Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс рф 2021 ст». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Налоговый кодекс ( НК РФ 2021 )
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления
Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу
Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения
Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
Статья 11.1. Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья
Статья 11.2. Личный кабинет налогоплательщика
Глава 2. Система налогов и сборов в РФ
Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
Статья 14. Региональные налоги
Статья 15. Местные налоги и сборы
Статья 16. Информация о налогах
Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов
Статья 18. Специальные налоговые режимы
Глава 2.1. Страховые взносы в Российской Федерации
Статья 18.1. Страховые взносы
Статья 18.2. Общие условия установления страховых взносов
Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов
Статья 19. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
Статья 20. Взаимозависимые лица
Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 24. Налоговые агенты
Статья 24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
Статья 25. Утратила силу
Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
Статья 25.1. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков
Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 25.3. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 25.4. Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия
Статья 25.5. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 25.6. Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиков
Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
Статья 25.7. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах
Статья 25.9. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов
Статья 25.10. Реестр участников региональных инвестиционных проектов
Статья 25.11. Порядок включения организации в реестр
Статья 25.12. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта
Статья 25.12-1. Применение и прекращение применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр
Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
Раздел VIII. Федеральные налоги
Глава 21. Налог на добавленную стоимость НДС
Статья 143. Налогоплательщики
Статья 144. Утратила силу
Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов
Статья 146. Объект налогообложения
Статья 147. Место реализации товаров
Статья 148. Место реализации работ (услуг)
Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
Статья 152. Утратила силу
Статья 153. Налоговая база
Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
Статья 163. Налоговый период
Статья 164. Налоговые ставки
Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
Статья 166. Порядок исчисления налога
Статья 167. Момент определения налоговой базы
Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
Статья 169. Счет-фактура
Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
Статья 171. Налоговые вычеты
Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
Статья 175. Исключена
Статья 176. Порядок возмещения налога
Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
Статья 178. Утратила силу
Глава 22. Акцизы
Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера
1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования
Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.
Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).
Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.
2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.
Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).
С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:
- от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
- от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
- от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
- от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.
При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.
Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.
Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.
3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам
1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.
Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.
Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.
2. Пополнен список необлагаемых грантов
В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО
С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).
4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА
С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).
5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)
С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:
- реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
- при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
- при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.
Статьей 210 НК РФ определено, что теперь налоговая база определяется как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных в течение года по всем вкладам и остаткам на счетах в российских банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 млн рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода.
Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату фактического получения дохода.
В статье 214.2 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются проценты по вкладам, выплаченные в валюте РФ, ставка по которым в течение всего периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу.
Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками. В статье указано, что:
Банк обязан предоставлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.
НДФЛ с процентов по вкладам и остаткам на счетах в банках за налоговый период 2021 года фактически необходимо уплатить не позднее 01.12.2022.
Новой редакцией статьи 224 НК РФ предусмотрены несколько размеров налоговой ставки НДФЛ:
- 13%, если сумма доходов за налоговый период составляет не более 5 млн рублей;
- фиксированные 650 000 рублей и 15% суммы доходов, превышающих 5 млн рублей, если сумма соответствующих доходов за налоговый период превышает 5 млн рублей.
В отношении некоторых видов доходов налоговые ставки останутся неизменными независимо от величины дохода.
В статье 210 НК РФ введены понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». В частности, определено, что:
Совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК РФ включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации отдельно.
Установлены перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается различными ставками НДФЛ. Статьей 225 НК РФ определены особенности уплаты налога, если на момент уплаты авансового платежа в бюджет сумма авансового платежа, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превышает 650 000 рублей.
В силу новой редакции статьи 217 НК РФ не облагаются НДФЛ:
- возмещение расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива, а также соответствующие доходы, полученные в натуральной форме (ранее — бесплатное предоставление жилых помещений, топлива или соответствующее денежное возмещение);
- возмещение стоимости полагающегося натурального довольствия (ранее — оплата стоимости полагающегося натурального довольствия).
В перечень добавлены доходы, полученные в период до 01.01.2029 от продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании.
В силу новой редакции п. 2 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) должников, признанных банкротами, в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных, приобретенных (выполненных, оказанных) после признания должников банкротами, больше не признается объектом налогообложения НДС. До 01.01.2021 объектом налогообложения НДС не признавались только операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами).
Нормами статьи 147 НК РФ в новой редакции установлено, что местом реализации товаров в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ и товаров, произведенных из водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ, признается территория Российской Федерации в случае, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в исключительной экономической зоне РФ.
В статье 149 НК РФ расширен ряд услуг, оказываемых оператором финансовой платформы, которые освобождаются от обложения НДС. В него теперь вошли такие услуги, оказываемые оператором финансовой платформы:
- по обеспечению взаимодействия участников финансовой платформы через интернет;
- по идентификации участников финансовой платформы;
- по информационному обеспечению взаимодействия в целях совершения финансовых сделок;
- по размещению (выкупу) облигаций федерального займа для физических лиц, оказываемых уполномоченными организациями, в том числе с использованием финансовой платформы.
В статье 164 НК РФ расширен список транспортно-экспедиционных услуг, облагаемых по нулевой ставке НДС. В него включили:
- прием и выдачу грузов;
- разработку документов для проектных перевозок;
- экспедиторское сопровождение.
В силу новой редакции статьи 169.1 НК РФ для компенсации сумм НДС организации розничной торговли, участвующие в системе tax free, могут оформлять электронный документ (чек). В статье указано, что:
Документ (чек) для компенсации суммы налога может оформляться организациями розничной торговли в электронной форме (далее в настоящей статье — электронный документ (чек)). Формат электронного документа (чека) утверждается совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В электронной форме также осуществляется документооборот между указанными организациями розничной торговли, лицами, оказывающими услуги по компенсации суммы НДС иностранным физическим лицам, ФТС России и ФНС России.
Перечень расходов, по которым можно заявить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, дополнен расходами на НИОКР. В силу статьи 286.1 НК РФ этот инвестиционный налоговый вычет составляет в совокупности не более 90% суммы расходов на НИОКР, указанных в пп. 1–5 п. 2 статьи 262 НК РФ.
Если налогоплательщик воспользовался правом на применение такого инвестиционного налогового вычета, он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10% суммы указанных расходов.
Предельный размер расходов на НИОКР, виды НИОКР и категории налогоплательщиков, которым предоставляется право на применение указанного инвестиционного налогового вычета, могут устанавливаться законами субъектов РФ.
Налогоплательщик, использовавший право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении НИОКР, не вправе учитывать при определении налоговой базы расходы на такие исследования и (или) разработки, а также применять в отношении их положения статьи 267.2 НК РФ.
Денежные средства, полученные организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, включаются в расходы по налогу на прибыль организаций. На эту сумму разрешено уменьшить доходы:
- в виде имущества (имущественных прав), полученные акционером (участником) организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками);
- от реализации имущественных прав (долей, паев) организации.
Статья 331.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» утратила силу.
В новой редакции статьи 256 НК РФ больше не признается амортизируемым имуществом:
- объекты основных средств, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение налогового вычета в соответствии со статьей 343.6 НК РФ;
- нематериальные активы, созданные в результате произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, с учетом особенностей, установленных п. 7 статьи 286.1 НК РФ.
Статьей 257 НК РФ определено, что:
Остаточная стоимость нематериальных активов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации.
В статье 259 НК РФ утратила силу часть 9.
Статьей 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)» установлены новые обязанности юрлиц-налогоплательщиков по информированию налогового органа по своему выбору о наличии в собственности:
- транспортных средств;
- земельных участков.
Речь идет об объектах, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам. Такое сообщение налогоплательщик должен направить в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Декларации по транспортному и земельному налогам отменены. Установлено, что:
Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки предоставляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Изменение второй части Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 года (часть 1)
Новой редакцией статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы при определении подлежащей уплате суммы налогов, учитывают имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам. Речь идет о налогах, указанных в п. 3 статьи 13 НК РФ, п. 3 статьи 14 НК РФ и пп. 1 и 2 статьи 15 НК РФ. Зачет производится путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм.
Нормами статьи 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления (заявления, предоставленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или предоставленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено п. 2 статьи 52 НК РФ. Статья дополнена новым пунктом, в котором указано:
Зачет сумм излишне уплаченных налогоплательщиком-организацией транспортного налога и земельного налога производится не ранее дня направления такому налогоплательщику-организации налоговым органом сообщения об исчисленных за соответствующий налоговый период суммах указанных налогов в соответствии со статьями 363 НК РФ и 397 НК РФ.
Установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда РФ, эта сумма уже учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент предоставления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Аналогичные поправки внесли в статью 79 НК РФ «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа».
Статьей 86 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в кредитной организации, если в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога указан банковский счет, сведения о котором не предоставлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ.
Статьей 88 НК РФ в новой редакции предусмотрен новый порядок проведения камеральных проверок по НДФЛ. Если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не предоставлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с пп. 2 п. 1 и п. 3 статьи 228 НК РФ, п. 1 статьи 229 НК РФ, налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об их доходах. Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика предоставить в течение пяти дней необходимые пояснения. Если до окончания проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщиком (его представителем) предоставлена налоговая декларация, то текущая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе предоставленной налоговой декларации.
По нормам новой редакции статьи 102 НК РФ, не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом оператору информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности по его запросу сведений из налоговых деклараций о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%, организациям и ИП — участникам внешнеэкономической деятельности. Но режим налоговой тайны распространяется на сведения о налогоплательщиках, поступившие от налоговых органов в органы государственной власти для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 БК РФ.
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(с изменениями на 29 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 22 января 2021 года)
____________________________________________________________________
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
-
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 03.04.2002 N 311
«О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»
-
Указ Президента РФ от 05.12.2001 N 1408
«О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
-
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию
«О бюджетной политике на 2002 год»
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2021 N 96-р
«О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с переносом чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года»»
-
Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 N 105 (ред. от 20.01.2021)
«О реализации пилотного проекта по компенсации физическим лицам — гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза»
-
Постановление Правительства РФ от 18.01.2021 N 10
«Об установлении коэффициентов в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, для определения условия применения пониженных тарифов страховых взносов»
Все документы >>>
-
Информация ФНС России
«Вступили в силу новые правила налогообложения земельных участков»
-
Письмо ФНС России от 27.01.2021 N СД-4-3/868@
«Об уплате ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций в 1 квартале 2021 года»
-
Письмо ФНС России от 27.01.2021 N СД-4-3/883@
«О направлении письма Минфина России» (вместе с «Письмом» Минфина России от 10.12.2020 N 03-03-10/108118)
Все документы >>>
- НДФЛ не облагается:
- возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование, топлива. Норма, как и прежде действует, если предусмотрена законом или решением местных органов. Зеркальная норма принята по страховым взносам;
До 2021 года не облагалось НДФЛ бесплатное предоставление жилых помещений, а не возмещение расходов.
- оплата проезда работников Крайнего Севера в отпуск за границу — исходя из стоимости проезда до пункта пересечения границы РФ. Иными словами, по территории РФ оплата проезда не будет облагаться. Как и ранее, положение распространяется и на неработающих членов семьи;
- материальная помощь на рождение, усыновление ребенка. Внесена редакторская правка: в число лиц, которым выплачена материальная помощь в размере не более 50 000 руб. в связи с рождением, усыновлением, добавлено установление опеки. Период выплаты такой материальной помощи — первый год — остается.
- Страховыми взносами теперь не облагаются на законном основании, а не в связи с разъяснениями контролирующих органов, «суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам ГПХ, а также оплата плательщиком таких расходов».
- По налогу на прибыль не учитывается в доходах:
- имущество и имущественные права, безвозмездно полученные российской организацией от юридических или физических лиц, если доля передающей стороны в УК составляет не менее 50%. Основание — пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Норма распространяется на правоотношения с 1 января 2020 года.
- Напоминаем, до вступления в силу нормы доля участия должна быть более 50%, а имущественные права, по мнению финансистов, должны были учитываться в доходах, так как в норме речь шла только об имуществе.
- По транспортному налогу внесены изменения в механизм прекращения налоговых обязательств налогоплательщиков в случае гибели или уничтожения транспортного средства.
С 2021 года не придется уплачивать налог с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства. Налогоплательщик должен представить в ИФНС соответствующее заявление и по возможности документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства.
Если налогоплательщик не представил документы, налоговый орган сам запросит соответствующую информацию. Налоговая известит налогоплательщика о принятом решении по заявлению. Форму заявления должна утвердить ФНС России.
- По земельному налогу и налогу на имущество организаций и физических лиц установлены два случая, когда изменения кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы в прошлых и текущем периодах. Если кадастровая стоимость изменяется вследствие установления рыночной стоимости, то рыночная стоимость начинает применяться «с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости». Изменение кадастровой стоимости учитывается, если это предусмотрено «законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки».
- Налог на имущество организаций в отношении торговых, деловых центров, офисов, объектов общепита, бытового обслуживания уплачивается исходя из среднегодовой стоимости, если не определена кадастровая стоимость этих объектов, включенных в региональный перечень.
- В налоговую декларацию по налогу на имущество необходимо будет включать данные о среднегодовой стоимости движимого имущества, при условии что организация учитывает его как объект основных средств. Налоговая готовит очередное изменение в форму налоговой декларации.
Полагаем, что это изменение вызвано обязательным применением с 2022 года ФСБУ 6/2020, в котором отсутствует стоимостной показатель для отнесения актива к ОС. Организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости объектов ОС. Затаив дыхание, подумали о возврате механизма налогообложения движимого имущества.
- По НДС:
- Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
- Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
- Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
- Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
- Новый порядок выдачи листков нетрудоспособности. Что нужно знать работодателю
- Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря
1. В отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации в банках, находящихся на территории Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.
2. В случае, если доходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, номинированы в иностранной валюте, такие доходы в целях настоящего пункта пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения дохода.
3. Расчет суммы налога по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
4. Банк обязан представлять не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах выплаченных процентов (за исключением процентов, выплаченных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу) в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода.
Формы и форматы представления указанной в настоящем пункте информации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья 346.43 Налогового кодекса РФ патент определяет как льготный режим налогообложения, применяемый субъектами при условии соблюдения ряда ограничений. Эта норма устанавливает основные отличительные черты данной системы:
- патент применяют только индивидуальные предприниматели;
- патент вводится на территории конкретного субъекта РФ региональным законом;
- есть ограничения, которые должны соблюдать налогоплательщики на данном режиме. Основные ограничения касаются численности штата работников, не более 15 человек, и видов деятельности;
- в статье приведены определения понятий, используемых в ней (розничная торговля, магазин, павильон и т.д.);
- при перечислении видов деятельности указываются фактические показатели, соблюдение которых позволяет применять ПСН;
- законодателем установлено, что при осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом ПСН не применяется;
- установлены права субъектов РФ по установлению потенциального возможного дохода для расчета налога, по установлению дополнительных ограничений и налоговых каникул.
ИП на патенте не платят НДФЛ, НДС и налог на имущество физлиц.
Какие основные виды деятельности входят в перечень для ПСН в соответствии с поправками ФЗ-373:
- пошив, ремонт, чистка одежды и обуви;
- услуги парикмахерских и косметологических кабинетов;
- изготовление и ремонт металлической галантереи;
- ремонт бытовой техники, приборов, изделий хозяйственного назначения;
- ремонт мебели, предметов домашней обстановки;
- ремонт и техобслуживание автомобильной и мототехники;
- услуги автоперевозки;
- ремонт жилья и спортивных сооружений;
- ветеринарные услуги;
- обслуживание жилых помещений;
- уход за детьми;
- сдача в аренду жилья;
- услуги по переработке пищевых продуктов;
- услуги по уборке жилья и уходу за домашними питомцами;
- дизайнерские услуги;
- услуги экскурсовода;
- похоронные услуги;
- розничная торговля;
- услуги стоянок;
- разработка компьютерных программ;
- ремонт спортивного оборудования.
Этот перечень не полный.
В новой редакции НК РФ начнет применяться с 1 января 2021 года. Комментарии юристов на закон ФЗ-373 уже есть, правоприменители посчитали, что поправки сделали режим более доступным и удобным для ИП.
В пункте 3 ст. 224 НК РФ также приведены исключения, когда доход, полученный физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, облагается по иной ставке. В частности, в абз. 3 – 7 и 9 этого пункта перечислены случаи, когда доход, полученный названными физическими лицами, облагается по ставке 13%:
-
от осуществления трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ;
-
от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
-
от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ;
-
от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под государственным флагом РФ;
-
от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»;
-
в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ.
Во всех перечисленных случаях если сумма дохода, полученного с начала периода, превысит 5 млн руб., то в отношении нее тоже следует применить ставку в размере 15%. Это указано в новом п. 3.1 ст. 224 НК РФ.
Основной список состоит:
- из справки 2-НДФЛ — для подтверждения доходов и уплаченного налога;
- платежек, обосновывающих расходы.
Подробнее о форме 2-НДФЛ читайте в материале «Новая справка 2-НДФЛ за 2019 год (скачать)».
С учетом разновидностей сделок налоговики могут также потребовать следующие пакеты документов (подп. 7 п. 3 ст. 220 НК РФ).
Если покупается дом:
- договор на приобретение дома;
- обоснование его принадлежности физлицу.
Если приобретена квартира:
- договор покупки;
- подтверждение факта владения.
Если квартира куплена по ДДУ:
- ДДУ;
- передаточный акт (письмо Минфина России от 08.07.2016 № 03-04-05/40267).
ВАЖНО! Если опекун несовершеннолетнего пользуется его частью на вычет, нужно также приложить заключение из органов опеки, свидетельствующее об опеке (попечительстве).
Вторая часть Налогового кодекса РФ (НК РФ часть 2)
Вычет по расходам на покупку недвижимости (в т. ч. по процентам за ипотеку) можно вернуть как через ИФНС (подав туда декларацию по окончании года покупки), так и по месту работы. Вычет по месту работы дает возможность не дожидаться завершения года, в котором возникло право на вычет. Перечень же документов при этом минимален:
- договор, из которого виден предмет сделки;
- документ, указывающий на принадлежность объекта физлицу;
- заявление, подтверждающее право на возмещение НДФЛ из зарплаты.
О том, какой документ с 2016 года стал обязательным для подтверждения права собственности, читайте в материале «Чиновники напомнили, чем теперь подтверждать вычет на покупку квартиры».
Эти документы направляются в ИФНС, которая, в свою очередь, в течение 30 дней с даты их отправки оформляет уведомление о возможности получения вычета. Эту бумагу вместе с заявлением на получение вычета физлицо отдает на работе сотруднику, ответственному за начисление зарплаты. С этого времени работодатель перестает удерживать НДФЛ с дохода заявителя.
ВАЖНО! Необходимо ежегодно запрашивать в ФНС подтверждение вычета. Для этого представляют заявление и справку 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 22.04.2015 № 03-04-05/23108).
Бывает, что физлицо числится не в одной компании. В этом случае можно попросить о возмещении по каждому из мест работы. Такая возможность закреплена в п. 8 ст. 220 НК РФ. При этом необходимо прописать суммы распределения возмещения по всем местам работы, с учетом чего инспекция сформирует уведомления для каждого работодателя.
Пример
Круглов А. С. числится в 2 компаниях. В апреле 2020 года он приобрел в собственность квартиру и решил получить возврат налога по каждому из мест работы. Круглов подал работодателям заявления с указанием дробления вычета — 1 500 000 и 500 000 руб.
ВАЖНО! Сотрудник не получит на работе возврат за предыдущие периоды. Возврат вычета за прошлые годы осуществляется только через ИФНС (письмо Минфина России от 20.07.2015 № 03-04-05/41417).
Об особенностях предоставления вычета, обращение за которым произошло не в начале года, читайте в статье «Как предоставить имущественный вычет, если работник обратился за ним не с начала года?».
Для получения вычета на покупку недвижимости через ИФНС собирают точно такой же пакет документов, но дополнительно оформляют налоговую декларацию за год покупки.
Эти бумаги подают в налоговый орган, после чего начинается камеральная проверка, которая длится 3 месяца (ст. 88 НК РФ). По окончании указанного срока ИНФС в течение еще 1 месяца выносит решение о возврате или невозврате НДФЛ. Если решение принято в пользу заявителя, то осуществляется перевод средств физлицу.
О том, как оформить заявление на возврат, читайте в материале «Заявление на возврат НДФЛ при покупке квартиры – образец».
Подобный вид займа не подпадает под термин «целевой кредит», а значит, и проценты по нему не формируют сумму для возмещения. Это заключение также вытекает из комментариев Минфина России от 25.03.2011 № 03-04-05/7-187.
Что делать с неиспользованным возмещением по процентам нового ипотечного контракта, если лимит в 3 000 000 руб. не был исчерпан?
Оставшаяся часть сгорает и не учитывается по новым ипотекам по причине того, что этот тип возмещения действует только на 1 единицу имущества (п. 8 ст. 220 НК РФ).
ВАЖНО! Основной вычет используется до момента достижения предусмотренной НК РФ предельной величины в 2 000 000 руб.
Дайджест № 50. Изменения по налогам с 1 января 2021 года
Закон № 320-ФЗ внес дополнения в статью 146 НК РФ. Эта статья определяет объект налогообложения по НДС. А пунктом 2 этой статьи определен перечень того, что не является объектами обложения НДС. Законодатель дополнил этот перечень, а точнее подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
До поправки объектом обложения НДС не являлась реализация имущества и (или) имущественных прав налогоплательщиков – должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами). При открытии конкурсного производства в отношении организации-должника все ее имущество, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, признается составляющим конкурсную массу и должно быть реализовано путем проведения торгов (п. 1 ст. 131 и ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Такая реализация НДС не облагается (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Но процедура банкротства не лишает должника права продолжать по возможности производство товаров, выполнение работ, оказание услуг. Такая деятельность совместима с интересами кредиторов и не противоречит институту банкротства. Реализация же должником продукции по общим правилам не должна препятствовать и обложению НДС. Но в таком случае уязвимым становится покупатель, оплативший продукцию и получивший от должника-банкрота счет-фактуру с выделенным НДС. Налоговики считают, что такой покупатель не вправе получить вычет по уплаченному НДС, несмотря на то что наличие счета-фактуры такое право дает. Получается, что покупатель фактически несет бремя НДС как при оплате приобретенной продукции (безотносительно к тому, поступают ли далее суммы этого налога в бюджет от продавца), так и при последующей реализации своей продукции. Воспользоваться вычетом по НДС, предусмотренным в таких случаях по общему правилу, он не может, а это ведет к двойному налогообложению. В итоге нарушаются принципы равенства и экономической обоснованности налогообложения, заложенные в НК РФ. Неясности чреваты рисками, связанными с отказами в возмещении НДС, наложением налоговых санкций. На это указал КС РФ в постановлении от 19.12.2019 № 41-П. В этом же постановлении суд указал на то, что законодатель обязан устранить неясности норм НК РФ и обеспечить участников налоговых правоотношений понятными положениями.
Выполняя это указание КС РФ, законодатель дополнил подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Согласно закону № 322-ФЗ (ст. 1) теперь этим подпунктом признается, что не является объектом обложения НДС реализация товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников несостоятельными (банкротами) в соответствии с законодательством РФ.
Дополнение вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (15.10.2020), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, то есть 1 января 2021 года.
Закон № 320-ФЗ уточнил, что к субъектам МСП, освобождаемым от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам за период с апреля по июнь 2020 года, относятся организации, созданные в период с 01.12.2018 по 29.02.2020. Но не все, а те, которые относятся к наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409. Организации должны быть включены в Единый реестр субъектов МСП.
Положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
В самом законе указано, то он вступает в силу по истечении месяца после публикации, но не раньше начала нового налогового периода по ПСН. ФЗ-373 был опубликован 23.11.2020г. Но в новой редакции НК РФ в части патента начнет применяться с 1 января 2021 года, так как налоговым периодом по патенту является год.
Комментарии специалистов и представителей властей оптимистичные. Патент намерены сделать универсальным режимом, ИП при переходе с ЕНВД (если они осуществляли розничную торговлю, содержали стоянки, оказывали услуги общепита, ремонта ТС) получили право приобретать временные патенты сроком до 3 месяцев, если в регионе ее нет закона о ПСН.
Кодекс устанавливает легальную систему налогов и сборов, определяет общие принципы налогообложения и взимания сборов в государстве.
Налоговым кодексом регулируются властные императивные отношения в сфере установления, введения и взимания обязательных платежей, отношения, складывающиеся в процессе проведения налогового контроля, отношения по обжалованию действия или бездействия, актов и решений налоговых органов, отношения в сфере привлечения к ответственности за нарушения предусмотренных НК РФ норм и правил.
НК РФ не регулирует отношения, касающиеся таможенных сборов, страхования по общему правилу. Он может распространяться на них, если только это прямо указано в законе.
Отношения, регламентируемые НК РФ, строятся на основе подчинения, метод регулирования – императивный.
Налоговый Кодекс РФ 2021 — 2020 НК РФ — Москва, Cанкт-Петербург
Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Согласно изменениям, внесенным в п. 2 и 5 ст. 208 НК РФ, для целей гл. 23 НК РФ к доходам, полученным от источников в РФ, не относятся в том числе:
- доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в виде выигрышей, полученных им от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов;
- доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в РФ, а также с ввозом товара в РФ.
В целях исчисления НДФЛ доходами также не признаются доходы в виде сумм НДФЛ, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом.
В соответствии с уточнениями, сделанными в ст. 214.2 НК РФ, для целей исчисления НДФЛ к вкладам приравняли остатки на счетах.
Выигрыши от участия в азартных играх и лотереях
Статья 214.7 НК РФ дополнена п. 3, согласно которому налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, определяется как положительная разница между денежными средствами, полученными участником азартных игр от организаторов азартных игр, и денежными средствами, уплаченными участником азартных игр организаторам азартных игр в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения в течение налогового периода, в порядке, предусмотренном названным пунктом.
Определение налоговой базы и исчисление суммы налога производятся налоговым органом по истечении налогового периода на основании данных, полученных от организаторов азартных игр, проводимых в казино и залах игровых автоматов, в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники.
Налогоплательщики, получившие доходы в виде выигрышей от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Согласно действующей редакции п. 6 ст. 210 НК РФ налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ. Но с 2020 года указанная налоговая база будет исчисляться с учетом особенностей, установленных новой ст. 214.10 НК РФ. При этом особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества по‑прежнему предусмотрены ст. 217.1 НК РФ.
Статьей 214.10 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения.
Так, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимости. В случае если кадастровая стоимость данного объекта недвижимости отсутствует в ЕГРН, указанные положения не применяются.
Похожие записи:
-