Порядок Определения Размера Крупной Сделки В 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок Определения Размера Крупной Сделки В 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При определении крупности сделки для ООО в настоящее время руководствуются двумя основными критериями:

  • Во-первых, сравнивают сумму проводимой сделки со стоимостью активов учреждения.
  • Во-вторых, определяют, выходит ли она за пределы стандартной хозяйственной деятельности данной организации.

При рассмотрении суммы отчуждаемого или приобретаемого имущества следует понимать, что это не только недвижимые объекты, оборудование и т.п., но и продукты интеллектуального труда, акции, денежные средства и т.д.

В качестве сделок в данном аспекте могут выступать следующие финансовые операции:

  • Договор, при котором отчуждается или приобретается имущество (кредит, заем, приобретение акций и пр.).
  • Соглашения, при которых имущество на долгий срок изымается из активов организации (передается другому учреждению по договору аренды и т.д.).

Для расчета крупности предусмотрен следующий механизм действий:

  • На первом этапе подсчитывают общую стоимость совершаемой сделки.
  • Полученную сумму сравнивают со стоимостью имущества ООО. Для этого берут данные бухгалтерских отчетов за последний отчетный период. В данном случае учитываются все активы.

С 2017 г. крупной считается сумма, которая равняется или превышает 25 % от суммы, указанной в строке 700 бухгалтерского Баланса.

Прежде чем заключить соглашение надлежит провести следующую проверку:

  • Рассчитать стоимость активов. За основу брать последний бухгалтерский отчет.
  • Соотнести сумму контракта со стоимостью активов общества.
  • Определить причинно-следственную связь с имуществом.
  • Если в активе уже есть контракты со схожим смыслом, то следует установить с ними взаимосвязь.
  • Соотнести заключаемую сделку с обычной хозяйственной деятельностью общества.

Чтобы провести балансовую стоимость активов нужно брать сумму по последнему балансу. При этом следует принимать в расчет, что долги при таких подсчетах не учитывают, т.е. берут общие активы, но учитывают остаточную стоимость.

При всех подобных подсчетах рассматривается лишь имущество, которое официально является собственностью юридического лица. Иные объекты или же лизинговое имущество в расчет не принимают.

ФЗ № 14 устанавливает, что сделки заключаемые ООО, где в качестве учредителя выступает только одно лицо, не могут считаться крупными. Чтобы подтвердить этот факт достаточно представить выписку из ЕГРЮЛ. Если с течением времени состав общества расширяется, то во избежание ненужных претензий лучше заручиться одобрением контракта всеми участниками, даже если он совершается по предварительному соглашению, заключенному при другом составе.

Судебное оспаривание сделок – это не редкость. В таких ситуациях при рассмотрении дела судья обязан рассмотреть все первичные бухгалтерские документы общества и назначить необходимую экспертизу. С этой целью в бухгалтерии общества запрашивается справка о крупности сделки.

Порядок ее составления должен знать каждый главный бухгалтер. Документ в обязательном порядке заверяется подписями руководителя ООО и главбуха. После получения справку, как правило, предоставляют в Росреестр, чтобы зафиксировать факт передачи имущества и прав на него.

Размер Крупной Сделки Для Бюджетного Учреждения В 2021 Году

Правила одобрения сделки, если в обществе только один участник несколько иные. Когда этот участник выступает в качестве исполнительной власти, т.е. числится в качестве исполнительного или Генерального директора, то в таких случаях получать одобрение не нужно. Если этот человек не оформлен директором, то следует от его имени составить простое письменное разрешение.

Ст. 46 ФЗ № 14 определяет ситуации, при которых одобрение крупной сделки оформлять не надо:

  • Если в процессе присоединяется или отчуждается имущество в результате реорганизации ООО. Например, при слиянии или присоединении.
  • Когда в момент совершения сделки к обществу переходят доли или части доли его уставного капитала.

Отметим, что с 01.01.2021 расчеты с учредителем (счет 0 210 06 000) отражаются в пассиве Баланса (ф. 0503730). То есть, в силу закона с 01.01.2021 расчет крупной сделки должен осуществляться с учетом стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).

В случаях изменения в течение года валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — сведения (ф. 0503773)) (Письма Минфина России от 14.05.2015 N 02-07-07/27504, от 25.03.2016 N 02-07-10/17076). В соответствии с нормами п. 72 Инструкции N 33н информация в сведениях (ф. 0503773) содержит обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения. Сведения (ф. 0503773) формируются по деятельности с целевыми средствами, деятельности по государственному заданию, приносящей доход деятельности. Периодичность представления — годовая. Однако в случае реорганизации учреждения эта форма составляется на дату проведения реорганизации в составе пояснительной записки (ф. 0503760) и представляется органу исполнительной власти, выполняющему функции и полномочия учредителя.
Напомним, что особенности формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации или ликвидации учреждения установлены п.

Порядок Расчета Размера Крупной Сделки В 2021г

  • обращение руководства предприятия, чтобы было осуществлено предварительное согласование (указывая стоимость, сроки, предмет соглашения, стороны, аргументы для одобрения) с описью вложений;
  • копию отчетов по бюджету за год, что заверена главбухом;
  • проект договора с обозначением условий сделки;
  • отчет с оценкой рыночной стоимости объекта (за 3 месяца до того, как сделка будет совершена);
  • указания каждой задолженности, должника и кредитора.

Не все бизнесмены, учредившие ООО, понимают, когда совершается крупная сделка. Определим, что является такой сделкой, какие основные ее критерии и выясним правила расчета. Какие нормы стоит учитывать в 2021 году?

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для целей Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Это отчасти подтверждается и тем, что счет 21006 «Расчеты с учредителем» теперь перенесен в раздел III «Обязательства» пассива баланса, и станет балансовым. Напомню, что пока этот счет находится в активе баланса, но при подсчете валюты баланса не учитывается. Такие изменения уже нельзя считать случайными. Даже в проекте Сведений ф. 0503768 о движении нефинансовых активов нет раздела о недвижимом и особо ценном имущества учреждения. Но, видимо, на этапе редактирования, случайно, в проекте Сведений ф. 0503768 сохранились строки 081-083 к счету 107Х1 «Основные средства в пути», в которых требуется указывать недвижимое, особо ценное движимое и иное имущество.

Федеральный Закон № 7 от 12.01. 1996г. дает определение понятию крупная сделка для бюджетных организаций. Таковой она признается при условии, что в ней оперируют денежными средствами или имуществом на сумму, превышающую 10 % от балансовой стоимости активов этого учреждения. Определяются они, исходя из бухгалтерских отчетов за последнюю отчетную декаду. Исключениями будут ситуации, при которых Устав организации позволяет признать крупной сделку при меньших суммах.

Порядок ее составления должен знать каждый главный бухгалтер. Документ в обязательном порядке заверяется подписями руководителя ООО и главбуха. После получения справку, как правило, предоставляют в Росреестр, чтобы зафиксировать факт передачи имущества и прав на него.

Таким образом, для целей расчета размера крупной сделки учреждение использует данные баланса (ф. 0503730). До 2021 года 10 % отсчитывались от показателя балансовой стоимости его активов на конец отчетного периода: строка 410 графы 10 баланса, в которую входят показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, выданным авансам, по ущербу и иным доходам, с подотчетными лицами, прочие расчеты, в том числе с учредителем по недвижимому и особо ценному имуществу). То есть расчет размера сделок, предполагаемых к совершению в 2021 году, основывался на данных баланса за 2021 год, в 2021 году – на данных за 2021 год и т. д.

Как рассчитать сумму крупной сделки в 2021 году бюджетному учреждению

Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ).

Пример из другой сферы. В сеть парикмахерских перестали ходить клиенты, но у сети есть в собственности 12 помещений. Сеть решает сдавать в аренду половину из них, по деньгам выходит больше 25% от активов. И сдача помещений в аренду — нетипичная сделка, парикмахерские таким обычно не занимаются. Совпали оба признака — значит, сделка крупная.

Есть компании, которые сдают отчеты не раз в год, а чаще. Это называется промежуточной отчетностью. Например, раз в квартал сдают отчеты строительные компании и те, у кого есть кредиты. Они считают сделки по сумме активов из последнего отчета.

Руководителю фирмы, зарегистрированной как ООО, а также директору АО важно получить согласие на данную сделку со стороны тех или иных управомоченных лиц (далее в статье мы рассмотрим, как оно может даваться).

При этом, как следует из приведенных выше норм Закона N 14-ФЗ, установлены критерии определения крупных сделок исходя из соотношения суммы сделки и балансовой стоимости активов общества в целом, а не стоимости чистых активов.
Порядком предусмотрено составление и представление в Банк России отчета за I квартал, I полугодие, девять месяцев отчетного года для кредитных организаций (за исключением небанковских кредитных организаций). Таким образом, небанковские кредитные организации составляют и представляют в Банк России только бухгалтерский баланс за отчетный год.

Причина появления такого ограничения очевидна – Гражданский кодекс, положения которого запрещают бюджетным и автономным учреждениям распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними. Но в случаях, когда на учреждение обращено взыскание, связанное с причинением вреда гражданам, а собственного имущества для его погашения недостаточно, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного и автономного учреждения (п. 2, 3 ст. 298, п. 5, 6 ст. 123.22). В целях минимизации рисков обращения подобных взысканий на недвижимое и особо ценное движимое имущество, не являющееся, по сути, имуществом самого учреждения, и были введены ограничения возможности заключать гражданско-правовые договоры, в которых такие риски возникают.

Этот термин применим к заключаемой сделке при ее соответствии определенным критериям и с учетом организационно-правовой формы юрлица. Сюда можно причислить и группу объединенных взаимосвязанных сделок. В роли признаков взаимосвязи этих договоров выступают такие параметры: однородность, достаточная близость по дате их проведения, одинаковый перечень участвующих лиц и один приобретатель, общая хозяйственная цель.

Как Рассчитать Размер Крупной Сделки В 2021 Году

При покупке более 30% акций ПАО в порядке, регулируемом главой XI.1 закона № 208-ФЗ, покупатель обязан направить публичную оферту — предложение о приобретении акций иным собственникам ценных бумаг. При этом в стоимость сделки входит не только цена покупаемых акций, но и цена других акций, которые покупатель должен попытаться выкупить у текущих владельцев.

Для участия в тендере в ряде ситуаций требуется должным образом составленная справка о крупности сделки. Документ необходимо подтвердить подписью руководителя компании и ее главного бухгалтера. Справка такого вида нужна также для предъявления в Росреестре с целью регистрации перехода прав на недвижимость.

Само понятие крупной сделки для ооо определено в соответствующем Федеральном законе №14, в статье 46. Здесь описан обозначенный термин и даны подробные разъяснения относительно всех аспектов поставленного вопроса. Согласно этому законодательному акту установлено два ключевых критерия крупной сделки для ООО:

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.

Подготовка документа

До 2019 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

В течение 2019 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Что учесть при формировании Решения

Назовем шесть правил:

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.
    В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».
  3. Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
  4. Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия.
    Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2019 № 310-ЭС19-1603.
  5. Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей».
    Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки.
  6. В 2019 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы.
  • для акционерных обществ – в статье 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • для обществ с ограниченной ответственностью – в статье 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • для бюджетных учреждений – в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • для унитарных предприятий – в статье 23 Федерального закона от 14 ноября 2021 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Под крупной сделкой понимается сделка, для совершения которой требуется одобрение совета директоров или собственников имущества, поскольку стоимость имущества, которое отчуждается или приобретается по ней, превышает определенный размер.

Крупной сделкой для некоммерческого учреждения признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Порядок расчета размера крупной сделки в 2021 году аналогичен порядку, применяемому в 2021 году. Для расчета критерия отнесения сделки к крупным в целях обоснования необходимости ее согласования используется показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату. Приказом Минфина России от 30 ноября 2021 года установлена форма указанного Баланса, но не регламентирован порядок расчета размера крупной сделки.

При расчете размера крупной сделки надо ли учитывать стр.410 гр.7 (целевые ср-ва), в данный момент там числится остаток на счете 205 — Расчеты с Минобрнаукой, которые должны поступить в 2021 году для выплаты стипендии?

Сделка считается крупной, если ее цена превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения. Стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Но учредитель может утвердить в уставе меньший размер для такой сделки. Об этом сказано в статье 14 Закона от 03.11.2021 № 174-ФЗ, пункте 13 статьи 9.2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Какая сделка является крупной для ООО и как это посчитать?

Обновленные отчетные формы Инструкции № 33н [1] , в числе которых баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)), вызвали ожидаемый поток вопросов о порядке расчета размера крупной сделки в 2021 году. Что следует принять во внимание, расскажем в статье.

Законодатель обращает внимание на то, что в случае, когда на момент оформления сделки годовая отчетность за финансовый год, предшествующий году предполагаемой сделки, еще не готова, то есть находится на стадии составления (принятия, проверки), критерий отнесения сделки к крупной необходимо рассчитывать по данным последней официальной отчетности.

Крупную сделку для АО регулирует Федеральный Закон № 208 от 26.12. 1995г. Он определяет, что в данном случае таковой может считаться сделка, при которой приобретается или отчуждается имущество общества на сумму не менее 25 % от общей балансовой стоимости активов. Ее вычисляют по бухгалтерским отчетам за последний отчетный период. К видам таких сделок могут относиться займы, кредиты и пр.

Сделки унитарных предприятий определены Федеральным Законом № 161 от 14.11. 2021г. В данном случае крупной считается сделка, при которой приобретается или отчуждается имущество организации на сумму, превышающую 10 % от ее уставного фонда или же в 50 тыс. раз превышает минимальный размер оплаты труда в России. Стоимость имущества высчитывается на основе бухгалтерских отчетов

Обратим также внимание на то, что с 01.01.2021 вступил в силу Стандарт «Доходы»*(4). С учетом положений данного стандарта у учреждений может значительно увеличиться показатель дебиторской задолженности, учитываемой на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам». Ведь теперь многие доходы (в частности, доходы в виде субсидий) подлежат учету в качестве доходов будущих периодов.

Для расчета контрольного показателя при определении минимальной цены крупной сделки бюджетного (автономного) учреждения используются показатели Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)).

Федеральный МРОТ с 01.01.2021 составляет 9 489 рублей (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2021 № 421-ФЗ ). Однако нужно помнить, что если в субъекте РФ на основании регионального соглашения введен свой МРОТ, а работодатель не соблюл «процедуру неприсоединения» к такому соглашению, ориентироваться нужно не на федеральный, а на региональный МРОТ. А такая минималка в принципе не может быть меньше федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). К примеру, в Москве региональный МРОТ составляет 18 742 рублей (Московское трехстороннее соглашение от 15.12.2021).

Совершенно точно, что в ближайшем будущем Правительство РФ будет снова повышать «минималку». Поэтому есть смысл образец приказа об изменении зарплаты в связи с увеличением МРОТ с 2021 года закрепить на уровне внутренних документов в качестве обязательного шаблона на будущее. Чтобы потом не мудрить лишнего и не тратить время на составление очередного такого приказа.

Крупной считается сделка, стоимость предмета которой превышает 25% от общей величины активов компании. При этом условия контракта должны удовлетворять критериям, установленным ст. 46 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и ст. 78 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208 (для ООО и АО соответственно).

Чтобы подсчитать, является ли сделка ООО крупной, нужно разделить балансовую (закупочную, продажную) стоимость имущества — предмета сделки на балансовую стоимость всех активов предприятия. Узнать больше об особенностях законодательного регулирования правоотношений с участием ООО вы можете в статьях: «Каков порядок выхода участников из состава ООО?»; «Оформление передачи доли в ООО другому участнику».

Ограничение возможности самостоятельно заключать договор, контракт, цена которого превышает определенный порог (крупная сделка), установлено п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение может совершить крупную сделку в 2021 году только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономное – с предварительного одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Предметом сделки при этом является:

– распоряжение денежными средствами;
– привлечение заемных денежных средств;
– отчуждение иного имущества, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно;
– передача иного имущества в пользование или залог.

Причина появления такого ограничения очевидна – Гражданский кодекс, положения которого запрещают бюджетным и автономным учреждениям распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними. Но в случаях, когда на учреждение обращено взыскание, связанное с причинением вреда гражданам, а собственного имущества для его погашения недостаточно, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного и автономного учреждения (п. 2, 3 ст. 298, п. 5, 6 ст. 123.22). В целях минимизации рисков обращения подобных взысканий на недвижимое и особо ценное движимое имущество, не являющееся, по сути, имуществом самого учреждения, и были введены ограничения возможности заключать гражданско-правовые договоры, в которых такие риски возникают.

Оба указанных закона устанавливают порог крупной сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) в размере 10 % балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного или автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Законодатель обращает внимание на то, что в случае, когда на момент оформления сделки годовая отчетность за финансовый год, предшествующий году предполагаемой сделки, еще не готова, то есть находится на стадии составления (принятия, проверки), критерий отнесения сделки к крупной необходимо рассчитывать по данным последней официальной отчетности.

Напомним, что ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату услуг (выполнению работ) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.

Законами о некоммерческих организациях (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона № 7 ФЗ) и автономных учреждениях (п. 2, 3 ст. 15 Федерального закона № 174 ФЗ) предусмотрена возможность признания сделки недействительной, если при ее заключении не была пройдена процедура согласования с учредителем и наблюдательным советом соответственно, а также ответственность руководителя, если в результате совершения крупной сделки учреждению были нанесены убытки в размере этих убытков.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований законодательства, может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения). Обязанность по представлению доказательств того, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения крупной сделки, лежит на лице, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ).

Порядок взыскания убытков с руководителя установлен ч. 1 ст. 277 ТК РФ, в соответствии с которой руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под таким ущербом согласно ч. 2 ст. 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния этого имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если тот несет ответственность за его сохранность), а также необходимость для работодателя осуществить затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Руководитель организации может быть привлечен к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, в соответствии с положениями разд. XI «Материальная ответственность сторон трудового договора» ТК РФ (гл. 37 «Общие положения» и 39 «Материальная ответственность работника»). Расчет убытков осуществляется на основании норм гражданского законодательства, согласно которым под таковыми понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).

Еще раз повторим, что порядок расчета размера крупной сделки в 2021 году не изменился – изменилась бухгалтерская форма, данные которой берутся как основа расчета. После представления отчетности за 2018 год по обновленным правилам размер крупной сделки, которую учреждение может совершать без согласования, значительно увеличился по сравнению с прошлыми годами. Вызвано это тем, что теперь показатель балансовой стоимости активов учреждения включает остаточную стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества. Однако учредитель по прежнему имеет возможность установить меньший предел размера крупной сделки и закрепить его в уставе бюджетного или автономного учреждения.

Каков порядок определения размера крупной сделки для бюджетных учреждений, то есть где именно брать контрольную цифру для исчисления

Крупные сделки бюджетных и автономных учреждений (Зернова И

Приказом Минобрнауки России от 18.11.2010 N 1188 утвержден Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, крупных сделок (Приложение 1) (далее — Порядок N 1188).

Образец решения об одобрении крупной сделки для ООО 2020 г.

По общему правилу, установленному законодательством, крупной сделкой признается сделка при условии, что ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Бюджетные (автономные) учреждения при этом вправе определить уставом меньший размер крупной сделки.

В настоящее время бухгалтерская отчетность автономных учреждений формируется в соответствии с «Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н).

В том, что касается ООО, то ст. 46 Федерального Закона № 14 от 08.02.1998г. для них представляет крупную сделку, как ту, при которой приобретается или отчуждается имущество на сумму, превышающую 25 % стоимости имущества самого общества. Определяется она на основе бухгалтерских отчетов за период, который предшествует дате осуществления сделки. Исключением являются случаи, когда Устав ООО назначает более высокую сумму крупной сделки. Если таковая совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности, то она автоматически не может считаться крупной.

  • При ней всегда приобретается или отчуждается имущество ООО.
  • Она может быть не только единичной, но и представлять собой цепь сделок, связанных между собой.
  • Устав общества может вносить коррективы в список возможных сделок для этой конкретной организации.

Сделка будет считаться крупной, если она выходит за границы обычной хозяйственной деятельности и при этом связана с покупкой или продажей имущества акционерного общества (более 30% акций) либо предусматривает передачу имущества во временное пользование или по лицензии (п. 1 ст. 46 № 14-ФЗ). Причем в обоих случаях цена таких операций должна составлять не менее 25% балансовой стоимости активов общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Решение об одобрении такой операции — это документ, в котором указывается максимальная цена одного контракта (п. 8 ч. 2 ст. 61 №44-ФЗ). Если требуется, то его принимают в соответствии с законодательством РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.) или по правилам, которые установлены в Уставе участника закупки. В других вариантах этим занимается представитель поставщика, уполномоченный на получение аккредитации на ЭТП.

В ООО одобрение находится в компетенции общего собрания. Если у организации образован совет директоров, то на основании Устава принятие соглашений о подобных операциях может быть передано в его ведение.

Скачать образец решения об одобрении крупной сделки


ООО, в которых есть только один учредитель, который выступает в качестве единоличного исполнительного органа, не обязаны составлять такой документ (п. 7 ст. 46 № 14-ФЗ).

Одновременно с этим в п. 8 ч. 2 ст. 61 № 44-ФЗ указано, что для прохождения аккредитации на ЭТП участники электронного аукциона должны подавать такие сведения независимо от формы собственности. В противном случае будет невозможно принять участие в торгах.

А вот включать эту информацию в состав второй части заявки не обязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает для него в рассматриваемую категорию. Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения. Такие случаи оспаривают в ФАС, но при этом увеличивается период заключения контракта.


В первую очередь стоит отметить, что в законодательстве РФ отсутствует единый образец решения о совершении крупной сделки. Но п. 3 ст. 46 № 14 ФЗ поясняет, что в таком документе должно быть указано:

  1. Лицо, которое является стороной соглашения и выгодоприобретателем.
  2. Цена.
  3. Предмет соглашения.
  4. Другие значимые условия или порядок их определения.

Выгодоприобретателя можно не указывать, если невозможно его определить к моменту согласования документа, а также если контракт заключается по результатам торгов.

При этом ст. 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно.

П. 4 ст. 181.2 ГК РФ закрепляет перечень сведений, которые необходимо отразить в решении очного собрания учредителей. В протоколе требуется указать следующие сведения:

  • дата, время и место проведения собрания;
  • лица, которые участвовали в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • лица, которые считали голоса;
  • лица, которые голосовали против одобрения сделки и потребовали внести запись об этом.

Обращаем внимание, что нормы об одобрении не применяются к обществам, которые состоят из одного участника, и он одновременно исполняет функции исполнительного органа (п. 7 ст. 46 № 14 ФЗ).

Таким образом, чтоб пройти аккредитацию и участвовать в торгах, рекомендуем использовать образец решения о крупной сделке 44 ФЗ как для общества, которое состоит из одного учредителя, так и для собрания участников, которые отражают все требования законодательства.

В гражданском праве РФ определено понятие крупной сделки. Крупной сделкой считаются несколько связанных между собой сделок, в результате которых приобретается или отчуждается имущество. Стоимость имущества при таких сделках должна начинаться с 25 процентов и более от балансовой стоимости активов Общества с ограниченной ответственностью.

Как ни странно, но заключение мирового соглашения тоже относится к крупным сделкам. При этом не всегда известны стороны и выгодоприобретатели. Это относится к торгам. При таком положении допустимо не указывать обязательных сведений.

Стоимость же самих активов определяется балансом Общества с ограниченной ответственностью, составленным бухгалтером с самой последней датой отчёта за истёкший период (последний год). К крупным соглашениям могут относиться: заём, кредит, залог. Но вот сделки, связанные с размещением на рынке ценных бумаг, несмотря иногда даже на свои большие объёмы, никак не могут быть отнесены к крупным.

Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» чётко определяет, что сделки, совершаемые в ходе постоянной хозяйственной деятельности, не могут квалифицироваться, как крупные.

Для одобрения соглашения собирается общее собрание участников общества (акционеров), где решается вопрос об одобрении крупной сделки. Составляется проект решения об одобрении соглашения между субъектами. В этом решении указываются: цена приобретаемого имущества, непосредственно сам предмет сделки и сторона приобретатель. Если же договор заключался в ходе торгов, то выгодоприобретатель не может быть указан в решении. Это же правило действует при каких-то иных случаях, когда выгодоприобретатель не смог быть определён к моменту одобрения.

В ООО может быть создан совет директоров. В этом случае все соглашения стоимостью от двадцати пяти до пятидесяти процентов стоимости имущества общества, находятся в ведении Совета. И уже совет может решить одобрение крупных договоров.

Решение, принимаемое общим собранием, обеспечивается присутствием всех участников. Участники должны быть извещены заранее. Руководитель предприятия знакомит присутствующих с повесткой собрания. Порядок проведения собрания определяется законом об ООО, уставом и другими документами самого предприятия. В работе допускается перерыв, не ограниченный по времени.

Данные о соглашении оформляются подписанным протоколом собрания. Решение считается законным, если не противоречит уставу и действующему законодательству. Не указанные в протоколе существенные условия, автоматически делают сделку неодобренной.

Соглашение считается одобренным с момента подписания протокола.

Расчет размера крупной сделки в 2019 году

1) Устав регулирует ежедневную хозяйственную деятельность общества. В нём также могут быть определены низший и высший пороги крупных договоров, или вообще упразднена процедура таких процессов. При наличии какой-либо из ступеней порога, цифры минимальной и максимальной величины порога должны быть выражены в процентах. Решение принимается общим собранием либо советом директоров.

2) Обычно решение о соглашении принимается общим собранием участников общества. Но, когда образовывается совет директоров, все функции передаются ему. Изменения должны быть отражены в уставе.

3) Новые правила, регулирующие процесс соглашений, определяют новый порог по крупности. Если раньше порог составлял не более 25 процентов, то сейчас эта норма выросла от 25 процентов и больше.

На данный вид юридического лица распространяются правила по закону “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”.

Для государственных предприятий соглашение становится крупным в результате, если сделки взаимосвязанны между собой. При этом приобретается или отчуждается, а также существует возможность отчуждения имущества. Имущество в договорах такого рода оценивается в сумму более 10 процентов от уставного фонда предприятия в первом варианте. И во втором варианте в пятьдесят тысяч раз и более должна превышать минимальный размер оплаты труда.

Стоимость отчуждаемого имущества определяется в результате бухгалтерского учёта предприятия. Если имущество приобретается, то его стоимость определяется, основываясь на цене имущества.

Для совершения решения, необходимо согласие собственника предприятия. Таким собственником является муниципалитет (органы местной власти).

Отсутствие согласия собственника означает несостоятельность сделки.

К этой форме предприятия применяется закон “О некоммерческих организациях”. Крупная сделка для такого предприятия — это несколько взаимосвязанных сделок, если они связаны с деньгами, отчуждением имущества либо передачей имущества пользование или залог.

Цена такой сделки или стоимость имущества (отчуждаемого или передаваемого) должны превышать стоимость активов бюджетного учреждения, стоящих на балансе предприятия. Стоимость определяется бухгалтерскими отчётами с последней датой. Уставом такого предприятия может быть предусмотрен и меньший размер договорного с оглашения .

Бюджетная организация осуществляет свои договоры по предварительному согласию учредителя. Учредителем являются: органы федеральной исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта федерации и органы местного самоуправления.

Для принятия участия в соглашении, учредителю бюджетной организации следует представить в Министерство финансов пакет документов:

  • Обращение руководителя учреждения о предварительном согласовании. В этом документе указывается: цена и сроки, предмет сделки и стороны, финансовое обоснование целесообразности. К обращению должна быть приложена опись документов.
  • Заверенные копии отчётности по бюджету за последний год с последней датой отчётности. Заверяет формы бюджетной отчётности главный бухгалтер.
  • Проект договора, в котором обозначены все условия сделки.
  • Отчёт об оценке рыночной стоимости имущества. Оценка проводится не раньше чем за три месяца до предоставления отчёта.
  • Указание всех видов задолженностей, должников и кредиторов.

Решение о предварительном согласовании, рассматривается и принимается комиссией после приёма документов, в течение месяца. Оформляется решение приказом Министра финансов.

Регулируется законом «Об автономных учреждениях». Сделка у этого предприятия тогда крупные, когда связаны с распоряжением денежными средствами, привлечёнными под заём, отчуждением имущества и передачей его пользование (или в залог). Условия для этого следующие: цена или стоимость имущества (передаваемого или отчуждаемого) превышает 10 процентов стоимости активов на балансе предприятия. Стоимость активов определяется, как и везде, балансом с последней датой отчётности. Меньший порог может быть обозначен в уставе.

В автономном учреждении право проведения решается с одобрения наблюдательного совета. Совет рассматривает предложение руководителя 15 календарных дней. В состав совета входит от пяти до одиннадцати человек.

Членами наблюдательного совета являются: представители данного учреждения, исполнительных органов местного самоуправления или государственной власти, представители общественности.

Решение принимается двумя третями голосов.

Сделка, совершенная с нарушением, признаётся недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя.

Ограничение возможности самостоятельно заключать договор, контракт, цена которого превышает определенный порог (крупная сделка), установлено п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение может совершить крупную сделку в 2019 году только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономное – с предварительного одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Предметом сделки при этом является:

– распоряжение денежными средствами;
– привлечение заемных денежных средств;
– отчуждение иного имущества, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно;
– передача иного имущества в пользование или залог.

Причина появления такого ограничения очевидна – Гражданский кодекс, положения которого запрещают бюджетным и автономным учреждениям распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ними. Но в случаях, когда на учреждение обращено взыскание, связанное с причинением вреда гражданам, а собственного имущества для его погашения недостаточно, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного и автономного учреждения (п. 2, 3 ст. 298, п. 5, 6 ст. 123.22). В целях минимизации рисков обращения подобных взысканий на недвижимое и особо ценное движимое имущество, не являющееся, по сути, имуществом самого учреждения, и были введены ограничения возможности заключать гражданско-правовые договоры, в которых такие риски возникают.

Оба указанных закона устанавливают порог крупной сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) в размере 10 % балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного или автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Таким образом, для целей расчета размера крупной сделки учреждение использует данные баланса (ф. 0503730). До 2018 года 10 % отсчитывались от показателя балансовой стоимости его активов на конец отчетного периода: строка 410 графы 10 баланса, в которую входят показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) и показатели финансовых активов (расчеты по доходам, выданным авансам, по ущербу и иным доходам, с подотчетными лицами, прочие расчеты, в том числе с учредителем по недвижимому и особо ценному имуществу). То есть расчет размера сделок, предполагаемых к совершению в 2018 году, основывался на данных баланса за 2017 год, в 2017 году – на данных за 2016 год и т. д.

Подход, согласно которому размер крупной сделки рассчитывается как 10 % от показателя строки 410 на конец отчетного периода, неоднократно подтверждался Минфином (см., например, Письмо от 18.10.2013 № 02 06 10/43703). В 2016 году было издано Письмо от 25.03.2016 № 02 07 10/17076, предписывающее базу расчета, то есть показатель строки 410, уменьшить еще и на остаточную стоимость особо ценного имущества, в отношении которого учреждение не обладает самостоятельным правом распоряжения (показатель строки 338 баланса (ф. 0503730), действовавшей до отчетности за 2018 год). На самом деле в таком уточнении не было необходимости, поскольку показатели строки 338 и так отражались в отрицательном значении согласно правилам заполнения баланса в редакции от 17.12.2015, то есть дополнительно уменьшать показатель строки 410 было не нужно.


Похожие записи:

Добавить комментарий