Ставка преподавателя колледжа в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка преподавателя колледжа в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2021 года Правительство вводит новую систему начисления зарплаты работникам бюджетной сферы. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон 9 ноября 2020 года. Что меняется?

Новая схема начисления зарплат бюджетников включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов, сообщает «Парламентская газета». Для каждой отрасли будут разработаны свои требования.

Согласно закону, кабмин будет не только регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, но также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения.

Размеры выплат компенсационного характера и их перечень станут едиными. К ним относятся, например, компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей и пр.

Однако, это не значит, что врачи, учителя или воспитатели во всех регионах будут получать одинаковую зарплату.

Принципы начисления оплаты за труд, действительно, будут общими, но будут учитываться и размер прожиточного минимума в регионах, и прочие местные особенности.

«Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему Правительство укажет для каждой отрасли.

Ставка преподавателя колледжа в 2021 году

В теории – всех, но практика не всегда совпадает с теорией.

Индексация зарплаты на уровень инфляции

В 2021 году повысить зарплату работникам обязаны все работодатели на основании Трудового кодекса. Работодатель обязан индексировать зарплату соответственно росту потребительских цен (ст. 134 ТК РФ).

В 2020 году, согласно информации Росстата, индекс потребительских цен составил 4,9%. Соответственно, это и есть минимальный процент повышения зарплаты в 2021 году.

Если организация или индивидуальный бизнесмен не обеспечивает повышение заработной платы, то сотрудник согласно ст. 353 ТК РФ вправе подать жалобу в контролирующие органы.

« Сам порядок индексации законодательно не установлен, законодательство устанавливает лишь обязанность работодателя ее осуществлять», — уточняет агентству «Прайм» руководитель HR службы юридической группы «Яковлев и Партнеры» Светлана Краснянская.

Требование о повышении оплаты труда касается и тех работодателей, у которых сотрудники получают зарплату в зависимости от величины МРОТ.

С января 2021 года федеральный МРОТ составил 12 792 рубля.

Согласно ст. 133 ТК РФ, работодатель не может платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).

В регионах устанавливается также местный уровень МРОТ.

Например, в Москве значения регионального МРОТ выше федерального. Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года составляет 20 589 рублей. И столичным компаниям нужно поднять зарплаты сотрудников, если выплаты ниже. Однако у предпринимателей в Москве есть право официально отказаться от региональной минималки и придерживаться в 2021 году федерального МРОТ.

Для бюджетных организаций Санкт-Петербурга МРОТ с 1 января составляет 12 792 рубля, то есть равен федеральному.

Для предпринимателей не относящихся к бюджетным, действует Соглашение о минимальной зарплате от 27.12.19 года., согласно которому МРОТ для внебюджетного сектора в СПБ с 1 января 2021 года установлен на уровне 19 000 рублей — выше федеральной величины.

Однако организации вправе отказаться от регионального МРОТ и платить работникам на уровне бюджетников, то есть федеральный минимум.

Что изменится в работе педагогов в 2021 году?

за ставку, это с учетом премии в 1000 руб. Наше правительство почему-то забыло, что все они и другие специалисты проходят через нас, учителей.

Оплата труда преподавателям СПО

Оплата труда преподавателям СПО

В том числе затронем такие темы, как:

  • система среднего профессионального образования;
  • особенности оплаты труда преподавателям СПО;
  • оформление оплаты труда преподавателям СПО.

При заключении трудового договора с преподавателем СПО в документе должны быть прописаны: размер оклада или ставки заработной платы, размеры компенсационных выплат, размеры и критерии выплат стимулирующего характера.

Основные нормы, регулирующие оплату труда преподавателей СПО, желательно закрепить в виде Положения об оплате труда с приблизительно следующей структурой:

Рекомендуем материалы по теме:

Как известно, в 2012 году Владимир Путин подписал указы о повышении зарплаты в бюджетной сфере до 2019 года. В частности, заработная плата для учителей должна увеличиться на 150%.

Однако на практике реализация этих указов оказалась трудновыполнимой. В мае этого года президент России Владимир Путин предложил проиндексировать зарплаты бюджетников, которые не были отмечены в майских указах.

Объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора (контракта), не может быть уменьшен на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества студентов (учащихся) и часов по учебным планам и программам.

Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни не планируется. Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей учреждений среднего профессионального образования ограничивается верхним пределом 1440 часов (36 часов в неделю — для преподавателей педучилищ, педколледжей, поименованных в разделе 2 настоящих Рекомендаций).

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Новая система оплаты труда учителей в 2021 году. Все изменения

Повышение зарплаты учителям в 2019 году

Давайте попробуем разобраться в том, по каким причинам повышение зарплаты заметно отличается от предполагаемого, стоит ли вообще ожидать повышение заработной платы в 2019 году и на сколько?

l Основную часть средств, затрачиваемых правительством на финансирование бюджета, планируется потратить на финансирование обороны;

l Следом в приоритете финансирование государственных служащих;

l Остаток средств предполагается поделить между финансированием здравоохранения и образования.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Зарплата учителей в 2019 году – повысят или нет?

Зарплата учителей в 2019 году вполне может вырасти – есть кое-какие сигналы, свидетельствующие об этом. Правительство намерено увеличить оклады бюджетников на 6%, но это будет связано с дополнительным субсидированием. Можно ли в России рассчитывать на приличную индексацию либо всё закончится очередными обещаниями? Давайте разбираться.

Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок. Ему также поручено определить перечни компенсационных и стимулирующих выплат и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Пока зарплаты бюджетникам определяют местные власти, нередко это полномочие делегируют самим организациям. Поэтому за одну и ту же работу медики и учителя в разных регионах получают по-разному, отмечал ранее первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Для каждой отрасли разработают свои требования, кабмин изложит их в подзаконных актах. Ожидается, что там укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты, а фракция «ЕР» настаивает, чтобы не менее 70 процентов.

Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

В российских техникумах пообещали ввести доплаты за классное руководство

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.

Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.

Не так давно заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк заявил, что в 2021 году будут выработаны нормативы оплаты труда педагогов. В далеком 2012-ом Правительство анонсировало, что заработная плата работников сферы образования вырастет в несколько раз, и к 2021 году она будет составлять не меньше среднего значения по конкретному региону. На деле мы видим, что это исполняется далеко не всегда и не везде. Причина тому – экономическое положение региона: образование до сих пор субсидируется за счет регионального бюджета. Другими словами, если Правительство области может, то оно поднимает зарплату учителям.

Педагоги могут рассчитывать на повышение дохода только за счет ежегодной индексации уровня оплаты труда. Он будет связан с показателями МРОТ, для которого в будущем году установлена новая величина. Планируется, что коэффициент индексации поднимется до 6,8%. Увеличится постоянная часть зарплаты – оклад. Если базовая ставка была небольшой, то значительного увеличения дохода не предвидится.

Заработная плата учителей в 2021 году будет зависеть от нескольких факторов:

  • Доплаты за классное руководство в размере 5000 рублей (введена с 01.09.2020). При этом допускается не более 2-х таких выплат за год, если учитель осуществляет руководство двумя или более классами. Эта доплата будет частью дохода, и она подлежит налогообложению, то есть «на руки» учитель получит меньше.
  • Новая аттестационная система. Ее тестирование планируется только с 1 сентября 2021 года. Итогом станет присвоение новой квалификационной категории, и продвижение по карьерной лестнице повлечет за собой и повышение заработной платы. От перехода с одной ступени на другую должно пройти как минимум 5 лет.

Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.

Оплата труда преподавателям СПО

В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.

В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на дистант становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.

Директора учебных учреждений конечно же должны придерживаться Законодательных актов, а именно протокола, который утвердила трехсторонняя комиссия, однако у них есть право разрабатывать нормативные акты внутри своей школы положение о стимулировании труда. Самым удобным вариантом является прописать в трудовом договоре, каким образом происходит стимулирование.

Также стоит отметить, что статистические данные нынешнего времени не учитывают размер зарплаты педагогов небольших городов и сел, где оплата труда просто «смешная». Во внимание берутся в основном цифры городских жителей, а ведь там, в глубинках учителя получают не более 15 000 рублей в месяц, когда работники Москвы, Санкт-Петербурга имеют возможность трудиться на 1,5 ставки.

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т.
  • должностной оклад или ставка, определяемые по ЕТС с учетом условий труда и специфики работы;
  • доплата за работу, не входящую в должностные обязанности (проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.);
  • доплата за работу в ночное время, за работу во вредных условиях и т.п.;
  • установленные надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда;
  • премии и иные выплаты стимулирующего характера;
  • компенсационные и иные выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2021-2021 годы, утвержденному 6 декабря 2021 г, это должно произойти в течение 2021-2021 годов.

При этом вначале орган власти субъекта РФ, орган местного самоуправления должен принять соответствующий распорядительный акт, а уже на его основании организация формирует систему оплаты труда, разрабатывает коллективный договор, локальные акты (положения) по вопросам оплаты труда работников, которые являются приложением к коллективному договору.

Таким образом, чем раньше будет принят распорядительный акт на региональном уровне, тем раньше будет осуществлен переход на новый порядок оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре I. Общие положения 1.1.

Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда. 1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

При этом в сроки исполнения майские указы никак не укладывались.

По этим документам уже в 2013 году учителя МОУ и сотрудники дошкольных учреждений должны были получать зарплату, сопоставимую со 100% средней по региону.

Однако вряд ли хотя бы в половине областей эти показатели реально приблизились к данным значениям. Далее зарплата должна была расти до 120% от средней и выше, но это лишь цифры, оставшиеся в указах.

Игорь Олин объясняет сложившуюся ситуацию тем, что существуют «указные» и «неуказные» категории работников.– «Указные» категории — те, по которым региональные чиновники должны отчитываться перед вышестоящими инстанциями в свете показателей, установленных президентом, – пояснил он. – Надо сказать, что этим категориям здорово повезло, так как уровень их средней заработной платы мониторится ежемесячно, и чуть что, сверху подбрасывают средства, не оглядываясь на формальности вроде подушевого нормативного финансирования. В том же декабре педагоги дополнительного образования или воспитатели детских садов вдруг получили по несколько тысяч рублей «премии» — просто так, чтобы отчитывающимся ведомствам подвести итоговые цифры к нужным значениям.

С 2020 года начисление заработной платы бюджетникам и учителям ( в том числе) производится по новой тарифной системе, которая включает в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. Теперь заработок работников бюджетной сферы складывается из следующих составляющих:

  • оклада;
  • различных доплат и надбавок (за сверхурочную работу, осуществление трудовой деятельности в тяжелых условиях и прочее);
  • дополнительных выплат за выслугу лет (до 5 лет — 10% от базового значения, 5-10 лет — 15%, 10-15 лет — 20%, от 15 лет и более — 30%);
  • премии — размер вознаграждения определяется в индивидуальном порядке, но не менее 5% от величины оклада.

В 2020-2021 учебном году заработок любого учителя будет состоять из:

  • Базовой части (окладной), зависящей от объёма проведённых уроков и факультативных занятий, проверенных работ.
  • Премий, определяемых по достижениям педагога (например, по его призовым местам в разных конкурсах).
  • Стимулирующей части, зависящей от успехов учащихся и от эффективности внедрения в образовательные процессы новых методов обучения.
  • Компенсационной составляющей, полагающейся за вредные или сложные условия труда (работу с коррекционными классами, в неблагоприятных климатических условиях, с химикатами).

Величина оклада российского учителя зависит от нескольких факторов:

  • Педагогический стаж. Чем дольше сотрудник трудится в образовательной сфере, тем выше его оклад.
  • Наличие класса, в котором учитель является руководителем. Классное руководство гарантирует увеличение окладной части зарплаты.
  • Регион. В центральных и отдалённых субъектах, а также в населённых пунктах со сложными климатическими условиями педагоги получают больше.
  • Уровень квалификации. Если он повышался, то и оклад учителя будет выше.

Что касается остальных составляющих заработка (премиальных, стимулирующих и компенсационных), то они зависят от стараний и успехов самого работника школы, от решений руководства, а также от рекомендаций и нормативно-правовых актов местных муниципалитетов.

Планируется внедрение в российских школах так называемой должностной системы. Всем сотрудникам будут присваиваться «звания», то есть разные категории:

  1. Учитель. Он является начинающим сотрудником, занятым в образовательной сфере. Такой работник не имеет дополнительного образования, не повышал свою квалификацию, поэтому может исключительно учить школьников.
  2. Старший учитель не только преподаёт, но и создаёт, а также внедряет новые программы и методики обучения. Такому сотруднику разрешено заниматься коррекционной работой.
  3. Ведущий учитель занимается организацией непрерывного и эффективного образовательного процесса, а также координацией работы подчинённых.

Точные размеры заработков для каждой ступени не определены, но предварительно известно, что младшие сотрудники будут получать не менее 15-16 тысяч. При этом зарплата руководителя не может превышать доход рядовых педагогов более чем в четыре раза.

На данный момент в сфере образования и в системе оплаты труда педагогов существует несколько актуальных проблем:

  1. Неверные расчёты средних заработков. В официальных заявлениях правительства неоднократно звучала сумма, составляющая средние 40 тысяч по стране. Но по факту этот показатель заработка неверный, ведь при расчётах учитывались доходы педагогов, работающих в центральных, северных и отдалённых регионах, а также в частных школах (а их заработки могут превышать 90-100 тыс. рублей).
  2. Так называемые «подушные» доходы, предполагающие выделение и распределение бюджетных средств в зависимости от количества учащихся. То есть в недостаточно укомплектованных школах учителя получают на порядок меньше, чем в общеобразовательных учреждениях с большим числом учеников.
  3. Неэффективное распределение фонда заработка педагога. Трёхсторонней комиссией, занимающейся урегулированием социально-трудовых отношений, в регионы неоднократно направлялись рекомендации о том, что 70% выделяемого на зарплаты бюджета должно идти на основную часть дохода – оклады. А по факту в более чем 50% российских субъектов гарантированная составляющая в структуре заработка (ставка) не превышает треть. То есть большую часть составляют периодические и необязательные премии и прочие надбавки.
  4. Большие нагрузки. Норма рабочего времени для одной ставки – 18 часов. Но для такого нормативного показателя в почти 80% регионов РФ устанавливаются оклады ниже среднего федерально МРОТ по стране. В итоге педагоги вынуждены возлагать на себя дополнительные нагрузки. Средняя ставка педагога по России зачастую превышает 1,6-1,7. И так как рабочие часы распределяются между имеющимися школьными сотрудниками, вакансии для новых кадров закрываются.

Как изменится средний заработок российских учителей с 2021-го года? Окончательных и достоверных данных об этом из официальных источников пока не поступало. И хотя активно обсуждаются последние новости, далеко не все они соответствуют действительности.

Рассмотрим несколько вероятных изменений:

  • Увеличение зарплат бюджетников в 2020-2021 годах до 170 тысяч в среднем. Старт изменений запланирован на сентябрь. Такие данные были предоставлены одним из интернет-пользователей и опубликованы в социальной сети «Инстаграм». Но это миф: информация опровергнута.
  • Индексация с учётом инфляции. Такое изменение действительно предусмотрено и в 2021 году, по разным данным, составит от 6 до 6,8%. Прибавка реальная, но незначительная, так как индексированию подвергается только лишь гарантированная часть заработка – оклад. Все прочие составляющие увеличиваются по решениям местных властей в конкретных регионах. Если величина ставки составляет 20 тысяч, то даже при максимальной 6,8%-ной индексации увеличение составит всего 1360 руб.
  • Реализация «майских» указов Путина 2012-го года, согласно которым заработок работников бюджетной сферы (в том числе учителей) должен возрасти на 200% до окончания 2021-го года. За прошлые годы никаких кардинальных изменений в оплате труда педагогов не произошло. До 2021-го осталось совсем немного времени, а если учесть, что федеральный бюджет стремительно уменьшается из-за пандемии коронавируса и явлений финансового кризиса, то можно сделать вывод, что вряд ли учителя будут действительно получать обещанные высокие зарплаты.
  • Строгая иерархия и распределение заработков по «званиям». Да, система определения зарплаты по должности действительно будет вводиться. Но точные суммы для отдельных «званий» пока не озвучивались.
  • Экзамены для учителей. Педагоги действительно смогут сдавать экзамены для подтверждения уровня квалификации. Госдумой был рассмотрен законопроект, регламентирующий систему независимого оценивания профессионализма сотрудников образовательной сферы. Такая аттестация будет необязательной и имеющей платную основу (средства предоставляются школой или же самим учителем). При условии успешной сдачи экзамена педагог будет вправе потребовать от руководства повышения оклада или изменения должности. Но пока соответствующий закон окончательно не принят, и подробности неизвестны.
  • Реализация национального проекта «Образование». Да, данная программа действительно продолжает реализовываться в России, и в 2021-ом году она может затронуть заработки педагогов. Т. Половкова, руководящая фондом «Национальные ресурсы образования», официально озвучивала, что на увеличение учительских зарплат в 2021-ом году уже выделена сумма, составляющая 1,226 млрд. рублей. Остаётся надеяться, что эти средства действительно будут потрачены на запланированные цели.
  • Изменение системы оплаты труда. Действительно, нынешний премьер-министр Мишустин поручил Общероссийскому профсоюзу образования, а также министерствам просвещения, финансов и труда предложить и впоследствии установить единые стандартные требования к оплате профессионального педагогического труда. Зарплаты должны формироваться с учётом предписаний «майских» президентских указов, а также в зависимости от базовых ставок, определяемых по нормам продолжительности рабочего времени (количествам часов для одной ставки). Такое поручение на сайте кабинета министров опубликовано официально, а результатов Мишустин ожидает уже до первого ноября текущего 2020-го года.

Размеры окладов труда педагогов в России сильно различаются в разных регионах. И даже в пределах столицы существует довольно значительная разница, так как заработки зависят от территориального расположения общеобразовательного учреждения.

В таблице ниже рассмотрены средние нынешние зарплаты обычных учителей для разных населённых пунктов столичной области:

Название населённого пункта

Средние размеры заработков (в тысячах рублей)

Долгопрудный

25

Ногинск

30

Железнодорожный

20

Юбилейный

30

Белая

33,5

Химки

70

Пушкино

50

Каменское

38

Свердловский

37,5

Привокзальный

25

Москва

70

Звенигород

50

Успенское

60

Как видно, разница порой очень большая. Заработок зависит не только от территориального расположения учебного заведения, но ещё и от специализации педагога. Так, меньше всего получают учителя младших классов (в среднем 40 тысяч по Москве). Чуть больше имеют преподаватели математики и информатики, а также дефектологи (42,5-43,7 тыс.). Среднемесячный доход учителей физики и химии – 45-46,2 тысячи рублей. Преподаватель иностранного языка может получать от 50 до 66 тыс. Заработок московского учителя экономики – в среднем 60 тысяч.

Точных данных о заработках московских учителей в 2020-2021 учебном году пока нет, но совершенно точно к ним будут применяться все запланированные на будущий период повышения. Это индексация с учётом реальной инфляции, некоторые корректировки системы расчётов и оплаты, прочие доплаты.

Самые высокие и низкие зарплаты учителей в разных уголках России рассматриваются в таблице:

Субъект

Средняя зарплата (в тысячах рублей)

Ивановская область

24,8

Мордовия

24,7

Чукотский АО

105

Ингушетия

22,9

Москва

97

Ненецкий АО

73,9

Сахалинская область

89,8

Магаданская область

81,7

Северная Осетия – Алания

24,8

Кабардино-Балкария

23,2

Карачаево-Черкессия

23

Будет ли повышение заработков учителей? Да, увеличение ожидается, также грядут изменения в системе оплаты педагогического труда. Но вряд ли зарплаты возрастут значительно в будущем 2021-ом году.

Норма часов учебной работы для преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения, установлена п. 2.8.2 Приложения 1 к Приказу N 1601 <2>, п. 4.1 Приложения 2 к данному Приказу и составляет 720 часов в год за ставку заработной платы или 72 часа в месяц.

<2> Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Обратите внимание, норма, равная 720 часам учебной (преподавательской) работы, является нормируемой частью педагогической работы преподавателей, а также расчетной величиной для исчисления размера оплаты их труда за фактически установленный им образовательной организацией годовой объем учебной нагрузки.

Для справки. Рабочее время преподавателя состоит из нормируемой и ненормируемой частей. Нормируемая часть определяется в астрономических часах (включает перемены), регламентируется расписанием уроков и отражается в табеле учета рабочего времени преподавателя. В эти часы работник обязан находиться в учебном заведении.

Каждому преподавателю организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, в начале учебного года определяется учебная нагрузка. Отметим, что нормативными документами предусмотрен верхний предел учебной нагрузки для названных лиц. В соответствии с п. 7.1.1 Приложения 2 к Приказу N 1601 учебная нагрузка может быть установлена в объеме, не превышающем 1 440 часов в учебном году.

Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также оговаривается в трудовом договоре. Учебная нагрузка является количественной составляющей трудовой функции и относится к обязательным условиям трудового договора.

В Госдуме объяснили правила начисления зарплат бюджетникам

Помимо среднего месячного размера заработной платы, исчисленного за фактический годовой объем учебной нагрузки, преподавателям согласно п. 2.3 Особенностей N 536 может устанавливаться доплата за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ, таких как:

  • классное руководство;
  • проверка письменных работ учащихся;
  • заведование учебными кабинетами, лабораториями;
  • руководство цикловыми комиссиями, методическими объединениями;
  • другие дополнительные виды работы, не входящие в должностные обязанности, но непосредственно связанные с образовательной деятельностью.

Названные надбавки устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ.

Конечно, кроме прочего, педагоги, работающие в учреждениях среднего профессионального образования, вправе рассчитывать на получение установленных в учреждении стимулирующих выплат, а также всех предусмотренных трудовым законодательством компенсационных выплат, в частности:

  • выплат работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148, 315 — 317 ТК РФ);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).

Рассмотрим ситуацию, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с его нахождением (п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601):

  • в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске;
  • на учебных сборах;
  • в командировке;
  • на курсах при получении дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;
  • на больничном.

В таком случае установленный преподавателю годовой объем учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц без изменения размера средней месячной заработной платы, установленной на начало учебного года.

В соответствии с п. 1.5 Приложения 2 к Приказу N 1601 объем учебной нагрузки педагогических работников (кроме педагогов, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года, не может быть изменен в текущем учебном году по инициативе работодателя, за исключением уменьшения объема учебной нагрузки, связанного с сокращением количества часов по учебным планам, учебным графикам, снижением количества обучающихся, занимающихся, групп. Таким образом, название данного раздела статьи не совсем корректно. Речь в нем пойдет об оплате часов учебной нагрузки, отработанных сверх установленного объема учебной нагрузки.

Так, часы учебной нагрузки, отработанные сверх установленного на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки, уменьшенного по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601 (см. пример 2), оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки. Оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Пример 3. В апреле 2018 года преподаватель полностью выполнил уменьшенный годовой объем учебной нагрузки, который был сокращен по основаниям, предусмотренным п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, и стал составлять 900 часов. До конца учебного года преподаватель отработал дополнительно 90 часов (70 часов в мае и 20 часов в июне).

За часы преподавательской работы сверх установленной учебной нагрузки (за май и июнь) педагогу может быть произведена доплата. Ее величина определяется путем умножения размера часовой ставки заработной платы на 70 и 20 часов соответственно (при наличии повышающих коэффициентов — с их учетом). Оплата указанного дополнительного количества часов (70 и 20) может быть произведена помесячно либо полностью в конце учебного года.

Преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, объем годовой учебной нагрузки определяется исходя из количества оставшихся до конца учебного года полных месяцев.

Заработная плата за неполный месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.

Работа в каникулы

Преподаватели организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, привлекаются (п. 4.4 Особенностей N 536):

  • к методической работе;
  • к участию в конференциях, семинарах, мероприятиях по дополнительному профессиональному образованию;
  • к организации и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • к работе предметных (цикловых) комиссий;
  • к комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

Таким образом, в каникулярный период (если работник не находится в отпуске) ему выплачивается средняя месячная заработная плата.

Для учета всех видов выплат, гарантируемых преподавателю за месяц, рекомендуется применять унифицированную форму тарификационного списка. Приведем ее ниже.

Как известно, майские указы президента от 2012 года определяют тот факт, что заработная плата учителя не может быть ниже среднего установленного уровня по региону.

Однако здесь сложность состоит в том, что на территории разных областей России ситуации могут быть кардинально не одинаковыми. К примеру, в Ростовской области средний уровень педагога достигает 27 000 рублей, тогда как в Москве представители такой же профессии зарабатывают около 100 000 рублей в месяц.

Единственным доступным методом увеличения доходов, о котором можно говорить всерьез, является индексация заработных плат преподавателей вузов в России. В 2021-м году за счет индексирования планируется увеличить оклады педагогов на 6,8 %. Остаётся надеется на то, что такое повышение будет заметным.

Естественно коэффициент разброса заработных платах в России очень большой и это достаточно серьезная проблема. Если верить данным статистики, то в Москве учителя получают минимум 54 000 руб. в месяц, и если умножить такой оклад даже на 4 % индексации, то получается неплохая доплата.

Однако в той же Башкирии или Краснодарском крае заработные платы представителей образовательной сферы деятельности куда более низкие – от 20 до 30 тысяч рублей и это по средним показателям. Индексирование такого оклада на 4 % принесёт уже куда более низкую доплату, Так что это проблема. Однако в каждом регионе есть свои поощрительные меры, которые могут выделяться из регионального бюджета например, в Москве есть так называемые «собянинские дотации» – более 12 % к окладу из бюджета, и они являются неплохим стимулом.

Нельзя отрицать того факта, что профессия учителя является довольно бюджетной. Так исторически сложилось, и либо это недостаток текущего платного образования, но можно точно сказать, что за последние несколько лет в системе особо ничего не поменялось, и учителя зарабатывают очень мало.

Откровенно говоря, складывается такая ситуация, что заработная плата педагогического состава школы находится на том уровне, который максимально приближен к минимуму, необходимому для жизни. Таким образом, представители социальной сферы образования просто теряют стимул выполнять свою работу максимально хорошо.

Это и так создает определённые проблемы, но если посмотреть на ситуацию шире, то в экономическом плане именно те люди, которые зарабатывают меньше всего, больше всего страдают во время кризиса. Если ухудшается состояние экономики, что происходит сегодня, то падает зарплата в ее фактическом выражении, то есть учителя сегодня в большинстве случаев просто выживают, и ставка преподавателя вузов на 2021 год в РФ на таком прогнозе просто обязана расти.

Например, когда в 2014-м году произошел кризис, то власти сократили все финансовые бюджетные программы, прекратили индексацию заработных плат, и это при том, что инфляция была очень высокой. Это создала огромные проблемы, но привело к тому, что макроэкономические показатели стали меняться в лучшую сторону. Однако сегодня пришло время поговорить о компенсации финансов для тех сотрудников, которые пострадали ещё тогда.

Президент, конечно постоянно поднимает такие вопросы, но если смотреть на ситуацию широко открытыми глазами, не пытаясь не замечать проблемы, то становится понятно, что никаких реальных шагов в сторону того, чтобы улучшить материальное довольствие представителей сферы образование, особо не предпринимается. Правда, говоря о том, будет ли сокращение преподавателей в 2021 году, можно сразу сказать, что переживать об этом не приходится. Всех, кого можно было, уже сократили.

В прессе встречаются довольно противоречивые мнения по поводу того, будет ли рост заработных плат. Есть два сценария развития – оптимистичный и тот, который более приближен к реальной ситуации.

Если принимать во внимание оптимистичный сценарий, то речь идёт в первую очередь о том, что доходы в федеральном бюджете будут расти, динамика экономики станет положительной, а валютный рынок стабилизируется, то в этом случае можно рассчитывать на то, что индексация будет проведена по плану, и в государственном бюджете будет достаточное количество средств для дополнительного роста заработных плат.

Тема выполнения майских указов президента (которым в 2021 году исполняется 9 лет) в сфере повышения зарплаты учителей сегодня все еще актуальна. Продолжается обсуждение проблемы повсеместного доведения средств, получаемых педагогами до уровня 1 или 2-х средних зарплат по региону, поскольку не все местные органы власти озаботились этим фактом или не имеют такой возможности. Есть и такие регионы, где это постановление не выполняется.


Похожие записи:

Добавить комментарий