Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плановая проверка по пожарной безопасности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Как следует из Закона № 69-ФЗ и Приказа № 323, инспекция МЧС является формой государственного пожарного надзора. Вот основные моменты, связанные с назначением и последствиями проверок со стороны МЧС:
- основанием для визита инспекторов является решение руководителя отдела (подразделения МЧС), которое выносится по ежегодному плану;
- для большинства компаний периодичность инспекций не может превышать 1 раза в 3 года;
- для опасных и критически важных объектов периодичность составляет 1 раз в 2 года;
- если работа фирмы или ИП отнесена к категории низкого риска, плановые инспекции для них не проводятся;
- для ряда учреждений периодичность инспекций МЧС может составлять 1 раз в год или полгода, но обычно они предусматривают только проверку по отдельным направлениям (например, в отношении школ ежегодно проверяется соответствие пожарных норм к очередному учебному году).
Перечень сотрудников МЧС, которые будут проводить инспекцию, сразу указывается в решении и уведомлении. При наличии полномочий, подтвержденных решением и служебным удостоверением, им обязаны обеспечить беспрепятственный доступ на объект защиты, показывать все запрашиваемые бланки и формы.
Планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
Экспертизы назначаются, если необходимо получить заключение и выводы по отдельным вопросам, связанным со специальными познаниями в сфере пож. безопасности. Экспертные исследования могут назначаться для следующих целей:
- для определения причин пожаров или взрывов, повлекших причинение вреда людям, имуществу;
- для расчета суммы ущерба, в том числе для выплаты пострадавшим, для получения страховой компенсации;
- для оценки качества пожароопасных работ, обоснованности расчетов и смет;
- для рассмотрения судебного спора, связанного с обеспечением пож. безопасности.
Экспертизы могут проводиться по инициативе владельца недвижимости, директора фирмы, суда, государственных органов. По результатам исследований оформляются заключения по поставленным вопросам.
Комментарий специалиста. После собственных проверок тоже могут составляться акты, заключения, протоколы. Компания может использовать их для разработки дополнительных мер по пожарной защите, для подготовки к официальной процедуре МЧС, для наказания нарушителей противопожарного режима. Для внутренних процедур также можно привлечь сторонние фирмы, чьи специалисты имеют квалификацию и образование в сфере ПБ.
Пожарные проверки включают анализ документации и непосредственное обследование объектов, конструкций, оборудования. В ходе проведения инспекций МЧС или пожаудита можно сразу давать пояснения по спорным вопросам, устранять выявленные нарушения. Если устранить недостатки и замечания в ходе проверки, это будет отражено в акте и проверочных листах. Однако в итоговое предписание или заключение они не попадут, что устраняет наложение штрафов.
О назначении плановой или внеочередной инспекции МЧС издается распоряжение. В нем указывается основание для проверки (например, ежегодный план или поступившие сведения о нарушениях), сроки проведения мероприятий. Распоряжение издается не позже 3 дней до начала проверки, вручается руководителю инспектируемой организации. Обычно в распоряжении указывается, какую документацию нужно подготовить или направить по запросу для изучения.
Согласно Приказу № 323, плановая процедура осуществляется по направлениям:
- наличие документов, разработанных и утвержденных для обеспечения пожбезопасности (регламенты, приказы, правила и т.д.);
- надлежащее выполнение мероприятий по противопожарному режиму на предприятии, своевременное выявление и устранение нарушений;
- наличие разрешительной документации на пожароопасное оборудование, на выполнение отдельных видов работ;
- надлежащее обеспечение работников средствами защиты и пожаротушения;
- соответствие планов эвакуации и их надлежащее размещение по объекту;
- работоспособность систем и техсредств, предназначенных для защиты от пожаров, своевременной эвакуации;
- выполнение недостатков и замечаний, выявленных по предыдущим инспекциям МЧС или независимым аудитам;
- соответствие по классам и категориям, по надлежащей огнезащите конструкций;
- надлежащее состояние эвакуационных выходов, пожарных лестниц, гидрантов;
- соответствие по иным пожарным нормативам.
Каждая проверка пожнадзора отражается в журнале учета, который ведут организации и ИП.
В процессе инспекции заполняются проверочные листы. В них указаны контрольные вопросы по всем направлениям защиты и безопасности. На основании проверочных листов будет оформляться акт. При выявлении нарушений, замечаний и недостатков составляется предписание. В нем будет указан срок, в который нарушитель должен устранить замечания и уведомить об этом МЧС. Инспектор проведет повторную проверку только по тем направлениям, где были зафиксированы нарушения.
МЧС России: с 1 июля 2021 года начнет действовать новая система надзора
Обязательной частью любой проверки МЧС является запрос и анализ документации, изучение ее на месте. Проверять будут:
- проектную документацию на объект, системы защиты и установки, инженерные коммуникации;
- техническую и эксплуатационную документацию, договоры на обслуживание установок и систем противопожарной защиты;
- акты проверок и сертификаты соответствия на основные системы защиты (АПС, СОУЭ, пожаротушение);
- договоры на проведение обязательной огнезащиты конструкций (если это требуется);
- локальные акты в сфере пожарной безопасности, которые должны быть на каждом объекте, в любой организации (приказы, положения, инструкции, журналы, регламенты);
- документы, подтверждающие своевременную поверку и проверку средств первичного пожаротушения);
- разрешительные документы на механизмы, материалы, инструмент, оборудования (декларации, сертификаты, протоколы испытаний);
- декларации, расчеты пожарных рисков (если это требуется для объекта).
Владелец объекта, в отношении которого проводится инспекция МЧС, не праве отказать в предоставлении документов. Это является нарушением, повлечет наказание за неисполнение требования надзорного органа. Если инспектор превышает полномочия и требует документы, которые заведомо не нужны для проверки, решение и запрос можно обжаловать в прокуратуру.
Документы по пожарной безопасности могут запрашиваться до личного визита инспекторов на объект, либо проверять на месте. Выездные мероприятия тоже являются обязательной частью плановой или внеочередной инспекции. Сотрудники МЧС:
- обследуют эвакуационные пути и выходы, пожарные лестницы и двери, другие конструктивные и планировочные решения по нормам пожарной защиты;
- проверяют надлежащую огнезащиту конструкций, безопасные характеристики отделочных и строительных материалов;
- изучают места размещения планов эвакуации и огнетушителей;
- делают контрольные измерения по системам противопожарной защиты, проверяют работоспособность датчиков и устройств по всему зданию;
- оценивают достаточное количество средств первичного пожаротушения и индивидуальной защиты;
- изучают работоспособность системы внутреннего водопровода;
- проверяют контрольные пункты управления, алгоритмы и схемы передачи сигналов на пульт МЧС;
- оценивают надлежащую защиту помещений и зон и повышенной пожароопасностью.
При предъявлении служебного удостоверения инспектор имеет право входить в любые помещения проверяемого объекта, получать доступ к оборудованию и конструкциям.
Даже если вы уверены в выполнении всех требований пожарной безопасности, лучше еще раз убедиться в этом перед визитом инспекторов МЧС. Подготовиться к проверкам можно:
- своими силами, если в организации есть эксперты-аудиторы, другие квалифицированные специалисты по пожарной безопасности;
- с привлечением экспертной организации для проведения экспресс-аудита по пожарной безопасности;
- с проведением полноценной независимой оценки пожарных рисков, что позволит получить заключение о соответствии, избежать плановой проверки МЧС.
Перечень мероприятий при подготовке к инспекции МЧС определяется индивидуально. Это зависит от вида и характеристик объекта, категории рисков и пожароопасности, сферы деятельности заказчика, других факторов. Устранение недостатков и нарушений может осуществляться путем разработки документации, проектированием и выполнением работ, другими мероприятиями. Позвоните нашим экспертам, чтобы рассчитать сроки и стоимость аудита для ваших объектов!
№ п/п | Услуга, документ | Стоимость |
1 | Проведение независимого пожарного аудита | от 25 000 руб. |
2 | Проведение экспертизы в сфере пожарной безопасности | от 35 000 руб. |
3 | Проектирование противопожарных систем | от 20 000 руб. |
4 | Услуги по подготовке к проверке МЧС, устранению предписания | от 20 000 руб. |
5 | Помощь в согласования | от 20 000 руб. |
6 | Разработка плана пожарных мероприятий | от 10 000 руб. |
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Генеральная прокуратура Российской Федерации. 02 декабря 2020, 11:24
Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом установлен запрет на проведение большинства плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Принятию указанного решения предшествовало обращение Генпрокурора Игоря Краснова о необходимости поддержки бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции путем снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.
В целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность прокурорам предстоит оперативно исключить соответствующие мероприятия из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год.
Вопрос законности планирования контрольно-надзорных мероприятий остается на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В работе, связанной с организацией проверок государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:
- федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент о требованиях пожбезопасности;
- федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности;
- федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, касающийся вопросов защиты прав индивидуальных предпринимателей и юрлиц;
- приказ МЧС от 30 ноября 2016 года N 644, который содержит действующий административный регламент выполнения государственных функций, связанных с организацией контроля и надзора в области пожарной безопасности;
- другие нормативные документы.
Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.
Согласно действующему порядку МЧС выполняет два основных типа проверочных операций:
- плановые проверки, которые проводятся по заранее утвержденному графику. Он должен быть согласован с Прокуратурой и опубликован на официальном портале самой Прокуратуры и Главного управления МЧС отдельно по каждому региону не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году проведения проверок;
- внеплановые проверки, которые организуются в случае наступления особых обстоятельств – например, при выявлении реальной угрозы, связанной с невыполнением требований пожарной безопасности, которая влечет наступление рисков для здоровья и жизни граждан.
Оба типа проверок могут проводиться разными способами. Один из них – документарный, когда по запросу контролирующего органа проверяемое предприятие направляет инспекторам комплект документов, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности. Второй способ – выездной, когда инспекторы лично посещают организацию для наглядного контроля выполнения действующих норм.
Согласно приказу № 644 плановые проверки, выполняемые инспекторами МЧС, организуются с применением риск-ориентированного подхода. Этот принцип предполагает установление взаимосвязи между уровнем пожарных рисков, связанных с работой компании, и частотой организации плановых проверок на этом предприятии. Согласно пункту 44 интересующего нас нормативного документа для реализации этого принципа МЧС выделяет пять категорий риска, для которых контролирующие операции организуются со следующей регулярностью:
- компании высокого риска — один раз в 3 года;
- значительного риска — раз в 4 года;
- среднего риска — раз в 7 лет;
- умеренного риска — раз в 10 лет;
- низкого риска – плановые проверки не выполняются.
Это, однако, не значит, что компании, принадлежащие к категории низкого риска, полностью исключены из области контроля со стороны МЧС. Во-первых, внеплановые проверки в отношении таких организаций проводятся в общем порядке. Во-вторых, в случае пожара или несчастного случая на предприятии, сопряженного с возгоранием, его категория может быть изменена в сторону более высокого риска, что будет означать включение его в график плановых проверок.
На обособленных портала Главных управлений МЧС по отдельным субъектам Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства публикуются списки организаций, принадлежащих к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска. Это дает руководителям компаний возможность самостоятельно сориентироваться в графике выполнения проверочных операций.
Если при этом будет обнаружено, что инспекторы МЧС собираются провести плановую проверку в компании в сроки, не отвечающие действующим требованиям, уполномоченный представитель организации вправе подать жалобу для исключения предприятия из списка планов на текущий календарный год. Однако стоит учитывать, что это займет довольно долгое время. Поэтому планы, которые размещаются на порталах Главных управлений и прокуратуры, лучше изучить сразу после их публикации.
Пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные изменения в деятельность всех контролирующих государственных органов, и МЧС не оказалось исключением. На него, как и на другие министерства и ведомства, распространяется действие отдельного постановления Правительства от 3 апреля 2020 года N 438, которое действует в течение пандемии. Оно касается как плановых, так и внеплановых мероприятий, причем каждый тип таких контролирующих операций в текущем году будет иметь заметные особенности.
Так, по большому счету, можно сказать, что большая часть плановых проверок МЧС на 2021 год отменена. Во всяком случае, полностью запрещаются такие меры в отношении следующих категорий организаций:
- субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не владеют объектами производства, принадлежащими к категории высокого риска.
Итак, для МЧС в отношении плановых проверок остается актуальным только одно направление: выполнение контроля в отношении компаний, которые отнесены к группе высокого риска – и то, понятно, с учетом того, что их разрешено проверять не чаще раза в 3 года. Все остальные предприятия должны быть исключены из графиков плановых проверок, опубликованных на порталах Главных управлений МЧС.
Внеплановые проверки по определению организуются при наступлении каких-то серьезных обстоятельств, причем в случае, когда речь идет о работе МЧС, они должны быть связаны с вопросами пожарной безопасности. Общий – и весьма длинный – список законных оснований для организации внеочередного контроля приведен в пункте 67 постановления № 644. Однако в соответствии с временными правилами, зафиксированными в постановлении № 438, в 2021 году этот список будет сокращен. В текущем году разрешенными основаниями для назначения внеплановых контролирующих мер станут только:
- факт причинения серьезного вреда здоровью или жизни граждан либо угрозы такого вреда;
- экстренная ситуация, имеющая техногенную или естественную природу;
- необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания о ликвидации нарушения, которое влечет угрозу причинения вреда здоровью или жизни граждан, в том числе по инициативе самого субъекта, которому было выдано такое предписание;
- поручение Президента, Правительства или Прокуратуры в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Как видно, оставшийся список веских причин для организации внеплановых проверок весьма короток и содержит только действительно серьезные основания для применения таких мер. Кроме этого, большая часть таких мероприятий потребует предварительного согласования с органами Прокуратуры. Исключение составляют только некоторые из них — например, проверки по прямому поручению Правительства или меры в отношении производственных и гидротехнических объектах I и II класса опасности. Если на таких объектах выявляются факты причинения вреда здоровью или жизни работников, МЧС вправе начать проверку сразу же, просто поставив представителей Прокуратуры в известность об этой работе.
По решению Правительства на плановые проверки субъектов малого бизнеса в течение 2021 года введен мораторий. Не освобождаются от проверок организации и ИП, соответствующие двум условиям:
- привлекались к административной ответственности в виде приостановки деятельности;
- со дня завершения проверки, по результатам которой были применены санкции, прошло менее трех лет.
Также в план ежегодных проверок войдут компании, имеющие объекты чрезвычайно высокого и или высокого рисков (полный список исключений приведен в п. 8 постановления).
Документ: Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969
Перечень ведомств, результаты проверок которых можно обжаловать через личный кабинет на портале госуслуг, дополнен. В него вошли Минпромторг, Росреестр, ФНС, Росаккредитация, Россельхознадзор, Росгидромет, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, Ространснадзор, Росалкогольрегулирование, Роструд, ФССП, Росстандарт, Рособрнадзор, Росприроднадзор и Ростуризм.
Документ: Постановление Правительства РФ от 05.12.2020 N 2029
Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано:
- во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
- во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго.
Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.
Кроме плановых проверок, которые заранее утверждаются на каждый год, проводят ещё внеплановые проверки. Чаще всего они возникают, если в органы контроля сообщили о нарушении прав потребителей или трудового законодательства. Тогда проверяющие могут нагрянуть внезапно и без приглашения. Освобождение от таких проверок не действует.
Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:
- Ввод в эксплуатацию новой постройки.
- Изменение класса пожарной безопасности.
- Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.
Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.
Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:
- Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
- Введение специального противопожарного режима.
- Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
- Завершение капитального ремонта.
- Поступление жалоб.
- Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.
Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.
Пожарная проверка МЧС в 2021 году
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
- Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
- Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
- Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
- Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:
- Образовательные учреждения.
- Субъекты здравоохранения.
- Цеха, промышленные предприятия.
- Места организации культурно-массовых мероприятий.
Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.
Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:
- Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
- Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
- Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
- Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
- Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
- Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.
Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.
К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:
- Наличие инструментов для тушения возгораний.
- Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
- Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.
Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.
МЧС проверка пожарной безопасности в 2021 году
Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.
Результаты контрольных мероприятий
По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:
- ФИО инспектора.
- Информация о компании, которая проверяется.
- Дата мероприятия.
- ФИО участников проверки.
- Список обнаруженных недочетов.
Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.
Проверки / 15:12 4 июля 2018
Каждый шестой ТЦ имеет неисправную пожарную сигнализацию
При проведении плановой проверки МЧС специалисты проверяют соблюдение всех требований пожарной безопасности, которые включают в себя:
- Соответствие сооружения всем критериям пожарной безопасности.
- Осуществление необходимых мер, чтобы обеспечить надлежащий уровень пожарной безопасности.
- Наличие документации по организации мер пожарной безопасности.
- Готовность сотрудников к правильным, эффективным действиям при возникновении пожара.
- Знание персоналом правил пожарной безопасности.
С целью оградить себя от незаконных действий сотрудников ГПН необходимо выучить обязанности и права проверяющих лиц.
Сотрудники службы вправе:
- Просить о предоставлении документации, которая нужна для проверки. Если в документах обнаружены недочеты, сотрудники службы могут потребовать объяснения в письменной форме.
- Исследовать объекты полностью, проводить экспертизы при необходимости.
- Применять специальное оборудование для работы, фиксирующее результаты проверки.
- Осуществлять привлечение к работе третьих лиц (экспертов, общественных организаций). Стоит отметить, что данные лица должны быть указаны в распоряжении о проверке.
Сотрудники ГПН не имеют права:
- Проводить проверку в отсутствии владельца объекта.
- Брать анализы и образцы продукции без наличия соответствующего постановления.
Зная план пожарных проверок на 2021 год, можно заранее подготовиться к приезду сотрудников службы и исправить возможные проблемы. Посмотреть выездной график проверок можно на сайте МЧС по Ленинградской области или в таблице ниже.
Проверки пожарной безопасности в обязательном случае должны проводиться аттестованными государственными инспекторами по пожарному надзору МЧС. Что бы узнать, что сотрудник МЧС, который пришел к Вам с проверкой, является аттестованным государственным инспектором по пожарному надзору МЧС, необходимо проверить следующее:
- сотрудник должен быть в форме МЧС;
- на груди у сотрудника должен быть знак федерального государственного пожарного надзора;
- в удостоверении личности сотрудника, которое он обязан предоставить Вам должна быть отражена его должность;
- в распоряжении на проверку, копию которого заверенную печатью обязаны Вам вручить, указаны фамилия, имя и отчество сотрудника с указанием его должности.
Естественно, нужно сверить должность, фамилию, имя и отчество сотрудника в распоряжении и в удостоверении. Иногда в распоряжениях может быть указана группа сотрудников, назначенных для проведения проверки. Бывает так, что совместно с инспектором приходят стажеры, которых вы имеете полное право не допускать для проведения проверки. Также вы имеете полное право не допускать к проверке лиц, которые не указаны в распоряжении, даже если они являются государственными инспекторами.
Необходимо помнить, что общая продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Если проверка проводится в отношении малого предприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятьдесят часов в год.
Если проверка проводится в отношении микропредприятия, общий срок проведения проверок не может превышать пятнадцать часов в год.
В редких случаях, связанных с необходимостью проведения исследований, испытаний, экспертиз и расследований, срок проведения плановой проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов.
При проведении в отношении Вас проверки имеете право:
- присутствовать при проведении проверки;
- давать объяснения по вопросам, связанным с проверкой;
- получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки;
- указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих лиц;
- обжаловать решения и действия (бездействие) проверяющих лиц, у вышестоящих должностных лиц и (или) в суде;
- на возмещение вреда, причиненного проверяющими лицами при проверке.
Остановимся на некоторых моментах:
- проверка не может быть проведена в Ваше отсутствие, если вы о ней не уведомлены;
- давать объяснения Вы не обязаны, это Ваше право;
- можете задавать любые вопросы проверяющему лицу, связанные с обеспечением пожарной безопасности (в пределах разумного), тем самым сокращая время самой проверки;
- знакомиться с результатами проверки нужно сразу после ее окончания, время на ознакомление не ограничено;
- если не согласны с отдельными нарушениями отразите это в акте проверки во всех экземплярах;
- в случае нарушения ваших прав отразите это в акте проверки (например: не представил удостоверение личности; проверяющий не дал ответов на интересующие меня вопросы по пожарной безопасности и т.п.);
- если Вы уверены в том, что проверяющий нарушил Ваши права, оформите жалобу в орган государственного пожарного надзора с указанием обстоятельств и существа нарушения Ваших прав или причиненного вреда.
При проведении проверки Вы обязаны:
- присутствовать при проверке или вместо Вас должен быть Ваш представитель;
- дать проверяющему лицу проверить территории, здания, сооружения, помещения и строения;
- по требованию инспектора представить документы о состоянии пожарной безопасности, в том числе о пожарной опасности производимой или реализуемой продукции.
Лучше всего в качестве оппонента использовать другого специалиста в области пожарной безопасности, представив его как уполномоченное лицо. Так большинство вопросов может разрешиться до оформления результатов проверки.
О том, какие документы могут требовать проверяющие, мы остановимся подробнее позже в отдельной главе.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора, при проверке имеют право:
- запрашивать и получать информацию и документы, необходимые при проведении проверки;
- беспрепятственно посещать территорию и объекты и проводить их обследования;
- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия;
- выдавать предписания об устранении нарушений;
- составлять административные протоколы, рассматривать дела и принимать меры по предотвращению нарушений.
- Если коротко инспектор имеет право проверить и принять меры, а вот, что не вправе перечень намного длиннее. Итак, проверяющий при проведении проверки не вправе:
- проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа государственного пожарного надзора;
- осуществлять проверку в случае Вашего отсутствия при ее проведении;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Административным регламентом, или предложений о проведении за их счет проверок.
Проверки в 2021 году: порядок проведения
Проверяющий, при проверке обязан:
- предупреждать появление нарушений;
- выявлять нарушения;
- принимать меры по недопущению нарушений, то есть наказывать;
- соблюдать законы;
- не нарушать прав проверяемого;
- проводить проверку по распоряжению;
- проводить проверку в рабочее время (с понедельника по четверг с 9.00-18.00, а в пятницу с 9.00 – 16.45);
- перед проверкой предъявлять служебное удостоверение и копию распоряжения;
- не мешать Вам, присутствовать при проведении проверки;
- давать пояснения по вопросам пожарной безопасности;
- предоставлять Вам, информацию и документы по проверке;
- знакомить Вас с результатами проверки;
- учитывать тяжесть и опасность нарушений при определении мер наказания;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;
- соблюдать сроки проведения проверки;
- не требовать документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- перед началом проведения проверки по просьбе проверяемого лица, ознакомить с положениями Административного регламента.
Как видите обязанностей у инспектора намного больше, чем у Вас и каждое отклонение от исполнения этих обязанностей является нарушением порядка проведения проверки, которое может быть обжаловано.
Все требования пожарной безопасности не могут быть выполнены один раз и потом забыты. Существуют текущие противопожарные мероприятия, которые необходимо выполнять с определенной периодичностью, а именно:
- проведение противопожарных инструктажей – с установленной периодичностью;
- проведение обучения руководителей и работников пожарно-техническому минимуму – с установленной периодичностью в зависимости от пожарной опасности производства;
- практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте с массовым пребыванием людей – не реже 1 раза в полугодие;
- качество огнезащитной обработки (пропитки) по инструкции – не реже 2 раз в год;
- эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах – не реже 1 раза в 5 лет;
- очистка вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов – не реже 1 раза в год;
- проверки работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода – не реже 2 раз в год (весной и осенью);
- перекатку пожарных рукавов пожарных кранов – не реже 1 раза в год;
- проверка задвижек с электроприводом на обводных линиях – не реже 2 раз в год;
- проверка пожарных насосов-повысителей – ежемесячно;
- проверка автоматических установок пожаротушения, сигнализации, систем противодымной защиты и оповещения людей при пожаре, систем внутреннего и наружного противопожарного водопровода, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах – не реже 1 раза в квартал;
- очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы – ежегодно весной и осенью;
- проверка и ремонт печей, котельных, теплогенераторных и калориферных установок, а также других отопительных приборов и систем – перед началом отопительного сезона;
- очистки дымоходов и отопительных печей от сажи – перед началом отопительного сезона и не реже 1 раза в 3 месяца;
- очистки дымоходов и печей и очагов непрерывного действия от сажи – перед началом отопительного сезона и не реже 1 раза в 2 месяца;
- очистки дымоходов и кухонных плит и других печей непрерывной (долговременной) топки печей от сажи – перед началом отопительного сезона и не реже 1 раза в 1 месяц;
- проверка клапанов дымовых люков на зимний период – не реже 1 раза в 10 дней;
- проверка электрического сопротивления заземления трубопроводов и емкостей – не реже 1 раза в год;
- очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений для помещений категорий А и Б – не реже 1 раза в квартал;
- очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений для помещений категорий В1 – В4 – не реже 1 раза в полугодие;
- очистка вытяжных устройств (шкафов, окрасочных, сушильных камер и др.), аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений для помещений категорий по Г и Д – не реже 1 раза в год;
- очищать камеры термической обработки древесно-стружечных плит от остатков летучих смоляных выделений и продуктов пиролиза древесины, пыли и других отходов – не реже 1 раза в сутки;
- очищать от сажи топочно-газовые устройства газовых сушильных камер, работающих на твердом и жидком топливе – не реже 2 раз в месяц;
- очищать от древесных отходов сушильные камеры для мягких древесно-волокнистых плит – не реже 1 раза в сутки;
- проверки паяльных ламп – не реже 1 раза в месяц;
- просушивать и очищать асбестовые полотна, полотна из грубошерстной ткани или из войлока – не реже 1 раза в 3 месяца;
- проверять автоблокировку электродвигателей технологического оборудования с электродвигателями воздуходувных машин, из которых продукт поступает в соответствующую пневмотранспортную сеть – при каждом пуске оборудования.
Сообразно опубликованному на сайте МЧС плану проверок 2017 года в ООО «Стрела» будет проводиться плановая проверка. Дата начала — 26 сентября. Организацию уведомили об этом письменно за 3 дня — 21 сентября. Штат ООО «Стрела» состоит из 100 человек, следовательно, длительность проверочных мероприятий не должна превышать 50 часов.
Во время осуществления контроля пожарным инспектором обнаружены нарушения требований Правил противопожарного режима в РФ (редакция 2016 г.):
- Отсутствие порядкового номера и паспорта у огнетушителей (п. 475 Правил).
- Не ведется журнал учета по первичным средствам пожаротушения (п. 478 Правил).
Выявленные факты были зафиксированы в акте. К нему были приложены подтверждающее фото с объяснением должностного лица ООО «Стрела». Организации дано предписание на устранение нарушений.
Вопрос №1. На какой срок, при каких условиях может продлеваться срок плановой проверки МЧС?
Срок проверки, проводимой в плановом порядке, может увеличиваться в исключительных ситуациях не более чем на 20 рабочих дней. К примеру, возникала необходимость проведения особых экспертиз либо специфических исследований, на которое требуется дополнительное время. В небольших предприятий, где работает до 100 человек, срок продлевается до 50 часов, а маленьких с 15 штатными единицами — до 15 часов.
Инициатива по продлению сроков исходит от проверяющего должностного лица со стороны пожарного надзора. Подобные действия должна быть аргументированы.
Вопрос №2. Какие сроки предусмотрены для устранения обнаруженных нарушений в результате проведения контроля МЧС?
Дедлайн по части устранения выявленных нарушений определяется в зависимости от их направленности и сложности, а также с учетом имеющихся условий для их ликвидации.
Вопрос №3. Может ли жалоба стать основанием для внеочередной проверки?
Да, если она обоснована. К примеру, налицо нарушение прав потребителей, следующее из жалобы, обращения гражданина. Возможны и иные основания для осуществления внепланового контроля. Например, МЧС стали известны факты причинения вреда здоровью гражданам.
Вопрос №4. Когда будет проводиться плановая проверка в организации, образованной недавно?
С момента ее создания должно пройти 3 года. По истечении этого срока в плановом порядке органы ГПН вправе осуществлять контроль. Проверяемую организацию известят о грядущей проверке письменно за 3 дня до ее начала.
Плановый контроль соблюдения противопожарного законодательства проводится раз в три года. В территориальном органе ГПН ежегодно до 20 августа разрабатывается план проверки подконтрольных предприятий. Основанием для включения определенной организации в этот перечень является:
- истечение трех лет после последнего планового контроля;
- истечение трех лет после ввода здания в эксплуатацию или изменение его класса опасности.
Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?
Подготовка к проверке по пожарной безопасности начинается с пересмотра предписаний по предыдущему контролю. Чаще всего инспекторы выявляют нарушения:
- Неисправность сигнализации и системы оповещения. Отсутствие договора на их обслуживание.
- Размещение производственных мощностей в помещениях, предназначенных для хознужд.
- Отделку путей эвакуации горючими материалами.
- Загромождение путей эвакуации и лестничных пролетов.
- Отсутствие огнезащитного покрытия несущих конструкций и кровли.
- Игнорирование плановых испытаний пожарных лестниц.
- Незаконную перепланировку здания.
- Отсутствие установленных мест для курения.
- Открытые приборы освещения.
- Отсутствие подъезда и проезда для автомобилей МЧС.
- Неисправность и некомплект системы внутреннего водопровода.
- Отсутствие или неправильное ведение документации по пожарной безопасности на предприятии.
- Отсутствие специального образования у лица, отвечающего за пожарную безопасность.
Первое, на что обращают внимание специалисты ГПН – наличие приказов, регламентирующих соблюдение Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390. Приказом руководителя на производстве устанавливается противопожарный режим. В нем прописывается порядок обесточивания электроустановок в соответствии с производственными потребностями и в случае пожара. Определяются места для курения и отводятся помещения для хранения сырья.
- Наличие планов эвакуации в помещениях, в которых единовременно находится более 10 человек.
- Наличие знаков безопасности возле каждого вида оборудования повышенной пожарной опасности.
- Наличие табличек о категории класса взрывопожарной и пожарной опасности на дверях складских и производственных помещений, в которых находится оборудование повышенной опасности.
- Состояние эвакуационных выходов: свободное открывание дверей, отсутствие загромождений.
- Состояние подвалов, чердаков и электрощитовой. Отсутствие в помещениях посторонних предметов.
- Состояние систем противопожарной защиты. В случае их обслуживания сторонними организациями необходимо привлечь к проверке специалистов подрядчика.
- Работоспособность электроустановочных точек: розеток, выключателей, светильников.
Кроме учредительных документов инспектор, пришедший на предприятие с плановым контролем, должен запросить:
- приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность;
- инструкции о мерах безопасности и действиях во время пожара;
- приказ об отведении мест для курения;
- акты об обработке огнезащитным составом несущих конструкций и деревянных элементов здания;
- копии документов, подтверждающих прохождение обучения ответственного за ПБ по программе «Противопожарный минимум»;
- копии документов об обучении сотрудников охраны;
- журнал противопожарного инструктажа по всему предприятию;
- проектную документацию на систему сигнализации и дымоотведения;
- договор на техобслуживание сигнализации;
- журнал о проведении регламентных работ для каждого вида оборудования;
- журнал учета огнетушителей;
- акт проверки внутреннего водопровода;
- акт проверки огнезащитной обработки;
- договор на обслуживание системы вентиляции;
- акты проверки состояния кровли и заграждений на крыше;
- журналы отработки планов эвакуации;
- акт о замерах сопротивления изоляции электропроводов;
- документы, подтверждающие установку категорий пожарной безопасности складских и производственных помещений.
Кроме документов инспектор обязательно проверит, соответствуют ли планы эвакуации фактически имеющимся путям вывода людей из здания в случае ЧС. На каждом этаже должны иметься таблички о направлении аварийных выходов, расположении средств пожаротушения, предупреждения людей и связи.
Инспектор проверяет наличие и маркировку средств пожаротушения, работу системы оповещения, сигнализации, дымоудаления и пожаротушения. Визуально оценивает состояние пожарного водопровода и проверяет акты его последних проверок, в том числе акты перекатки рукавов. Проверяющий обязан пройтись по всем этажам и проверить эвакуационные пути на момент их захламленности и наличия решеток на окнах. В местах, отведенных для курения, должна быть соответствующая табличка, плотно закрывающаяся дверь, пепельница из огнеупорного материала, система вентиляция и отдельный огнетушитель.