Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Параметры бюджета на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
?
По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.
С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.
Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.
?
Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.
И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.
Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.
?
По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.
В результате, несмотря на пандемию, расходы федерального бюджета не уменьшаются. Они запланированы «даже на более высоком уровне, чем это было предусмотрено в трехлетке, которую мы принимали годом ранее», сообщил Силуанов. Основной акцент в бюджете сделан на снижение бедности и поддержке наиболее уязвимых слоев населения. Так, ежегодно на поддержку малоимущих семей с детьми до 7 лет будет направляться 400 млрд рублей.
Речь также идет об индексации для неработающих пенсионеров на 6,3%, то есть выше уровня инфляции, а также росте МРОТ, который будет считаться по новой формуле. В следующем году он предусмотрен на уровне 5,5 процента.
Две фракции — КПРФ и «Справедливая Россия» — не поддержали проект. Так, в «СР» объяснили это в первую очередь тем, что на следующий год не предусмотрены средства на индексирование пенсий работающим пенсионерам. Фракция предложила проект альтернативного бюджета, в котором, по словам ее лидера Сергея Миронова, заложено два главных принципа. «Во-первых, это перенастройка налоговой системы в пользу региональных бюджетов. Второй принцип: снижать налоги для производителей и увеличивать фискальную нагрузку на финансовых посредников и сверхбогатых потребителей, на крупные капиталы и ростовщиков», — пояснил он.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов объяснил позицию фракции тем, что проект бюджета «не ориентирован на будущее». Он не согласился с Силуановым и ЕР в том, что на приоритеты хватит средств. По словам Зюганова, с предложенным бюджетом не удастся одолеть бедность и сделать все возможное для научно-технического рывка — эти задачи финансовым блоком кабмина «полностью саботируются». «Бюджет не хочет защищать природу, ремонтировать инфраструктуру, не стыкуется с Посланием президента, которое направлено на то, чтобы избавиться от бедности, прийти к социальному государству», — заявил лидер коммунистов.
Во время выступления Зюганов, в частности, обратил внимание на статью расходов на поддержку фармацевтической отрасли: «У нас 70 процентов лекарств чужих, а в остальных на 80 процентов — чужие субстанции. И у нас эта статья почти вырезана в бюджете». «Вы обязаны ее в пять раз увеличить, если собираетесь народ лечить», — обратился лидер КПРФ к министру финансов.
Ежегодно на поддержку малоимущих семей с детьми до 7 лет будет направляться 400 млрд рублей
С позицией полного отрицания бюджета не согласился лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который заявил, что принятие такого закона — это обязанность депутатов Госдумы. «А если отказываетесь, имеете право, но тогда в январе не получаете деньги», — заявил он, обращаясь к КПРФ. «Нету денег — нету работы. Дети не рождаются, никого не хоронят, не кормят, не лечат, не арестовывают. Все худеют», — рассказал он о том, что ждет страну без бюджета. У ЛДПР, конечно, есть и замечания, которые фракция оформит в виде поправок ко второму чтению. Жириновский озвучил весьма оригинальные предложения — например, бесплатно дать компьютеры и планшеты всем, кто на «удаленке», а всем пенсионерам, студентам, малоимущим в качестве меры поддержки раздать бюджетные машины.
С предложениями по доработке бюджета выступил и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Среди прочего, он призвал министра финансов оперативно разработать изменения в системе оплаты труда работников бюджетной сферы и сформулировать конкретные поправки. Так, до принятия бюджета необходимо пересмотреть понятие средней зарплаты, ведь от этого показателя зависят зарплаты учителей и врачей. Однако сейчас в этой сфере порядка нет — зачастую педагог получает 15-17 тысяч при средней зарплате по экономике региона около 30 тысяч, рассказал спикер. Также Володин указал на отсутствие надбавок в колледжах и техникумах, что приводит к тому, что для преподавателей нет мотивации к тому, чтобы идти в эти учебные заведения, поскольку в школе зарплаты выше.
Спикер также призвал правительство и минфин взять на контроль ситуацию с сокращением финансирования строительства медицинских учреждений в регионах. Силуанов согласился: «Если будут дополнительные возможности, то, что сокращено, будем восполнять».
По принятому депутатами Госдумы документу сразу видны приоритеты будущего бюджета. Большую часть всех федеральных расходов — примерно 5,6 триллиона рублей — составит раздел «Социальная политика», а это почти каждый четвёртый бюджетный рубль (26%). По сравнению с докризисным бюджетом эти расходы вырастут на 4,5% в следующем году и на 10% — в 2022 году.
Больше всего подорожало, понятно, здравоохранение: затраты по этой статье бюджета выросли сразу на 15%: вместо 945 миллиардов рублей в нынешнем в следующий пандемийный год выделят 1,1 триллиона рублей. Например, на 138,1 миллиона рублей увеличится финансирование Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России на мероприятия по разработке вакцины против коронавирусной инфекции.
Правительство продолжает вкладывать средства в разработку вакцины против новой коронавирусной инфекции. В этом году на это выделят на 138,1 млрд. руб. больше, чем в предыдущем. В правительстве уверены, что расходы оправданы, ведь если получится победить пандемию, то не будет необходимости содержать ковидные госпитали, выделять средства на лечение коронавируса и платить медикам из «красной зоны». Более того, удастся уберечь жизнь и здоровье граждан. Учитывая затраты, невольно закрадывается мысль, что вакцинация все же станет добровольно-принудительной.
Безболезненное наращивание заимствований стало возможным благодаря консервативной бюджетной политике последних 20 лет, когда правительство ограничивало поступление рентных доходов в текущее потребление и формировало из них суверенные резервы. Исключительно низкий госдолг и низкая инфляция создают широкое пространство для бюджетного маневрирования в условиях кризиса.
Однако очень важно не растратить преимущества здоровой финансовой системы последних лет. И здесь надо видеть ряд рисков.
Во-первых, сколь бы низким не был уровень долга, его наращивание предполагает и наращивание расходов на обслуживание. С учетом текущего уровня инфляции в России (низком, но все-таки существенно более высоком, чем в других развитых странах) стоимость долговых ресурсов у нас довольно высокая. По сравнению с 2019 годом обслуживание государственного и муниципального долга вырастает более чем вдвое — с 730,8 млрд до 1610,9 млрд руб. в 2023 году.
Во-вторых, современный кризис в основе своей имеет шок предложения, связанный с искусственной остановкой производства (из-за закрытия границ и локдаунов). Это принципиально отличает нынешнюю ситуацию от Великой депрессии или от кризиса 2008–2010 годов (Великой рецессии), в основе которых был шок спроса. И даже при схожести глубины падения шок предложения не лечится «вертолетными деньгами», поскольку есть высокий риск попадания в ловушку стагфляции. Сейчас это выглядит как экзотика, но игнорировать такой риск нельзя. Не говоря уже о том, что в России инфляционные ожидания до сих пор остаются достаточно высокими.
Именно поэтому в федеральный бюджет закладывается тренд на бюджетную консолидацию, ведущий к постепенному сокращению дефицита: с 4,4% ВВП в 2020 году до 2,4% ВВП в 2021 году и 1,0–1,1% ВВП в последующие два года. Бюджетная консолидация вполне оправданна, и сокращение расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказывать негативного влияния на экономику.
Разумеется, важен не только объем расходов, но и их эффективность — способность обеспечить экономический рост и рост благосостояния. Параметры федерального бюджета содержат некоторое возрастание (с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023-м) доли расходов, которые принято относить к производительным, то есть повышающим совокупную факторную производительность. В частности, увеличивается доля средств, направляемых на развитие образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.
Предусмотрено ежегодное наращивание финансирования мер по достижению установленных президентом национальных целей — с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023-м. На нацпроекты в 2023 году пойдет около 12% бюджетных расходов (в 2019 году эта доля составляла около 9%).
По нашим оценкам, изменение структуры бюджета расширенного правительства в 2021 году по сравнению с 2019-м окажет положительное влияние на экономический рост в среднесрочной перспективе, ускорив его примерно на 0,2 п.п.
Еще в декабре 1880 года министр финансов России Александр Абаза, представляя Государственному совету очередной бюджет, предлагал пойти по пути экономии многих статей расходов, «кроме лишь таких, на которые не нужно жалеть денег, собственно, потому, что издержки на них ведут к подъему народного благосостояния; к таким расходам относятся издержки на училища и школы, на устройство судебной части и на пути сообщения». Как мы видим, бюджетные приоритеты, особенно в переломные и кризисные моменты истории, меняются не так уж сильно.
-
20 января 2021, 11:56
Не паниковать, не грубить, не пугать связями: как себя вести, если на улице остановил полицейский
-
17 декабря 2020, 09:20
Принят бюджет Архангельской области на 2021 год: экономист и депутаты объясняют, что изменится
Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204), Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, Общенациональным планом мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
Законопроект направлен на решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед законодательными и исполнительными органами власти на встрече с сенаторами Российской Федерации 23 сентября 2020 года.
Правительством Российской Федерации в течение текущего года были приняты беспрецедентные меры по поддержке бизнеса и населения, реализация которых позволила не допустить неконтролируемого роста заболеваемости населения, избежать негативного развития ситуации на рынке труда и обеспечить восстановление деловой активности.
В результате снижение валового внутреннего продукта во втором квартале оказалось менее существенным, чем прогнозировалось ранее.
После падения темпов роста ВВП в 2020 году на 3,9% ожидается достаточно быстрое восстановление экономики с выходом на темпы экономического роста более 3% ВВП. В 2021 году данный показатель составит 3,3% ВВП, в 2022 году – 3,4% ВВП, в 2023 году – 3,0% ВВП. Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать реализация национальных проектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития.
В условиях снижения экономической активности в 2020 году ожидается сокращение реальных располагаемых доходов населения (-3,0%). Динамика реальных заработных плат замедлится, но останется в положительной области (+1,5% после +4,8% в 2019 году).
Прогноз динамики цен на нефть основывается на консервативных оценках. В 2021 году данный показатель должен составить 45,3 долл. США за баррель, в 2022 году — 46,6 долл. США за баррель, а в 2023 году – 47,5 долл. США за баррель. В соответствии с этим на протяжении всего прогнозного периода ожидаются следующие значения валютного курса: в 2021 году до 72,4 руб./долл. США, в 2022 году до 73,1 руб./долл. США, в 2023 году до 73,8 руб./долл. США.
В 2021–2023 годах прогнозируется дефицит федерального бюджета в объеме 2 755,0 млрд рублей в 2021 году, 1 247,5 млрд рублей в 2022 году и 1 408,6 млрд рублей в 2023 году или, соответственно, 2,4, 1,0 и 1,1% ВВП. Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут являться государственные заимствования Российской Федерации.
В 2021 году в связи с недополучением нефтегазовых доходов средства Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ) в объеме 91,1 млрд рублей будут направлены на финансирование дефицита федерального бюджета. В 2022 году действие «бюджетных правил» будет восстановлено, и в 2022 и 2023 годах расходование средств ФНБ на финансирование дефицита бюджета не предусмотрено. С учетом курсовой разницы за данный период его объем должен возрасти с 12 487,3 млрд рублей до 13 474,4 млрд рублей.
В 2021–2023 годах прогнозируется рост объема государственного долга с 23 552,8 млрд рублей до 28 407,4 млрд рублей или с 20,4 до 21,4% ВВП. При этом доля внутреннего государственного долга в общем объеме государственного долга должна увеличиться с 77,8 до 80,8%.
На фоне ожидаемого восстановления экономической активности в 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,1% в 2021 году по отношению к 2020 году, на 10,0% в 2022 году по сравнению с предыдущим годом и на 7,9% в 2023 году по отношению к 2022 году.
Следует отметить, что как и в предыдущие годы, в 2021–2022 годах сохраняется тенденция сокращения доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Доходы сократятся с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% и 16,6% соответственно в 2021 и 2022 годах. В 2023 году планируется рост доходов федерального бюджета к ВВП до 16,8%.
Нефтегазовые доходы по отношению к ВВП будут постепенно расти с 5,2% в 2021 году до 5,5% в 2022 году и 5,6% в 2023 году.
Указанная динамика обусловлена постепенным повышением цен на нефть, ожидаемым ростом объемов добычи углеводородного сырья со второго полугодия 2022 года и изменениями налогового законодательства в части налогообложения нефтегазового сектора, которые позволят увеличить долю нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 28,7% в 2020 году до 33,6% в 2023 году.
На протяжении 2021–2023 годов доля ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП будет составлять 11,1%. Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций) в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики, мобилизацией доходов и мерами, принимаемыми в части улучшения администрирования и увеличения собираемости. Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде остаются достаточно стабильными. При этом доля ненефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета будет ежегодно снижаться с 71,3% в 2020 году до 66,4% в 2023 году.
- В России — вторая волна ковида, и это опять скажется на уровне жизни. Мы спросили у экономистов, насколько плохо все будет «Экономика настолько убога, что падать уже некуда»
- Правительство России собиралось урезать бюджет из-за кризиса, но потом передумало. Почему? Разве с экономикой все в порядке?
- Центробанк выпустил первый официальный прогноз последствий «коронакризиса». ВВП России упадет на 6%, восстановление не раньше 2022 года
- В 2008 году власти прогнозировали, что к 2020 году средняя зарплата россиян будет 2700 долларов. Почему прогноз не сбылся — и сбудется не скоро Экономические итоги десятилетия
- Новости
- Истории
- Разбор
- Игры
- Шапито
- Подкасты
- Meduza Live
- Вечерняя Медуза
- Срочные новости
- Все новости
- Шапито
- Бот
- О «Медузе»
- Кодекс редакции
- Блог
- SecureDrop
Бюджет России на 2021 год в цифрах
Бюджет на 2020 год принимался ещё до пандемии, так что в течение года пришлось вносить коррективы. Большую роль сыграло и колебание цен на нефть, которое наблюдалось в первой половине года. Предполагалось, что доходы бюджета составят 20,38 триллионов рублей, а расходы — 19,5 триллионов. Как и до этого, наблюдался профицит бюджета — предполагаемые доходы превышали предполагаемые расходы.
Пожалуй, это одна из главных черт федерального бюджета — попытка тратить меньше, чем зарабатывается. В этом году ситуация изменилась.
Предполагается, что доходы бюджета составят 18,8 триллионов рублей, расходы — 21,5 триллионов. Впервые с 2017 года бюджет дефицитный уже на этапе его формирования. Прошлые отчёты и прогнозы говорили о том, что в ближайшие годы доходы будут расти примерно на триллион рублей в год, однако из-за пандемии они только сократились. При этом очевидно, что “резать” расходы сейчас не получится — дело и в государственных программах, и в необходимости восстанавливать экономику после пандемии. Так что вполне вероятно, что в ближайшие 2-3 года расходы будут превышать доходы.
638,9 миллиардов рублей направят на восстановление экономики от пандемии. Поддержка будет заключаться в сохранении рабочих мест в наиболее пострадавших отраслях, часть денег пойдёт на кредиты организациям.
12,6 миллиардов рублей направлено на субсидирование льготных ипотек (6,5% годовых), в дальнейшем эта сумма должна увеличиться в два раза и стать постоянной статьёй расходов федерального бюджета. На реализацию национальных проектов направят 2,25 триллионов рублей.
Также отмечается, что в 2021 году будет выделено 2,717 триллионов рублей на межбюджетные трансферы, что позволит регионам планировать свой бюджет уже сейчас. Это довольно большие деньги, учитывая то, что в 2019 году эта статья расходов обошлась лишь в триллион рублей. По всей видимости, пандемия вскрыла проблемы многих регионов (в том числе и проблемы с здравоохранением).
Бюджет-2021. На чём будут экономить в следующем году
Проект госбюджета предполагает рациональное решение антикризисных задач и реализацию долгосрочных национальных интересов. Экономическая политика направлена на смягчение последствий кризиса и на продолжение структурной модернизации. Вместе с этим она предполагает также и меры бюджетной консолидации на фоне ожидаемого падения доходов.
2021 год станет переломным моментом для российской экономики – доходы вряд ли станут такими, какие были до кризиса, а расходы будут только увеличиваться. В дальнейшем предполагается осторожное отношение к наращиванию бюджетных расходов: нужно учитывать, что в трудные времена важен не объем финансовых поступлений, а их эффективность. Собственно говоря, по этой причине и был подготовлен дефицитный проект.
Как это понимать? Дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит означает противоположное явление – когда доходы превышают расходы. В рамках одной семьи профицит выглядит очень замечательно: есть возможность потратить деньги в свое удовольствие или отложить на трудные времена. Что же касается бюджета целого государства, то это явление уже перестает быть столь привлекательным. В идеале, должен быть соблюден баланс, т.е. доход приблизительно равен расходу.
Основным источником финансирования бюджета в 2021 году являются государственные заимствования. Большую часть денег на финансирование дефицита государство найдет внутри страны – почти 2,74 триллиона. В основном, это будут заимствования в виде государственных облигаций. Около 95 миллиардов возьмут в Фонде национального благосостояния. Незначительная по государственным меркам сумма может появиться за счет внешнего заимствования – в виде размещения тех же ОФЗ и получения иностранных кредитов. Так решили в правительстве. Согласно подсчетам, общий долг вырастет до 28,4 трлн. рублей к 2023 г.
Стоит отметить, что, несмотря на дефицитный план бюджета, размер российского государственного долга сохраняется на некритичном уровне и по-прежнему остается одним из наименее высоких в мире.
Согласно главному экономическому документу страны, доходы от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности составят 6 триллионов руб. В общем объеме доходов поступления с продажи и переработки нефтегазовых продуктов займут 31,9%. Цена нефти марки Urals в 2021 г. прогнозируется на уровне $45,3 за баррель и $46,6–47,5 в 2022-2023 гг. Все доходы сверх предполагаемого уровня направят в государственный резервный фонд.
В-четвертых, бюджет будущей трехлетки — бюджет принципа «каждый сам за себя». Трансферты регионам после резкого роста в этом году, свершившиеся по понятным «коронавирусным» причинам, будут столь же резко сокращены. Дело, впрочем, не только в них, на регионах лежит еще и заметная часть расходов по нацпроектам. Сведение концов с концами станет еще сложнее. В целом обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось, при этом с 2005-го число региональных налогов сократилось с 7 до 3, а местных — с 5 до 3. Эта политика «на централизацию» привела к тому, что в среднем по стране регионы могут покрывать налоговыми и неналоговыми сборами лишь около 70% необходимых расходов, остальное надо покрывать трансфертами из центра, которые в достаточном количестве достаются не всем, но тем, кто обладает достаточным лоббистским ресурсом.
Соответственно, субъекты вынуждены наращивать долги, и в рамках бюджетного кредитования (т. е. долга перед федеральным бюджетом), и в рамках коммерческого. Вроде бы пределы здесь еще не выбраны: в среднем по стране отношение налоговых и неналоговых доходов бюджета к госдолгу составляет 24%, из которых бюджетные кредиты занимают около половины. С другой стороны, античемпионами в этом отношении являются такие значимые регионы, как Томская и Орловская области с долгом в 92% и 100% от доходов соответственно. Венчает же этот список Мордовия, чей госдолг более чем вдвое превосходит размер доходов бюджета.
Увы, ситуация в будущем году лишь ухудшится, чему уже сейчас свидетельством может являться провал конкурсов на должности мэра в Магадане и Норильске: позиция расстрельная, денег нет, обязательства выполнять надо, а чуть что не так — прокуратура рядом. При этом социум очень сильно рассчитывает на участие государства в вопросе выравнивания ситуации в регионах: по свежему опросу ФОМ, подавляющее большинство (76%) считает, что государство может что-либо сделать для создания во всех регионах страны равных условий для реализации способностей граждан. Среди востребованных обществом мер государства — создание полноценных рабочих мест, «чтобы работа была не только в Москве, но и в провинции» (17%), подъем экономики и промышленности (14%), в целом же 45% респондентов считают, что в некоторых регионах у россиян практически нет возможности для реализации своих способностей.
Кроме вышеперечисленного, стоит отметить еще одну фундаментальную вещь. Две недели назад правительству наконец-то стало понятно, что в нынешней ситуации бюджет категорически не тянет гигантское количество разнообразных силовиков — и были подготовлены предложения по оптимизации в том числе и этого направления расходов. Ранее оно, напомню, было неприкасаемо, поскольку в лояльности этого слоя людей и их ближних российские элиты видели некоторую гарантию от хтонического ужаса оранжевой революции. Увы, поддерживать это все стало слишком дорого — и минфин подготовил предложение, например, сократить на 10% кадровую численность органов внутренних дел за счет вакансий и перевода сотрудников, работа которых не связана с выполнением правоохранительных функций, на гражданскую службу. Там были и другие идеи — оптимизировать управленческий аппарат, централизовать финансово-хозяйственную деятельность, создать на основе МВД единый правоохранительный орган (с сокращением численности сотрудников) и даже увеличить максимальную выслугу лет для выхода на пенсию с 20 до 25 лет без учета времени учебы.
Да, приняты они (пока) не были, соответствующий служилый слой предсказуемо возмутился, аналогично возмутилась разнообразная патриотическая общественность разной степени воинственности, но факт остается фактом. Есть предположение, что без санкции с самого верха такие идеи появиться не могут, кроме того, они хорошо ложатся на слова того же Путина о необходимости налаживания гражданских производств на военных заводах, так, чтобы они составляли половину (кто сказал «конверсия»?). Увы и ах, пошатнувшийся экономический базис принудительно диктует политике определенное миролюбие.
В целом же все свершившееся — еще одно свидетельство того, что всякий кризис резко ускоряет уже идущие в социуме процессы. Сокращение бюджета все равно бы произошло, но то, что предполагалось где-то в 2025 году на фоне электромобилизации, падения цен на нефть и перенасыщения непроизводительными расходами, происходит уже сейчас. Здесь же и рост налогов, и правовой нигилизм (полномочия государственного санитарного врача прописаны в соответствующем ФЗ — и тотальный масочный режим туда не входит), и наступление на гражданские права со сбором персональных данных, и повальная цифровизация где надо и нет. Возможно, что где-то к следующему лету коронавирус притихнет и превратится в привычный эндемик для человека, порушенная мировая экономика начнет кое-как восстанавливаться, хотя ту же глобальную логистику наверняка будет жестко бить агрессивный «зеленый дискурс». В этом случае Россия выдохнет: «Фух, пронесло» (для справки: по всему миру в год от диареи умирают порядка 1,6 млн человек, в полтора раза больше, чем текущий счет по коронавирусу), но, полагаю, из этого магистрального направления особо уже никуда не деться.
В 2012 году совокупный экспорт сырой нефти и газа (без нефтепродуктов) принес РФ более $240 млрд, в 2019-м — $162 млрд., в 2020 году удастся получить не более $100–115 миллиардов. России надо учиться жить без ренты. Уже на практике, а не в теории.
В аналитической записке к проекту закона о госбюджете указано, что в следующем году рост ВВП составит 4,6% «при условии завершения мировой пандемии COVID-19 в 2020 году«. То есть, основным драйвером экономического роста Кабмин видит фактор, на который правительство влиять не может.
В записке также сказано, что проект сметы-2021 основывается на умеренно-оптимистическом сценарии социально-экономического развития Украины на 2021-2023 годы, утвержденный Кабмином в июле. Однако, как указано в выводе профильного комитета ВР к законопроекту о бюджете, правительство не представило парламенту Бюджетную декларацию на 2021-2023 годы.
Проект бюджета предусматривает рост доходов на 92,4 млрд гривен (+9,4%), до 1,071 трлн гривен. Однако нужно учитывать, что плановое увеличение доходов произойдет в сравнении с откорректированными в апреле параметрам бюджета 2020 года. Тогда объем госдоходов снизили на 11% до 978,6 млрд гривен с 1,093 трлн гривен, которые были в смете, принятой при правительстве Алексея Гончарука. То есть, в следующем году уровень доходов будет даже ниже, чем в первичном варианте бюджета текущего года.
Основу структуры государственных расходов в следующем году составляю: долги, оборона и безопасность, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование.
Погашение долгов является главным приоритетом бюджетной политики государства. В следующем году на погашение долга будет направлено 439 млрд гривен. В целом, для выплат по текущей задолженности и финансированию бюджета, правительство намерено привлечь фантастическую сумму в размере 702 млрд гривен. Примечательно, что наблюдается удорожание обслуживания госдолга на 19,2 млрд гривен, в сравнении с расходами в текущем году. Всего же, в 2021 году по процентам займов нужно заплатить 160 млрд гривен. На обслуживание долгов Украина тратит больше чем на медицину или социальную защиту населения.
Вторая значимая часть расходов – оборона и безопасность (267,1 млрд гривен). Увеличены бюджеты Государственного бюро расследований (+1,1 млрд гривен), СБУ (+2,8 млрд гривен), МВД (+3,8 млрд гривен). Также почти на 140 млн гривен увеличили финансирование НАБУ, продуктивность работы которого, мягко говоря, вызывает вопросы.
Финансирование дефицита Пенсионного фонда — 203,8 млрд
На финансирование дефицита Пенсионного фонда будет направлено 203,8 млрд гривен. В целом, направление расходов государства на социальные гарантии в бюджете следующего года остаются абсолютными аутсайдерами. На социальную защиту населения, например, планируется потратить всего 67,5 млрд гривен.
В проекте бюджета запланирован рост расходов на образовательную сферу до 173,8 млрд гривен (+30 млрд гривен, в сравнении с 2020 годом). Дополнительные 28 млрд гривен получит также сфер здравоохранения, общие расходы составят 156,2 млрд гривен. Из главных новшеств финансирования здравоохранения:
- 2,6 млрд гривен на вакцинацию населения от Covid-19;
- 9,5 млрд гривен на обеспечение больных дорогостоящими лекарственными средствами и медицинскими изделиями по лечению ВИЧ / СПИДа, туберкулеза, онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний;
- с 16, 2 до 2,9 млрд гривен «срезаны» субвенции медицинским учреждениям, которые не работаю по программе медгарантий, и не выстроились в реалии «реформы им. Супрун».
Исходя из общих цифр госбюджета следующего года, можно сказать, что ни «возможностей», ни «развития» он не предусматривает. Обслуживание и привлечение новых займов остается определяющим фактором. Все остальные направления, по большому счету, финансируются по остаточному принципу.
Ярким показателем «тупиковости» проекта бюджета является перечень новых бюджетных программ. В их числе практически нет никаких инициатив, которые направлены на экономическое развитие, стимулирование и модернизацию производства, реанимацию индустриального сектора, инвестиции в социальный капитал, и развитие науки.
Единственным исключением, пожалуй, можно назвать программу модернизации и железной дороги и обновление подвижного состава. Проект бюджета предусматривает выделить Министерству инфраструктуры 4,5 млрд гривен на электрификацию нескольких участков ЖД-сообщений и закупку пассажирских вагонов.
Пока на расходы только на обслуживание процентов по долговым обязательствам будет уходить больше средств чем на науку, культуру и социальную защиту населения вместе взятыми, ни о каком «развитии» не может быть и речи. А вот «возможности», которые сулит такой бюджет – это деиндустриализация экономики и депопуляция Украины.
Проект областного закона «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — законопроект) подготовлен на основе прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2021-2023 годы, утвержденного распоряжением Правительства Ростовской области от 31.08.2020 № 695, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2021-2023 годы, с учетом национальных целей развития, обозначенных указами Президента Российской Федерации, ключевых задач, поставленных Губернатором Ростовской области.
Бюджетная и налоговая политика на 2021 — 2023 годы сохранит свою направленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области, будет ориентирована на достижение национальных целей развития, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:
сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
возможности для самореализации и развития талантов;
комфортная и безопасная среда для жизни;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
цифровая трансформация.
Ключевыми задачами Губернатора Ростовской области в рамках реализации бюджетной политики определены приоритеты по социальному благополучию жителей области, медицинскому обеспечению, поддержке людей пожилого возраста, семей с детьми, созданию условий для развития и комфортной среды для проживания. Отдельными направлениями определены условия для развития экономики, увеличения объема инвестиций, государственной поддержки бизнеса.
Формирование очередного бюджетного цикла 2021-2023 годов обусловлено не только экономическими показателями, сложившимися в результате влияния в 2020 году сложной эпидемиологической обстановки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также необходимостью достижения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Ростовской области.
Бюджетные параметры на 2021 год запланированы с учетом восстановительного периода для отраслей экономики.
По мере нивелирования последствий от распространения новой коронавирусной инфекции на 2022-2023 годы прогнозируется поэтапный рост собственных доходов бюджета. Расходы бюджета будут предусмотрены исходя из прогнозируемых доходных источников, а также с учетом необходимости обеспечения своевременного исполнения долговых обязательств Ростовской области.
На очередной трехлетний период приоритетной целью сохраняется обеспечение всех конституционных и законодательно установленных обязательств государства перед гражданами в полном объеме.
Бюджетная политика в Ростовской области направлена на социальную поддержку и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранов труда и тружеников тыла, жертв политических репрессий, семей, имеющих детей, путем предоставления выплат и пособий, адресной социальной помощи, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Приоритетным направлением в социальной политике остается, как и прежде, поддержка материнства и детства в Ростовской области. Предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение выплат многодетным семьям; при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет из малоимущих семей; на детей первого-второго года жизни; предоставление средств по сертификату на региональный материнский капитал (малоимущим семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей); на приобретение автотранспортного средства (малоимущим многодетным семьям); единовременные денежные выплаты при рождении одновременно трех и более детей, на обеспечение отдыха и оздоровления детей и т.д.
При поддержке федерального бюджета продолжатся выплаты пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет, а также запланировано увеличение ассигнований на распространение социального контракта, направленного на стимулирование активных действий малоимущих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации.
В рамках изменений налогового законодательства продолжится совершенствование механизма поддержки инвестиционных и инновационных проектов, применение патентной системы налогообложения, предоставление налоговых льгот и «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Основным инструментом достижения национальных целей развития, утвержденных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 и от 21.07.2020 № 474, будут выступать региональные проекты.
Финансовое обеспечение региональных проектов предусмотрено в рамках реализации государственных программ Ростовской области.
Параметры областного бюджета на 2021-2023 годы к 1 чтению сформированы в условиях действующего законодательства и оценки ожидаемого исполнения доходов в 2020 году. Уточнение параметров ко 2 чтению будет осуществляться с учетом проекта федерального бюджета на 2021-2023 годы, внесенного в Государственную Думу Российской Федерации.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА 2019 г. И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020–2021 гг. В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 2019 / И. В. Караваева, С. В. Казанцев, А. Г. Коломиец, Е. А. Иванов, М. Ю. Лев, И. А. Колпакова
- Федеральный бюджет России на 2018-2020 годы: новый шаг к победе над дефицитом и инфляцией? 2018 / Караваева И.В., Бухвальд Е.М., Павлов В.И., Казанцев С.В., Гельвановский М.И., Иванов Е.А., Коломиец А.Г., Колпакова И.А.
- Федеральный бюджет на 2020-2022 гг. : основные параметры 2019 / Соколов Илья Александрович
- Обеспечение устойчивости федерального бюджета и проведение активной стимулирующей государственной финансовой политики 2018 / Е. В. Потапова
- Трехлетний бюджет: маневр в пользу производительных расходов 2018 / Сергей Белев, Татьяна Тищенко, Анна Комарницкая
- Бюджетирование национальных проектов в условиях низкого кассового исполнения 2019 / Идрисов Георгий Искандерович, Плескачев Юрий Андреевич
- Бюджетная политика в 2019-2021 гг. : между Сциллой и Харибдой 2019 / Гришина Ольга Алексеевна, Слепов Владимир Александрович, Чалова Алла Юрьевна
- Федеральный бюджет на 2014-2016 годы: очаги напряжения и пути их «Погашения» 2014 / Пронина Л.И.
- Современная бюджетная политика и основные параметры федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Связь бюджетной политики с прогнозом-2030 2018 / Терехина С.А., Солдатенко И.А.
- Стратегические риски трехлетнего бюджета 2018 / Караваева И.В., Иванов Е.А.
Подписан закон о федеральном бюджете на 2021 год
Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2020
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
И КРЕДИТ
И.В. КАРАВАЕВА
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН
С.В. КАЗАНЦЕВ
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН
А.Г. КОЛОМИЕЦ
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН
Е.А. ИВАНОВ
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности ФГБУН Институт экономики РАН
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2021-2022 ГОДОВ
В статье анализируются основные параметры Федерального бюджета на 2020-2022 гг., дается оценка направленности государственной бюджетной политики и определена достоверность прогнозов формирования доходной базы федерального бюджета. Сопоставляются параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. и Закона о федеральном бюджете на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. с актуальными задачами развития страны и возможностями их реализации. Представлены оценки результативности источников экономического роста, заложенных в бюджет, возможностей увеличения доходной базы Федерального бюджета, согласования принципов формирования трехлетнего Федерального бюджета с государственной концепцией стратегического планирования в РФ. Ключевые слова: федеральный бюджет, прогноз социально-экономического развития, доходы, расходы, дефицит, профицит, стратегическое планирование. 1БЬ: Н60, Н12, Н77, Н131. БОТ: 10.24411/2073-6487-2020-10004
Общая направленность государственной бюджетной
политики в 2019-2022 гг.
В основном экономическом документе страны, принятом 02.12.2019 г., — в Федеральном бюджете РФ на 2020-2022 гг., предполагается реализовать в рамках наступившего крайне ответственного периода в развитии российской экономики двуединую задачу — минимизировать инфляцию и перейти к ускоренным темпам экономического роста [1].
Однако такая постановка по своей сути противоречива. В условиях остающейся достаточно неблагоприятной для российской экономики внешнеэкономической ситуации бюджетная концепция на деле продолжает сохранять ориентированность на проведение ограничительной политики, на сокращение как социально-значимых, так и инвестиционных расходов федерального бюджета.
Отчасти необходимость увеличения объемов финансирования реального и социального секторов экономики страны на фоне внешних и внутренних угроз сегодня понимается и правительством РФ. Именно поэтому при последовательной корректировке плановых показателей по годам бюджетной трехлетки — в 2019 г., 2020 г. и 2021 г. -в целом закладываются более высокие, чем предполагалось в предыдущем трехлетнем периоде, темпы роста расходов и, соответственно, возросла величина их отношения к валовому внутреннему продукту.
Таблица 1
Отношение объема расходов федерального бюджета (с учетом условно утвержденных) к объему ВВП в 2018-2022 гг., %
Показатели 2018 2019 2020 2021 2022
Объем расходов федерального бюджета к объему ВВП, в трактовке бюджетной трехлетки 2018-2020 гг. (%) 17,0 15,9 15,2 15,0 —
Объем расходов федерального бюджета к объему ВВП, в трактовке бюджетной трехлетки 2019-2021 гг. (%) 17,2 17,0 17,2 16,9 —
Объем расходов федерального бюджета к объему ВВП, в трактовке бюджетной трехлетки 2020-2022 гг. (%) 16,1 (отчет) 16,8 17,3 17,1 16,9
Дефицит (-)/ Профицит (+) в %% к ВВП +2,6 +1,7 +0,8 +0,5 +0,2
Источник: рассчитано авторами по: [1; 2].
Таким образом, мы наблюдаем не «прорывной» рост расходов бюджета, а лишь сохранение в среднесрочной перспективе их общего объема относительно ВВП практически на уровне планового показателя 2018 г., который существенно ниже показателя 2017 г., составлявшего 18,1%.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» вновь подготовлен в русле осторожного финансового планирования и экономии средств, что практически исключает его стимулирующую роль.
Из налоговых доходов, по оценке, Br14,1 млрд принесут налоги на товары (в том числе НДС — Br10,4 млрд), еще Br4 млрд составят налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.
На общегосударственную деятельность выделят Br13,36 млрд, на национальную оборону — Br1,46 млрд, на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — Br2,77 млрд.
На национальную экономику расходы определены в размере Br3,72 млрд, на охрану окружающей среды — Br107,8 млн, на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство — Br388,9 млн.
Почти Br1,7 млрд выделят на здравоохранение, Br0,5 млрд — на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ, Br1,3 млрд — на образование, более Br2 млрд — на социальную политику.-0-
Впрочем, депутатские группы традиционно «подставляют плечо» партии власти при важных голосованиях в обмен на те или иные бонусы.
Удивительнее было то, что бюджет поддержала «Батькивщина», которая до того активно практиковала оппозиционную риторику.
Официально депутат Сергей Соболев («Батькивщина») утверждает, что решение поддержать бюджет было принято после того, как Кабмин согласился в рамках бюджета создать еще один COVID-фонд — спецфонд на нужды медицины, который будет работать по трем направлениям: бесплатная вакцинация населения, преодоление последствий коронавируса и повышение зарплат для медиков.
Но депутат от «Евросолидарности» Алексей Гончаренко утверждает, что истинная причина голосования — это то, что «Батькивщине» отдали руководство в национальном операторе зернового рынка Украины — Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗК).
Но кроме финансовых и электоральных выгод фракций и групп, которые поддержали бюджет, это голосование показало еще одну тенденцию — в Верховной Раде де-факто формируется новое большинство, которое политологи уже окрестили «ширкой» Зеленского.
«Во-первых, результаты местных выборов уже показали, что во многих случаях на местах формируются коалиции «Слуг народа» и «Батькивщины». И в этих случаях и при голосовании в Раде в корне лежит общефинансовый, общеполитический интерес и общие оппоненты. Де-факто это реальная новая коалиция, «ширка», представители которой будут поддерживать экономические проекты, которые объединяют их бенефициаров. И сообща будут противостоять политическим планам оппонентов нынешней властной команды, людям, которые заинтересованы в смене режима. Реально с формированием такой «ширки» риск и вероятность досрочных парламентских выборов снижаются. В «ширке» будет общая экономическая платформа и общие враги. Я ожидаю, что во многих случаях они и впредь будут синхронно голосовать, и как минимум до весны нынешние политические расклады сохранятся», — говорит «Стране» политолог Руслан Бортник.
Источник «Страны» в «Слуге народа» также обращает внимание на то, что отношения Зеленского с рядом групп влияния стабилизируются.
Что учитывать при составлении бюджета на 2021 год
«Вот лишь некоторые из наших предложений: мы несколько увеличиваем налогообложение ряда доходных отраслей, именно для этого модифицируем параметры режима налога на дополнительный доход при добыче углеводородов, предлагаем пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысить плату за пользование природными ресурсами, индексировать ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции»,— сказал господин Мишустин на заседании правительства.
Рост цен в России набирает обороты, ожидается, что в ближайшие месяцы подорожают хлеб, подсолнечное масло, красная рыба, икра, автомобили и доставка товаров. Слабый рубль может преподнести еще много сюрпризов россиянам, предупреждают эксперты.
В стране стремительно дорожают продукты и товары. Во многом на эту тенденцию повлияло падение рубля, а также вызвавшие резкий спад урожая в ряде регионов страны плохие погодные условия. Так, например, в начале сентября президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон заявил об ожидаемом росте цен на хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки на 6,5-7% за год.
Доллар подорожал в этом году на 20% — значит подорожает все, а не какие-то категории товаров. У нас в стране вся потребляшка и продукты питания завозные, то есть привязаны к доллару.
В течение года цены поднимались минимум 2 раза , но это все не официально, теперь 1 раз официально поднимут и потом будет предновогоднее повышение цен. Как итог за год цены поднимутся на 7-15 процентов, но правительство говорит, что инфляция 3%, чудеса!
И все голосуют за одну партию, при которой в течении 20 лет уровень жизни постоянно снижается. Цены растут, а МРОТ на уровне прожиточного минимума. И неизвестно куда идут нефтегазовые доходы.
Все 20 лет идет рост цен! Ни одного года не обошлось без роста цен. Повышения зарплат не было уже лет 10-15. Инфляция за это время достигла 1000%!
Задолбали своими повышениями. Обещали коммуналку не поднимать — подняли. Центробанк вообще работает против государства, исходя из курса евро и доллара. Скоро будем сидеть при свечах и водичкой речной хлебушек запивать. Цены на топливо растут. Почему все расходы топливные компании возмещают за счёт внутреннего рынка? Куда смотрит прокуратура и антимонопольная служба?! Электроэнергия уходит с электростанции по 90 коп,а благодаря кучке ненужных посредников доходит до потребителей уже по 4 руб. А для коммерции вообще больше 9 руб. Это поддержка бизнеса?
Самое большое спасибо стоит сказать нашему правительству. Типа: «Спасибо. Все свободны!». Дальше сетевым магазинам. Это они, непосредственно, виноваты в неоправданном взвинчивании цен. Мелкий бизнес, в основном, отталкивается от цен «сетевиков». Но! Нередко в малых коммерческих магазинах цены оказываются ниже чем у «сетевиков»! Цены ниже, а качество выше.
По словам начальника главного управления финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Татьяны Астрейко, несмотря на отдельные сложности, в том числе связанные с влиянием пандемии коронавируса, бюджет чувствует себя уверенно:
— Поэтому мы готовы обеспечить социальную сферу всем необходимым как в части заработной платы работников бюджетных организаций, так и в организации лечебного, образовательного процессов, социальной адресной поддержки наиболее нуждающимся категориям населения. Прирост расходов на социальную сферу на 2021 год составляет более трех миллиардов рублей.
Что касается зарплаты бюджетников, она будет повышаться в два этапа. На первом этапе с 1 января 2021 года базовая ставка вырастет до 195 рублей. Такое решение Правительством уже принято. Это обеспечивает рост зарплат бюджетников во всех отраслях на 5,4 %. Дополнительные бюджетные ресурсы выделены на повышение зарплат отдельных категорий работников сферы образования — воспитателей и помощников воспитателей, а также работников библиотек, музеев, клубов, сотрудников учреждений социальной защиты. На втором этапе предусматривается дополнительное повышение оплаты труда бюджетников за счет увеличения во втором полугодии 2021 года базовой ставки со 195 до 201 рубля. Для этого будет использоваться резервный фонд, который хотят сформировать за счет дополнительных поступлений налога на прибыль.
К росту заработной платы привязаны и детские пособия, которые увеличатся примерно на 8 %. Ожидается, что единовременное пособие при рождении первого ребенка вырастет до почти 2,7 тысячи рублей, второго и последующих детей — до 3,8 тысячи. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) составит 449 рублей на первого ребенка, 513 — на второго и последующего.
На семейный капитал направят 342 миллиона рублей. Кстати, с момента принятия соответствующего указа Президента в стране открыто уже более 92 тысяч депозитов семейного капитала.
Собянин: В бюджете на 2021 год доля социальных расходов превысит 56%
Глава Мосгордумы Алексей Шапошников поблагодарил коллег-депутатов за тяжелую, но плодотворную работу. Одобренные поправки нацелены прежде всего на увеличение социальных расходов, отметила глава столичного департамента финансов Елена Зяббарова.
Пять миллиардов рублей направят на увеличение расходов на капремонт медицинских учреждений и приведение их к новому стандарту Москвы. Дополнительное финансирование позволит в следующем году полностью отремонтировать 40 поликлиник.
Дефицит в рублях на 2021 год запланирован на уровне 2,75 триллионов рублей. При этом отдельного внимания заслуживает тот факт, какая сумма будет выделена на национальные проекты. Дело в том, что на текущий год она будет равна 2,25 триллионов рублей.
Довольно серьезная сумма выделяется на жилищно-коммунальные услуги 322 000 000 000 руб. Здравоохранение также не останется без внимания, на эту отрасль собирается направить чуть больше одного триллиона рублей, и это очень серьезное заявление, потому что практика показывает, насколько незащищенной отрасль здравоохранения оказалась перед пандемией коронавируса. Сегодня нужно уделять это вопросу более серьезное внимание.
Некоторую сумму из государственного бюджета нужно будет выделить на систему по реализации плана по восстановлению экономики. Экономическая система сегодня находится в упадке, её, безусловно, необходимо восстанавливать.
В 2021-м году на реализацию проекта будет выделено 638 миллиардов рублей, во всяком случае именно об этом говорят последние новости о бюджете России на 2021 год. Данные деньги планируется потратить на то, чтоб сохранить рабочие места, финансово помочь пострадавшим отраслям экономики, закрыть текущие кредитные программы, а также снизить ставки, насколько это возможно, по ипотечным кредитам.
Приоритетом федерального бюджета на этот период с 2021-го по 2023 года должна стать социальная политика и национальные проекты. Естественно, траты государственной казны будут распределяться по всем отраслям, но они преимущественно по заявлениям властей должны быть направлены на соцподдержку для широкого круга людей.
Особого внимания будут заслуживать пенсионеры, инвалиды – в общем самые незащищенные слои населения. И считается, что усиленную финансовую поддержку должны одержать регионы, которые больше всего пострадали от пандемии и ограничений, с таким условием принят бюджет России в процентах.
Конечно, в текущих условиях тот факт, что федеральный бюджет будет дефицитным в следующие три года, никого не удивляет. Однако это не значит, что социальные проекты будут отменены. Например, бюджет на 2021 год предполагает индексирование пенсионных выплат на 6,3 процента. И это будет больше ожидаемого уровня инфляции, что уже само по себе является довольно неплохой новостью.
Помимо этого стоит ожидать увеличение МРОТ – ориентировочно на пять с половиной процентов. И обсуждается вопрос по поводу того, чтобы увеличить уровень выплат для малоимущих семей с детьми. На это планируется выделить около 400 миллиардов рублей.
Очень серьезного финансового вливания ожидает отрасль здравоохранения. Дело в том, что пандемия показала, насколько важно не экономить на этом, потому что в обратном случае проблемы бывают гораздо больше.
Помимо этого, финансовые трудности обнажили другие проблемы. Но в России существует довольно много людей с тяжелыми редкими заболеваниями, в частности дети, и для лечения детей с тяжелыми заболеваниями создается дополнительный фонд. Он будет наполняться за счет денег, которые будут поступать с повышенного НДФЛ.
Здесь речь идёт о том, что НДФЛ повышают только для тех людей, у которых годовой доход превышает 5 000 000 рублей. До суммы в 5 000 000 человек будет платить 13 % дохода, сверх этой суммы 15 % – разница будет отправляться в новый фонд, поэтому дефицит бюджета России на 2021 год на этот момент влиять не будет.