Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Период С 2021 Года По 2021 Года Рсо Может Сделать Перерасчет Управляющей Компании По Водоотведению Одн». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:
1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Что означает водоотведение в квитанции за квартиру?
Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН
Ответы по оплате ОДН. Фото № 3
Несмотря на то, что данный тариф был задуман как плата за водные ресурсы, которые идут на нужды обслуживания домов, формируется он не прозрачно, поэтому многие коммунальные предприятия стараются завышать нормы потребления ОДН.
Рассмотрим часто возникающие вопросы. Первый касается схем расчетов. Существует несколько формул по расчету ОДН, однако не одна из них не совершенна и существует множество способов запутать потребителей.
Проще тем, у кого многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком холодной и горячей воды. Имея его, потребители коммунальных услуг всегда могут сопоставить, сколько воды зашло в дом, а также количество ее, потраченное всеми потребителями. Соответственно разница будет составлять сумму ОДН.
Те дома, которые не имеют общедомовых учетных приборов, будут платить за ОДН исходя из расчетов поставщиков коммунальных услуг. Формула для них следующая – Н = х К / С.
Н – это значение ОДН на конкретный объект потребителя (то есть на один лицевой счет), это стандартное число, применяющееся для всех расчетов, К – это общее количество граждан проживающих в доме, С – это общее значение всех жилых и нежилых в конкретном многоквартирном доме.
Как видно из данной формулы, она не будет отражать точное показание использованной воды для обслуживания дома и его инженерных сетей.
Следующий вопрос касается оплаты за не предоставленные услуги. Например, бывают ситуации, когда в доме отсутствует вода по причине ремонтных работ на центральном водоводе, или других поломок, а полученная платежка содержит ОДН. Не нужно паниковать. Достаточно составить заявление в виде претензии в коммунальное предприятие поставляющее воду.
Управляющие компании обязаны руководствоваться Указом Президента РФ, которым введен в действие ФЗ №258 от 29.07.2017 г. (опубликован 30 июля 2021 г.). Исходя из закона, расчет сумм ОДН производится либо по счетчикам, либо по нормативам региона.
Обратите внимание! Если счетчик установлен, то управляющая компания не вправе игнорировать его показания, равно как и требовать с жителей дома суммы сверх потребленных фактически услуг.
Проведенный специалистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что оплата за потребленные на СОИ ресурсы может как увеличиться, так и уменьшиться. При этом и снижения, и повышения оказались незначительными. Управляющие организации могут наблюдать, что в домах одного типа начисляемые суммы получаются неодинаковыми. Оплата во многом определяется общей площадью помещений, относящихся к общедомовому имуществу. Для каждого дома этот параметр индивидуален, поэтому и суммы расходов будут везде свои.
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Формулы расчёта
То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.
При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:
В зависимости от наличия или отсутствия счетчика в доме начисление ОДН на водоотведение производится по-разному. Согласно положениям законодательства, в первом случае в расчетах участвуют объемы потребленной воды и утвержденные региональными властями тарифы на единицу ресурса.
Если счетчика нет, водоотведение рассчитывается по действующим в субъекте РФ среднемесячным нормативам потребления воды.
Формула расчета при своевременном уведомлении об объемах использованной воды при наличии счетчика выглядит следующим образом:
Стоимость= (ГВС+ХВС) Х тариф
При этом ГВС и ХВС – объемы горячей и холодной воды, которую использовали жильцы определенной квартиры в предыдущем месяце в соответствии с показаниями индивидуальных счетчиков.
Жильцы должны передать показания индивидуальных приборов учета до 25 числа текущего месяца путем электронного сообщения, смс-уведомления или лично.
В случае несвоевременной передачи данных оплата рассчитывается автоматически с учетом среднего показателя потребления за последние 6 месяцев.
Если счетчики не установлены, расчет водоотведения производится по действующим среднемесячным нормативам потребления воды, установленным в конкретном субъекте РФ.
В расчет стоимости включено значение норматива, количество прописанных жильцов и тариф.
Норматив Х количество зарегистрированных лиц Х тариф = стоимость
Нормы устанавливаются на региональном уровне. На их размер существенно влияют следующие факторы:
- климатическая зона;
- площадь помещения;
- состояние централизованной канализационной системы;
- наличие и количество моек, раковин, ванн и так далее.
Если в доме есть техническая возможность установить счетчики, но учетные приборы все-таки отсутствуют, согласно Постановлению № 354, норматив применяется с повышающим коэффициентом. В 2021 году он равен 1,5.
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).
Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Новая редакция Жилищного кодекса РФ вступает в силу 1 июля 2021 года. Законодатели изменили порядок взимания платы за коммунальные услуги, а также определили особенности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие компании не хотели, а часто и не могли, оплачивать неучтенные по счетчикам жильцов или по нормативам услуги. Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН.
Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.
Отменили одн или нет в 2021 году
- Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован;
- Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях;
- Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете;
- В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%;
- При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь;
- Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН;
- Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.
Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву.
Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции. Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы. Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.
Как известно, в 2020 году был введен ряд послаблений по коммунальным платежам — в частности, до 1 января 2021 года приостановлено начислений пеней и штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг и взносов на капремонт.
Обязанность по оплате самих услуг с граждан не сняли, а вот начислять неустойку на долги запретили, начиная с 6 апреля и по 31 декабря 2020 г. (ПП РФ от 02.04.2020 № 424).
На данный момент официальных заявлений по поводу дальнейшего продления моратория от правительства не было. А судя по тому, какую тревогу бьет Минстрой из-за резкого роста коммунальных долгов за последнее время, рассчитывать на такое продление вряд ли стоит.
Поэтому с наступлением нового года у коммунальных служб, скажем так, развязываются руки. Но все же стоит проконтролировать, чтобы в своем рвении они не вышли за рамки закона:
1) неустойку нельзя доначислить «задним числом» за период с 6 апреля по 31 декабря 2020 г. (даже если на тот момент у гражданина был долг),
2) с 1 января 2021 г. могут начислять пени на всю задолженность, которая на эту дату числится за гражданином, но срок отсчета неустойки будет разный:
— на задолженность, возникшую до 6 апреля 2020 г., пени могут начислить уже с 1 января 2021 г.,
— а на задолженность, которая образовалась в период моратория (с 6 апреля по 31 декабря 2020 г.), пени могут начислять только с 31-го дня просрочки (расчет просрочки ведется с 1-го января, а по правилам ст. 155 ЖК РФ пени могут начисляться не ранее 31-го дня просрочки).
Иной подход лишал бы граждан права на законные 30 дней для погашения коммунальных долгов без неустойки.
Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).
Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).
Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:
— после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.
Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.
С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.
Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).
Повышение тарифов ЖКХ в 2021 году
В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.
Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.
Перерасчет – это повторная конверсия оплаты коммунальных услуг, но с изменениями исходных данных. Такую операцию проводят, если при начислении произошли накладки или ошибки со стороны работника или хозяина жилой площади.
Пересчёт можно провести, если неточности были выявлены и исправлены. Тогда ЖКХ или компания-поставщик дает добро отделу бухгалтерии на перевод правильной суммы, а также самостоятельно компенсируют издержки, если это необходимо.
Официальная корректировка сумм за ЖКХ осуществляется по нескольким статьям:
- вывоз мусора с территории, за которую жители платят деньги;
- водоснабжение и канализационные услуги;
- газоснабжение;
- ГВС.
УК не имеет официальных оснований в отказе требований, если у хозяина жилплощади есть причины для его проведения. Но это возможно лишь при наличии подтверждающих документов (оригинал или копия) и заявления, которые оформлено по правилам.
Если жилец надолго покидает квартиру, то перерасчет проводят по установленным нормам, которые нельзя нарушать. Срок официально подтвержденного отсутствия на жилом объекте не может быть больше полугода.
УК делает пересчет в течение всего этого времени, но жилец так и не появляется, то следует составить еще одно заявление для пролонгации срока.
Период, за который можно сделать перерасчет за коммунальные услуги, во избежание нарушения закона, составляет 6 мес.
Обычно процедура необходима, когда собственники оплачивают не фактические расходы за ресурсы, а используют нормативы. Если же хозяин жилплощади устанавливает в доме специальный счётчик, то платить он будет уже не по региональному стандарту, а зато, сколько воды или газа израсходовано в месяц. Но и в этом случае бывают накладки, поскольку периодически случается сбой в оборудовании. Спустя срок, определенный в технической документации, нужно проводить проверки приборов.
Одной из распространенных причин перерасчета специалисты считают отпуск. Хозяева квартир действуют по стандартной схеме: владелец жилой площади не направляет сведения о показателях счётчиков вовремя из-за забывчивости, и отправляется на отдых. Информация с измерительного прибора не поступает в отдел УК. Поэтому на следующий месяц придётся делать перерасчет.
Чтобы провести процедуру перерасчета жильцы частного дома или квартиры обязательно должны подтвердить официальный факт того, что они имеют на это законное право. В надзорные инстанции нужно отправить документы и доказательства по занимаемой позиции. При отсутствии подтверждений сотрудники ведомства не вправе начинать работу.
Перерасчет оплаты за ЖКУ проводят, если человек долгое время отсутствует в квартире и не имеет возможности платить по счетам.
К основным обстоятельствам относят тяжёлую болезнь, когда человек долго находился в лечебном учреждении. Тогда гражданин не имеет возможности в установленные сроки обратиться с ходатайством.
Как только больничный лист закончится, следует формировать заявление в УК с пояснениями, а также представить документы из клиники, подтверждающие отсутствие хозяина по уважительной причине.
Если человек из-за нарушения закона попадает под следствие и находится в СИЗО или тюрьме, то после освобождения он может представить соответствующий документ. При выходе на свободу человеку выдается специальная справка.
Бумага является подтверждением того, что гражданин определённое время находился под заключением и не имел возможности оплатить ЖКУ.
Иногда после смерти человека, его тело находят не сразу. Поэтому счета за оплату услуг всё равно будут приходить на квартиру, поскольку этот факт не подтвержден документально.
Чтобы родственникам не пришлось выплачивать пени и неустойки, члены семьи должны представить в УК справку из морга, где было произведено вскрытие. Доктора указывают в акте примерное время смерти. Этот документ примут и произведут официальный перерасчет ЖКХ.
Для инициации перерасчета из-за низкого уровня оказываемых услуг потребуется официально доказать сам факт ненадлежащего качества.
Для этого придётся провести специальную экспертизу с соответствующими замерами:
- Чтобы оценить холодную воду, то проверяют ее хим. состав, показатели идущей жидкости и внешний вид.
- Уровень горячей воды определяют по фактической температуре. Допустимый предел – 60-75 градусов.
- Если жилец подозревает, что подача электроэнергии ниже той, за которую он отдает деньги, необходимо проверить напряжение и силу тока. Для этого обращаются к независимым экспертам. Не допускается самостоятельно заниматься подобными нюансами.
- Для оценки качества отопления в квартире или частном доме устанавливают специальные датчики, которые определяют давление в системе, а также фиксируют температуру в помещении. Нормативы закрепляются на уровне субъектов.
В первую очередь важно определить, что входит в состав ЖКУ. Можно выделить основные разделы:
- техническое обслуживание оборудования и дома, а также придомовой территории;
- капитальный ремонт и вывоз мусора;
- отопление квартир;
- газоснабжение, подача электричества;
- водоснабжение и водоотведение.
Управляющая компания формирует тарифы в соответствии с корректировками Правительства РФ. Тарифы корректируются в зависимости от региона. Не допускается самовольное завышение стоимости в нарушение законодательных требований.
Согласно нормам жилищного законодательства, собственники и наниматели жилых помещений обязаны своевременно и в полном объеме вносить оплату. Коммунальные платежи оплачиваются не позже 10 числа следующего месяца. Сроки оплаты могут сдвигаться согласно договору жильцов с управляющей компанией.
Существуют следующие типичные ситуации, когда платежи за ЖКУ могут начисляться неправильно:
- сознательное завышение тарифов или включение несуществующих услуг;
- ошибки при вводе данных в систему расчетов;
- неправильное применение установленных тарифных ставок.
Если обнаружены неправильные начисления по квартплате, важно отстаиваться свои права. В этом случае для управляющей компании и ответственных лиц устанавливается ответственность, основным выражением которой становятся серьезные штрафы.
Постановление № 354 «Общедомовые нужды» — платить или не платить по Закону?
Существует строгая последовательность инстанций, установленная при выявлении неправильных начислений по коммунальным платежам. Если вы не знаете куда жаловаться, можно последовательно обращаться в следующие организации вплоть до разрешения ситуации:
- Управляющая компания;
- Жилищная инспекция;
- Органы прокуратуры;
- Судебные органы.
Это основной проверяющий орган, который осуществляет надзор за деятельностью управляющих компаний и решает спорные ситуации. Заявление подается в свободной форме в адрес организации с указанием своих контактных данных, включая номер телефона. Это позволит ответственному сотруднику быстрее вникнуть в суть дела и принять решение.
К заявлению обязательно прикладываются копии квитанций и обращения в управляющую компанию. Если подобная ситуация произошла с несколькими жильцами, лучше подать коллективное обращение. Оно всегда более эффективно, так как факт нарушения подтверждается несколькими собственниками.
Жилищная инспекция проведет проверку. Если будет выявлено нарушение, выдается требование решить ситуацию и оплатить штраф.
Как правило, в органы прокуратуры обращаются в случае, если предыдущие жалобы не дали результата. Сюда можно обращаться сразу, если допущены серьезные нарушения, такие как регулярное внесение в квитанции значительных платежей за несуществующие услуги большинству жильцов или при наличии доказательства хищения средств.
В этом случае можно говорить о наступлении уголовной ответственности, поэтому проверка проводится более тщательно. Заявление можно подать в районную прокуратуру лично или направить по почте заказным письмом. Также допускается заполнение заявления через онлайн форму на сайте областной прокуратуры, но в этом случае месячный срок рассмотрения может увеличиться.
Время чтения: 5 минут
В квитанцию на оплату коммунальных услуг жильцов многоквартирных домов (МКД) в РФ включается поле «Водоотведение». С 2013 г. его дополняет строка «Водоотведение ОДН». Под этой аббревиатурой скрывается термин «общедомовые нужды».
Он включает не только сброс в канализацию воды, использованной жильцами квартиры, но широкий диапазон других услуг, связанных с водопотреблением.
Как следует из поправок, внесенных в нормативные документы, водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году имеет свои нюансы.
Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года фиксирует понятие «общедомовые нужды» и определяет их как разницу между потреблением по общедомовому счетчику всеми жителями МКД и индивидуальными показателями потребленных услуг жильцами отдельных квартир.
Если речь идет о холодном водоснабжении, к ОДН относят следующие затраты:
- мытье лестниц и лестничных площадок;
- промывание сетевых коммуникаций;
- полив палисадников и газонов;
- внутридомовые потери в водосетях и пр.
По горячей воде в сумму расходов на общедомовые нужды включены:
- сброс воды в стояках в случае ремонта батарей в многоквартирном доме;
- технологический пролив системы во время подготовки к отопительному сезону;
- опрессовка системы отопления;
- технические потери и так далее.
Кроме затрат на водоотведение на ОДН, жильцы МКД оплачивают расходы и на другие общественные нужды.
Узнайте подробнее, что входит в общедомовые нужды.
Изменения в правилах оплаты коммунальных услуг с января 2021 года
С начала 2021 года затраты на обслуживание общего имущества подверглись существенным изменениям. Во-первых, такой строчки в счет-квитанциях больше не стало. Данный показатель может был увеличен на 2-3% и включен в общий счет.
Также предусмотрена схема контроля ОДН с помощью новых ресурсов, которые будут обслуживать общее имущество, время и случаи необходимости в них.
Что собой представляют нужды дома и на чем жители смогут экономить?
Это, в первую очередь, электроэнергия, которая требуется для работы домофонов, лифтов, а также освещение лестниц и подвалов. Также для нужд многоквартирного дома требуется специализированное оборудование.
- ХВС. Обслуживание клумб и газонов, поддержание чистоты в подъездах и служебных помещениях, прочистка канализации и другие хознужды.
- ГВС. Мероприятия, связанные с подготовкой жилых домов к отопительному сезону, то есть проверка систем отопления путем выброса горячей воды, ремонт батарей.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг…
- P – сумма, указанная в квитанции;
- Sи – метражность квартиры;
- N – действующий норматив в регионе на потребление ресурса;
- T – тариф, установленный РСО.
Законность перерасчета за отопление определяется рядом показателей:
- общее использование теплоснабжения за предыдущее отчетное время;
- в случае, когда ИПУ работал не все 12 месяцев, а лишь конкретный период, то объем рассчитывается на основании договора;
- сумму потребления ресурса делят на площадь всех объектов недвижимости по МКД.
- внутридомовых водопотерь в сетях,
- сброса воды в стояке (например, при ремонте батареи в многоквартирном доме),
- технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону,
- опрессовки системы отопления.
Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все помещения дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в доме, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации общего досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержаться в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).
Кроме того, произвести перерасчет за ОДН также необходимо, поскольку будут нарушены права собственников остальных помещений в МКД: у собственников помещений на техэтаже возникло неосновательное обогащение в виде сбережения денежных средств за счет других собственников:
С учетом того, что собственники других помещений оплачивали одн и за собственников помещений, не учтенных при расчете (если речь именно о такой ситуации, конечно), то ранее сделанный расчет содержит ошибку, которая, как я думаю, корректируется, также как и любая ошибка в расчетах, возникшая по причине наличия недостоверных/неточных сведений.
До 2020 года нормы, определяющие расчет платы за ОДН, были довольно расплывчаты. Поэтому управляющие компании начисляли платежи по собственному усмотрению, и жители некоторых районов сталкивались с большой разницей в тарифах: условно говоря, одному приходил платеж на 200 рублей, а другому на 600. Данная графа в квитанциях предоставляла поле для мошеннических действий работников ЖКХ, а жильцы не могли проверить, правильные ли значения указаны в их платежках. В 2020 году был проведен ряд реформ в этой области.
Преимущественно, если есть повод для пересчета, за определенный месяц услуга выплачивается в стандартном порядке. И только на следующий месяц потребитель может получить отдельный счет, уже с измененной суммой.
- Оплата за холодное водоснабжение по показаниям, полученным с помощью квартирного прибора учета;
- Оплата за горячее водоснабжение по показаниям, полученным согласно данным квартирных учетных приборов;
- Оплата за услугу водоотведения по показаниям, взятым со счетчиков учета;
- Оплата по доле в отдельной квартире в статье расходов ХВС на нужды дома;
- Оплата по доле определенной квартиры в статье расходов ГВС на нужды дома;
- Оплата по доле конкретной квартиры в структуре расходов на нужды дома.
Например, забывчивость или семейный отпуск могут послужить причиной того, что собственник квартиры временно не передает данные своего прибора учета. В этом случае уже на следующий месяц после того, как владелец жилья возобновит передачу данных, ему сделают перерасчет.
При нарушении этих условий, исполнитель должен освободить потребителя от оплаты или предоставить ему компенсацию. Независимо от того, заключался ли договор между исполнителем и потребителем, исполнитель все равно возмещает ущерб в случае предоставления некачественных услуг.
Услуги ОДН в 2020 году уже включены в вашу квитанцию. То есть, они не выносятся отдельной строкой, а приплюсованы к общей сумме. Следовательно, пора вспомнить, что в число общедомовых территорий входят:
В квитанцию будут включены данные, рассчитанные при помощи общедомовых приборов учёта (ОДПУ). Устанавливаются они на холодную и горячую воду, а также электроэнергию и отопление.
Потребности дома в ОДН рассчитываются просто – они представляют собой разницу между показаниями ОДПУ и суммой показаний личных счётчиков всех жильцов. При отсутствии у собственника жилплощади индивидуального счётчика доля его ОДН распределяется пропорционально исходя из площади квартиры.
Как известно, в 2020 году был введен ряд послаблений по коммунальным платежам — в частности, до 1 января 2021 года приостановлено начислений пеней и штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг и взносов на капремонт.
Обязанность по оплате самих услуг с граждан не сняли, а вот начислять неустойку на долги запретили, начиная с 6 апреля и по 31 декабря 2020 г. (ПП РФ от 02.04.2020 № 424).
На данный момент официальных заявлений по поводу дальнейшего продления моратория от правительства не было. А судя по тому, какую тревогу бьет Минстрой из-за резкого роста коммунальных долгов за последнее время, рассчитывать на такое продление вряд ли стоит.
Поэтому с наступлением нового года у коммунальных служб, скажем так, развязываются руки. Но все же стоит проконтролировать, чтобы в своем рвении они не вышли за рамки закона:
1) неустойку нельзя доначислить «задним числом» за период с 6 апреля по 31 декабря 2020 г. (даже если на тот момент у гражданина был долг),
2) с 1 января 2021 г. могут начислять пени на всю задолженность, которая на эту дату числится за гражданином, но срок отсчета неустойки будет разный:
-на задолженность, возникшую до 6 апреля 2020 г., пени могут начислить уже с 1 января 2021 г.,
-а на задолженность, которая образовалась в период моратория (с 6 апреля по 31 декабря 2020 г.), пени могут начислять только с 31-го дня просрочки (расчет просрочки ведется с 1-го января, а по правилам ст. 155 ЖК РФ пени могут начисляться не ранее 31-го дня просрочки).
Иной подход лишал бы граждан права на законные 30 дней для погашения коммунальных долгов без неустойки.
Оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме в 2021 году
Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).
Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).
Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:
-после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.
Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.
С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.
Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).
В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).
По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.
Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.
Четыре изменения в правилах оплаты коммунальных услуг с января 2021 года
Изменения, когда-то внесенные в Процессуальный кодекс Российской Федерации, усложнили управляющим компаниям процесс взыскания долгов с неплательщиков. Потому что новые правила требовали обязательно указывать идентификационные данные должника. Чтобы на законных основаниях можно было обратиться в суд. Это, в частности, сведения из паспорта, СНИЛС, ИНН и т. п.
Проблема в том, что компании чаще всего не заключают договор с каждым жильцом индивидуально. Поэтому такие данные у них, как правило, отсутствуют. Но задолженности возникали. И управляющие компании обращались по этим вопросам в суд.
Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.
Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.