Закон о рекламе 2021 консультант

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о рекламе 2021 консультант». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О рекламе

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 28 января 2021 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:


Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
(Статья дополнена с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 115-ФЗ.

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

4. Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2012 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 252-ФЗ.

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

1. Дела о рекламном спаме по телефону, электронной почте, рекламных звонках без согласия теперь возбуждает и рассматривает Федеральная антимонопольная служба по месту нахождения заявителя. Ранее дел возбуждались и рассматривались по месту распространения рекламы.

Изменения ухудшили положение предполагаемого нарушителя и упростили жизнь заявителям. Для предоставления возможности участия в рассмотрении спора предусмотрена возможность использования видеоконференцсвязи.

2. Заявления о нарушении законодательства можно подать по электронной почте, факсу или другим средствам связи, которые могут зафиксировать факт получения УФАС.

3. Для заявителей упростились способы обращения с заявлением, однако антимонопольный орган сможет оставить заявления без движения, в случае если документов, предоставленных вместе с заявлением, недостаточно для его рассмотрения.

4. Участники спора имеют право ознакомиться с материалами дела. Однако такое ознакомление сможет привести к получению доступа к конфиденциальной информации. Поэтому теперь при ознакомлении участник будет подписывать обязательство о неразглашении сведений, которые стали ему известны из материалов дела, а правообладатель такой информации дает свое согласие на предоставление этих материалов для ознакомления.

5. Членам комиссии, рассматривающей спор, может быть заявлен отвод.

6. Заявлять о нарушении могут граждане, государственные органы и органы местного самоуправления, прокуратура. Также дело о нарушении законодательства о рекламе может быть возбуждено по инициативе органа ФАС.

1. Заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык.

Заявление должно содержать:

  • наименование заявителя и его место нахождения,
  • наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, нарушившего законодательство о рекламе,
  • указываются способ, место и время распространения рекламы или указание на акт государственного органа или органа местного самоуправления, содержащего противоречия закону,
  • перечень приложений, подтверждающих нарушение.

2. Антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела в следующих случаях:

а) рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа;

б) отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

в) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, дело уже возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом;

г) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда.

В случае отказа УФАС уведомляет заявителя в течение 5 дней.

3. Стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе:

а) знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;

б) давать устные и письменные объяснения;

в) представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании;

г) заявлять ходатайства;

д) делать заявления;

е) возражать против заявлений и доводов других лиц;

ж) пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

С 2021 года всю рекламу будут проверять на добросовестность

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Указ Президента РФ от 30.01.2021 N 56

      «О внесении изменений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32»

    • Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 53

      «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилии»

    • Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 52

      «Об Акопове С.П.»

    • Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 85

      «Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

    • Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 86

      «Об утверждении Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»

    • Постановление Правительства РФ от 29.01.2021 N 81

      «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1060»

    Рассматриваемый закон применяется на всей территории Российской Федерации. Более того: даже если реклама создана за рубежом, но распространяется в России, она попадает под действие ФЗ № 38.

    Однако есть сферы, в которых закон о рекламе в 2021 году не действует. Это:

    • политическая агитация;
    • исследования аналитического характера (например, научные исследования по экономике), не рекламирующие товар;
    • оповещения от органов власти (в том числе местной);
    • информационные объявления о купле/продаже, найме, предоставлении услуг (в газетах, на виртуальных досках объявлений и т.п.);
    • информация об изготовителе или дистрибьюторе товара на его упаковке;
    • фигурирование товаров и услуг в литературе и искусстве, связанное с сюжетом.

    Законодательная база, касающаяся установки наружной рекламы и вывесок, изложена в ст. 19 закона о рекламе с последними изменениями.

    В статье дается определение рекламной конструкции, предназначенной для размещения на ней наружной рекламы: это технические средства, имеющие стабильное положение на определенной территории: на остановках автотранспорта, фасаде домов, вдоль проезжей части и т.п.

    В статье приведено перечисление таких конструкций. Однако в законе этот список окончательно не закрыт. Следовательно, в него могут попасть и иные средства и конструкции рекламного характера, если они соответствуют техническому регламенту и имеют стабильную сцепку с определенной территорией. Так, билборд установлен в определенном месте и с него не сдвигается, и это рекламная конструкция. А вот штендер – небольшого размера рекламный щит, раскладывающийся на манер «домика», не является средством наружной рекламы, так как он не закреплен на земле, а может быть в любой момент вынесен из помещения или занесен в него.

    Характерно, что наружная реклама должна занимать внешнюю сторону здания, строения или иного сооружения. В связи с этим при комментировании закона возникают разные нюансы. Например, стенд, рекламирующий товар, размещен в подземном переходе. Это наружная реклама или нет? Оказывается, нет, несмотря на то, что подземный переход – уличное сооружение, делающее безопасным переход проезжей части. Но стоит разместить стенд на выходе из перехода, так, что его видно на улице, он тут же становится наружным.

    Важный момент в законе – разграничение наружной рекламы и вывески. Это актуальный вопрос, поскольку на установку первой на доме требуется специальное разрешение от местных властей, а к вывеске такие требования не предъявляются.

    Разрешение требует уплаты госпошлины, а компании, занимающиеся наружной рекламой и вывесками, часто соглашаются уладить этот вопрос за настолько «скромную» сумму, что ее выплата делается затруднительной для начинающих предпринимателей.

    По закону о рекламе в 2021 году указание на организацию (в том числе поставляющую товары или предоставляющую услуги), размещенное на здании, где эта организация находится – вывеска. Но при отграничении вывесок от рекламы нужно учитывать обстоятельства их установки.

    Два примера помогут их прояснить.

    1. Организация занимает все здание. На его крыше установлена конструкция, на которой размещено название организации. Это вывеска.
    2. Организация занимает часть здания. На его крыше установлена конструкция, на которой размещено название организации. Раз организация занимает не все здание, а только его часть, по информации на крышной установке невозможно точно идентифицировать ее местонахождение. Значит, конструкцию на крыше можно признать рекламной.

    Таким образом закон о рекламе в 2021 году регламентирует установку конструкций для наружной рекламы, делая различия между ними и вывесками.

    Помимо федерального законодательства учитываются и другие документы, связанные, в частности, с благоустройством населенного пункта и его архитектурным обликом и имеющие областное значение.

    Так при установке наружной рекламы в Московской области помимо описываемого закона учитываются:

    • Жилищный кодекс РФ;
    • ОЗ № 191/2014 «О благоустройстве в Московской области»;
    • Распоряжение «Об утверждении сборника типовых стационарных рекламных конструкций Московской области» от 01.04.2016 № 31РВ-54.

    Согласно перечисленным документам рекламные конструкции должны располагаться в местах, разрешенных законодательством. Так закрепленные на фасадах или крышах домов конструкции не должны ухудшать эксплуатацию здания: перекрывать коммуникации, окна, балконы, лоджии квартир, поскольку это противоречит ЖК РФ: ухудшаются условия проживания жильцов.

    Все конструкции должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к их виду. В упомянутом распоряжении Главного управления архитектуры даны подробные характеристики каждого вида рекламной конструкции. Если требуется узнать, каким нормам должен соответствовать сити-формат, пиллар, ситиборд, суперсайт, остановочный павильон и другие конструкции, достаточно изучить этот документ.

    Каждое описание конструкции в документе дано с иллюстрацией ее внешнего вида и схемой устройства.

    Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Федеральным законом № 162-ФЗ в целях недопущения дискриминации на рынке труда установлен запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).

    Указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан – от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

    газета «ПРОФЕССИЯ» № 129 (1855) /17.11.2014 — 19.11.2014/


    13 марта 2006 года N 38-ФЗ

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О РЕКЛАМЕ

    Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года

    Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года

    (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ,

    от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ,

    от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ,

    от 13.05.2008 N 70-ФЗ, от 27.10.2008 N 179-ФЗ,

    от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 27.09.2009 N 228-ФЗ,

    от 17.12.2009 N 320-ФЗ, от 27.12.2009 N 354-ФЗ,

    от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 194-ФЗ,

    от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 05.04.2011 N 56-ФЗ,

    от 03.06.2011 N 115-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

    от 11.07.2011 N 202-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

    с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

    Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

    (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 115-ФЗ)

    Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

    2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

    1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

    2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

    3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

    4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

    5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

    6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

    7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

    8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

    9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

    3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

    В новом законе существенно переработаны общие требования к рекламе. Детально описаны:

    • особенности различных способов распространения рекламы (при дистанционном способе их продажи, с использованием стимулирующих мероприятий, распространяемой по сетям электросвязи общего пользования и др.),
    • особенности рекламы для некоторых видов товаров (биологически активных и пищевых добавок, детского питания, лотерей, игр, пари, услуг по договору пожизненной ренты),
    • а также порядок осуществления госконтроля в сфере рекламы.

    В перечень понятий, используемых в рекламном законодательстве, введены понятия «объект рекламирования», «товар», «социальная реклама», «спонсор». Определены общие требования, предъявляемые к рекламе, а также формы недобросовестной и недостоверной рекламы.

    Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ вступит в действие в основной своей части с 1 июля 2006, некоторые положения — с 1 июля 2007 года, а наиболее жесткие ограничения, касающиеся телевизионной рекламы, — только с 1 января 2008 года. Со дня вступления в силу нового закона утрачивает силу Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе».

    Рассмотрим основные изменения и нововведения рекламного законодательства.

Изменения в Федеральный закон «О рекламе»

Требования к рекламе в телепрограммах, телепередачах и на радио стали более жесткими.

Основное новшество — сокращение рекламных пауз в прайм-тайм (с 19.00 до 24.00).

В 2006 и 2007 гг. телереклама будет размещаться на каналах по следующей схеме: не более 20 % (12 мин.) от эфира в час и не более 15 % от объема вещания в сутки.

С 2008 года допустимый объем рекламы в течение часа будет уменьшен до 9 мин. (15 %), а длина рекламного блока не должна превышать 4 минуты. Под общие ограничения рекламы подпадают и такие виды рекламы как телемагазины, бегущие строки и «наложение рекламного кадра».

Новый закон описывает наружную рекламу на порядок более детально.

Нововведения: принудительный демонтаж рекламных конструкций возможен местными властями лишь по решению суда. До сих пор достаточным основанием для демонтажа было предписание местных властей.

Во внесудебном порядке возможен демонтаж в случае, если реклама была установлена самовольно, без надлежащего разрешения.

С 1 января 2007 года реклама алкоголя и табака, табачных изделий и курительных принадлежностей покинет ТВ и наружные носители (монтируемые и располагаемые на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их).

Новый закон предусматривает запрет рекламы табака на радио, ограничивает проведение промоакций местами продаж, ужесточает ограничения по табачной рекламе вблизи детских, культурных и медицинских организаций и обязывает производителей сигарет вдвое (с 5 % до 10 %) увеличить долю рекламного сообщения, отводимую под предупреждение о вреде курения.

Реклама алкогольных напитков не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов и на всех видах транспортных средств общего пользования.

Не допускается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления спиртных напитков.

Закон запрещает совмещать рекламу с дорожными знаками как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях.

С 1 января 2007 года предполагается запретить распространение рекламы посредством передвижных рекламных конструкций на автомобилях (т.н. «брэндмобилей»).

Новое в законодательстве по вопросам рекламы

По-новому трактуют понятие «спонсор». Отныне «спонсором» может выступать физическое или юридическое лицо, а не производимая продукция. Поэтому с экранов телевизоров исчезнут сообщения о товарах — спонсорах той или иной программы.

Могут радоваться спортивные болельщики — трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований разрешается «перебивать» рекламой только в перерывах матчей (игр, боев, гонок) или во время их остановок.

Производителям пива запрещено спонсорство спортивных мероприятий, и это плюс к тому, что телереклама пива не может быть показана до 22.00, в ней нельзя использовать образы людей и животных.

Самые важные требования просты: реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Под добросовестной рекламой подразумевается четная конкуренция на рекламном рынке. В рекламе не должно присутствовать сравнение продукции или товара с товарами конкурентов, и тем более она не должна осквернять репутацию конкурентов. Так что, если вы увидите рекламу вашего конкурента, который в открытую заявляет, что он в чем-то лучше вас, смело обращайтесь в антимонопольный отдел или саморегулируемые организации, так как это действие незаконно!

Достоверная реклама — эта реклама, в которой отображается только реальная информация о товаре или услуге: преимущества, характеристики, состав, гарантии, стоимость, наличии сертификатов соответствия, условия доставки, результаты исследований и т.д. Недостоверной признается реклама, в которой представлена любая информация, которая не является действительной. Под нарушение этого закона очень часто попадают наши коллеги по рынку, которые гарантируют попадание сайтов в ТОП-10 поисковых систем. Такая реклама обманывает пользователей, так как гарантировать попадание на первые строки поисковых систем не может ни одна организация.

Реклама не должна:

  • принуждать к насилию;
  • провоцировать на противоправные действия;
  • вызывать негативное отношение;
  • содержать акты насилия;
  • манипулировать несовершеннолетними.

В рекламных материалах не допускается:

  • использовать иностранные слова;
  • указывать стоимость в иностранной валюте;
  • применять ложные одобрения гос. органов;
  • указывать лечебные свойства продуктов;
  • использовать скрытую рекламу.

Я в краткой форме постаралась передать основные аспекты закона о рекламе. В идеале каждый владелец бизнеса должен выделить пару часов на изучение рекламного законодательства.

Но если даже на это у вас нет времени, обращайтесь в нашу Службу поддержки. Мы проконсультируем вас по вопросам, связанных с рекламой вашего продукта, и подскажем, какие документы нужно подготовить для рекламы.

К ним относится политическая ее разновидность (включая предвыборную агитацию и связанную с референдумом), информация, которую закон обязывает раскрывать либо доводить до потребителя в обязательном порядке, аналитический и справочно-информационный материал (обзоры рынков, научные исследования). Все это не имеет цели продвинуть товар.

Далее должна быть упомянута информация органов власти, государства, местного самоуправления, не несущая коммерческого характера и не относящаяся к социальной рекламе. Такого же рода вывески и указатели тоже относятся к этой категории интеллектуальной собственности. Следует упомянуть и объявления различных субъектов, как юридических, так и физических лиц, не связанные с получением дохода.

Таковыми, например, закон о рекламе считает информацию о преимуществах рекламируемого товара по сравнению с другими, находящимися в обороте. Речь может идти о:

  • любых его характеристиках, потребительских качествах, сроках службы и годности, ассортименте и комплектации;
  • месте происхождения и наличии сертификатов, возможности покупки в конкретном месте или в течение определенного времени;
  • стоимости или цене, порядке оплаты, скидках, тарифах и прочих денежных вопросах;
  • условиях, на которых производятся доставка, ремонт, обмен, обслуживание данного товара, о его гарантийных условиях.

Есть определенные действия, которые недопустимы. Их закон о рекламе строго запрещает. Это, прежде всего, призыв к противоправным действиям, жестокости и насилию. Далее следует упомянуть создание угрозы безопасности транспорта путем сходства некоторых символов с дорожными знаками. Еще – формирование осуждения тех, кто не применяет рекламируемый товар, или же использование порнографической информации.

Нельзя рекламировать все товары, изготовление и реализация которых запрещены на территории РФ: оружие, наркотики, психотропные вещества, взрывчатку, человеческие органы и ткани как объект продажи.

Товары, требующие госрегистрации либо обязательной сертификации (в случае отсутствия последних) относятся к этой группе. То же самое касается лицензируемой их категории.

Табак и вся относящаяся к нему продукция – изделия из него, курительные принадлежности и т. п., не рекламируются.

Медицинские услуги по прерыванию беременности также относятся к категории запрещенных.

Данный термин обычно интуитивно понятен. Он относится к числу нарушений, с которыми призван бороться закон «О рекламе». Последняя редакция его особенное внимание уделяет понятию неэтичного воздействия. Это то, которое ведется с нарушением общепринятых норм морали и гуманности путем оскорбления словесно или путем приведения сравнений либо образов рас, национальностей, профессий, социальных категорий, пола, языка или возраста граждан, а также их религиозных взглядов и политических убеждений.

Неэтичная реклама может порочить объекты искусства, являющиеся национальным или мировым культурным достоянием, государственные гербы, флаги и прочие символы, валюту той или иной страны. Кроме того, нападкам может подвергаться конкретное лицо или товар.

Под скрытой рекламой понимается та, что воздействует на потребителя на неосознаваемом уровне, в том числе специальными техническими средствами (видеовставками и пр.).

Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ

Последние изменения вносились 1-го апреля текущего года. Рассмотрим поправки, которые вносились:

Статья 3 закона «О рекламе» действует от последней редакции от 13 мая 2009. С тех пор новые поправки в нее не вносились. Данная статья рассказывает об основных понятиях, которые используют в ФЗ. Даются термины с кратким разъяснением. Всего дано 12 терминов:

  • реклама — краткие сведения о товаре, призванные продвигать его на рынке и сохранять интерес к нему;
  • объект рекламирования — объект, который нуждается в анонсе и продвижении на рынке;
  • товар — объект/работа/услуга, которые требуется продать;
  • ненадлежащая реклама — такой вид материала, который не отвечает стандартам закона РФ;
  • рекламодатель — изготовитель/продавец, который при помощи рекламирования продвигает свой товар;
  • рекламопроизводитель — человек, который придумывает для продукта анонс;
  • рекламораспространитель — человек, который осуществляет распространение извещений, информационного типа любым способом и в любой форме;
  • потребители рекламы — публика (потенциальные покупатели), чей интерес должно пробудить рекламное извещение;
  • спонсор — человек, помогающий финансово;
  • спонсорская реклама — материал, который выпускается с обязательным упоминанием в ней спонсора;
  • социальная реклама — материал, который направлен на благотворительность и на защиту интересов государства;
  • антимонопольный орган — общегосударственный антимонопольный орган.

Эти понятия помогают лучше разобраться в Федеральном законе №38-ФЗ.

По данной статье закона «О рекламе», рекламные извещения должны содержаться в периодических печатных изданиях в объеме не более 45%, вместо 40%, как это было ранее. Также текст рекламного характера должен идти с пометкой «реклама».

Силу и влияние рекламы на экономическую жизнь, социальную обстановку, тенденции в торговле и производстве и бесконечное множество других сфер едва ли можно переоценить. Прописная истина, которая гласит, что реклама является двигателем торговли, никогда не потеряет своей актуальности. Меняются методы ее продвижения и производства, но не снижается ее «влиятельность».

Рассмотрим поправки, внесенные в уходящем 2017 году каждым из трех изменяющих документов.

1. ФЗ-44 от 28.03.2017 «О внесении изменений..», выход которого был связан с формированием механизмов увеличения доходов субъектов детского-юношеского и профессионального спорта, повлек за собой следующие поправки:

Пункт 1 части 2 статьи 27 ФЗ-38 был дополнен. Так, реклама основана на риске игр и пари допускается только на телевидении и радио с 22 до 7 часов по местному времени, кроме случая, прописанного частью 2.1 статьи (см. ниже).

Закон о рекламе — настольная библия рекламных компаний, пиар-агенств и других организаций, деятельность которых заключается в продвижении различного рода товаров и услуг. Однако закон затрагивает множество сфер, относящихся к рекламе с первого взгляда весьма косвенно.

Для ознакомления с положениями закона, предлагаем скачать Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) с нашего сайта.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

8. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

9. Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет — 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, — 60 процентов.

10. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Данный закон состоит из 6 глав и 40 статей. Каждая глава Закона №38-ФЗ состоит из:

  • Глава 1 «Общие положения», состоит из статей с 1 по 13. В данной главе закреплены цели, сфера применения и основные понятия закона о рекламе. Также, информация о требованиях к рекламе, рекламе различных видов товаров и товаров, реклама которых запрещена, социальной рекламе, сроках ее действия и информации, которую должен предоставить рекламодатель.
  • Глава 2 «Особенности отдельных способов распространения рекламы», состоит из статей с 14 по 20. Глава определяет основные правила размещения рекламы на различных носителях.
  • Глава 3 «Особенности рекламы отдельных видов товаров», состоит из статей с 21 по 30, включая статью 30.1. Статьи 22 и 23 утратили силу. Глава содержит правила рекламы товаров, имеющих особую специфику.
  • Глава 4 «Саморегулирование в сфере рекламы», состоит из статей с 31 по 32. Глава определяет основные принципы деятельности объединения рекламодателей.
  • Глава 5 «Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе», состоит из статей с 33 по 38, включая статью 35.1. В главе определена компетенция и права антимонопольного органа, ответственность за нарушение законодательства о рекламе и правила обжалования решения антимонопольного органа.
  • Глава 6 «Заключительные положения», состоит из статей 39 и 40. В главе закреплен срок вступления закона в силу и принципы перехода рекламной отрасли, к деятельности в соответствии с данным законом.

Последние изменения в законе «О рекламе» были приняты Государственной Думой 31 декабря 2017 года. Поправки вступили в силу 11 января 2018.

Изменения коснулись статьи 14, регламентирующей продолжительность распространения рекламной информации в телевизионных передачах. Корректировкам подверглась часть 3 вышеуказанной статьи, а пункты 3.4 и 3.5 были добавлены новой редакцией. Так, изменения ограничения продолжительности рекламы в размере 15% времени от вещания в течение часа не относятся к дополнительному рекламированию на телеканалах с вещанием менее чем в половине субъектов РФ.

3 июня 2018 вступают поправки, внесенные в статью 5. Она была дополнена частью 10.3.

Далее приводится обзор изменений ФЗ-38 с момента подписания.

Ст. 5 ФЗ-38 была дополнена двумя пунктами:

  • запрет на печать рекламы на документах, предназначенных для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 10.3);
  • необходимость использования рекламодателями и рекламораспространителями результатов исследований аудитории конкретного телеканала в соответствии с условиями договора с организациями, уполномоченными на осуществление данных исследований (ч. 12).

Статья 5 ФЗ-38 определяет общие требования, применяемые к рекламированию.

Ст. 13 регламентирует обязанность рекламодателя предоставлять документальное подтверждение соответствия выпускаемой для широкой общественности информации требованиям действующего ФЗ-38. Также следует подтвердить наличие лицензии, госрегистрации и сертификации.

Изменения в вышеуказанное положение не вносились с момента публикации ФЗ.

Последние поправки в статью вносились принятым 27.10.2008 ФЗ №179. В частности они коснулись пятой части данного положения, которая утратила силу. В результате ст. 18 ФЗ-38 перестала регламентировать процесс размещения рекламы на почтовых отправлениях.

В Госдуму внесли проект о запрете звуковой рекламы на улицах

Реклама медицинской продукции и порядок ее размещения определены ст. 24 ФЗ-38. В соответствии с ФЗ-38 не допускается:

  • адресоваться к несовершеннолетним;
  • ссылаться на конкретные примеры излечения и содержать благодарность;
  • создавать иллюзию ненужности обращения за врачебной помощью;
  • предполагать о наличии у потребителей рекламы наличие заболевания, создавать у него иллюзию необходимости употребления медикамента;
  • давать гарантии выздоровления, безопасности медицинского препарата и отсутствия у него побочных действий.

Любая реклама медицинских товаров обязана содержать информацию о наличии возможных противопоказаний, требованием ознакомиться с инструкцией и получить консультацию врача.

По ст. 19 ФЗ-38 размещение наружной рекламной конструкции на фасадах зданий предполагает в обязательном порядке получение специального разрешения муниципальных органов.

Реклама может находиться на фасаде зданий не менее 5 и более 10 лет. Если она размещается на более короткий период времени, то заключается договор с посредником (рекламное агентство).

При размещении рекламной конструкции на фасаде жилого здания требуется получение согласия от 2/3 и больше от числа собственников. Если здание находится в публичной собственности, реклама может быть размещена на фасаде по результату проведения торгов.

Можно рекомендовать следующие общие правила:

— не применять в рекламе слова «лучший», «самый», «один из лучший», «вкуснейший» и т.п.;
— не давать некорректных сравнений с конкурентами;
— при сравнении указывать конкретную характеристику, по которой оно осуществляется;
— не давать отрицательных оценок товаров конкурентов.

Завод силикатных изделий оштрафовали на 100 тыс. руб. за утверждение в рекламе, что уровень радиационного фона его нового кирпича в два раза ниже, чем у керамического.

За слова «Fairy — лучшее средство для удаления жира» компанию Procter&Gamble наказали по жалобе конкурента, производящего средство для мытья посуды AOS. В ходе специально проведенного исследования конкурент доказал, что AOS отмывает от жира больше тарелок.

Нельзя в рекламе гарантировать безопасность товара без ссылки на результаты исследования или опроса.

В рекламе лекарств, медицинских услуг, БАДов следует всегда сообщать о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.

Многие эксперты советуют предпринимателям нанять специалиста, хорошо разбирающегося в законодательстве о рекламе, или обращаться в сторонние организации, оказывающие юридические услуги по проверке рекламы.

Главные законодательные акты, которым не должно противоречить местное самоуправление в части принятия норм относительно налога на рекламу:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (в рамках, устанавливающих для каждого налога основные существенные признаки: базу, ставку, плательщиков, льготников, учетный период и др. – для налога на рекламу все они в наличии);
  • Закон Российской Федерации № 108-Ф3 «О рекламе», утвержденный в 1995 году, в который много раз вносились изменения, в частности, самое свежее датируется 2017 годом.

СПРАВКА! На территории г. Москвы уплата налога на рекламу регламентируется Законом № 59 от 21.11.2001 года.

Данный вид налога также кратко упоминается в Федеральном законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где утверждается его ставка.

Примерные рекомендации по вычислению суммы этого налога приводятся в Положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, утвержденного Письмом Минфина РФ от 02 июня 1992 года № 04-05-20, ФНС России от 02 июня 1992 года № ИЛ-6-04/176 и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, налогам и ценам от 04 июня 1992 года № 5.1/693.

Все остальные законодательные тонкости прописываются в региональных нормативных актах, поскольку данный налог является местным.

Итак, можно дать следующее определение налогу о рекламе – это местный сбор, берущийся с предпринимателей, в чьи расходные статьи входят траты на продвижение собственной продукции.

Осуществление рекламной деятельности – это любая форма донесения информации о своих товарах, услугах, работах и др. продукции до общественности через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) или иллюстративные средства (табло, «бегущая строка», вывеска, плакат, афиша и т.п.).

Рекламодатель – это юридическое или физическое лицо, несущее расходы на рекламную деятельность, от чьего имени она осуществляется.

Рекламоизготовитель (распространитель) – лицо или организация, изготовившая (и/или разместившая) рекламную информацию по заказу или поручению рекламодателя.

Рекламный носитель – место и способ размещения рекламы.


Похожие записи: