Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное социальное медицинское страхование в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Речь идет о ФЗ № 430 от 8 декабря 2020 года, который носит название «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Это нормативно-правовой акт вступил в законную силу с 1 января 2021 года. Исключением является только второй подпункт 4 пункта статьи №1, который начал действовать непосредственно в день публикации законодательного акта.
Основными изменениями, которые были внесены в действующую систему ОМС стали:
- переход полномочий от страховых компаний к Федеральному Фонду Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) во всем, что касается медицинской помощи, которая оказывается пациентам в стенах медицинских учреждений федерального уровня. С этого момента именно ФФОМС становится ответственной организацией, которая занимается расчетами за оказанные медучреждениями услуги и контролирует их качество. Также к фонду ОМС переходит обязанность по предъявлению претензий, которые возникают у граждан при причинении вреда здоровью пациентов. Обязанность по разработке нормативных показателей, в соответствии с которыми будет оказываться медицинская помощь, а также плата за их реализацию переходит к Правительству РФ
- норматив средств, который причитается страховым компаниям за ведение дела существенно снижается. Если ранее сумма, выплачиваемая страховщикам, составляла от 1 до 2%, то теперь показатель снизился до 0,8 – 1,1% от суммы, которая поступила в лечебное учреждение, в котором наблюдался пациент
Также стоит отметить, что страховые компании с 1 января 2021 года лишены права проводить проверки медицинских учреждений. Все контролирующие функции были перераспределены в пользу ФФОМС. Изменилась и схема финансирования медучреждений.
Также в принятом Федеральном Законе уделено внимание созданию принципиально новой государственной информационной системе обязательного медицинского страхования. Она позволит завершить переход к внедрению цифровых полисов ОЛМС и организовать эффективный электронный учет всех застрахованных граждан и медицинской помощи, которая когда-либо была им оказана.
Закон о реформе ОМС, вступивший в силу с 1 января 2021 года позволил оптимизировать систему здравоохранения. В частности, это касается улучшению финансирования медицинских учреждений федерального уровня, к которым относятся клиники при университетах и др.
Ранее эти учреждения финансировались властями региона по остаточному принципу, что негативно влияло на уровень заработной платы сотрудников и обеспеченность клиник необходимым оборудованием и медикаментами.
Благодаря принятию этого законодательного акта ситуация может измениться, так как в действие вступает механизм целевого финансирования. В конченом итоге это отразится и на гражданах РФ – те пациенты, которые нуждались в получении высокотехнологичной помощи, смогут получить ее быстрее и качественнее.
До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.
При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.
Если условия такого договора были нарушены – страховая компания выступала посредником при урегулировании конфликта между пациентом и медицинской организацией.
Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.
За ведение дел пациентов страховики получали от 1 до 2% от суммы, которая перечислялась лечебному учреждению из ФФОМС.
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
-
доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);
-
компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.
Изменения в закон о кадастровой оценке
УСН с 2021: изменения
Отмена 2-НДФЛ с 2021 года
Новые правила приема на работу в 2021 году
УСН в 2021 году: изменения
Система обязательного медицинского страхования (ОМС) претерпит значительные изменения в 2021 году после вступления в силу недавно принятых поправок в регулирующее ее законодательство. Ознакомимся с ключевыми новшествами в данной системе.
Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.
Пример (доход 100 000 тенге)
Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год
Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.
Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).
100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ВОСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Расчет ИПН
Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.
100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;
45 500 * 10% = 4 550 тенге.
Расчет СО
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).
100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;
90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.
Расчет СН
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.
100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;
88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;
8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге
Расчет ООСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Показатель |
2020 год |
2021 год |
||
ОПВ |
100 000 * 10% |
10 000 тенге |
100 000 * 10% |
10 000 тенге |
ИПН |
(100 000 – 10 000 – 42 500) * 10% |
4 750 тенге |
(100 000 – 10 000 – 2 000 – 42 500) * 10% |
4 550 тенге |
СО |
(100 000 – 10 000) * 3,5% |
3 150 тенге |
(100 000 – 10 000) * 3,5% |
3 150 тенге |
СН |
100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО) |
5 305 тенге |
100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО) |
5 210 тенге |
ООСМС |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
ВОСМС |
100 000 * 1% |
1 000 тенге |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
За счет работодателя |
10 455 тенге
|
10 360 тенге
|
||
За счет работника
|
15 750 тенге
|
16 550 тенге
|
||
Сумма «на руки»
|
84 250 тенге
|
83 450 тенге |
Ставки взносов и отчислений ОСМС в 2019-2021 г.г.!
Также новые полномочия получат регионы: впредь территориальные фонды обязательного медицинского страхования будут третьей стороной договора на оплату медпомощи, оказанной по полису ОМС. Прежде договор был двусторонним — только между страховыми медорганизациями и медучреждениями.
«Таким образом, они будут осуществлять контроль за распределением объёма медпомощи, своевременностью её перераспределения (в случае необходимости. — Прим. ред.), а также производить её оплату по результатам этого контроля», — сказала Татьяна Кусайко.
Новая статья в законе посвящена созданию государственной информационной системы ОМС. Она позволит организовать цифровой учёт застрахованных лиц и оказанной им помощи, сказала Кусайко, а также перейти к цифровому полису ОМС.
О том, что в системе обязательного медицинского страхования необходимо активнее задействовать информационные технологии, чтобы «понимать, куда что уходит», отмечал, выступая 13 мая на пленарном заседании Госдумы, и глава Минздрава Михаил Мурашко. «Информационные технологии должны прийти туда более глубоко, мы должны видеть систему расчётов, персонификацию, мы должны понимать, куда что уходит», — констатировал министр.
Уменьшается и размер выплат из территориальных фондов ОМС страховым медицинским организации «на ведение дела». Впредь получать они будут не менее 0,8% и не более 1,1% от суммы, поступившей по дифференцированным подушевым нормативам. В настоящее время им предоставляется от 1% до 2%.
По расчётам кабмина, это позволит высвободить до 6,8 млрд рублей к 2023 году, которые будут направлены на реализацию территориальных программ ОМС.
Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.
В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.
Планирование расходов бюджета ФОМС осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Оценка расходов бюджета фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2021 год в сумме 2,545 трлн рублей, на 2022 год — 2,658 трлн рублей, на 2023 год — 2,798 трлн рублей.
В структуре расходов бюджета фонда на долю субвенций приходится около 89,4%. В бюджете предусмотрена субвенция для распределения по субъектам Российской Федерации: на 2021 год — 2,276 трлн рублей, на 2022 год — 2,384 трлн рублей, на 2023 год — 2,519 трлн рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции в 2021 году составит 51,4 млрд рублей (или 2,3%), в 2022 году — 107,6 млрд рублей (4,7%), в 2023 году — 134,6 млрд рублей (5,6%).
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете фонда планируются обособленные целевые средства на 2021 год в сумме 109,7 млрд рублей, на 2022-2023 годы — по 108,2 млрд рублей ежегодно. В рамках демографической политики в 2021-2023 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета фонда бюджету Фонда социального страхования на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни: в 2021 году — 13,3 млрд рублей, в 2022 году — 12,9 млрд рублей, в 2023 году — 12,2 млрд рублей с учетом прогнозного уровня рождаемости. Стоимость родового сертификата предусматривается в размере 12,0 тыс. рублей.
Для этого вам достаточно иметь при себе уникальный номер ИИН.
Проверить свой статус можно четырьмя способами:
• на сайте Фонда социального медицинского страхования fms.kz (всплывающее окошко в правом нижнем углу)
• на сайте электронного правительства egov.kz (в Личном кабинете и в разделе «Здравоохранение»)
• Saqtandyru-bot в Telegram (в главном меню «Определить статус застрахованности»)
• В мобильном приложении Qoldau 24/7 (в главном меню «Определить статус застрахованности»)
Если у плательщика имеется задолженность по платежам, можно оплатить взносы задним числом в качестве самостоятельного плательщика.
Напоминаем, что для некоторых категорий плательщиков в новом году изменился размер платежей.
Так, например, размер ЕСП для самозанятых с этого года составляет 1 МРП или 2 917 тенге для жителей городов республиканского и областного значения, 0,5 МРП или 1 459 тенге для других населенных пунктов.
За наемного работника оплату производит бухгалтерия работодателя в размере 2% от размера заработной платы (для сравнения, в 2020 году отчисления составляли 1%) и 2% от фонда оплаты труда.
Также физические лица, работающие по договору ГПХ, с этого года платят 2% от дохода (в 2020 году удерживался 1%), при этом максимально возможный платеж не может превышать 8,5 тыс. тенге.
Для индивидуальных предпринимателей, владельцев крестьянских хозяйств, и лиц, занимающихся частной практикой, ничего не изменилось. Они, как и прежде, оплачивают 5% от 1,4 МЗП, 2975 тенге. Самостоятельные плательщики – 5% от 1 МЗП, или 2 125 тенге.
С 2021 года медпомощь в федеральных клиниках будет оплачиваться напрямую федеральным Фондом обязательного медицинского страхования, минуя территориальные системы ОМС, и, соответственно, страховые медицинские организации.
«Новые правила позволят обеспечить равный доступ граждан к высококвалифицированной медицинской помощи, которую оказывают федеральные клиники, — пояснила «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко. – Регионы смогут направлять в эти клиники своих жителей, не тратя на это средства субвенций».
В бюджете фонда на 2021 год на эти цели предусмотрено 119,4 миллиарда рублей. Это — гарантия государства для граждан, что они смогут получить высококвалифицированную медпомощь в передовых клиниках страны, подчеркнула сенатор.
Также новые полномочия получат регионы: впредь территориальные фонды обязательного медицинского страхования будут третьей стороной договора на оплату медпомощи, оказанной по полису ОМС. Прежде договор был двусторонним — только между страховыми медорганизациями и медучреждениями.
«Таким образом, они будут осуществлять контроль за распределением объёма медпомощи, своевременностью её перераспределения (в случае необходимости. — Прим. ред.), а также производить её оплату по результатам этого контроля», — сказала Татьяна Кусайко.
Реформа ОМС в 2021 году
О необходимости совершенствования системы страхования в здравоохранении неоднократно заявляла председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве недостатков спикер называла непонятную роль страховых компаний, являющихся, по её словам, «промежуточным звеном, которое перекачивает деньги фонда ОМС в больницы». Забота же об интересах пациентов со стороны страховых медорганизаций, по мнению спикера, недостаточна.
В итоге нововведений качество медицинской помощи при новой системе финансирования в рамках ФОМС вырастет, так как объёмы финансирования будут выше, а проволочек меньше, сказал 3 декабря в интервью каналу «Россия 24» председатель Госдумы Вячеслав Володин
Федеральным медучреждениям, где совмещаются и наука и практика, не придётся конкурировать с муниципальными и областными больницами. У высокотехнологичных медцентров при такой системе будет прямое финансирование за счёт федерального ФОМС, причём с введением коэффициента. «Это тоже важно, потому что у них уровень затрат на оказание медицинской помощи другой, его нельзя соизмерять, допустим, с обычной городской больницей», — отметил спикер палаты.
Новая статья в законе посвящена созданию государственной информационной системы ОМС. Она позволит организовать цифровой учёт застрахованных лиц и оказанной им помощи, сказала Кусайко, а также перейти к цифровому полису ОМС.
О том, что в системе обязательного медицинского страхования необходимо активнее задействовать информационные технологии, чтобы «понимать, куда что уходит», отмечал, выступая 13 мая на пленарном заседании Госдумы, и глава Минздрава Михаил Мурашко. «Информационные технологии должны прийти туда более глубоко, мы должны видеть систему расчётов, персонификацию, мы должны понимать, куда что уходит», — констатировал министр.
Уменьшается и размер выплат из территориальных фондов ОМС страховым медицинским организации «на ведение дела». Впредь получать они будут не менее 0,8% и не более 1,1% от суммы, поступившей по дифференцированным подушевым нормативам. В настоящее время им предоставляется от 1% до 2%.
По расчётам кабмина, это позволит высвободить до 6,8 млрд рублей к 2023 году, которые будут направлены на реализацию территориальных программ ОМС.
- Сайт Фонда социального медицинского страхования fms.kz (всплывающее окошко в правом нижнем углу)
- Сайт электронного правительства egov.kz (в Личном кабинете и в разделе «Здравоохранение»)
- Saqtandyru-bot в Telegram (в главном меню «Определить статус застрахованности»)
- Мобильное приложение Qoldau 24/7 (в главном меню «Определить статус застрахованности»)
Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?
- Понятный самоучитель 1С Бухгалтерия 8.3 для начинающих
- Бухгалтерские бланки скачать бесплатно
- Бухгалтерия с нуля самоучитель читать онлайн
- Урок 1. Основы бухгалтерского учета
- Амортизационные группы основных средств 2020: полный классификатор
- ОКВЭД 2020 года с расшифровкой — справочник по видам деятельности
Первый вопрос, который волнует казахстанцев, — кто будет платить и сколько (каковы ставки процентов взносов, отчислений в фонд обязательного медстрахования)?
-
Отчислениями на обязательную социальную медстраховку называют те деньги, которые уплачивают работодатели за своих работников.
-
Взносами на ОСМС — это то что уплачивают все остальные категории плательщиков (государство, самозанятые).
Взносы государства на обязательное медицинское страхование в РК за социально уязвимые слови населения, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:
- с 1 января 2021 года — 1,6% от объекта исчисления взносов государства.
Объектом исчисления взносов государства является среднемесячная заработная плата, предшествующая двум годам текущего финансового года, определяемая уполномоченным органом в области государственной статистики.
Наемный работник — оплату производит бухгалтерия в размере 2% от объекта исчисления взносов и 2% от фонда оплаты труда. Т.е. 2% платит работодатель за работника из своих средств, а 2% сам работник, которые удерживаются из его заработной платы.
Работодатель должен информировать Вас о взносах и отчислениях, осуществляемых в ОСМС;
Вы можете проверить историю платежей в ОСМС через портал e-gov.kz или Центры обслуживания населения.
Важно знать:
1) Вы сможете получать медпомощь в системе ОСМС с 1 января 2020 года;
2) Вы можете выбрать поликлинику и узких специалистов по своему выбору.
Обязательное медицинское страхование: все изменения с 2021 года
Платите за себя и за своих работников. за себя как ИП, за работников, как работодатель.
За работников: с 1 января 2020 г. — 2 % от объекта исчисления отчислений и 2% от фонда оплаты труда.
!! Оплата отчислений производится за сезонных работников за период их работы. Так, в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 30 Трудового кодекса Республики Казахстан трудовой договор может быть заключен на время выполнения сезонной работы.
По истечении сроков трудовых договоров важно довести до сведения работников необходимость самостоятельного внесения платежей (взносов) в размере 5% от 1 МЗП в 2021 году.
Иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами республики. Это означает, что они также будут вовлечены в систему обязательного медицинского страхования и будут платить взносы наравне со всеми.
Взносы государства. Государство платит из республиканского бюджета за лица, освобожденные от уплаты взносов (неактивное население) ежемесячно по плану финансирования через бюджетную программу Министерство здравоохранения и социального развития в Фонд социального медицинского страхования.
Взносы активного населения (работодатели, работники, индивидуальные предприниматели и др.) будут поступать в Фонд социального медицинского страхования через Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП). Это обеспечит учет поступлений по аналогии с действующей пенсионной системой, а также даст экономию средств за перечисление взносов.
На ГЦВП также будут лежать функции по проверке индивидуальных идентификационных номеров участников (ИИН), возврату ошибочных платежей, передаче информации в Налоговый комитет для сверки работы с неплательщиками и персональному учету.
Фонд социального медицинского страхования будет распределять денежные средства следующим образом: часть будет отправлена на оплату услуг в субъекты здравоохранения, то есть в медицинские учреждения, а часть будет отправлена в Национальный банк, который будет инвестировать денежные средства и полностью управлять активами.
Речь идет о ФЗ № 430 от 8 декабря 2020 года, который носит название «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
ВАЖНО!Это нормативно-правовой акт вступил в законную силу с 1 января 2021 года. Исключением является только второй подпункт 4 пункта статьи №1, который начал действовать непосредственно в день публикации законодательного акта.
Основными изменениями, которые были внесены в действующую систему ОМС стали:
- переход полномочий от страховых компаний к Федеральному Фонду Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) во всем, что касается медицинской помощи, которая оказывается пациентам в стенах медицинских учреждений федерального уровня. С этого момента именно ФФОМС становится ответственной организацией, которая занимается расчетами за оказанные медучреждениями услуги и контролирует их качество. Также к фонду ОМС переходит обязанность по предъявлению претензий, которые возникают у граждан при причинении вреда здоровью пациентов. Обязанность по разработке нормативных показателей, в соответствии с которыми будет оказываться медицинская помощь, а также плата за их реализацию переходит к Правительству РФ
- норматив средств, который причитается страховым компаниям за ведение дела существенно снижается . Если ранее сумма, выплачиваемая страховщикам, составляла от 1 до 2%, то теперь показатель снизился до 0,8 – 1,1% от суммы, которая поступила в лечебное учреждение, в котором наблюдался пациент
Также стоит отметить, что страховые компании с 1 января 2021 года лишены права проводить проверки медицинских учреждений. Все контролирующие функции были перераспределены в пользу ФФОМС. Изменилась и схема финансирования медучреждений.
ИНТЕРЕСНО!Также в принятом Федеральном Законе уделено внимание созданию принципиально новой государственной информационной системе обязательного медицинского страхования. Она позволит завершить переход к внедрению цифровых полисов ОЛМС и организовать эффективный электронный учет всех застрахованных граждан и медицинской помощи, которая когда-либо была им оказана.
Изменения по страховым взносам в 2021 году
Закон о реформе ОМС, вступивший в силу с 1 января 2021 года позволил оптимизировать систему здравоохранения. В частности, это касается улучшению финансирования медицинских учреждений федерального уровня, к которым относятся клиники при университетах и др.
Ранее эти учреждения финансировались властями региона по остаточному принципу, что негативно влияло на уровень заработной платы сотрудников и обеспеченность клиник необходимым оборудованием и медикаментами.
ИНТЕРЕСНО!Благодаря принятию этого законодательного акта ситуация может измениться, так как в действие вступает механизм целевого финансирования. В конченом итоге это отразится и на гражданах РФ – те пациенты, которые нуждались в получении высокотехнологичной помощи, смогут получить ее быстрее и качественнее.
На сегодняшний день против поправок, которые были внесены в работы системы обязательного медицинского страхования выступают преимущественно страховые организации, которые лишились части своих привилегий.
По их мнению, пациентов может ожидать:
- ограничение их прав в вопросе выбора лечебного учреждения
- сбой в работе системы выдачи направлений, выдаваемых по месту проживания пациента и возврат к системе квот
- ограничение контроля со стороны страховых компаний и, как следствие, ухудшение качества оказываемых гражданам медицинских услуг
- потеря возможности лечиться в платных клиниках по полису ОМС
До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.
При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.
Если условия такого договора были нарушены – страховая компания выступала посредником при урегулировании конфликта между пациентом и медицинской организацией.
Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.
ИНТЕРЕСНО!За ведение дел пациентов страховики получали от 1 до 2% от суммы, которая перечислялась лечебному учреждению из ФФОМС.
Обязательное медицинское страхование позиционирует в форме государственной программы социальной защиты слоев населения. Предназначено для обеспечения граждан страны одинаковым правом получения лечебной поддержки. Выделяется за счет денежных накоплений обязательного страхования. Подобные меры позволяют гарантировать каждому жителю страны бесплатное предоставление оговоренного объема лечебных услуг после нарушения здоровья, появлении заболеваний.
Законодательные акты страны гарантируют бесплатное медицинское обслуживание:
- госпитализация по омс, экстренную помощь;
- амбулаторное обслуживание, стационарное;
- пэт кт по омс.
Осуществить страхование может любой человек, пол, национальность, возраст, социальное положение не имеют значения.
Госдума приняла в I чтении проект бюджета Фонда медстрахования на 2021-2023 годы
Нынешний полюс обязательного медицинского страхования насчитывает три разновидности:
- лист бумаги размером A5, снабженным специальным штрих-кодом;
- пластиковая карта с интегральным программируемым модулем;
- электронное приложение с уникальным номером.
Несколько лет назад сертификаты выпускались разного формата, но с 2011 года практикуются свидетельства омс нового образца. Выбрать вид страхового свидетельства предоставляется каждому гражданину, что регламентируется законодательством.
Новорожденные так же подлежат страхованию в течение первых 30 дней жизни по материнскому полису. Полученный документ имеет месячную длительность, до получения свидетельства о рождении государственного образца.
Получив свидетельство регистрации рождения, родители берут на себя обязательство страхования ребенка. По достижении совершеннолетия, либо полной дееспособности, молодой человек выбирает страховое общество по своему усмотрению.
Принятый федеральный закон об обязательном медицинском страховании регулирует взаимоотношения между субъектами и участниками процедуры — страховщиками, страхователями, фондами, государственными органами. Определяет правовое положение лица, объекта его деятельности. Веским доводом принятия данного уложения является Конституция РФ.
Упомянутые субъекты обязательного медицинского страхования состоят во взаимоотношениях с различными подзаконными правовыми актами федеральных регионов страны. Это позволяет рассматривать каждый страховой прецедент индивидуальным порядком. Строгое соблюдение закона обеспечивается контролем со стороны федерального, регионального фондов.
Медицинское страхование является одной из составных частей государственной программы социального страхования, предоставляет гражданам страны равные права получения медицинской, лечебной помощи. Осуществляется за счет денежных поступлений из фонда обязательного медицинского страхования в оговоренных законом объемах и условиях. Законом определены субъекты и участники обязательного медицинского страхования. Таковыми являются:
- застрахованные индивидуумы;
- страхователи;
- Федеральный фонд;
- территориальные фонды.
Подобные организации были созданы в Крымской федеральном округе, сформирована комиссия по разработке территориальной программы омс.
Российская базовая программа обязательного медицинского страхования представляется частью программы госгарантий бесплатной медицины. Она устанавливает категории помощи, каталог страховых случаев, построение расценок на их оплату, способы оплаты.
Данная программа омс предусматривает следующие категории лечебной помощи:
- эндемия, паразитарные болезни;
- опухоли злокачественной природы;
- патологии желез внутренней секреции, иммунной системы;
- болезни глаз, уха, сердечно-сосудистой, дыхательной системы;
- пищеварительных органов и др.
Предусмотрен так же гастроэнтеролог по ОМС, а с 2016 года компьютерная томография — ПЭТ КТ по ОМС.
Прошедшая базовая программа обязательного медицинского страхования 2017 года включала 1,6 триллиона рублей, при общем доходе Фонда 1,7 трлн. Государственная помощь местным органам составила 93% от суммарного дохода, при нормативе выделений на одного человека 9 т.р. В 2021 году базовая программа ОМС и территориальная программа омс запланирована в размере 1,76 трлн р.
ОСМС в 2021 году: кто и сколько платит?
- Создаются центры развития народной медицины
- Часть услуг в сфере медицины передадут на аутсорсинг
- Частным медучреждениям разрешили принимать роды
- Какие заболевания вылечат за бюджетные средства
- Определен порядок аккредитации медучреждений
- Центру развития профквалификации медработников определили задачи
Статья 18. Статус и активы фонда
1. Фонд является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме акционерного общества, единственным учредителем и акционером которого является Правительство Республики Казахстан.
2. Органами фонда являются:
1) высший орган – единственный акционер;
2) орган управления – совет директоров;
3) исполнительный орган – правление;
4) иные органы в соответствии с уставом фонда.
3. Фонд создает службу внутреннего аудита.
4. Активы фонда формируются за счет:
1) отчислений, взносов, пени, полученной за просрочку уплаты отчислений и (или) взносов, инвестиционного дохода за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности фонда;
2) иных, не запрещенных законодательством Республики Казахстан поступлений в фонд.
5. Активы фонда размещаются на счетах, открытых в Национальном Банке Республики Казахстан, и могут быть использованы исключительно для следующих целей:
1) оплата услуг субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;
2) размещение в финансовые инструменты, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан;
3) возврат излишне уплаченных сумм отчислений и (или) взносов, иных ошибочно зачисленных средств.
6. Активы фонда не могут быть:
1) предметом залога;
2) взысканы по требованию кредиторов;
3) предметом ареста или иного обременения имущества;
4) взысканы инкассовым распоряжением по обязательствам фонда и третьих лиц;
5) переданы в доверительное управление, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона;
6) предметом обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства.
Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными Законом РК от 30.06.2017 № 80-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 19. Деятельность фонда
1. Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения, получаемого от активов фонда. Предельная величина процентной ставки комиссионного вознаграждения ежегодно устанавливается Правительством Республики Казахстан.
2. Собственные средства (имущество) фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения и иных поступлений в фонд, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
3. Фонд осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии:
1) аккумулирование отчислений и взносов;
2) оплата услуг субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;
3) иные виды деятельности в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».
4. Фонд осуществляет следующие виды деятельности, технологически связанные с государственной монополией:
1) ведение учета потребителей медицинских услуг в рамках обязательного социального медицинского страхования;
2) ведение учета субъектов здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;
3) управление проектом по созданию и развитию информационной системы и электронных информационных ресурсов системы обязательного социального медицинского страхования.
5. Цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом государственной монополии, устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом.
6. В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.
Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 30.06.2017 № 80-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.06.2020 № 347-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 20. Права и обязанности фонда
Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании
Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 40. Переходные положения
Установить, что с 1 января до 1 июля 2020 года право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования распространяется на всех лиц, в том числе на лиц, за которых отчисления и (или) взносы в фонд не поступали.
Сноска. Статья 40 в редакции Закона РК от 30.06.2017 № 80-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 07.07.2020 № 361-VI(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 41. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 марта 2016 года, за исключением:
пункта 1 статьи 5, который вводится в действие с 1 июля 2020 года;
пунктов 2–4 статьи 5, статей 6 и 7,которые вводятся в действие с 1 января 2020 года.
2. Установить, что часть вторая пункта 3 статьи 5 настоящего Закона действует до 31 декабря 2020 года.
Сноска. Статья 41 в редакции Закона РК от 30.06.2017 № 80-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 07.07.2020 № 361-VI(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Президент Республики Казахстан |
Н. НАЗАРБАЕВ |
- Национальный банк опубликовал курс валют на сегодня, 2 февраля 2021 года
- Инвалид на четвереньках поднимался в отделение «Казпочты» в Караганде
- Два ребенка и трое взрослых погибли в ДТП на трассе в Акмолинской области
- В московском музее Владимира Высоцкого хранится его портрет, сделанный в Казахстане
- Бывший тренер костанайского «Тобола» Вардан Минасян возглавил «Тараз»
- Дмитрий Шепелев потерял работу на ТНТ
- Пропуск в заведения по QR-коду: Казахстанцы жалуются на нарушение своих прав
- Видео с «пьяным депутатом» изучено партией «Ак жол»
- Касым-Жомарт Токаев подписал ряд законов
- «Подобрали ключи»: Житель Кокшетау лишился сейфа с 40 миллионами тенге