Бюджет россии на 2021 год минфин

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджет россии на 2021 год минфин». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

Бюджет 2021–2023: главные цифры

?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.

И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.

Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

?

По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.

Законопроект о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

При формировании документа Правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных Президентом России.

Согласно проекту, доходы бюджета будут устойчиво расти и в 2021 году составят 18,77 трлн рублей, в 2022 году – 20,64 трлн рублей, в 2023 году – 22,26 трлн рублей. Расходы в 2021 году запланированы на уровне 21,52 трлн рублей, в 2022 году – 21,88 трлн рублей, в 2023 году – 23,67 трлн рублей. При этом на реализацию национальных проектов в 2021 году предусмотрено 2,25 трлн рублей, в 2022 году – 2,62 трлн рублей, в 2023 году – 2,79 трлн рублей.

Дефицит бюджета в 2021 году будет равен 2,75 трлн рублей, в 2022 году – 1,25 трлн рублей, в 2023 году – 1,41 трлн рублей. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, что позволит сохранить социальную направленность бюджета и ориентир на поступательный рост.

Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Он предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19. Согласно прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году – на 3,4%, в 2023 году – на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%.

Прогнозный объём ВВП в 2021 году составит 115,53 трлн рублей, в 2022 году – 124,22 трлн рублей, в 2023 году – 132,82 трлн рублей.

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Бюджетный пакет внесён в Госдуму в электронном виде.

Работа Правительства:

  • Федеральный бюджет

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 20 января 2021, 11:56

    Не паниковать, не грубить, не пугать связями: как себя вести, если на улице остановил полицейский

  • 17 декабря 2020, 09:20

    Принят бюджет Архангельской области на 2021 год: экономист и депутаты объясняют, что изменится

По принятому депутатами Госдумы документу сразу видны приоритеты будущего бюджета. Большую часть всех федеральных расходов — примерно 5,6 триллиона рублей — составит раздел «Социальная политика», а это почти каждый четвёртый бюджетный рубль (26%). По сравнению с докризисным бюджетом эти расходы вырастут на 4,5% в следующем году и на 10% — в 2022 году.

Больше всего подорожало, понятно, здравоохранение: затраты по этой статье бюджета выросли сразу на 15%: вместо 945 миллиардов рублей в нынешнем в следующий пандемийный год выделят 1,1 триллиона рублей. Например, на 138,1 миллиона рублей увеличится финансирование Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России на мероприятия по разработке вакцины против коронавирусной инфекции.

Каким будет новый федеральный бюджет на три года

Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2021 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115 533 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 765 101 678,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 520 068 140,5 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 18 315 272 293,1 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 72,0 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124 223 млрд рублей и 132 822 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 20 637 497 128,9 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 702 650 667,8 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 22 262 676 600,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 787 335 156,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 21 884 992 095,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 547 124 802,4 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 23 671 297 852,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 183 564 892,6 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 20 519 245 962,7 тыс. рублей и на 1 января 2024 года в сумме 22 946 941 124,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 73,2 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро, и на 1 января 2024 года в сумме 73,6 млрд долларов США, или 60,9 млрд евро;

5) дефицит федерального бюджета на 2022 год в сумме 1 247 494 967,0 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 1 408 621 251,8 тыс. рублей.

Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Принять к исполнению федеральный бюджет на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

2. Федеральные органы государственной власти (федеральные государственные органы), иные организации, осуществляющие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (далее — главные распорядители средств федерального бюджета), распределяют между подведомственными получателями средств федерального бюджета, находящимися за пределами Российской Федерации, лимиты бюджетных обязательств на финансовое обеспечение осуществления функций и оказания государственных услуг в объеме, уменьшенном на объем положительной разницы между фактически сложившимися по состоянию на 1 января 2021 г. и спрогнозированными при формировании федерального бюджета на 2021 год остатками средств (в рублевом эквиваленте), источником образования которых являются средства федерального бюджета (за исключением объема остатка средств, полученных от приносящей доход деятельности соответствующими получателями средств федерального бюджета, находящимися за пределами Российской Федерации, остатка средств, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением обороноспособности страны и безопасности указанных получателей средств федерального бюджета, а также на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, и остатка средств, необходимых для оплаты принятых и не исполненных в 2020 году бюджетных обязательств, включая обязательства перед физическими лицами).

Лимиты бюджетных обязательств, не распределенные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, не подлежат распределению главными распорядителями средств федерального бюджета.

Предложения по уменьшению бюджетных ассигнований в объеме нераспределенных лимитов бюджетных обязательств главные распорядители средств федерального бюджета представляют в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.

3. Решение об использовании бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р (далее — федеральные проекты), зарезервированных в составе утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — Федеральный закон) бюджетных ассигнований, в установленном Правительством Российской Федерации порядке принимается не позднее 1 июня текущего финансового года.

При отсутствии по состоянию на 1 июня текущего финансового года указанного в настоящем пункте решения соответствующие бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации федеральных проектов направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.

4. Главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета заключают соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом, а также дополнительные соглашения к ранее заключенным соглашениям в целях приведения их условий в соответствие с Федеральным законом в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в срок до 1 января 2021 г., за исключением межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, для которых Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен иной срок заключения соглашений об их предоставлении.


Правительство установило особенности реализации Закона о федеральном бюджете на 2021-2023 гг.

В частности, урегулированы распределение лимитов бюджетных обязательств, предоставление целевых трансфертов, казначейское обеспечение обязательств по госконтрактам, заключение соглашений о субсидировании.

Постановление вступает в силу с 1 января 2020 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Проект госбюджета предполагает рациональное решение антикризисных задач и реализацию долгосрочных национальных интересов. Экономическая политика направлена на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации. Вместе с этим она предполагает также и меры бюджетной консолидации на фоне ожидаемого падения доходов.

2021 год станет переломным моментом для российской экономики – доходы вряд ли станут такими, какие были до кризиса, а расходы будут только увеличиваться. В дальнейшем предполагается осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов: нужно учитывать, что в трудные времена важен не объем финансовых поступлений, а их эффективность. Собственно говоря, по этой причине и был подготовлен дефицитный проект.

Как это понимать? Дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит означает противоположное явление – когда доходы превышают расходы. В рамках одной семьи профицит выглядит очень замечательно: есть возможность потратить деньги в свое удовольствие или отложить на трудные времена. Что же касается бюджета целого государства, то это явление уже перестает быть столь привлекательным. В идеале, должен быть соблюден баланс, т.е. доход приблизительно равен расходу.

Согласно главному экономическому документу страны, доходы от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составят 6 триллионов руб. В общем объеме доходов поступления с продажи и переработки нефтегазовых продуктов займут 31,9%. Цена нефти марки Urals в 2021 г. прогнозируется на уровне $45,3 за баррель и $46,6–47,5 в 2022-2023 гг. Все доходы сверх предполагаемого уровня направят в государственный резервный фонд.

Весьма риторический вопрос, который рано или поздно себе задает каждый человек. И если с личным бюджетом можно разобраться достаточно быстро, то с государственным бюджетом не все так просто. При составлении экономического плана развития страны на 2021–2023 гг. правительство «исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России».

Как же распределят государственный бюджет в 2021 году? Согласно официальному документу:

  1. Больше всего – примерно 5,6 триллиона руб. – планируют потратить на раздел «Социальная политика», что составляет 26% от общего объема расходов из бюджета.
  2. Второе место занимает экономика страны (на поддержание бюджета хотят потратить 3,3 триллиона руб.) в 2021 году.
  3. Национальная оборона (3,1 трлн. руб.).
  4. Органы обеспечения безопасности государства и правоохранительные органы оказались на 4 месте с расходами в 2,4 триллиона руб.
  5. Пятерку замыкает система здравоохранения – 1,1 триллиона руб.

Финансовая поддержка национальных проектов уменьшится примерно на 9% (2,2 триллиона руб.). Не столько важен объем расходов, сколько их эффективность, то есть способность обеспечить экономический рост и поднять уровень благосостояния государства.

  • В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
  • Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
  • Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
  • В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия
  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот

Бюджет России на 2021 год в цифрах

  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

На федеральном портале нормативных правовых актов опубликован проект бюджета России на ближайшие три года. Согласно документу, профицит федерального бюджета РФ в 2020 году составит 0,9 трлн рублей, в 2021 году — 0,6 трлн рублей, а в 2022 году — 0,3 трлн рублей. Доходы бюджета в 2020 году составят 20,4 трлн рублей, в 2021 году — 21,2 трлн рублей, в 2022 году — 22 трлн рублей Расходы запланированы на уровне 19,5 трлн рублей, 20,6 трлн рублей и 21,8 трлн рублей соответственно.

Ранее в Минфине сообщали, что профицит федерального бюджета РФ в 2020 году составит 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5% ВВП, в 2022 году — 0,2% ВВП, напоминает агентство ТАСС. Небольшое снижение доходов по отношению к ВВП в Минфине объяснили заложенным постепенным снижением цен на нефть. Также на этот процесс влияет рост объема налоговых льгот для нефтегазового сектора.

По информации Минфина, в 2020 году 3/4 дополнительных расходов сформируют социальная политика, здравоохранение и образование. В частности, в 2020 году расходы федерального бюджета на здравоохранение вырастут более чем на 50%, что является рекордом с 2005 года. Объем средств, выделенных Министерству обороны России в 2020 году, составит 1,894 трлн рублей, при этом в 2021 году расходы военного ведомства сократятся до почти 1,574 трлн и незначительно возрастут до 1,609 трлн рублей в 2022 году.

Основная же тенденция, заложенная в бюджете 2020 – 2022 годов – дальнейшее самоустранение государства, в лице его либерального руководства, от регулирования, планирования и финансирования социально-экономических процессов в России, полагает аналитик управления торговых операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. Прирост расходов бюджета в 2020 – 2022 годах планируется на уровне 4%, 6% и 5%.

Реальные расходы государства на все социальные статьи будут сокращены, бесплатные государственные услуги в здравоохранении и образовании продолжат – по воле правительства – вытесняться частными, платными, констатирует эксперт. Реальная инвестиционная поддержка экономики со стороны государства с учетом сокращения объема расходов к ВВП также сократится.

Стимулирование экономики, ряд отраслей которой переживают дефляционный кризис, не предполагается. А банковский сектор накопил плохих долгов нефинансовых организаций в размере 8% от общего объема. Бюджет, заключает Александр Осин, не соответствует потребностям экономики, и при изменении внешних условий будет существенно пересмотрен.

Бюджет-2021. На чём будут экономить в следующем году

  • 23 декабря 2020, 12:00

    Общий дефицит — 10 миллиардов: депутаты утвердили бюджеты для Новосибирска и региона на 2021 год

  • 23 декабря 2020, 09:30

    Мэрия разрешила людям помогать бюджету деньгами и имуществом. Это как? Разбираемся в поправках к уставу

  • 18 декабря 2020, 12:15

    Новосибирская область отправит полтора миллиарда на отопление в 2021 году

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

– Как вы оцениваете первый месяц 2021 года на фондовом рынке?

– Начало года более чем прекрасное. Честно скажу, не ожидал такого. Традиционно I квартал на рынке акций является периодом некоего переосмысления ситуации. Учитывая же ралли конца прошлого года, это переосмысление вполне могло привести к коррекции. Тем более что, кроме сезонных, есть и вполне объективные причины, для того чтобы выпустить пар: так, явно есть проблемы с реализацией программ по массовой вакцинации, процесс идет медленнее, чем планировалось. Ситуация с коронавирусом выглядит, можно сказать, не просто как темный лес, а как пейзаж после катастрофы, в США уже 400 тысяч смертей. Вместе с тем такое ощущение, что для рынка подобные негативные новости – уже фактор прошлого, настоящее же – новые программы колоссальных денежных вливаний. Дональд Трамп согласовал меры поддержки экономики на 900 миллиардов долларов, Джо Байден уже анонсировал пакет мер на 2 триллиона долларов, в феврале планируется рассмотреть еще один пакет помощи, тоже на 2 триллиона долларов. В Америке живут надеждой на то, что эти деньги спасут, вылечат людей. Поэтому и нефть активно растет в цене, и другое сырье, а с ним – и бумаги сырьевых корпораций. Акции нефтегазовых компаний за первые две декады января выросли в долларовом выражении на 15%, а IT-сектор, естественно, отстает от рынка, этот сегмент является бенефициаром изоляционных ограничительных мер.

– Давайте уточним. Рынки живут надеждой на то, что новые масштабные финансовые вливания в экономику США помогут ее восстановлению? Или надеждой, что эти деньги придут на фондовый рынок и активы будут расти в цене?

– Это взаимосвязанные вещи. Потому что меры поддержки рассчитаны на финансирование как частных лиц, так и попавших в тяжелое положение компаний. Тех же авиаперевозчиков, строителей. То есть средства идут как в реальную экономику, так и на фондовый рынок, 70% которого в США – это деньги частных лиц.

– Вы упомянули рост акций компаний нефтегазового сектора. Это главный фаворит?

– Да, сейчас самым главным фаворитом является нефтегазовый сектор, причем не только в США, но и в мире в целом. И мы видим уже подтверждение этому. Основная причина в том, что это единственный сектор, темпы роста стоимости акций которого отстают от темпов роста стоимости его базового актива. Стоимость нефти сейчас уже практически восстановилась до доковидных уровней, а бумаги нефтегазовых компаний торгуются на 40% ниже, чем год назад. Поэтому потенциал роста большой, он будет постепенно реализовываться, что мы сейчас и наблюдаем. Следующий, кто, с нашей точки зрения, будет активно отыгрывать потери, – сегмент авиаперевозок, но это чуть позже, когда будут сниматься карантинные ограничения.

– А почему бумаги нефтегазового сектора не спешат восстанавливаться, несмотря на рост базового актива? Инвесторы не замечают этого дисбаланса?

– Я думаю, это прежде всего связано с тем, что еще очень много денег сидит в IT-секторе. Нужно понимать, что сейчас доля IT-сектора в США – это 30% рынка акций, а если считать еще и коммуникационные услуги (а в этот сегмент входит, в частности, Google), будет все 40%. До пандемии эта доля была на 10–15% меньше. То есть инвесторы пока еще не начали масштабный переход из IT в другие сегменты, им нужно больше уверенности в устойчивости тренда. При этом они понимают, что активность нефтегазовой промышленности в текущей ситуации ограничена по умолчанию, спрос есть только со стороны Китая, который сейчас двигатель мировой экономики. Ситуация изменится, когда снимутся ограничения, люди сядут в самолеты, начнут путешествовать, появится уверенность, что цены на нефть закрепятся выше 50 долларов, то есть выше себестоимости производства на сланцевых месторождениях в США. Но для этого нужно время, а для более активного перетока средств инвесторов – некие реальные подвижки, четкие сигналы, что ситуация меняется. Пока же мы имеем просто очень большой потенциал роста. Причем не особо ясно, когда он реализуется.

– Тогда какие должны быть горизонты инвестирования, чтобы почувствовать, что вложения в акции ТЭК приносят отдачу?

– Процесс уже начался, как мы видим, но устойчивый рост возможен, когда ситуация более-менее нормализуется. Я думаю, что такой рост начнется во II квартале этого года и будет идти до конца 2022-го. То есть эта история еще как минимум на полтора года.

– Кто конкретно здесь ваши фавориты? Как среди западных, так и российских эмитентов.

– Российских два – «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». Также интересно смотрятся префы «Сургутнефтегаза». Из британских – это BP, из американских – сланцевый производитель Occidental, в континентальной Европе – Total.

– Кто еще, по-вашему, сейчас является фаворитом в свете программ поддержки экономики новой американской администрации?

– Безусловно, это компании, занимающиеся зеленой энергетикой. Причем это не только нишевые компании вроде альтернативных производителей энергии, которые будут получать большие дотации и налоговые послабления от государства, но и, например, тот же General Motors, за первые две декады января показавший рост на 20% в силу того, что у компании налаживается активное производство электромобилей. Также интересны в данном аспекте инфраструктурные компании.

– Но зеленая энергетика хорошо растет достаточно давно.

– Да, это так, поэтому эти бумаги уже дорогие. Я просто называю компании, которые как-то напрямую быстро могут выиграть от программ, поддерживаемых демократами. Но потенциальные бенефициары есть даже в нефтегазовом секторе. Например, BP, которая вообще хочет уходить от добычи нефти и газа и развивать зеленую энергетику. Схожие планы есть и у Exxon.

– Если говорить о российском рынке. Как на него влияют риски санкций? Насколько вероятен негативный сценарий?

– Конечно, сильно влияют. К сожалению, негативный сценарий довольно вероятен. Особенно из-за нынешней ситуации с Алексеем Навальным. Я достаточно активно слежу за публикациями в глобальных СМИ и никогда еще не видел столь пристального внимания к судьбе Навального с момента его отравления. Думаю, что в ближайшее время Байден, когда решит вопросы внутренней политики (США все еще переживают серьезный политический кризис), наладит ситуацию с вакцинацией и сможет наладить процесс восстановления экономики, перейдет к внешней политике. Здесь, конечно, на первом месте Китай – как главный стратегический конкурент США, но параллельно они будут решать вопросы со странами, входящими, как говорил в свое время президент Джордж Буш, в «ось зла». Поэтому новая американская администрация с большой долей вероятности уже собирает в отношении России дополнительные компрометирующие факты, и их становится все больше и больше.

– Какие конкретно санкции, по-вашему, могут последовать?

– Самое худшее, что нас может ждать, – это серьезные конструктивные санкции, связанные не с ограничениями для отдельных физических лиц, а именно с действиями по нанесению ущерба экономике России в целом. Из серьезных мер, которые американцы действительно в состоянии реализовать, – не раз уже упоминавшийся вариант отключения от платежей через SWIFT, ограничение экспорта нефти, ограничение на сделки на первичном рынке ОФЗ. Такие вещи могут привести к существенному ослаблению рубля.

– А если санкционный сценарий не реализуется?

– Если не учитывать санкционные риски, российский рынок выглядит одним из самых перспективных и недооцененных. И самый недооцененный актив внутри этого рынка – конечно, рубль. Потому что, если, например, построить простейшую регрессию, видно, что при таких ценах на нефть курс должен быть не выше 65 рублей за доллар. То есть сейчас в курс рубля заложена премия за риск на уровне порядка 15%. Правда, это не только санкционные риски. На курс рубля сильно влияют иностранные инвесторы через покупку ОФЗ, а этот актив для них сейчас не выглядит привлекательным еще и по экономическим причинам – дальнейшее снижение ключевой ставки Банка России не выглядит особо вероятным.

– Когда, по-вашему, прояснится ситуация с санкциями?

– Я думаю, что об этом мы только начнем получать сигналы не раньше II квартала. Что-то более конкретное будет понятно, наверное, к его концу.

– Каковы ваши рекомендации по типу портфеля для частного инвестора? Консервативный или агрессивный лучше?

– Я рекомендую формировать сейчас агрессивный портфель. И в ближайшие два года (начиная со II квартала 2021-го) структуру его особо не менять.

Из налоговых доходов, по оценке, Br14,1 млрд принесут налоги на товары (в том числе НДС — Br10,4 млрд), еще Br4 млрд составят налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы рассчитаны на уровне Br27,3 млрд. Из них на общегосударственную деятельность выделят Br13,36 млрд, на национальную оборону — Br1,46 млрд, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — Br2,77 млрд.

На национальную экономику расходы определены в размере Br3,72 млрд, на охрану окружающей среды — Br107,8 млн, на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство — Br388,9 млн.

Почти Br1,7 млрд выделят на здравоохранение, Br0,5 млрд — на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ, Br1,3 млрд — на образование, более Br2 млрд — на социальную политику.-0-

Курс ЦБ
$ 75.51
91.54
Биржевой курс
$ 75.91
91.72

Добавить комментарий