Переселение Из Аварийного Жилья В 2021 В Челябинске

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переселение Из Аварийного Жилья В 2021 В Челябинске». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для расселения граждан из аварийного жилфонда применяются:

  • Жилищный кодекс РФ, которым предусмотрен порядок выселения граждан из помещений, непригодных для проживания;
  • Федеральный закон № 185-ФЗ, которым предусмотрено создание Фонда содействия реформированию ЖКХ, разработка и реализация региональных программ;
  • национальный проект «Жилье и городская среда»;
  • федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Во исполнение указанных нормативных актов каждый субъект РФ должен утвердить собственную программу переселения из аварийного жилфонда, представить паспорт программы и график переселения в федеральный реестр. Только в этом случае государство гарантирует выделение трансфертов из федерального бюджета.

Расселение аварийных домов в Челябинске

Согласно ст. 2 закона № 185-ФЗ, в программе переселения принимают участие жилые помещения в многоквартирных домах (МКД), признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2017 года. Причиной аварийности является физический износ в процессе эксплуатации МКД.

Дом признается аварийным по следующим правилам:

  • по инициативе жильцов, муниципалитета или Госжилнадзора создается межведомственная комиссия для обследования дома;
  • для обследования привлекаются специалисты и эксперты в сфере недвижимости;
  • проводится обследование несущих конструкций и элементов здания, выполняются расчеты допустимых нагрузок, иные экспертизы;
  • для признания дома аварийным и непригодным для проживания должно подтверждаться существенное разрушение несущей способности конструкций и создание опасности для граждан;
  • на основании заключения межведомственной комиссии глава местной администрации принимает решение о признании дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (в зависимости от степени износа и повреждения конструкций);
  • решение направляется в органы власти субъекта РФ для включения в адресную программу отселения.

Если дом признается аварийным, право на расселение приобретают жильцы всех помещений МКД. Поэтому получить другое жилье или компенсацию смогут наниматели, собственники, члены их семей.

Точный перечень мероприятий по расселению аварийного жилфонда утверждают субъекты РФ. Приоритет в отселении по ст. 16 закона № 185-ФЗ имеют:

  • жильцы дома, который был признан аварийным раньше других домов на территории района или квартала;
  • жильцы дома, в отношении которого вынесен судебный акт о немедленном расселении ввиду угрозы обрушения.

Исходя из даты признания дома аварийным субъект РФ формирует перечень отселения. Этот документ направляется в федеральные органы власти, а также публикуется в общем доступе в сети интернет.

Регионы могут предусматривать следующие варианты расселения аварийных домов:

  • предоставление маневренного (временного) фонда, если дом подлежит реконструкции с восстановлением характеристик;
  • выкуп помещений у застройщика и передача их в собственность или социальный найм для переселения;
  • выкуп помещений в аварийном доме у собственников по соглашению (используются методики с расчетом по рыночной цене кв. м в субъекте РФ или по кадастровой стоимости);
  • приобретение квартиры на вторичном рынке за счет региональных бюджетов;
  • участие в долевом строительстве, в том числе за счет средств граждан, если они хотят приобрести жилье больше социальной нормы.

При выделении квартир действуют правила о равнозначности и равноценности жилья. Это означает, что новые квартиры должны отвечать социальной норме (не менее 18 кв. м на члена семьи, однако с 2019 года государство гарантирует выделение жилье по принципу «метр в метр»), быть благоустроенными, находиться в том же районе или населенном пункте. Учитываются и иные факторы, связанные с транспортной доступностью, наличием инфраструктуры для детей и т. д.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2019 года N 158-П

Об областной адресной программе «Переселение в 2019 — 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области»

(с изменениями на 27 февраля 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 16.12.2019 N 549-П, от 27.02.2020 N 71-П)

Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную адресную программу «Переселение в 2019 — 2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области».

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

1. Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик, понижает инвестиционную привлекательность населенных пунктов и сдерживает развитие инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе.

Для ликвидации аварийного жилищного фонда начиная с 2008 года реализуются программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств Фонда.

За период 2008 — 2017 годов на территории Челябинской области ликвидирован жилищный фонд, признанный аварийным по состоянию на 1 января 2012 года, общей площадью 376 тыс. кв. метров, переселено более 20 тыс. человек.

2. На территории Челябинской области жилищный фонд, признанный аварийным по состоянию на 1 января 2017 года, составляет более 183 тыс. кв. метров.

В рамках настоящей Программы разработаны мероприятия, которые являются продолжением мероприятий, осуществляемых в рамках областной адресной программы «Переселение в 2013 — 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 19.12.2012 N 679-П «Об областной адресной программе «Переселение в 2013 — 2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области».

3. Объектом рассмотрения Программы является жилищный фонд как совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных по состоянию на 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в установленном порядке в связи с физическим износом.

Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих расселению, приведен в приложении 1 к Программе.

Власти Челябинска планируют расселить в 2021 году более 20 аварийных домов

4. Основной целью Программы является создание муниципальными образованиями Челябинской области (далее именуются — муниципальные образования) условий для переселения граждан из аварийных МКД, уменьшение жилищного фонда Челябинской области, признанного по состоянию на 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном порядке в связи с физическим износом в процессе эксплуатации (далее именуется — аварийный жилищный фонд).

5. Основными задачами Программы являются:

1) формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

2) обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, находящихся в аварийных МКД;

3) обеспечение жилищных прав собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийных МКД;

4) переселение жителей из аварийных МКД.

6. Реализация Программы осуществляется на основе следующих принципов:

1) соблюдение положений Жилищного кодекса Российской Федерации при организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

2) предоставление полной и достоверной информации собственникам помещений в аварийных МКД для принятия решения об участии в Программе;

3) эффективное расходование средств Фонда и областного бюджета;

4) возможность участия в Программе органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются — органы местного самоуправления), которые выполнили условия, предусмотренные статьей 14 Федерального закона, и вправе претендовать на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда.

7. Реализация мероприятий Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер.

Участниками Программы являются муниципальные образования, отвечающие следующим требованиям:

1) наличие аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года, сведения по которому внесены в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ»;

2) наличие выполненных условий, предусмотренных статьей 14 Федерального закона.

Очередность включения муниципальных образований в Программу определяется в соответствии со статьей 16 Федерального закона.

8. Основанием для включения многоквартирного дома в Программу является признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», по состоянию на 1 января 2017 года.

9. При реализации Программы органы местного самоуправления осуществляют переселение граждан из аварийных МКД в соответствии перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2017 года (приложение 1 к Программе), содержащим адресный перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, и срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, определенный с учетом требований подпункта 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона.

Перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2017 года, формируется на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представляемых органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона.

Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области обеспечивает проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения проверки документов, подтверждающих признание многоквартирных домов аварийными, выборочной выездной проверки аварийных МКД, сведения о которых представлены.

10. В рамках реализации Программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда производится путем:

предоставления нанимателям жилых помещений в аварийных МКД других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма, равнозначных по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающим установленным требованиям и находящихся в черте населенных пунктов, в которых расположены соответствующие аварийные МКД, или письменного согласия граждан в границах других населенных пунктов;

предоставления собственникам жилых помещений в аварийных МКД взамен изымаемого помещения другого жилого помещения или выкупа изымаемых жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Завершающим мероприятием реализации Программы является снос аварийного жилищного фонда.

11. Реализация Программы предусматривается в рамках мероприятий по переселению граждан из аварийных МКД, осуществляемых за счет средств Фонда, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом.

12. Реализация Программы проводится ежегодно в два этапа.

На I этапе осуществляются:

подготовка заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;

приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство таких домов, а также выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях переселения граждан из многоквартирных аварийных домов за счет средств Фонда, областного и местных бюджетов.

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 16.12.2019 N 549-П)

На II этапе осуществляется переселение граждан и снос многоквартирных аварийных домов, использование освободившихся земельных участков после сноса аварийных многоквартирных жилых домов под строительство новых объектов.

13. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы, связанное с приобретением жилых помещений без использования бюджетных средств, может быть осуществлено следующими способами:

1) выкуп жилых помещений у собственников;

2) в рамках договоров развития застроенной территории;

3) переселение в свободный жилищный фонд.

Информация о механизмах реализации Программы, а также промежуточных результатах реализации Программы, в разбивке по способам переселения и по муниципальным образованиям, а также сведения о планируемых сроках достижения указанных промежуточных результатов приведены в таблице 1.

Переселение жителей из аварийного и ветхого жилья происходит в несколько этапов:

  1. Жители или уполномоченный орган инициирует проверку жилого помещения для признания его аварийным или ветхим.
  2. Межведомственная комиссия производит оценку состояния жилого помещения.
  3. Выносится постановление о признании жилого помещения ветхим или аварийным.
  4. Жильцы дома встают в очередь на переселение (если дом включен в государственную программу) или получают выкупную стоимость изымаемого имущества (если дом не включен в государственную программу).
  5. Переселенцы изучают предложенные варианты квартир по смотровым ордерам.
  6. Если договоренность достигнута, происходит переселение или заключение нового договора социального найма (для лиц, проживающих на его основании в изымаемом жилье). Если договоренность не достигнута, одна из сторон обращается в суд.

Если аварийный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственнику взамен изъятого жилого помещения полагается денежная компенсация по договору выкупа или другая жилая площадь с зачетом ее стоимости в выкупную цену. Расходы, связанные с переездом (транспортные услуги, временное проживание на съемной квартире, оформление документов и т.д), также подлежат компенсации.

Если дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственнику взамен изъятого жилого помещения полагается другое жилое помещение с той же площадью в том же населенном пункте.

Взамен помещения, проживание в котором проходило до выселения на основании договора социального найма, предоставляется аналогичное по площади жилое помещение. Составляется новый договор найма.

Рассмотрение заявления о признании жилья ветхим или аварийным происходит в течение 30 дней.

Собственник, выселяемый из аварийного жилья, по письменному согласию и при отсутствии в собственности других жилых помещений, вправе после получения возмещения пользоваться изымаемым жильем по в течение 6 месяцев.

Очередность расселения жителей домов определяется степенью их аварийности.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав собственности на жилые помещения в связи с переселением по государственной программе осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления.

  • 24 декабря 2020, 06:00

    В челябинской мэрии передумали выселять из ветхого дома за мизерную компенсацию мать-одиночку с двумя детьми

  • 13 ноября 2020, 17:31

    В мэрии Челябинска прокомментировали выселение матери-одиночки с двумя детьми из аварийного дома

  • 13 ноября 2020, 08:40

    Челябинская мэрия выселяет из дома мать-одиночку с двумя детьми. Компенсация — кот наплакал

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.

В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.

Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.

Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.

Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2021 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.

Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.

Дальше тоже придется идти с перевыполнением. Президент поставил перед Фондом ЖКХ не менее амбициозную задачу. Потянете?

Константин Цицин: В этом году мы должны переселить из аварийного жилья 130 тысяч человек. Это примерно на 20 процентов больше, чем предусмотрено целевым показателем 2021 года, закрепленным в нацпроекте. Надо расселить 2,34 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Это действительно очень амбициозная задача. Однако вполне выполнимая.

Благодаря новому закону у людей появилась гарантия, что при переезде в другой микрорайон у них будет все необходимое для жизни

Но такие рывки потребуют скорректировать уже намеченные планы. Какие?

Сергей Степашин: Скажу вам откровенно, по этому поводу я уже направил письмо в адрес председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Вы знаете, что принято решение в этом году объединить Фонд ЖКХ с Фондом обманутых дольщиков. У нас разные функции — это отнимет много времени и сил. Я попросил главу правительства, чтобы три года нас не трогали. А потом — пожалуйста, давайте вернемся к этой теме. Тем более через три года, насколько я понимаю, Фонд обманутых дольщиков планирует закрыть проблему, собственно, ради чего его и создали.

Вы поэтому на три года просите отсрочить объединение?

Сергей Степашин: Нет. Мы должны в ближайшие три года досрочно выполнить программу расселения аварийных домов, которые признаны таковыми до 2017 года. У нас она теперь до 2024 года. Мы и к этому, и к увеличенному плану на 2021 год готовы. Но чтобы все это выполнить, не надо мешать работать Фонду. Потому что любые объединения — это большие организационные мероприятия, поиск новых форм. Все это очень серьезно затормозит нашу работу. Тем более у нас не только переселение из аварийного жилья, но и модернизация коммунальной инфраструктуры, вопросы энергоэффективности, капитальный ремонт. Это огромный объем работы. Да и те задачи, которые стоят перед Фондом ЖКХ, вечные, в отличие, скажем, от тех же обманутых дольщиков. В письме премьер-министру я просил обратить на это особое внимание.

Объединение — единственная проблема?

Сергей Степашин: Есть еще одна — финансовая. Нам нужно перенести средства, которые запланированы на 2024 год, на 2021-2022 годы. Пока деньги у нас есть. Мы перенесли 50 миллиардов рублей, сейчас нужно перекинуть 58 миллиардов. И еще. Мы боремся за ритмичность финансирования, чтобы 10-процентный секвестр, который был объявлен, нас не коснулся. В этом году, кстати, бюджет должен быть неплохим. Стоимость барреля нефти достаточно крепкая — выше цены отсечения. Так что, если деньги будут вовремя поступать, мы выполним поставленные перед нами задачи.

А регионы готовы к этому?

Константин Цицин: У нас есть информация практически из всех регионов. Некоторые даже перевыполняют программу. Два региона ее завершили — Карачаево-Черкесская Республика и Сахалинская область. Еще ряд регионов будут готовы выполнить программу в ближайшее время, в том числе и Чеченская Республика. 39 регионов планируют закрыть ее в 2023 году.

За счет чего? У них что, меньше аварийного жилья?

Константин Цицин: За счет набранных темпов, хорошей организации работы, финансирования, которое, кстати, не срывалось. А от объемов аварийного жилья это не зависит. Взять Якутию. Здесь его больше всего, а расселение идет ритмично. Не самый большой объем в Еврейской автономной области, а она срывает программу. Но и она небезнадежна. Кроме того, для нас помимо сроков очень важно качество жилья, в которое переселяют людей. Не во всех регионах есть свои строительные организации, не везде ведется качественный контроль. Именно поэтому мы оперативно направляем туда наших сотрудников.

Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ в рамках выездного мониторинга на регулярной основе проводит мониторинг исполнения подрядными организациями, застройщиками обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных 185-ФЗ.

Подробнее

184

Новый закон о расселении аварийного жилья

18356

Фото 11046

Фото 34296

Фото Видео 33664

Фото 31305

Сколько аварийных домов собираются расселить в Челябинске

После вашего заявления комиссия должна вынести заключение в течение 30 календарных дней, но не позднее. Хотя в том случае если имеется и установлена опасность и угроза для здоровья жизни владельцев, то комиссия обязана вынести заключение в течение 1 календарного дня. Если же комиссия не признала жильё аварийным, то жильцы могут обжаловать решение, обратившись с просьбой и заявлением в суд для привлечения независимых экспертов.

Об этом заявил Сергей Степашин, возглавляющий наблюдательный совет Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Пока не определено, какой институт развития выберут для реализации данной программы. По словам Степашина, на новую программу будут привлекаться бюджетные средства. О том, что в дальнейшем переселение из аварийного жилья будет финансироваться за счет средств федерального бюджета, ранее говорил руководитель Минстроя Михаил Мень.
Программу разработают до конца первого полугодия 2021 года. До конца текущего года она будет принята. При этом пропадет необходимость каждые несколько лет принимать новую программу, поскольку разрабатываемый механизм будет постоянно действующим.

На новую программу переселения из аварийного жилья возлагают большие надежды в регионах, где расселению подлежит более 11 млн кв. метров ветхого жилья. В частности, в Рязанской области переселения ожидают 5 тысяч человек. Их дома были признаны аварийными после 2012 года и не могут быть расселены по действующей программе. В Пермском крае расселения по новой программе ждут примерно 40 тысяч человек.
Новый подход к расселению аварийных домов похож на механизм действующей в столице программы реновации. В первую очередь будут расселяться большие кварталы, непригодные для проживания. Благодаря этому новое строительство уже будет обеспечено инфраструктурой. На программу планируется направить средства от продажи земельных участков под строительство.
На реализацию программы будет направлено около 22-25 млрд рублей из федерального бюджета, при этом регионы также должны принять участие в финансировании и предусмотреть средства на эту цель в бюджетах на этот год.

Но, дело в том, что большинство граждан, которые проживают в таких домах, это люди преклонного и пенсионного возраста, и они не знают, как в нашей стране действуют государственные программы и рынок жилья в целом.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

С одной стороны, многим людям, участвующим в проекте, покажется, что данные меры очень жесткие и приняты специально для лишения граждан их жилплощади, однако своя логика в принятом решении тоже есть. Очень часто в госпроекте участвуют люди, которые специально приобретают старое жилье, чтобы затем получить новую квартиру и выгодно ее реализовать.

Действие программы рассчитано на предоставление людям, которые действительно в этом нуждаются, новой жилплощади. Нововведения позволят решить эту проблему намного быстрее и в тоже время получить квартиру семьям, особенно в этом нуждающимся, не обращаясь в банк за ипотечным займом.

Программа расселения из аварийных домов продлена до сентября 2026 года. Любые граждане, считающие, что их дом слишком стар и изношен, могут подать соответствующее заявление. Решение остается прерогативой комиссии.

Занимаются выполнением программы «Ветхое жилье» исполнительные органы местной власти. Получив справку у сотрудников органов, необходимо обратиться в межведомственную комиссию.

  • каждый регион самостоятельно разрабатывает индивидуальную программу, на основании которой осуществляется переселение людей из ветхих и аварийных строений;
  • рассчитаны программы на 3 года;
  • реконструкция будет осуществляться в 2021 году только под контролем ЖКХ;
  • назначаются дома, из которых надо переселять людей, только после проведения оценки специальными комиссиями;
  • ранее владельцы квартир получали новое жилье бесплатно, после чего оно оформлялось им в собственность, но теперь они должны вносить плату за новую жилплощадь, но при этом могут выбрать район, где им будет выделена жилплощадь;
  • для нанимателей жилья условия остаются прежними, поэтому они получают новое помещение, равное по квадратуре старому;
  • новые квартиры должны соответствовать многочисленным требованиям, поэтому они обязаны быть комфортными и надежными, а также должны присутствовать многочисленные необходимые коммуникации;
  • запрещается законодательством уменьшать квадратуру выдаваемой недвижимости, но при этом размер ее может быть увеличен, если заранее граждане смогут встать на учет в качестве нуждающихся в получении нового жилья на основании нормы на человека;
  • если граждан не устраивают условия, предлагаемые муниципальными властями, то они могут обратиться в суд, но обычно такие дела являются проигрышными;
  • если отказываются люди переселяться из аварийного дома, то муниципалитет сам обращается в суд, по решению которого выселение происходит принудительно.

Please turn JavaScript on and reload the page

Федеральный бюджет позволяет выделить на реализацию новой программы переселения из аварийного жилья порядка 22-25 миллиардов рублей, считает Степашин. При этом регионам следует предусмотреть средства на софинансирование уже в бюджетах на 2021 год.

На новую программу переселения из аварийного жилья возлагают большие надежды в регионах, где расселению подлежит более 11 млн кв. метров ветхого жилья. В частности, в Рязанской области переселения ожидают 5 тысяч человек. Их дома были признаны аварийными после 2012 года и не могут быть расселены по действующей программе. В Пермском крае расселения по новой программе ждут примерно 40 тысяч человек.

Сидякин согласен с тем, что фонд может продолжить работу в таком статусе, отвечая за привлечение инвестиций, поддержку и развитие концессий, формирование кредитных платформ как для банков, так и для получателей кредитов.
« Этим всем мог бы заниматься институт развития в сфере ЖКХ.
В сфере строительство он есть – это АИЖК, а в ЖКХ его нет.

После заключения договора между собственником аварийного жилья и владельцем дома переезд должен состояться в течение одного месяца. 15. Если собственник аварийного жилья проживал в квартире, метраж которой значительно ниже установленной нормы, при переселении он получит квартиру со стандартным метражом, то есть, размер нового объекта недвижимости увеличится. 16. Жители коммунальных квартир при переселении получают отдельные квартиры. Если жильцы дома не согласны с решением межведомственной комиссии, им придется обратиться в суд. При этом в качестве доказательств того, что комиссия допустила ошибки или нарушила порядок принятия заключения, жильцам нужно будет дополнить свой иск письменным заключением независимой технической экспертизы.
Аварийное и ветхое жилье является проблемой многих городов России. Поскольку ремонт в таких домах не проводился десятилетиями, они не только портят облик городов, но и создают угрозу для жизни жильцов.

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился. Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся. Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Если предоставляемая жилплощадь не соответствует требованиям благоустройства, применимым к конкретному населенному пункту, соотношения площади или по объективным причинам ухудшает условия проживания семьи, наниматель вправе отказаться от такой квартиры. Органы власти в этом случаи должны предложить иной вариант расселения.

В отношении собственников жилых помещений в аварийном доме порядок их расселения претерпел определенные изменения. Неизменными остались требования к благоустройству новой квартиры. Так, новый порядок основывается на том, что квартира в доме, признанном аварийным, оценивается исходя из остаточной стоимости, и полученная сумма вычитается из стоимости нового жилья. Разницу в цене собственник должен доплатить.

Если же собственники квартиры не имеют возможности произвести доплату, то им выплачивается компенсация. Квартира в этом случае предоставляется на основании договора социального найма. Однако при этом он должен будет ежемесячно оплачивать арендную плату.

Внимание! Для владельцев квартир, имеющих в собственности иные жилые помещения, законом предусмотрена только выплата денежной компенсации в соответствии с ее остаточной стоимостью.


КСП проверит траты на переселение из аварийного жилья в Челябинской области

Бывшему общежитию по улице Электростальской, 7 больше 50 лет. За это время, рассказала «Известиям» живущая там Марина Исламова, его ни разу не ремонтировали капитально.

Дом начал сыпаться, и ни одна управляющая компания не захотела его взять. По сей день дом никто не обслуживает. И в связи с этим последние два или три года люди перестали платить — в здании не работает канализация, нет горячей воды, местами провалился пол. На днях упала канализационная труба.

По словам Исламовой, люди неоднократно обращались в администрацию из-за невозможности проживания в доме. Присланная комиссия заказала экспертизу, а та признала здание пригодным для проживания.

В администрации Чебаркуля сообщили «Известиям», что управляющие компании отказываются от обслуживания дома «по причине нежелания оплачивать предоставляемые услуги собственниками, а также низкой платежеспособности отдельных граждан». Собираемость платежей составляет только 7%. Сейчас дому назначена временная управляющая организация.

В 2019 году обследование технического состояния здания показало, что он подлежит капитальному ремонту. Администрация просила регоператора перенести срок проведения капремонта на более ранний, но получила отказ. Жителям предложили предоставить временное жилье в маневренном фонде на условиях коммерческого найма — одна семья на это согласилась. Утверждается, что была составлена «сметная документация на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водоснабжения, водоотведения, отопления, конструктивов» стоимостью 3 млн 220 тыс. рублей.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов отметил, что ситуацию в Чебаркуле нужно разобрать детально, в первую очередь выяснив, на чьем балансе находится здание.

— Налицо халатность ответственных лиц, которые не смогли добиться проведения капитального ремонта этого здания вовремя, несмотря на выделение денег. В связи с этим, как сообщают СМИ, было возбуждено уголовное дело, — говорит Пахомов. — Напомню, за затягивание процесса расселения аварийных домов чиновники несут уголовную ответственность. Возможно, поэтому не признавали аварийным этот дом, поскольку не могли найти средства и возможности.

В беседе с «Известиями» Пахомов напомнил, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания являются выявленные вредные факторы в среде обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.

Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:

  • Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
  • Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
  • Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.

Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.

Переселение из аварийного жилья после 2021 года

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.

Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

  • Люди, вышедшие на пенсию.
  • Инвалиды.
  • Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  • Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Право на переселение из аварийного жилья в 2021 году имеют как собственники помещений, так и наниматели, проживающие по договору социального найма. На государственном уровне была запущена специальная программа переселения под названием «Жилье». Она действует и по сей день.

  • в первую очередь переселяются лица, которым негде жить;
  • если владелец проживает в ином населенном пункте, то он может претендовать на денежную компенсацию;
  • новая жилплощадь должна соответствовать параметрам предыдущей (это касается площади и благоустроенности);
  • если ранее на каждого жильца приходилось менее 18 кв.м, государство предоставляет возможность улучшить условия проживания и увеличить площадь до установленных норм;
  • лица, которые проживали в исторических районах, имеют возможность самостоятельно выбирать новое место жительства;
  • собственникам не могут быть предложены коммунальные квартиры.
  • получили критические повреждения при стихийных бедствиях и не подлежат реконструкции;
  • не отвечают санитарным нормам;
  • находятся в возможном эпицентре техногенной катастрофы;
  • имеют разрушенные стены, фундамент, другие конструктивные элементы;
  • серьезно пострадали в результате пожара.

«Средства выделены, мы планируем переселить свыше 10 тысяч человек, соответственно свыше 190 тысяч квадратных метров жилья подпадает под расселение. Дополнительно к этим планам и задачам, чтобы решить проблемные ситуации в муниципалитетах, с которыми я лично знакомлюсь, объезжая территории, в следующем году из областного бюджета выделен 1 миллиард рублей», – уточнил губернатор.

Правительство РФ также озаботилось тем, чтобы предотвратить необоснованные вердикты чиновников о состоянии зданий и их последующей судьбе. Сегодня такие решения после оценки дома выносит межведомственная комиссия. Её создают региональные власти, если речь идёт о жилищном фонде субъекта, и муниципальные — во всех остальных случаях.

В ближайшее время у переселенцев из аварийного жилья станет больше гарантий. В частности, на прошлой неделе Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рассматривал законопроект, который запретит изымать аварийное жильё в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) нет сведений о местоположении границ земельного участка. Ведь пока границы не «откадастированы», цена земли из-под дома не включается в стоимость компенсации и люди получают за свои аварийные квартиры минимальные деньги.

«Раньше всё было настолько размыто, что муниципалитеты могли порой принимать спорные решения, против которых жители боролись в судах. Да и в судах позиция не всегда была однозначная. Сейчас все критерии конкретизируются. По крайней мере, определённая ясность уже внесена», — подчеркнул Пахомов.

Воронов рассказал, что в муниципалитетах уже выделены участки под возведение около 700 тыс. квадратных метров жилья. Остается потребность в земле еще под более 300 тыс. квадратных метров. Губернатор призвал глав активнее заняться решением этого вопроса.

«В этом году в планах дорожников было отремонтировать 98 километров муниципальных дорог. Из них — 48 километров в городах и 50 километров в районах. Муниципальными контрактами были предусмотрены работы по замене дорожного покрытия и освещения, по ремонту тротуаров. Значительный объем работ в муниципалитетах завершился раньше сроков, указанных в контрактах», — рассказал Ситников.


Похожие записи:

Добавить комментарий