Статья 174 нк рф 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 174 нк рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Важно!

Пункт 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно новой редакции уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Ранее законодателем был установлен срок не позднее 20-го числа.

Официальная позиция.

В связи с вышеприведенными изменениями пункта 1 статьи 174 НК РФ в письме ФНС России от 13.01.2015 N ГД-4-3/122@ «О сроке представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» сообщается, что начиная с 1 января 2015 года представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и уплата налога за IV квартал 2014 года производятся налогоплательщиками не позднее 25-го января 2015 года.

Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ утверждены форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, Порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме.

Согласно пункту 1 данного Порядка налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется организациями и индивидуальными предпринимателями — налогоплательщиками, включая лиц (участников товариществ, доверительных управляющих, концессионеров), на которых в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации возложены обязанности налогоплательщика, участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно, лиц, не признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, перечисленных в пункте 5 статьи 173 НК РФ, а также лицами — налоговыми агентами, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на добавленную стоимость, в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не установлено главой 21 НК РФ.

Важно!

Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» была введена новая редакция пункта 4 комментируемой статьи, согласно которой уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также данным Законом введена новая редакция и пункта 5 статьи 174 НК РФ: налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

В остальных абзацах пункта 5 комментируемой статьи произошло продление срока до 25-го числа.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 03.02.2015 N 03-07-08/4181 указывается, что срок, в течение которого налогоплательщики могут воспользоваться правом на вычет сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых этим налогом по нулевой ставке, в случае отсутствия документов, подтверждающих правомерность применения данной ставки, составляет три года после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом реализация данного права осуществляется посредством представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го (начиная с 2015 года — 25-го) числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится окончание указанного трехлетнего срока.

В письме Минфина России от 03.02.2015 N 03-02-07/1/4179 уточняется, что по вопросу о представлении налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость следует руководствоваться пунктом 5 статьи 174 НК РФ и Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».

Официальная позиция.

В письме УФНС России по г. Москве от 14.01.2015 N 13-11/000824 рассмотрен вопрос о порядке представления налоговой декларации по НДС в 2015 г., а также об ответственности за нарушение порядка, способа и формата ее представления. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.

  • Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС17-6157, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 161, 164, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении требований, придя к обоснованному выводу о том, что истцом не доказана необходимая совокупность условий для взыскания убытков…
  • Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-19237, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Обстоятельства дела и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов. Выводы судов относительно довода общества о необходимости продления трехлетнего срока на 20 дней, предусмотренных пунктом 4 статьи 174 Налогового кодекса для представления налоговой декларации, соответствуют определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 540-О, согласно которому датой возникновения обязанности по уплате налога, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации…
  • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ15-19227, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суды нижестоящих инстанций с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь положениями статей 174, 346.45, 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для принятия инспекцией в порядке статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований…

В ст. 174 НК РФ указывается срок, в течение которого НДС нужно уплатить в бюджет. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 — 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Сумма НДС, которую надо уплатить при передаче, выполнении, оказании для собственных нужд товаров (работ, услуг) на территории РФ, уплачивается там, где организация состоит на учете. Что касается налоговых агентов, то они платят налог по месту своего нахождения.

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ, налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

В статье 174 Налогового кодекса РФ указывается срок, в течение которого НДС нужно уплатить в бюджет. По операциям, которые признаются объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, налог нужно уплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. Что же это за операции? Это:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе продажа предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Сумма НДС, которую надо уплатить при передаче, выполнении, оказании для собственных нужд товаров (работ, услуг) на территории РФ, уплачивается там, где организация состоит на учете. Что касается налоговых агентов, то они платят налог по месту своего нахождения.

Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если российская компания покупает что-то за рубежом, а иностранный продавец не имеет здесь постоянного представительства, то НДС должен заплатить покупатель. Другими словами, иностранный продавец получит выручку за минусом НДС, который будет удержан и перечислен в бюджет российским покупателем. Налоговая база при этом определяется как сумма дохода с учетом НДС, то есть сумма налога, подлежащая удержанию, рассчитывается по ставке 18/118. Уплачивается же налог в зависимости от предмета сделки. Если предметом сделки выступают товары, то НДС следует отдать в бюджет до 20-го числа месяца, следующего за месяцем покупки. Если же речь идет о работах или услугах, то уплата НДС производится одновременно с перечислением дохода иностранной компании (п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ). То есть в банк одновременно представляются два платежных поручения: одно — на перечисление денежных средств иностранной компании, другое — на уплату налога в бюджет. При этом организация может показать вычет в декларации за тот период, в котором произошла уплата НДС.

Налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, обязаны представить в инспекцию, где состоят на учете, декларацию. Сделать это нужно также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Формы налоговых деклараций по НДС утверждены Приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 163н.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 000 000 руб., имеют право уплачивать налог за истекший квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В этот же срок нужно подавать и декларацию.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ были внесены поправки и в главу 21 Налогового кодекса РФ. С 2008 года пункт 6 статьи 174 утрачивает силу.

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 81-КА19-2

В связи с непредставлением Плуталовым Ю.И. в установленном законом порядке отчетности в налоговые органы заместителем начальника ИФНС России N 12 по Кемеровской области 16 декабря 2015 года было принято решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за период с 1 января 2012 года по 21 апреля 2015 года, по результатам которой составлен акт от 25 июля 2016 года N 8 и вынесено решение от 23 сентября 2016 года N 124-в о привлечении Плуталова Ю.И. к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 226, 227, 174, 346.32, 122, 126, 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания:

Определение Верховного Суда РФ от 28.10.2019 N 310-ЭС19-19010 по делу N А68-8038/2018

Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 24, 75, 123, 146, 161, 174 Налогового кодекса, статей 50, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 3 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», правовой позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 1719-О и постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16055/1, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия решения ввиду доказанности неправомерного невыполнения администрацией как налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению НДС при реализации муниципального имущества физическому лицу.

Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2019 N 301-ЭС19-3784 по делу N А79-7860/2017

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 23, 83, 138, 140, 169, 174, 346.24, 346.26 — 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспариваемых решений инспекции и управления.

1. Применяя правила п. 1 ст. 174, нужно обратить внимание на ряд обстоятельств:

1) они посвящены порядку и срокам уплаты в бюджет сумм НДС только в случаях:

— реализации на территории РФ (см. об этом комментарий к ст. 147, 148 НК) товаров (работ, услуг);

— передачи (на территории РФ) товаров (работ, услуг) для собственных нужд (см. о различиях между этими понятиями комментарий к ст. 146, 154 НК);

2) не следует ими руководствоваться при определении сроков и порядка уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (см. об этом комментарий к ст. 177 НК);

3) в соответствии с ними уплата НДС в бюджет производится:

— по итогам каждого налогового периода (напомним, что он составляет 1 календарный месяц, см. комментарий к ст. 163 НК);

— исходя из фактической реализации (передачи для собственных нужд) товаров (работ, услуг). При этом фактическая реализация (передача) определяется исходя из даты реализации (передачи товаров (работ, услуг), которая устанавливается в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики (см. об этом подробный комментарий к ст. 167 НК);

4) они предусматривают, что по общему правилу уплата сумм НДС в бюджет должна быть произведена не позднее (раньше — можно!) 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (например, за такой налоговый период, как февраль, сумма НДС должна быть уплачена в бюджет не позднее 20 марта и т.д.).

2. Анализ правил п. 2 ст. 174 позволяет сделать ряд выводов:

1) сумма НДС (подлежащая уплате в бюджет) должна уплачиваться по месту налогового учета налогоплательщика в российском налоговом органе (в соответствии со ст. 83, 84 НК).

2) однако если в состав налогоплательщика входят обособленные подразделения (например, филиалы), то сумма НДС должна уплачиваться по месту нахождения организации (речь, конечно, в данном случае не может идти об индивидуальных предпринимателях), также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. При этом необходимо руководствоваться правилами ст. 175 НК (см. комментарий).

3. Характеризуя правила п. 3 ст. 174, нужно учесть, что:

1) налоговые агенты (упомянутые в п. 3 ст. 174):

— это лица, состоящие на учете в российских налоговых органах и приобретающие на территории РФ у иностранных лиц товары (работы, услуги);

— обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму НДС в бюджет (из доходов иностранного лица) вне зависимости от того, исполняют ли они сами обязанности налогоплательщика НДС или нет (например, если они подпадают под признаки лиц, указанных в ст. 145 НК). См. комментарий к ст. 145, 161 НК;

2) сумма НДС определяется налоговыми агентами (с учетом правил ст. 161, 173 НК), они и производят уплату (в соответствии с правилами ст. 45, 52 НК) НДС;

3) уплата сумм НДС производится налоговыми агентами по месту их нахождения (либо по месту жительства, если налоговый агент — индивидуальный предприниматель, опять в п. 3 ст. 174 НК мы вынуждены отметить наличие пробела).

4. Специфика правил п. 4 ст. 174 состоит в том, что:

1) они посвящены срокам и порядку уплаты в бюджет НДС лицами, которые:

а) освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика НДС в соответствии с правилами ст. 145 НК;

б) применяют освобождение от налогообложения операций, предусмотренных в ст. 149 НК (см. комментарий к ней);

в) вместо того, чтобы выставить своим покупателям счет — фактуру без выделения суммы НДС (а, наоборот, нужно было сделать надпись или проставить штамп «Без налога НДС»), выставили счет — фактуру с выделенной суммой НДС и скрыли ее от покупателей. В связи с этим они обязаны уплатить всю сумму НДС (указанную в счете — фактуре) в бюджет (см. об этом комментарий к п. 5 ст. 173 НК);

2) они предписывают указанным выше лицам произвести уплату суммы НДС в бюджет по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (при этом необходимо, безусловно, учитывать правила п. 6 ст. 174, см. об этом ниже).

5. Правила п. 5 ст. 174:

1) имеют характер общих: они подлежат применению, в случае если иное не установлено:

— правилами п. 6 ст. 174 (см. об этом ниже);

— правилами ст. 177 НК (см. комментарий к ней);

— правилами ст. 178 НК (о налогообложении при выполнении соглашений о разделе продукции, см. комментарий к ней);

2) они предписывают налогоплательщику представить в налоговый орган по месту своего учета:

— налоговую декларацию по НДС (по форме N 1, утвержденной Министерством по налогам и сборам);

— налоговую декларацию по НДС (в соответствии с п. 10 ст. 165 НК, см. комментарий);

— особую (форма N 2, утвержденная Инструкцией от 27 ноября 2000 г. отдельную налоговую декларацию по НДС, указанную в п. 7 ст. 164, п. 3 ст. 172 НК (см. комментарий);

3) упомянутые декларации должны быть представлены в налоговый орган не позднее (раньше можно) 20-го числа месяца, следующего за последним налоговым периодом, если иное не предусмотрено в ст. 164, 165, 172, 177, 178 НК.

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-15366/12 от 20.11.2012 Коллегия по административным правоотношениям, надзор Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ15-1742 от 06.04.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС15-16028 от 11.12.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N ВАС-5779/14 от 02.06.2014 Высший арбитражный суд, надзор Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС14-645 от 31.05.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N ВАС-19278/13 от 20.01.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор Решение Верховного суда: Определение N 310-ЭС14-538 от 19.11.2014 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 304-ЭС14-223 от 03.09.2014 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ17-7696 от 05.07.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ16-17220 от 19.12.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

  • Первая
  • «
  • 1
  • 2
  • »
  • Последняя

НК РФ Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
    • Глава 2. Система налогов и сборов в российской федерации
    • Глава 2.1. Страховые взносы в российской федерации
  • Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты. представительство в налоговых правоотношениях
    • Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. налоговые агенты
    • Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
    • Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
    • Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
    • Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
    • Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
  • Раздел III. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. органы внутренних дел. следственные органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
    • Глава 5. Налоговые органы. таможенные органы. финансовые органы. ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
    • Глава 6. Органы внутренних дел. следственные органы
  • Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
    • Глава 7. Объекты налогообложения
    • Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
    • Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
    • Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов
    • Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов
    • Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
  • Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль
    • Глава 13. Налоговая декларация
    • Глава 14. Налоговый контроль
  • Раздел V.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. общие положения о ценах и налогообложении. налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. соглашение о ценообразовании. документация по международным группам компаний
    • Глава 14.1. Взаимозависимые лица. порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
    • Глава 14.2. Общие положения о ценах и налогообложении. информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
    • Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
    • Глава 14.4. Контролируемые сделки. подготовка и представление документации в целях налогового контроля. уведомление о контролируемых сделках
    • Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
    • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
    • Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
  • Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
    • Глава 14.7. Налоговый мониторинг. регламент информационного взаимодействия
    • Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. мотивированное мнение налогового органа
  • Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
    • Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
    • Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
    • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
    • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение

    Пока нет комментариев.

    Рейтинг статьи 0
    Количество проголосовавших 0
    Сумма балов статьи 0

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Статья 174 НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет.

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты).

    Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

    С 1 января 2014 г. из рассматриваемой статьи было исключено указание на субъект правонарушения – налогоплательщика, а также законодатель уточнил, что штраф за несвоевременное представление налоговой декларации следует рассчитывать именно от суммы налога, не уплаченной в установленный срок. Таким образом, по ст. 119 НК РФ могут быть оштрафованы и налоговые агенты, а также лица, не являющиеся налогоплательщиками в случае, если они обязаны представлять налоговые декларации.

    За несвоевременное представление налоговой декларации должностных лиц налогоплательщика могут привлечь к административной ответственности. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

    Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой это наказание было назначено. Таким образом, уплата административных штрафов не освобождает организацию от необходимости представить отчетность.

    Помимо налоговой и административной ответственности при несвоевременной подаче налоговой декларации налоговые органы могут приостановить операции на счетах организации в банке и переводы электронных денежных средств.

    В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления решение о приостановлении указанных операций принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

    С 1 января 2015 г. законодателем уточнен срок для принятия решения о приостановлении. Так, согласно п.п. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления декларации.

    С 1 января 2015 г. правила, установленные ст. 76 НК РФ, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств следующих лиц:

    — налогового агента-организации и плательщика сбора-организации;

    — ИП-налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

    — организаций и ИП, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью 2 НК РФ. Например, это могут быть организации, применяющие УСН, если они выставляют покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС;

    — нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, – налогоплательщиков, налоговых агентов.

    Статья 174. НК РФ. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

    Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных. Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

    С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.

    В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.

    Во всех случаях отчуждения исключительного права, а также предоставления права использования зарубежного программного обеспечения неавтоматизированным способом (импорт на материальных носителях, передача сетевым способом с участием человека), ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме не применяется.

    С 2021 года импорт прав на зарубежное ПО на основании договора отчуждения или лицензионного договора не является основанием для освобождения от НДС согласно новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ. Следовательно, в отношениях b2b обязанность по уплате НДС возлагается на российского покупателя, как налогового агента (ст.161 НК РФ).

    Если в описанном случае покупатель – физическое лицо (отношения b2c), НДС не уплачивается, т.к. гражданин без статуса ИП не признается налоговым агентом. При покупке лицензии на ПО у иностранного гражданина (независимо от статуса) НДС также не возникает.

    В случае предоставления иностранной организацией прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), автоматизированно с использованием информационных технологий через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, такая иностранная организация обязана уплачивать НДС самостоятельно (п.3 ст.174.2 НК РФ). Для уплаты НДС иностранная организация должна встать в России на налоговый учет дистанционным способом (п.4.6. ст.83 НК РФ).

    Продажа прав на программное обеспечение физическими лицами, либо организациями и ИП, не применяющими НДС (УСН, резидент Сколково и т.д.) освобождается от НДС.

    Реализация прав на ПО без НДС организациями и ИП на ОСНО выполняется при условии включения такого ПО в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО).

    Однако регистрация ПО в данном Реестре имеет ряд сложностей и ограничений. Например, частным правообладателем регистрируемого ПО может быть только гражданин РФ или российская организация, с долей участия российских граждан, коммерческих организаций и НКО без преобладающего иностранного участия, более 50%, а также российское НКО без преобладающего иностранного участия.

    Таким образом, при импорте иностранного программного обеспечения и сервисов на базе такого ПО «льгота» по НДС на основании пп.26 п.2 ст.149 НК РФ предоставляться не будет независимо от вида договора.

    Российские правообладатели ПО также испытывают трудности с включением своих программных продуктов в Реестр, поскольку имеется ряд ограничений по использованию в отечественном ПО иностранных программных компонентов. Помимо этого есть ряд проблем с соблюдением требований Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 по составу технической документации, предоставляемой в пакете на регистрацию ПО в Реестре.

    Подробную информацию о порядке регистрации в Реестре отечественного ПО можно найти здесь.

    Из положительных поправок по НДС нужно отметить решение в пользу налогоплательщика ряда спорных моментов по реализации программного обеспечения.

    1. Для применения «льготы» по НДС теперь не обязательно заключать строго договор отчуждения или лицензионный договор. Теперь договор может быть любой, главное, чтобы по нему у покупателя возникало исключительное право или право использования ПО.

    2. Исключены риски реализации обновлений и дополнительных функциональных возможностей вместе с продажей прав на ПО, поэтому можно свободно продавать техподдержку ПО без НДС.

    3. Освобождение от НДС распространено на операции по предоставлению удаленного доступа к ПО через Интернет. Таким образом, ранее описанные нами налоговые риски реализации лицензии на SaaS c 2021 года исчезнут.

    Однако данные положения не затрагивают рекламные сервисы и приложения, доски объявлений, а также агрегаторов (маркетплейсы) и поисковые системы. Здесь российскому правообладателю ПО на ОСНО придется платить НДС независимо от включения его в Реестр и вида договора на реализацию.

    Виталий Селиванов, 2020

    Смотрите также Переходный период по НДС на программное обеспечение

    Налоги в ИТ

    Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

    1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

    С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

    2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

    С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

    3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

    С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

    4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

    промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

    5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

    С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

    Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

    Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

    • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
    • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
    • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

    Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

    6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

    С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

    Задайте вопрос дежурному юристу,

    1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

    Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

    Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

    Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

    2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

    Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

    С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

    • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
    • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
    • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
    • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

    При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

    Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

    Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

    3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

    1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

    В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

    Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

    Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

    2. Пополнен список необлагаемых грантов

    В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

    3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

    С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

    4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

    С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

    Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

    5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

    С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

    • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
    • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
    • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
    • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

    АПК РФ

    Бюджетный кодекс РФ

    Водный кодекс РФ

    Воздушный кодекс РФ

    Градостроительный кодекс РФ

    Гражданский кодекс РФ

    ГПК РФ

    Жилищный кодекс РФ

    Земельный кодекс РФ

    КоАП РФ

    Лесной кодекс РФ

    Налоговый кодекс РФ

    Семейный кодекс РФ

    Таможенный кодекс ЕАЭС

    Трудовой кодекс РФ

    Уголовный кодекс РФ

    Конституция РФ

    44-ФЗ

    Об ипотеке

    О приватизации

    Раздел VIII. Федеральные налоги

    Глава 21. Налог на добавленную стоимость НДС

    Статья 143. Налогоплательщики
    Статья 144. Утратила силу
    Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
    Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов
    Статья 146. Объект налогообложения
    Статья 147. Место реализации товаров
    Статья 148. Место реализации работ (услуг)
    Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
    Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
    Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
    Статья 152. Утратила силу
    Статья 153. Налоговая база
    Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
    Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
    Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
    Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
    Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
    Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
    Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
    Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
    Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
    Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
    Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
    Статья 163. Налоговый период
    Статья 164. Налоговые ставки
    Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
    Статья 166. Порядок исчисления налога
    Статья 167. Момент определения налоговой базы
    Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
    Статья 169. Счет-фактура
    Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
    Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
    Статья 171. Налоговые вычеты
    Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
    Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
    Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
    Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
    Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
    Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
    Статья 175. Исключена
    Статья 176. Порядок возмещения налога
    Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
    Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
    Статья 178. Утратила силу

    Глава 22. Акцизы

    02.03.18 00:21

    (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

    1. В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье — сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:
      • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности
      • оказание рекламных услуг в сети «Интернет», в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»
      • оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»
      • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения)
      • обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации
      • хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»
      • предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе
      • предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга
      • оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»
      • оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода)
      • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»
      • оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях
      • предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»
      • ведение статистики на сайтах в сети «Интернет»

      В целях настоящей главы к услугам в электронной форме, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не относятся, в частности, следующие операции:

      • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»
      • реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях
      • оказание консультационных услуг по электронной почте
      • оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет»

      Примечание. С 1 января 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ пункт 2 статьи 174.2 излагается в новой редакции.

    2. При оказании иностранными организациями физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (далее в настоящей статье — физические лица) услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

      Примечание. С 1 января 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ пункт 3 статьи 174.2 излагается в новой редакции.

      1. Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

      Если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 151 настоящего Кодекса, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

      2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

      3. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

      4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Сейчас в Налоговом кодексе нет специальных положений, касающихся принятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным для создания нематериальных активов. В связи с этим Минфин России считает, что нужно применять общий порядок, предусмотренный п. 1 ст. 172 НК РФ для приобретения НМА. В соответствии с ним вычет производится в полном объеме после принятия нематериального актива на учет. Поэтому, по мнению финансистов, суммы НДС по работам, услугам, имущественным правам, использованным при создании НМА, подлежат вычету только после принятия созданного объекта на учет на счет 04 (письма от 19.07.2019 № 03-07-11/54587, от 26.04.2018 № 03-07-11/28617, от 29.01.2016 № 03-07-15/3818). Аналогичное мнение высказал и Верховный суд в Определении от 19.05.2017 № 305-КГ17-5209, отказывая налогоплательщику в пересмотре решения нижестоящих судов.

      Однако при таком подходе возникает следующая проблема. Если создание нематериального актива занимает длительное время, к моменту его принятия на учет может истечь трехлетний срок, в течение которого возможен вычет НДС по товарам (работам, услугам), использованным при его создании. И компании, следующие разъяснениям Минфина России, попадают в ситуацию, когда им отказывают в вычете по причине пропуска трехлетнего срока. Верховный суд решает этот вопрос в пользу налогоплательщиков. Так, в Определении от 08.09.2017 № 305-КГ17-11690 он разъяснил, что для вычета НДС важен факт оприходования товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете. При этом счет, на котором они учтены, значения не имеет. А в Определении ВС РФ от 31.03.2017 № 305-КГ17-1963 указано, что суммы НДС заявлены к вычету по конкретным счетам-фактурам за оконченные этапы работ. Из статей 171 и 172 НК РФ не следует, что только после формирования окончательной стоимости НМА сумма НДС принимается к вычету. Подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 35, 2019.

      Со следующего года эта проблема будет решена. В новой редакции п. 1 ст. 172 НК РФ указано, что в случае создания налогоплательщиком НМА (собственными силами или с привлечением третьих лиц) вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) для создания таких НМА, в том числе сумм налога, предъявленных по договорам на создание НМА, производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг, имущественных прав). А в пункт 6 ст. 171 НК РФ добавлены положения о том, что вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным для создания НМА.

      Согласно подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ при переходе налогоплательщика на спецрежим в виде ЕНВД суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный режим.

      Если налогоплательщик переводит на ЕНВД всю осуществляемую им деятельность, никаких вопросов с восстановлением НДС не возникает. Например, компания, занимающаяся только розничной торговлей, переводит данную деятельность на ЕНВД. В налоговом периоде, предшествующем переходу на спецрежим, она по всем имеющимся у нее товарам восстанавливает НДС.

      Но как быть, если компания торгует не только в розницу, но и оптом? То есть будет совмещать общую систему налогообложения и ЕНВД? В этом случае она может не знать, какие из имеющихся товаров она будет реализовывать в розницу в рамках ЕНВД, а какие — оптом в рамках ОСН. Как должен восстанавливаться НДС в этом случае?

      И чиновники, и суды считают, что в такой ситуации восстанавливать налог нужно в том налоговом периоде, в котором товары реализованы в режиме розничной торговли (письма Минфина России от 28.06.2010 № 03-07-11/274, от 11.09.2007 № 03-07-11/394, ФНС России от 02.05.2006 № ШТ-6-03/462@, постановления АС Западно-Сибирского округа от 13.11.2017 по делу № А81-6403/2016, Северо-Кавказского округа от 18.05.2015 по делу № А32-25829/2013).

      Теперь это будет закреплено в Налоговом кодексе. В подпункт 2 п. 3 ст. 170 НК РФ добавлен новый абзац. В нем сказано, что при переходе налогоплательщика на ЕНВД с одновременным применением общего режима налогообложения суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, имущественные права, переданы или начинают использоваться для осуществления операций в рамках ЕНВД.

      По общему правилу, установленному подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, ранее правомерно принятый к вычету НДС по имуществу нужно восстановить, если имущество начинает использоваться в операциях, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. Среди таких операций названы, в частности, приобретение имущества для использования в операциях, не облагаемых НДС (подп. 1), и приобретение имущества лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от обязанностей по исчислению и уплате данного налога (подп. 3).

      При передаче имущества правопреемнику реорганизуемая компания не восстанавливает НДС. Это прямо предусмотрено положениями п. 8 ст. 162.1 и подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Возникает вопрос: обязан ли восстановить налог правопреемник, если полученное при реорганизации имущество он использует в не облагаемых НДС операциях или если он применяет один из спецрежимов и в связи с этим не является плательщиком НДС?

      Чиновники считают, что, если правопреемник не является плательщиком НДС или использует полученное при реорганизации имущество в не облагаемых НДС операциях, он должен восстановить налог (письма Минфина России от 03.05.2018 № 03-07-11/29894, ФНС России от 14.03.2012 № ЕД-4-3/4270@). Аналогичное мнение высказано в постановлениях АС Уральского округа от 08.08.2019 по делу № А34-8641/2018, АС Московского округа от 20.06.2017 по делу № А40-61102/15-108-490 (Определением Верховного суда РФ от 09.10.2017 № 305-КГ16-7109 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам).

      В то же время встречаются решения судов, в которых указано, что Налоговый кодекс не обязывает правопреемника восстанавливать НДС по имуществу, полученному им при реорганизации, в том числе и в случаях, когда такое имущество используется им в операциях, не облагаемых НДС (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2016 по делу № А33-9832/2015). Восстанавливать НДС должны только те лица, которые ранее приняли этот налог к вычету, а правопреемник к ним не относится (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2014 по делу № А52-1617/2013, Определением Верховного суда РФ от 17.10.2014 № 307-КГ14-1534 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам).

      В целях исключения возможности ухода от обложения НДС при реорганизации компаний в ст. 170 НК РФ введен новый п. 3.1. Им предусмотрено, что при реорганизации суммы НДС, принятые к вычету реорганизуемой компанией, подлежат восстановлению правопреемником в случаях, предусмотренных подп. 2—4 п. 3 ст. 170 НК РФ. Порядок восстановления будет следующим:

      если правопреемник применяет общую систему налогообложения или совмещает ее с ЕНВД, налог восстанавливается в налоговых периодах, указанных в подп. 2—4 п. 3 ст. 170 НК РФ. В общем случае это будет период, когда полученное при реорганизации имущество начинает использоваться правопреемником в не облагаемых НДС операциях (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

      По полученным авансам НДС восстанавливается в периоде, в котором расторгается или изменяется договор и производится возврат аванса (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). А при изменении стоимости приобретенных реорганизованной компанией товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения — в момент получения документов на изменение стоимости (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ);

      • когда правопреемник переходит на УСН, ЕНВД, ПСН в соответствии с главами 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ, налог должен быть восстановлен в налоговом периоде, предшествующем переходу правопреемника на указанные спецрежимы;

      • если правопреемник — вновь созданное юридическое лицо переходит на УСН или ЕНВД, налог восстанавливается в первом квартале, начиная с которого правопреемник применяет спецрежим;

      • если правопреемник образован в результате реорганизации в форме присоединения и на момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица применяет УСН или ЕНВД, НДС восстанавливается таким правопреемником в первом квартале, следующем за кварталом, в котором указанная запись внесена в ЕГРЮЛ.

      Восстановление осуществляется правопреемником на основании счетов-фактур (их копий), выставленных реорганизованной компании и приложенных к передаточному акту или разделительному балансу, исходя из стоимости указанных в них товаров (работ, услуг), имущественных прав, переданных правопреемнику. По основным средствам и нематериальным активам налог восстанавливается пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценки.

      Если вышеуказанные счета-фактуры у правопреемника отсутствуют, восстановление НДС осуществляется на основании бухгалтерской справки-расчета с применением ставок, действовавших на момент приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав, основных средств и нематериальных активов реорганизованной компанией. При этом в отношении основных средств и нематериальных активов восстановление производится в размере суммы, пропорциональной их остаточной стоимости без учета переоценки, указанной в передаточном акте или разделительном балансе.

      Из нового п. 7 ст. 173 НК РФ следует, что правопреемники, с момента реорганизации применяющие спецрежимы, должны уплатить налог в бюджет в том размере, который определен в вышеописанном порядке. А в пункт 4 ст. 174 НК РФ добавлено положение о том, что уплата должна быть произведена ими не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором сумма налога подлежит восстановлению. Данные правопреемники должны представить декларацию по НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ в новой редакции).

      В статью 171.1 НК РФ, посвященную порядку восстановления сумм НДС, принятых к вычету по приобретенным или построенным объектам основных средств, внесено дополнение, что ее положения распространяются на правопреемников, указанных в п. 3.1 ст. 170 НК РФ.

      Определение «электронной услуги» для целей «налога на Google»

      • Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС17-6157, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 161, 164, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении требований, придя к обоснованному выводу о том, что истцом не доказана необходимая совокупность условий для взыскания убытков…
      • Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-19237, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Обстоятельства дела и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов. Выводы судов относительно довода общества о необходимости продления трехлетнего срока на 20 дней, предусмотренных пунктом 4 статьи 174 Налогового кодекса для представления налоговой декларации, соответствуют определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 540-О, согласно которому датой возникновения обязанности по уплате налога, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации…
      • Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-15730, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 45, 174 Налогового кодекса Российской Федерации, правовыми позициями, изложенными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 № 138-О и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2011 № 2105/11, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что обществом ненадлежащим образом исполнена обязанность по уплате налога за спорные периоды…

      ГК РФ (часть I)

      ТК РФ

      НК РФ (часть I)

      ГК РФ (часть II)

      Земельный кодекс

      Жилищный кодекс

      КоАП РФ

      ГрК РФ

      НК РФ (часть II)

      ТК ЕАЕС

      ГПК РФ

      КАС РФ

      УПК РФ

      УК РФ

      Семейный кодекс

      Воздушный кодекс

      Водный кодекс

      Бюджетный кодекс

      ТК ТС

      Лесной кодекс

      ГК РФ (часть IV)

      ГК РФ (часть III)

      АПК РФ

      УИК РФ

      1. В отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

      При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации в банках, находящихся на территории Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

      2. В случае, если доходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, номинированы в иностранной валюте, такие доходы в целях настоящего пункта пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения дохода.

      3. Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

      4. Банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.

      Формы и форматы представления указанной в настоящем пункте информации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

      Все данные будут переданы по защищенному каналу.

      Изменения по НДС для ИТ-компаний с 2021 года

      Все данные будут переданы по защищенному каналу.

      Все данные будут переданы по защищенному каналу.

      Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.