Закон о лесе на сбор дров 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о лесе на сбор дров 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По действующему сегодня законодательству к валежнику относятся сухие, трухлявые, гниющие стволы деревьев, кусты, ветки. Если по естественным причинам дерево или куст сгнило, засохло и упало, то они считаются валежником. К таким причинам можно отнести природные явления в виде града, урагана, сильного ветра или снегопада. Нагрузка на растение приводит к его падению.

До первого января 2021 года граждане имели право вывезти из леса ветки в диаметре не более четырех см.

В 2021 году входят в силу новшества касаемые валежника. Новый закон гласит, что валежник перестал считаться платным ресурсом. С первого января гражданам разрешается собирать в лесу и рядом сухие ветки, лежащие на полу, так же остатки от стволов деревьев, кустов и сучьев. Так же стоит помнить, что количество заготовленного валежника не должно быть огромным, иначе не избежать ответственности перед властями. Количество вывозимого древесного мусора во многих регионах лимитировано. При перевозке могут проверить, правда ли везете валежник или же это спиленный лес. Законодательством РФ россиянам разрешено для собственных нужд выносить из леса орехи, грибы, ягоды, так же можно использовать не древесные отходы — бересту, мох, ветки. Сухостой причислили к недревесным отходам с первого января 2021 года.

Закон, принятый в Российской Федерации это еще не все, нужно рассматривать закон для каждого региона отдельно, по-разному трактуются региональные поправки. Где-то можно будет собирать валежник только после уведомления местного министерства природы, где-то в отведенных для этого местах, а где-то без ограничений:

  • Московская область выбрала очень лояльный подход, в Подмосковье можно собирать валежник везде, кроме охраняемых территорий, складов древесины или мест, где ведутся лесосечные работы.
  • В Пензенской области завалившееся дерево распиливать уже нельзя, собирать валежник разрешено только вручную, без пил и сучкорезов.
  • В Краснодарском крае необходимо предупредить учреждение, подведомственное Минприроды. Будет указано место, в котором разрешено собирать валежник и учтен объем заготовленного сухостоя. Органом исполнительной власти будет установлен порядок учета и порядок подачи уведомления гражданами, которые хотят произвести заготовку.
  • В Пермском крае разрешено собирать валежник весь год в бесснежный период без ущерба лесным насаждениям и с использованием ручных инструментов.
  • Во Владимирской области сбор валежника может производится везде, без ограничений, граждане вправе собирать поваленные деревья и сухие ветки безлимитно, та же ситуация в республике Коми. А вот в Тамбовской области вывоз регламентирован.
  • В Ханты-Мансийске в 2021 году с января месяца необходимо оповещать лесничество о планируемом сборе сухого леса. Части леса, находящиеся в пешей доступности к поселкам (не далее пяти километров) или возле дорог можно использовать для заготовки валежника.
  • В Башкирии составлен список мест, где разрешено осуществлять безвозмездный сбор сухих веток, на региональных ресурсах есть официальная информация. Информационные стенды находятся в каждом лесничестве. Гражданин обязан оповестить лесника за сутки до планируемого сбора заготовок.
  • В Вологодской области предельный объем собранного сухостоя не устанавливается, разрешается жителям региона собирать валежник весь год, соблюдая пожарную и санитарную безопасность.
  • Жителям Удмуртии, остро нуждающимся в отоплении своих домов, разрешили собирать лежащие на земле деревья и их части бесплатно, чем очень обрадовали селян. Собирая старые трухлявые деревья, они освобождают лес, там станет чище и приятнее. Валежником самим по себе люди могут отапливать и дома, и бани. На отопление своих жилищ, хозяевам приходилось тратить большие средства, на отопление дома уходит примерно телега дров (10 кубов), примерно 15000 руб., на баню еще 4000. Для селянина, у которого нет газа в доме, это большие деньги. Поэтому закон восприняли на ура!

«В принципе, нельзя сказать, что задача осуществить компенсационное лесовосстановление не стояла перед пользователями лесных участков ранее. Старая редакция статьи 62 Лесного кодекса РФ также предусматривала эту обязанность, но только для арендаторов участков при заготовке древесины», — прокомментировал новый закон Агентству социальной информации юрист Зеленого движения России «ЭКА» и специалист направления «Защита экоправ» Тимур Рахматуллин.

Теперь обязанность восстанавливать леса возложат на тех, кто вырубает леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, для переработки древесины и других лесных ресурсов, проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Они будут обязаны восстановить лес в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также восстанавливать леса обяжут лица, которые обратились за переводом земель лесного фонда в земли иных категорий. Восстанавливать леса должны будут и компании, занимающиеся переработкой древесины, геологическим изучением недр, разработкой месторождений, строительством и эксплуатацией линейных объектов, водохранилищ, гидросооружений, портов, причалов.

«Теперь леса будут восстанавливать и при реализации инфраструктурных проектов, хотя в этом отношении принцип «гектар за гектар» не вполне оправдан. С учетом приживаемости лесов, а также различий между молодыми и зрелыми лесами, компенсации в виде посадок на равной площади будет, очевидно, недостаточно», — считает Рахматуллин.

Обязанность по высадке нового леса не распространяется на лица, использующие леса для эксплуатации линейных объектов, геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности граждан и «создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов».

Также исключение предусмотрено для граждан, которые заготавливают древесину для собственных нужд, заготовителей новогодних елей, представителей малого бизнеса, ведущих вырубки в лесничествах и лесопарках, а также в случае, если лес заготавливается для государственных и муниципальных нужд.

Даже если малая часть новых лесов приживется, будет хорошо. Однако, как считает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, внесение поправок не повлияет на реальную ситуацию с воспроизводством лесов в России. Это связано с отсутствием в России эффективного ухода за молодыми лесами и грамотного лесовыращивания.

«Лесовосстановление в узком смысле этого слова (в том, в каком оно используется в Лесном кодексе РФ) представляет собой только начальный этап воспроизводства лесов; результат же воспроизводства в первую очередь зависит от более поздних этапов — ухода за молодыми насаждениями.

«В подавляющем большинстве случаев лесовосстановление без последующего ухода — агротехнического, осветлений, прочисток — не дает вообще никаких результатов: вырубки и гари зарастают ровно тем же и так же, чем и как они зарастали бы вообще без каких-либо мер по лесовосстановлению»,

Если повысить уровень приживаемости лесов пока не получается, можно было бы постараться увеличить площадь новых посадок.

По мнению Тимура Рахматуллина, было бы целесообразно закрепить в законодательстве требование перекрывающих площадь высадок, а в идеале – из расчета реально понесенного экологического урона.

«Существует методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденная Постановлением Правительства. Но и она неэффективна, поскольку не учитывает многие особенности. Например, нанесение ущерба лесу вследствие прокладки дороги (в Подмосковье много подобных примеров) не ограничивается площадью самой дороги — нарушается целостность лесного массива, и отрезанный малый участок леса может погибнуть. Или, например, одно дело — вырубка гектара сосны, которая растет по 120 лет, а другое — лиственные быстрорастущие породы. А законодатель не учитывает все это и подходит сугубо формально с точки зрения площади», — сказал АСИ Рахматуллин.

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

Решения по закону о валежнике на местах принимались порой просто абсурдные. К примеру, в Московской и Ленинградской областях собирать сухие ветки и прочие части мертвых деревьев можно было, лишь получив соответствующее разрешение. При этом еще, на основании статьи 32 Лесного кодекса РФ, нужно было заключить договор аренды участка.

Полный текст закона от 2021 года уместится на одной странице:

Статья 32. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

1. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.

2. К недревесным лесным ресурсам, заготовка и сбор которых осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, относятся валежник, пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

3. Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках.

4. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.

4.1. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

5. Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Источник: КонсультантПлюс.

Неизвестно, как себе представляли все это региональные законодатели. Неужели так трудно было понять, что в лес за валежником отправится, чаще всего того, кто живет за чертой бедности? Живет такой человек в какой-нибудь «умирающей» деревне, пенсию, к примеру, получает размером в десять тысяч. Для него сбор нужных документов – задача с десятью неизвестными. Ему надо на чем-то в райцентр добраться, к чиновнику нужному попасть, чтобы узнать, можно ли собирать валежник в лесу. А тот, увидев перед собой желающего дров на зиму заготовить, начнет ему власть свою показывать.

Поход в лес для сбора растений, грибов и ягод с 01.01.2021г

Но прошло энное число лет, и Госдума приняла закон о сборе валежника в лесу. Это случилось в 2018 году, Президент Владимир Путин подписал документ 18 апреля. Новые правила о сборе валежника вступили в силу с 1 января 2021 года.

Почему-то в России существует «добрая» традиция. Если принимается какой-нибудь законодательный акт, запрещающий что-нибудь, то в силу он вступает едва ли не на следующий день, но когда речь идет о разрешении то до него, «как до Москвы пешком».

Конечно, ждать с апреля до января – это уже мелочи. Как говорится, дольше ждали. Только почему бы не вспомнить о тех людях, которым, чтоб зиму очередную пережить, пришлось и в прошлом году тысяч десять, а то и больше за дрова платить, или тайком из дебрей сухие пеньки носить. А может быть, кого-нибудь и оштрафовали за это время.

К сожалению, как это всегда бывает, и после вступления разрешительного закона в силу, не все оказалось просто. Поскольку какие-то свои местные законодательные акты могли принять и региональные депутаты, они, разумеется, этим правом воспользовались. В некоторых местах такого «накуролесили» (другое слово найти невозможно), что и в страшном сне не всегда увидишь.

Хотя само понятие «валежник» в принятом документе не разъясняется, затруднения здесь возникнуть не должны. Термин этот устоявшийся, да к тому же разъяснения можно найти в любом Толковом словаре русского языка. При непонимании со стороны чиновников можно просто напомнить, что делопроизводство в России ведется на русском языке и сослаться на толковый словарь.

Впрочем, об этом чуть позже. Вначале о принятом документе. На основании нового закона гражданам разрешили собирать валежник для своих нужд. Никакие разрешения для этого получать не нужно. Нет необходимости и в заключение договоров. Что касается ответственности, то собирающие в лесу валежник к ней привлекаться не могут.

В соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.113 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 г.

Министр Д.Н. Кобылкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2020 г.

1. Настоящие Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 32 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725) (далее — Лесной кодекс) и регулируют отношения, возникающие при заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев заготовки и сбора этих видов ресурсов гражданами для собственных нужд.

2. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса1.

3. К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, валежник, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы2.

4. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков3.

5. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков4.

6. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений5.

7. Заготовленные недревесные лесные ресурсы являются согласно части 1 статьи 20 Лесного кодекса6 собственностью лесопользователя, которому лесной участок передан для использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. В случае заключения с лесопользователем договора купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков для осуществления заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами право собственности на такие заготовленные недревесные лесные ресурсы принадлежит лицам, с которыми заключены соответствующие договоры купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

8. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут ограничиваться в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса7.

9. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут быть ограничены или запрещены в районах, загрязненных радиоактивными веществами8.

10. Настоящие Правила применяются во всех лесных районах Российской Федерации. Срок окончания действия настоящих Правил 31 декабря 2026 года.

Закон меняется: будем ли в новом году собирать грибы, ягоды, орехи?

13. Заготовка пней (заготовка пневого осмола).

Заготовка пней (заготовка пневого осмола) разрешается в лесах любого целевого назначения, в которых она не может нанести ущерба насаждениям, подросту, несомкнувшимся лесным культурам.

Заготовка пневого осмола не допускается в противоэрозионных лесах, на берегозащитных, почвозащитных участках лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов, в лесах научного или исторического значения, а также в молодняках с полнотой 0,8 -1,0 и несомкнувшихся лесных культурах.

Ямы, оставленные после заготовки пней (заготовки пневого осмола), должны быть засыпаны плодородным слоем почвы и заровнены.

14. Заготовка бересты.

Заготовка бересты допускается с растущих деревьев на отведенных в рубку лесных насаждениях, на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, на которых не требуется сохранение насаждений), а также со свежесрубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Заготовка бересты с растущих деревьев должна производиться в весенне-летний и осенний периоды без повреждения луба. При этом используемая для заготовки часть ствола не должна превышать половины общей высоты дерева.

Заготовка бересты с сухостойных и валежных деревьев производится в течение всего года.

Запрещается рубка деревьев для заготовки бересты.

15. Заготовка коры деревьев и кустарников.

Заготовка коры деревьев и кустарников осуществляется одновременно с рубкой деревьев и кустарников в течение всего года. Ивовое корье заготавливается в весеннее-летний период.

Заготовка коры деревьев и кустарников не допускается, если эта деятельность ведет к снижению качества заготовленной лесопродукции.

Для заготовки ивового корья пригодны кустарниковые ивы в возрасте 5 лет и старше, древовидные — 15 лет и старше.

16. Заготовка хвороста.

При заготовке хвороста осуществляется сбор срезанных тонких стволов диаметром в комле до 4 см малоценных сопутствующих пород, подлежащих вырубке или производстве рубок ухода за молодняками естественного и искусственного происхождения основной лесообразующей породы, на которую ведется хозяйство.

При заготовке хвороста не допускается спил деревьев и кустарников, их вершин, сучьев и ветвей.

Не допускается обрубка сучьев и вершин с сырорастущих деревьев. Заготовка хвороста осуществляется в течение всего года.

17. Заготовка валежника.

При заготовке валежника осуществляется сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале, и других природных явлений.

Заготовка валежника осуществляется в течение всего года.

При заготовке валежника допускается применение ручного инструмента (ручных пил, топоров, легких бензопил).

18. Заготовка веточного корма.

При заготовке веточного корма осуществляется сбор ветвей толщиной до 1,5 см, заготовленных из побегов лиственных и хвойных пород и предназначенных на корм скоту.

Заготавливают веточный корм из побегов лиственных пород в основном летом, хвойных пород — круглогодично.

Заготовка веточного корма производится со срубленных деревьев при проведении выборочных и сплошных рубок.

19. Заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап.

Заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап разрешается только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок, за исключением опытных и экспериментальных рубок, отбора модельных деревьев на постоянных пробных площадях в лесах, переданных для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

20. Заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.

Заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в первую очередь производится на специальных плантациях, лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог, линии электропередачи, зоны затопления и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений).

Допускается заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников из вершинной части срубленных елей.

21. Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника и подобных лесных ресурсов.

Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника производится с целью их использования в качестве вспомогательного материала для строительства, а также корма и подстилки для сельскохозяйственных животных или приготовления компоста. При их заготовке не должен быть нанесен вред окружающей природной среде.

Сбор лесной подстилки и опавшего листа разрешается производить на одной и той же площади не чаще одного раза в пять лет. Сбор подстилки должен производиться частично, без углубления на всю ее толщину.

Сбор лесной подстилки должен производиться в конце летнего периода, но до наступления листопада, чтобы опадание листвы и хвои создало естественное удобрение лесной почвы.

Запрещается сбор подстилки в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, �� ценных лесах.

22. Заготовка (выкопка) деревьев, кустарников и лиан на лесных участках.


Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов являются предпринимательской деятельностью. Граждане и организации занимаются ей на основании договоров аренды лесных участков. Допускается заготовка елей и других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи без предоставления лесных участков.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут быть ограничены или запрещены в районах, загрязненных радиоактивными веществами.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

В новом году вводятся новые правила использования лесов для возведения зданий, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Изменения прописаны в приказе Минприроды России № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута». Он будет действовать до 1 января 2027 года.

Новые правила указаны в приказ Минприроды России № 564 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов». Он также просуществует вплоть до января 2027 года.

Никаких ограничений нет, поскольку валежник — это не древесный лесной ресурс и его заготавливают исключительно для собственных нужд.

В какое время разрешен сбор валежника?

Собирать валежник можно круглый год, не уведомляя об этом власти. Согласно ст. 11 граждане могут бесплатно собирать для собственных нужд не только валежник, но и дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, а также недревесные лесные ресурсы.

Рассмотрим нюансы.

Законопроект был разработан на основании многочисленных жалоб, поступивших от граждан. В своих обращения люди жаловались на то, что они не могут пользоваться валежной древесиной даже в небольших объемах, так как для этого приходится тратить много времени на оформление разрешительной документации.

Новые изменения в законодательство об использовании валежника — это своего рода заплатка для Лесного кодекса, который предусматривает наличие платного принципа использования ресурсов. То есть, согласно этому нормативному акту, любой ресурс, который берется в лесу, обязательно должен быть оплачен, за исключением тех случаев, когда это отдельно оговорено.

Закон имеет и социальную направленность: он дает возможность бедным слоям сельского населения бесплатно пользоваться ресурсом, который итак пропадает, заменяя, таким образом, покупку дорогостоящих дров.

Формально все ограничения, которые дополнительно вводятся региональными властями, направлены на защиту леса: таким образом они стараются уберечь хищение здорового леса: чтобы у людей не было возможности вывозить здоровые деревья под видом валежника, который просто был распилен в лесу для удобства.

Именно с этой целью в отдельных регионах страны введено требование о нормировании вывоза валежника из леса. Однако как показывает практика, «частники» не могут причинить лесу большой урон своими действиями, скорее стоит опасаться лесозаготовителей. Поэтому предпринятые властями меры считаются излишними и противоречащими нормам основного федерального закона.

Сейчас контроль за исполнением требований акта на региональном уровне осуществляет Министерство природы и Государственная дума. По результатам такой оценки возможно в закон будут внесены корректировки.

Заготовка дров — процесс трудоёмкий, но обязательный для людей, отапливающих своё жильё дровами. На это требуется много времени, сил и денег.

Зимы у нас довольно суровые и без отопления никак не обойтись. Особенно это актуально для жителей Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Данные категории граждан вправе получить государственную льготу в виде бесплатной заготовки древесины для собственных нужд.

Депутаты одобрили поправки к Лесному кодексу

Как оформить субсидию на дрова? Алгоритм действий для соискателя следующий:

  1. Напишите заявление в орган местной администрации или обратитесь прямо в управление лесным хозяйством по месту нахождения дома. В лесничестве необходимо документально доказать, что вы проживаете в доме, который отапливается дровами. Такую справку можно получить в органах местного самоуправления. В заявлении укажите все важные сведения (адрес, ФИО, данные паспорта). Кроме того, укажите полное наименование местного лесничества, на территории которого вы хотите произвести вырубку. Цель получения древесины — «для собственных нужд». В заявлении нужно указать необходимый для отопления объём дров. Сколько положено дров на частный дом? Следует знать, что в каждом регионе устанавливается своя норма объёма дров. Но вы имеете право рассчитать необходимое количество дров на основе площади отапливаемой части жилого помещения. Можно также обозначить в заявлении предпочитаемые характеристики древесины.
  2. Подайте все необходимые документы.
  3. Оформите договор аренды участка леса, который позволит беспрепятственно срубать и вывозить древесину. Без договора ваши действия будут считаться незаконными.

Далее вы узнаете о том, как выписать бесплатный лес на дрова в лесхозе через Госуслуги и через МФЦ. Сразу стоит отметить, что к 2021 году такая онлайн-услуга доступна ещё не во всех региональных ведомствах.

Итак, чтобы подать заявление на получение помощи от государства в виде бесплатных дров, необходимо выполнить следующие шаги:

  • 15 декабря 2020, 16:26

    «Нельзя полностью убирать маршрутки»: областные депутаты раскритиковали транспортную реформу мэра

  • 12 ноября 2020, 15:10

    Депутаты подписали документ о слежке за маньяками и педофилами через спутники

  • 22 сентября 2020, 16:14

    Ярославские депутаты отказались замораживать коммунальные тарифы: чем они это объяснили

  • 19 сентября 2020, 18:29

    Ярославский депутат попал в рейтинг самых богатых госслужащих России

  • 6 августа 2020, 06:44

    Сын депутата построил в Ярославле два детсада с недочётами. А ревизию провёл отец

В соответствии с частью 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464) и подпунктом 5.2.111 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015 N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635), приказываю:

1. Утвердить Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Министр
А.А. КОЗЛОВ

1. Настоящие Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — Правила), разработаны в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8486) (далее — Лесной кодекс) и устанавливают требования к заготовке древесины для всех лесных районов Российской Федерации.

2. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины <1>.

<1> Часть 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2015, N 27, ст. 3997).

3. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков <2>.

<2> Часть 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2015, N 27, ст. 3997).

В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование <3>.

<3> Часть 1 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2015, N 27, ст. 3997).

В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений <4>.

<4> Часть 2 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2015, N 27, ст. 3997).

При осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта <5>.

<5> Часть 3 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2015, N 27, ст. 3997).

В лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2007, N 31, ст. 4006; 2020, N 44, ст. 6891) к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений <6>.

<6> Часть 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).

4. Заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта).

5. Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд <7>.

<7> Часть 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278).

17. В целях заготовки древесины проводится отвод лесосеки а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.

При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Разработка лесосек без установления и обозначения на местности границы лесосек допускается при заготовке гражданами для собственных нужд в целях отопления сухостойной, ветровальной и буреломной древесины и очистке лесов от захламления. При этом на деревьях, подлежащих рубке, делаются отметки (яркая лента, липкая лента, краска, затески).

При отводе лесосек допускается рубка деревьев на граничных визирах и при закладке пробных площадей, включая установку столбов на углах лесосек.

18. Отвод и таксация лесосек осуществляются:

гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков;

федеральными государственными учреждениями, осуществляющими заготовку древесины на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование;

органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 — 84 Лесного кодекса, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами и субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, а также заготовки древесины гражданами для собственных нужд в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса.

19. Отвод лесосек при всех видах рубок осуществляется в пределах лесного квартала.

Лесотаксационные выделы отводятся в рубку полностью, если площадь их не превышает предельные (максимальные) размеры лесосек, установленные настоящими Правилами.

При рубках спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах в лесосеку могут включаться выделы приспевающих лесных насаждений общей площадью не более 3 га.

В лесном квартале могут отводиться в рубку одновременно несколько смежных лесотаксационных выделов спелых и перестойных насаждений, если их суммарная площадь не превышает предельные (максимальные) размеры лесосек, установленные настоящими Правилами.

20. Работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают:

а) прорубку визиров шириной не более 1 м, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, не покрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев;

б) установку столбов на углах лесосек, к которым произведена инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, а также фиксацию остальных углов лесосек;

в) отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек;

г) промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.

21. При отграничении визирами лесосек, отводимых под сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений, в створе визира срубаются все тонкомерные деревья с диаметром ствола до 16 см.

На деревьях, расположенных вдоль визира, и на неэксплуатационных площадях, не входящих в лесосеку, делаются отметки (яркая лента, липкая лента, краска, затески).

На визирах лесосек, отводимых под выборочные рубки лесных насаждений, деревья не срубаются, а визиры расчищаются за счет обрубки сучьев и веток, а также рубки кустарника.

22. Съемка границ и привязка лесосек производятся с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с погрешностью не более ± 1 м на 300 м длины, измерения углов — с погрешностью не более ± 30 минут.

Погрешность в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать ± 3 процентов.

Для съемки и привязки лесосек допускается применение навигационных приборов, обеспечивающих указанную точность измерений.

32. Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.

Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников <18>.

<18> Часть 2 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50,ст.5278).

Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников <19>.

<19> Часть 3 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278).

Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках <20>.

<20> Часть 5 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278).

33. Заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.

34. С учетом объема вырубаемой древесины за один прием (интенсивность рубки) выборочные рубки подразделяются на следующие виды: очень слабой интенсивности — объем вырубаемой древесины достигает 10 процентов от общего ее запаса, слабой интенсивности — 11 — 20 процентов, умеренной интенсивности — 21 — 30 процентов, умеренно высокой интенсивности — 31 — 40 процентов, высокой интенсивности — 41 — 50 процентов, очень высокой интенсивности — 51 — 70 процентов.

35. Выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений проводятся с интенсивностью, обеспечивающей формирование устойчивых лесных насаждений из второго яруса и подроста главных (целевых) пород. В этом случае проводится рубка части спелых и перестойных деревьев с сохранением второго яруса и подроста.

Ко второму ярусу относится часть деревьев древостоя, высота которых составляет от 0,5 до 0,8 высоты первого яруса. Отставшие в росте (старые) деревья первого яруса не относятся ко второму ярусу и подросту.

36. При добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса. Полнота древостоя после проведения данного вида выборочных рубок лесных насаждений не должна быть ниже 0,5.

37. Группово-выборочные рубки ведутся в лесных насаждениях с группово-разновозрастной структурой, при которых вырубаются перестойные и спелые деревья группами в соответствии с их размещением по площади лесосеки. Площадь вырубаемых групп составляет от 0,01 до 0,5 гектара.

Нормативы рубок по интенсивности и повторяемости такие же, как и при добровольно-выборочных рубок.

38. При равномерно-постепенных рубках древостой одного класса возраста вырубается на лесосеке в несколько приемов путем равномерного разреживания с формированием в процессе рубки лесных насаждений из второго яруса и подроста предварительного или сопутствующего лесовосстановления.

Равномерно-постепенные рубки также осуществляются в высоко- и среднеполнотных древостоях с угнетенным жизнеспособным подростом или вторым ярусом, в смешанных древостоях, образованных древесными породами, имеющими разный возраст спелости (хвойно-лиственных, осиново-березовых).

Полнота древостоев при первых приемах рубок снижается до 0,5. При отсутствии или недостаточном для формирования насаждений количестве подроста в соответствующих лесорастительных условиях в процессе равномерно-постепенных рубок осуществляются меры содействия возобновлению леса.

39. При группово-постепенных (котловинных) рубках древостой вырубается группами (котловинами) в несколько приемов в течение периода, равного двум классам возраста, в местах, где имеются куртины подроста, а также обеспечивается их последующее появление, рубки проводятся в одновозрастных древостоях с групповым размещением подроста. Рубка спелого древостоя осуществляется постепенно вокруг групп подроста на площадях от 0,01 до 1,0 гектара (котловинами) за 3 — 5 приемов, проводимых в течение 30 — 40 лет.

52. При заготовке древесины на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста на лесных участках, предназначенных для использования в целях обороны и безопасности, а также для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной и военной инфраструктуры.

При заготовке древесины и рубке лесных насаждений на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, не применяются пункты 10, 11, 15, 35, 36, 37, 43, 44, 45, 47, 48, 49, 50 настоящих Правил.

53. Сплошные и выборочные рубки на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, осуществляются в целях формирования ландшафтов, обеспечения устойчивости и сохранения рекреационной привлекательности лесных насаждений, а также размещения объектов рекреационной инфраструктуры.

В этих целях допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

При рубке лесных насаждений на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, не применяются пункты 10, 11, 12, 15, 16, 30, 31, 43, 44, 45, 46, 47,48, 49, 50, 51 настоящих Правил.

54. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

При заготовке древесины и рубке лесных насаждений в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, не применяются пункты 43,44, 45 настоящих Правил.

Лесничество _____________, участковое лесничество _____________, урочище (дача) _____________, квартал N _______, выдел(а) N _______, лесосека N ______, общая (в том числе эксплуатационная) площадь лесосеки _______ га.
Форма и вид рубки _____________. Перечет: сплошной, ленточный, круговыми реласкопическими площадками, круговыми площадками постоянного радиуса (нужное подчеркнуть), N лент ______, длина лент ______ м, ширина лент ______ м, NN круговых площадок ______, радиус площадок ______, число площадок ______, площадь перечета ______ га.
Подрост: площадь ________ га, порода ________, количество на 1 га ________ тысяч штук, средняя высота _______ м.
Число семенных куртин, полос _______ штук, их площадь _______ га.

Тринадцать законов для наведения порядка в лесу

Нельзя трогать сухостойное дерево с листочками, даже если оно лежит.

И сухостой без листочков, если он стоит, тоже нельзя рубить – это грозит штрафом.Наклоненные, но не упавшие деревья, а также комлевые части буреломных деревьев (стволы деревьев от пня до места слома) не отнесены к валежнику независимо от их состояния.К валежнику не относятся и сухостойные деревья и поваленные ветром деревья с зеленой листвой или хвоей, а также порубочные остатки на местах заготовки древесины.Можно ли использовать кем-то давно срубленное дерево, лежащее на земле? Можно, если оно действительно давно срубленное, не имеет собственника и не находится в местах проводимых лесосечных работ.Заготовка валежника осуществляется в течение всего года. На территории республики его можно собирать с помощью топора и даже бензопилы.

Как объясняют в Минприроды Чувашии, ограничений по использованию личного автотранспорта

Однако, если мы затрагиваем, касаемся деликатных вопросов по жизни, которые могут повлечь за собой уголовную ответственность, то разбираться в основе вопроса нам вынуждено необходимо. Итак, что же такое валежник? По лесоводству «Термины и определения», ГОСТ 18486-87, валежник – это мертвые деревья, лежащие на земле. Всё. Это вся трактовка. Хотелось бы оградить читателей от различных определений валежника из других официальных источников, которые могут давать более широкое разъяснение термину, в том числе и юридических словарей.

Так как валежник относится к лесному объекту и в случае противозаконных действий отвечать придется по лесной терминологии, то и пользоваться будет ГОСТом из лесоводства.

Акцентируйте свое внимание на слова в определении – деревья, т.е.

к валежнику относятся именно ДЕРЕВЬЯ!

Но это деревья – МЕРТВЫЕ! Ко всему прочему эти мертвые деревья – ЛЕЖАЩИЕ НА ЗЕМЛЕ! Таким образом,

Отопительного сезона. В некоторых регионах страны климат в зимнее время значительно мягче, и соответственно для отопления потребуется гораздо меньше дров. А вот в северной части расход будет значительно увеличен.

Для указанных категорий предусмотрена возможность приобрести лесобилет на заготовку пиломатериалов или дров если не бесплатно, то со скидкой в 50%. Чтобы узнать, имеете ли вы право на такой лес, можно обратиться в местную администрацию или лесничество.

По региональному закону могут быть предоставлены скидки к уже установленным тарифам. Например, при использовании древесины в качестве топлива могут получить скидку в 50% многодетные семьи, инвалиды, ветераны.

Стоимость леса устанавливается в каждом субъекте самостоятельно. Например, жители Мурманской области могут приобрести его по цене 14 рублей за куб. А вот в Тюменской области стоимость значительно выше. Она составляет 220 рублей за кубометр древесины.

Можно ли взять на дрова поваленные в лесу деревья?

Для поддержки населения государство регулярно разрабатывает законодательные акты, направленные на улучшение жилищных условий и снижение финансовой нагрузки.

И поскольку 45% территории нашей страны занимают леса, то государство в качестве поддержки населения предоставило право на заготовку древесины. Но мало кто знает о такой возможности.

Поэтому мы решили разобраться в том, как получить лес от государства бесплатно и кто имеет на это право.

: Величина социальной пенсии в 2021 году

Согласно нормам региональных законов и вышеуказанного постановления в 2021 году в Алтайском крае можно получить деловую древесину на строительство по цене от 2 500 до 24 500 руб., а в Саратовской области – от 2 900 до 30 000 руб. При подсчете учитываются нормы леса в каждом субъекте, стоимость за 1 кубический метр и коэффициент индексации – 2,17.

В любом случае человек не сможет просто так прийти в лес, собрать упавшие стволы деревьев и увезти их. Обязательно потребуется получить разрешение. При этом сохраняются учет заготовленной древесины и ответственность граждан, юридических лиц за соблюдение правил лесного законодательства.

Эту проблему взялись решать депутаты Самарской губернской думы.

В порядке законодательной инициативы они предложили внести в Госдуму страны проект Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации».

В итоге к работе подключились и руководство Госдумы, и Президент России. Документ направлен в различные инстанции, включая органы власти субъектов РФ, для обсуждения.

Несмотря на спорные утверждения в законодательных документах, письмом от 25 февраля 2021 года № ЕК-07-54/1985 Рослесхоз уведомил всех представителей регионов на местах, что сбор и вывоз, а также спил и заготовка ветровальной древесины и сухостоя будет считать хищением. В качестве административного наказания за деяние предусмотрен штраф 1-5 тыс. рублей и/или административный арест на срок до 15 суток.

Немалая трата денег для жителей частных домов с печным отоплением и котлами на твердом топливе — покупка дров. На этом фоне так соблазнительно выглядит идея самостоятельной заготовки.

Но стоит помнить — штраф за дрова, которые вы выпилили без порубочного талона обойдется дороже, чем покупка топлива.

Именно поэтому трижды подумайте, прежде чем принимать опрометчивое решение вырубить облюбованную делянку без разрешения лесничества.

: Что Положено Малоимущим От Цсо

Опять же, нужно уметь правильно рубить лес, чтобы использовать ресурсы полученного вами участка в полной мере. Нужно знать, как правильно валить деревья, какими инструментами и, опять-таки, уметь ими пользоваться, ведь пользоваться инструментами лесоруба это не гвоздь дома забить. При неправильном использовании и пренебрежении техникой безопасности, велика вероятность получения травм.

• получение разрешения на вырубку;
• поиски инструментов и транспорта (не исключено, что транспорт придется гонять несколько раз, поэтому сюда же нужно включить и транспортные расходы – бензин и пр.) и пр. расходы, которые у него возникнут в процессе;

*Вале́жник — упавшие на землю в лесу стволы, сучья и ветки деревьев. Под данное определение подходит лес сломленный ветром (бурелом), навалом снега. Деревья срубленные и полуобработанные, но не вывезенные и брошенные так же считаются валежником, но при сборе стоит учесть что возможно придётся доказывать, что лес уже был повален. Вообще под определение валежника подходит всякая поваленная или лежащая на земле древесина. В это понятие обычно включают и сухостой, то есть, засохшие на корню деревья.

Закон о сборе валежника 2018 был принят Госдумой 3 апреля, а вот Совет Федерации одобрил его 11 апреля.

Закон о валежнике и сухостое гласит, что граждане имеют право собирать и использовать в своих нуждах данные ресурсы без оформления документов. Согласно принятому законодательству валежник относят к не древесным ресурсам. Исходя из нового постановления граждане могут совершено бесплатно проводить сбор валежника. Закон о разрешении сбора валежника будет способствовать увеличению пожарной, а также санитарной безопасности лесополосы.

Ранее был принят закон о валежнике, который гласил, что для его сбора необходимо получить соответствующее разрешение. Получить его можно было спустя 120 дней после подачи заявления. Вновь принятое законодательство относит валежник к не древесным породам. В свою юридическую силу закон вступит с 1 января 2019 года.

Право на получение субсидии при покупке твердого топлива регулируется положениями Постановления Правительства РФ №761 от 2005 года (по этому же закону начисляют субсидию на все остальные ЖКУ).

Там же указаны базовые требования к условному получателю социальной помощи:

  • твердое топливо используется для отопления частного жилого помещения;
  • заявитель проживает по месту регистрации, и речь идет об отоплении этого же дома, он является его владельцем или законным пользователем (договор аренды тоже подходит);
  • общий период отопления на протяжении года составляет 6 месяцев;
  • заявитель – гражданин РФ или иностранец, имеющий право на получение социальной помощи согласно Постановлению №761;
  • по оплате ЖКУ у заявителя нет задолженностей на момент обращения за субсидией;
  • заявитель относится к льготной категории граждан, имеющих право на получение субсидии;
  • отапливаемый дом не подключен к централизованному отоплению;
  • доход всех лиц, проживающих в отапливаемом твердым топливом доме, не должен превышать прожиточный минимум (на всех членов семьи, включая несовершеннолетних и людей нетрудоспособного возраста), но данное правило не относится к гражданам льготных категорий.

А вот расчет размера социальной помощи производится с учетом установленных прожиточных минимумов, которые разнятся в разных регионах. Именно поэтому при одинаковых характеристиках жилых домов размер субсидии в одном поселке может кардинально отличаться от другого. Также учитывается и суммарный доход всех членов семьи.

Без каких-либо исключений право на субсидию имеют граждане льготных категорий.

А это:

  • многодетные семьи;
  • люди с ограниченными возможностями: инвалиды всех категорий, максимально допустимая скидка от государства – 50% от затраченной на отопление суммы;
  • пенсионеры, доход которых не превышает прожиточного минимума или на оплату КУ уходит более 10% от суммарного дохода (процент от общего дохода в разных регионах отличается, 10% – это установленная норма для Москвы);
  • шахтеры;
  • военные;
  • имеющие удостоверение «чернобыльца»;
  • почетные доноры в некоторых регионах РФ;
  • члены семей погибших инвалидов войны;
  • ветераны ВОВ, а также узники концлагерей;
  • россияне, работавшие в период ВОВ;
  • носители звания героя СССР или РФ.

Это так называемый Федеральный перечень льготных категорий. Но местные администрации имеют право дополнять список на основе губернаторских распоряжений или глав республик. Так, к примеру, в большинстве регионов на получение субсидии также претендуют работники, трудившиеся на вредном производстве (заводы химической, нефтеперерабатывающей промышленности и так далее). То же самое касается и граждан, которые признаны как «малоимущие», то есть получающие менее установленного прожиточного минимума в регионе пребывания.

Граждане Беларуси или Киргизии также имеют право на получение субсидии, но только если они являются фактическими собственниками жилья, по которому и начисляется социальная помощь, членами жилищных кооперативов или официально признанными пользователями жилых помещений государственного или муниципального значения.

Наличие договора об аренде жилой площади также приравнивает иностранного гражданина к фактическому собственнику (пользователю) помещения, поэтому и в этом случае право на субсидию имеется.

Базовые условия для назначения субсидии:

  • гражданин имеет на это право, то есть причислен к льготной категории граждан, которые могут стать получателями субсидии;
  • на оплату всех ЖКУ не только отопления, а суммарно, тратится более 10 – 22% (в зависимости от региона, а также от количества членов семьи) суммарного дохода семьи;
  • заявитель подал пакет документов для назначения субсидии в представительство службы социальной помощи;
  • у заявителя на момент подачи документации полностью отсутствуют долги по оплате коммуналки (всех, а не только за отопление);
  • заявитель обязан документально подтвердить факт приобретения или намерения приобрести твердого топлива (чек, договор о намерении купить или иной документ).

Заявление подается лично пользователем жилья, которое отапливается твердым топливом, или его законным представителем. Вместе с заявлением обязательно подаются банковские реквизиты, на которые впоследствии зачисляется социальная помощь. Если открыть счет гражданин по какой-либо причине не может, к примеру, это пенсионер, проживающий в сельской местности, то финансовую помощь ему доставят иным возможным способом (бесплатно).

Даже если заявитель будет соответствовать всем вышеуказанным требованиям, орган, который и издает решение о назначении субсидии, также обязан проверить следующие факторы:

  1. Обосновано ли назначение субсидии заявителю? То есть потребуется проверить достоверность всей информации, указанной в заявлении и прикрепленных к нему документах.
  2. Доступно ли централизованное отопление для жилья заявителя? Если оно подключено, то он обязан им пользоваться. При этом он получает право на субсидию по централизованному отоплению.
  3. Соответствуют ли действительности указанные источники и размер доходов на всех членов семьи? Если хоть один из источников не был указан (или намеренно скрыт), то это уже будет поводом для отказа в назначении социальной помощи.
  4. Адекватный ли объем топлива указан в заявлении (или чеке). Теоретически заявитель может покупать избыточное количество дров для их последующей перепродажи, а это уже приравнивается к незаконной коммерческой деятельности.
  5. Действительно ли жилым помещением пользуются только члены семьи? Если нет, то доход всех иных пользователей тоже будет учитываться при расчете размера помощи.
  6. Нет ли задолженности по уплате ЖКУ? Если они имеются, то в соответствии с ЖК РФ 159, субсидия не может быть назначена до момента полного погашения долгов.

Для назначения субсидии на дрова гражданин может обратиться в следующие представительства:

  • органы социальной защиты по месту проживания;
  • многофункциональные центры (МФЦ), в этом случае место проживания не имеет значения, можно обращаться в любой.

В том случае, если вышеуказанные органы откажут в назначении субсидии, то после можно обращаться в муниципалитеты. Стоит учесть, что заявление от гражданина принять должны в любом случае, даже если он явно не претендует на получение социальной помощи.

А далее субсидию либо согласовывают, либо предоставляют обоснованный отказ.

Для получения социальной помощи потребуется подать следующий пакет документов:

  • удостоверения личности заявителя и всех членов его семьи, а для тех, кому не исполнилось 14 – свидетельства о рождении;
  • справки о доходах всех членом семьи за последние предшествующие 6 месяцев или справки об отсутствии доходов, пенсионерам выписку по пенсии предоставлять не нужно – эти данные органом социальной помощи запрашиваются автоматически из ПФ;
  • квитанция за последний месяц или выписка об отсутствии задолженностей по уплате коммунальных услуг;
  • бланк с реквизитами банковского счета (при его отсутствии пишется заявлении о получении субсидии иным способом);
  • документы на жилье (свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор аренды или социального найма).

Также следует добавить все иные документы, которые подтверждают наличие льготного статуса заявителя, а также указывают на сложное финансовое положение семьи. Все эти справки будут учтены при расчете итогового значения субсидии. Если в семье есть дети до 23 лет, которые на момент подачи заявления получают образование в ВУЗе, то потребуется подтверждающая выписка, полученная в учебном заведении.

Срок рассмотрения заявки – до 15 календарных дней. В большинстве регионов если заявление подается до 15 числа включительно, то субсидия при положительном решении предоставляется начиная с 1-го числа текущего месяца. То есть помощь начисляют не после решения, а с момента подачи заявления.

Если же заявитель намерен получить финансовую помощь до старта отопительного сезона, то ему следует подать документы минимум за 15 дней до его начала (а лучше – за месяц до этого).

В некоторых регионах предусмотрена возможность получения субсидии единым платежом на момент старта отопительного сезона.

О наличии такой возможности следует уточнять информацию в представительстве органа социальной помощи или МФЦ.

Существовавший запрет на сбор валежника постепенно привел к тому, что население стало обращаться в законодательные органы с просьбой решить вопрос. Никому не нужные поваленные деревья только засоряли территории лесного фонда, служили сырьем для размножения вредных насекомых и усугубляли пожароопасную обстановку. Мертвый же сухостой угрожал безопасности людей и проезжающего по лесным дорогам транспорта, но все эти факторы не принимались во внимание до 2018 года, когда и был принят закон, разрешающий сбор валежника.

Благодаря нововведению в Лесной кодекс РФ население теперь без бюрократических проволочек и бесплатно может забирать фрагменты поваленных деревьев, не опасаясь, что данные манипуляции могут быть расценены как преступление. Сбор валежника в лесу с 2021 не является хищением с точки зрения закона, главное – соблюдать условия и подбирать “правильные” элементы.

Официальное разрешение на сбор валежника населением с января 2021 позволит малоимущим гражданам, живущим вблизи леса, за теплый сезон заготовить дрова для отопления дома, и тем самым значительно сэкономить семейный бюджет.


Похожие записи:

Добавить комментарий