Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осаго деньги или ремонт 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- следующая ›
- последняя »
Само собой, должны быть соблюдены следующие условия: ОСАГО зарегистрировано на тот автомобиль, который попал в ДТП, при этом водитель автомобиля вписан в страховку. Возмещение ущерба производится при возникновении ДТП на дорогах, парковках, проездах, стоянках, в гаражах.
Полис ОСАГО компенсирует следующие виды потерь:
- Вред здоровью водителя и пассажиров;
- Повреждение транспорта;
- Компенсация заработка, который из-за ДТП потерял потерпевший;
- Дополнительные выплаты в случае получения инвалидности в ДТП;
- Затраты на эвакуатор и аренду стоянки для хранения поврежденного автомобиля;
- Стоимость поврежденного груза.
Но выплата по всем этим пунктам в совокупности не может превышать полмиллиона. Статья №7 закона об ОСАГО гласит, что за ущерб здоровью компенсация не может превышать 500 000 рублей, а за ущерб имуществу — 400 000 рублей.
Если застрахованное лицо погибло в результате ДТП, его родственникам выплачивают максимальную сумму — 500 тыс. рублей.
ОСАГО возмещает ущерб потерпевшей стороне исключительно за дорожно-транспортные происшествия. Ситуации, в которых на автомобиль упала ветка и повредила кузов, не входят в список страховых случаев. Аналогично с ситуациями, где автомобиль был поврежден ударом гаражной двери, падением груза с другого автомобиля на ваш и пр.
Ущерб от повреждений, нанесенных автомобилю опасными грузами, должен компенсироваться другой страховой компанией. По закону опасные грузы страхуются отдельно.
Если в результате ДТП вы вступили в конфликт с водителем, из-за чего случилась драка, в таком случае ОСАГО не возместит вам моральный ущерб или ущерб здоровью.
Шаг 1: Оформление ДТП
С недавних пор участникам ДТП совсем необязательно вызывать инспектора для оформления произошедшего. Европротокол дает возможность водителям самостоятельно оформить нужные документы, которые будут поданы в страховую компанию. Но эта возможность действительна в случае, если:
- Нет пострадавших;
- В аварии столкнулись 2 автомобиля;
- Оба транспортных средства имеют полисы ОСАГО;
- Нанесенный ущерб не превышает 400 тыс. рублей;
- Между участниками ДТП нет разногласий по поводу виновника происшествия.
Оформляя бумаги, не забудьте убедиться в том, что срок действия ОСАГО вашего оппонента не истек. В противном случае получить компенсацию ущерба через страховую компанию не получится.
Если между водителями возникли разногласия или ситуация не подходит под вышеперечисленные пункты, обязательно вызывают ГИБДД. Возможно, это придется сделать и в случае, если один из автомобилей застрахован по КАСКО (требование страховой компании).
Как получить выплаты по ОСАГО в 2021 году
В законе четко прописаны сроки, в которые страховая компания обязана возместить ущерб пострадавшей стороне. На это отводится 20 рабочих дней со дня подачи заявления.
На деле эти сроки могут сорваться из-за того, что вы не предоставили полный список документов.
Согласно закону каждый день просрочки стоит страховой компании 1% от утвержденной суммы возмещения. В случае, если вам планируют прислать отказ, но опаздывают — 0,5% от запрошенной суммы.
Не всегда. До недавних пор у потерпевшего был выбор: денежные выплаты или ремонт автомобиля за счет страховой компании. Сегодня этого выбора нет.
Страховые компании (СК) имеют право ремонтировать ваш автомобиль за свой счет, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Автосервис должен сотрудничать со страховой компанией на основе долгосрочного договора.
- СТО должно находиться не дальше 50км от вашего дома или места ДТП.
На этапе заключения договора ОСАГО вы можете сразу выбрать сервис из предложенных страховой компанией и вписать его в документ. Договориться можно и о безусловно денежном вознаграждении на этапе подписания бумаг.
В случае, если ваш автомобиль находится на гарантии (младше 2 лет), страховая должна предложить вам официальный дилерский центр. Если у вашей СК не заключен договор с таковым, вы вправе требовать денежного возмещения ущерба.
Денежная компенсация полагается в следующих случаях:
- Если автомобиль не подлежит восстановлению;
- При стоимости ремонта свыше 400 тыс. рублей;
- Потерпевший получил средний и тяжкий вред здоровью (получает право выбрать вид компенсации);
- Если в ДТП был поврежден автомобиль, специально оборудованный для инвалида.
И напоследок. Если ваша СК обанкротится, то ее обязательства выполнит Российский союз автостраховщиков.
ОСАГО – обязательный продукт, в рамках которого предусмотрена гарантированная выплата пострадавшей в ДТП стороне. Что касается виновной стороны, то она будет ремонтировать машину за счет собственных средств.
Максимальный размер выплаты предусмотрен на законодательном уровне и составляет на каждого пострадавшего:
- не более 160 тыс рублей, если причинен вред жизни и здоровью;
- не более 400 тыс рублей, если причинен ущерб ТС.
Возместить ущерб по ОСАГО страховая компания сможет в случаях, которые оговорены в правилах:
- Полная гибель. В данном случае производится выплата рыночной стоимости. Если выплата превышает оговоренный лимит в рамках обязательного продукта, то разницу обязан выплатить виновник.
- Частичное повреждение. При получении частичного повреждения компания выплачивает средства, которые необходимы для проведения ремонтных работ.
- Дополнительные расходы. В эту группу включены дополнительные расходы, которые возникают у пострадавшего, в результате наступления страхового случая: расходы на эвакуацию или хранение вещей.
Поскольку не все знают, что такое прямое возмещение убытка (ПВУ), отметим – это вариант получения компенсационной выплаты, при котором потерпевшая сторона обращается в офис страховой компании, в которой был куплен бланк ОСАГО.
Важно! Обращаться по прямому урегулированию клиенты смогли только после внесения правок в закон, которые были 2 августа 2014 года. Ранее получить выплату можно было только в компании виновной стороны.
При этом важно учитывать, что обратится по ПВУ, пострадавшая сторона сможет только при соблюдении всех требований:
- в ДТП участвуют только 2 транспортных средства;
- стороны договорились, кто является виновной и потерпевшей стороной;
- нет обоюдной вины при ДТП (когда виноваты оба участника движения);
- в результате аварии никто не пострадал;
- у каждой стороны есть действующий бланк ОСАГО.
Если все требования выполнены, можно фиксировать страховой случай и обращаться в офис страховой компании для получения компенсации.
Важно! Зарегистрировать страховой случай можно как самостоятельно, если сумма убытка не превышает 50 тыс рублей (для региона) или 400 тыс рублей (для Москвы, Санкт-Петербурга +области) так и через сотрудников ГИБДД. В первом случае стоит обратиться в офис страховщика в течение 5 рабочих дней, иначе в выплате будет отказано.
Для получения выплаты необходимо подготовить полный пакет документов и обратиться в офис своей компании. Специалисты отдела урегулирования убытков примут пакет документов, осмотрят полученные повреждения и после озвучат вариант выплаты.
Ремонт машины по ОСАГО в 2021 году
Поскольку страховщики предлагают два варианта возмещения компенсации после ДТП по ОСАГО, рассмотрим, какой способ будет наиболее выгодным.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим положительные и отрицательные стороны каждого варианта.
Вид компенсации | Плюсы | Минусы |
Ремонт | Нет необходимости самостоятельно искать станцию, которая сможет провести ремонтные работы. | Новое ТС могут отправить на станцию неофициального дилера или пункт, который территориально находится далеко. |
Деньги | Право выбора, поскольку на практике водители самостоятельно устраняют мелкие повреждения и экономят на ремонте. | Может не хватить на оплату ремонта, в результате чего, придется вкладывать собственные деньги. |
Получается, каждый клиент должен сам решить, что ему выгоднее. Как показывает практика, по новым автомобилям выгоднее вариант – выплата на станции. Благодаря этому автолюбители могут провести ремонт на станции официального дилера и сохранить гарантию.
Тем клиентам, которые открыли свое СТО или ремонтируют авто на станции знакомых, по минимальным ценам, подходит вариант – выплата деньгами. Такие автолюбители, в большинстве случаев, тратят деньги только на запчасти.
Не секрет, что на практике страховщики занижают сумму выплаты, с целью сокращения расходов. Необходимо знать, что согласно закону каждый пострадавший имеет право на получение полной выплаты, в рамках лимита.
Что делать, если выплаты не хватает для проведения ремонта:
Обратиться к независимому эксперту | Первым делом необходимо самостоятельно обратиться к независимому эксперту, который осмотрит автомобиль и укажет реальную сумму причиненного ущерба. Помимо официального заключения необходимо взять чек, подтверждающий оплату услуг. |
Взять справку с банка | Поскольку страховщики перечисляют средства на карту пострадавшего, предстоит обратиться в банк и взять выписку. В документе должна быть отражена:
· дата выплаты;· сумма; · организация, которая перечислила средства. На практике банки выдают выписку совершенно бесплатно, сразу в день обращения. |
Составить досудебную претензию | Составить претензию вы можете самостоятельно или обратиться за помощью к эксперту на нашем портале. |
Дождаться ответа | В течение 5 рабочих дней страховая компания должна предоставить официальный ответ или произвести выплату. |
На практике страховые компании неохотно выплачивают деньги по требованию клиента. Такое встречается только в крупных компаниях, которые дорожат не только своей репутацией, но и каждым клиентом.
Согласно закону, в рамках договора ОСАГО получить компенсацию сможет только пострадавшая сторона. Виновному придется компенсировать все расходы с восстановительным ремонтом за свой счет. Чтобы этого не произошло, опытные эксперты советуют при оформлении ОСАГО сразу заключать договор КАСКО.
Благодаря добровольной защите будут компенсированы все расходы, которые возникнут даже по вине страхователя. Как показывает практика, стоимость договора намного дешевле, чем расходы по восстановительному ремонту.
Узнать стоимость КАСКО вы можете даже не выходя из дома. Для этого необходимо воспользоваться калькулятором на нашем портале и указать несколько обязательных параметров. Вся информация предоставляется не только быстро, но и бесплатно.
Если страховая компания занизила сумму выплаты, необходимо составить претензию. Поскольку четких требований по составлению данного документа не существует, каждый автолюбитель может заполнить ее самостоятельно. Для удобства предлагаем скачать шаблон на нашем портале и внести все необходимые данные.
Важно! Составить претензию можно как от руки, так и на компьютере. Главное – чтобы на документе стояла подпись заявителя и дата.
Составляя претензию, следует учитывать, что в ней должна быть отражена информация следующего характера:
Наименование страховщика | В шапке документа следует указать:
· наименование страховой компании; · юридический адрес; · имя руководителя; · рабочий телефон и адрес электронной почты. |
Личные данные | Далее в шапке прописываются личные данные заявителя:
· фамилия, имя и отчество; · паспортные данные; · адрес регистрации; · номер мобильного телефона. |
Суть обращения | Это основной раздел, в котором необходимо четко прописать:
· когда случился страховой случай; · номер выплатного дела; · сумма выплаты; · реальная сумма убытка. |
Реквизиты | Дополнительно стоит указать полные реквизиты личного счета, куда просите перечислить недоплаченную разницу. |
Документы | Помимо самой претензии вам предстоит подготовить:
· паспорт; · заключение независимого эксперта. К претензии прикладываются копии документа, поскольку оригиналы должны всегда храниться у пострадавшего владельца автолюбителя, и при необходимости переданы в суд. |
Если же страховая компания признана банкротом, то направлять претензию стоит на имя Российского союза автостраховщиков (РСА). При этом отправить документ вы можете как лично, так и по почте, заказным письмом.
Важно! Составить претензию каждый пострадавший может в течение 3 лет, после получения компенсационной выплаты. Именно в течение указанного срока страховщик обязан пересмотреть условия выплаты и доплатить разницу. В противном случае страховщик имеет право отказать в приеме документа на законном основании из-за того, что срок исковой давности закончился.
Подводя итог, можно сделать вывод, что сегодня страховщики предлагают два варианта получения компенсации, при наступлении ДТП. При этом важно отметить, способ выплаты предлагает компания, а не выбирает клиент. На практике ремонт на станции предлагают только компании, которые находятся в крупных городах, таких как Москва.
Если вы являетесь клиентом по ОСАГО и попадали в ДТП, предлагаем поделиться своим опытом и рассказать другим читателям, как получили средства, в каком объеме и с какими сложностями вы столкнулись.
Дополнительно предлагаем всем читателям воспользоваться услугами опытного эксперта на нашем портале, который максимально быстро поможет в решение любого вопроса.
О том, сколько будет действовать повышающий коэффициент по ОСАГО, и что это такое вы узнаете далее.
Восстановление автомобиля в сервисе СК осуществляются в несколько этапов:
- получение направления на ремонт;
- оплата страховой компанией запланированных работ;
- доставка машины и запчастей в сервис;
- проведение работ, согласно ранее установленному перечню;
- возврат транспорта владельцу.
Если хотите при проведении восстановительных работ исправить повреждения автомобиля, не имеющие отношения к страховому случаю, можете предложить заплатить сервису за дополнительные услуги отдельно.
Пунктом 15.2 статьи 12 Закона № 40-ФЗ установлены требования к ремонтным мероприятиям по ОСАГО:
- срок проведения – не более 30 рабочих дней с момента предоставления машины в сервис;
- расстояние от места жительства пострадавшего до СТО должно быть не более 50 км;
- на выполненные работы предоставляется гарантия не менее полугода.
Если после проведения работ обнаружены недостатки, направьте претензию в СК и автосервис повторно отремонтирует авто в течение 7 дней.
Достоинства восстановления авто по ОСАГО:
- все хлопоты по доставке машины до автосервиса возложены на СК;
- отсутствие споров между страховщиком и пострадавшим по компенсационной сумме;
- ответственность за плохо сделанные ремонтные работы возложена на страховую фирму.
Недостатки восстановления транспорта у СК:
- пострадавший не может самостоятельно выбрать автосервис, в котором отремонтируют машину;
- нельзя получить деньги на руки по ОСАГО и распорядится ими по собственному усмотрению;
- невозможно контролировать проведение мероприятий.
Как возместить ущерб по ОСАГО в 2021 году: ремонт или денежная компенсация
Согласно п. 2 ст. 1083 ГК РФ если в ДТП виновны оба водителя, то выплаты по ОСАГО должны производиться пропорционально степени вины. В подобных ситуациях страховые признают обе стороны виноватыми в равной степени, и пострадавшему приходится оплачивать половину стоимости запчастей и услуг в автосервисе.
При обоюдной вине доказать большую или меньшую степень виновности одной из сторон можно в суде. Если судебный орган установит другое соотношение виновности, например, 40/60, 30/70 и т.д., то пострадавший заплатит за ремонтные работы согласно определенной пропорции.
СК не сможет навязать пострадавшему услуги своего сервиса, если автомобилю менее 2-х лет. Машина на гарантии должна ремонтироваться только у официального дилера.
Если в городе нет автомастерской официального дилера, страховой фирме придется транспортировать пострадавший автомобиль за собственные средства. СК в таком случае выгоднее выплатить компенсацию.
Выполнение ремонтных работ проводится только с использованием новых, не бывших в употреблении запчастей. Такая норма установлена законом об ОСАГО.
Страховой организации нецелесообразно приобретать новые детали на ветхий автомобиль. Поэтому в большинстве случаев СК предлагают возместить ущерб денежными средствами.
Например, СК «Согаз» не проводит восстановление автомобилей, возраст которых старше 15 лет. Владельцам таких машин выплачивается компенсация.
Пострадавшая сторона может самостоятельно отремонтировать машину в сервисе, с которым у страховой организации отсутствует договор на оказание услуг. Для этого:
- возьмите в СК письменное согласие и направление на ремонт;
- укажите в заявлении наименование, реквизиты и адрес СТО;
- после того как страховая фирма оплатит услуги, предоставьте автомобиль в сервис.
Пунктом 16.1 ст. 12 закона № 40-ФЗ предусмотрены случаи, при наступлении которых пострадавший в ДТП водитель получит деньги:
- тотальная гибель авто;
- стоимость восстановления превышает максимально установленный лимит – 400 тысяч рублей (100 тысяч по Европротоколу);
- СК не может организовать восстановление авто на СТО, указанной при заключении договора страхования;
- потерпевший погиб или получил тяжкий вред здоровью;
- автосервис, с которым у СК заключено соглашение на проведение ремонтных работ, не соответствует установленным требованиям;
- между страховщиком и потерпевшим заключено соглашение о выплате денежной компенсации;
- потерпевший является инвалидом, и он указал денежную форму возмещения в заявлении.
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях
Если пострадавший не подходит под условия, предусмотренные п. 16.1 ст. 12, получить деньги можно по договоренности со страховщиком. Для этого укажите денежную выплату в качестве приоритетного способа возмещения при обращении в СК. Если страховая будет не против, деньги будут перечислены на банковские реквизиты, указанные в заявлении.
Также страховщик соглашается на денежное возмещение, если сумма компенсации меньше стоимости ремонта. Например, СТО рассчитала, что восстановление машины обойдется в 35 000 рублей. Можно договориться с СК о выплате в размере 25 000 и взять деньги.
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
После обращения в страховую компанию и проведения независимой экспертизы автолюбитель имеет право выбрать один из предлагаемых для проведения ремонта сервисов. Как правило, доступны следующие варианты:
- автосервис, принадлежащий страховой компании;
- дилерский центр производителя;
- сторонняя станция обслуживания;
- мастерская, предложенная самим клиентом.
Первый вариант — не всегда самый плохой: страховщик имеет возможность не только проконтролировать порядок проведения работ, но и напрямую влиять на исполнителя. Второй подходит для легковушек возрастом до двух лет; третий — для всех автомобилей.
Направление в «свой» сервис придётся согласовывать с компанией, однако проблем в этом случае возникает не так много, как кажется неподготовленным автовладельцам.
Сразу после установления обстоятельств инцидента и проведения оценки нанесённого машине урона страховая компания вместе со страхователем выбирают исполнителя работ. Затем первая составляет направление на ремонт и подписывает с автосервисом договор на проведение работ. Клиент в заключении контракта не участвует: на всём протяжении ремонта договорные отношения у него сохраняются только со страховщиком.
Хозяин машины имеет неоспоримое право отказаться от проведения ремонтных работ по направлению страховщика и восстановить транспортное средство своими силами. В этом случае на компенсацию по ОСАГО рассчитывать не приходится; единственная для автолюбителя возможность возместить расходы — подать исковое заявление в суд с требованием взыскать стоимость работ с непосредственного виновника аварии.
ОСАГО в 2021 году: к чему готовиться водителям
В настоящее время получить деньги вместо не всегда качественного ремонта для владельца легковой машины практически невозможно; право выбора закреплено за страховой компанией, и единственное стопроцентное исключение из правила — полное уничтожение автомобиля.
Тем не менее, клиент может попытаться получить материальное возмещение через суд; разумеется, это возможно только если ремонтные работы ещё не производились.
Зато требовать компенсации морального вреда, превышения сроков и порчи транспортного средства во время нахождения в сервисе можно и нужно в любое время, вплоть до истечения срока исковой давности; главное — собрать доказательства, правильно подготовить исковое заявление и сохранять намерение восстановить справедливость на всём протяжении процесса.
Чтобы по ОСАГО (автогражданке) получить возмещение (компенсацию) путем восстановления поврежденной машины, нужно последовательно выполнить следующие процедуры:
- Оформление ДТП. Водитель, который оказался причастным к дорожной аварии, должен выполнить инструкции, регламентированные пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД. Иначе говоря, ему необходимо остановить автотранспорт, включить аварийный световой сигнал, оказать базовую медпомощь пострадавшим (если нужно), исключить возникновение помех для других транспортных средств (освободить надлежащим образом проезжую часть).
- Оформить необходимую документацию в связи с ДТП. Это можно сделать либо по европротоколу, либо путем привлечения сотрудников ГИБДД. Составлением европротокола можно ограничиться, если материальный вред автомашине не превышает 100 000 рублей, погибшие или раненые в ДТП отсутствуют, авария произошла с участием двух транспортных средств (не более), у водителей этих машин имеются полисы автогражданки и отсутствуют разногласия по поводу происшествия (статья 11.1 закона № 40-ФЗ).
- Подготовка необходимых бумаг, перечень которых регламентируется пунктами 3.10 и 4.13 Положения ЦБ РФ № 431-П. Так, следует подготовить паспорт гражданина, бланк-извещение о ДТП, надлежащий протокол (как вариант, постановление о привлечении или об отказе в привлечении виновного субъекта к административной ответственности), доверенность представителя гражданина- страхователя (если есть), документация на автомашину (СТС, ПТС), сведения экспертной оценки (если выполнялась независимая экспертиза), документальное подтверждение оплаты эвакуации (если она осуществлялась).
- Получатель возмещения (потерпевший) передает собранную документацию, соответствующее заявление, бланк-извещение своему автостраховщику (если у получателя есть право на прямую компенсацию вреда, зафиксированное статьей 14.1 закона № 40-ФЗ) или автостраховщику виновного субъекта (в других ситуациях). Вышеперечисленные бумаги направляются автостраховщику в течение 5 дней (если составлялся европротокол) или на протяжении 3 лет (если авария оформлялась сотрудниками ГИБДД).
- Поврежденная машина предоставляется автостраховщику для надлежащего осмотра на протяжении 5 рабочих дней со дня передачи этому автостраховщику всех необходимых бумаг (пункт 10 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
- Необходимо дождаться итогов независимой экспертизы (оценки) поврежденной машины (если, конечно, данная экспертиза будет осуществляться).
- Автостраховщик принимает обоснованное решение по поводу восстановления автомашины (как вариант, уплаты денежной компенсации). Вердикт выносится при соблюдении сроков, установленных пунктом 4.22 Положения ЦБ РФ № 431-П. В самом общем случае данный срок составляет 20 дней. Как вариант, этот срок можно увеличить до 30 дней, если водитель-страхователь сам захотел отремонтировать поврежденную машину на станции техобслуживания, с которой у компании-автостраховщика отсутствует договор (если, конечно, автостраховщик дал свое разрешение).
- Поврежденная автомашина передается на СТО для восстановления (конкретная станция указывается в соответствующем направлении).
- Машина, отремонтированная (восстановленная) по ОСАГО-полису, передается автовладельцу (пострадавшему). Срок ремонта согласовывается сторонами, однако он не должен быть больше срока, предусмотренного пунктом 6.1 Положения ЦБ РФ № 431-П (максимум 30 рабочих дней). Затягивание ремонта автостраховщиком может стать основанием для истребования с него неустойки (пени), составляющей 0,5% от суммы причитающегося возмещения за каждый день допущенной просрочки (абзац 2 пункта 21 статьи 12 закона № 40-ФЗ).
- Если у автомобилиста (потерпевшего) имеются претензии к результатам выполненного ремонта (восстановления), соответствующий спор с компанией-автостраховщиком решается в порядке, четко регламентированном главой 5 Положения ЦБ РФ № 431-П. Заявитель направляет компании-автостраховщику досудебную претензию, рассматриваемую адресатом на протяжении 10 дней. Если данная претензия не рассматривается или отклоняется автостраховщиком, заявитель сможет воспользоваться судебным механизмом разрешения спора.
Пунктом 4.17.1 Положения ЦБ РФ № 431-П оговаривается, что потерпевший может рассчитывать на страховое возмещение исключительно через восстановление поврежденного автотранспорта и, соответственно, не вправе требовать денежную компенсацию, если в аварии пострадала легковая автомашина, являющаяся собственностью физлица и имеющая российскую регистрацию. Однако пунктом 16.1 статьи 12 закона № 40-ФЗ предусматриваются определенные исключения. Иными словами, владельцу вышеупомянутой легковой автомашины, пострадавшей в ДТП, по ОСАГО выплачивается денежная компенсация (вместо ремонта) при следующих обстоятельствах:
- Автостраховщик и выгодоприобретатель (потерпевший) заключили между собой надлежащее письменное соглашение.
- В качестве формы возмещения ущерба выгодоприобретатель (потерпевший) выбрал страховую выплату, руководствуясь абзацем 6 пункта 15.2 статьи 12 или, как вариант, абзацем 2 пункта 3.1 статьи 15 закона № 40-ФЗ.
- Стоимость восстановления поврежденной автомашины – минимум 400 000 рублей.
- Потерпевший имеет подтвержденный статус инвалида. При этом он сам предпочел денежную компенсацию.
- В ДТП здоровью пострадавшего нанесен вред (средний степени, тяжкий). При этом пострадавший сам выбрал денежное возмещение.
- Гибель потерпевшего.
- Автомашину нельзя восстановить.
Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.
Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.
Ремонт автомобиля по ОСАГО в 2021 году: процедура, сроки и нюансы
Восстановление поврежденного автотранспорта по ОСАГО-полису выполняется следующим образом:
- Автостраховщик выдает пострадавшему направление на восстановление поврежденной автомашины по ОСАГО. При этом должен быть выполнен надлежащий расчет ремонта.
- Потерпевшее лицо самостоятельно приезжает на станцию техобслуживания, четко указанную в полученном направлении. Как вариант, автотранспорт после ДТП передается автостраховщику для перемещения на СТО (это практикуется, если на поврежденной машине совсем нельзя ездить).
- Автомашина, подлежащая ремонту, загоняется в бокс СТО. Специалисту станции предъявляется надлежащее направление от автостраховщика. При этом могут понадобиться и другие бумаги.
- Осуществляются все необходимые работы с соблюдением установленных сроков.
- Когда работы будут полностью завершены, компания-автостраховщик сообщает пострадавшему о готовности восстановленного автотранспорта.
- Автовладелец лично посещает СТО, проверяет выполненную работу.
- Если автовладелец удовлетворен итогами восстановления, он подписывает акт передачи-приема, подтверждая отсутствие претензий. Если имеются претензии, данный акт не следует подписывать.
Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.
Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.
Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.
Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2020 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.
Несмотря на приоритет восстановительного ремонта, законодательство содержит перечень исключительных случаев, когда он заменяется денежной выплатой. Прописаны они в п. 16.1 ст. 12. ФЗ №40, и включают в себя:
- высокую степень повреждения автомобиля, при которой он не подлежит восстановлению;
- превышение стоимости ремонта над максимальной суммой возмещения (в 2021 году это 400 тыс. рублей);
- гибель потерпевшего (деньги получит семья);
- причинение тяжелого урона здоровью;
- наличие у потерпевшего группы инвалидности (в такой ситуации предоставляется выбор формы возмещения);
- предварительное заключение со страховщиком соглашения о возмещении убытков денежной компенсацией.
Деньги можно получить в кассе страховой компании, либо путем зачисления на банковский счет, указанный в заявлении.
Если автомобилю менее 2 лет, он направляется на ремонт в дилерский центр, но только при указании соответствующего требования в заявлении страховой компании. Страховщик не вправе этому препятствовать, так как ремонт нового авто в стороннем СТО приведет к прерыванию гарантийного срока.
После принятия заявления пострадавшего водителя страховая компания в обязательном порядке заключает договор с его дилером.
Как правило, страховщики имеют договора с крупнейшими дилерскими центрами, а некоторые даже для подобного ремонта предлагают отдельные страховые продукты. Так, компания «Югория» предлагает автолюбителям специальный полис «Ремонт у дилера». По нему не только гарантировано восстановление авто у официального представителя марки, но и страховка на случай отсутствия у виновника аварии полиса ОСАГО.
Каждый страховщик заключает договора сразу с несколькими ремонтными сервисами. Их перечень публикуется в открытом доступе на официальном сайте страховой компании. Страхователь вправе выбрать из предложенного списка то СТО, которое вызывает больше доверия и имеет удобное месторасположение.
Внушительные перечни автосалонов опубликованы на сайтах компаний «ВТБ Страхование», «РЕСО гарантия», «Росгосстрах», «Ингосстрах».
Ремонт по ОСАГО в 2021 году: сроки, выплаты и нюансы ремонта
Владелец транспортного средства может выбрать автосервис и не из числа сотрудничающих со страховщиком, что подтверждается п. 15.3 ст. 12 ФЗ№40. Однако для этого ему понадобится письменное разрешение страховой компании. Если вопрос удалось согласовать, то в заявлении о страховом возмещении дополнительно указываются полное наименование и адрес выбранного СТО, а также банковские реквизиты, на которые страховщик переведет страховую сумму в оплату произведенных работ.
В подтверждение права страхователя на возмещение убытков страховщик выдает ему направление на ремонт. В документе в обязательном порядке указываются следующие данные:
- ФИО потерпевшего;
- информация о поврежденном автомобиле (марка, регистрационный номер, VIN);
- реквизиты договора страхования и полиса;
- наименование и адрес СТО;
- перечень подлежащих ремонту деталей.
Направление имеет ограничение по сроку действия, которое указывается на бланке (обычно 1 месяц). Поэтому медлить с посещением автосалона не стоит.
Расчет ремонта проводится независимым экспертом по единой методике, принятой Банком России (Положение №432П от 19.09.2014г.). При этом используются средние величины стоимости деталей, материалов и нормочасов работ в регионе на дату расчета. С целью контроля автовладелец может самостоятельно рассчитать предварительную стоимость ремонта с помощью специальных калькуляторов на сайте союза автостраховщиков.
При несогласии с выставленной в процессе первичной экспертизы суммой владелец авто вправе инициировать повторное обследование, но уже за свой счет.
- #
- Найти ответ
- Что нового?
- Автомобиль весной
- Безопасность
- Автомобиль и закон
- Обзоры авто
- Экономим!
- Будь здоров!
- Я чайник!
- Инструкции
- Инфографика
- Как ездить?
- Как парковаться?
- Коды регионов
- Правда или нет?
- Ухаживаем за авто!
- Электромобили
- Новый автомобиль
Что выбрать: выплаты или ремонт по ОСАГО
При расчете суммы компенсационных выплат учитывается степень износа комплектующих автомобиля. При этом амортизация не берется во внимание при проведении восстановительных работ за счет страховщика, так как при ремонте запрещено устанавливать в машину подержанные детали.
Определение износа – довольно сложная процедура. Она должна производиться по специальным справочникам РСА, в которых указана стоимость всех деталей авто для отдельно взятого региона.
Место проживания страхователя играет немаловажную роль при расчете суммы выплаты. В каждом субъекте РФ стоимость деталей автомобиля и услуг СТО различна. Калькуляция производится с учетом средних цен в регионе нахождения владельца полиса ОСАГО.
Компании выгодно возместить ущерб в денежной форме, если возраст пострадавшего автомобиля превышает 5 лет. Так страховщик может сэкономить значительную сумму при учете износа.
Так как полис ОСАГО является документом, который в обязательном порядке должен быть у каждого водителя, Правительство России контролирует эту отрасль страхования. Основные моменты, касающиеся автогражданки, отражены в Федеральном Законе № 40 – ФЗ от 25.04.2002. Правилам и порядку страхового возмещения посвящена 12 глава документа. При возникновении любых разногласий в вопросе возмещения убытков пострадавший может обратиться в суд для урегулирования сложившейся ситуации.
На следующий год стоимость ОСАГО составит:
было ДТП | новая цена ОСАГО | переплата |
---|---|---|
без аварий | 7512 руб | |
авария с 1 выплатой | 12257 руб | 4745 руб |
авария с 2 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
авария с 3 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
Ремонт вместо выплат по ОСАГО узаконен с 28 марта 2017 года. Проводится исключительно лицензированными организациями. Если ТС на гарантии – официальным дилером. Специалистами учитываются возраст, пробег, внешние и внутренние повреждения машины. Принимаемый для расчетов износ не должен превышать 50%.
Согласно п. 15.1 ст. 12 №49-ФЗ, когда требуется замена детали, использование б/у комплектующих не допускается, если договором не определено иное.
Минимальная гарантия на отремонтированное ТС должна быть шесть, а на кузовные работы (в том числе по покраске) – 12 месяцев.
Недостатки устраняются СТО, если в соглашении страховщика и потерпевшего не предусмотрен другой способ.
Ремонт по ОСАГО в 2021 году: процедура, сроки и нюансы
Некачественный ремонт – явление нередкое. Установить факт предоставления ненадлежащего качества услуги и правильно оформить претензию к страховщику поможет только результат независимой экспертизы. Как правило, она назначается по решению суда в следующих случаях:
- ремонтник не признает свою вину;
- изучение материалов дела вызывает у суда сомнения;
- истец или ответчик неубедительны в своих доводах.
Даже при наличии выбора иногда сложно определить, что выгоднее – возмещение убытка деньгами или ремонт. Отметим некоторые преимущества и недостатки ремонта по ОСАГО. К плюсам можно отнести:
- Четко установленные сроки.
- Сохранение гарантии производителя.
- Комплексный подход к восстановлению ТС.
- Возможность в законном порядке требовать предоставление качественной услуги.
Минус в том, что нельзя самостоятельно выбрать СТО, поэтому качество ремонта может оказаться низким.
В настоящее время отказаться от ремонта по ОСАГО в пользу выплаты денежных средств нельзя. Однако в определенных случаях страховые выплаты все же предусмотрены законом.
Как уже было отмечено, под СТОА в страховании ОСАГО понимается станция технического обслуживания автомобилей, куда страховщик должен направить на ремонт поврежденное в ДТП транспортное средство. Причем каждая страховая компания имеет договоры с несколькими СТОА, с учетом требований законодательства об их 50-километровой доступности либо от места ДТП, либо от места жительства потерпевшего (п. 15.2 ст. 12 Закона № 40-ФЗ).
Казалось бы, такой ремонт по ОСАГО избавляет страхователя-автовладельца от многих хлопот: есть четко указанные сроки, конкретная сумма, контроль со стороны страховой. Однако на практике, несмотря на, казалось бы, отлаженную систему восстановительного ремонта, частенько возникают неприятные ситуации.
Проиллюстрируем на примере. 26.10.2020 произошло ДТП по вине другого водителя. Потерпевший своевременно заполнил и направил в свою страховую компанию заявление о страховом возмещении и извещение о ДТП, получил направление на ремонт. Под замену определили бампер, капот, фары, усилитель бампера. 07.11.2020 он пригоняет свою машину в СТОА и передает ее по акту техникам, а 12.12.2020 приезжает туда, чтобы проверить работу. Его удивило, что рядом с машиной лежат родные бампер и капот, причем восстановленные и неокрашенные. Техники подтвердили, что будут ставить именно такие, склеенные, детали. Дальнейшая проверка показала, что и усилитель бампера ставят «бэушный». В результате автовладельцу пришлось обратиться к страховщику с требованием устранить выявленные нарушения.
В данном случае были нарушены нормы п. 15.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, согласно которым при проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих. Такое возможно лишь при наличии отдельного соглашения между страховщиком и потерпевшим.
Для легковых автомобилей, принадлежащих российским гражданам, законодательство ОСАГО в качестве приоритетного возмещения устанавливает натуральное, т. е. направление на ремонт в СТОА. Однако существуют и исключения, предусмотренные п. 16.1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ, когда страховщик не имеет возможности выполнить обязательства по натуральному возмещению. Например, в следующих случаях:
- полной гибели транспортного средства;
- смерти потерпевшего;
- причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, если в заявлении о страховом возмещении он денежную выплату;
- если потерпевший является инвалидом и в заявлении о страховом возмещении выбрал денежную выплату;
- если стоимость ремонта поврежденного транспортного средства превышает страховую сумму, либо если все участники ДТП признаны виновными, а потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт СТОА;
- наличия соглашения о денежной выплате между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).
Существует еще ряд случаев, когда можно отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги. Например, если автомобиль возрастом не старше двух лет находится на гарантии, ремонтировать его должен официальный дилерский центр. И если у страховщика нет договора с такой СТОА, можно потребовать денежной выплаты (п. 15.2 ст. 12 Закона № 40-ФЗ).
Несмотря на действующие ограничения, законодательство по ОСАГО иногда позволяет выбрать между направлением на ремонт или получением денежной выплаты. В каждом конкретном случае это решает сам автовладелец-страхователь, с учетом сложившейся страховой практики.
Вот пример из жизни. 23.11.2020 владелец старенького VolvoS80 1999 года выпуска попал в ДТП не по своей вине. Фара разбита, бампер со стороны удара — в щепки, крыло замято, капот заблокирован. Оформил извещение о ДТП и направил в страховую заявление о возмещении. Перед этим проехался по мастерским — сумму ремонта определили в 50-60 тыс. руб. Морально стал готовиться к независимой экспертизе и суду. Однако 07.12.2020 обнаружил поступление на свою карту 70 тыс. руб. от страховой компании. Удивили, и на ремонт хватает!
Как видим, и в наше время есть возможность качественно отремонтировать автомобиль. Главное — правильно и в срок подготовить и направить документы, а затем найти со страховщиком взаимопонимание по конкретной ситуации.