Порядок направления на вмп в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок направления на вмп в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Квота – это денежные средства из государственного бюджета, выделяемые на операцию. Каждый гражданин нашей страны может воспользоваться правом на получение квоты.

Важно! Квота – не деньги, выданные на руки или перечисленные на карту пациента. Это направление в медучреждение, где за счет бюджетных денег человеку будет оказана квалифицированная помощь. То есть пациенту проведут операцию совершенно бесплатно.

Квоты выдаются не на все виды вмешательств, а лишь на те, что не покрываются полисом ОМС – на так называемую ВМП (высокотехнологичную медицинскую помощь). Например, нет никакой нужды проводить по квоте удаление аппендикса, так как полис предполагает покрытие расходов по таким вмешательствам. А вот сложные манипуляции на сердце, например, уже подлежат квотированию.

Вообще список финансируемых государством процедур ежегодно претерпевает изменения. Обычно перечень составляют следующие виды вмешательств:

  • Хирургические манипуляции, проводимые на открытом сердце;
  • Пересадка органов;
  • Эндопротезирование суставов;
  • ЭКО;
  • Нейрохирургические операции;
  • Лечение наследственных патологий, некоторых болезней эндокринной системы, лейкозов;
  • Поддержка новорожденных посредством современной аппаратуры и новаторских методов;
  • Сложные операции.

Получение квоты – достаточно сложный и многоступенчатый процесс. Существует множество нюансов, о которых лучше знать заранее. Это избавит от лишних проволочек.

На первом этапе необходимо обратиться к лечащему врачу или участковому терапевту. Он выдаст направления на все необходимые обследования, которые необходимо пройти в указанные сроки. Иногда достаточно контакта с поликлиникой. В других случаях требуются более сложные и высокотехнологичные диагностические процедуры (МРТ, коронарография и т.д.), для проведения которых придется обратиться в другие медучреждения. Как правило, по направлению врача все исследования и анализы пациенту делаются бесплатно. Правда, иногда приходится какое-то время ждать своей очереди.

Затем в поликлинике собирается комиссия, на которую врач передает все необходимые документы – историю болезни, результаты обследования. Члены комиссии принимают решение о целесообразности ВМП. И если вердикт положителен, то больной получает соответствующее направление за подписью главврача лечебного учреждения. Именно с ним пациент и подает заявку на квотирование.

На следующем этапе пациент подает заявку на квоту. Адрес обращения – одно из структурных звеньев системы здравоохранения. Конкретное учреждение зависит от региона – это может быть отдел здравоохранения, департамент или комитет Минздрава и т.д.

Существует два варианта заявления о своем праве на квоту.

  1. Самостоятельно. Человек инициирует процесс квотирования посредством МФЦ, сайта Госуслуг или личного визита в учреждение Минздрава.
  2. Через клинику. Уполномоченные лица клиники подгружают нужные сведения о пациенте и его документы в базу Минздрава. Поэтому у больного нет необходимости получения каких-либо выписок и справок на руки – все делается за него.

В случае самостоятельной подачи заявления больному будет нелишним узнать, какие сопутствующие документы ему понадобятся:

  • Копия удостоверяющего личность документа (взрослым – паспорт, детям – свидетельство о рождении);
  • Копия ОМС;
  • Копия СНИЛС;
  • Подписанное согласие на использование данных личного характера;
  • Выданная направляющим медучреждением выписка из медкарты;
  • Подтверждающие диагноз результаты обследований;
  • Подписанное главврачом направление на ВМП.

Далее на комиссии, собранной в отделении Минздрава, на основании представленных выписок и других документов принимается решение о необходимости ВМП. Если вердикт положителен, пациенту выдается квота.

Обычно заявление на этом уровне рассматривается около 10 дней. Но если операция необходима безотлагательно (иногда пациент может попросту не дожить до получения помощи), то об этом делается специальная пометка в направлении. Соответственно, такие случаи рассматриваются в срочном порядке.

Еще примерно 10 дней уходит на выбор медучреждения, в котором пациенту будет проведено лечение. По России таких клиник сейчас почти полторы сотни.

Врачи медучреждения, избранного для проведения ВМП, получают документы и квоту от Минздрава. На месте создается еще одна – третья – комиссия. Медики изучают документацию и принимают решение о том, возможно ли лечение. Речь идет, прежде всего, об отсутствии противопоказаний.

Лично пациент на заседании этой комиссии, как правило, не присутствует. Информации о нем, предоставленной в документах, оказывается вполне достаточно.

Если преград к проведению ВМП нет, назначается дата госпитализации и оформляется вызов. Эта информация отправляется сначала в Минздрав. А уж потом чиновники оповещают пациента о решении клиники и датах.

На бумаге реализация права на квотирование выглядит достаточно простой. На деле же пациенты сталкиваются со множеством нюансов и проблем, оттягивающих результат – оказание ВМП. Хорошо, когда врачи координируют взаимоотношения пациента с чиновниками или вообще самостоятельно ведут процесс получения квоты. Но так бывает далеко не во всех случаях. Так что, если Вы нуждаетесь в сложной операции, стоит изучить опыт людей, уже добившихся квоты.

Квота – это средства на конкретный вид ВМП. Каждый метод лечения имеет свой код формата ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Он должен быть обязательно прописан в документах, предоставляемых в Минздрав. В противном случае государство просто не будет знать о том, сколько стоит необходимая операция. И, соответственно, не сможет выдать квоту.

Некоторые пациенты, ожидающие квотируемой медпомощи, потеряли много времени из-за этой распространенной ошибки – отсутствие кода.

При непосредственном визите в местное отделение Минздрава стать обладателем квоты можно уже в день обращения. Правда, не исключено, что перед этим придется не один час провести в очереди. Зато вопрос будет рассмотрен быстро – тут же, при Вас. Квота (при условии, что клиника уже выбрана) также оформляется на месте.

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 2 октября 2019 года N 824н


Заболевания, подлежащие лечению по талонам, коды ВМП на 2019 год отражены в Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. №1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

В Постановлении перечислено 1435 видов ВМП, к которым относится:

  • микрохирургия;
  • видеоторакоскопические операции;
  • радиологические вмешательства;
  • лазерная, интенсивная терапия;
  • трансплантация органов и тканей и т.д.
  1. Как стать участником базовой программы ОМС

Организации, желающие оказывать высокотехнологичную помощь в следующем году, обязаны отправлять уведомление до 1 сентября текущего года в территориальный фонд. Документ рассматривают в том случае, если он оформлен по всем правилам. Какие сведения указывать и в какой форме подготавливать бумагу, указано в Правилах ОМС.

Территориальный фонд проверяет документы и медицинскую организацию на соответствие критериям. Представитель клиники имеет право присутствовать при проверке. Если все в порядке, фонд присваивает учреждению реестровый номер и отправляет соответствующее уведомление по электронной почте в течение 2 рабочих дней.

  1. Как стать участником оказания помощи вне ОМС

Минздрав формирует перечень организаций, специализирующихся на оказании услуг вне программы ОМС, ежегодно. Если клиника претендует на включение в реестр, она должна подать документы до 1 июня текущего года.

Справка: полный перечень документов, критерии отбора представлены в Правилах формирования перечня (постановление Правительства от 12.11.2016 г. №1160).

Члены экспертного совета, в который включены специалисты Минздрава, ФАС, Росздравнадзора, ФФОМС, ФМБА, ФАНО и учреждений, анализируют бумаги и выносят вердикт. В течение пяти рабочих дней совет информирует клинику о своем решении. Если оно отрицательное, представитель учреждения может обжаловать его.

Справка: если вы хотите проверить, включена организация в реестр или нет, посетите портал ВМП. На сайте предусмотрен поиск медорганизаций по виду высокотехнологичной помощи.

Не только ковид: что ждет российское здравоохранение в 2021 году

  1. Базовая программа ОМС

Медорганизация получает сумму, которую можно тратить на покупку программного обеспечения, баз данных, связь, противопожарные мероприятия, охрану, проверку приборов и т.д. То есть медицинская организация вправе расходовать средства, начисленные за оказание помощи по талонам ВМП, на общехозяйственные нужды.

Отчет федерального государственного учреждения об использовании субсидии ФФОМС

Высокотехнологичная медицинская помощь в рамках ОМС осуществляется по следующим направлениям:

  1. абдоминальная хирургия (лечение органов брюшной полости);
  2. акушерство и гинекология;
  3. гастроэнтерология;
  4. гематология;
  5. дерматовенерология;
  6. комбустиология (лечение тяжелых ожоговых поражений);
  7. нейрохирургия;
  8. онкология;
  9. оториноларингология;
  10. офтальмология;
  11. педиатрия;
  12. ревматология;
  13. сердечно-сосудистая хирургия;
  14. торакальная хирургия (хирургия органов грудной клетки);
  15. травматология и ортопедия;
  16. трансплантация органов и тканей;
  17. урология;
  18. челюстно-лицевая хирургия;
  19. эндокринология;
  20. неонатология;
  21. детская хирургия в период новорожденности.

В общей сложности, в приказ № 930н включены 66 позиций для оказания ВМП. По каждому из указанных направлений в приказе содержатся конкретные диагнозы и заболевания, которые будут указаны в направлении на операцию. От вида заболевания будет зависеть объем планируемой медицинской помощи — госпитализация или амбулаторное лечение, хирургическое вмешательство или иные варианты лечения.

Медицинские показания к ВМП определяет врач государственного или муниципального медучреждения, в котором пациент проходит диагностику и лечение. Если есть показания, врач оформляет направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медпомощи.

Направление должно быть оформлено на бланке направляющей организации (больницы, поликлиники, центра и т. д.). В направлении должны быть указаны сведения:

  • ФИО пациента, дата рождения, адрес по месту жительства (пребывания);
  • номер полиса ОМС, название страховой компании;
  • СНИЛС;
  • код диагноза основного заболевания по МКБ-10 (они указаны в приказе Минздрава № 930н);
  • профиль, группа, наименование вида высокотехнологичной медпомощи, необходимой пациенту;
  • наименование медицинской организации, в которую направляется пациент;
  • ФИО и должность лечащего врача, контактный телефон, электронный адрес медучреждения.

К направлению на госпитализацию для оказания ВМП или для включения в очередь нужно приложить:

  • выписку из медучреждения, заверенную личной подписью врача, личной подписью руководителя поликлиники или больницы;
  • копию паспорта пациента с отметкой о постоянной регистрации по месту обращения;
  • копию свидетельства о рождении для детей до 14 лет;
  • копию полиса ОМС;
  • копию СНИЛС;
  • копию паспорта законного представителя ребенка (если пациент несовершеннолетний);
  • согласие на обработку персональных данных.

В выписке должен быть подтвержден диагноз заболевания (состояния), код диагноза по МКБ-10, сведения о состоянии здоровья, результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих диагноз и необходимость оказания ВМП.

Квоты на оказание ВМП ежегодно утверждают региональные подразделения ВМП. Если не удалось попасть по квоте в текущем году, очередность на операцию сохранится на последующие периоды. Уточнить, когда подойдет очередь по квоте, можно в подразделениях Минздрава РФ или лечащего врача. Через МФЦ или госуслуги такую информацию не получить.

Если у вас есть направление и иные обязательные документы, нужно убедиться, входит ли заболевание в базовую программу ОМС. Для проведения операции по ОМС нужно:

  1. отправить направление лечащего врача и пакет документов в медицинскую организацию, которая будет оказывать ВМП (это может сделать пациент либо направляющее медучреждение);
  2. принимающая медицинская организация должна оформить талон на оказание ВМП;
  3. если вы попадаете в квоту либо подошла ваша очередь на операцию, решение о госпитализации будет принимать комиссия по отбору пациентов на оказание ВМП.

Решение должно быть принято в течение 7 рабочих дней со дня оформления на пациента талона на оказание ВМП. Если квота на очередной год исчерпана, вы будете поставлены в очередь. Как правило, квоты на заболевания по программе ОМС очень большие, поэтому ждать очереди не придется.

Если заболевание не подпадает под программу ОМС, ожидание в очереди на операцию может затянуться на месяцы и годы.

Порядок оформления в этом случае будет отличаться:

  1. направление лечащего врача и пакет документов нужно представить в отдел ВМП регионального подразделения Минздрава РФ;
  2. после получения документов заключение будет выносить комиссия по отбору пациентов для оказания ВМП;
  3. при положительном заключении будет выдан талон на ВМП.

После наступления очереди по квотам будут проведены госпитализация и операция. После этого пациент исключается из очереди.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

а) внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

до 1 июля 2021 г. — доклад о реализации в 2020 году Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов;

до 1 октября 2021 г. — проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

б) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Фонд) давать разъяснения по следующим вопросам:

формирование и экономическое обоснование территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, в том числе формирование и экономическое обоснование территориальных программ обязательного медицинского страхования;

особенности оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

в) осуществлять мониторинг формирования, экономического обоснования и оценку реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в том числе совместно с Фондом — указанные мониторинг и оценку территориальных программ обязательного медицинского страхования.

3. Установить, что до утверждения в соответствии с частью 32 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации порядка распределения и перераспределения объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее соответственно — федеральная медицинская организация, переходный период), федеральная медицинская организация, направившая в установленном законодательством Российской Федерации порядке заявку на распределение ей объемов предоставления специализированной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и включенная Фондом в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляет оказание указанной медицинской помощи при заболеваниях, состояниях (группе заболеваний, состояний), приведенных в приложениях N 1 и 3 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В течение переходного периода:

финансовое обеспечение федеральных медицинских организаций, заключивших с Фондом договоры на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, осуществляется Фондом путем предоставления авансов в размере одной двенадцатой объема финансового обеспечения, полученного федеральной медицинской организацией в 2019 году за оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях стационара и дневного стационара в рамках реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, с учетом индексации указанного объема финансового обеспечения с применением индексов, используемых при формировании федеральных законов о бюджете Фонда на очередной финансовый год и плановый период (на 2020 год и на 2021 год);

федеральные медицинские организации обеспечивают направление в Фонд информации об оказании ими специализированной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сроки, по формам и в порядке, которые установлены Фондом в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

До распределения в соответствии с порядком распределения объемов предоставления медицинской помощи между федеральными медицинскими организациями в договорах на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации между федеральной медицинской организацией и Фондом, указывается фактический объем оказанной в рамках обязательного медицинского страхования специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи за первое полугодие 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее соответственно — территориальная программа обязательного медицинского страхования, территориальная программа).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при решении вопроса об индексации заработной платы медицинских работников медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, обеспечивают в приоритетном порядке индексацию заработной платы медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и скорую медицинскую помощь.

Индексация заработной платы осуществляется с учетом фактически сложившегося уровня отношения средней заработной платы медицинских работников к среднемесячной начисленной заработной плате работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации.

При формировании территориальной программы учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава населения, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, а также климатические, географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.

В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.

Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, согласно приложению N 1 (далее — перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями и организациями, указанными в части 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, мер психологической поддержки и духовной помощи.

Гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях:

инфекционные и паразитарные болезни;

новообразования;

болезни эндокринной системы;

расстройства питания и нарушения обмена веществ;

болезни нервной системы;

болезни крови, кроветворных органов;

отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

болезни глаза и его придаточного аппарата;

болезни уха и сосцевидного отростка;

болезни системы кровообращения;

болезни органов дыхания;

болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);

болезни мочеполовой системы;

болезни кожи и подкожной клетчатки;

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;

врожденные аномалии (пороки развития);

деформации и хромосомные нарушения;

беременность, роды, послеродовой период и аборты;

отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период;

психические расстройства и расстройства поведения;

симптомы, признаки и отклонения от нормы, не отнесенные к заболеваниям и состояниям.

Гражданин имеет право не реже одного раза в год на бесплатный профилактический медицинский осмотр, в том числе в рамках диспансеризации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право:

на обеспечение лекарственными препаратами (в соответствии с разделом V Программы);

на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию — определенные группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), включающие работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;

на медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом — несовершеннолетние граждане;

на диспансеризацию — пребывающие в стационарных организациях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью;

на диспансерное наблюдение — граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями;

на пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка — беременные женщины;

на неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний — новорожденные дети;

на аудиологический скрининг — новорожденные дети и дети первого года жизни.

Беременные женщины, обратившиеся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, имеют право на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.

С 2021 года дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.

Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью Программы.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;

осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры граждан, в том числе их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, мероприятия по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях установления Правительством Российской Федерации особенностей реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, реализация базовой программы обязательного медицинского страхования в 2021 году будет осуществляться с учетом таких особенностей.

Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях, состояниях (группах заболеваний, состояний) в стационарных условиях и условиях дневного стационара в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее соответственно — федеральные медицинские организации, специализированная медицинская помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования), устанавливаются в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» тарифным соглашением, заключаемым между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включаются в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, создаваемой в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

При формировании тарифов на оплату специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, субъекты Российской Федерации вправе применять порядок согласно приложению N 2.

В субъекте Российской Федерации тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию формируются в соответствии с принятыми в территориальной программе обязательного медицинского страхования способами оплаты медицинской помощи и в части расходов на заработную плату включают финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера, в том числе денежные выплаты:

врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

медицинским работникам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации;

врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Примерный перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), при которых оказывается специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, приведен в приложении N 3.

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования.

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:

застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения;

осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд), осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения).

Как получить высокотехнологичную медицинскую помощь

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2021 год составляют:

на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования — 2713,4 рубля;

на 1 посещение при оказании медицинскими организациями (их структурными подразделениями) медицинской помощи в амбулаторных условиях:

с профилактической и иными целями:

за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (включая расходы на оказание медицинской помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) — 474,1 рубля, из них на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому (за исключением посещений на дому выездными патронажными бригадами), — 426,2 рубля, на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами (без учета расходов на оплату социальных услуг, оказываемых социальными работниками, и расходов для предоставления на дому медицинских изделий) — 2131,2 рубля;

за счет средств обязательного медицинского страхования — 571,6 рубля, на 1 комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров — 1896,5 рубля, на 1 комплексное посещение для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний, — 2180,1 рубля, на 1 посещение с иными целями — 309,5 рубля;

в неотложной форме за счет средств обязательного медицинского страхования — 671,5 рубля;

на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов — 1374,9 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования — 1505,1 рубля, включая средние нормативы финансовых затрат на проведение одного исследования в 2021 году:

компьютерной томографии — 3766,9 рубля;

магнитно-резонансной томографии — 4254,2 рубля;

ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы — 681,6 рубля;

эндоскопического диагностического исследования — 937,1 рубля;

молекулярно-генетического исследования с целью диагностики онкологических заболеваний — 9879,9 рубля;

патологоанатомического исследования биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии — 2119,8 рубля;

тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19) — 584 рубля;

на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов — 14042,2 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования — 22261,5 рубля, в том числе в федеральных медицинских организациях — 25617,3 рубля, в медицинских организациях (за исключением федеральных медицинских организаций) — 22141,7 рубля, на 1 случай лечения по профилю «онкология» за счет средств обязательного медицинского страхования — 83365,5 рубля, в том числе в федеральных медицинских организациях — 50752,1 рубля, в медицинских организациях (за исключением федеральных медицинских организаций) — 84701,1 рубля;

на 1 случай госпитализации в медицинские организации (их структурные подразделения), оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов — 81334,1 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования — 37382,3 рубля, в том числе в федеральные медицинские организации — 56680,9 рубля, в медицинские организации (за исключением федеральных медицинских организаций) — 36086,5 рубля, в том числе:

на 1 случай госпитализации по профилю «онкология» за счет средств обязательного медицинского страхования — 107824,1 рубля, в том числе в федеральные медицинские организации — 90958,4 рубля, в медицинские организации (за исключением федеральных медицинских организаций) — 109758,2 рубля;

на 1 случай госпитализации для медицинской реабилитации в специализированные медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «медицинская реабилитация», и реабилитационные отделения медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования — 38617 рублей, в том числе в федеральные медицинские организации — 55063,4 рубля, в медицинские организации (за исключением федеральных медицинских организаций) — 36555,1 рубля;

на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), — 2519,8 рубля.

Средние нормативы финансовых затрат на 1 случай экстракорпорального оплодотворения составляют 124728,5 рубля, в том числе в федеральных медицинских организациях — 124728,5 рубля, в медицинских организациях (за исключением федеральных медицинских организаций) — 124728,5 рубля.

Нормативы финансовых затрат на 1 вызов скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, устанавливаются субъектами Российской Федерации. Средний норматив финансовых затрат за счет средств соответствующих бюджетов на 1 случай оказания медицинской помощи авиамедицинскими выездными бригадами скорой медицинской помощи при санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами, с учетом реальной потребности (за исключением расходов на авиационные работы) составляет 6578,2 рубля.

Большой упор в работе в 2021 году будет сделан на запуск новой федеральной программы модернизации первичного звена здравоохранения. Она продлится 5 лет.

Всего на эту программу из федерального бюджета планируется выделить 500 млрд руб. Еще порядка 50 млрд поступит из региональных бюджетов (в том числе 13,5 млрд потратит на это Татарстан). Запланировано с 2021 по 2023 годы выделять на программу по 90 млрд руб. К программе подключились уже более 3000 медорганизаций.

Поясню, что относится к первичному звену здравоохранения. В первую очередь, это наши поликлиники, куда пациент приходит при первых симптомах болезни. Еще одна важная часть системы первичного звена — ФАПы в сельской местности. В Татарстане совсем немного труднодоступных населенных пунктов, в которых ФАП является единственным местом на сотни километров вокруг, где можно получить медицинскую помощь. Но в России таких мест гораздо больше. Поэтому очень важно включить и эти учреждения в программу модернизации.

В 2021 году нас ждут изменения в программе госгарантий. Подушевые нормативы финансирования будут увеличены: на 2021 год — на 3,7%, на 2022 и 2023 годы — на 4%.

В программе ОМС всю медпомощь разделят на две группы: специализированная, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, которая оказывается федеральными медцентрами, и вся остальная (но это не значит, что в ее составе не будет ВМП и специализированной помощи).

С нового года действуют новые правила выдачи медсправок и заключений. Действовать они будут до 2027 года. Нововведения распространяются на случаи, когда нет специальных правил выдачи этих документов.

Теперь допускается составлять такие справки и заключения в произвольной форме, а оформлять их можно и на бумаге, и в форме электронного документа (сопровождая электронной подписью врача).

Для лечения в ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в рамках ВМП необходимо записаться на прием к нашему профильному специалисту. С собой Вы должны иметь: паспорт гражданина РФ, полис ОМС, медицинские заключения и результаты обследований, ранее полученные в других медицинских учреждениях (при наличии). Для решения о необходимости оказания Вам ВМП, врач помимо осмотра и ознакомления с медицинской документацией может направить Вас пройти необходимое дообследование. Если наш специалист в результате консультации определяет наличие показаний для оказания ВМП в ФНКЦ, Ваши документы передаются для рассмотрения врачебной комиссией по отбору пациентов для лечения по ВМП. При положительном решении комиссии и получении талона, после согласования с заведующим отделением, Вы будете приглашены для госпитализации в нашу клинику.

Высокотехнологичной является медицинская помощь (ВМП), основанная на применении новых сложных (уникальных) методов лечения, а также на применении методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии. Важным обстоятельством является то, что все эти методы разработаны на основе достижений медицинской и других отраслей науки и техники.

Порядок оказания ВМП утвержден Приказом Минздрава России от 29.12.2014 N 930н. Согласно утвержденному порядку помощь оказывается в следующих двух формах:

  • стационарно (то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
  • в дневном стационаре (то есть в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи устанавливается ежегодно принимаемой Правительством РФ программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В настоящее время в перечень высокотехнологичной медицинской помощи включено около 1500 видов услуг по таким направлениям, как лечение органов брюшной полости, акушерство и гинекология, гастроэнтерология, гематология, дерматовенерология, неврология, лечение тяжелых ожоговых поражений, нейрохирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, педиатрия, ревматология, сердечно-сосудистая хирургия, хирургия органов грудной клетки, травматология и ортопедия, трансплантация органов и тканей, урология, челюстно-лицевая хирургия, эндокринология.

На 2020 год перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи также установлен программой, утвержденной Постановлением Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Существует два перечня высокотехнологичной помощи.

  • Первый перечень содержит виды помощи, включенные в базовую программу обязательного медицинского страхования (ОМС). Высокотехнологичная помощь по этому перечню (также и в 2020 году) оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
  • Во второй перечень включены виды высокотехнологичной помощи, которые не входят в базовую программу ОМС. В этом случае помощь оказывается:
    • учреждениями, включенными в Перечень федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2016 № 916н;
    • медицинскими организациями, перечень которых утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

ВМП предоставляется жителям России абсолютно бесплатно.

Напомним, что ВМП независимо от её вида является бесплатной, поскольку она включена в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и финансируется ФФОМС.

Если вы планируете в 2020 году получить высокотехнологичную помощь, то примерный порядок ваших действий должен быть таким.

Первое. Вам надо обратиться к своему лечащему врачу. Только врач может дать вам направление на оказание помощи (госпитализацию).

Если ваше заболевание входит в перечень заболеваний, требующих применения ВМП, то направление вам будет выдано. Хотя предварительно наличие медицинских показаний должно быть подтверждено решением врачебной комиссии той медицинской организации, врач которой принял положительное решение в отношении вас.

После комиссии лечащий врач оформляет направление на госпитализацию. К направлению прилагаются документы, перечень которых приведен в предыдущем разделе.

Руководитель направляющей медицинской организации в течение трех рабочих дней со дня оформления направления на госпитализацию передает его:

  • в принимающую медицинскую организацию, если ВМП включена в базовую программу ОМС;
  • в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, если ВМП не включена в базовую программу ОМС.

Направление может быть передано курьером, по почте, по электронной почте, посредством специализированной информационной системы.

Второе. Вам надо дождаться оформления медицинского талона на высокотехнологичную помощь.

Талон на помощь оформляется с применением специализированной информационной системы.

Талон оформляет либо принимающая медицинская организация (организация, которая будет оказывать ВМП), если ВМП включена в базовую программу ОМС, либо комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения, если ВМП не включена в базовую программу ОМС.

Если талон оформляет комиссия, то выписку из протокола своего решения она направляет в принимающую медицинскую организацию, а также выдает на руки пациенту (его законному представителю) по письменному заявлению или направляется пациенту (его законному представителю) посредством почтовой и (или) электронной связи.

Третье. Надо дождаться решения комиссии медицинской организации, которая будет оказывать вам ВМП, о госпитализации.

Основанием для госпитализации является решение врачебной комиссии медицинской организации, в которую вы направлены.

Поэтому комиссия этой медицинской организации должна вынести решение о наличии (или отсутствии) медицинских показаний или наличии медицинских противопоказаний для госпитализации в течение семи рабочих дней со дня оформления талона на оказание медицинской помощи.

Решение комиссии медицинской организации, оказывающей высокотехнологичную помощь, оформляется протоколом, содержащим заключения:

  • о наличии медицинских показаний;
  • о планируемой дате госпитализации;
  • об отсутствии медицинских показаний для госпитализации;
  • о необходимости проведения дополнительного обследования;
  • о наличии медицинских показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи;
  • о наличии медицинских противопоказаний для госпитализации пациента в медицинскую организацию, оказывающую ВМП.

Выписку из протокола комиссия в течение пяти рабочих дней (но не позднее срока планируемой госпитализации) отсылает в медицинскую организацию, которая вас направила на ВМП или в орган исполнительной власти, который оформил талон на оказание помощи. Выписка из протокола также выдается на руки пациенту.

Четвертое. Получите ВМП.

Как уже отмечалось, высокотехнологичную помощь оказывают те медицинские организации, которые уполномочены на это государством.

После завершения оказания помощи медицинская организация даст вам рекомендации по дальнейшему наблюдению, лечению и медицинской реабилитации. Вся необходимая информация об этом отражается в вашей медицинской документации.

Люди, уплачивая налоги и иные сборы, следуя правилам государства, рассчитывают на бесплатную помощь из бюджета при выявлении у них серьезных заболеваний. Такое право за гражданами РФ закреплено в Конституции. Помощь оказывается по квоте. Что это значит? Что людям помогают в порядке очередности, а каждый год Минздравом определяется количество человек, которым будет предоставлена помощь в рамках каждого такого специализированного медучреждения.

Квота по своей сути является направлением на бесплатное лечение в специализированной медицинской клинике. Денежные средства пациенту не выдаются наличными – государство оплачивает необходимые процедуры в полном объеме, взяв расходы на себя.

Квота предоставляется гражданам в рамках программы ОМС. Причем помощь осуществляется в полном соответствии с установленным регламентом.

Департамент здравоохранения определяет учреждение, где будет проходить лечение больного. Однако эта клиника также собирает свою комиссию из 3 или более человек. По результатам устанавливаются:

  • возможность проведения необходимых ВМП;
  • сроки оказания помощи.

Все это должно быть установлено в 10-дневный срок. После чего человек получает необходимую помощь в порядке общей очереди.

Приказ Минздрава РФ от 02.10.2019 N 824Н

Только на рассмотрение направления у всех организаций есть 23 дня, не считая времени на пересылку и получение документов. Ускорить этот процесс можно двумя путями:

  1. проявлять настойчивость, постоянно уточнять о статусе решения;
  2. обратиться сразу в клинику, где может быть предоставлена квота, со всем перечнем обязательных бумаг.

Если человеку требуется лечение за границей, то дополнительно он проходит еще одну комиссию. А Минздрав берет на себя расходы по перевозке больного в другую страну.

1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением подсистемы ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее — подсистема единой системы) <1> в медицинских организациях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

<1> Подпункт «е» пункта 4 Положения о единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2849; 2019, N 6, ст. 533).

2. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники <2>.

<2> Часть 3 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791) (далее — Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

3. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций <3> и с учетом стандартов медицинской помощи.

<3> В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2018, N 53, ст. 8415), вступающим в силу с 1 января 2022 года в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8415).

4. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в следующих условиях:

4.1. В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

4.2. Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

5. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (далее — перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи), установленным программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи <4>, который включает в себя:

<4> Часть 5 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2019, N 10, ст. 888).

5.1. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования.

5.2. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования.

6. Высокотехнологичная медицинская помощь по перечню видов, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказывается медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее — медицинские организации, включенные в реестр).

11. Медицинские показания к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации <7>.

<7> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2012 г., регистрационный N 24278), приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2013 г., регистрационный N 27617).

Наличие медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи подтверждается решением врачебной комиссии указанной медицинской организации, которое оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

12. Медицинскими показаниями для направления на оказание высокотехнологичной медицинской помощи является наличие у пациента заболевания и (или) состояния, требующих применения высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи.

13. При направлении пациента на оказание высокотехнологичной медицинской помощи при необходимости осуществляется проведение консультаций (консилиумов врачей) с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой <8>.

<8> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный N 49577).

14. При наличии медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, подтвержденных в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи (далее — направляющая медицинская организация) оформляет направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи на бланке направляющей медицинской организации, которое должно быть написано разборчиво от руки или в печатном виде, заверено личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя медицинской организации (уполномоченного лица), печатью направляющей медицинской организации, на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами.

Направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи должно содержать следующие сведения:

14.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения, адрес регистрации по месту жительства (пребывания).

14.2. Номер полиса обязательного медицинского страхования и название страховой медицинской организации (при наличии).

14.3. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии).

14.4. Код диагноза основного заболевания по МКБ <9>.

<9> Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.

14.5. Профиль, наименование вида высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, показанного пациенту.

14.6. Наименование медицинской организации, в которую направляется пациент для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Под квотой понимается государственная поддержка по оказанию медицинской услуги.

Особенности категории:

  1. Выражается в денежном эквиваленте, поступающем из федерального (реже регионального) бюджета;
  2. Существует специальный перечень заболеваний, опосредуемый квотированием;
  3. Большая часть квот реализуется в специализированных учреждениях, имеющих нужное оборудование и высококвалифицированных медицинских работников;
  4. Процедура предоставления дотации четко регламентирована, отклонение от требований не допустимо;
  5. В рамках программы по предоставлению медицинской субсидии задействованы следующие учреждения:
  • Занимающиеся составлением и утверждением перечней заболеваний, которые подлежат квотированию;
  • Непосредственно проводящие лечение, оперативное вмешательство;
  1. Высокотехнологичная медицинская помощь через квоту может оказываться по следующим направлениям:
  • Удаление опухолей, развивающихся в головном мозге;
  • Лечение болезней, вызванных генетическими особенностями;
  • Лечение системных болезней;
  • Операции, проводимые на открытом сердце;
  • Пересадка (трансплантация) органов;
  • Лечение лейкемии;
  • Использование ЭКО и других репродуктивных технологий;
  • Выхаживание детей, родившихся раньше срока, с помощью специальных методов;
  • Лечение сложных форм патологий эндокринной системы;
  1. Ежегодно около 450 тыс. российских граждан получают квоты на лечение.

Человек, желающий получить квоту на операцию в Москве или другом городе, предварительно должен ознакомиться с перечнем заболеваний, которые Минздрав обозначил в качестве наиболее серьезных и подлежащих государственному субсидированию.

Квотирование опосредовано широким списком недугов (порядка 140 позиций). Каждый из них может обеспечиваться государством ввиду дороговизны для больного или ввиду необходимости применения высокотехнологичного оборудования.

Чтобы получить льготное место на операцию или лечение потребуется соблюсти следующие условия:

  1. Заболевание претендента входит в перечень, предусмотренный Минздравом;
  2. Прохождение специализированного медицинского осмотра, состоящего из трех этапов (в том числе и комиссии);
  3. Подтверждение диагноза.

Чтобы стать льготником и получить медицинскую квоту необходимо пройти ряд этапов, в частности:

  1. Комиссия по месту постоянного наблюдения больного:
  • Обращение к лечащему врачу медицинского участка с описанием проблемы и намерений;
  • Получение направления на предварительное обследование;
  • Явка на медицинскую экспертизу и получение результатов (справки), отражающей следующие моменты:
  1. Общее состояние здоровья пациента;
  2. Выявленный недуг (диагноз);
  3. Назначенное лечение;
  4. Последующая диагностика;
  • Сбор необходимого объема бумаг;
  • Обращение в комиссию по вопросам предоставления квот, действующую при медицинском учреждении по месту постоянного жительства больного;
  • Рассмотрение представленных документов и принятие решения (не более трех дней);
  • При соответствии пациента всем требованиям и выявлении серьезного заболевания, требующего субсидирование, председателем комиссии будет вынесено решение, позволяющее перейти на второй этап процедуры квотирования;
  • В момент формирования справки для регионального (областного) департамента здравоохранения, больной должен дать согласие на предоставление и обработку персональных данных.
  1. Вторая комиссия:
  • Сбор требуемого объема документов;
  • Передача заявления на рассмотрение специальной медицинской коллегии, состоящей из начальника соответствующего учреждения и четырех уполномоченных сотрудников;
  • Анализ данных пациента и вынесение решения (не более 10 дней);
  • Ознакомление больного с вердиктом.

При положительном решении уполномоченной комиссией будут проведены следующие действия:

  1. Выявление специализированных учреждений, способных провести нужную операцию или лечение (в том числе и проверка на наличие соответствующей категории лицензии);
  2. Выбор того медицинского учреждения, которое территориально ближе к месту жительства больного;
  3. Сбор документов претендента;
  4. Отправка пакета документов в выбранное медицинское учреждение
  • Копия протокола о вынесенном комиссией решении;
  • Медицинские документы, отражающие состояние здоровья пациента;
  • Талон, выданный для оказания ВМП;
  1. Уведомление больного о результатах.

Итоговый акт второй медицинской коллегии должен отражать:

  • Основание для созыва региональной комиссии;
  • Лица, присутствующие в составе коллегии и их должности;
  • Полные сведения об обратившемся больном;
  • Медицинское заключение, в котором освещены следующие данные:
  1. Показания, необходимые для предоставления квоты;
  2. Выявленное заболевание пациента;
  3. Код диагноза;
  4. Основания, позволяющие выделить льготное место в клинике;
  5. Наличие/отсутствие необходимости в проведении дополнительных обследований;
  6. Причины отказа в предоставлении квоты на ВМП (при неодобрении кандидатуры пациента комиссией).
  1. Заключительный этап процедуры:
  • Сбор необходимых документов, выданных предшествующими членами комиссии (оригиналы);
  • Явка в медицинское учреждение, выбранное для проведения операции;
  • Создание третьей (квотной) комиссии в составе трех человек;
  • Предоставление требуемых бумаг;
  • Ожидание периода исследования всех медицинских сведений о кандидате и формирования решения;
  • Определение сроков проведения операции или лечения (при положительном заключении);

Особенности этапа:

  1. Период проведения исследования квотной комиссией не может превышать срок в 10 дней;
  2. Пациент, получивший одобрение на ВМП, оставляет талон на бюджетное финансирование предстоящей операции.
  1. Паспорт пациента или иной равный ему по юридической силе документ;
  2. Заявление по установленной форме;
  3. Свидетельство о рождении (если пациентом является ребенок);
  4. Направление на первичную комиссию;
  5. Медицинский полис;
  6. СНИЛС;
  7. Результаты всех пройденных анализов;
  8. Выписной эпикриз или справка, подтверждающая диагноз;
  9. Протокол, отражающий решение комиссии;
  10. Талон на ВМП;
  11. Данные, отражающие страховой счет (предоставляются в частном порядке);
  12. Согласие от пациента на обработку его данных медицинским учреждением.

При получении квоты важно учесть ряд особенностей, в том числе:

  1. Квота предоставляется только на те процедуры, которые невозможно провести в условиях местных базовых медицинских учреждений (поскольку требуется специальное оборудование или более высокая квалификация персонала);
  2. Квота предоставляется на следующие виды услуг (указаны самые часто встречающиеся на практике):
  • Лечение;
  • Оперативное вмешательство;
  • ВМП;
  • ЭКО;
  1. В некоторых случаях, когда пациенту требуется скорое оказание высококвалифицированной помощи, процедура получения квоты может быть несколько смещена:
  • Пациент собирает все требуемые документы, заверенные лечащим врачом;
  • Составляет обращение непосредственно в то учреждение, где существуют технические возможности для проведения нужной операции, лечения.
  1. Порядок проведения квотирования четко отражен в нормативных документах, поскольку за уполномоченными лицами, проводящими соответствующие обследования претендента, лежат обязанности по последующей отчетности за расходование бюджетных средств.

Ниже представлены наиболее общие виды помощи (существуют исключения):

  1. ВМП:
  • Восстановление здоровья больного происходит с использованием высокотехнологичного оборудования;
  • Указанные услуги обеспечиваются государственной поддержкой (квотой) ввиду своей дороговизны;
  • Допускаются только претенденты с серьезными заболеваниями;
  1. Лечение:
  • Предоставляется для покупки дорогих медицинских препаратов, которыми пациент не сумеет себя обеспечить ввиду сложного материального положения;
  • Процедура и перечень препаратов периодически корректируется Правительством РФ;
  1. Операция:
  • Под действие квоты по указанному направлению попадают только те пациенты, чей диагноз предусмотрен в специальном перечне Минздрава;
  • Все манипуляции, необходимые для восстановления здоровья претендента предоставляются на безвозмездной основе;
  • В частном порядке может предоставляться и бесплатный проезд до медицинского учреждения, выбранного для проведения операции;
  1. ЭКО:
  • Процедура считается сложной, высокозатратной и длительной;
  • Главные кандидаты – женщины, имеющие бесплодие;
  • Для участия по указанному направлению пациентке также придется пройти предварительное обследование, лечение, одобрение специально созданной комиссии.

Существует вполне официальный и честный способ ускорить госпитализацию на ВМП. Для этого можно и нужно обратиться сразу в клинику. Вы самостоятельно собираете результаты обследований, свежих анализов и врачебные заключения по поводу заболевания, записываетесь на прием к специалисту выбранного лечебного заведения и приезжаете на консультацию. Прием по вопросам ВМП обычно осуществляется в специальных отделах, центрах или консультативных поликлиниках при больнице. Более подробную информацию обычно публикуют на сайте клиники. Без направления от лечащего врача подобная консультация в федеральной или частной больнице, как правило, платная. Кроме того, специалисту клиники для принятия решения могут потребоваться дополнительные обследования, за которые тоже придется платить. Однако такой путь получения квоты обычно оказывается короче и эффективнее.

Другой способ проскочить без очереди — обратиться за помощью в благотворительные фонды, «поднять шум», привлечь СМИ, пожаловаться в региональные и надзорные органы здравоохранения. Иногда это срабатывает и внезапно находится свободная квота. Но пускаясь по этому пути, нужно быть готовым вступить в сделку с совестью. Хорошо, если вы добьетесь квоты ценой победы над бюрократией. Плохо, если привлекая посторонние силы, вы нечаянно отнимите положенную квоту у того, кто нуждается в ней сильнее и терпеливо отстоял свою очередь.

Законодательно определены две причины для отказа в высокотехнологичной медицинской помощи: первая — отсутствие показаний, вторая — наличие противопоказаний к лечению. Отказ должен быть обоснованным и оформлен в письменном виде. Если вы или ваш лечащий врач не согласны с решением комиссии, имеете право обжаловать его в Министерстве здравоохранения.

В том случае, если в российских клиниках невозможно провести лечение, например, нет необходимых лекарственных препаратов или оборудования, то пациента направляют за рубеж. ВМП можно получить бесплатно и в иностранных клиниках.

Мнение, что получив талон на ВМП, вы избавляетесь от необходимости что-либо оплачивать, увы, ошибочно. Откуда могут возникнуть непредвиденные расходы? Чаще всего это происходит в случае, если вам предстоит лечиться в федеральной клинике не по месту жительства или в частном лечебном заведении.

Во-первых, в этом случае программа ОМС не покрывает дополнительного обследования на базе этой клиники. А оно может потребоваться. Во-вторых, больничная палата, питание и прочие услуги в клинике, непосредственно не являющиеся частью ВМП тоже могут оказаться платными. Наконец, отдельные этапы лечения и реабилитации, а также расходные материалы тоже могут оказаться за пределами государственного финансирования. Например, по программе ВМП могут предложить установку отечественного импланта, а более качественный, импортный, при желании, можно приобрести за свой счет. Платными являются некоторые предварительные манипуляции при лучевой терапии, поиск донора костного мозга и др.

Если вам предлагают оплатить какие-либо услуги, препараты или расходные материалы, внимательно вникайте в детали. Чтобы избежать мошенничества, прежде, чем принимать решение, можно проконсультироваться по этому вопросу в отделе ОМС или позвонить в Минздрав. Что касается оплаты проезда к месту лечения и обратно, то получить бесплатные билеты могут только льготники (инвалиды, участники ВОВ). Оплата проезда в этом случае происходит за счет средств фонда социального страхования.

  • Пользователь
  • Врач
  • Клиника

Высокотехнологичная медицинская помощь (далее ВМП), являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь

ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова» Минздрава России более 20 лет предоставляет высокотехнологичную медицинскую помощь гражданам Российской федерации. За эти годы такая помощь оказана 40 тыс. пациентов. Центр Илизарова является ведущим медицинским центром, оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю травматология и ортопедия не только в Уральском федеральном округе, но и в Российской Федерации в целом. Государственное задание на оказание высокотехнологичной помощи для Центра Илизарова ежегодно увеличивается, что говорит о большом доверии Министерства здравоохранения России к нашему Центру в деле оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской федерации.

Комплект документов рассматривает специальная комиссия в департаменте, при наличии медицинских показаний оформляется электронный «Талон на оказание ВМП» в информационной системе Минздрава России. Срок рассмотрения документов не должен превышать 10 дней.

Далее Талон с медицинскими документами, необходимыми для принятия решения о госпитализации, направляется в наш Центр. Комиссия Центра в 10-дневный срок рассматривает представленные медицинские документы и принимает решение либо о возможности оказания ВМП, либо об отказе в оказании ВМП. При наличии показаний назначается дата госпитализации.

Высокотехнологичная медицинская помощь может быть оказана при наиболее тяжелых травматических повреждениях костно-суставной системы. В таких случаях необходимо как можно быстрее обратиться в специализированное учреждение за получением высокотехнологичной помощи, организацией оформления «Талона на оказание ВМП» займется лечебное учреждение. Высококвалифицированные специалисты готовы в любое время суток провести хирургическое вмешательство для пострадавших, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи. Телефон заместителя главного врача Центра Илизарова — (3522) 45-44-99, приемного отделения (3522) 23-43-30.

Жители любого региона РФ могут приехать в Центр Илизарова на очную консультацию. Консультации проводятся в рабочие дни по адресу г. Курган, ул. М.Ульяновой, 6, консультативно-диагностическое отделение, телефон регистратуры (3522) 45-41-71. Подробная информация о консультации в разделе Консультация.

При наличии медицинских показаний, пациенту будет выдано заключение о том, что он нуждается в получении высокотехнологичной медицинской помощи в Центре Илизарова. С этим заключением больной также обращается в областной орган здравоохранения за оформлением «Талона на оказание ВМП». При наличии такого заключения, дата госпитализации в медицинском учреждении будет назначена в самые короткие сроки.

Список необходимых результатов анализов для госпитализации можно узнать на страничке Госпитализация. Обязательно распечатайте или перепишите этот список!

Анализы можно сдать бесплатно в поликлинике по месту жительства или любом платном медицинском учреждении.

При отсутствии необходимых для госпитализации результатов анализов, госпитализация может быть отложена. Необходимые обследования будут проведены амбулаторно за счет личных средств пациента.

Необходимые предметы личной гигиены: сменная обувь, халат, принадлежности для умывания, ванное полотенце, спортивный костюм и носки для занятий лечебной физкультурой.

Во время и после лечения в научных целях делают снимки пациента (при его согласии), поэтому целесообразно иметь с собой купальный костюм.

Пациентам, приезжающим на операцию эндопротезирования суставов нижних конечностей, желательно иметь с собой костыли, эластичные чулки или бинты соответствующего размера. При отсутствии, все это может быть приобретено в ближайшей аптеке по месту лечения.


Похожие записи:

Добавить комментарий