Субсидия в 2021 году: разновидности и правила назначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия в 2021 году: разновидности и правила назначения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне. Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Субсидии бюджетным организациям на иные цели: что изменится с 2021 года

В порядке органа-учредителя должны быть перечислены цели предоставления субсидий (пп. «б» п. 3 Общих требований). А если выделяемые средства предполагается направить на мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта (программы) или принятого в его исполнение федерального или регионального проекта, надо отразить наименование проекта (программы). Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на капремонт недвижимого имущества, приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб., финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС, – такие цели установили в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП).

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий. Так, Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм (Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2019 № 712-р). Аналогичный подход выбрали в Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 509): большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап – подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;

  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);

  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение. К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики Алтай (Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од). В качестве обоснования может выступать информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков, или информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Второй этап процедуры взаимодействия – рассмотрение органом-учредителем пакета документов, поданного учреждением. Порядок и сроки рассмотрения, а также основания для отказа тоже должны быть прописаны в правовом акте, действующем в отношении учреждения здравоохранения (пп. «б», «в» п. 4 Общих требований). В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета – редкость. В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5 % действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области – порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом (Приказ Минздрава Свердловской области от 07.05.2013 № 603-п). В нем приведены три основных метода расчета:

  • плановый метод – расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);

  • метод индексации – объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;

  • нормативный метод – расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению – путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

Субсидии на иные цели: что изменится с 2021 года?

В силу пп. «д» п. 4 Общих требований типовая форма соглашения о предоставлении целевой субсидии устанавливается Минфином, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований – в отношении бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня соответственно. Однако в субъектах РФ и муниципальных образованиях типовые формы далеко не всегда утверждаются финансовыми органами. Обычно форма приводится в приложении к порядку, изданному региональным правительством или отраслевым органом власти.

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

  • значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);

  • основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

  • основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

  • запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год. Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться. Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей. Например, в Свердловской области решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение (Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а). В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

* * *

В настоящее время органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие – в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

Заслуженный юрист России Иван Соловьёв пояснил, что льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг — разные вещи. Льготы положены определённой категории граждан. Субсидии выплачиваются более широкому кругу людей: собственникам, нанимателям, людям, занимающим муниципальное жильё. Правда, при условии, что у человека или семьи на квартплату уходит более 22% от получаемого дохода.

Тут стоит отметить, что в каждом регионе свои нормы. Они могут быть и ниже 22%. Например, в Москве можно получить субсидию, если на оплату коммунальных услуг тратится более 10% от совокупного дохода семьи. Как правило, такая мера поддержки помогает экономить несколько тысяч рублей в месяц.

На региональном уровне могут устанавливаться и дополнительные льготы для отдельных категорий граждан. Чаще всего к ним относятся пенсионеры, инвалиды и матери-одиночки.

Так, на региональном уровне могут выплачивать компенсацию на уплату взноса на капитальный ремонт. Например, для одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений старше 70 лет она может составлять 50%, 80 лет — 100%. Более того, пенсионерам могут полностью компенсировать оплату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами, а также траты на домашний телефон.

Матери-одиночки и инвалиды могут получить компенсацию за аренду жилья, скидки на оплату отдельных услуг (например, отопление), а также различные льготы при покупке недвижимости. Полный перечень всех мер поддержки нужно узнавать в региональных отделениях соцзащиты.

Как отметил Иван Соловьев, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если он оказался больше, то затем часть денег придётся вернуть. Соответственно, если получатель заметил ошибку в начислениях, то не стоит этого скрывать.

Если человек больше двух месяцев не оплачивает услуги ЖКХ, то предоставление субсидий может быть приостановлено. Это может произойти и в том случае, если получатель не сообщил об изменениях в составе семьи, размере доходов или он без предупреждения сменил адрес постоянного места жительства, — пояснил Иван Соловьев.

Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2021 года

Субсидия – это денежная выплата, выделяемая из бюджета государства в качестве социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в частичной компенсации их затрат на конкретные цели. Размер субсидии определяется в зависимости от получаемого суммарного дохода на семью и фактического прожиточного минимума. Субсидии могут выплачиваться как физическим, так и юридическим лицам.

Основными отличиями субсидий от остальных целевых выплат государства являются:

  1. Безвозмездность – деньги не нужно будет возвращать, кроме случаев, когда целевое финансирование не было израсходовано в полном объеме.
  2. Наличие целевого назначения – деньги выделяются строго на регламентированные государством цели. Использование не по назначению может повлечь наказание, вплоть до уголовной ответственности.
  3. Софинансирование или долевое участие – государство берет на себя ответственность погасить часть затрат, которые выходят за норму, рассчитанную для конкретной ситуации и региона. При этом большую часть расходов несет человек самостоятельно.
  4. Отсутствие обязательств – получаемая выплата не требует от человека выполнения каких-либо работ взамен, это прямая господдержка.
  5. Период предоставления – субсидии назначаются для погашения доли конкретных обязательств, и не могут быть выплачены в качестве возмещения уже понесенных затрат.

Субсидию невозможно получить наличными. Чаще всего она перечисляется на указанный счет для покрытия имеющихся обязательств: на счет коммунального предприятия, в банк или другую организацию.

Виды субсидий различаются в зависимости от получателя помощи и целей использования. Получить выплату могут:

  1. Юридические лица и ИП на развитие бизнеса. На господдержку может рассчитывать малый и средний бизнес. Приоритетными направлениями являются:
    • субсидии на погашение части кредитных обязательств при расширении бизнеса;
    • поддержка социально значимого предпринимательства, особенно в случае падения рентабельности;
    • субсидии на открытие бизнеса (стартап), предоставляемые по конкурсу.
  2. Физлица на погашение части расходов на жизненно важные нужды. Получение выплаты возможно только в случае, если человек предоставит подтверждение в виде справки, что его дохода недостаточно для покрытия части задолженности, установленной государством исходя из размера прожиточного минимума и размера обязательств.
  3. Регионы и муниципальные образования на пополнение собственных бюджетов. Так как большая часть налоговых отчислений регионов уходит в федеральный бюджет, то для наполнения местных бюджетов требуются дотации, субсидии и субвенции с федерального бюджета. Однако такие субсидии выделяются, если муниципалитет не справляется с заложенными в его бюджет расходами. К примеру, на выплату зарплаты бюджетникам, на ремонт дорог и др.

Чаще всего субсидии предоставляются именно физлицам, среди которых семьи с детьми, инвалиды, малоимущие, официальные безработные, участники ВОВ и пострадавшие от катаклизмов. Получить субсидию можно на следующие нужды:

  1. Компенсация части оплаты за услуги ЖКХ.

    В каждом регионе установлен свой размер максимальной доли расходов, которую семья может выделить из собственного бюджета на покрытие стоимости услуг ЖКХ. В большинстве регионов этот показатель находится в пределах 15-22% от суммарного дохода работающих членов семьи. К примеру, если доход составляет 50 000 рублей на семью, а размер ежемесячного платежа достигает 6 500 рублей., то исходя из размера 10% от дохода (как в Москве), семья должна платить из собственных средств только 5 000 рублей, а остальную стоимость услуг может покрывать государство.

  2. Субсидии на покупку жилья.

    Рассчитывать на подобную помощь со стороны государства могут граждане, живущие в аварийном жилье, дети-сироты, военнослужащие, многодетные семьи без собственного жилья или с плохими жилищными условиями, молодые семьи в которой одному из супругов меньше 35 лет, участники ВОВ, работники определенной бюджетной сферы (программы могут отличаться в зависимости от региона), жители Крайнего Севера.

    Стоит отметить, что очереди на жилье довольно большие, и нуждающиеся могут стоять в очереди на квартиру десятками лет.

  3. Субсидия на погашение ипотечного кредита

    Государство, заботясь о демографической ситуации, предлагает целый ряд мер для поддержки семей с детьми. С недавних пор многодетные семьи могут получить в виде субсидии до 450 тысяч рублей, которые пойдут на погашение ипотечного кредита. Важно лишь, чтобы детей было 3 или больше, а последний из них родился в 2019 году или позже.

  4. Субсидии для инвалидов.

    Инвалиды могут получить субсидию на покупку жилья при некоторых условиях.

  5. Субсидия на покупку первого автомобиля.

    Человек может претендовать на получение от государства скидки в размере 10% при оформлении кредита на машину, если ее стоимость ниже 1 млн руб. Важное условие – машина может быть исключительно новой. Причем жители Дальнего Востока могут претендовать на субсидию в размере 25%.

  6. Субсидии пострадавшим от техногенной или природной катастрофы.

    Такие выплаты гарантированы людям, имущество которых пострадало от наводнения или пожара, вызванного природными катаклизмами. Участникам аварий на производстве или людям, взятым в заложники. Выплаты устанавливаются в пределах 20-100 тыс. р. на семью, в зависимости от понесенного ущерба.

    При физических травмах выплата может быть увеличена в каждом отдельном случае.

  7. Оплата дорогостоящего лечения.

    Такой вид субсидий, как правило, чаще всего выделяется из местного бюджета или специализированного фонда, созданного при государственной поддержке. Чтобы получить помощь, необходимо предоставить подтверждение стоимости лечения, после чего экспертная комиссия решает целесообразность предоставления помощи именно этому больному. В учет берутся возраст больного и вероятность положительного исхода лечения.

Независимо от того, кто обращается за государственной помощью – юридическое или физическое лицо – процедура будет следующей.

  1. Подача заявки в уполномоченный орган с предоставлением полного пакета документов. Для граждан это МФЦ, департамент соцзащиты или портал госуслуг. Для предпринимателей – местные органы власти.
  2. Рассмотрение заявки специально созданным комитетом, который решает целесообразность выдачи субсидии конкретному лицу на основании его заявки и имеющихся документов. Заявки граждан рассматриваются в течение 10 дней, для предпринимателей срок рассмотрения 30 дней.
  3. Предоставление ответа с отказом или подтверждением назначения субсидии.
  4. Зачисление средств на указанный в заявке счет.

Стоит добавить, что юрлица, в отличие от физлиц должны по истечении календарного года предоставить отчетность о расходовании средств. Если субсидию получал ИП на развитие бизнеса, но его деятельность не продлилась более года, то государство может потребовать возмещения бюджетных средств.

Жилищная субсидия. Кому полагается господдержка, как получить в 2021 году

Есть несколько способов использования жилищного сертификата:

• на первый взнос за квартиру или дом при ипотечном кредитовании;

• для погашения ипотеки, предназначенной на покупку или строительство жилья;

• для паевого участия при строительстве нового жилья и вступления в ЖСК;

• для расширения уже имеющегося жилья, площадь которого меньше социальных стандартов.

Возможность получить социальную безвозмездную помощь от государства есть не у всех.

К категориям граждан, которые вправе подать документы на получение жилищной субсидии, относятся:

• многодетные семьи с детьми до 18 лет (если ребенок учится на дневном отделении ВУЗа или отбывает воинскую службу, то возраст устанавливается до 23 лет);

• молодые семьи до 30 лет;

• малоимущие россияне, которые нуждаются в жилье;

• военнослужащие, в том числе уволенные в запас;

• работники государственной службы или бюджетных учреждений;

• специалисты, получившие профильное образование и уехавшие работать в сельскую местность;

• участники и инвалиды ВОВ, и их семьи;

• дети, оставшиеся без попечения родителей или сироты.

Получить помощь можно только в порядке очереди и после документального подтверждения соответствия установленным критериям и основаниям.

Целевая помощь строго контролируется. Нормы, устанавливающие порядок выдачи субсидий на жилье, поименованы в региональных и федеральных нормативных актах. По правилам, сертификат могут получить лица, чья жилая площадь меньше по метражу из расчета норм жилой площади на семью.

Также за субсидией можно обращаться, если вы проживаете в общежитии или коммунальной квартире и в ней живут еще несколько семей в родственных отношениях.

Претендентам на жилищную субсидию нужно обратиться специализированный центр, где действует комиссия по вопросу предоставления господдержки. Сотруднику комиссии нужно отдать заявление, оригиналы и копии следующих документов:

• паспорт заявителя и личные документы всех членов семьи — паспорт или свидетельство о рождении;

• справку о составе семьи;

• свидетельство о браке (при наличии);

• документ о принадлежности к льготной категории для получения субсидии на покупку жилья;

• правоустанавливающие документы или договор найма на имеющуюся жилплощадь;

• документы о праве на дополнительные квадратные метры площади (при наличии);

• копию лицевого счета.

Срок рассмотрения заявления составляет месяц. Если заявление одобрено, то семью ставят в очередь на получение жилищной субсидии. В случае отказа документы возвращаются назад с указанием причины.

После получения сертификата у вас есть 6 месяцев на использование суммы, указанной в нем. Субсидия перечисляется на банковский счет получателя, а затем переводится продавцу.

Нужно также помнить о том, что государственная поддержка – большая ответственность. За каждый потраченный рубль нужно будет отчитаться. Надо хранить платежную документацию и все чеки, которые подтверждают, что деньги были потрачены по назначению.

Если кому-то помогла информацией, буду рада.

Субсидия на оплату ЖКХ в 2021 году

Да, если это дети или родители владельца жилья.

Субсидия может предоставляться в размерах той доли, которая закреплена за гражданином, подающим документы на субсидию. Если все владельцы совершеннолетние и имеют право на помощь, можно просто подать документы одновременно, чтобы получить субсидию.

Есть определенные правила, по которым можно получить субсидию. В соответствии с ними субсидия становится доступной собственникам любого жилого помещения с учетом лиц, которые с ним живут.

Согласно 64 статье СК у несовершеннолетнего есть законные представители – родители или опекуны. Их задача – защищать права и интересы своих подопечных в любых взаимоотношениях с внешним миром, включая юридических и физических лиц.

Соответственно, если ребенок оказывается собственником квартиры или дома, то он может получить субсидию с учетом проживающих с ним людей. Пакет документов, который потребуется для назначения субсидии, нужно отнести в управление по социальной защите населения. Это может сделать любой из родителей или опекун.

Под субсидией понимается единоразовая безвозмездная целенаправленная финансовая помощь предприятию или предпринимателю со стороны государства. В этом определении каждое прилагательное наполнено смыслом:

  • «единоразовая» – дважды, трижды и более субсидию получить невозможно;
  • «безвозмездная» – возвращать субсидию не нужно;
  • «целенаправленная» – предполагается использование средств исключительно для развития бизнеса;
  • «финансовая» – помощь выделяется в денежной форме.

Выделение субсидий производится на основе следующих правовых актов:

  1. Постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидий» №761 от 14 декабря 2005 года.
  2. 88-ФЗ «О поддержке малого и среднего бизнеса» от 14 июня 1995 года.
  3. 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007 года.
  4. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 10 декабря 1995 года.
  5. 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года.

Каждому предпринимателю, желающему получить субсидию на организацию своего бизнеса или его развитие, необходимо тщательно изучить эти документы.

Новые правила для получения субсидии на ЖКХ с 2021 года

Другой вариант – индивидуальный предприниматель уже зарегистрирован и работает, но хотел бы расширить свою деятельность. Такое намерение также поддерживается и поощряется государством. Однако для получения субсидии в сумме до полумиллиона рублей, соискатель должен соответствовать следующим критериям:

  • быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в государственных и налоговых органах;
  • не иметь задолженностей по фискальным обязательствам;
  • не иметь просроченных кредитных задолженностей;
  • заявка на субсидию подается впервые;
  • иметь проработанный и обоснованный бизнес-план с указанием необходимой конкретной суммы;
  • указанный бизнес-план должен обеспечивать возникновение новых рабочих мест.

Кроме общегосударственных, малому бизнесу предоставляются многие региональные субсидии, выделяемые правительствами федеральных округов. Примером может служить Москва, где оказывается реальная помощь предпринимателям до среднего уровня. Получение безвозмездной субсидии на развитие малого бизнеса в столице делает возможным приобретение производственного оборудования, нематериальных и других активов.

Региональные требования к соискателям часто отличаются от федеральных. Получить государственную субсидию на открытие бизнеса в 2021 году легче, чем областную, так как во втором случае предприниматель должен иметь стаж успешной работы не менее двух лет. Численность персонала, занятого на ООО, не может превышать 250 сотрудников.

Субсидия малому бизнесу от государства с нуля или на развитие в 2021 году предоставляется тем субъектам хозяйствования, которые сумеют заинтересовать упомянутый Фонд содействия или уполномоченных представителей региональных властей. Инструмент решения этой задачи – бизнес-план. Критерии удачного бизнес-плана:

  • Социальная значимость проекта и его полезность для общества.
  • Создание новых рабочих мест.
  • Рентабельность.
  • Целевое назначение субсидии.
  • Достаточная доля вложений собственных средств.

Приложением к бизнес-плану могут служить различные статистические справки, свидетельствующие о перспективности выбранного направления и его высоком коммерческом потенциале.

С 2021 года действует программа, в соответствии с которой регионы должны получать из федерального бюджета до 7 млрд рублей ежегодно. Деньги направят на оказание социальной поддержки.

В агропромышленном секторе начала действовать новая схема назначения финансовой помощи. Согласно постановлению № 1573, активированы две формы поддержки — компенсация и стимуляция. На первую выделено 34 млрд рублей, на вторую – 27 млрд рублей.

В 2021 году величина выплат для субъектов малого бизнеса составляет от 60 тысяч до 5 миллионов рублей. Сумма зависит от сферы деятельности, кредитной истории, среднесписочной численности работников и прочих факторов.

С 1 мая 2021 года вступит в силу нововведение в сфере услуг ЖКХ. Правительство увеличило размер базовой нормы платы до 20% со среднемесячного дохода семьи.

Существует несколько видов субсидий. Объем и формы поддержки разнятся в зависимости от того, кто заявитель (физическое или юридическое лицо), и от целей, на которые будут направлены средства.

Граждане, пострадавшие от пожаров, землетрясений, взрывов на производстве и прочих катаклизмов, вправе получить 10 000 рублей из областной казны и аналогичную сумму из федерального. В особых случаях предусмотрена поддержка до 100 000 рублей. На местном уровне власти предлагают не более 50 000 рублей на семью.

Предоставление субсидий на иные цели: что изменится с 2021 года?

Субсидия полагается каждой семье, в которой платежи за «коммуналку» превышают максимальную долю ежемесячных расходов (высчитывается по региону). В Москве такой предел – 10%. К примеру, если совокупный доход супругов 60 000 рублей, а коммуналка – 7000 рублей, то 10% от дохода (6000 рублей) они оплачивают самостоятельно, 1000 рублей доплатит государство.

Получить такую поддержку могут несколько категорий граждан. А именно:

  • дети-сироты;
  • военнослужащие;
  • участники ВОВ;
  • многодетные семьи;
  • госслужащие;
  • молодые семьи;
  • лица, проживающие на Крайнем Севере;
  • граждане, проживающие в аварийном жилье.

Программы государственной поддержки бывают разными, в зависимости от региона. Для каждой категории граждан есть определенные условия получения: субсидия молодой семье положена, только если хотя бы один из супругов не старше 35 лет, а жители северных регионов могут претендовать на выплату только после выработки стажа.

В 2021 году увеличились суммы маткапитала. Величина фин.поддержки на первого ребенка составит 466 617 рублей, на второго – 616 617 рублей. Деньги разрешено направить на образование или улучшение жилищных условий. Малоимущие люди с детьми претендуют на ежемесячные выплаты. Также государство помогает гражданам, если на каждого члена семьи приходится сумма не выше 1 прожиточного минимума.

Лица с ограниченными возможностями претендуют на выплаты из регионального и федерального бюджета. Если прибыль ниже суммы прожиточного минимума, установленного для пенсионеров, производится доплата. Окончательные суммы зависят от группы инвалидности, единовременная выплата при 1 группе – 3626 рублей.

В соответствии с действующим законодательством, в реестр получателей материальной поддержки входят:

  • инвалиды;
  • граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • безработные;
  • малоимущие и многодетные семьи;
  • лица, пострадавшие при катаклизмах.

Чтобы оформить субсидию, нужно обратиться с заявлением в МФЦ или подать документы онлайн с помощью портала госуслуг. В зависимости от цели субсидирования, можно направляться и в центр занятости, и в управление социальной защиты.

К заявлению прикладывают пакет документов. При обращении через портал «Госуслуги» необходимо приложить отсканированные копии:

  • паспорта всех членов семьи;
  • документы об отсутствии долгов по налогам и коммунальным услугам;
  • справки, подтверждающие семейный доход;
  • бумаги, подтверждающие количество проживающих и площадь жилья.

Точный перечень документов нужно узнавать в конкретном ведомстве.

Социальные субсидии в 2021 году

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2021 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить положение о межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке, и порядке принятия указанной межведомственной комиссией решений, а также ее состав из числа представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в 2021 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке (далее — субсидии).

Субсидии предоставляются в целях возмещения российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение подрядными организациями государственных (муниципальных) контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, строительство (реконструкция) которых осуществляется полностью либо частично с привлечением средств федерального бюджета (далее — контракт).

Субсидии предоставляются кредитным организациям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета в 2021 году на цели, предусмотренные настоящим пунктом.

Сведения о субсидиях размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Расходы бюджета» при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период).

2. Для целей настоящих Правил используемые понятия означают следующее:

«уполномоченный банк» — российская кредитная организация, предоставившая кредит подрядной организации на цели досрочного исполнения подрядной организацией контракта по льготной ставке;

«заемщик» — подрядная организация, соответствующая требованиям пункта 16 настоящих Правил, которой предоставляется кредит по льготной ставке на цели досрочного исполнения заемщиком контракта;

«кредитный договор» — договор, согласно которому уполномоченный банк предоставляет заемщику кредит по льготной ставке на срок не более 3 лет на цели досрочного исполнения заемщиком контракта;

«льготный кредит» — целевые денежные средства в российских рублях, предоставленные уполномоченным банком по кредитному договору по льготной ставке заемщику на цели досрочного исполнения заемщиком контракта;

«льготная ставка» — процентная ставка, установленная по кредитному договору, которая составляет не более 3 процентов годовых.

3. В целях настоящих Правил досрочным исполнением контракта считается ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию ранее срока, установленного в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации, но не позднее 6 месяцев до истечения указанного срока.

4. Отбор уполномоченных банков для предоставления субсидий (далее — отбор) осуществляется межведомственной комиссией по принятию решений о возмещении российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке (далее — комиссия), в соответствии с требованиями настоящих Правил и положения о межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении российским кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным подрядным организациям на досрочное исполнение контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке, и порядке принятия комиссией решений, утверждаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на основании заявлений, направленных уполномоченными банками для участия в отборе (далее — заявление об участии в отборе), исходя из соответствия уполномоченных банков критериям отбора, установленным пунктом 5 настоящих Правил.


В 2021 г. подрядчики смогут получить в российских банках кредиты на срок до 3 лет по ставке не более 3% годовых на досрочное исполнение госконтрактов по строительству (реконструкцию) капитальных объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.

Недополученные доходы банков компенсируют субсидиями по линии Минстроя. Одно из условий — банк должен работать не менее 5 лет.

Досрочным считается исполнение контракта не менее чем за полгода до установленного срока.

Субсидия государства на открытие и развитие малого бизнеса — это единоразовая безвозмездная целевая помощь.

Определение предполагает, что:

  • средства можно получить только один раз;

  • это не кредит, который нужно возвращать;

  • поддержка направлена на развитие малого предпринимательства;

  • помощь представляет собой определенную сумму денег.

Государство субсидирует предпринимателей, чтобы они могли:

приобрести технологическое оборудование;
закупить сырье и полуфабрикаты;
купить материалы;
выполнить ремонт.
Забота государства о развитии малого бизнеса позволяет достичь сразу несколько стратегических целей. Как заявляет само правительство, субсидирование новых субъектов предпринимательской деятельности направлено на снижение уровня безработицы и служит поддержкой на начальном этапе.

Развитие малого бизнеса положительно отражается на экономике страны, так как создаются новые рабочие места и увеличивается число налогоплательщиков.

Таким образом, поддержка малого бизнеса — это своего рода инвестиции государства, которые затем возвращаются в виде налогов.

Как оформить субсидию на оплату ЖКХ с 1 января 2021 года

Субсидия на открытие малого бизнеса предусматривается государством как мера, направленная против безработицы, поэтому для ее получения следует обратиться в центр занятости. В этом случае на помощь от государства могут рассчитывать лица, имеющие официальный статус безработного.

Открыть свой бизнес с использованием государственной субсидии НЕ могут следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние, не достигшие шестнадцатилетнего возраста;

  • пенсионеры, которые получают пособие по возрасту;

  • заключенные и лица, находящиеся под следствием;

  • студенты-очники;

  • лица, получающие пособие по инвалидности;

  • владельцы коммерческих компаний.

Перед тем, как подать заявку на получение субсидии на открытие малого бизнеса следует взвесить все за и против. Изучить вопрос поможет инспектор Центра занятости, который даст консультации и окажет информационную помощь.

Кроме этого, начинающие предприниматели должны пройти специализированные курсы, психологические тесты и обучающие программы.

Одновременно с теоретической подготовкой кандидатам предстоит разработать бизнес-план, описывающий работу будущего предприятия. Его состоятельность должны подтверждать экономические расчеты и объективные исходные данные.

Бизнес-план должен обязательно содержать:

  1. Область деятельности и направленность бизнеса.

  2. Целевую аудиторию с определением покупательской способности.

  3. Расходы на начальном этапе и затраты на ведение бизнеса (закупка основных средств, заработная плата, налоги, аренда, кредиты и платежи по договорам).

  4. Инвестиционные планы.

  5. Прогноз прибыли, рентабельность и окупаемость вложений.

  6. Планируемое число новых рабочих мест.

  7. Поставщики сырья и каналы сбыта.

  8. Используемые технологии и оценка экологической безопасности производства.

  9. Стратегия развития (минимум на год).

Приоритетными направлениями деятельности считаются социальные, производственные и инновационные проекты.

При рассмотрении бизнес-плана комиссия учитывает тщательность проработки стратегии развития нового бизнеса и обращает внимание на личностные качества кандидата. Вероятность успеха возрастает, если проект имеет социальную значимость и несет пользу обществу.

После того как бизнес-план будет одобрен, заключается договор с ЦЗН и регистрируется юридическое лицо, от имени которого подается заявление на получение субсидии малому бизнесу.

Для компенсации расходов, связанных с регистрацией, предприниматель может рассчитывать на помощь государства в размере до 20 000 рублей.

Законом определены области предпринимательской деятельности, на которые НЕ распространяются государственные программы помощи:

— Выпуск и торговля подакцизными товарами.

— Предоставление кредитов, страхование, операции с залоговым имуществом.

— Азартные игры.

— Добыча полезных ископаемых.

Бизнес-план обречен на провал, если он:

  • выполнен технически неграмотно;

  • слабо проработан;

  • не имеет социальной значимости;

  • базируется на необоснованных данных.

Помощь от государства на открытие малого бизнеса будет безвозмездной только при соблюдении следующих условий:

1) Срок существования созданного бизнеса должен быть не менее одного года.

2) На целевое расходование средств по соответствующей статье бизнес-плана отводится три месяца. Это должно быть подтверждено документами, которые предоставляются в ЦЗН.

Если указанные требования не выполнены, то предприниматель обязан вернуть сумму субсидии в полном объеме, вне зависимости от того, какая часть выделенных средств была израсходована.

Для кого предназначены субсидии в России?

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне. Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Абзац 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ

¯

Общие требования

¯

Порядок предоставления субсидии на иные цели, утвержденный в субъекте РФ, муниципальном образовании либо органом-учредителем

¯

Соглашение о предоставлении субсидии на иные цели, заключенное с учреждением

Общие требования унифицируют процесс взаимодействия органов-учредителей и подведомственных учреждений. В порядках теперь необходимо будет указывать цели, условия и алгоритм предоставления субсидий, сроки и формы подачи учреждением отчетности о достигнутых результатах, а также формы контроля за соблюдением целей и условий выдачи субсидии. Большинство этих положений органы-учредители включили в свои порядки в виде общих норм, но потребуется их детализация.

Рассмотрим новые условия выдачи субсидий и сравним их с теми, которые сейчас установлены в отношении бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.

В порядке органа-учредителя должны быть перечислены цели предоставления субсидий (пп. «б» п. 3 Общих требований). А если выделяемые средства предполагается направить на мероприятия, которые реализуются в рамках национального проекта (программы) или принятого в его исполнение федерального или регионального проекта, надо отразить наименование проекта (программы). Указание на программный характер средств позволит связать цель и результат предоставления субсидии, поскольку последний будет важен не сам по себе, а как индикатор достижения показателей соответствующего проекта или программы.

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на капремонт недвижимого имущества, приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб., финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС, – такие цели установили в Свердловской области[2].

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий. Так, комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга[3] утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм. Аналогичный подход выбрали в Ростовской области[4]: большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап – подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение. К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики Алтай[5]. В качестве обоснования может выступать информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков, или информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Второй этап процедуры взаимодействия – рассмотрение органом-учредителем пакета документов, поданного учреждением. Порядок и сроки рассмотрения, а также основания для отказа тоже должны быть прописаны в правовом акте, действующем в отношении учреждения здравоохранения (пп. «б», «в» п. 4 Общих требований). В частности, отказать в выдаче субсидии учредитель может из-за несоответствия документов установленным требованиям, непредставления (представления в неполном объеме) каких-либо документов, обнаружения в них недостоверной информации. Орган-учредитель вправе установить также иные причины.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
  • просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.


Похожие записи:

Добавить комментарий