Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2015, N 1, ст. 56) и подпунктом 5.2.1 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2020, N 21, ст. 3255), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками.

2. Признать не подлежащим применению приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 33 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками» (зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2003 г., регистрационный N 4806).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

Раздел «Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом»


С 1 января 2021 г. вводятся в действие новые правила перевозок ж/д транспортом грузов мелкими отправками.

Такие перевозки осуществляются по одной транспортной ж/д накладной. По соглашению между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком допускаются прием грузов к перевозке мелкими отправками и их выдача на станциях, не открытых для выполнения операций с мелкими отправками.

Грузы, перевозимые в вагонах и контейнерах, не принадлежащих перевозчику, предъявляются к перевозке единовременно партиями (более 1 мелкой отправки), загруженными в вагон (до его полной вместимости или грузоподъемности), с одной станции отправления на одну станцию назначения.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

(В редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Протоколом СЖТ СНГ от 19 октября 2018 года N 69.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2018, N 31, ст. 4842) и подпунктом 5.2.1 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 47, ст. 6669), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе.

2. Признать не подлежащим применению приказ МПС России от 16 июня 2003 г. N 19 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе» (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4740).

3. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 19 августа 2009 г. N 138 «О внесении изменений в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 19» (зарегистрирован Минюстом России 29 сентября 2009 г., регистрационный N 14913).

Министр
Е.И. ДИТРИХ

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 14 января 2020 г. N 9

Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.

Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.

Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.

Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.

При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.

Приказ Минтранса РФ от 14.01.2020 N 9

На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).

Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:

  • при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
  • создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.

Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.

В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.

Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.

Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.

ППГАТ установили обновленную форму транспортной накладной (приложение № 4 к Правилам).

Изменены графы 1 и 2 транспортной накладной — теперь грузоотправители и грузополучатели не делятся на юридические и физические лица. При этом в графе “Грузоотправитель” добавлен чекбокс “Является экспедитором”. Ставить отметку в этом чекбоксе следует, если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени и сам оформляет транспортную накладную (редко применяется, но иногда встречается). В этом случае экспедитор заполняет новую графу 1а “Клиент (Заказчик организации перевозки)”, в которой указывает сведения о грузовладельце.

  • В Челнах замечены фейковые штрафы за парковку [фото] — 27/12/2020
  • ГИБДД будет оценивать результаты работы автошкол по их выпускникам — 26/12/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 января 2021 года — 25/12/2020
  • Что грозит водителю за ксенон и светодиоды в 2021 году? — 24/12/2020
  • Изменения ПДД с 2023 года: ожидаемые поправки — 24/12/2020
  • Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
  • Экзамен на права 2020: 14 важных изменений — 25/12/2019
  • Штрафы ГИБДД с 1 января 2021 года — 16/11/2020
  • Поправки в экзамен ГИБДД с 1 октября 2020 года перенесли — 23/05/2020
  • Новые штрафы ГИБДД с 2021 года: правда или фейк? — 26/10/2020
Номер документа: 545
Дата принятия: 30/04/2015
Состояние документа: Утратил силу
Начало действия документа: 03/09/2016
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с: 28/08/2019

Документ утратил силу с 28 августа 2019 года в соответствии с Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 2 августа 2019 года №611

Договор перевозки железнодорожным транспортом: образец 2021 года

В соответствии с пунктом 4 Приказа Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года №545 настоящие Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования — с 3 сентября 2016 года.

Текущая редакция принята: 30/06/2017 документом Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министерства транспорта и… № 415 от 30/06/2017
Вступила в силу с: 20/11/2017


Редакция от 20/07/2017, принята документом Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан О внесении изменений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики… № 487 от 20/07/2017
Вступила в силу с: 03/10/2017


Редакция от 30/04/2015

Приложение 1 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 2 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 17 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 18 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 19 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 20 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 24 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 26 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 35 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 40 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приложение 45 к Приложению 2 утв. Приказом от 30.04.2015 №545

Приказ Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил признания факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров…»

Ссылка на Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан О внесении изменений в приказ Министра по инвестициям и развитию…

Ссылка на Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых…

Ссылка на Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министерства транспорта и…

Ссылка на Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан О внесении изменений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики…

Ссылка на Закон Республики Казахстан О железнодорожном транспорте

Ссылка на редакцию документа от 30/04/2015 :: 4. В Правилах используются следующие понятия:

Ссылка на Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Об утверждении Правил государственной регистрации подвижного состава и его… :: Правила государственной регистрации подвижного состава и его залога

Ссылка на редакцию документа от 30/04/2015 :: 85. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель представляет перевозчику на каждую отправк

Ссылка на редакцию документа от 30/04/2015 :: 96. Груз выдается на станции назначения грузополучателю или лицу, им уполномоченному после внесения

Ссылка на Кодекс Республики Казахстан О таможенном деле в Республике Казахстан

Ссылка на Закон Республики Казахстан Об электронном документе и электронной цифровой подписи :: Статья 10. Использование электронной цифровой подписи

Ссылка на редакцию документа от 20/07/2017 :: 217. В случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки

Ссылка на редакцию документа от 20/07/2017 :: 248. При получении подписанного проекта ЕТП с протоколом разногласий представитель перевозчика в мес

Ссылка на редакцию документа от 30/04/2015 :: 253. Договоры на подачу-уборку вагонов с предприятиями филиалов и представительств национальной желе

Ссылка на редакцию документа от 30/04/2015 :: 254. Порядок подачи-уборки вагонов на пути станции, предназначенные для выполнения погрузки и выгруз

Ссылка на редакцию документа от 30/04/2015 :: 267. Инструкция содержит следующие основные разделы:

Ссылка на редакцию документа от 30/04/2015 :: 268. За подачу вагонов локомотивом перевозчика к фронтам погрузки и выгрузки на подъездном пути или

Ссылка на редакцию документа от 30/04/2015 :: 270. При подаче-уборке вагонов по уведомлениям, расписанию или через установленные интервалы времени

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки грузов, принадлежащих Клиенту, железнодорожным транспортом. Указанные услуги осуществляются Экспедитором за вознаграждение и за счет Клиента.

1.2. Клиент вправе поручить, а Экспедитор оказать дополнительные виды услуг, если они будут указаны в Заявке на перевозку, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора.

1.3. Вознаграждение Экспедитора по настоящему договору составляет рублей. Оплата вознаграждения производится в следующем порядке: .

1.4. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

1.5. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у Клиента необходимые дополнительные данные.

3.1. При задержке погрузки по вине Клиента, погрузка переносится на следующие сутки, и Клиентом, производится доплата в размере рублей за каждые сутки простоя вагона на станции.

3.2. При получении груза на станции назначения грузополучатель обязан оплатить услуги станции назначения.

3.3. Охрана и страхование груза не являются предметом настоящего Договора, если иное не предусмотрено в заявке с указанием их стоимости.

3.4. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, под которой подразумевается авария, наводнение, землетрясение, пожар, военные действия, забастовки, изменение тарифов МПС, изменение законодательства.

3.5. Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоятельств и их продолжительности будут служить акты и справки, в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п.1.4 настоящего договора.

3.7. Во всем, что не указано в настоящем Договоре, ответственность определяется действующим законодательством, а также нормативными актами и соглашениями, регулирующими внутригосударственные и межгосударственные железнодорожные перевозки.

4.1. Датой предъявления претензии считается дата штемпеля почтового ведомства о принятии письма.

4.2. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и ответить по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении) не позднее одного месяца с даты получения претензии.

5.1. Споры и разногласия, вытекающие из настоящего Договора, разрешаются посредством переговоров. В случае, если путем переговоров Стороны не смогут достичь взаимного согласия, то все споры и разногласия подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с законодательством РФ.

6.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до « » 2021 г.

6.2. Если за дней до конца действия Договора ни одна из Сторон не заявит письменно о его расторжении, то Договор считается пролонгированным на следующий календарный год.

6.3. Действие настоящего Договора может быть прекращено:

  • по взаимному согласию Сторон, оформленному письменно;
  • в любое время любой Стороной с наличием или без наличия причины, при подаче письменного заявления не менее чем за дней до момента прекращения его действия.

7.1. Все Приложения, согласованные Сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

7.2. В случае реорганизации или ликвидации одной из Сторон, обязательства по договору переходят к правопреемнику.

7.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из сторон.

7.4. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим договором, стороны будут руководствоваться действующим законодательством РФ.

г. ________________________ «__»____________ 20_г.

«Заказчик» ______________________________ в лице ______________________, действующего на основании _____________________________, и
«Перевозчик» ________________________________________ в лице ________________, действующего на основании _____________________________________, совместно подписали данный договор на следующих условиях.

1. Заказчик поручает, а Перевозчик берет на себя обязательства доставить по железной дороге груз его получателю ___________________________ (наименование предприятия, его координаты). Конечный пункт доставки: _____________________________.

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом отличается от подобных договоров на перевозку грузов другими видами транспорта. Такой договор всегда является публичным.

А это значит, что поскольку перевозка груза происходит транспортом общего пользования, грузоперевозчик обязан заключать подобные договора с каждым заказчиком на одинаковых условиях.

Поскольку железная дорога относится к общественным видам транспорта, к нему предъявляется ряд требований, которые не применяются к другим видам перевозчиков.

  1. Наличие лицензии на такие виды перевозок: пассажирские, грузовые, багажные и прочее.
  2. Владение железнодорожным составом на правах собственника или другом законном основании;
  3. Наёмные работники обязаны иметь определенный уровень квалификации;
  4. Заключение договоров установленной формы для использования инфраструктуры.

Что же касается отправителя груза, то есть заказчика, им может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо.

Но в законодательстве имеются определенные ограничения в ситуациях, когда грузоотправителем выступает физлицо. Это связано с тем, что перевозка грузов является коммерческой операцией, и для её осуществления нужно, что грузоотправитель был оформлен как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Если грузоотправителем в таком соглашении выступает физическое лицо, такой отправитель может совершать перевозку грузов по договору только для своих личных потребностей ( не связанных с коммерцией).

Момент передачи груза одной стороной другой считается началом действия такого договора.

Еще до подписания сторонами договора, они должны четко оговорить важные детали такого соглашения:

  1. Объект договора;
  2. Сроки, за которые должен быть перевезен груз;
  3. Условия и способ оплаты, порядок расчетов между сторонами;
  4. Права и обязанности сторон договора;
  5. Решение споров.

В силу своей специфичности, договор на перевозку груза ж/д транспортом имеет свои основания для заключение. Таким важным основанием считается заявка, поданная заказчиком, на перевозку груза.

Как составить договор перевозки грузов ж/д транспортом

При отправке ж/д транспортом скоропортящихся грузов нужно придерживаться правил укладки:

  1. Продукты складывают в чистую, целую упаковку. Это могут быть ящики, бочки, мешки, коробки – всё зависит от типа товара.
  2. Если стены вагона ребристые, то кладь можно размещать близко к ним, а если они гладкие – нужно оставить свободными несколько сантиметров.
  3. Все упакованные продукты, кроме фруктов и овощей, укладываются плотно для экономии пространства и надежной фиксации.
  4. Бочки нужно перемежать с прокладочным материалом, чтобы они не скатывались при движении. Они должны быть одинакового размера либо же большие ставят первыми, а сверху укладывают те, что поменьше.
  5. Ящики можно уложить разными способами: в шахматном порядке, вертикально, перекрёстно. Главное, чтоб они сохраняли устойчивость во время пути.
  6. Мешки укладывают вертикально, друг на друга.
  7. Коробки с бананами и другими, чувствительными к колебаниям температур фруктами/овощами ставят на паллеты.
  8. При погрузке нужно оставлять свободное пространство для разгрузки и удобного открытия дверцы – 25 см. Чтобы их не заблокировал груз, случайно передвинувшийся в дороге, нужно ограждать дверцы щитками.
  9. Крупные туши кладут на паллеты поперёк прицепа-рефрижератора или подвешивают.

Мясо и полуфабрикаты из него перевозят либо замороженными при -18 — -20 градусах, либо охлаждёнными, как и все скоропортящиеся грузы, отправляемые по ж/д. Перепад температур здесь чреват потерей качества, поэтому к погрузке предъявляются высокие требования.

  1. За сутки до отправки мясо должно пройти ветеринарный осмотр. В выданном свидетельстве будут указаны также место назначения и станция, с которой отправится состав.
  2. Говяжьи туши режут пополам вдоль или делят на четверти, свинину можно разделать также либо оставить тушу целой, но отделить голову. Баранину, крольчатину и другие мелкие тушки перевозят цельно.
  3. Туши должны быть выпотрошены, отмыты от крови, выглядеть аккуратными и не иметь кровоподтёков и других повреждений.
  4. До того, как уложить мясо в вагон-рефрижератор, нужно убедиться, что оно заморожено не менее, чем до — 8 градусов.
  5. Куски мяса, тушки птицы и мелких животных заворачивают в бумагу или полиэтилен и укладывают в картонные коробки. Целые крупные туши отправляются без упаковки.
  6. Охлаждённым мясо перевозят зимой или осенью, в холодную погоду, при условии, что дорога, выгрузка на склад и запуск в продажу займёт не более 6-7 дней.
  7. Копчёное мясо, колбасы должны соответственно пахнуть, быть сухими, без слизи, плесени и других признаков брака. Их упаковывают в картонные коробки.
  8. Пельмени, котлеты, тефтели, голубцы и другие мясные полуфабрикаты расфасовывают в лоточки и складывают в коробки. Их транспортируют строго при температуре -18 или -20 градусов, иначе они раскиснут, потеряют форму и товарный вид.

Перед отправкой рыбу и морепродукты замораживают до -18 градусов и укладывают в коробки или тканевые мешки. Более высокая температура сокращает срок годности и может испортить вкусовые качества. К данным продуктам предъявляют следующие требования:

  1. Рыба должна быть чистая, хорошо пахнуть, иметь красноватые жабры.
  2. Солёная, маринованная, заливная – перевозится в бочках. Учитывается также количество соли. Слабосоленая рыба должна содержать до 10% хлорида натрия, среднесолёная — до 14% включительно, сильносолёная — 15% и более.
  3. Икру перевозят в маленьких бочках или стеклянных банках, которые укладывают в коробки, фиксируют скобами и пломбируют.
  4. Живую рыбу везут в специальных вагонах и под наблюдением экспедитора.
  5. Раков укладывают вместе со мхом или водорослями в деревянные вентилируемые ящики. Их отправляют не позднее, чем через 1,5 суток после улова и только живыми.

На рыбу, как и на другие грузоперевозки скоропорта, заполняется накладная, в которой указывается время улова.

Фрукты овощи и ягоды сортируют по спелости, отбирают только хорошие, без червоточины и битых боков. Затем укладывают таким образом:

  • корнеплоды — в деревянные ящики, мешки из ткани или синтетической жесткой нити;
  • овощи семейства пасленовых и крестоцветных – в деревянные ящики;
  • арбузы, тыквы, дыни — в паллеты;
  • яблоки, груши, цитрусы, айву – в деревянные ящики и коробки;
  • гранаты, виноград, абрикосы, персики, чернослив, а также плотные ягоды — в деревянные ящики;
  • смородину, клубнику, землянику и крыжовник — в лотки.

Требования к транспортировке молочных продуктов практически не отличаются от особенностей перевозки других скоропортящихся грузов.

  1. Перед разливом и погрузкой молоко обязательно обеззараживают: подогревают до 60 градусов и охлаждают либо кипятят и охлаждают. Первый вид отправляют в вагонах-цистернах, а второй – упакованным в стекло или тетрапаки и сложенным в картонные коробки.
  2. Кисломолочные продукты: йогурты, сметану, творог охлаждают до +4 градусов, упаковывают в коробки. Сметану также можно перевозить в флягах, а творог – замораживать и класть в лотки.
  3. Масло и жиры замораживают до -6 градусов, укатывают в фольгу и сортируют по размеру кусков, а затем укладывают в ящики и грузят в вагон-рефрижератор.
  4. Все виды сыров: твёрдые, мягкие, плавленые охлаждают до -4 градусов, сортируют по массе и сорту, заворачивают в бумагу и запаковывают в коробки.
  5. Яйца перевозят в лоточках-гофрах при температуре до +25, кроме тех, которые должны быть реализованы в течение недели (диетические).
  6. Отделённые яичные желтки и белки транспортируют запаянными в металлическую упаковку и только при сильной заморозке.

Обновлены требования к перевозке грузов в открытом подвижном составе

2.1. Грузоотправители, грузополучатели, работники магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, владельцы и арендаторы подвижного состава и контейнеров, а также предприятия, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, при перевозках опасных грузов должны обеспечить соблюдение настоящих Правил, другой действующий нормативно-технической документации по перевозкам опасных грузов.

2.2. Опасные грузы принимаются к перевозке по железным дорогам в соответствии с порядком, установленным Правилами перевозок грузов.

2.3. Новые опасные грузы допускаются к перевозке по железным дорогам в соответствии с порядком, утвержденным МПС России, и по согласованию с Госгортехнадзором России.

2.4. Грузоотправители, кроме требований п.2.1, обязаны выполнять следующее:

— загружать опасные грузы только в подвижной состав, который по своей конструкции, назначению и техническому состоянию пригоден для безопасной и сохранной перевозки конкретного опасного груза;
— иметь документацию, подтверждающую классификацию опасного груза, об условиях его безопасной перевозки и аварийную карточку;
— применять тару, упаковку, упаковочные комплекты, которые должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на конкретные опасные грузы, пройти испытания по установленным программам и методикам в целях предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого, которая может возникнуть в пути следования вследствие динамических воздействий, изменения температуры, влажности и т.д.

3.1. Прием к перевозке и выдача опасных грузов

3.1.1. Прием к перевозке и выдача опасных грузов должны проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов.

3.1.2. Опасные грузы предъявляются к перевозке только на местах необщего пользования. Исключение составляют мелкие и контейнерные отправки, прием которых осуществляется как на местах необщего, так и общего пользования.

3.1.3. Конкретный опасный груз должен быть предъявлен грузоотправителем к перевозке только теми видами отправок, которые определены Правилами перевозок грузов, в таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

3.1.4. Запрещается погрузка и выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, на местах общего пользования; а также на местах необщего пользования, не имеющих соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки этих грузов.

3.1.5. Принятые с подъездных путей от грузоотправителей и прибывшие в адрес обслуживаемых грузополучателей вагоны с опасными грузами класса 1 не должны находиться на станции более двух часов с момента поступления на станцию.

3.1.6. В случае отгрузки опасных грузов повагонными или мелкими отправками, а также в контейнерах с разгрузкой их на местах общего пользования начальник железнодорожной станции отправления обязан иметь телеграфное или письменное согласие станции приема груза.

3.2. Общие требования к погрузке, выгрузке опасных грузов

3.2.1. Погрузка, выгрузка опасных грузов должны производиться в соответствии с требованиями Устава железных дорог, Правил перевозок грузов, другой нормативно-технической документации.

3.2.2. Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.

3.2.3. Грузоотправители-владельцы собственных или арендованных специализированных вагонов для перевозки опасных грузов перед каждой погрузкой должны предъявлять работникам станции и вагонного депо свидетельство (по форме согласно Приложению 2) о технической исправности вагонов, включая его рабочее и конструктивное оборудование, гарантирующее безопасность перевозок конкретного опасного груза. Номер свидетельства работники вагонного хозяйства проставляют в специальной книге формы ВУ-14, а ответственный представитель грузоотправителя на обратной стороне накладной в графе 4 должен произвести запись: «Вагон в техническом и коммерческом отношении исправен, пригоден для перевозки конкретного опасного груза, его рабочее и конструктивное оборудование соответствует установленным требованиям» и заверить ее своей подписью.

3.2.4. Налив вагонов-цистерн опасными грузами разрешается производить только после осмотра вагонов-цистерн персоналом наливного пункта и записи о пригодности их для перевозки указанного продукта в журнале установленной формы.
Перед началом погрузки и выгрузки опасных грузов на сливно-наливной эстакаде вагоны-цистерны должны быть надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь погрузки (выгрузки) вагонов другого подвижного состава.
При невозможности перевода стрелок в положение, исключающее попадание подвижного состава на путь погрузки (выгрузки), должны предусматриваться другие технические меры, исключающие такую возможность.

3.2.5. Грузоотправитель обязан загружать вагоны, контейнеры опасными грузами не выше норм, установленных стандартами или техническими условиями на данную продукцию.

3.2.6. Погрузка и выгрузка на станциях легковоспламеняющихся грузов, перевозимых мелкими отправками или в контейнерах, должны производиться на неэлектрифицированных путях. В исключительных случаях, когда выделение таких путей не представляется возможным, по разрешению начальника отделения дороги для этих целей могут использоваться электрифицированные пути, контактная сеть которых должна быть выделена в самостоятельную группу с электропитанием через отдельный секционный разъединитель, оборудованный дополнительным заземляющим ножом. Напряжение с контактной сети должно быть снято.

3.2.7. Размещение и крепление опасных грузов в вагонах (кроме вагонов-цистерн) и контейнерах, а также специализированных контейнеров на открытом подвижном составе должны производиться в соответствии с «Техническими условиями погрузки и крепления грузов». Способы размещения и крепления опасных грузов в контейнерах разрабатывает и утверждает грузоотправитель по согласованию с отделением железной дороги. Эти способы должны соответствовать требованиям главы 1 «Технических условий погрузки и крепления грузов», утвержденных МПС России.
Материал, используемый для крепления грузов в вагонах и контейнерах, должен быть инертным по отношению к перевозимому опасному грузу.

3.2.8. Опасные грузы должны иметь тару и упаковку в соответствии с ГОСТ 26319-84 и Правилами перевозок грузов. Опасные грузы, следующие в районы Крайнего Севера и отдаленные районы с резкими колебаниями температур, должны иметь тару и упаковку повышенной прочности в соответствии с ГОСТ 15846-79.

3.2.9. Перевозка мелкими отправками опасных грузов в стеклянной таре (кроме грузов в мелкой расфасовке массой до 1 кг, но объемом не более 1 л) запрещается.

3.2.10. Перевозка опасных грузов в мелкой расфасовке массой нетто не более 1 кг, но объемом не более 1 л осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов.

3.2.11. При отгрузке грузов мелкими отправками тара должна быть испытана по требованиям, предусмотренным для I группы упаковки по ГОСТ 26319-84.

3.2.12. Порож��яя тара из-под опасного груза перевозится в соответствии с Правилами перевозок грузов.

3.3. Меры безопасности при организации поездной и маневровой работы

4.1. Класс 1. Взрывчатые материалы (ВМ)

4.1.1. Перевозка опасных грузов класса 1 по железным дорогам должна проводиться в соответствии с Правилами перевозок грузов, другой нормативно-технической документацией, действующей на железнодорожном транспорте.

4.1.2. Перед погрузкой взрывчатых материалов в универсальные крытые вагоны и контейнеры грузоотправитель обязан выполнить работы по их подготовке с соблюдением требований настоящих Правил в порядке, предусмотренном МПС России.

4.1.3. Движение поездов, в которых имеются вагоны с ВМ, должно быть организовано по возможности в обход крупных населенных пунктов, на безопасном расстоянии от взрывопожароопасных производств, без остановок на промежуточных станциях, под контролем служб отделений, дорог, МПС в установленном порядке.

4.1.4. Погрузка и выгрузка промышленных взрывчатых материалов должны производиться на подъездных путях предприятий. Места стоянки таких вагонов до их отправления со станции должны быть удалены от жилых и производственных строений, тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива легковоспламеняющихся грузов, от главных станционных путей согласно требованиям СНиП 11-39-76, но не менее чем на 125 м.
Выбор мест стоянки таких вагонов производится комиссией с участием представителей Госгортехнадзора России и других заинтересованных организаций.

4.1.5. Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны быть специально оборудованы, иметь необходимые средства пожаротушения и устройства электрического освещения с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении.
Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы с такими грузами на неосвещаемых площадках в темное время суток.

4.1.6. Запрещается хранение ВМ в складских помещениях железнодорожных станций.

4.1.7. При перевозке на открытом подвижном составе ВМ в специализированных контейнерах, тип и параметры которых совпадают с типами и параметрами универсальных контейнеров МПС России, их размещение и крепление производятся в соответствии с требованиями «Технических условий погрузки и крепления грузов», утвержденных МПС России.

4.1.8. Ответственность за соблюдение правил погрузки и крепления мест с ВМ в вагонах и в специализированных контейнерах, а также спецконтейнеров в вагонах несут предприятия-грузоотправители.

4.1.9. Работники железнодорожных станций обязаны проверить правильность размещения и крепления специализированных контейнеров с ВМ на открытом подвижном составе при отправлении грузов без сопровождения специалистов или охраны грузоотправителя (грузополучателя).

4.1.10. Совместная перевозка в одном контейнере ВМ разных подклассов, кроме грузов, входящих в комплект, запрещается.

4.1.11. Запрещается совместная перевозка ВМ в одном вагоне или в разных контейнерах, загруженных в один вагон, с ядовитыми веществами, легковоспламеняющимися грузами и другими грузами, не входящими в комплект со взрывчатыми материалами.

4.1.12. Порядок включения и выключения автотормозов у вагонов с ВМ при производстве маневровой работы на подъездных путях предприятий и организаций, железнодорожных станциях разрабатывают, руководствуясь нормативно-технической документацией МПС России, и утверждают соответственно руководители предприятия — ветвевладельца и отделения железной дороги.

4.1.13. К перевозке допускаются только ВМ классифицированные, а также допущенные Госгортехнадзором России к производству и применению в установленном порядке. При этом новым считается взрывчатый материал не только с учетом изменения его физико-химических свойств, но и в случае применения новой конструкции тары и упаковки, увеличения массы погрузочной единицы.

4.2. Класс 2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением

4.2.1. При перевозках опасных грузов класса 2 должны выполняться требования настоящих Правил, Правил перевозок грузов, а также нормативно-технической документации, касающейся техники безопасности при эксплуатации цистерн, производстве слива, налива и перевозок конкретных опасных грузов этого класса.

4.2.2. После заполнения вагона-цистерны опасными грузами класса 2 должна быть проверена герметичность люка цистерны и арматуры.
Все рабочее оборудование вагона-цистерны цехом наполнения должно быть приведено в транспортное положение. Верхний люк и предохранительный клапан закрываются предохранительными колпаками и пломбируются. Письменное разрешение на отправку вагона-цистерны с этими грузами выдается представителем ОТК. При этом необходимо убедиться в исправности экипажной части, соответствии маркировки, герметичности котла цистерны, наличии предохранительных колпаков над арматурой, которые должны быть заперты на замок и опломбированы.

4.2.3. Порожние вагоны-цистерны, контейнеры-цистерны и баллоны для транспортирования опасных грузов класса 2 перевозятся на тех же условиях, что и заполненные.

4.2.4. При передаче вагона-цистерны ее владельцем другому предприятию для разовой перевозки опасных грузов класса 2 последнему должно быть послано телеграфное извещение с указанием номера транспортной накладной, заводского и регистрационного номеров, а также сроков технического освидетельствования цистерны, арматуры и регулировки предохранительного клапана, которое хранится у владельца вагона-цистерны и у отправителя продукции до завершения перевозки продукта.

4.2.5. Грузополучатель обязан слить груз из вагона — цистерны, контейнера — цистерны полностью. Да��ление в цистерне после слива должно быть не менее норм, установленных нормативно — технической документацией для данного груза.
В накладной на порожнюю вагон — цистерну грузополучатель обязан записать: «Вагон — цистерна слита полностью. Давление в котле … МПа».

5.1. Общие положения

5.1.1. Для перевозок опасных грузов по железным дорогам должны использоваться только предназначенные для этих целей технически исправные специализированные вагоны и контейнеры, принадлежащие объединениям, предприятиям и организациям, независимо от их форм собственности, или арендованные ими, а также универсальные вагоны и контейнеры парка МПС России (параметры вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, приведены в Приложении 6)
Тип (модель) вагонов и контейнеров, в которых допускается перевозка опасных грузов, устанавливается в нормативно-технической документации на продукцию (государственные стандарты, технические условия) по согласованию с МПС России и Госгортехнадзором России.

5.1.2. Вагоны и контейнеры, предназначенные для перевозки опасных грузов, кроме знаков и надписей согласно альбому «Знаки и надписи на вагонах грузового парка железных дорог колеи 1520 мм», должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза в соответствии с Правилами перевозок грузов, и отличительную окраску согласно нормативно-технической документации.
Порядок нанесения знаков опасности на вагоны и контейнеры устанавливает МПС России.

5.1.3. Вагоны и контейнеры, подаваемые под погрузку опасных грузов, должны быть в исправном техническом и коммерческом отношении, исключающем утечку или просыпание опасных грузов, а также очищены от ранее перевозимых грузов и обезврежены. Вагоны-цистерны и контейнеры-цистерны, на которые распространяется действие Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, должны отвечать требованиям этих Правил.

5.1.4. Вагоны перед погрузкой опасных грузов должны пройти техническое обслуживание, а также осмотр в коммерческом отношении. Вагоны предъявляются к техническому обслуживанию и осмотру только в порожнем состоянии в день начала погрузки в них опасных грузов.
Техническое обслуживание, осмотр и определение пригодности экипажной части (колесных пар, буксовых узлов, рамы вагона, тормозных и ударно-тяговых устройств и др.) подвижного состава, подаваемого под погрузку опасных грузов, проводятся работниками вагонного хозяйства железных дорог.
Порядок подготовки и технического обслуживания (освидетельствования, осмотра) вагонов, подаваемых под погрузку опасных грузов, на станциях, где по штату нет работников вагонного хозяйства, устанавливается начальником железной дороги.
Техническое состояние и пригодность кузовов (котлов) вагонов, а также всего наружного и внутреннего оборудования кузовов (котлов) собственных или арендованных вагонов, в том числе рабочего и конструктивного оборудования котлов вагонов-цистерн, определяются владельцем или арендатором подвижного состава.

5.1.5. Учет предъявления к техническому освидетельствованию вагонов, подаваемых под погрузку опасных грузов, в том числе и вагонов, принадлежащих грузоотправителям (грузополучателям) или арендованных ими, производится в специальной отдельной книге формы ВУ-14.
Работник вагонного хозяйства должен сделать запись в этой книге о техническом состоянии вагона, проставить номер свидетельства о техническом состоянии котла, рабочего и конструктивного оборудования, выдаваемого грузоотправителем, и удостоверить эти записи своей подписью.

5.1.6. Вагоны, используемые для перевозки опасных грузов классов 1, 2, должны быть оборудованы колесными парами с подшипниками качения и композиционными тормозными колодками.

5.1.7. Специализированные вагоны, принадлежащие грузоотправителю (грузополучателю), и специально выделенные вагоны парка МПС, арендованные грузоотправителем (грузополучателем), должны быть приписаны к станциям по месту нахождения владельца вагона или арендатора. В таких вагонах разрешается перевозить только те опасные грузы, для которых они предназначены.

5.1.8. Специализированные вагоны грузоотправителя (грузополучателя) для перевозки опасных грузов должны быть оборудованы приспособлениями для крепления грузов, а также оснащены всеми средствами в соответствии с инструкциями по эксплуатации таких вагонов, разработанными и утвержденными грузоотправителем.

5.1.9. Конструкция и параметры специализированных контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов, должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на данную продукцию и обеспечивать безопасность перевозки.

5.1.10. Пригодность специализированных контейнеров для перевозки опасного груза как в техническом, так и в коммерческом отношении устанавливает грузоотправитель.

5.1.11. Специализированные контейнеры грузоотправитель обязан загружать только теми опасными грузами, для перевозки которых они предназначены.

5.2. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация вагонов и контейнеров, используемых для перевозок опасных грузов

5.2.1. Работники вагонного хозяйства магистрального и промышленного железнодорожного транспорта обязаны своевременно выполнять установленные виды технического обслуживания и ремонта вагонов и контейнеров, предназначенных для перевозки опасных грузов. Они должны обеспечивать:

  • техническое обслуживание вагонов, находящихся в сформированных составах или в транзитных поездах, а также порожних вагонов (собственных, арендованных, парка МПС) при подготовке к перевозкам перед погрузкой без отцепки их от состава или группы вагонов;
  • текущий ремонт порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей на специализированный путь (ТР-1);
  • текущий ремонт вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов (ТР-2);
  • деповский ремонт (ДР);
  • капитальный ремонт (КР).

Железнодорожные перевозки грузов: особенности, преимущества, правила

9.1. Порядок ликвидации последствий аварийных происшествий и инцидентов

9.1.1. Об аварийном происшествии или инциденте при перевозке опасных грузов сменный персонал предприятий магистрального железнодорожного транспорта или локомотивная бригада должны сообщить дежурному по отделению железной дороги, а сменный персонал предприятий промышленного железнодорожного транспорта — в местные органы Госгортехнадзора России.
Сообщение должно содержать сведения об обстоятельствах аварийного происшествия или инцидента, наименовании груза и номер аварийной карточки, количестве опасного груза, его расположении в составе, а на электрифицированных участках — сведения о необходимости снятия напряжения.

9.1.2. Об аварийном происшествии оперативно — распорядительный отдел службы перевозок должен незамедлительно проинформировать региональные органы Госгортехнадзора России.
Региональные органы Госгортехнадзора обязаны передать информацию об аварийном происшествии в центральный аппарат Госгортехнадзора России по форме согласно Приложению 5.

9.1.3. В зависимости от тяжести последствий дежурный персонал отделений и управлений железных дорог должен вызвать с предприятия — грузоотправителя, грузополучателя или ближайшего предприятия, расположенного вблизи места аварии, аварийно-спасательную службу для ликвидации последствий аварийного происшествия, а если причинен вред жизни и здоровью людей — бригаду скорой медицинской помощи. Если в зоне аварийной ситуации возникла угроза населению или заражения местности, дежурный по отделению дороги обязан сообщить об этом в комиссию по чрезвычайным ситуациям, другим причастным организациям.

9.1.4. Предприятия — грузоотправители (грузополучатели) должны иметь бригады, укомплектованные квалифицированными специалистами и рабочими, обученными способам и мерам ликвидации аварий при перевозке опасных грузов.

9.1.5. В планах проведения аварийно — спасательных работ на отделениях железных дорог и в управлениях железных дорог должны быть предусмотрены мероприятия по ликвидации аварий, намечены станции, на которых при необходимости могут перегружаться вагоны с опасными грузами.

9.1.6. Руководитель восстановительных работ совместно со специалистами причастных и заинтересованных организаций должен:

      • определить характер очага поражения;
      • оценить обстановку, определить границы опасной зоны, принять меры по ее ограждению и оцеплению;
      • выявить количество человек, подвергшихся воздействию опасных веществ, и организовать оказание им медицинской помощи;
      • разработать план ликвидации происшедшего заражения;
      • рассчитать количество сил и средств, необходимых для ликвидации последствий аварий, и порядок их использования;
      • поставить задачи отдельным спецподразделениям и установить очередность работ;
      • определить способы нейтрализации утраченных опасных грузов;
      • организовать контроль за полной нейтрализацией местности, объектов внешней среды, техники и транспорта;
      • организовать медицинское обеспечение и принять другие меры безопасности для участвующих в ликвидации последствий и проживающего вблизи населения.

Общее руководство за соблюдением требований безопасности осуществляет руководитель работ по ликвидации последствий аварийного происшествия.

9.1.7. Все меры первой помощи людям и действия по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами должны осуществляться с учетом свойств этих грузов и соблюдением мер предосторожности, указанных в аварийной карточке на данный опасный груз.

9.1.8. Слив и выгрузка опасных грузов из поврежденных вагонов, контейнеров или тары на грунт, в водоемы запрещаются. Эти операции могут быть допущены только в исключительных случаях при наличии разрешения местных органов исполнительной власти и территориальных органов Минприроды России с последующим обезвреживанием мест сброса опасных грузов.

9.1.9. К восстановительным работам подразделения МПС России (восстановительные поезда, дистанции пути, энергоучастки и др.) могут приступить после устранения спецподразделениями угрозы жизни и здоровью людей в зоне аварии.

9.1.10. Возможность возобновления движения поездов через зону, в которой произошло аварийное происшествие, определяется работниками органов, производящих устранение последствий аварий, после проведения анализов, характеризующих состояние окружающей среды.

9.2. Порядок расследования аварийных происшествий и инцидентов

9.2.1. Расследование аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов магистральным и промышленным железнодорожным транспортом, а также несчастных случаев должно проводиться в соответствии с «Инструкцией по техническому расследованию и учету аварий на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях и объектах».

9.3. Учет аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов по железным дорогам

9.3.1. Аварийные происшествия и инциденты учитываются на предприятиях магистрального (отделения дороги, управления дороги и МПС России) и промышленного железнодорожного транспорта в специальном журнале по форме согласно приложению № 3 «Инструкции по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях и объектах».

9.3.2. Управления железной дороги ежемесячно представляют сведения о состоянии безопасности, аварийных происшествиях и инцидентах с опасными грузами в местные органы Госгортехнадзора России (инспекциям по надзору на железнодорожном транспорте).

к Правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом

Основные термины и определения

Аварийные происшествия (аварии) при перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте — случаи нарушения безопасности перевозок опасных грузов, в результате которых:
— произошел взрыв опасного груза в вагоне (независимо от последствий);
— произошло возгорание или высвобождение из вагона или контейнера опасного груза с тяжелыми последствиями:
— погибли люди, причинен вред их здоровью;
— производилась эвакуация населения и (или) обслуживающего персонала из зоны аварий;
— нанесен ущерб окружающей среде, произошло загрязнение источников водоснабжения;
— поврежден до степени исключения из эксплуатации подвижной состав, предназначенный для перевозки опасных грузов.

Безопасное место на станции — участок путевого развития в границах станции, установленный техническо — распорядительным актом станции, наиболее удаленный от главных путей, промышленных, общественных, жилых зданий и сооружений, подвижного состава, занятого людьми, животными и опасными грузами, оборудованный средствами пожаротушения и подъездной автомобильной дорогой.

Вагон — цистерна — вагон, кузовом которого является котел (емкость), предназначенный для перевозки и хранения газообразных, жидких и других веществ.

Вид опасности груза — признак, характеризующий особенность проявления опасного свойства груза в транспортном процессе, присущего одному из классов (подклассов) опасности.

Визуальный осмотр — выявление дефектов, неисправностей или неработоспособности в узлах и деталях (механические повреждения, трещины, свищи, коррозия и т.д.) без применения технических средств.

Грузоотправитель — предприятия, организации, которые представляют груз для перевозки и именуются отправителем в перевозочных документах.

Грузополучатель — организации или предприятия, которые получают груз.

Деповский ремонт (ДР) — обязательный вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой и (или) ремонтом отдельных узлов и деталей.

Зона аварии — зона, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, розливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 метров, в пределах которой проводятся спасательно — восстановительные работы при строжайшем соблюдении всех необходимых мер предосторожности.

Инцидент — сходы, столкновения подвижного состава с опасными грузами, отцепки вагонов с этими грузами от поездов в пути следования по техническим и коммерческим неисправностям, возгорание или утечка (просыпание) опасного груза из вагона или контейнера без тяжелых последствий.

Испытание на герметичность — испытание котла при фактическом внутреннем давлении, равном максимальному рабочему давлению, но составляющем не менее 20 кПа (0,2 кгс/кв. см).

Капитальный ремонт (КР) — обязательный вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой и (или) ремонтом любых его узлов и деталей, включая базовые.

Конструктивное оборудование котла — элементы усиления, крепления и придания устойчивости, расположенные снаружи или внутри котлов.

Контейнер — единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок.

Котел — емкость (для помещения и удержания грузов), на корпусе которой смонтированы детали и узлы рабочего и конструктивного оборудования.

Маркировка — определение см. по ГОСТ 17527-86, ГОСТ 14192-77.

Опасные грузы — вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.

Опасная зона — зона, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, ожогов.

Перевозка опасного груза — совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.

Подвижной состав — железнодорожные вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов.

Рабочее оборудование котла — устройства налива, слива, вентиляции, безопасности, подогрева и теплоизоляции, а также измерительные приборы.

Серийный номер ООН — порядковый номер наиболее часто перевозимых опасных грузов, присвоенный Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов.

Специализированные вагоны — к специализированным вагонам относят вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию (особые формы кузова, устройство, оборудование и приспособления), предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляющих особые требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки.

Тара — емкость для упаковки и транспортировки опасных грузов.

  • Фейсбук лента
  • Новости, события…
  • Инф.тех. (IT) в логистике
  • News of logistics (English)
  • Технологические решения
  • Проблемы, вопросы…
  • Прогнозы, перспективы…
  • Задачи по логистике
  • Задания (по темам)
  • Курсовые, контрольные..
  • Тестовые задания
  • Контрольные вопросы
  • Кроссворды
  • Наши публикации
  • Наша библиотека
  • Публикации On-line
  • Из теории логистики
  • Из практики логистики
  • Книги On-line (текст)
  • Авторефераты
  • Нормативное обеспечение
  • Методы, методики…
  • Эффект, эффективность…
  • Научные результаты
  • Выводы, заключения…
  • Грузы, грузопотоки
  • Показатели работы
  • Графики, зависимости
  • Модули знаний (на рус)
  • Модули знаний (на укр)
  • Модули знаний (на анг)

Приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374

  • Транспорт (видео)
  • Логистика (видео)
  • Образование (видео)
  • Учебные курсы (видео)
  • Наши услуги
  • Консультант-аналитика
  • Примеры семинаров
  • Немного о консалтинге
Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов
Правила перевозок железнодорожным транспортом животных
Перечень грузов, после которых производится ветеринарно-санитарная обработка грузов
Перечень грузов, после выгрузки которых должны производиться промывка крытых вагонов
Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью

Железная дорога — один из наиболее развитых видов транспорта не только в России, но и во всем мире. Актуальность перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом не снижается со временем, несмотря на развитие технологий. Например, автотранспорт не везде может доехать, а при оформлении документов зачастую возникают заминки и трудности, особенно при пересечении границ разных государств.

Поэтому сравниться по скорости и доступности с автоперевозками может только железнодорожное сообщение. В данное время в Российской Федерации существует много организаций — перевозчиков, осуществляющих международную транспортировку грузов по железной дороге.

Сотрудничество по вопросу интернациональных жд перевозок осуществляется в рамках Бернских конвенций.

Согласно Единым правилам МГК к в транспортировке по железной дороге обязаны допускать любые предъявляемые грузы при наличии сопроводительных документов. Для осуществления жд перевозки грузов между государствами потребуется оформить единый пакет документов:

  • Договор, он же соглашение на перевозку. В нем в обязательном порядке указывается вся сопроводительная документация, а также актуальная и достоверная информация для прохождения таможенного контроля. Вступает в силу в момент попадания груза на станцию отправления.
  • Товарно — транспортная накладная. Она состоит из оригинала и дубликата, дорожной ведомости, листов выдачи и получения груза. Накладная содержит основную общедоступную информацию о перевозимом грузе. Оформляется в трех экземплярах на языке отправляющей страны, дублируется на китайском или русском — одном из общепринятых рабочих языков. Один комплект сопровождает груз на протяжении всего пути, второй — остается у отправителя, третий — отдается грузополучателю.
  • Платежные документы. В договоре можно детально обозначить, что будет оплачивать получатель груза, а что — сам отправитель.
  • Carnet ATA. Этот документ используется при международных перевозках товаров или объектов, не предназначенных для продажи (выставка, соревнования). Правильно заполненный Carnet ATA заменяет таможенную декларацию, избавляет от необходимости дополнительных финансовых трат и не требует перевода на язык страны — получателя. Действует этот документ один год.
  • CMR — товарно — транспортная накладная международного образца. В данном документе указана основная информация об отправителе, компании — перевозчике, грузополучателе. Информация о количестве и времени доставки груза также указывается в CMR. Выполняется CMR также в трех экземплярах.
  • Сертификаты качества на перевозимый груз.

В пределах своей страны получатель и отправитель могут внести изменения в маршрут перевозки: указать другую станцию отправления/прибытия, изменить получателя груза. Для внесения коррективов необходимо подать заявление в пределах страны.

Согласно в случае вагонной отправки, сотрудники железной дороги обязаны принять представленный груз к транспортировке. Стоит подробнее остановиться на правилах и требованиях к интернациональной перевозке грузов вагонами.

В первую очередь необходимо обратить внимание на упаковку и тару, если она требуется, конечно. Каждая единица предъявляемого к перевозке товара должна быть упакована в соответствии с вещественными характеристиками. Это обеспечит целостность и сохранность перевозимого.

Если груз нуждается в упаковывании, но отправитель проигнорировал этот момент, дорога вправе отказать в доступе к транспортировке. Отметка о данном происшествии в сопроводительной документации обязательна.

Грузооборот по железной дороге производится с разной скоростью Если иное не оговорено в договоре поставки, то сроки доставки определяются исходя из установленных стандартов:

  • при движении с большой скоростью состав должен преодолевать минимум 400 км в сутки;
  • при малой скорости подвижного состава — 300 км в сутки.

После расчета сроков прибытия чаще всего обговариваются провозные платежи. Конкретному обсуждению подлежит распределение финансовых трат между отправителем и получателем груза. Так, при движении по внутренним дорогам страны отправления или назначения, провозные платежи вносятся по внутреннему тарифу государства. При осуществлении жд перевозок по транзитным направлениям — оплата по транзитному тарифу. Отдельно стоит уделить внимание грузам с объявленной ценностью — провозные платежи за трафик таких товаров намного выше.

Услуги по международной перевозке товаров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом облагаются НДС по ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом пункт отправления или назначения должны находиться за пределами России.

При заключении стандартного договора грузоперевозки, провозные платежи взимаются с отправителя на станции отправления, а с получателя — по прибытии груза в пункт назначения. Получить груз и документы на него принимающая сторона может только после внесения всех пошлин и платежей, указанных в договоре.

Помимо международной транспортировки грузов, по железной дороге также осуществляется трафик пассажиров и сопутствующего багажа. Нормативное регулирование пассажирских перевозок регламентируется, в основном, Едиными правилами МПК (приложение А к КОТИФ). Существуют утвержденные нормы провоза багажа, животных и самих пассажиров. Немного подробнее об этом.

При невыполнении обязательств по договору международной транспортировки жд транспортом предусмотрена ответственность чаще всего в виде денежного взыскания. Причем ответственность пассажира в разы меньше, чем у компании — перевозчика. Суммы взысканий, сроки подачи и рассмотрения претензий и исковых заявлений от сторон, указанных в договоре перевозки багажа, регламентированы Соглашением о Международном Пассажирском Сообщении.

Пассажир отвечает за оплату стоимости провоза багажа, также он обязан своевременно вносить все провозные платежи, чтобы к моменту выдачи багажа перевозчиком не возникло никаких заминок. При обнаружении порчи или частичной утраты поклажи, пассажир имеет право подать претензию, которая будет рассмотрена в установленный срок — 180 дней.

Стоит обратить внимание на ценность утраченного, испорченного или задержанного багажа. Если по одному перевозочному документу ценность составляет в сумме менее 1,5 швейцарских франков, то в рассмотрении претензии будет отказано. Данный момент отражен в СМПС.

Ответственность компании — перевозчика направлена, в первую очередь, на сохранность и целостность багажа. Так, при нарушении оговоренных сроков доставки, перевозчик обязан оплатить просроченную доставку в размере 5% от провозной платы. При этом максимальная сумма штрафа не должна превышать 50% провозной платы.

В случае задержки поставки товаробагажа сумма штрафа составит 1,5% от провозной платы за каждые сутки просрочки. В данной ситуации сумма взыскания не должна превысить 30% от провозной платы.

Ответственность за утерю или порчу багажа снимается с перевозчика в результате:

  • возникновения обстоятельств непреодолимой силы (стихийные явления);
  • сдачи пассажиром в багаж запрещенных предметов;
  • неверной информации о сданном багаже;
  • недостаточной упаковки поклажи.

Помимо этого, в случае угрозы для жизни пассажира, причинения ему вреда, ответственность с перевозчика также снимается. СМПС не регламентирует подобные ситуации. Если все же вред был причинен, то решение вопроса зависит от контролирующих органов той страны, в которой произошел инцидент.

Однако, страны — участники Соглашения заключили между собой договор о приоритете в рассмотрении подобных правовых случаев интернациональных соглашений. И, только в случае отсутствия установленных международных норм, для разрешения определенной ситуации используется правовая база государства, рассматривающего дело.

При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом нужно соблюдать специальные правила и нормы. Эти правила касаются самого груза, сопроводительной документации, персонала, железнодорожного транспорта и так далее.

Основные правила следующие:

  • При перевозке необходимо соблюдать температурный режим внутри контейнера или вагона, поскольку многие вещества очень чувствительны к перепаду температур.
  • Также следует избегать контакта опасных веществ с другими материалами, чтобы избежать утечки, окисления, взрыва и так далее.
  • При транспортировке нужно придерживаться специальных скоростных режимов, которые зависят от каждого конкретного участка железной дороги.
  • Поезд с вагонами не должен пересекать крупные населённые пункты, больницы, санаторно-курортные учреждения и так далее.

Транспортировка должна осуществляться в специальной упаковке:

  • Все опасные грузы должны быть плотно и надёжно упакованы, чтобы избежать утечки и просыпания опасного вещества.
  • Стена ящика должна быть выше упакованного груза хотя бы на 5 сантиметров.
  • Можно перевозить несколько различных опасных грузов в одной упаковке в пределах одного места, если такие вещества допускают совместную транспортировку.
  • Также существует ряд специальных требований, которые применяются в зависимости от конкретного типа груза. Например, в случае транспортировки легковоспламеняющихся или ядовитых веществ тара должна быть герметичной. Другой пример: если перевозится какое-либо опасное вещество в стеклянной таре, то необходимо поместить тару в специальные деревянные, пластиковые или металлические ящики (вес каждого ящика — не более 50 килограмм); свободное пространство между стеклянной тарой и ящиком необходимо заполнить негорючими впитывающими материалами.

Вагоны и локомотив должны также соответствовать специальным требованиями:

  • Вагоны должны быть исправными; перед погрузкой товаров необходимо пройти специальную экспертизу, чтобы удостовериться в исправности вагона.
  • На вагонах должны быть специальные приспособления для крепления груза (если в них есть необходимость).
  • Перед отправкой на все вагоны необходимо нанести специальную маркировку, которая будет соответствовать перевозимому грузу.
  • Локомотив должен соответствовать всем государственным нормам.
  • Тепловоз или электровоз должен быть оборудован техникой для тушения пожара в случае возгорания.


Похожие записи:

Добавить комментарий