Все О Землях Сельскохозяйственного Назначения В 2021 Году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все О Землях Сельскохозяйственного Назначения В 2021 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сельхозугодья предназначены для непосредственного выращивания агропромышленных культур, заготовки кормов и выпаса животных (пашни, сенокосы, пастбища). Это наиболее плодородные территории, имеющие приоритетный статус и находящиеся под контролем и защитой государства.

Под особым наблюдением находятся сельхозугодья:

  • орошаемые искусственным путем,
  • в пользовании институтов и академий любого уровня,
  • с кадастровой стоимостью выше средней более чем на 10 %.

Внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями являются дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель.

Засаженные деревьями и кустарниками земли предназначены для защиты угодий от влияния негативных факторов. Фруктовые деревья и ягодные кустарники высаживают на больших площадях в целях получения урожаев плодов и ягод.

На угодьях могут находиться водные объекты как искусственного, так и естественного происхождения, используемые для разведения рыбы и полива полей.

Для осуществления сельскохозяйственного производства необходимы вспомогательные здания и сооружения, не являющиеся жилыми и предназначенные для хранения и обработки продукции. Они могут быть капитальными и временными.

Земля сельхозназначения: виды разрешенного использования в 2021 году

Классификатор – официальный документ № 709 от 30.09.2015 г., утверждённый Приказом Минэкономразвития РФ. выступает Приложением к Приказу Минэкономразвития РФ № 540 от 1.09.14 г. Для каждой категории земель здесь предусмотрены виды разрешённого использования (ВРИ).

Наименование вида разрешённого использования Код, шифр
Сельскохозяйственное использование 1.0
Растениеводство 1.1
Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур 1.2
Овощеводство 1.3
Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур 1.4
Садоводство 1.5
Выращивание льна и конопли 1.6
Животноводство 1.7
Скотоводство 1.8
Звероводство 1.9
Птицеводство 1.10
Свиноводство 1.11
Пчеловодство 1.12
Рыбоводство 1.13
Научное обеспечение сельского хозяйства 1.14
Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции 1.15
Ведение ЛПХ на полевых участках 1.16
Питомники 1.17
Обеспечение сельхозпроизводства 1.18

Правовое регулирование оборота сельскохозяйственных угодий предусматривает учет, мониторинг, кадастр, использование и охрану.

Основными юридическими актами, регулирующими земельные отношения являются:

  • Земельный кодекс Российской Федерации,
  • ФЗ «О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения»,
  • ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»,
  • ФЗ «О крестьянском (фермерс­ком) хозяйстве»,
  • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»,
  • ФЗ «О садоводческих объединениях»,
  • ФЗ «Об оборо­те земель сельскохозяйственного назначения».

Законодательством утвержден классификатор видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, необходимый для информационного обеспечения работы различного уровня государственных органов, кадастровой и регистрационной палат. Земельным Комплексом установлены следующие основные виды использования сельскохозяйственных земель:

  • для ведения сельскохозяйственной производственной деятельности,
  • для создания крестьянско-фермерского или личного подсобного хозяйства,
  • для огородничества или садоводства с возможностью стройки жилого дома,
  • для дачного строительства.

Каждый участок сельскохозяйственных земель имеет кадастровый номер, присвоенный ВРИ, кадастровую стоимость и отмечается на карте земель (публичной кадастровой карте).

Что можно строить на землях сельхозназначения в 2021 году

В зависимости от целевого назначения наделов действует соответствующий правовой режим. На дачном участке можно построить дом и зарегистрироваться в нем для проживания. Но в жилой постройке, возведенной на территории, предназначенной для пашни, прописаться не получится.

На 2021 год участки сельхозназначения предназначены для:

  • ведения подсобного хозяйства в личных целях,
  • производства сельскохозяйственной продукции и растительного сырья,
  • устройства фермерских хозяйств,
  • садоводства,
  • разведения пресноводных рыб в искусственных или натуральных изолированных водоемах.

О строительстве жилого дома или других построек не упоминается. При этом ведение сельского производства предусматривает современную инфраструктуру, строительство животноводческих комплексов, курятников, хранилищ, мастерских и других необходимых сооружений.

Владение недвижимостью у многих людей ассоциируется с понятием, что хозяин собственности может делать с ней все, что захочется, использовать по своему усмотрению. Такой постулат не подходит к землям, предназначенным для производства продукции сельского хозяйства.

Использование сельских угодий обусловлено действующим законодательством рядом условий и ограничений. Например, строительство на сельскохозяйственных землях линейно-кабельных сооружений или использование для получения строительных полезных ископаемых (песок, глина) возможно только при наличии утвержденного проекта рекультивации, то есть возвращения первоначального вида и качества.

Осуществление деятельности охотничьего хозяйства допускается без ограничений, если иное не предусмотрено законом. Земельные участки, расположенные далее 30 километров от границ сельских населенных пунктов, не могут быть использованы для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, кроме линейных объектов (линии электропередач, трубопроводы).

Поскольку земли с/х категории являются одновременно средой, ресурсом, средством производства и территорией интересов физических и юридических лиц, возникла необходимость создания специального федерального закона — 101 ФЗ от 26.06. 2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из которого следует, что земли сельскохозяйственного назначения — это базовый ресурс сельского хозяйства, то есть почва и все, что на ней может расти.

Последняя редакция закона об обороте земель сельхозназначения была в 2015 году, который считается началом новой волны земельной реформы. Новой земельной реформе предшествовал целый ряд изменений, среди которых можно выделить как наиболее значимые следующие:

  • Из п.1 ст. 10 изъято требование обязательного прохождения процедуры торгов в виде конкурсов и аукционов при предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков с/х назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • Произошли некоторые изменения в правилах покупки и аренды земельных участков сельскохозяйственной категории. Новая редакция закона по-прежнему сохраняет такое право за юридическими или физическими лицами, которые пользовались участком на праве аренды надлежащим образом. Однако устранены ограничения по цене сделки и срокам продолжительности аренды;
  • Расширены возможности использования земель, занятых пастбищами в районах крайнего Севера. Если ранее такие пастбища, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могли быть переданы только на праве аренды, то теперь к такому праву добавилось еще и безвозмездное пользование;
  • Правила и условия принудительного изъятия земель, несмотря на наличие новой редакции, изменены незначительно. В ближайшее время, в связи с готовящимися новыми законами в земельном праве, следует снова ждать изменений и правок, как в Земельный Кодекс, так и в Федеральный Закон № 101.

Владение, пользование и распоряжение землями называется имущественными земельными отношениями, а процесс регулируется Гражданским Кодексом РФ. Законодательство предусматривает пять форматов использования земли.

Согласно нормативам, вы можете быть:

  1. Собственником земельного участка;
  2. Землепользователем. В этом случае вы владеете или пользуетесь земельным участком с правом бессрочного (постоянного) пользования, а также безвозмездного срочного пользования (то есть государство выдает вам землю бесплатно, но на определенный срок);
  3. Землевладельцем. В этом случае вы можете пользоваться земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения;
  4. Арендатором. Вы пользуетесь земельным участком на основании договоров аренды или субаренды;
  5. Обладателем сервитута. Вы имеете право ограниченного пользования чужого земельного участка.

П. 11 ст. 85 ЗК РФ разрешает применять участки, расположенные на сельскохозяйственных землях, для строительства зданий или помещений, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а также пашен и многолетних насаждений. В целом, если говорить о землях с/х назначения, а не о сельскохозяйственных угодьях, то можно прийти к выводу о том, что строить можно все, кроме промышленных предприятий.

Впрочем, возможно возведение строений, предназначенных, например, для переработки молочной продукции, консервирования плодо-овощной продукции, что, по-сути, тоже является производством. Но такие производства могут действовать на сельскохозяйственных землях только в небольших масштабах и только на землях с соответствующим разрешенным использованием.

На садовом участке можно построить как жилой дом, так и сезонный. Гараж, баня и другие вспомогательные постройки могут быть построены там на фундаменте. Но это будут уже капитальные строения, которые нужно оформлять в собственность.

На садовом участке можно возвести любой вид хозобъекта. Если он будет на фундаменте, придется зарегистрировать постройку, так как с этого момента она станет объектом капитального строительства. Объекты некапитального строительства не являются объектами недвижимости, не облагаются налогами и не подлежат обязательной регистрации.

Как зарегистрировать жилой дом на землях сельхозназначения без создания садового товарищества

На участке под ЛПХ за пределами поселений (полевой участок) строить капитальные здания нельзя.

На приусадебном участке под ЛПХ (в пределах населенного пункта, зона Ж) капитальные здания строить можно. Однако под жилую застройку отводится лишь 10-20% площади участка (зависит от региона).

На землях, отведенных под фермерские хозяйства можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом в несколько этажей. Однако для этого необходимо зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство (КФХ) как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством.

До выхода закона о родовых поместьях, самым простым вариантом застройки на сельхоз земле было строительство дома на участке под ЛПХ, а самым трудоемким — коллективное фермерское хозяйство (КФХ).

В качестве лиц, наделанных правами на использование рассматриваемой категории наделов, выступают:

  • фермерства;
  • физические лица, занимающиеся разведение овощей, животных;
  • организации, осуществляющие коммерческую и некоммерческую деятельность;
  • общества казаков;
  • общины, созданные малыми народами;
  • научные, образовательные подразделения, ведущие подготовку кадров в данном направлении;
  • организации, занимающиеся общеобразовательной деятельностью.

Данный вариант решения вопроса основан на градостроительных нормах, а также документации технического характера. Предусматривается упрощенный порядок, состоящий из нескольких пошаговых действий.

Шаг 1. Лицо, имеющее заинтересованность в решении вопроса, пишет заявление. Обращение происходит в комиссию муниципалитета. Обратиться может гражданин или юр.лицо, заинтересованное в изменении использования. Денежные траты, связанные с прохождением рассматриваемой процедуры в полной мере возлагаются на заявителя.

Когда человек обладает правами собственности на земельный надел, относящийся к сельскохозяйственной категории, не зная при этом какие строения им могут быть возведены на участке – перед проведением строительных работ следует уточнить перечень строений, которые могут быть возведены на земле. В их число входит:

  • дома, предназначенные для ведения хозяйства приусадебного значения либо для личного применения;
  • коттеджные постройки;
  • строения, носящие внутрихозяйственное значение;
  • здания, имеющие предназначением хранение домашних заготовок или собственно выраженного урожая;
  • дачный или садовый дом;
  • хозяйство фермерского назначения;
  • устройство водоемов искусственного характера;
  • выращивание продукции сельскохозяйственной.

Лучшим вариантом для строительства дома жилого назначения является покупка участка, расположенного в дачном или садоводческом товариществе. Прежде чем начать строительные работы на территории, имеющей с/х назначение, требуется учесть тонкости состава ДНТ или СНТ.

Из законодательных актов следует, что допускается строительство дома, который не имеет предназначение проживание в течение круглого года. Однако минусом такого дома является то, что в нем нельзя зарегистрироваться. Также ограничивается количество построек, которое может быть возведено на участке. К примеру, на земле должен располагаться один сарай, баня или гараж.

Из сказанного следует, что земли, имеющие своим назначением сельское хозяйство, могут использоваться по прямому их назначению, для ведения соответствующих работ.

Данный вопрос подлежит законодательному регулированию. Согласно законам лицо, наделенное правом собственности относительно доли в имуществе, имеет правомочия по заявлению требований о выделе своей части. Если между собственниками не достигнуто мирное соглашение, то требования выдела происходит посредством подачи искового заявления в суд.

Стоит отметить, что собственность по отношению к землям, имеющим сельскохозяйственное назначение, наделяется особенностями. К ним относится то, что собственник доле не знает, кто является другими собственниками. Это значит, что общий порядок выделения долей в таком случае значительно затрудняется.

В связи с этим в законах закреплен иной порядок для рассматриваемой процедуры в отношении земель с/х назначения. Указывается, что процесс реализуется за счет принятия решения на собрании всех лиц, имеющих права собственности.

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

  • пашня;
  • угодье для покосов и сенозаготовления;
  • пастбище;
  • лесополоса, за исключением лесного фонда;
  • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
  • земля под многолетними насаждениями.

Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

Уточним, что для ряда земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть взяты гражданами в долгосрочную аренду или приобретение в собственность, имеется возможность возвести жилые постройки.

С 2019 года определение «дачи» перестали свое существование. Теперь дачное строительство переходит в садовое.

Категории земель по целевому назначению Виды разрешенного использования
Садоводство Огородничество Ведение личного подсобного хозяйства ИЖС
1.5, 13.2 13.1 1.16 2.1
Земли сельскохозяйственного назначения Можно выращивать сельхозкультуры “для себя”, можно построить жилье, но право регистрации в нем не предусмотрено. Возведение только временного и не капитального строения. Прописаться нельзя. На участке выращиваются сельскохозяйственные культуры, сад. Разрешение на строительство на земле не предусмотрено.

Есть возможность построить дом для временного пребывания без права прописки.

Земли населенных пунктов Дом должен быть признан офиц. пригодным для проживания и иметь статус как “жилое”.

В этом случае прописаться можно.

Разрешение на строительство можно получить, а так же в дальнейшем прописаться. Предусматривается регистрация, прописка. Земля должна быть обязательна застроена, нельзя просто развести огород или организовать сад.

Для категории земель с/х назначения законодательство ограничивает разрешенное использование и, в случае его нарушения, предусматривает наказание в рамках КоАП. Таким образом, если владелец нарушил целевой характер использования, то на него налагается штраф:

  • для физических лиц — 0,5-1 %, не свыше 10 тыс.руб.;
  • для должностных лиц — 1-1,5 %, не свыше 20 тыс.руб.;
  • для юридических лиц — 1,5-2 %, не свыше 100 тыс.руб.

При нанесении вреда экологии в результате нецелевого использования земель деяния виновного рассматриваются, как отягчающие, и применяется максимальный размер штрафа.

Часто владельцы такой категории земель желают перевести под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), чтобы можно было построить частный жилой дом для постоянного проживания и зарегистрироваться в нем. Это дает возможность также получить строению адрес и провести коммуникации. Но следует знать, что заявиться для перевода земли в другую категорию вправе только собственники. Арендаторам это запрещено.

Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

Поэтому, если гражданин пользовался участком на законных основаниях, то он беспрепятственно сможет его приобрести при наличии согласования с органом федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда. При получении отказа должна быть изложена четкая позиция по этому вопросу со стороны органа власти, которую гражданин вправе оспорить в суде.

Земельные участки, которые входят в категорию, предназначены для использования в сельском хозяйстве. Они располагаются, в основном, за пределами населенных пунктов. Состав и использование земель регулируется Земельным Кодексом. Статья 77 ЗК РФ определяет перечень территорий и объектов категории:

  • Это возделываемые сельскохозяйственные угодья.
  • Участки земли с растительностью, которая защищает грунт от ветров.
  • Земля, по которой проходят внутренние дороги.
  • Включает категория и территории, на которых располагаются строения, здания для переработки, хранения сельхозпродукции, для производства в сельхоз отрасли.
  • Относятся к категории водные объекты, в которых специально разводится рыба в промышленных масштабах.
  • Также сюда нужно включить коммуникационное оборудование на территории земельных участков сельхоз предназначения.

Перечень большой, из него становится понятно, что в данной категории находится огромная часть всей площади государства. По данным статистики это 386, 5 миллионов гектар, почти 22% земель Российской Федерации. Это площади для посадки однолетних и много летних сельскохозяйственных культур, для посадки плодовых деревьев и кустарников.

Также следует отнести сюда и землю пастбищ, предназначенных для выпаса скота и выращивания травы для выпаса.

ВНИМАНИЕ! Юридический статус такой категории определяется статьей 79 ЗК РФ.

К землям категории сельскохозяйственного назначения применяются определенные разрешенные виды использования. Изменение вида целевого возможно только в исключительных случаях (например, земля утратила свои качественные характеристики) и должно производиться в строго установленном порядке.

Это ценный ресурс, охраняемый государством, он обеспечивает решение продовольственных и других проблем населения. Если юридическое или физическое лицо решает эксплуатировать территорию сельхозназначения в других целях, возможно как административное, так и уголовное наказание за такое нарушение законодательства.

Земли, которые по своим качествам подходят для использования их в сельском хозяйстве, особенно ценный ресурс. Поэтому их эксплуатация осуществляется под строгим контролем нормативных актов и документов.

Законы, регламентирующие применение земель данной категории, издаются как на правительственном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, местной региональной власти.

ВНИМАНИЕ! Для рациональной, грамотной и безопасной эксплуатации сельхоз земель принято ряд строгих правил и требований.

Самое главное – соблюдение целевого предназначения земель и их видов разрешенного использование:

  1. Также важным является проведение работ по восстановлению плодородных свойств почвы.
  2. Сельхоз работы должны проводиться так, чтобы это не вредило ни самим землям, ни окружающей среде.
  3. Проводятся сельскохозяйственные работы с учетом территориального зонирования.

С течением времени характеристики, за которые ценятся сельхоз земли, могут меняться, уменьшаться. Поэтому принимается на местном уровне решение об освоении новых пространств и переводе их в категорию сельхоз назначения. Смена земельного участка по категории должна отражаться в кадастровых документах.

Статья 78 ЗК определяет список субъектов, которые могут использовать сельхоз земли:

  • Физические лица, занимающиеся сельским хозяйством, в том числе и фермеры.
  • Юридические лица, имеющие разные правовые и организационные формы.
  • Организации некоммерческие, например, религиозные.
  • Отделы учреждений, которым сельхоз земля необходима для научной или обучающей работы. Как правило, это лаборатории, исследовательские институты и учебные заведения, подготавливающие специалистов сельхоз отрасли.
  • Для сохранения своей идентичности использовать землю сельхоз категории имеют право казачьи организации.
  • Разрешено также такое землепользование и коренным народам Крайнего Севера, Дальнего Востока, их общинам.

Представители последней группы имеют даже определенные льготы в области землепользования, так как без таких льгот, помощи государства они не могут поддерживать традиционный уклад. А такой уклад является наследием культуры государства.

Категория земель сельскохозяйственных – незаменимый ресурс, без которого невозможно дальнейшее развитие и существование государства. Для сохранения такого ресурса предусматриваются разнообразные меры, в том числе и установка определенных видов разрешенного использование.

ВАЖНО! Разрешенное использование – указание на то, как законом разрешается эксплуатировать земельный участок. Это строгая норма, за нарушение которой предусмотрены различные виды административного наказания.

Существует классификация земель данной категории по видам разрешенного использования. Такая классификация выделяет несколько типов участка:

  1. Земли, на которых находятся пашни, пастбища, сады. Также это площади, предназначенные для сенокоса.
  2. Вторая группа – территории, необходимые для обслуживания сельского хозяйства. Это могут быть предприятия по переработки сельхозпродукции, изготовлению из нее различных продуктов питания, другие подобные комплексы.

В 2015 году был утвержден общий классификатор видов земель, в котором участкам присваивается код, указывающий на особенности эксплуатации. Классификатор указывает на разрешенное использование и дает его описание.

  1. На участках, отведенных под ведение личного подсобного хозяйства, запрещено вести строительные работы.
  2. На дачном участке можно просто отдыхать или выращивать плодовые деревья, цветы, овощи. Здесь можно построить и жилой дом, но в нем нельзя будет зарегистрироваться. Чтобы прописка была возможна, следует добиться перевода дачи в жилой фонд.
  3. Землями, отведенными под фермерское хозяйство, может заниматься как один собственник, таки и несколько, если земля оформлена на правах долевого владения.
  4. На землях под животноводство можно выпасать скот, заготавливать для него корм. Также здесь разрешается строить помещения для размещения животных.

Перед покупкой участка следует тщательно проверить, для каких видов деятельности он предназначен, чем запрещено на нем заниматься. Земли категории сельхоз назначения отличаются своими видами разрешенного использования, не всегда участок из этой категории может использоваться для выращивания зерновых или для строительства элеватора.

За соблюдения ВИР при эксплуатации земли отвечают органы государственной власти, к ним и нужно обращаться при желании или потребности в изменении вида использования конкретного участка. Если это земля государственная, изменением ВИР будет заниматься Правительство РФ.

ВНИМАНИЕ! Для перевода участка муниципального нужно писать заявление в местные органы власти, также они занимаются участками, которыми владеют физические лица.

Перевод может осуществляться с изменением категории или с ее сохранением – меняется только ВИР.Изменить вид в пределах одной категории намного проще. Следует направить заявление в органы местной власти, они рассмотрят его, представленные основания для перевода. Будут заслушаны и владельцы соседних участков. Результат слушаний по вопросу должен быть опубликован.

Земельные угодья сельхозназначения включают земли, расположенные вне пределов городских поселений и предназначенные для проведения сельхозработ. Однако данные земли сильно отличаются друг от друга, в том числе и по назначению.

Земельные участки на таких землях –объекты недвижимого имущества, выделенные для ведения хозяйственной, научной, учебной, исследовательской деятельности.

Возможность строительства и использования построек на таких участках определяется видом хозяйственной деятельности на таком участке. Подойдут земли сельскохозяйственного назначения для садоводства, дачной и приусадебной деятельности.

Перечень разрешенных видов деятельности на определенном участке вносится в кадастровый паспорт данного участка. Это могут быть:

  • приусадебное хозяйство;
  • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  • садоводство и огородничество;
  • пашни;
  • животноводство и выпас;
  • сельхозпроизводство.

Каждое направление для успешной деятельности требует специальных построек разного целевого назначения. Например, дачникам требуется дачный домик, фермерам – ангар для хранения собранного зерна или инструментов.

Строительство на землях сельхозназначения разрешается для:

  • домов для индивидуального пользования и хозяйственной деятельности;
  • коттеджей;
  • дачного или садового домика;
  • хозяйственных построек;
  • ангаров, погребов, складов для производства и хранения собственной продукции;
  • фермерского хозяйства (фермы);
  • обустроенных водоемов для разведения рыб.

Из приведенного списка разрешается постройка жилого дома на участке категории ИЖС и садоводство.

Для постройки дома на садоводческом участке требуется получить разрешение на строительство на землях сельхозназначения, для этого уже недостаточно иметь Устав садоводческого товарищества, где прописаны все ограничения и правила.

Для начала строительства потребуется собрать множество документов. В первую очередь потребуется согласовать постройку, затем утвердить план строительств. После чего приступить непосредственно к сбору документов.

Минсельхоз подготовил госпрограмму вовлечения в оборот неиспользуемых гектаров

Новой редакцией статьи 95 ЗК РФ предусмотрено, что земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. В статье указано, что:

Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

Не подлежат приватизации:

  1. Земельные участки в границах государственных заповедников.
  2. Земельные участки в границах национальных парков.

Исключение сделано для случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, расположенных за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, запретили предоставление земельных участков для:

  • ведения садоводства или огородничества;
  • индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Положения статьи 95 ЗК РФ применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Это земли, которые предназначены для осуществления сельскохозяйственной деятельности, выращивания и производства сельскохозяйственной продукции, для ведения фермерского хозяйства.

К таким землям относятся:

  • земельные угодья, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции – земли под посев сельскохозяйственных культур, места для выпаса животных, залежи (угодья, которые не использовались какое–то время);
  • другие угодья, расположенные на сельскохозяйственных землях – прогоны, дороги, защитные насаждения, земли под постройками и др.

Если собственник земельных просторов захочет возвести на своем участке какое-то сооружение, то для начала он должен узнать, какие объекты можно строить на таких землях.

Разрешение на строительство гражданин сможет получить только в том случае, если он решил возвести на землях сельскохозяйственного назначения такие строения:

Под видом разрешенного использования понимается процесс установления порядка использования земли и возводимых на ней объектов капитального строительства.

Если вы не знаете, к какой категории относится принадлежащая вам земля, тогда можете обратиться за информацией к публичной кадастровой карте. Также можно узнать эту информацию в Росреестре, запросив соответствующую выписку.

Земли сельскохозяйственного назначения имеют такие виды разрешенного использования:

  • садоводство – некоммерческое товарищество (СНТ) и садовое некоммерческое партнерство (СНП);
  • дачное строительство (ДНТ);
  • ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Правовые Проблемы Земель Сельхоз Назначения 2021

Многие люди, купившие землю сельскохозяйственного назначения, полагают, что они имеют право использовать ее по своему усмотрению, в том числе и зарегистрироваться на ней. Но это не так.

Прописаться на таких землях нельзя, потому что государство строго определило порядок использования земель сельхоз. назначения. Такие земли могут использоваться только для ведения садоводства, огородничества, пчеловодства, животноводства, подсобного хозяйства.

Прописаться можно будет только на дачном участке и то, если он относится к землям поселений и соответствует ряду требований: признается жилым, располагается в пределах населенного пункта, предназначен для круглогодичного проживания (есть все необходимые коммуникации, блага цивилизации), у него есть свой почтовый адрес.

Если земельный участок, относящийся к землям сельхоз. назначения, не используется, то владельца этого участка ждет административная ответственность в виде штрафа:

  • от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости участка, но не меньше 3 тысяч руб. – для граждан (физических лиц);
  • от 0,5 до 1,5%, но не меньше 50 тыс. руб. – для должностных лиц;
  • от 2 до 10%, но не меньше 200 тыс. руб. – для юридических лиц.

Максимальный размер штрафа по такому правонарушению не может быть выше 500 тыс. руб.

  • купля-продажа таких земель разрешена, но право первенства на покупку принадлежит местным органам власти и государству;
  • сдавать в аренду такие земли можно только после того, как земельный участок пройдет кадастровый учет;
  • договор аренды участка, принадлежащего государству, может быть составлен на срок от 3 до 49 лет; для выпаса скота и сенокошения – до 3 лет;
  • земельный участок может передавать в собственность как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

На землях сельскохозяйственного назначения можно беспрепятственно заниматься животноводством, растениеводством, вести подсобное хозяйство. А вот возводить большой дом или прописаться на участке не получится.

Прежде чем покупать участок по привлекательной цене, нужно выяснить, к категории каких объектов относится земля.

Субъекты, которые смогут приобретать право собственности на сельскохозяйственные земельные участки.

Закон предусматривает, что приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут:

  • граждане Украины;
  • юридические лица Украины, участниками (акционерами, членами) которых являются только граждане Украины и / или государство, и / или территориальные общины;
  • территориальные общины;
  • государство;
  • банк (только в порядке обращения взыскания на земельные участки как на предмет залога. Такие земельные участки должны быть отчуждены банками на земельных торгах в течение двух лет со дня приобретения права собственности).

При обсуждении закона об открытии рынка земли и после его принятия, не утихают разговоры о возможности иностранными гражданами и иностранными компаниями приобретать право собственности на украинские земли. Решение этого вопроса закон возлагает на всеукраинский референдум. То есть, к проведению референдума и положительного решения по данному вопросу иностранцы не могут стать собственниками земель сельскохозяйственного назначения даже через косвенное владение через юридические лица, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины.

Следовательно, при и со дня одобрения на референдуме такого решения, приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут:

  • юридические лица, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины, участниками (учредителями) или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины;
  • иностранцы, лица без гражданства и юридические лица смогут приобретать доли в уставном (складочном) капитале, акции, паи, членство в юридических лицах (кроме как в уставном (складочном) капитале банков), которые являются владельцами земель сельскохозяйственного назначения. Заметим, что дата проведения всеукраинского референдума еще не известна и нормативно-правового акта, который бы регулировал его проведения — не существует. Следовательно, вопрос о возможности иностранными гражданами становиться владельцами украинских земель остается открытым.

Виды разрешенного использования земель сельхозназначения 2020

Несмотря на предусмотренную новым законом вседозволенность приобретения права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, законодателем установлен ​​четкий запрет для определенной категории лиц.

Даже при условии принятия такого решения на референдуме передача кажется невозможной. Следовательно, при любых условиях, в том числе в случае одобрения на референдуме решения, запрещается приобретения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения:

  • юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины — на земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, земельные участки сельскохозяйственного назначения, выделенные в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), которые расположены ближе 50 километров от государственной границы Украины (кроме государственной границы Украины, который проходит по морю)
  • юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарными владельцами которых являются граждане государства, признанного Украины государством-агрессором или государством-оккупантом;
  • лицами, принадлежащими или принадлежали к террористическим организациям;
  • юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарными владельцами которых являются иностранные государства;
  • юридическими лицами, в которых невозможно установить конечного бенефициарного собственника;
  • юридическими лицами, конечные бенефициарные владельцы которых зарегистрированы в оффшорных зонах, отнесенных в перечень оффшорных зон, утвержденного Кабинетом Министров Украины;
  • физическими и юридическими лицами, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде запрета на заключение сделок по приобретению в собственность земельных участков, а также связанными с ними лицами;
  • юридическими лицами, созданными согласно законодательству Украины, находящихся под контролем физических и юридических лиц, зарегистрированных в государствах, включенных Международной группой по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) в список государств, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Важно, что законодателем предусмотрено условие, по которому если к лицу переходит право собственности на земельный участок, не может приобретаться им в собственность, этот участок подлежит отчуждению его владельцем в течение года с момента перехода такого права.

Введение изменений будет постепенным и предусматривает несколько этапов.

Однако, законодателем еще не определены конкретных дат по всех запланированных изменений.

Ниже приведены даты запланированных изменений:

— I этап: 1 июля 2021 — земли сельскохозяйственного назначения смогут приобрести только физические лица, являющиеся гражданами Украины. Важно: максимальный размер земельного участка, установленный законодательством — 100 га на человека.

— II этап: 1 января 2024 — кроме физических лиц, право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут приобретать и юридические лица.

В случае если они созданы и зарегистрированы по законодательству Украины, участниками которых являются только граждане Украины и / или государство, и / или территориальные общины, территориальные общины и государство. Важно: максимальный размер земельного участка, установленный законодательством — 10 тыс. Га.

Обращаем ваше внимание, что законом устанавливается мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, а следовательно приобретения таких земель кем угодно кажется невозможным.

Новым законом не предусмотрено единой процедуры по отчуждению земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, закон прямо не регулирует вопросы процедуры купли-продажи земли. Законодателем только указано, что заключение гражданско-правовых соглашений, предусматривающих переход права собственности на земельные участки, а также приобретения права собственности на земельные участки по таким сделкам осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Украины с учетом требований закона.

Однако, предусмотрено три основных нововведения после вступления в силу нового закона:

  • Покупатель будет проверяться на предмет возможности приобретения им земли в определенных размерах. Порядок такой проверки должен утвердить Кабинет Министров Украины. В частности, относительно требований к получателям права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе ограничений по общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, вправе приобретать в собственность одно лицо. Такая проверка осуществляется с использованием сведений Государственного реестра прав на недвижимое имущество, Государственного земельного кадастра и Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований. Если по результатам проверки выявлено несоответствие таким требованиям, нотариус отказывает в удостоверении сделки.
  • Расчеты, связанные с уплатой цены земельных участков сельскохозяйственного назначения по гражданско-правовым договорам, осуществляются в безналичной форме. Для этого покупателю нужно открыть счет в банковском учреждении.
  • Должны быть документально подтверждены источники происхождения средств для покупки земельного участка.

По цене продажи, то законодательство Украины не устанавливает предел цены. Это дело договоренности между покупателем и продавцом. Но важно заметить, что до 1 января 2030 года цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативную денежную оценку. Оценку будет проводить соответствующий Госгеокадастр, состоящей из анализа почв по различным параметрам.

Какие документы нужны:

  • Паспорт продавца и покупателя, а также их идентификационный код;
  • Отчет об экспертной денежной оценке земельного участка;
  • Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок (свидетельство о праве собственности на земельный участок, выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, или государственный акт). Важно, что в случае, если в таком документе отсутствует кадастровый номер земельного участка, то такое отчуждение невозможно. Сначала необходимо зарегистрировать земельный участок и присвоить ей кадастровый номер.
  • Извлечение из Государственного земельного кадастра относительно земельного участка.

Налоги при продаже земли:

  • Государственная пошлина в размере 1% от суммы оценки земельного участка;
  • Военный сбор — 1,5% от суммы оценки земельного участка.

Арендаторам не стоит волноваться по поводу того, что арендодатель произведет отчуждение своего земельного участка. Поскольку действие договора аренды не прекращается после продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения. За исключением случая, когда в тексте договора аренды прописана такое условие.

Более того, переоформление документов аренды с новым собственником не нужна. Как обещает законодатель, переход прав и обязанностей будет происходить автоматически в государственных реестрах и не требует дополнительных действий по стороны арендатора.

Напомним, что у арендатора есть преимущественное право на выкуп земельного участка, который находится в его пользовании. Земельный участок может быть отчужден без отказа арендатора от преимущественного права только в двух случаях: деревянные лицам 1 и 2 степени родства и обращения взыскания на предмет ипотеки банком. Кроме того, землевладелец обязан письменно уведомить арендатора о намерении продать участок, указав ее цену и условия продажи. Если на аукционе арендатор и другой участник предложите одинаковую цену, приоритет будет иметь арендатор.

Землевладелец может продать земельный участок другому лицу только в том случае, если это лицо предложит более высокую цену. Для соблюдения приоритетности выкупа земельных участков, нотариусы будут проверять, при удостоверении договоров об отчуждении земли, соблюдения преимущественного права.

Также, отметим, не допускается внесение земли в уставный капитал без согласия арендатора.

Бесспорно, открытие рынка земли является весомым изменением в жизни украинского общества. Однако, сегодня перед аграрной экономикой стоит ряд нерешенных проблем. Для примера: способны ли украинские крестьяне, в нынешних условиях, стать основными участниками земельного рынка, необходима участие иностранных граждан и их инвестиций? Нерешенным остается вопрос, кто будет осуществлять контроль за прозрачным продажей земель сельскохозяйственного назначения. А также, какой может быть дальнейшая судьба земельных участков, проданных сегодня таким образом и что принесут национальной экономике в целом такие земельные операции.

Адвокат, Управляющий партнер Адвокатского объединения «ЮниМайндс»

Марина Гаврилюк


Похожие записи:

Добавить комментарий