья, а именно граждане, проживающие в помещениях, которые не подлежат ремонту и восстановлению и не обеспечивают нормальные условия проживания.
  • Лица, страдающие определенными формами заболеваний, список этих заболеваний утвержден Правительством РФ, с наименованиями болезней можно ознакомиться в принимающем документы органе.

Следует отметить особое положение молодых семей в вопросах получения жилья. Государство предоставляет помощь для молодых семей выделением субсидии. Для ее получения необходимо собрать установленные документы и обратиться в орган МСУ для постановки на учет.

Власти региона, в котором гражданин становится на учет, утверждают перечни бумаг, необходимых для процедуры оформления, но основой этого перечня в любом регионе являются:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и его принадлежность к гражданству РФ, документы, удостоверяющие личности членов семьи заявителя.
  • Заявление в уполномоченный орган о принятии на учет. Этот документ должен быть подписан самим заявителем и членами его семьи.
  • Документы, которыми доказывается фактическое проживание заявителя в регионе, в котором он планирует получить жилье, другие документы о месте жительства заявителя и его семьи.
  • Документы, удостоверяющие статус сироты, или лица, оставшегося без попечения родителей, выданные органами опеки и попечительства.
  • Справки, в которых указывается численность семьи и распределены родственные связи.
  • Документы, которыми определяется уровень обеспеченности гражданина жильем.
  • Сведения о доходах заявителя и его семьи.
  • Задокументированные сведения об имуществе, принадлежащем нуждающемуся в жилье гражданину и членам его семьи, за которые уплачиваются налоги.
  • Удостоверения, которыми утверждается особый статус лица (например, удостоверение об участии в боевых действиях).

Как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий

Информация о принятых заявлениях в обязательном порядке заносится принимающим органом в книгу регистрации заявлений. Сведения о гражданах, получивших положительное решение по заявлению, вносятся в книгу учета нуждающихся в жилье граждан. Указанным книгам присваиваются номера, прошиваются и нумеруются листы. Порядок внесения изменений, исправления помарок в указанных документах четко установлены. Все изменения удостоверяются руководителем и заверяются печатью. Один раз в 12 месяцев производится сверка сведений и перерегистрация граждан, находящихся на учете.

Процесс перерегистрации представляет собой предоставление в уполномоченный орган гражданами документации, подтверждающей отсутствие изменений в статусе гражданина относительно жилья, или наличие таких изменений, прием органами документов, их анализ и рассмотрение.
На любого гражданина, вставшего в законном порядке на учет, органы МСУ заводят учетное дело. Также указанные органы хранят в своих помещениях документацию по поводу учета граждан. Орган МСУ снимает граждан с учета, при выделении жилья или выявлении обстоятельств, предусматривающих снятие с учета, в том числе предоставления гражданином документов, подтверждающих прекращение его статуса нуждающегося в жилье.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» регулирует процедуру. Нормы документа дублируются и в Жилищном кодексе.

Так что же можно получить?

  • Возможность получить льготный кредит на покупку или строительство жилья;
  • Возможность получить субсидию на эти же цели. Разница в том, что субсидию, в отличии от кредита, не нужно возвращать.
  • Возможность купить землю под строительство дома без аукциона. При условии, что дом на этой земле должен быть возведен за 3 года;
  • В случае, если вы претендуете на социальное или арендное жилье, то при подходе очереди вам будет отдано предпочтение

Основное место — исполком по месту жительства. Действует правило территориальной принадлежности.

Если вам полагается улучшение жилищных условий по работе или службе, то подать документы можно сразу по месту трудоустройства. При этом не запрещено подать документы еще и в исполком по месту жительства.

Детям-сиротам при постановке на учет необходимо обращаться в исполком по месту приобретения статуса сироты.

Возможность обращаться в любой исполком в пределах области предусмотрена для госслужащих, которые отработали не менее 5 лет в областях, где предполагается отселение или отчуждение территорий.

Предусмотрено несколько оснований:

  • Если гражданин намеренно ухудшил условия проживания. Например, у него в собственности находилась квартира в Минске, где на каждого из членов семьи приходилось более 10 м2 площади. Она была продана и куплена квартира меньшей площади, чтобы встать на учет. В таком случае встать на очередь нуждающихся можно будет лишь спустя 5 лет со дня ухудшения жилищных условий, при наличии оснований.
  • Если вы прибыли в город Минск из других населенных пунктов, то встать на учет нуждающихся можно лишь спустя 10 лет со дня регистрации по месту жительства в Минске. Для очереди в Минской районе — спустя 5 лет, если вы зарегистрированы там по месту жительства.
  • Граждане, которые воспользовались льготным кредитом, одноразовой субсидией на реконструкцию или строительство, а также приобрели жилье с использованием этой субсидии в течение 5 лет с момента госрегистрации. Исключение — если из-за рождения или усыновления (удочерения) состав семьи увеличился, а также в случае переезда военнослужащего в другой населенный пункт при назначении на должность.
  • Если вы зарегистрированы в общежитии, но фактически там не живете.
  • Если за время нахождения в очереди ваши жилищные условия улучшились — вы будете из нее исключены.
  • Остальные основания перечислены в пункте 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Местные исполнительные и распорядительные органы каждый год с 1 февраля по 1 мая проводят проверку списков и уточняют данные, на основании которых гражданин находится в очереди.

Чтобы проверить, находитесь ли вы в очереди, можно обратиться в исполком, куда вы подавали заявление. Если же вы становились на очередь по месту работы, то и запрашивать информацию нужно там.

Для Минска доступна специальная форма на сайте Минского городского исполнительного комитета. Все поля являются обязательными.

Как встать на очередь на получение жилья? Это можно сделать только в рамках поддержки, при вступлении в одну из государственных программ.

Закон выдвигает требования к гражданам. Если человек им соответствует, то он принимает участие в программе и после предоставления документов, их одобрения встает в очередь на получение жилья. Требования разные, все зависит от конкретных обстоятельств дела. Но основное, что должен понимать заявитель – это его острая нуждаемость в улучшении условий жилья. Минимальная площадь на 1 человека по Москве – 12 кв.м. Если меньше – семья признается нуждающейся.

Граждане учитываются в порядке очередности, установленной ст. 3 ЖК РФ. Существует единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основе единого списка происходит внутреннее разделение:

  1. Первая очередь.
  2. Внеочередные граждане.
  3. Общие основания.

Уполномоченные органы обязан следить за тем, чтобы установленный порядок не был нарушен. В противном случае сотрудники уполномоченного органа несут ответственность за неправомерные действия.

Какие категории граждан нуждаются в жилых помещениях?

Документы, которые требуют для оформления очереди, делятся на несколько типов:

  • личные: паспорт, свидетельства о брачных отношениях, появления на свет детей, дипломы об обучении;
  • финансовые: справки, выписки со средств банковских учреждений для выявления реального дохода семьи;
  • идентификационные: справка о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, СНИЛС, ИНН, правоустанавливающие документы на имеющееся у семьи жилье.

Пакет документов рассматривается. Уполномоченный орган обязан сделать это в течение 30 дней. По их истечении гражданину почтой или на емейл приходит уведомление о том, какое решение было принято.

Через каждые 12 месяцев, согласно статистике, из очереди изымаются порядка 6000 семей по изменившимся обстоятельствам, не позволяющим их признавать в дальнейшем как малоимущие или нуждающиеся в жилье.

Причины этого явления заключаются в следующем:

  • человек написал заявление, в котором просит снять его с учета;
  • гражданин более не имеет оснований стоять в очереди;
  • 3 отказа от предлагаемого жилья;
  • утрата оснований для социального найма;
  • изменение условий жилья, состава семьи;
  • выявление недостоверных сведений в представленных документах;
  • смена места жительства, переезд в другой регион;
  • получение от государства субсидии на возведение жилого дома.

Остальные граждане продолжают стоять в очереди. Но она проверяется уполномоченными органами каждый год. Поэтому и многие семьи, условия жизни которых изменились в лучшую сторону, ими снимаются с учета и очереди.

Первый шаг на долгом пути получения социального жилья — это признание семьи малоимущей, т.е. семьей, чей суммарный общий доход, приходящийся на одного человека, не дотягивает до установленного прожиточного минимума.

Для получения статуса малоимущей семьи нужно предоставить в территориальное отделение управления социальной защиты следующие документы:

  • заявление;
  • документы, содержащие информацию о доходах всех членов семьи;
  • документы, определяющие степень родства между членами семьи.

Стоит отметить, что законом состав малоимущей семьи не установлен, поэтому в неё могут входить не только родители и их дети, но и прочие родственники, проживающие с ними.

Следующий этап — предоставление в Жилуправление районной администрации необходимых документов для признания семьи нуждающейся в жилом помещении.

Рассмотрение уполномоченным органом возможности учета граждан как нуждающихся в квартире происходит на основании оценки уполномоченным органом соответствующего права этих граждан.

В администрацию муниципалитета, лично, или через МФЦ граждане подают заявление о признании их нуждающимися в предоставлении квартиры. С заявлением гражданин подает все необходимые документы для того, чтобы уполномоченный орган мог оценить соответствующее право граждан. Перечень таких документов устанавливается административным регламентом.

Как правило, среди них:

  • Паспорт
  • Справка о месте проживания каждого члена семьи
  • Свидетельства, подтверждающие родство граждан (о рождении, о браке)
  • Сведения о доходах заявителя
  • СНИЛС
  • Технический паспорт жилого помещения
  • Домовая книга
  • Выписка лицевого счета жилого помещения

ВАЖНО: перечень документов устанавливается муниципалитетами, и может отличаться.

Рассмотрение уполномоченным органом заявления граждан, оценка их право на учет в качестве нуждающихся в предоставлении квартиры, может занимать месяц. Результат – решения органа местного самоуправления об учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Результатом может быть так же и решение властного органа об отказ в принятии граждан на квартирный учет.

Постановка на учет в качестве нуждающегося

Снятие гражданина с учета производится по перечисленным Жилищным Кодексом основаниям:

  1. Снятие с квартирного учета может быть волеизъявлением гражданина. Подача заявления о снятии с учета является основанием для принятие властями решения о прекращении учета граждан в качестве нуждающихся.
  2. Утрата оснований для получения квартиры из муниципального фонда в социальный найм.
  3. Смена места жительства так же является основанием для снятия с квартирного учета.
  4. Предоставление гражданам бюджетных средств на приобретение квартиры или предоставление им земельного участка под индивидуальное жилищное строительство – так же является основанием для снятия с учета.

Среди оснований снятия с квартирного учета так же указаны предоставление заявителем подложных документов или незаконные действия лица, поставившего граждан на учет.

Решение муниципального органа о снятии граждан с квартирного учета может быть обжаловано, если есть основания полагать, что оно незаконно. Оценить законность снятия гражданина с квартирного учета может человек со специальными знаниями в области права – наш адвокат по жилищным вопросам.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

  • Основные условия и особые предложения
  • Типичные планы
  • Список городов, где мы приобретаем недвижимость
  • Структура паевого фонда
  • Стоимость учётного пая [уп]
  • Ответы на вопросы
  • Открытые встречи
  • Очерёдность
  • Список квартир
  • Опережение и отставание по выкупу
  • Переплаты
  • Рубрика сомнений
  • Досрочный выход
  • Застройщики Беларуси
  • Рекомендации по платежам
  • Обратная связь

Процесс постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений». Также нормы этого документа дублируются в Жилищном кодексе.


— паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или организацией, предоставившей жилое помещение, или районным, городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским советом депутатов (исполнительным комитетом);

— справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (при подаче заявления в г. Минске — о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в г. Минске и Минском районе), выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

— решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

— заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным его совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире;

— копии документа об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией;

— документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, — в случае наличия такого права;

— сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи — в случае принятия на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;

— договор найма жилого помещения.

В Указе есть Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В нем подробно расписано, кто может стать в очередь. Пройдемся по самым важным пунктам.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий признается гражданин и члены его семьи, не имеющие в собственности жилое помещение в том населенном пункте, где они проживают. Стоит остановиться на членах семьи. Например, если сын женился, то семьей считается он и его супруга, а не он и его родители. Наличие недвижимости определяется по такому же принципу. То есть родительская недвижимость никак не влияет на положение сына и его жены. Важный нюанс здесь касается города Минска. Чтобы минчанину стать на очередь нуждающихся, у него не только в Минске, но и в Минском районе не должно быть в собственности никакой недвижимости.

Далее, если какая-то недвижимость у гражданина все-таки есть, определить, может ли он стать на учет нуждающихся, можно по количеству квадратных метров на каждого проживающего в этой недвижимости. Это высчитывается следующим образом: на каждого проживающего должно быть отведено не менее 15 кв. м по всей стране и не менее 10 кв. м в Минске.

Также в очередь имеют право становиться молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях.

В очередь ставят детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если они не имеют собственности.

Также на очередь могут претендовать относящиеся к молодым семьям пары, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности недвижимости, не является нанимателем арендной государственной квартиры и не участвует в долевом строительстве.

Гражданин не принимается в очередь, если он намеренно ухудшил свои жилищные условия, причем в течение последних пяти лет. Например, у семьи была квартира, где на каждого проживающего было больше 10 кв.м. После ее решили продать, купить недвижимость меньшей площади, чтобы стать на учет нуждающихся. В этом случае в очередь не принимают. Если квартира была продана больше, чем пять лет назад, то вы можете стать на учет.

Важно упомянуть тех граждан, кто прибыл в Минск из других населенных пунктов. В течении 10 лет с момента прибытия и регистрации в Минске гражданин не имеет права становиться в очередь на улучшение жилищных условий. Законодатель определил, что Минск не резиновый. Ведь не только столица должна развиваться. Устойчивость стола зависит от количества ножек. Если она одна — положение стола будет шатким. Поэтому должны развиваться не только экономики Минска, но и других городов. Исключением из этого правила являются только молодые специалисты, которые прибыли в Минск по распределению.

Кроме этих, есть и иные основания исключения из очереди, предусмотренные п. 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно с 1 февраля до 1 мая уточняют данные, являющиеся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.


Материал подготовлен при экспертной поддержке Павла Астапени, юриста и директора агентства недвижимости «Эксперт».

Страны: Беларусь

Города: Минск

Темы: Агентства недвижимости; Общество; Специальные проекты; Новости

Сюжет: Юридическая шпаргалка

После того, как в силу вступили новые поправки к Жилищному Кодексу РФ, «точкой отсчета» для определения нуждающегося в улучшении жилищных условий стали 15 квадратных метров занимаемой площади на одного члена семьи. Хотя в некоторых регионах России эти нормативные квадратные метры несколько отличаются. Теперь граждане, обеспеченные 15-ю кв. метрами жилья и более, если они отвечают всем нормам жилых помещений и требованиям санитарной службы, не могут быть поставлены на учет как нуждающиеся в жилье.

Приведем простой пример. Допустим в квартире общей площадью в 60 кв. метров проживает четыре человека – двое родителей и двое детей. Если ранее дети, достигшие возраста совершеннолетия, могли встать на учет по улучшению жилищных условий, так как по документам им не принадлежала та жилплощадь, на которой они проживают с владельцами-родителями, то по нынешнему законодательству вся жилая площадь квартиры делится на четырех человек. Теперь повзрослевшие дети лишаются права считаться нуждающимися в жилье, так как имеют те самые 15 кв. метров в своем распоряжении.

Точно такие же нормы распространяются и на разведенных супругов, если они совместно владеют жильем в 30 кв. метров или более. Однако с принятием поправок к Жилищному законодательству РФ не лишено смысла понятие «проживание в одной комнате матери с сыном». Допустим, мать и сын живут в однокомнатной квартире. Даже если их общая площадь квартиры превышает 30 кв. метров по достижению 18 лет сын имеет право на улучшение своих жилищных условий.

Как встать в очередь на получение жилья

Если ранее встать на учет по улучшению жилищных условий могли граждане, прописанные в квартире или доме со своими родственниками, где площадь жилья не соответствовала нормам Жилищного Кодекса, то с февраля 2010 года начали действовать поправки к законодательству. Теперь при принятии гражданина на учет учитывается сумма всех квадратных метров, находящихся в пользовании его семьи в одном населенном пункте на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий. Следует уточнить, что к понятию «семья нанимателя жилья» относятся: супруги, родители, дети и родственники или граждане, которые проживают совместно с ними на общей площади и ведут с ними общее хозяйство.

Например, в малогабаритной двухкомнатной квартире проживает семья из трех человек, один из которых владеет домом в этом же городе. Тогда ни один из членов этой семьи не может встать на учет по улучшению жилищных условий, так как на каждого члена семьи приходится более 15 кв. метров жилья.

Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.

Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия). При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).

Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных, если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.

До принятия поправок к Законам Жилищного Кодекса каждый из совершеннолетних жильцов «коммуналки» имел право встать в очередь на улучшение своих жилищных условий. Теперь, чтобы встать на учет, нужно не просто проживать в коммунальной квартире, но и иметь документ о закрепленной жилой площади, менее 15 кв. метров.

По новым нормам распределения жилья нуждающимся получить социальное жилье может гражданин РФ (15-20 кв. метров на одного человека), с учетом вычета площади квадратных метров, имеющихся у него в личной собственности на момент подачи заявления. Например, семья из трех человек претендует получить соцжилье. По законодательным нормативам, этой семье могут быть предоставлены квартира или дом, площадью в 45-60 кв. метров. Но если у одного из членов семьи имеется собственная жилплощадь, скажем, 20 кв. метров, тогда семья может лишь претендовать на соцжилье общей площадью не более 25-40 кв. метров.

1. Необходимо собрать пакет документов:
— Справка о регистрации жилья для каждого члена семьи;
— Копии документов на владение собственностью на момент подачи заявления;
— Копии охранных свидетельств о бронируемой жилплощади, если таковая имеется во владении;
— Копии санитарных паспортов, для проживающих в общежитиях или коммунальных квартирах;
— Справки с места работы или учебы всех членов семьи;
— Справки о характеристиках имеющегося в наличии жилья;
— Подлинники и копии паспортов, военных билетов, пенсионных удостоверений, свидетельств о рождении (для несовершеннолетних детей), документов о вступлении в брак или о расторжении брака, свидетельств о смерти, а также справки о хронических заболеваниях у членов семьи.

2. Далее заявитель должен обратиться в орган местного самоуправления по месту своей регистрации жилья, предоставив пакет документов и написав заявление, что его семья нуждается в улучшении жилищных условий.

3. После истечения срока рассмотрения предоставленных документов заявителю дается ответ из органов местного самоуправления в письменной форме о включении его в список очередников (с указанием номера в очереди) или об отказе, с объяснением невозможности постановки на учет.

4. Если заявитель проживает в общежитии или в служебной квартире, тогда ему дополнительно понадобится: ходатайство с места работы о предоставлении улучшенного жилья, копия трудовой книжки и акт межведомственной комиссии с признанием его нынешнего жилья непригодным для проживания.

В заключение хочется сказать, что принятие новых поправок к Жилищному Кодексу РФ в скором времени никак не решит проблему с обеспечением жильем всех нуждающихся. По оценке экспертов, чтобы обеспечить всех граждан РФ жильем по существующим законодательным нормам, на данный момент времени состоящих в списках очередников, потребуется не менее 20 лет, с учетом строительства новых жилых объектов. При этом следует учитывать, что очередь на улучшение жилищных условий с каждым годом не уменьшается, а наоборот, только увеличивается.

Постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

▪ военнослужащие;

▪ дети сироты без опекунов;

▪ жильцы аварийных или ветхих домов;

▪ граждане, которые лишились жилья в результате стихийных бедствий;

▪ ветераны ВОВ;

▪ ликвидаторы последствий чернобыльской аварии;

▪ люди с хроническими заболеваниями, проживание с которым в одном помещении опасно для здоровья окружающих;

▪ малообеспеченные, многодетные семьи, матери одиночки.

📕 Гражданство РФ. Общее требование к претендентам на жилье согласно пункту 5 статьи 49 ЖК РФ. Правила постановки на учет «смешанной» семьи — в которой один из супругов гражданин РФ, а другой нет — варьируются в регионах. Иностранцы, семьи без гражданства не могут претендовать на социальное жилье.

💸 Подтверждение статуса малоимущего. Проводится по месту жительства в управлении соцзащиты. При рассмотрении заявки принимаются во внимание:

💰 общая сумма доходов всех членов семьи: учитывается официальная зарплата, доходы в виде алиментов, ренты, от депозитов, ценных бумаг;

🏡 стоимость имущества, которое находится в собственности: жилой и нежилой недвижимости, земли, авто и техники.

Важно: учитывается не все имущество, а только то, которое подлежит налогообложению. Например, авто купленное по доверенности, собственностью не является, а бытовая техника и драгоценности и вовсе не учитываются. Данные поступают от имущественно-регистрационных органов.

Список необходимых документов выдают в собесе, документы для подтверждения статуса заявитель собирает самостоятельно. Например, на земельный участок в собственности потребуют выписку о кадастровой стоимости, на автомобиль — справку ГИБДД и экспертную оценку. Все представленные данные подлежат тщательной проверке.

Интересно: без специальных вычислений сложно установить, относится ли семья или человек к категории «малоимущие». Например, заработная плата на уровне прожиточного минимума или пособие по малообеспеченности не делает семью автоматически «малоимущей». И наоборот: при высоком доходе у семьи с несколькими детьми, но без недвижимости шансы стать претендентом на соцжилье достаточно высоки.

Учитывая сумму ежемесячного дохода и стоимость имущества, рассчитывается, сможет ли семья самостоятельно купить квартиру за 20 лет.

Сначала вычисляют сумму свободных средств по формуле:

Суммма Свободных Средств = СМД — ПМ × n, где

СМД — совокупный месячный доход семьи;

ПМ — установленный прожиточный минимум,

n — количество членов семьи.

После этого вычисляют, сможет ли претендент за 20 лет скопить сумму, равную расчетной стоимости жилья. Для этого используют другую формулу:

ССС × 12 × 20 + СИ, где

ССС — сумма свободных средств;

СИ — стоимость всего имущества.

Если результаты вычислений показывают, что за 20 лет заявители не смогут купить жилье самостоятельно, статус малоимущих подтверждается. Решение СОБЕСа претендент получает в виде письменного извещения.

Гражданин считается нуждающимся в жилье если входит в одну из перечисленных ниже категорий:

✔ Полное отсутствие жилплощади: нет жилья в собственности, претендент не является супругом или ребенком собственника, не снимает объекты по договору соцнайма.

✔ Несоответствие размера жилой площади установленной норме на человека, норма варьируется в зависимости от региона и населенного пункта. Например, для Москвы, в квартире где проживает одна семья, на человека должно приходится более 10 м2 жилплощади. Для квартир, в которых сожительствуют несколько поколений или несколько семей, норма увеличена до 15 м2.

✔ Жилье не соответствует техническим или санитарно-гигиеническим нормам: признано нежилым, ветхим, аварийным или подлежащим сносу.

✔ Существуют медицинские противопоказания для совместного проживания сожителей — один из них болен, заболевание относится к тяжелым, хроническим или заразным, например, туберкулез в активной форме, психические расстройства, эпилепсия.

Средства на соцжилье и субсидии на улучшение жилищных условий поступают из бюджетов субъектов РФ. Поэтому, обосновано, что претендентами на помощь могут стать только те граждане, которые проживают в регионе.

Важно! В столице ценз оседлости выше, чем в других городах и регионах России — от 10 лет.

На протяжении срока оседлости претенденты не должны специально ухудшать свой уровень обеспеченности жильем: обменивать большую квартиру на меньшую, прописывать в квартире других граждан, чтобы уменьшить площадь, которая приходится на каждого жильца.

Улучшение жилищных условий граждан в РФ — пошаговая инструкция

📋 Заявление о постановке на учет с подписью всех членов семьи на стандартном бланке;

📋 паспорт заявителя, документы, которые подтверждают личности всех членов семьи и их идентификационные коды;

📋 свидетельство о заключении/расторжении брака;

📋 справка из Единого кадастра объектов недвижимости с указанием наличия/отсутствия у заявителей жилья в собственности;

📋 справка из территориального органа ФНС о доходах, выписки с банковских счетов финансовых учреждений о движении средств;

📋 при наличии – документы, подтверждающие льготы.

Приведенный перечень документов стандартный, его потребуют у любой категории претендентов: у молодой семьи, матери-одиночки и других заявителей. В зависимости от ситуации и региона, стандартный пакет документов может быть расширен и дополнен. Точный список выдадут сотрудники Управления Департамента жилищной политики.

Потребность в оформлении в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (далее сокращенно НУЖУ) возникает преимущественно в том случае, когда лицо намерено взять участие в федеральной или региональной программе по расширению жилплощади или хочет бесплатно получить жилище по договору соцнайма. Порядок признания субъекта таким, что нуждается в усовершенствовании жилищно-бытовой обстановки, закреплен в главе 7 ЖК РФ. В кодексе предусмотрены требования к предоставляемой жилплощади и установлены причины, по которым чиновники вправе отказать гражданину в постановке на жилучет.

Кроме этого вопрос дополнительно регулируется на уровне регионального законодательства, ведь соцжилье в большинстве случаев выделяется именно с муниципального жилфонда. Каждый субъект РФ вправе предусмотреть собственную учетную норму жилплощади, а также закрепить жилищный норматив, согласно которому определяется положенный жителям конкретной области или края метраж.

Если вы обратились с просьбой о поддержке в решении жилищно-бытовых проблем, чиновники в первую очередь поинтересуются, действительно ли существуют основания для предоставления помощи. В ст. 51 ЖК указано, что признать НУЖУ могут субъектов, которые:

  • не являются нанимателями соцжилья, собственниками или членами семьи собственника жилой недвижимости;
  • пользуются наемной или собственной квартирой, домом, но на 1 человека приходиться площади менее закрепленного показателя учетной нормы;
  • занимают помещение, не отвечающее действующим санитарно-эпидемиологическим предписаниям;
  • проживают совместно с человеком, страдающим тяжелыми хроническими болезнями;

Важно! Список таких заболеваний установлен Приказом Минздрава № 987н от 29.11.2012.

Кроме перечисленного кандидат должен подтвердить российское гражданство, статус малоимущего и постоянную регистрацию не менее 10 лет в том регионе, где оформлен запрос.

Вопрос:

Если я оформляюсь не один, а с женой и детьми, существуют ли какие-то дополнительные условия или ограничения?

Ответ:

Если вы встаете на жилучет вместе с семейством, то указанным выше требованиям должны отвечать все совершеннолетние члены семейства. В данной ситуации под определение семья подпадает группа лиц, зарегистрированная и проживающая по одному адресу, а также объединенная кровным родством или свойством. При этом законные супруги и несовершеннолетние деты в обязательном порядке признаются членами семьи, даже если они живут раздельно.

Эти два понятия установлены в ст. 50 ЖК. Учетный норматив — это минимальная площадь помещения, согласно которой определяется, обеспечен ли гражданин жилищем. В большинстве ситуаций именно от этого показателя зависит, поставят ли заявителя в очередь. Конкретный УН устанавливает орган местного самоуправления. Например, в Москве это 10 квадратных метров для отдельных квартир, 15 квадратов — для комнат в коммуналках.

Норма предоставления — это та минимальная величина, которую власти обязаны выделить обращающимся в случае заключения договора соцнайма. Показатели НП также зависят от решения местной администрации. В среднем по России положено на одинокую персону — от 33 кв. м., на семейство из двух человек — не менее 42 кв. м., из трех и более членов — от 18 квадратов на одного человека.

Очередь мечты. Как стать нуждающимся в улучшении жилищных условий

Первый этап — подготовка и подача заявления. Статус не присваивают автоматически, поэтому заинтересованным персонам требуется написать заявление. Если в качестве заявителей выступает целая семья, подписать прошение должны все члены. Бланк обращения можно найти на портале Госуслуги и распечатать его предварительно.

Скачать: заявление на улучшение жилищных условий

Важно! Во многих городах подача заявки доступна в многофункциональных центрах. Там у граждан примут и зарегистрируют документы и сообщат заявителю индивидуальный номер поданного обращения.

В случае положительного решения граждан, признанных необеспеченными жилищем, ставят на учет. Заявители получают индивидуальный номер и должны ожидать предоставления соцжилья в порядке очередности. К сожалению, тенденция по России такова, что ожидание длится годами. Кроме того каждые 5 лет необходимо проходить процедуру перерегистрации, ведь за это время обращающиеся могут утратить право на господдержку.

Конечный этап — это предоставление подходящего жилья. Лицо получает уведомление о том, что появился подходящий объект. Потенциальный наниматель вправе предварительно осмотреть предлагаемую недвижимость и уведомить комитет о принятии или непринятии помещения в пользование.

Важно! Если субъекту подходит предоставленное жилище, то необходимо подготовить соответствующее заявление и обновить пакет документальных приложений, поданных на первом этапе.

В соответствии со ст. 11 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирован СССР в 1973 году) «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Подобное же закреплено и в ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). Право на жилище закреплено и в Конституции РФ, статья 40. Кроме того, в Конституции РФ закреплено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище».

Общие правила улучшения жилищных условий регулируются жилищным законодательством, в частности Жилищным кодексом РФ, а также региональным законодательством.

Так, регионы регулируют вопросы установления учетной нормы и нормы предоставления жилой площади, порядок признания граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок ведения реестра очерёдности предоставления жилых помещений.

Общие условия и порядок постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий закреплены в статьях 49-52 Жилищного кодекса РФ.

По общему правилу (при наличии у гражданина и членов его семьи жилого помещения, пригодного для проживания, или отсутствии жилого помещения) жилые помещения предоставляются гражданам при соблюдении двух условий:

  1. Признание граждан малоимущими.
  2. Обеспеченность гражданина и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Вопросы обеспечения жильём отдельных категорий граждан, например, военнослужащих, граждан, проживающих в аварийных домах и др., имеют свои особенности, поэтому в этой статье об этом речь не пойдет.


Похожие записи:

Добавить комментарий