Ставка ндпи на нефть 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка ндпи на нефть 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.

Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.

При этом в Налоговом кодексе будут продолжать действовать более чем 20 льгот по налогу на добычу углеводородов, крупнейшая из которых, например, льгота по НДПИ для трудноизвлекаемых запасов (выпадающие доходы бюджета в 2021 году — 85,96 млрд рублей) или на новые морские месторождения на шельфе (81,7 млрд рублей в 2021 году).

Расширяется перечень участков, которые могут применять НДД – в него включаются участки недр, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), Сахалинской, Оренбургской и Самарской областях. Уточняется коэффициент (Кг), который входит в формулу расчета НДД ряда групп месторождений и характеризует период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр – чем меньше времени прошло с начала разработки, тем меньше коэффициент. Коэффициент Кг сейчас для месторождений первой и второй группы составляет от 0,4 до 1 (начало разработки месторождений от пяти до семи лет); для третьей группы — 1; для четвертой группы 0,5 — первый год, затем в течение года 0,75 и 1 на третий год. Для пятой группы от 0,2 до 1 в период до 15 лет. Принятый закон удлиняет сроки использования понижающих коэффициентов для месторождений в Арктике (пятая группа). Также документ устанавливает коэффициент на уровне 1 для второй и третьей групп, при этом для второй группы устанавливается исключение.

Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.

Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.

Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.

Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.

Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

Не облагаются:

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

  1. НДПИ предполагает отдельный расчет по каждому ПИ.
  2. База налога рассчитывается чаще всего по стоимости добычи полезного ископаемого, с применением процентных ставок НДПИ.
  3. Расчет налога по количеству добытого, твердые ставки применяются в отношении ограниченного числа наименований ПИ.
  4. Расчетные методики и нюансы НДПИ подробно изложены в гл. 26 НК РФ.

Поправками ко второму чтению был уточнен порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры, при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. Уточняется порядок применения налогового вычета по НДПИ, связанного с добычей нефти на участке недр, расположенном на территории РФ и включающего запасы углеводородного сырья месторождения, указанного в примечании к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 года.

Кроме того, предусматривается, что расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, произведенные и оплаченные до дня вступления закона в силу, но не включенные в состав фактических расходов по добыче в налоговых периодах до дня вступления закона в силу, включаются в состав таких расходов равномерно в течение трех налоговых периодов после вступления закона в силу.

Минфин в июле выдвинул инициативу о необходимости корректировки НДД. По оценке министерства, бюджет за год недополучил от нефтяников более 200 млрд рублей.

С 2019 года под НДД подпадают месторождения с высокой долей выработанности и определенным географическим положением. Сейчас Минфин предлагает ухудшить условия НДД для всех групп месторождений, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%).

Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.

Минфин ожидает, что принятие поправок позволит за три года дополнительно привлечь в бюджет примерно 200 млрд рублей. Нефтяники же выражали надежду на то, что корректировка будет не столь жесткой. По оценке Минэнерго, НДД — эффективный механизм, благодаря которому в отрасль удалось привлечь около 100 млрд рублей инвестиций.

Путин подписал закон о реформе НДД для нефтяной отрасли с 2021г.

На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:

1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;

2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;

3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;

4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;

5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;

6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.

Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст.340 НК РФ:

  1. Расчет необходимо производить по каждому месторождению и всем видам ископаемых отдельно.
  2. Используемый метод расчета необходимо закрепить в учетной политике плательщика на год. Возможность замены метода предусмотрена только по окончании календарного года.
  3. При определении суммы НДПИ к налоговому учету принимается сырье, прошедшее полный технологический цикл. Объем сырья, реализованного или использованного для нужд плательщика до окончания технологического цикла, включается в расчет НДПИ (п.8 ст.339 НК РФ).
  4. При расчетах НДПИ в отношении некоторых видов ископаемых установлено применение повышающих и понижающих коэффициентов.

Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:

НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.

Все ставки для расчета в 2020-2021 годах НДПИ, являющегося налогом федерального уровня, отражены в НК РФ (ст. 342). Делятся они на 2 вида:

  • выраженные в процентах;
  • установленные в рублях.

Ко многим из них предусмотрено применение коэффициентов, учитывающих:

  • колебание потребительских цен;
  • способ добычи;
  • характеристики территории разрабатываемого месторождения;
  • колебание мировых цен;
  • уровень сложности добычи;
  • степень выработанности месторождения.

При расчете НДПИ на нефть в 2020-2021 годах используются такие особые (связанные только с этим ископаемым) показатели, как:

  • учитывающий колебания мировых цен и определяемый ежемесячно Правительством РФ или самостоятельным расчетом (п. 3 ст. 342 НК РФ);
  • характеризующий степень сложности добычи и принимающий определенное значение в зависимости от конкретных характеристик залежи и года начала разработки (пп. 1, 2 ст. 342.2 НК РФ);
  • отражающий степень выработанности месторождения; в зависимости от величины предыдущего коэффициента может принимать либо конкретное значение, либо становиться расчетным (пп. 3, 6 ст. 342.2 НК РФ);
  • характеризующий особенности добычи нефти и рассчитываемый по формуле, включающей несколько коэффициентов, как расчетных, так и принимающих определенное цифровое значение в зависимости от года применения (ст. 342.5 НК РФ).

Сроки, устанавливаемые для уплаты налога и сдачи отчетности по нему, привязаны к завершению налогового периода. Таким периодом является месяц (ст. 341 НК РФ). То есть платить налог и сдавать декларацию по нему надо ежемесячно в месяце, наступающем после отчетного.

Предельные даты для этого определены в НК РФ и соответствуют:

  • для платежей — 25-му числу (ст. 344);
  • для отчета — последнему дню месяца (п. 2 ст. 345).

Установленные даты подчинены общему правилу переноса дней, попавших на выходные, на ближайший будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

С учетом вышеизложенного даты истечения сроков, применяемых для налога в оставшееся время в 2020 году и в 2021 году, будут такими:

Период уплаты и отчета

Срок уплаты НДПИ в 2020-2021 годах

Срок сдачи декларации по НДПИ в 2020-2021 годах

Сентябрь 2020

26.10.2020 02.11.2020

Октябрь 2020

25.11.2020

30.11.2020

Ноябрь 2020

25.12.2020

31.12.2020

Декабрь 2020

25.01.2021

01.02.2021

Январь 2021

25.02.2021

01.03.2021

Февраль 2021

25.03.2021

31.03.2021

Март 2021

26.04.2021

30.04.2021

Апрель 2021

25.05.2021

01.06.2021

Май 2021

25.06.2021

30.06.2021

Июнь 2021

26.07.2021

02.08.2021

Июль 2021

25.08.2021

31.08.2021

Август 2021

27.09.2021

30.09.2021

Сентябрь 2021

25.10.2021

01.11.2021

Октябрь 2021

25.11.2021

30.11.2021

Ноябрь 2021

27.12.2021

31.12.2021

Сроки для осуществления платежей и сдачи отчета за декабрь 2021 года придутся на январь 2022 года и будут соответствовать 25.01.2022 и 31.01.2022.

Декларация по НДПИ формируется на бланке, утвержденном приказом ФНС России от 20.12.2018 № ММВ-7-3/827@ в его актуальной редакции.

Нефтяные компании будут считать НДД и НДПИ по новым правилам

Правительство повысит платежи за природные ресурсы, акциз на табак для увеличения поступлений в бюджет, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства. Стенограмма размещена на … Подробнее

Налогоплательщиками НДПИ признается организации и индивидуальные предприниматели, задействованные в добыче природных ресурсов. Организация, сфера деятельности которой направлена на добычу из недр земли природных ресурсов, должна быть зарегистрирована как плательщик НДПИ и иметь лицензию. Извлечение не всех природных ресурсов относится к лицензированной детальности, существует ряд общераспространенных ресурсов (вода, песок и т.д.) добывать, которые можно и без специального разрешения в рамках правового поля.

[adinserter block=”1″]

Организации и индивидуальные предприниматели, планирующие заниматься деятельностью связанной с добычей, разработкой и переработкой минерально-сырьевых ресурсов, обязаны уведомить налоговую службу и зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых в регионе, где непосредственно будет вестись разработка. Вместе с заявлением организация должна предоставить также документы подтверждающие право на разработку месторождений, выданным уполномоченным органом власти в течение одного месяца с момента получения разрешения.

Для того чтобы корректно рассчитать сумму, которую необходимо уплатить в бюджет, надо в первую очередь понять что же является налогооблагаемой базой:

  • Количество природных ресурсов (тонны, кубометры и т.д.), которое было разработано на месторождении, зарегистрированном в уполномоченном органе власти. Это касается нефти, газа, угля и т.д.
  • Стоимость природных ресурсов, которые не вошли в список минерально-сырьевых ресурсов, утвержденный налоговым законодательством.

Рассчитать налоговую базу необходимо бухгалтеру организации. Как и с другими налогами, умышленное занижение может привести к проблемам при налоговой проверке и последующего доначисления неуплаченного налога и штрафных санкций. Стоимость разработанных в течение отчетного периода природных ресурсов определяется следующими способами:

  • От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату;
  • От среднего уровня цен продажи минерально-сырьевых ресурсов на отчетную дату не включая бюджетное субсидирование;
  • Расчета стоимость с учетом всех расходов на добычу, переработку и т.д. применяется в ситуации, когда за отчетный период организация не осуществила продажи добытого сырья. Расчет ведется на основании бухгалтерского и налогового учета, как при расчете налога на прибыль.

Исходные данные: Компания «Золотой лучик» занимается добычей песка, в песчаных карьерах города Иркутска. За отчетный период компания продала 60 тысяч тонн песка, при этом за тот же период было добыто 100 тысяч тонн. Стоимость одной тонны песка составляет 620 рублей, включая НДС по ставке 18%. При этом организация также понесла расходы в размере 600 тысяч рублей.

Расчет: Стоимость одной единицы песка = (60 000 х 620 / 1,18 – 600 000) / 60 000 = 515,42 рублей

Налоговая база = 515,42 х 100 000 = 51 542 000,00 рублей

НДПИ = 51 542 000,00 х 0,055 = 2 834 810,00 рублей

Примечание: Песок относит к типу неметаллического сырья.

Исходные данные: Компания «Нефтидоб» за февраль 2017 года добыла 10 тысяч тонн нефти.

Коэффициенты:

  1. Кц = 8,5698
  2. = 559
  3. Ставка НДПИ = 919,00 рублей за тонну
  4. = 0,2

Остальные коэффициенты для условности примем равными 1.

Расчет: 10 000,00 х (919,00 х 8,5698 – 559 х 8,5698 (1 – 0,2)) = 40 432 316,4

Коэффициенты, изменяющие ставку по налогу. Каждая организация должна очень внимательно и корректно рассчитывать и применять коэффициенты, предусмотренные законодательством по разным видам ресурсов. В противном случае налоговая инспекция в случае нарушения имеет право досчитать неуплаченный налог в бюджет, а также начислить пени и штрафы.

Определение нормативных потерь. Каждая организация имеет право установить в рамках производимой добычи определенный уровень нормативных потерь, который также влияет на расчет НДПИ. При этом если на отчетный период не установлены такие нормативы, организация в праве использовать величину, установленную в прошлые периоды.

View this page in English

Загрузить в формате PDF

27 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон №335-ФЗ от 27 ноября 2017 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).

Закон был подготовлен в целях реализации основных направлений налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг.

В части налогообложения компаний нефтегазового сектора положения данного Закона касаются совершенствования правил налогообложения деятельности при разработке месторождений на шельфе.

Кроме того, Закон предусматривает снижение НДПИ на природный газ для отдельных категорий налогоплательщиков, введение дополнительных вычетов по НДПИ на нефть, а также газовый конденсат в случае получения при его переработке широкой фракции легких углеводородов (далее – «ШФЛУ»).

Также Законом устанавливаются новые ставки акцизов на нефтепродукты на период с 2018 по 2020 гг.

Налог на прибыль

Законом уточняется понятие «деятельность, связанная с добычей углеводородного сырья (далее – «УВС») на новом морском месторождении углеводородного сырья (далее – «НММУС»). Так, работы относятся к деятельности, связанной с добычей УВС на НММУС начиная с даты государственной лицензии на пользование недрами.

Кроме того, деятельность по поиску и оценке НММУС с 1 января 2018 года будет признаваться деятельностью, связанной с добычей УВС на НММУС, только при условии её осуществления на основании «сквозной» лицензии, дающей право одновременно на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых. В результате этого, налогоплательщики, осуществляющие поиск и оценку НММУС на основании лицензии исключительно на геологическое изучение, должны будут учитывать расходы в соответствии с общим порядком налогообложения.

При этом, для расходов, понесенных в период с 1 января 2014 года по 1 января 2018 года в рамках лицензий на геологическое изучение недр с целью поиска и оценки НММУС и ранее не учтенных при расчете налоговой базы, предусматриваются особые положения.

В частности, налогоплательщикам предоставляется право учесть в составе прочих расходов по налогу на прибыль расходы на освоение природных ресурсов (далее – «ОПР») и иные расходы, связанные с поиском и оценкой НММУС, равномерно в течение 36 месяцев.

Кроме того, конкретизируется порядок признания доходов (расходов) налогоплательщиками, осуществляющими деятельность по добыче УВС на НММУС. Так, доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, но не ранее даты:

  • выделения на участке недр НММУС, либо
  • даты принятия решения о прекращении работ в связи с их экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам.

В России изменятся правила налогообложения нефтяной отрасли

С 1 января 2016 года с целью совершенствования отраслевой системы налогообложения в состав подакцизных товаров была введена новая категория «средние дистилляты», под которыми в соответствии с НК РФ понимаются смеси углеводородов, обладающие определенными физико-химическими характеристиками.

Сложившаяся за период с 2016 года практика налогообложения средних дистиллятов выявила ряд неточностей налогового законодательства, позволяющих не облагать акцизом смеси углеводородов, обладающие характеристиками, отличными от установленных НК РФ, однако, по своей сути, являющиеся средними дистиллятами.

С целью исключения возможности уклонения от налогообложения, Законом уточняются физико-химические характеристики категории «средние дистилляты». Под средними дистиллятами понимаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при t=20°C и атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при t=20°C.

Также Законом определяются нефтепродукты, не включаемые в данную категорию для целей налогообложения.

Кроме того, Законом вводится институт свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, а также устанавливаются технологические процессы, относящиеся к переработке средних дистиллятов (например, первичная переработка нефти, гидроочистка углеводородных фракций и др.).

В связи с этим, перечень операций, подлежащих налогообложению акцизом, дополняется следующими:

  1. получение средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов
  2. оприходование средних дистиллятов организацией, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов.

При этом положениями Закона предусмотрено применение вычета в увеличенном размере по указанным операциям со средними дистиллятами.

Вычет определяется в размере суммы акциза, исчисленных при получении (оприходовании) средних дистиллятов, увеличенного на коэффициент 2 при переработке средних дистиллятов на производственных мощностях, необходимых для технологических процессов по переработке. В иных случаях использования средних дистиллятов применяется коэффициент равный 1.

Законом также предусмотрено дальнейшее повышение ставок акцизов на отдельные виды нефтепродуктов (автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо, средние дистилляты) на 2018-2020 гг.:

Нефтепродукт Значение налоговой ставки, руб./т.
2018 (ранее)1 январь-июнь 2018 июль-декабрь 2018 2019 2020
Автомобильный бензин класса 5 10 535 11 213 11 892 12 314 12 752
Автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 13 100 13 100 13 100 13 100 13 100
Прямогонный бензин 13 100 13 100 13 100 13 100 13 100
Дизельное топливо 7 072 7 665 8 258 8 541 8 835
Средние дистилляты 8 112 8 662 8 662 9 241 9 535
  1. Положениями Закона предусматривается изменение порядка расчета понижающего коэффициента Кгз, характеризующего глубину залегания залежи УВС, при добыче природного газа из залежи УВС с минимальной глубиной залегания более 3 300 метров.

  2. Так, с 1 января 2018 года понижающий коэффициент Кгз будет определяться как результат деления числа 0,5 на значение коэффициента Кгп (ранее Кгз был равен 0,5).

  3. Обращаем внимание, что значение коэффициента Кгп на период с 1 января по 31 декабря 2018 года установлено в размере:
  • 1,4022 для организаций-собственников Единой системы газоснабжения и их аффилированных лиц
  • 1 для иных налогоплательщиков.

Таким образом, к указанным залежам не будет применяться повышающий коэффициент Кгп, из-за которого организации-собственники Единой системы газоснабжения и их аффилированные лица платят повышенный НДПИ по сравнению с независимыми производителями газа.

Поскольку в Налоговом Кодексе нет отдельной главы, посвящённой НДПИ на нефть, основные моменты по налогообложению углеводородного сырья можно найти в 26 главе этого основного свода. Там можно найти сведения о лицах, которые признаются налогоплательщиками, об объекте налогообложения, расчёте налоговой базы и порядке применения соответствующих ставок и коэффициентов.

Кроме налогового законодательства сферу добычи углеводородов регулирует ещё нормативный акт, который посвящён порядку деятельности недропользователей. Он звучит как Закон РФ № 2395-I от 21.02.1992 г. «О недрах». Поэтому кроме ФНС деятельность нефтедобывающих компаний контролирует ещё Роснедр.

Об НДПИ на нефть расскажет этот видеосюжет:

Одними из самых важных аспектов любого налогообложения являются его субъекты и объекты. Субъектами НДПИ являются те, кто его платит, а объектами признаются те ископаемые, за которые налог уплачивается. В число субъектов могут входить как юридические лица, так и отдельные бизнесмены, чьи компании заняты добычей нефти. Этот вид сырья часто называют «чёрным золотом».

Субъекты НДПИ на нефть должны отвечать следующим основным критериям:

  • они должны заниматься лицензированной деятельностью;
  • им необходимо пройти государственную регистрацию, в качестве плательщика НДПИ;
  • они должны пользоваться участками недр, признанными объектом налогообложения.

Предприятие или бизнесмен, решившие заниматься нефтедобычей, обязательно должны получить все необходимые разрешения в виде лицензии на разработку нефтяных скважин. После этого они получают свидетельство ОГРН в налоговом органе по месту учёта. Обязанность сдавать декларацию, и платить налог возникает у них уже в следующем месяце после начала добычи нефти.

Налог на добычу нефти относится к разряду главных федеральных налогов. Бюджет страны постоянно нуждается в отчислениях, которые совершают компании нефтедобывающей отрасли. Поэтому налоговый период для них установлен максимально короткий, равный одному месяцу.

Каждый месяц в течение года компании и ИП, извлекающие из нефтяных скважин сырьё для последующей реализации, обязуются сдавать декларацию и уплачивать рассчитанные в ней суммы. Срок уплаты НДПИ на нефть устанавливается как 25 число месяца, если нефтедобыча началась в предыдущем налоговом периоде. При этом в отличие от других систем налогообложения уже уплаченные суммы НДПИ не идут нарастающим итогом, а считаются отдельно по каждому периоду.

Льготные условия для компаний нефтедобытчиков могут выражаться:

  • в применении нулевой ставки НДПИ;
  • в использовании при расчёте понижающего коэффициента.

Применение ставки в 0% оговорено в налоговом законодательстве для целого ряда продуктов, получаемых тем или иным способом. Среди них для нефтедобычи по льготным условиям можно выделить:

  • нормативные потери сырья;
  • нефть с высокой вязкостью, извлечённую из пластов;
  • нефть, добыча которой произошла из залежей морских и шельфовых месторождений;
  • углеводороды, извлечённые из некоторых особых видов залежей (баженовских, абалакских, доманиковых).

Понижающий коэффициент Кдв могут применять те компании, которые ведут разработку старых месторождений. Статус старого месторождения получают те участки недр, полезный запас которых окажется выработанным более чем на 80%.

Несмотря на то, что все коэффициенты для расчёта налоговой ставки НДПИ налогоплательщики должны определять самостоятельно, готовые значения некоторых из них можно найти в официальных источниках ФНС, а также в «Российской Газете».

Расчёт НДПИ в 2021 году ведётся с использованием повышенной ставки по сравнению с прошлым годом. В тот период их увеличение произошло из-за падения мировых цен нефть, которое серьёзно отразилось на экономике страны. В настоящее время цены стабилизировались, поэтому повышение налога не так болезненно отражается на прибыли нефтедобывающих компаний.

Узнайте, как рассчитать НДПИ в 2021 году по количеству добытого полезного ископаемого. Алгоритм такой: о пределите налоговую базу , ставку налога . р ассчитайте сумму налога .

Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого.

Налоги на маневрах

Пошлина на нефть в 2021 г

Ставка ндпи на нефть в 2021 году

В октябре проработать возможность обнуления НДПИ на конденсат поручил глава правительства РФ Дмитрий Медведев. Минэнерго РФ подготовило проект поправок в. осознание рынком угрозы ценам от снижения экспортных пошлин из-за завершающей стадии налогового маневра или чисто коммерческий интерес нефтяных компаний компенсировать удорожание себестоимости переработки от усиленного в 2021 году налогового пресса в части НДПИ .

Ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты и масла (в т.ч. дизельное топливо) может снизиться на 34,35% и составить с 1 января 2021г. 23,7 долл./т по сравнению с 36,1 долл./т. в предыдущем месяце. Ставка экспортной пошлины на темные нефтепродукты, включая битум и мазут, может вырасти на 6,75% и составить с 1 января 2021г. 79,1 долл/т. против 74,1 долл/т. в декабре. Ставка пошлины на сжиженные углеводородные газы (СУГ) с 1 января 2021 г.

Какие организации обязаны вести отчисления? Налог на добычу полезных ископаемых (кратко НДПИ) должны платить предприятия, которые:

  • работают на участках, находящихся на территории страны и предоставленных в пользование налогоплательщику;
  • используют продукцию, полученную из отходов добывающего производства, если на извлечение есть лицензия;
  • добывают полезные ископаемые за пределами страны на участках, арендуемых у других государств или находящихся под юрисдикцией России.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются все организации, которые получили лицензию и на ее основании осуществляют свою деятельность.

Госдума приняла закон о корректировке НДД и отмене некоторых льгот по НДПИ

Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц – в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.

Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.

Декларация по НДПИ предоставляется соответствующим органам по месту нахождения предприятия или проживания индивидуального предпринимателя. Предоставить документ нужно в бумажном или электронном виде.

Срок уплаты НДПИ определены статьей 344 НК РФ, но налогоплательщик может скорректировать их на законных основаниях. Важно не только вносить оплату вовремя, а и отчитываться об этом с помощью декларации.

По НДПИ сроки подачи декларации и оплату можно перенести на 3 года в случае, когда у предпринимателя возникли серьезные финансовые трудности. Но должны быть гарантии на то, что он все же рассчитается с бюджетом.

КБК НДПИ 2019 для юридических лиц утверждены приказом Минфина РФ. В кодах бюджетной классификации (КБК) указаны также проценты, штрафы и пени по НДПИ КБК.

Налоговая база – это:

  1. Количество полезных ископаемых (далее – ПИ), которые подверглись добыче. Это относится к предприятиям, занимающимся природным газом, нефтью, газовым конденсатом, кроме добытых на новых морских месторождениях, углем, многокомпонентными рудами, которые получают на участках в Красноярском крае.
  2. Стоимость добытых ПИ. Если занимаются нефтью, природным газом, газовым конденсатом на новых морских месторождениях и другими полезными веществами.
    Стоимость зависит от цен на реализацию, цен без учета субсидий, расчетной цены продукции.

Определение расчетной стоимости осуществляется с учетом:

  1. Прямых расходов. Ими называют все траты на оплату труда, использование средств для добычи, размеры страховых взносов.
  2. Косвенных расходов. Это средства, потраченные на ремонт техники, освоение природных ресурсов, ликвидацию основных средств, которые выводятся из эксплуатации, консервацию и расконсервацию производственных мощностей и прочие.

Чтобы получить данные о показателе, нужно из общего размера расходов выделить ту часть, которая соответствует добыче определенного вещества.

НК РФ налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 343.

Формула НДПИ следующая:

налог = налоговая база * ставка налога

Расчет нужно проводить с соблюдением таких правил:

  1. Учитывать нужно каждое месторождение и все виды добытых ПИ по отдельности.
  2. Методы расчета должны быть закреплены в учетной политике плательщика за год. Заменить метод можно только в конце года.
  3. Расчет НДПИ осуществляется с учетом сырья, прошедшего полный технологический цикл.
  4. Для некоторых элементов применяют повышающие и понижающие коэффициенты.

Как рассчитать НДПИ, чтоб не ошибиться с оплатой налога? Все изменения в правилах расчета отображаются на официальном сайте налогой.

Пример:

Расчет НДПИ на песок должен проводиться с учетом:

  1. Актуальности ставки для песка. Его позиционируют, как неметаллическое сырье.
  2. Критериев расчета базы, определенных в статье 340 НК РФ.

Для получения нужной суммы, первый показатель умножают на второй.

Также ключевыми показателями в расчете НДПИ НК РФ являются количество добытого и проданного товара, расходы на доставку и размеры НДС. Немаловажно и то, участвует ли организаций, разрабатывающая и реализующая данные ресурсы в региональном инвестпроекте и получает ли субсидии от государства.

Закон о вычетах по НДПИ для ряда нефтяных компаний подписан

Налоговую ставку умножают на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, который характеризует степень сложности добычи газа горючего природного и газового конденсата из залежей углеродного сырья.

Расчет НДПИ на газовый конденсат осуществляется с учетом установленного корректирующего коэффициента.

В ходе расчета налоговой ставки по природному газу произведение базовой ставки, показателя базового значения единицы условного топлива и коэффициента сложности добычи суммируют со значением показателя расходов на транспортировку ископаемого.

Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств-участников Содружества Независимых государств или ЦДЗ НДПИ за июль 2019 года составляет 15 552 руб. за 1000 кубов газа без учета налога на добавочную стоимость.

Размер налога может быть рассчитан одним из следующих способов:

  1. Первый способ может быть использован для расчета НДПИ при добыче большинства полезных ископаемых. Рассчитывается как общая сумма извлеченного из недр сырья, а действующие ставки берутся из соответствующей статьи НК РФ.
  2. Второй способ исчисления применяется при добыче газа. В этом случае учитывается общий объем добытого сырья и специфические ставки, определяемые НК РФ.
  3. Третий способ применяется при расчете НДПИ на драгоценные металлы. Налоговая база зависит от стоимости реализации готового сырья или самородков, которые были добыты на месте.
  4. Четвертый метод создан для расчета НДПИ при добыче нефти. База определяется в тоннах, а ставку корректируют установленные НК РФ коэффициенты.

Формула, по которой рассчитывается налог на добычу полезных ископаемых, выглядит так:

НДПИ = НБ * НС, где НБ означает налоговую базу, рассчитанную за отчетный период, а НС – ставку процента, установленную НК РФ.

В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 21.01. 2019 №53613 в 2019 году также изменились размеры коэффициентов-дефляторов к ставке НДПИ при добыче угля:

  • коэффициент, используемый при добыче антрацита — 0,970.
  • при добыче коксующегося угля – 1,047.
  • при добыче бурого угля – 1,004.
  • на все прочие типы угля – 1,026.

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

В соответствии с п. 1 ст. 343 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Исключение из общего правила: сумма налога по углю, углеводородному сырью и многокомпонентным комплексным рудам исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы (в натуральном выражении).
Налог исчисляется по итогам каждого месяца по каждому полезному ископаемому и уплачивается по месту нахождения участка недр. В случае добычи за пределами территории РФ, налог подлежит уплате по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налогоплательщики НДПИ в отношении угля имеют право на налоговый вычет, установленный ст. 343.1 НК РФ. При этом налогоплательщики по своему выбору вправе уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) ими в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном ст. 343.1 НК РФ, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Выбранный порядок признания расходов должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет.
В налоговый вычет включаются следующие виды расходов:
1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ;
2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;
3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
Перечень таких расходов установлен постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 № 455 (п. п. 5, 6 ст. 343.1 НК РФ). В частности, такими затратами являются затраты на приобретение оборудования и материалов для предупреждения пожаров, систем оповещения об авариях и средств спасения людей, вентиляторных установок и оборудования для борьбы с пылью, специальных транспортных средств и приборов для обеспечения безопасного ведения взрывных работ и др. По мнению Минфина России, налогоплательщик вправе по каждому участку добычи угля установить в учетной политике отдельный перечень расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (письмо Минфина России от 28.06.2011 № 03-03-06/1/383).
Размер налогового вычета ограничен. Он определяется как произведение суммы НДПИ, исчисленного при добыче угля, и коэффициента Кт (п. 2 ст. 343.1 НК РФ). Правила определения этого показателя утверждены постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 № 462. Коэффициент Кт зависит от степени метанообильности участка недр, на котором ведется добыча угля (Км), а также от склонности добываемого угля к самовозгоранию (Кс). Сумма коэффициентов Км и Кс не может превышать 0,3. Значение коэффициента Кт необходимо зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения (п. 3 ст. 343.1 НК РФ).
Если фактически расходы превышают сумму налогового вычета, то такое превышение учитывается при определении размера вычета в течение 36 налоговых периодов (т.е. трех лет) после периода, в котором данные расходы были понесены (п. 4 ст. 343.1 НК РФ).
Воспользоваться налоговым вычетом можно только в периоде, по итогам которого налог исчислен к уплате (п. 7 ст. 343.1 НК РФ). Также необходимо обратить внимание на то, что сумма НДПИ в отношении угля исчисляется по каждому участку недр, на котором ведется добыча угля.

С 1 января 2012 года появился второй вид налогового вычета — вычет в связи с добычей нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан (Татарстан) или в границах Республики Башкортостан (ст. 343.2 НК РФ).
При добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан, налоговый вычет применяется за налоговые периоды с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года включительно при условии:

  • лицензия на право пользования недрами выдана до 1 июля 2011 года;
  • начальные извлекаемые запасы нефти каждого участка равны 2500 млн тонн или более по состоянию на 1 января 2011 год.

Налог на добычу полезных ископаемых. Ставки и расчет НДПИ в 2021 году

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    В Российской Федерации все полезные ископаемые принадлежат государству. Правительство выдает добывающим компаниям лицензии на эксплуатацию месторождений, за которую они платят некоторую — обычно не очень большую — сумму.

    После того, как начинается добыча, государство взимает с добывающих компаний определенную сумму за каждую единицу добытого из-под земли полезного ископаемого. Это и есть налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

    Таким образом, НДПИ является аналогом «роялти» — оплаты государству-собственнику за приобретенные у него ресурсы, в нашем случае нефть.

    Однако в России есть еще один чисто «нефтяной налог» — экспортные пошлины, которыми облагаются продажи нефти за границу. Разумеется, нефть, продаваемая внутри страны, или отправляемая на НПЗ, экспортными пошлинами не облагается.

    Есть еще и обыкновенные корпоративные налоги, которыми облагаются нефтяные компании — налог на прибыль, налог на имущество и прочие. Они тоже приносят достаточно денег в казну, но в несколько раз меньше, чем чисто «нефтяные» НДПИ и пошлины на экспорт.

    Наконец, существуют и акцизы на бензин, дизельное топливо, и некоторые другие нефтепродукты. Впрочем, часто акцизы рассматриваются правительством скорее как средство быстрого и легкого изъятия денег у населения, нежели чем как часть системы налогообложения нефтяной отрасли.

    Пару лет назад правительство РФ решило провести так называемый «налоговый маневр». Смысл этого мероприятия, которое проводилось в несколько этапов на протяжении 2015–2017 годов, был в том, что размер экспортных пошлин снижался с одновременным повышением ставки НДПИ.

    В рамках «налогового маневра» также были пересмотрены экспортные пошлины на нефтепродукты — размер этих пошлин был и остается привязанным к пошлинам на сырую нефть. Ставки для темных нефтепродуктов, таких как мазут и битум, в рамках «маневра» были повышены. С начала 2017 года они составляют 100% от пошлин на нефть. Ставки для светлых нефтепродуктов были снижены, например, по товарному бензину с 2017 года они были снижены с 78% в 2015 году до 30% в 2017.

    Таким решением правительство пыталось поощрить нефтяные компании модернизировать свои НПЗ. До этого, как подозревало начальство, нефтепереработка активно использовалась для обхода экспортных пошлин — за границу гнался не требующий глубокой переработки мазут, экспортные пошлины на который в то время были значительно ниже, чем пошлины на нефть.

    Не все НПЗ, однако, модернизированы к настоящему времени в силу разных причин – от отсутствия денег до невыгодности инвестиций из-за расположения производства вдали от рынков сбыта. Так что в результате «маневра» многие нефтеперерабатывающие производства стали глубоко убыточными.

    Существует мнение, что процесс в рамках «налогового маневра» надо продолжать, и постепенно совсем отказаться от экспортных пошлин. Экспортные пошлины считаются анахронизмом, несовместимым с истинно свободным рынком. Почти ни в одной другой стране их нет. В России их отменяли еще в глубоких девяностых под давлением МВФ, но потом опять вынуждены были ввести из фискальных соображений.

    Другие эксперты указывают на опасность того, что окончательная отмена пошлин может привести к серьезным трудностям в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и стать причиной периодических кризисов дефицита на внутреннем бензиновом рынке. Ведь нефтяные компании могут посчитать нужным сконцентрироваться на экспорте в ущерб переработке.

    Прибыльность бизнеса переработки вообще невысока по сравнению с добычей и продажей сырой нефти. Если посмотреть финансовые отчеты нефтяных компаний, то можно увидеть, что EBITDA добычи обычно в несколько раз выше EBITDA переработки — если последняя вообще положительна. И это несмотря на то, что крупные российские компании в среднем обычно направляют на НПЗ около половины своей добытой нефти.

    Причин недостаточной прибыльности переработки много, и основные это избыток мощностей и политика государства, заключающаяся в фактическом регулировании розничных цен на бензин и другое топливо. Оставаться отрасли на плаву позволял экспорт, в том числе мазута — примерно половина произведенных в России нефтепродуктов экспортируются.

    Понятно, что в таких условиях при отмене экспортных пошлин на сырую нефть многие нефтяные компании предпочли бы просто забросить нефтепереработку. Даже если бы правительство вдруг решило отменить контроль над ценами на бензин, низкая покупательная способность населения не позволила бы выколотить из внутреннего рынка большого дополнительного дохода. Кроме того, есть мнение, что рынок бензина очень эластичен — что означает, что даже небольшое повышение цен на него приведет к значительному падению продаж.

    Зачем вообще был нужен этот «налоговый маневр»? Понятно, что экспортные пошлины это плохо, но зачем в условиях де-факто регулируемой отрасли притворяться, что у нас свободный рынок и фактически выступать за увеличение цен на нефть внутри страны до уровня рынка внешнего?

    Одной из главных причин изменения налоговой системы официально называют таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. У этих стран экспортные пошлины ниже, чем в РФ, а, стало быть, в условиях высоких российских экспортных пошлин существует риск того, что нефть начнут массово гнать за границу через наших соседей в ущерб российскому бюджету. Если этот аргумент и в самом деле был основным для принятия решения, это как раз такой случай, когда уместно сказать, что «хвост вертит собакой».

    Увенчался ли успехом этот «налоговый маневр» правительства и как он повлиял на отрасль, трудно сказать. Он замышлялся, когда мировые цены на нефть превышали 100 долларов за баррель. Новые экономические реалии и международные санкции изменили положение дел нефтяной отрасли настолько сильно, что последствия этого «маневра» просто затерялись под ворохом новых проблем.

    У системы НДПИ есть крупный недостаток, наверняка сразу вам бросившийся в глаза. Дело в том, что этот налог не делает никакой разницы между тем, в каких условиях, и какого качества нефть добывается. Тяжелая или легкая, сернистая или «сладкая», добываемая в Поволжье или в Сибири за полярным кругом, обводненная на 99% или из новой скважины — для НДПИ это все равно. Себестоимость добычи и транспортировки может различаться в разы, а налог останется одним и тем же. Не учтено даже разное соотношение между баррелем и тонной по разным сортам нефти.

    Естественно, такое положение ставит компании и отдельные месторождения в неравные условия. В результате компании все время стремятся выхлопотать себе разного рода льготы, которых накопилось очень большое количество. По некоторым данным, в настоящее время по базовой ставке НДПИ облагаются только 60 % добытой в России нефти. Общий объем льгот только по этому налогу в 2016 году составил около 400 млрд. рублей. Новые льготы для «Роснефти» добавят к этой сумме 35 млрд. рублей, то есть около 9%.

    Какие сейчас существуют конкретные льготы по НДПИ?

    • НДПИ совсем не платится в отношении сверхвязкой нефти (вязкостью 10 000 мПа·с и более) и нефти, добытой из баженовских, абалакских, хадумских или доманиковых продуктивных отложений.
    • В некоторых случаях НДПИ рассчитывается особым образом — в виде процента от продажной (или рыночной цены) добытой нефти.

    Такой порядок расчета налога установлен в отношении добычи на новых морских месторождениях (то есть тех, где добыча началась с 1 января 2016 года). Законом устанавливаются разные ставки в зависимости от месторасположения добычи — от 5% до 30%. Например, нефть, добытая в Печорском и Каспийском море, облагается по ставке 15%. В настоящее время под эту льготу подпадает одно только месторождение им. Филановского на Каспийском море, принадлежащее «Лукойлу».

    • НДПИ платится с определенной скидкой в случае добычи на некоторых трудных, малых и истощенных месторождениях, а также в определенных регионах страны. Это и есть коэффициент Дм в упомянутой формуле расчета НДПИ.

    Скидка с НДПИ в расчете на одну добытую тонну нефти рассчитывается по следующей формуле в 2017 году:

    Дм = 559 x Кц x (1 — Кв x Кз x Кд x Кдв x Ккан) — 306

    где Кц = (Ц-15) х Р/26, что нам уже известно, а 559 и 306 – чисто фискальные коэффициенты. Кв, Кз, Кд, Кдв, Ккан — это и есть коэффициенты конкретных льготы.

    Льготы могут использоваться одновременно, но они не складываются, а умножаются — то есть, грубо говоря, каждая последующая льгота применяется к уже уменьшенному результату формулы. В августе 2017 года максимально возможная льгота по всем вместе взятым основаниям составляла 559 х 8,2618 — 306 = 4 312,35 рублей за тонну, что составляет около 57% от базовой ставки, или 9,7 долларов за баррель.

    Конкретные льготы таковы:

    • Льгота в отношении трудноизвлекаемой нефти в пластах с низкой проницаемостью и пластах тюменской свиты. Реальная скидка с базового размера НДПИ августе 2017 года составляла от 8% до 45% (от 1,4 до 7,6 долл. за баррель).
    • Льгота для сверхвязкой нефти (вязкостью более 200 мПа·с и менее 10 000 мПа·с). Применяется максимальная скидка, то есть 57% от НДПИ в августе 2017 года.
    • Льгота для истощенных месторождений, то есть участков недр (или в некоторых случаях конкретных залежей) со степенью выработанности запасов свыше 80%. Реальная скидка в августе составила от 0% до 39% от базовой ставки НДПИ пропорционально выработанности месторождения на этом отрезке (от 0 до 6,6 долл./барр.)
    • Льгота для малых месторождений (менее 5 миллионов тонн) на начальном этапе эксплуатации (где степень выработки не превышает 5%). Размер льготы пропорционален размеру месторождения по следующей теоретической шкале — если начальные запасы близки к 5 млн. тонн, льгота составит 0%, если запасы близки к нулю, льгота по состоянию на август 2017 годы составит 34% от НДПИ (5,8 долл./баррель).
    • Льготы для добычи в конкретных «трудных» районах. Применяется максимальная скидка, что в августе составило 57% от НДПИ, или 9,7 долл./баррель. Эти льготы ограничены определенными сроками и объемами добычи. Конкретные регионы добычи: Якутия, Иркутская область, Красноярский край; морская добыча за пределами Северного полярного круга; Азовское море; Ненецкий автономный округ, полуостров Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; Черное море; Охотское море, Каспийское море.

    Существуют льготы и по экспортной пошлине на нефть.

    От экспортных пошлин полностью освобождается произведенная при разработке морского месторождения нефть.

    Кроме того, законодательство уполномочивает правительство РФ устанавливать отдельные льготы по экспортной пошлине для следующих категорий нефти:

    • сверхвязкая нефть (вязкостью 10 000 мПа·с и более);
    • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая на месторождениях тюменской свиты;
    • нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добытая в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, севернее 65 градуса северной широты полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа; в пределах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря; в пределах морского дна внутренних морских вод Российской Федерации; в пределах дна территориального моря Российской Федерации; в пределах континентального шельфа Российской Федерации.

    Посмотрим на реальную налоговую нагрузку крупнейших нефтяных компаний в первой половине 2017 года и выясним, кто из них использует больше всего льгот. Для этого разделим весь уплаченный компанией НДПИ на объем нефти, добытой непосредственно компанией или её дочерними предприятиями за тот же период. Это будет несколько приблизительным показателем, так как НДПИ платится еще и за добытый компанией газ, но в целом представление о налоговой нагрузке мы получить сможем.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий