Жилищный кодекс рф 2021 капитальный ремонт

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищный кодекс рф 2021 капитальный ремонт». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Жилищный кодекс РФ

1 ЖК РФ статья: 1 — 14

2 ЖК РФ статья: 15 — 21

3 ЖК РФ статья: 22 — 24

4 ЖК РФ статья: 25 — 29

5 ЖК РФ статья: 30 — 35

6 ЖК РФ статья: 36 — 48

7 ЖК РФ статья: 49 — 59

8 ЖК РФ статья: 60 — 91

8.1 ЖК РФ статья: 91.1 — 91.12

8.2 ЖК РФ статья: 91.13 — 91.15

III.2 ЖК РФ статья: 91.16 — 91.20

9 ЖК РФ статья: 92 — 98.1

10 ЖК РФ статья: 99 — 109.1

11 ЖК РФ статья: 110 — 123.2

12 ЖК РФ статья: 124 — 134

13 ЖК РФ статья: 135 — 142

14 ЖК РФ статья: 143 — 152

VII ЖК РФ статья: 153 — 160

VIII ЖК РФ статья: 161 — 165

15 ЖК РФ статья: 166 — 174

16 ЖК РФ статья: 175 — 177

17 ЖК РФ статья: 178 — 188

18 ЖК РФ статья: 189 — 191

19 ЖК РФ статья: 192 — 202

СКАЧАТЬ ЖК РФ 2021

Жилищный кодекс Российской Федерации

АПК РФ

Бюджетный кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

КоАП РФ

Лесной кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Таможенный кодекс ЕАЭС

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ

44-ФЗ

Об ипотеке

О приватизации

Кто не должен платить за капремонт в 2021 году

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статья 166. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

В начале 2016 года в силу вступил закон, закрепляющий привилегированный круг лиц, в полном объеме освобожденных от уплаты капитального ремонта или в определенной части. В настоящее время воспользоваться льготой и не платить имеют право — собственники квартир, возрастом от 80 лет или живущие в семье из неработающих пенсионеров.

Добиваться компенсации в размере 50% от проплаченного взноса на капитальный ремонт имеют право:

  • одинокие и неработающие собственники квартир, переступившие рубеж в 70 лет;
  • собственники жилья из семьи, в состав которой входят только неработающие пенсионеры;
  • лица с ограниченными физическими возможностями;
  • инвалиды или семьи, в состав которых входит ребенок-инвалид;
  • малоимущие квартировладельцы;
  • многодетные семьи в зависимости от доходов;
  • семьи, обладающие статусом неполной семьи в зависимости от доходов;
  • лица, удостоенные медали «За оборону Москвы» (льгота действительна только для столичного региона).
  • жильцы дома, в котором насчитывается менее трех квартир.

Также предусмотрены случаи полного освобождения от обязанности уплачивать строку в квитанции о капитальном ремонте:

  1. дом не занесен в определенную региональную программу;
  2. участок, на котором размещается многоквартирный дом, изымается в пользу государственных структур;
  3. знание имеет статус аварийного и подлежит сносу в ближайшем будущем.

Для получения компенсации лицам, освобожденным от полной оплаты, необходимо совершить определенный порядок действий:

  • дождаться первой квитанции за капитальный ремонт;
  • осуществить по ней оплату в 100-процентном объеме;
  • убедиться в отсутствии задолженности по другим коммунальным услугам;
  • собрать полный пакет документов.

Пакет документов состоит из:

  1. удостоверения личности;
  2. справки об отсутствии задолженности по коммунальным услугам;
  3. документа, свидетельствующего о праве получать данную льготу;
  4. справки о доходах; выписки из домовой книги;
  5. правоустанавливающих документов на квартиру;
  6. реквизитов лицевого счета.

Заявление оформляется в двух экземплярах (для администрации и регионального фонда) с указанием оснований на возмещение и подкрепляется нормами права.

Собственники жилья сами решают, на что направить деньги, перечисляемые ежемесячно на капремонт. Конкретный дом может платить взносы на капитальный ремонт на специально открытый банковский счет. Он оказывается в распоряжении представителей, получивших данное право на домовом собрании.

Отчётность по расходованию средств предоставляется непосредственно собственникам квартир. Денежные средства начисляются ежемесячно, а затем попадают под расходование. При необходимости в многоэтажном здании ремонтные работы будут произведены в самые короткие сроки.

В регионе создается и согласовывается программа капремонта жилищного фонда, открывается целевой счет, где скапливаются денежные средства, и определяется платеж на капитальный ремонт. Далее осуществляется последовательное выполнение всех работ по капремонту каждого дома, находящегося в программе.

Такой порядок действий не гарантирует, выделение собранных средств по первому требованию, она определяет очередность многоквартирных сооружений. Каждый дожидается утвержденной очередности своего дома.

ВНИМАНИЕ! Следите за проведением работ, все жалобы пишите в журнал приема населения.

Территориальная программа обязательно опубликовывается в официальных источниках СМИ субъекта РФ или на публичных сайтах местных властей и кому надо может ознакомиться. Надзорная функция за законностью распределения собранных денежных ресурсов из «общего котла» возлагается на государственную жилищную инспекцию.

Жилищный кодекс России 2021 года

Законом четко определен перечень работ, выполняемых на эти средства:

  • восстановление функциональной системы лифта или полная замена такого оборудования, выработавшего положенный ресурс;
  • налаживание работоспособности инженерных коммуникаций, замена водопроводных и канализационных труб, электрики, устранение поломок и дефектов в системах газоснабжения и другие;
  • замена кровельного материала, а также систем вентиляции, слива или водостока;
  • проведение работ, направленных на восстановление фасада здания;
  • укрепление основания здания и фундаментные работы;
  • приведение в надлежащее техническое состояние помещений чердака и подвала;
  • установка общедомовых счетчиков на отопление, позволяющих оптимизировать расходы на коммунальные услуги.

Список работ может быть расширен, в зависимости от конкретного здания.

Часто у жителей многоквартирного дома появляется желание не оплачивать взносы на капремонт после проведения ремонтных работ. Так как накопленных средств не всегда хватает на погашение суммы ремонтных работ, региональный фонд обращается к субъекту РФ за кредитными средствами. Поэтому такого освобождения не предвидится.

ВАЖНО! Есть небольшая доля вероятности временной отмены или уменьшения суммы платежа после проведения ремонтных работ собственниками за счет личных денежных средств.

При наличии определенного ряда недовольств и претензий, относительно взносов, перечисляемых для проведения капремонта, и отсутствия желания их оплачивать, жильцу будет разумно обратиться в управляющую компанию.

Отказ или воздержание от оплаты выставленного счета чреват образованием значительной задолженности. Сначала должника на регулярной основе будут оповещать почтовыми извещениями и телефонными звонками о наличии долга.

Данные нормативные акты постоянно подвергаются внесениям изменений и дополнений. Так, Федеральный закон № 44 о государственных закупках ежегодно подвергается изменениям. На сегодняшний день действует редакция от 2июня 2016 года под номером 21. Готовиться для вступления в силу реакция 22 от 2 июня с изменениями, которые еще не вступили в законную силу.

Что касается федерального закона № 185, то данный акт подвергался внесению поправок больше 30 раз. На сегодняшний день, для 185 ФЗ- капитальный ремонт, действующая редакция 32 от 2 июня 2016 года. 271 ФЗ о капитальном ремонте многоквартирных домов с изменениями имеет всего две редакции, так как является весьма новым и пока что устраивает государственную думу. Сегодня действует вторая редакция от 29 июня 2015 года.

Какие изменения относительно проведения капремонта в законодательных актах были внесены в последнее время мы рассказываем в отдельной публикации.

Для того, чтобы требовать законного проведения капремонта самим жильцам в первую очередь необходимо быть знакомым с нормами права и знать, где начинаются и заканчиваются их права и интересы. Только осведомленность гарантирует вам соблюдение интересов.

1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.

2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования)).

3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 29.12.2017 N 462-ФЗ)

4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.


ФЗ-188 Жилищный кодекс действующий в 2021 г. в формате doc и pdf

1. К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.


1. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.

2. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

(часть 3 в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)


1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 6 введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

В целях гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений, может осуществляться страхование жилых помещений в соответствии с законодательством.


1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

2. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.

3. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.

3.1. Перевод жилого помещения в наемном доме социального использования в нежилое помещение не допускается.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

3.2. Перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

4. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.


(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

1. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)


Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).

Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Общий список, что входит в капитальный ремонт дома, содержит Жилищный кодекс в ст. 166. Данный перечень дублируется в актах региональных органов власти, а конкретные работы определяются уже исходя из текущего состояния МКД.

Капитальный ремонт жилых домов по Кодексу включает шесть основных направлений:

  • капремонт имеющихся инженерных систем (вода, газ, электричество, тепло и канализация, а также всевозможные аварийные системы – например, противопожарную);
  • капремонт и замену лифтов и лифтовых шахт, а также имеющихся машинных вспомогательных помещений;
  • кровельные работы;
  • капремонт подвальных помещений, которые являются общедомовым имуществом (если подвал приватизирован, отремонтировать его за счет средств капремонта нельзя);
  • капитальный ремонт фасада жилого дома;
  • капремонт фундамента МКД.

Данный перечень конкретизируется администрациями субъектов в сторону расширения. В список работ по жилым домам добавляется:

  • капремонт несущих и ограждающих конструкций, если это не относится к реконструкции (к ограждающим конструкциям, например, в некоторых случаях относят окна, входные и подъездные двери);
  • устройство и ремонт пандусов, а также иные работы, призванные улучшить мобильность инвалидов;
  • установка общедомовых счетчиков, измерительных приборов;
  • разработка, экспертиза и строительный контроль проектной документации на МКД;
  • ремонт и обустройство вентиляции;
  • ремонт чердачных помещений МКД.

Внимание! Следует запомнить основные правила: капитальный ремонт выполняется в отношении общедомового имущества, находящегося на общей площади МКД, а из списка работ исключаются те, что относятся к текущему ремонту. Последний финансируется из ежемесячных коммунальных платежей за ЖЭУ и выделяется отдельной соответствующей строкой в квитанции.

Как законно не платить за капремонт в 2021 году?

Ситуация с капремонтом жилых домов складывается такая, что не все работы можно четко разграничить, относятся они к капитальным или текущим манипуляциям.

Одновременно при данных видах ремонта может выполняться покраска фасада, косметический ремонт в подъезде, замена стекол в рамах, ремонт оконных рам.

Важно! Отличить капитальный ремонт от текущего можно по возможности проведения работ без вмешательства в процесс эксплуатации жилого дома. Например, если ремонт на общедомовом стояке можно выполнить, не отключая всех жильцов, то это текущие работы. Если квартиры отключают от водо- или теплоснабжения, то ремонт капитальный.

Жилищный кодекс определяет, что оплата капитального ремонта осуществляется собственниками помещений МКД. Нужно ли платить за капремонт и кто освобожден от уплаты взносов в каждом конкретном случае, рассмотрим ниже.

Внимание! Обязаны ли жильцы платить за капремонт жилого дома, напрямую зависит от их статуса по отношению к помещению – собственники или арендаторы. Льготы по другим основаниям, например, для пенсионеров, многодетных или инвалидов (как по налогам), не предусмотрены. Однако в некоторых регионах существуют компенсационные выплаты по капремонту для ряда категорий граждан.

В свою очередь, капитальный ремонт квартиры полностью ложится на плечи ее собственника и не выполняется за счет общих средств, собранных всеми жильцами.

Взносы за капитальный ремонт собственниками нежилых помещений так же обязательны, как и собственниками квартир. Все помещения коммерческого назначения, расположенные в жилом доме, также подпадают под действие закона о капитальном ремонте. Закон в этом плане никаких различий не делает. Но и ставка для владельцев магазинов, аптек, мастерских и других площадей не меняется, а соответствует общей, принятой в конкретном жилом доме.

По вопросу, должен ли квартиросъемщик платить за капитальный ремонт МКД, ЖК принял однозначную позицию – по закону не должен. Но по договору стороны могут договориться иначе, и тогда юридическую силу получат именно положения договора аренды или найма. Если в договоре не указано прямо, должны ли квартиросъемщики платить за капитальный ремонт, то оплачивать соответствующие квитанции должен собственник помещения.

Аналогичная ситуация и по вопросу, кто платит за капремонт, если квартира муниципальная. Нужно смотреть договор и внимательно читать его положения. Некоторые администрации полностью перекладывают на нанимателей все коммунальные расходы и взносы по капремонту.

Счет, куда идут деньги от взносов по капитальному ремонту, определяется следующим образом:

  • По умолчанию деньги аккумулируются на счете регионального фонда капитального ремонта в «общем котле». Из этого общего счета деньги перераспределяются в соответствии с планами региональной программы на те жилые дома, которые нужно отремонтировать раньше.
  • По решению собственников деньги могут собираться отдельно ото всех на нужды только данного жилого дома – на специализированном счете в банке, доступ к которому будет иметь управляющая компания или ТСЖ.

В любом случае контроль над проведением работ в жилых домах проводит местная администрация.

При открытии спецсчета у жильцов появляется возможность контролировать поступление и расходование денег. Они могут самостоятельно на общем собрании определять, когда и какой ремонт нужно выполнить, а не ждать очерёдности у регионального оператора.

Совет! Если жильцам кажется, что у них давно не было ремонта и состояние дома оставляет желать лучшего, они вправе на общем собрании потребовать от руководства ТСН отчитаться по этому поводу и предоставить подтверждающую документацию по объемам и расценкам выполненных работ.

Размер оплаты капитального ремонта зависит от площади квартиры, поскольку ставка определяется за 1 кв. м. Этот момент возмущает некоторых жильцов, которые считают, что было бы рациональнее взимать оплату с каждого собственника, ведь износ дома зависит от того, сколько человек пользуется лифтом или водопроводом.

Региональный оператор — это организация, занятая созданием специализированного фонда, активы которого направляются на капитальный ремонт жилых зданий. Для этого открывается счет в российском банке с суммарным капиталом не менее 20 млрд. рублей.

Основные функции регоператора:

  • взаимодействие с муниципальными властями, решение оргвопросов;
  • накопление взносов, поступающих от граждан, и контроль за их расходованием;
  • выбор подрядчика для выполнения работ, проверка строительной сметы и выполнение других обязанностей заказчика;
  • организация работ в установленные сроки, которые утверждается на основании региональной программы;
  • проверка качества выполненных работ, устранение недостатков;
  • размещение информации и отчётов о своей деятельности на сайте организации.

Представители этой структуры взаимодействуют с ТСН и жильцами, участвуют в общем собрании, чтобы уведомить о планах на проведение капремонта, согласовать сроки и объёмы работ.

Данный нормативный правовой акт направлен на внесение изменений в жилищное законодательство РФ. Там указывается о формировании обязательного регионального фонда для получения денежных средств на капремонт жилых МКД.

Сформировать фонд и осуществлять операции по нему могут как управляющие компании, являющиеся юридическими лицами или собственниками зданий, сооружений или иного недвижимого имущества.

Обязанность по поддержанию помещения в должном состоянии указывается актом, которые могут создать как жильцы, так и УК.

В 2021 году закон имеет следующую структуру: преамбула и три главы. Основными нововведениями являются те, которые закрепляют положения об обязательном информировании населения о фонде капитального ремонта, о том, как он формируется и из его состоит.

Этот федеральный закон был принят в 2007 году. Он состоит из преамбулы и глав, каждая из которых состоит, в свою очередь, из статей. Этот официальный закон включает в свой текст положения о фонде содействия, устанавливает порядок его финансирования, устанавливает положения об изменении платы и взносов и др.

Цели создания этого нормативного правового акта – создание благоприятной ситуации в стране для проживания граждан в новостройках и иных домах, входящих как в государственный, так и в муниципальный жилищный фонд.

Действующая редакция закрепляет права и обязанности жильцов, их правовой статус и компетенции. Так же указывается порядок проведения собрания этой некоммерческой организации и порядок ведения дел в ней.

Помимо этих законов, положения о капремонте закреплены и в ряде других нормативных правовых актов:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. О порядке определения минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
  3. Градостроительный кодекс РФ и др.

Все эти законы определяют и раскрывают отдельные существенные положения в ситуациях уплаты денег на ремонт, о льготах, региональном операторе и организации деятельности в данной сфере.

Вышеуказанные федеральные законы имеют определённые отличия. Так, федеральные законы 399 и 271 являются изменяющими и дополняющими к отдельным нормативным правовым актам и включают новые аспекты.

Федеральный закон 185 в отличие от двух других является самостоятельным правовым актом и регулирует положение о фонде содействия жилищному строительству и благоустройству.

Помимо федеральных законов, порядок осуществления капремонта регулируется и постановлениями правительства в сфере ЖКХ. Это постановление правительства Москвы. Она определяет порядок проведения капитального ремонта в Москве и области и порядок утверждения региональной программы.

Постановлением установлено, по какой очередности должен быть произведен капремонт, как именно он проводится и другие существенные аспекты.
Отдельными статьями указано, за счет каких средств ремонтируется имущество, как осуществляются платежи пенсионерами, что нужно указать и на что ссылаться в заявлении на получение льготы и др.

Это постановление определяет предельный размер денежных средств, которые могут быть потрачены на ремонт тог или иного объекта.

Например, штукатурные работы в пределах одного квадратного метра не могут быть дороже двух тысяч рублей. Квадратный метр плитки не может стоит дороже 170 рублей и др. Остальные работы могут определяться в соответствие с проектной документацией. Окончательное утверждение цены происходит в фонде регионального оператора.

Владельцы помещений в МКД, выбравшие в качестве способа формирования ФКР накопления на специальном счете, должны провести общее собрание собственников, на котором определяется:

  • размер ежемесячных взносов на цели КР (не меньше минимальной ставки, установленной субъектом РФ);
  • владелец специального счета;
  • лицо, предоставляющее услуги по формированию платежных документов (квитанций) на уплату взносов;
  • порядок предоставления этих документов плательщикам;
  • размер расходов, связанных с формированием квитанций и условия оплаты этих услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может выступать:

  • товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  • жилищный кооператив (ЖСК, ЖК);
  • управляющая компания (УК);
  • региональный оператор (в этом случае ФКР формируется исключительно в отношении одного дома, и, несмотря на тот факт, что его владельцем числится региональный оператор, деньги учитываются обособленно, а не в «общем котле»).

Физическое лицо не может выступать в качестве владельца специального счета.

Договор спецсчета заключается бессрочно. Если его владелец признан банкротом, то денежные средства, хранящиеся на этом счете, не подлежат включению в конкурсную массу, поскольку не являются имуществом должника.

Если компания, являющаяся владельцем счета, прекращает управление домом по каким-либо причинам (общее решение собственников о смене УК, ликвидация или реорганизация компании), собственники в течение 2 месяцев должны провести общее собрание и выбрать нового владельца счета или изменить способ формирования ФКР (передать накопления на счета регионального оператора).

Если вышеуказанный срок истек, а решение собственниками МКД принято не было, то орган местного самоуправления автоматически назначает владельцем специального счета регионального оператора.

Обязанность по уплате взносов на КР возлагается на всех собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Не платят взносы:

  • наниматели государственного (муниципального) жилья;
  • собственники помещений в МКД, который в установленном порядке признан аварийным и подлежит сносу (реконструкции);
  • владельцы помещений в доме, который расположен на земельном участке, подлежащем изъятию для государственных (муниципальных) нужд (в данном случае собственники освобождаются от уплаты взносов с месяца, следующего за месяцем, в котором органами исполнительной власти было принято решение об изъятии земельного участка).

Если МКД был включен в региональную программу капитального ремонта на момент ее размещения в системе ГИС ЖКХ, то первый раз собственники должны уплатить взнос на КР по истечении срока, установленного законом субъекта РФ.

ЖК РФ (п. 3 ст. 169) дает право властям региона установить такой срок в пределах от 3 до 8 месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем официальной публикации программы.

Если же речь идет о новостройке, то есть о доме, который был сдан в эксплуатацию после официальной публикации региональной программы и добавлен в нее при актуализации сведений по итогам какого-либо года, то собственники в первый раз заплатят взнос через 5 лет после включения МКД в программу (если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ).

Резюмируя вышеизложенное, получить «временную отсрочку» по уплате взносов на капремонт могут:

  • владельцы помещений в новостройках (до 5 лет с момента включения МКД в программу капремонта);
  • собственники (формирующие ФКР на специальном счете), которые накопили требуемую минимальную сумму и приняли решение приостановить уплату взносов на КР.

Кроме того, если собственники, формирующие ФКР на счетах регионального оператора, выполнили какой-либо вид работ по капремонту своего дома досрочно на личные дополнительные средства (без привлечения бюджетных денег и средств регионального оператора), а выполненные работы, в соответствии с региональной программой, должны быть проведены в отношении МКД только один раз (то есть отсутствует основание для переноса сроков работ на более поздний период), то сумма произведенных расходов может быть засчитана в счет исполнения будущих обязательств по уплате взносов в ФКР.

В соответствии с п. 2.1. ст. 169 ЖК РФ региональным законом могут быть установлены компенсации расходов на уплату взносов в следующем размере:

50 %

одиноко проживающим неработающим собственникам жилья, достигшим возраста 70 лет
владельцам квартир, проживающим в составе семьи, состоящей из неработающих пенсионеров или инвалидов I-II группы и достигших возраста 70 лет

100 %

одиноко проживающим неработающим собственникам жилья, достигшим возраста 80 лет
владельцам жилья, проживающим в составе семьи, состоящей из неработающих пенсионеров или инвалидов I-II группы и достигших возраста 80 лет

При этом меры социальной поддержки предоставляются с учетом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и рассчитываются исходя из минимального размера взносов, установленного законом субъекта РФ.

Органы исполнительной власти также могут по собственной инициативе предоставлять компенсацию расходов по уплате взносов на КР иным категориям граждан.

Например, в соответствии с п. 4.2.(1) постановления Правительства Москвы № 833-ПП, скидка в размере 50 % от суммы взносов на КР установлена для:

  • инвалидов (семей, имеющих детей-инвалидов);
  • почетных доноров;
  • лиц, проходивших воинскую службу в городе и трудящихся на предприятиях Москвы в 1941-1942 годах;
  • многодетных семей и т.д.

Кроме того, учитывая, что взносы на капремонт включаются в состав коммунальных платежей, то на них в полной мере распространяется порядок предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ малоимущим семьям (одиноким гражданам), утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.


Похожие записи:

Добавить комментарий