Улучшение жилищных условий в беларуси 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Улучшение жилищных условий в беларуси 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Комплексную индивидуальную жилую застройку хотят осуществлять силами одного застройщика, в том числе «для упорядочения и улучшения архитектурного облика населенных пунктов».

«Установление моратория на выделение гражданам земельных участков по строительству индивидуального жилья без наличия инженерно-транспортной инфраструктуры поможет решить проблему массовых долгостроев в кварталах частной жилой застройки», — считает Руслан Пархамович.

Нуждающимся планируют без очереди предлагать жилье в малых городах и селах

Доступность жилья планируют увеличить, наращивая объемы строительства арендного жилья.

Средняя стоимость 1 кв.м жилья с господдержкой не превысит средней зарплаты по стране. По словам министра, это параметр выдерживается последние четыре года.

Минстройархитектуры также задумало цифровизацию строительной отрасли. В этом году должен заработать государственный строительный портал.

«Благодаря этим мерам уровень обеспеченности населения жильем к 2025 году составит не менее 28,5 кв.м на человека», — резюмировал Руслан Пархамович.-0-

Многодетные семьи для улучшения своих жилищных условий имеют право на:

  • • получение кредита на приобретение, строительство (реконструкцию) жилья, предоставляемого на льготных условиях;
  • • получение субсидии на приобретение, строительство (реконструкцию) жилья;
  • • использование семейного капитала на улучшение жилищных условий (в том числе досрочное);
  • • бесплатное получение земельного участка для строительства жилого дома;
  • • получение жилья социального пользования.
  • Основные условия и особые предложения
  • Типичные планы
  • Список городов, где мы приобретаем недвижимость
  • Структура паевого фонда
  • Стоимость учётного пая [уп]
  • Ответы на вопросы
  • Открытые встречи
  • Очерёдность
  • Список квартир
  • Опережение и отставание по выкупу
  • Переплаты
  • Рубрика сомнений
  • Досрочный выход
  • Застройщики Беларуси
  • Рекомендации по платежам
  • Обратная связь

Кто может получить субсидию или льготный кредит на жилье?

В 2021 году, как и в 2018—2020, в Беларуси запланировано построить 4 млн кв. м общей площади жилья. В текущем году по сравнению с 2020-м задания по вводу жилья немного увеличены Гомельской и Гродненской областям. Брестской области планы по строительству жилья снижены с 650 тыс. кв. м в 2020-м до 590 тыс. кв м в 2021-м.

Традиционно самое высокое задание по вводу жилья установлено для Минской области. Если в прошлом году там было запланировано построить 1,12 млн кв. м жилья, то на 2021 год планку подняли до 1,2 млн кв.м.

Впервые в республике строительство жилья на электрической энергии для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи было запланировано на 2020 год.

В этом году строительство домов «от розетки» продолжится. Его будут возводить во всех областях и в Минске. Так, в Брестской области запланировано построить 11,3 тыс. кв. м общей площади жилья (здесь и далее в скобках в прошлом году (22,0 тыс. кв. м), Витебской — 27,0 (11,3), Гомельской — 16,2 (16,3), Гродненской — 30,0 (14,0), Минской — 50,0 (37,8), Могилевской — 30,0 (12,3) и Минске — 7,9 тыс. кв. м (21,3 тыс. кв. м).

Из общей площади запланированного к вводу в этом году жилья 1.335 тыс. кв. м будет построено для граждан, состоящих на учете нуждающихся (в 2019 году —1489, в 2020-м — 1460)

С государственной поддержкой запланировано ввести в эксплуатацию 1000,0 тыс. кв. м (984,13), из них для состоящих на квартирном учете военнослужащих по месту работы и службы — 87,26 тыс. кв. м (82,4).

В сельхозорганизациях построят 12,479 тыс. кв. м жилья.

В текущем году в республике запланировано построить квартиры социального пользования для 388 семей, в том числе в Минске для 44 семей (для 449 семей, в том числе в Минске — для 44 семей).

В 2021 году запланировано построить квартиры для 8.831 многодетной семьи, в том числе в Минске — для 1.156 семей (в 2020 — для 10.154, в 2019 — для 12.000 семей). В этом году направят на строительства жилья 10.538 семей, из них в Минске — 1600 семей.

Семейный капитал в Беларуси вырос: как его получить и потратить?

Несмотря на то, что власти постоянно говорят о необходимости строительства арендного жилья, на этот год, по сравнению с прошлым, планка его ввода снижена. На 2021 год запланировано построить арендного жилья государственного и частного жилищных фондов общей площадью 119,8 тыс. кв. м (в прошлом году — 135 тыс. кв. м).

Объемы строительства арендного жилья (тыс. кв. м)

Области

Задания на 2021 год

Задания на 2020 год

Задания на 2019 год

Задания на 2018 год

Брестская

18,0

25,4

26,25

17,5

Витебская

18,0

11,78

10,5

5,5

Гомельская

33,4

В текущем году, как и прошлом, строительство нового жилья будет вестись во всех городах-спутниках. Самое большое количество жилья запланировано построить в Смолевичах.

Объемы строительства жилья в городах-спутниках (количество квартир, жилых домов):

Города-спутники

Области

Кол-во квартир, домов, 2021 г.

Кол-во квартир, домов, 2020 г.

Жабинка

Брестская

133

100

Скидель

Гродненская

28

60

Дзержинск

Минская

55

Семейный капитал полагается родителям после того, как у них появился третий ребенок. Право на эту форму господдержки дается семье один раз.

Самое главное — обратиться за назначением семейного капитала в течение полугода со дня рождения (усыновления) третьего ребенка. Но если по каким-то причинам этого не получилось сделать это вовремя, то с учетом конкретных обстоятельств компетентные органы могут пойти навстречу и восстановить право на семейный капитал.

Чтобы получить семейный капитал, необходимо с заявлением и пакетом документов обратиться в исполком. С собой надо взять:

  • паспорт (или документ, подтверждающий полномочия представителя, если обращаетесь не вы);
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей, учитываемых в составе семьи;
  • для полных семей: свидетельство о браке и документ, удостоверяющий личность супруга (супруги);
  • для неполных семей: свидетельство о смерти супруги (супруга), копия решения суда о расторжении брака либо свидетельство о расторжении брака (либо же иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи, например, паспорт, в котором нет отметки о регистрации брака);
  • при усыновлении: копия решения суда об усыновлении (удочерении).

В течение пяти дней исполком запросит справки о месте жительства и составе семьи, информацию о детях. Проверят также информацию о лишении родительских прав, отмене усыновления, изъятии ребенка из семьи, отказе от ребенка. В общем, весь пакет документов перепроверят и вынесут решение в течение месяца со дня подачи заявления.

После этого родитель в течение полугода должен обратиться в «Беларусбанк», чтобы открыть депозитный счет с заявлением (он есть на сайте банка), паспортом и решением о назначении семейного капитала.

За время хранения на счете к сумме будут начисляться проценты. Семейный капитал не наследуется. Деньги будут начисляться в размере, действующем на дату рождения или усыновления ребенка.

Пользоваться семейным капиталом можно по достижении 18-летия ребенка, с появлением которого и была назначена эта выплата. Но с продлением программы с 2020 года появились и другие важные новшества, о которых так часто просили многодетные семьи (читайте об этом ниже).

После 18-летия использовать семейный капитал может один из членов семьи или же все — сумма разделится на каждого в равных долях. Для этого один из совершеннолетних подает заявление, чтобы распоряжаться всеми средствами полностью, вместе с согласием других родственников.

  • паспорт (или документ, подтверждающий полномочия представителя, если обращаетесь не вы);
  • решение (копия) о назначении семейного капитала;
  • если менялась фамилия и другие данные: документы, подтверждающие родственные отношения членов семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, о перемене имени, копия решения суда об усыновлении и другие);
  • если в семье появился еще один ребенок, которого не было при подаче документов на семейный капитал, то необходимы будут свидетельства о рождении, копии решений суда об усыновлении, о восстановлении в родительских правах или иные документы, подтверждающие включение в состав семьи нового родственника;
  • если состав семьи изменился: свидетельство о смерти, копия решения суда об объявлении гражданина умершим, о признании его без вести пропавшим, свидетельство о расторжении брака или иной документ, подтверждающий исключение из состава семьи гражданина, учтенного в ее составе при назначении семейного капитала;
  • нотариально заверенное согласие совершеннолетних членов семьи, законных представителей несовершеннолетних членов семьи на предоставление права распоряжаться всеми средствами семейного капитала одному совершеннолетнему члену семьи или несовершеннолетнему члену семьи в лице его законного представителя.

Если родственники согласия не достигли, то семейный капитал разделят поровну на мать и отца (отчима/мачеху), которые учитывались при назначении семейного капитала, и детей (и тех, кто появился в составе семьи позже). Если родители развелись и один из них в семье не проживает, то он не получает часть средств. Так же поступят, если одного из родителей со временем лишили родительских прав.

Использовать семейный капитал после совершеннолетия ребенка можно на улучшение жилищных условий, получение медпомощи, услуги в сфере социального обслуживания, на накопление пенсии матери.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают следующие привилегии:

  • Получение льготного кредита с меньшей процентной ставкой или субсидии в виде адресных денежных средств на строительство/приобретение доли/покупку жилья.
  • Смягчение долговых обязательств по действующему займу.
  • Получение финансовой помощи для покупки жилья от работодателя.
  • Возможность долевого участия в жилищных комплексах по доступной стоимости.
  • Право на покупку земельного надела без аукциона.
  • Право на доступную цену аренды коммерческого помещения.
  • Право получить социальное жилье.

Чтобы встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и воспользоваться одним из перечисленных прав, документы нужно подать в период с 1 февраля до 1 мая текущего года. Именно в этот срок местные власти рассматривают и уточняют данные, дающие основание для присваивания этого статуса.

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2019 году в Беларуси, возможно, только после нескольких лет с момента их ухудшения. В перечень входят следующие факты:

  • Увеличение семьи.
  • Повреждение, уничтожение, получение статуса нежилого, раздел/продажа части/доли помещения.
  • Чтобы улучшить жилищные условия в Минске, необходимо прожить/проработать в столице не менее 10 лет. От этого правила освобождены дети-сироты, а также нетрудоспособные члены семьи претендующего ― супруги, дети, родители.
  • Нельзя получить статус нуждающегося, если проживание в худших реалиях нельзя назвать фактическим.
  • Нельзя претендовать на постановку в очередь, если семья или гражданин уже воспользовались аналогичными льготами. Это не касается тех, чья семья увеличилась после получения статуса или для военнообязанных.

Ограничены в праве очереди и те граждане, кто не проживает в конкретном объекте собственности. Чтобы доказать свое право на постановку в очередь, необходимо прописаться там и оплачивать коммунальные услуги, а также доказать, что условия не отвечают нормам комфортного и удобного жилья.

Стандартный пакет документов для постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий представляет собой следующее:

  1. Заявление. Бланк можно заполнить в учреждении, принимающем документы. Как правило, это городские и областные исполкомы.
  2. Паспорта всех претендующих, а также документы на детей и о заключении брака.
  3. Правоустанавливающие бумаги, позволяющие претендовать на постановку вне очереди.
  4. Сведения о доходах всех лиц.
  5. Выписки о состоянии здоровья, если причиной поменять жилье становится именно оно.

Исполком оказывает помощь гражданам в сборе иных документов, а именно:

  • Справки о составе семьи и занимаемом помещении из паспортного стола и БТИ.
  • Выписка из единого реестра, об имеющихся у претендентов объектах собственности.
  • Решение комиссии о несоответствии помещения нормальным условиям и нормам.
  • Договор найма для общежитий, съемных квартир и т. д.
  • Для граждан, чьим вопросом занимается трудовая организация, исполком запрашивает информацию о трудоустройстве.

Более подробный перечень для конкретной ситуации легко узнать в исполкоме ближайшего населенного пункта.

В течение одного месяца организация должна рассмотреть и вынести решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо аргументировать отказ. Документ, удостоверяющий право обратившегося, содержит в себе следующие сведения:

  • дата постановки на учет;
  • основание;
  • численность семьи;
  • порядковый номер в очереди.

Если претендент считает, что отказ в праве на статус нуждающегося в улучшении жилищных условий неправомерен, он может обжаловать его в суде.

Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и уже находящихся в этом статусе, интересным предложением является получение субсидии на погашение основной части ипотеки и/или уплату процентов. Следует знать, кому и сколько.

На погашение части процентов могут претендовать все признанные категории. Это:

  • семьи с 3 несовершеннолетними детьми, а также дети-сироты ― ставка по программе рефинансирования +2%.
  • семьи с 4 и более детьми ― ставка +3%.
  • остальные категории ― чистая ставка рефинансирования.

На погашение части основного долга смогут претендовать только многодетные и молодые семьи, усыновившие/удочерившие ребенка, а также дети, оставшиеся без попечения родителей. Суммы довольно существенные:

  • 95% ― для семей с 3 детьми.
  • 100% для семей с 4 и более детьми.
  • 10% и 20% для рождения/усыновления первого и второго ребенка, соответственно.
  • 35% ― для детей-сирот.

Базовый размер субсидии может меняться в зависимости от новых условий и семейных обстоятельств граждан.

Малообеспеченным многодетным семьям, подавшим заявку на улучшение текущих жилищных условий, в 2021 году полагается белорусская субсидия вне очереди.

Молодая семья, претендующая на субсидию в Беларуси, должна быть зарегистрирована как многодетная малообеспеченная семья. Необходимость в улучшении имеющихся условий проживания подтверждается путем их оценки комиссией, зафиксированной и отраженной в официальных документах.

Как стать на расширение жилплощади в беларуси

Жилищные субсидии в Беларуси представляют собой государственную помощь в виде перечисления денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по выставленному в квитанции счету.

Условия получения государственной финансовой помощи на суммы, начисленные за услуги в сфере ЖКХ:

  • Сумма, выставленная в текущей квитанции, превышает 20 % от общего дохода всех членов семьи, живущих на одной территории в городе (или 15 % в селе). Учитываются все официальные доходы: заработная плата, студенческая стипендия, пенсионное пособие, социальные пособия, алименты, начисленные за последние три или шесть месяцев.
  • Женщина находится в декрете, в том числе в период до трех лет.

Автоматически выдается белорусская субсидия одиноким неработающим пенсионерам и совершеннолетним жителям, имеющим инвалидность.

Перечисляется такой вид помощи нуждающимся гражданам на все виды обязательных услуг ЖКХ, в том числе следующие:

  • Работу лифта.
  • Освещение и санитарное обслуживание общедомовых площадей.
  • Счета на капитальный ремонт.

В список возмещения расходов не входят виды обслуживания, прописанные в графе «Дополнительные услуги», или суммы, образованные в результате потребления ЖКУ сверх нормы. Они должны быть оплачены жителями в полном объеме самостоятельно.

В следующей квитанции после дня обращения, сформированной за ЖКУ, появится отдельная строка, где прописывается конкретная сумма, списанная со счета предоставленной субсидии. Дополнительно получателю направляется специальное извещение.

Заявителю, претендующему на приобретение, покупку жилья по программе государственного субсидирования, следует собрать документы, определяющие его материальное положение:

  • Справку о начислении пенсии, студенческой стипендии, пособия.
  • Выписку с банковских счетов.
  • Выписки с коммунальных счетов, подлежащих оплате.

На основании самостоятельно представленных заявителем отчетов о его финансовом состоянии осуществляются проверки сведений сотрудниками государственных органов на их соответствие.

При совпадении информации для гражданина определяется размер субсидирования. Его расчет происходит на основании выводов местных органов самоуправления.

  1. Лица трудоспособного возраста, являющиеся безработными, но не зарегистрировавшиеся на городской бирже занятости.
  2. Жители, воспользовавшиеся услугой льготного кредитования в период после 01.01.2004 и нарушившие условия ее использования в виде просрочек по выплатам.
  3. Граждане, получившие субсидию.
  4. Белорусы, входящие в семью, одному из членов которой субсидия или кредит со льготными условиями уже выдан.
  5. Лица, получившие финансовую помощь от государства в виде субсидирования на уплату задолженности по полученному ранее кредиту.

В целом проект по начислению жилищных субсидий нуждающимся гражданам претерпел доработки. В результате расширился как перечень лиц, которым доступен такой вид поддержки, так и сумма финансирования в соответствии с показателями роста инфляции.

В 2021 году воспользоваться своим правом на субсидию смогут, по экспертным оценкам, около 10 % жителей Беларуси.

Оставляйте свои отзывы и личный опыт об оформлении различных субсидий в стране. Пусть люди знают правду, как обстоят дела на самом деле!

Узнайте из видео о том, как получить субсидию на открытие бизнеса безработному в Беларуси.

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают следующие привилегии:

  • Получение льготного кредита с меньшей процентной ставкой или субсидии в виде адресных денежных средств на строительство/приобретение доли/покупку жилья.
  • Смягчение долговых обязательств по действующему займу.
  • Получение финансовой помощи для покупки жилья от работодателя.
  • Возможность долевого участия в жилищных комплексах по доступной стоимости.
  • Право на покупку земельного надела без аукциона.
  • Право на доступную цену аренды коммерческого помещения.
  • Право получить социальное жилье.

Чтобы встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и воспользоваться одним из перечисленных прав, документы нужно подать в период с 1 февраля до 1 мая текущего года. Именно в этот срок местные власти рассматривают и уточняют данные, дающие основание для присваивания этого статуса.

На улучшение жилищных условий в Беларуси претендуют многие. Однако, присвоение статуса положено лишь следующим категориям:

  • Гражданам без жилья по месту работы или людям, не имеющим его вообще.
  • Семьям, чей состав увеличился, и принятого норматива в 15 кв. м. на человека не хватает.
  • Владельцам помещений, лишенных безопасности по санитарным и техническим правилам.
  • Гражданам, постоянно проживающим в общежитиях или другом социальном жилье. Аренду и съем квартиры необходимо регистрировать официально.
  • Лицам с заболеваниями, отраженными в перечне Минздрава Республики, не позволяющими проживать с другими лицами.
  • Любому собственнику доли одной квартиры менее 15 кв. м.
  • Лицам, не имеющим близкого родства, но проживающим в объектах с неизолированными помещениями.
  • Владельцам однокомнатных квартир.
  • Лицам, имеющим статус молодой семьи.
  • Инвалиды детства, сироты, граждане, находящиеся на попечении интернатов, вне зависимости от возраста.
  • Граждане, работающие с вредным, радиоактивным излучением.

Установление фактов, предполагающих присвоение статуса, является основанием постановки для получения статуса нуждающегося и для постановки на очередь.

Очередь на улучшение жилищных условий

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2021 году в Беларуси, возможно, только после нескольких лет с момента их ухудшения. В перечень входят следующие факты:

  • Увеличение семьи.
  • Повреждение, уничтожение, получение статуса нежилого, раздел/продажа части/доли помещения.
  • Чтобы улучшить жилищные условия в Минске, необходимо прожить/проработать в столице не менее 10 лет. От этого правила освобождены дети-сироты, а также нетрудоспособные члены семьи претендующего ― супруги, дети, родители.
  • Нельзя получить статус нуждающегося, если проживание в худших реалиях нельзя назвать фактическим.
  • Нельзя претендовать на постановку в очередь, если семья или гражданин уже воспользовались аналогичными льготами. Это не касается тех, чья семья увеличилась после получения статуса или для военнообязанных.

Ограничены в праве очереди и те граждане, кто не проживает в конкретном объекте собственности. Чтобы доказать свое право на постановку в очередь, необходимо прописаться там и оплачивать коммунальные услуги, а также доказать, что условия не отвечают нормам комфортного и удобного жилья.

Стандартный пакет документов для постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий представляет собой следующее:

  1. Заявление. Бланк можно заполнить в учреждении, принимающем документы. Как правило, это городские и областные исполкомы.
  2. Паспорта всех претендующих, а также документы на детей и о заключении брака.
  3. Правоустанавливающие бумаги, позволяющие претендовать на постановку вне очереди.
  4. Сведения о доходах всех лиц.
  5. Выписки о состоянии здоровья, если причиной поменять жилье становится именно оно.

Исполком оказывает помощь гражданам в сборе иных документов, а именно:

  • Справки о составе семьи и занимаемом помещении из паспортного стола и БТИ.
  • Выписка из единого реестра, об имеющихся у претендентов объектах собственности.
  • Решение комиссии о несоответствии помещения нормальным условиям и нормам.
  • Договор найма для общежитий, съемных квартир и т. д.
  • Для граждан, чьим вопросом занимается трудовая организация, исполком запрашивает информацию о трудоустройстве.

Более подробный перечень для конкретной ситуации легко узнать в исполкоме ближайшего населенного пункта.

Для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и уже находящихся в этом статусе, интересным предложением является получение субсидии на погашение основной части ипотеки и/или уплату процентов. Следует знать, кому и сколько.

На погашение части процентов могут претендовать все признанные категории. Это:

  • семьи с 3 несовершеннолетними детьми, а также дети-сироты ― ставка по программе рефинансирования +2%.
  • семьи с 4 и более детьми ― ставка +3%.
  • остальные категории ― чистая ставка рефинансирования.

На погашение части основного долга смогут претендовать только многодетные и молодые семьи, усыновившие/удочерившие ребенка, а также дети, оставшиеся без попечения родителей. Суммы довольно существенные:

  • 95% ― для семей с 3 детьми.
  • 100% для семей с 4 и более детьми.
  • 10% и 20% для рождения/усыновления первого и второго ребенка, соответственно.
  • 35% ― для детей-сирот.

Базовый размер субсидии может меняться в зависимости от новых условий и семейных обстоятельств граждан.

Источник: https://www.hata.by/articles/ochered_nuzhdajuschihsya_na_uluchshenie_zhilischnyh_uslovij_-8884/

Помогает государство не всем. Если вам, как Филиппу Филипповичу Преображенскому, не помешала бы еще отдельная, восьмая комната под библиотеку, то с этим госорганы сделать ничего не смогут: хотите — покупайте. Попасть в данную программу может только принадлежащий к льготной категории гражданин.

Справка. Все категории прописаны в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Определив, что вы имеете право на получение дополнительных метров жилплощади, необходимо в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса подать заявление в надлежащий орган и встать в очередь. Очередь эта движется медленно, но верно, поэтому все, кто уже попал в нее, добьются расширения собственного жилья.

Часто государство помогает нуждающимся следующим образом:

  1. Ипотека по сниженным процентам.
  2. Обеспечение граждан субсидиями на расширение жилищных условий (первый взнос ипотеки или помощь при самостоятельной покупке квартиры).
  3. Организация социальных программ по увеличению жилой площади.
  4. Предоставление жилья согласно договору соцнайма.
  5. Материальная помощь по стороны государства при индивидуальной покупке квартиры.
  6. Организация социальных программ по распределению жилья среди нуждающихся граждан.

В помощи нуждаются те, кто сам не может обеспечить себя достойными условиями проживания. Это логично.

Ведь невнимательность государства к судьбам многодетных семей, малоимущих граждан, инвалидов и других нуждающихся категорий может привести к увеличению смертности, преступности и общему недовольству населения.

Да и по Конституции Российская Федерация — государство социальное, а значит, должно обеспечивать своих граждан социальными благами.

К гражданам, имеющим право на расширение жилплощади, относятся:

  • молодые семьи — только что созданные семьи с детьми или без детей, полноценные или нет, не имеющие в собственности необходимого жилья, могут смело обращаться за помощью к государству (к только что созданным относятся только семьи молодых людей — женящиеся пожилые на льготы рассчитывать не могут). Программы по расширению жилья для молодых семей в нашей стране — не редкость;
  • малоимущие семьи — малоимущей признается та семья, у которой сумма дохода на каждого члена ниже прожитого минимума, при этом она не должна иметь собственного жилья (наследственного, выигранного или любого другого); тогда государство обеспечит такую семью квадратными метрами в соответствии с минимальными показателями на каждого ее члена;
  • многодетные семьи — наверное, одна из самых требовательных к жилплощади льготных категорий, ведь без необходимых квадратных метров нормальное развитие детей просто невозможно;
  • инвалиды и их родственники — к данной категории относятся нетрудоспособные граждане или те, кто за ними ухаживает, ведь самостоятельно заработать на жилье они не могут;
  • ветераны ВОВ.

Несмотря на то, что при получении дополнительных квадратных метров существует определенная очередь, в некоторых случаях по ней можно двигаться быстрее остальных. Одним из таких может являться проживание в аварийном доме.

Может пригодиться:

Где можно посмотреть список очереди на земельный участок для многодетных семей

В Беларуси за 2021 год планируется построить 4 000 000 квадратных метров жилья


Зачем становиться на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Кто может встать в очередь на жилье?

– нуждаемость для тех, у кого нет жилья по месту работы

– нуждаемость в связи с нехваткой квадратных метров

– нуждаемость в связи с несоответствием жилья санитарным и техническим требованиям

– нуждаемость для проживающих в общежитии

– нуждаемость для проживающих в съемном жилье

– нуждаемость для проживающих в арендном и социальном жилье

– нуждаемость для граждан, имеющих заболевания, и для тех, кто с ними проживает

– нуждаемость для нескольких собственников, проживающих в одной квартире или одноквартирном доме

– нуждаемость для тех, кто проживает в неизолированных комнатах при отсутствии близкого родства

– нуждаемость для проживающих в однокомнатной квартире

– нуждаемость для молодых семей

– нуждаемость для тех, кто проживает в специальных домах и домах-интернатах

– нуждаемость для тех, кто направлен работать на территории с радиоактивным загрязнением

– нуждаемость для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Ограничения в постановке в очередь на жилье

– ограничение в связи с ухудшением жилищных условий

– ограничение для прибывших в Минск и Минский район

– другие ограничения в постановке на очередь

Куда необходимо обращаться за постановкой в очередь на жилье?

Какие документы необходимы для постановки в очередь на жилье?


После постановки гражданина в очередь на жилье официально признается тот факт, что такому гражданину требуется улучшить его жилищные условия. Таким образом, гражданин приобретает особый статус, при котором может воспользоваться некоторыми привилегиями, недоступными для остальных, например:

  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует то, что льготный кредит или субсидия будут получены, так как для их получения существуют отдельные, более жесткие основания льготный кредит и (или) субсидию на жилье (например, строительство частного дома, долевое строительство или покупка жилья);
  • право получить не льготный кредит на жилье на относительно приемлемых условиях;
  • возможность получить Многие предприятия и организации предоставляют своим работникам займы под довольно низкие проценты заем на жилье на работе;
  • право построить в порядке очереди квартиру в ЖСК по относительно низкой цене;
  • право построить квартиру по договору долевого строительства по относительно низкой цене;
  • право получить без аукциона земельный участок для строительства дома;
  • преимущественное право получить в аренду жилое помещение коммерческого использования госжилфонда по относительно низкой плате;
  • возможность получить Стоит обратить внимание, что постановка в очередь на жилье далеко не гарантирует права на получение жилого помещения социального пользования, так как для его получения существуют отдельные, более жесткие основания жилое помещение социального пользования.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут:

  • граждане, не имеющие жилых помещений в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
    – по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
    – проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
    – по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы));
  • граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, — по месту пребывания.[∗] подпункт 1.1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

При постановке на очередь в городе Минске или Минсом районе учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в городе Минске и Минском районе.[∗] подпункт 1.1 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Другими словами, по данному основанию может стать на учет по месту работы гражданин, проживающий в одном населенном пункте и работающий в организации, расположенной в другом населенном пункте.

Также по этому основанию становятся на учет граждане без определенного места жительства, зарегистрированные Регистрация граждан без определенного места жительства по месту пребывания осуществляется путем внесения сведений о них в книгу регистрации лиц без определенного места жительства по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства, а в случае отсутствия такого пункта – в месте, определенном соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня. Орган регистрации выдает таким гражданам свидетельство о регистрации по месту пребывания. (пункт 35 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413) по месту пребывания.

Документами, подтверждающими отсутствие у гражданина жилья и, соответственно, нуждаемость по указанному основанию, являются:

  • справка Выдается территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (БТИ).
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка Выдается организацией, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда (например: ЖРЭУ, ЖКХ, ЖКУ, ЖЭС, ЖЭУ, Расчетно-справочный центр), организацией, предоставившей жилое помещение, сельским, поселковым, городским (города районного подчинения), исполнительным комитетом.
    Данный документ самостоятельно можно не предоставлять, так как он запрашивается по принципу «Одно окно». о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, обеспеченные жильем общей площадью меньше 15 м2 (в городе Минске — меньше 10 м2) на одного человека.
При этом обеспеченность общей площадью определяется исходя из суммы общей площади всего жилья, находящегося в собственности или во владении и пользовании Под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:
– по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
– проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
– по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи Членами семьи такого гражданина являются:
– супруг (супруга), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), и родители, усыновители (удочерители);
– родные братья и сестры, дед, бабка и внуки, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство;
– иные родственники, свойственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и заключившие письменное соглашение о признании членом семьи;
– иные граждане, не менее пяти лет проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство и признанные в судебном порядке членами его семьи (пункт 63 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь) в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся (а при постановке на учет в г. Минске или Минском районе ещё и исходя из общей площади жилья, находящегося г. Минске и Минском районе).[∗] часть 1 подпункта 1.2 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Для того, что бы было более понятно, приведем несколько примеров:

В г.Пинске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. Вся семья может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью менее 15 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. В связи с тем, что в г.Минске принимаются на учет граждане, обеспеченные общей площадью менее 10 кв.м., семья не может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью более 10 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Бресте в трехкомнатной квартире общей площадью 50 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть однокомнатная квартира в г.Бресте площадью 30 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в трехкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м. (50 кв.м. / 5 = 10). Однако при расчете должна учитываться площадь квартиры, принадлежащая проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 30 кв.м.) / 5 = 16 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 45 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть дом в деревне в Минском районе площадью 60 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в двухкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 10 кв.м. (45 кв.м. / 5 = 9). Однако при постановке на учет нуждающихся в г.Минске учитывается площадь жилых помещений, расположенных в Минском районе. Соответственно, при расчете должна учитываться площадь дома, принадлежащего проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 60 кв.м.) / 5 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в общежитиях. Это не относится к гражданам, вселившимся в общежитие сезонных Сезонными признаются работники, занятые на работах, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев
(статья 299 Трудового кодекса Республики Беларусь) и временных Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2-х месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего), — до 4-х месяцев
(статья 292 Трудового кодекса Республики Беларусь) работников, а также граждан, которым общежитие предоставлено в связи с обучением, спортивной подготовкой Под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях, прохождением клинической ординатуры Под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения.[∗] подпункт 1.4 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо не только быть зарегистрированным в общежитии, но и фактически там проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения Например, письменное подтверждение соседей или заведующего (директора) общежитием подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в общежитии.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

Очередь мечты. Как стать нуждающимся в улучшении жилищных условий

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма.[∗] подпункт 1.5 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Для того, что бы стать на очередь по данному основанию, необходимо не только заключить договор найма жилого помещения Договор найма жилого помещения — соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить за плату другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем. (пункт 1 Статьи 49 Жилищного кодекса Республики Беларусь), но и зарегистрироваться там по месту жительства Договор найма жилого помещения относится к документам, являющимся одним из оснований для регистрации гражданина, в том числе по месту жительства в жилом помещении, находящемся в его пользовании по договору найма. (подпункт 4.2 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 N 413).

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо в съемном жилье фактически проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения Например, письменное подтверждение соседей подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в съемном жилье.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

По данному основанию также принимаются на учет граждане, проживающие в жилых помещения по договору финансовой аренды (лизинга).

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в арендном жилье на условиях договора найма, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений.[∗] подпункт 1.6 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного сроком на пять лет в соответствии с пунктом 7 статьи 106 настоящего Кодекса либо на срок до десяти лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 109 настоящего Кодекса;

Кроме того стать на учет могут проживающие в жилых помещениях социального пользования по договору найма, заключенному сроком на 5 лет в соответствии с пунктом 7 статьи 106 Жилищного кодекса Республики Беларусь либо на срок до 10 лет в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 109 Жилищного кодекса Республики Беларусь.[∗] – подпункт 1.6 статьи 36 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Граждане, имеющие внеочередное право на получение жилых помещениях социального пользования при решении жилищного вопроса могут рассчитывать на финансовую господдержку.

2.02.2021 Нацбанк
USD 1 Доллар США 2.6195BYN

EUR 1 Евро 3.1742BYN

RUB 100 Российских рублей 3.4693BYN

UAH 100 Гривен 9.337BYN

PLN 10 Злотых 7.0173BYN

  • Ужасный (45%, 1 642 Голосов)
  • Посмотрим, каким ещё 2021-й будет… (37%, 1 338 Голосов)
  • Невероятный (18%, 649 Голосов)

Всего проголосовавших: 3 629

  • Предупреждение несчастных случаев и травматизма среди несовершеннолетних в зимний период
  • ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ ТРИЛОГИИ МАЛОЙ РОДИНЫ

«Кредиты на жилье не появятся, у банков нет денег»

Буквально: политический кризис длится, протесты в разных формах присутствуют, за участие в них жестко карают. Санкции поджимают, расходы населения на коммуналку и питание растут, реальные доходы снижаются (и это даже в случае, если девальвация не случится в ближайшее время), траты на не самое необходимое ужимаются, снижаются доходности бизнесов.

Платежеспособные покупатели в такой ситуации продолжают думать об отъезде либо уезжают — то есть большинству по-прежнему не до жилья. Новых платежеспособных не появляется. Кредитование вторичного жилья не возобновляется.

База квартир, выставленных на продажу, остается стабильно большой. Она сейчас неестественная — 10 тысяч квартир при норме до 8 тысяч. Сделки проходят, но самые срочные, в основном — цепочные. «Чистых» покупателей недостаточно, чтобы поглощать растущее предложение. Когда предложение большое, а платежеспособный спрос низкий, цены просто обязаны снижаться.

Но в Беларуси еще не было ситуации, когда цены на жилье обваливались моментом. Мала вероятность, что обвалятся и в начале 21-го года. Кривая средней цены квадратного метра в предложении («хотелки продавцов»), вероятнее всего, будет ползти вниз постепенно, на 30−50 долларов в месяц.

Сейчас средняя цена предложения — 1330 долларов. К лету почти все (кроме владельцев новых квартир, построенных на высоком рынке, и продавцов жилья в центре города) смиряются с мыслью, что квадратный метр не берут дороже 1000−1100 долларов.

Цены на новостройки еще держатся, в основном за счет партнерских программ банков. Хотя спрос и там давно вялый — в кредит людям со средними доходами выделяют 15−20 тысяч долларов в эквиваленте. В первом квартале 2021 года, вероятнее всего, партнерские программы свернутся. А это значит, что застройщикам придется еще до лета объявить об акциях и скидках хотя бы на 10 тысяч от общей стоимости квартир. Просевший к лету до 950−1100 долларов (1250 в дорогих проектах) ценник квадратного метра в новостройках наверняка привлечет часть покупателей и потенциальных инвесторов, откладывавших покупку в ожидании дна цен. И это ненадолго остановит снижение. Но сколько их, покупателей, не думающих об отъезде и готовых к покупке, неизвестно. И сложно предсказать, на какой срок зафиксируется это дно.

Можно отметить только, что востребованы будут новостройки, которые находятся на финальной стадии строительства. Люди в массе своей не глупые и больше всего не хотят закатать деньги в бетон. Помнят, что все предыдущие экономические кризисы «рождали» долгострои и у коммерческих, и у государственных застройщиков. Этот точно не будет исключением.

Аренда жилья в валюте точно не подорожает: спрос на него не растет — скорее планомерно снижается. Основной пласт арендаторов — молодые семьи минчан. При девальвации и существенном снижении доходов они просто возвращаются жить к родителям. В прошлые кризисы цена аренды однокомнатной квартиры падала ниже 150 долларов — так что есть куда снижать.

Год назад никто не предсказывал ни пандемию, ни изменений в сознании народа, ни жестокости в подавлении протестных настроений. Никто не мог вообразить, что можно убивать безоружных протестующих и обходиться без уголовных дел за убийство, что будут десятки тысяч отправленных на «сутки», что можно попасть за решетку за флаг на балконе, надпись «Не забудем» или добросовестное исполнение профессиональных обязанностей.

2021-й может стать таким же непредсказуемым. Любые форс-мажоры влияют на рынок
недвижимости и настроения покупателей. Резкое ухудшение (казалось бы, куда хуже, но последние месяцы показывают, есть куда) ситуации на всех фронтах ускорит падение цен на недвижимость. Но мало кого это порадует.

Не стоит исключать и чудеса: восстановление законности, демократические выборы. На финансовое положение большинства белорусов это не повлияет: экономика не оздоравливается моментом, и расти доходам тех же бюджетников будет не с чего. Но оптимизм вернет на рынок покупателей с чистыми деньгами — прежде всего на первичный. Вернет тех, кто готов инвестировать в жилье.

Цены будут снижаться еще медленней, и дно в 2021-м, возможно, еще не увидим.

Активизация покупателей выведет из-под удара часть некрупных застройщиков. Изменения в политике — государственных застройщиков. Последним разрешат продавать жилье не только очередникам — это поможет привлечь деньги в интересные проекты, которые не по карману льготникам.

В «чудесном» сценарии нет квартир по 500, но есть надежда, что в принципе жизнь будет более прогнозируемой. И рынок недвижимости — тоже.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

  • Денежная компенсация при увольнении
  • Регистрация ИП в 2021 году в Беларуси
  • Как выплачивают больничный
  • Как закрыть ИП
  • Водительская медкомиссия: как получить водительскую медсправку?
  • Автоюрист
  • Без рубрики
  • Брак и семья
  • Гражданское право
  • Документы
  • ИП
  • Налоги
  • Недвижимость
  • Трудовое право
  • Экономика
  • Юридические лица

Сама процедура бесплатная. Но нужно заплатить за справки об отсутствии либо наличии недвижимости за всех членов семьи, в том числе за старые фамилии супруги либо супруга. Для обычной семьи выходит от 3 до 5 справок. Например, если состав семьи 3 человека (родители и ребёнок), то надо оплатить 3-4 справки (муж, жена, ребёнок, добрачная фамилия жены/мужа — если была смена фамилии). Стоимость одной справки — 0,1 базовая величина (на 26.08.19 это 2,55 руб. за одну справку).

В соответствующий исполком либо по месту работы надо представить:

  • заявление с указанием времени (часы, минуты) и даты его подачи;
  • паспорт; для лиц в браке — паспорта обоих супругов;
  • паспорта детей, при их отсутствии — свидетельства о рождении;
  • документ об оплате справок об отсутствии недвижимости (реквизиты предварительно берутся в исполкоме);
  • документы, подтверждающие право на льготную очередь (многодетные, бедные, сироты).

По закону ведутся два списка — общий и список лиц, которым положено предоставление социального жилья (квартира по договору найма, как было в СССР). Право на такие квартиры имеют (п. 63 Положения, утв. Указом 563 от 16 дек. 13 г.):

  • граждане, утратившие жильё при чрезвычайных ситуациях (война, терроризм, землетрясение и т.д);
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • сироты;
  • инвалиды по Закону о Чернобыльской аварии;
  • инвалиды войны в Афганистане и лица, получившие инвалидность во время прохождения службы в армии;
  • инвалиды с детства, если инвалидность связана с ведением боевых действий;
  • лица, которые не могут проживать в однокомнатной квартире (комнате) вследствие наличия заболеваний по перечню Минздрава;
  • инвалиды 1 и 2 групп, ели они одиноки и не работают;
  • граждане с детьми инвалидами;
  • герои Беларуси;
  • лица с доходами ниже прожиточного минимума: семьи лиц погибших при выполнении служебного долга, инвалиды 1 и 2 групп, многодетные семьи, инвалиды 3 группы, находящиеся в домах-интернатах, участники боевых действий, лица, воспитывающие трех и более сирот, пенсионеры.

1. Может ли гражданин самостоятельно представить необходимые документы?

Да, может. При этом в заявлении делается советующая пометка. В ряде случаев, если вам действительно нужно срочно вступить в долевое строительство, вы можете самостоятельно представить справки о месте жительства, об отсутствии жилья, о том, что супруг не состоит на очереди в другом населённом пункте, справку о том, что супруги впервые в браке, другие документы в зависимости от оснований постановки на жилищную очередь.

2. С какого момента гражданин считается вставшим на учет?

С момента подачи заявления. В больших исполкомах вместе с вами подавать заявления могут десятки человек, поэтому обращайте внимание на указание не только даты, но и времени.

Согласно новому кодексу на место в общежитии в первую очередь могут претендовать не только бывшие воспитанники детских домов и интернатов, совершеннолетние дети родителей, живущих в домах престарелых, инвалидов или ветеранов, но и те, кто служил в армии и имеет положительные рекомендации.

Спецсчета на капремонт

У счетов, на которых аккумулируется плата за капитальный ремонт, появился статус «спецсчетов». Он не позволит списывать с них накопленные деньги в бесспорном порядке по исполнительным и иным документам. На спецсчета не будет налагаться арест, нельзя будет приостанавливать операции по ним. Исключение – случаи, связанные с предотвращением легализации доходов, полученных преступным путем.

На законодательном уровне прописана обязанность исполкомов предоставлять жилые помещения с безбарьерной средой людям с инвалидностью, которые пользуются госжилфондом.

Если приспособить выделенное жилье для проживания людей с инвалидностью технически невозможно, им должны предоставить другое, обустроенное жилье на условиях ранее заключенного договора найма.

«Если что-то и меняется, то не в лучшую сторону»

  • Лучшая защита – профилактика. Как защитить себя от гриппа и простуд, рассказали специалисты
  • В общественной приемной при Гомельском облисполкоме предложения граждан примет Кличковская Елена Владимировна
  • Более 30 предложений по различным направлениям поступило в общественную приемную при Мозырском исполкоме
  • 5 февраля ярмарка вакансий в Мозыре
  • График приема граждан руководством Мозырского РИК и Мозырского районного Совета депутатов на февраль
  • Гороскоп на 2 февраля. Узнайте, что приготовили для вас звезды
  • От простого к сложному. Фоторепортаж с тактико-строевых занятий в 1052 отдельном радиотехническом батальоне
  • Каждый автомобиль должен быть исправным. Побывали в рейде с Мозырской ГАИ
  • Мозырская служба «101»: цифры и факты
  • График работы общественных приемных на февраль


Похожие записи:

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]