Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила Оформления Товарнотранспортной Накладной 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Согласно комментируемому постановлению, транспортную накладную (ТН) можно составить:
- на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика соответственно;
- или в виде электронной транспортной накладной, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.
Супер! Пыталась скачать примерно с 20 сайтов, нигде не дает без регистрации. А тут и форма отлично собрана и скачала без проблем.
Должны упрощать, а они всё дополняют и дополняют. Спасибо хоть, что вы ужали её до двух страниц вместо 5. Сэкономим на бумаге!
Благодарим за проделанную работу! Поддерживаю слова предыдущего комментатора — отлично сэкономим на бумаге.
Стесняюсь спросить!!!А зачем им информация в графе ТС «Тип владения»????
Им то каким боком лизинг у меня или аренда??А если у меня договор с ТК???а машина в собственности водителя и в договоре с экспедитором!!!
Транспортная накладная 2021 в 1С — образец
Форма накладных является унифицированной. Главной считается накладная по образцу 1-Т (утверждена в 1997 году). Что касается отдельных видов продукции, на них есть отдельные формы ТТН:
Документальные формы утверждены в 1997 году Постановлением №68. В 2021 году транспортная накладная обрела новый вид, который утвердило Правительство РФ (Постановление №272). Из неё убрали поля, по которым списывались и приходовались товары.
Грузоперевозка должна сопровождаться отдельным документом. Когда в автомобиле находятся товары для разных грузополучателей, то каждая партия должна иметь отдельные сопроводительные документы. На каждого получателя свой комплект.
Накладная дублируется в 4 экземплярах:
- один оставляет себе тот, кто отправил товар. По нему произойдёт списание товарно-материальных ценностей;
- остальные 3 экземпляра передаются шофёру. На них должны стоять подписи ответственных лиц, печати. Водитель также на них расписывается;
- дубликат накладной №2 предназначается получателю товара, по нему приходуется товар;
- дубликат №3 и №4 переходит к собственнику транспорта, который доставлял товар;
- по третьему экземпляру ведутся расчёты за оказанную услугу;
- с помощью четвёртого экземпляра, который крепится к ПЛ (путевой лист), насчитывается зарплата шофёру.
Если груз имеет нетоварный характер, оформляется 3 экземпляра ТТН. Первые два идут в компанию, которая перемещала груз. А 3-й переходит тому, кто занимался отправкой, чтобы зафиксировать объём выполненных работ.
В ТТН должны быть заполнены все поля. Среди основных стоит отметить:
- время доставки товара;
- реквизиты компании;
- данные транспортного средства (какой автомобиль и его госномер);
- номер товарно-транспортной накладной, и к какому путевому листу она прилагается;
- покупатель товара, реквизиты;
- информация о человеке, который перевозит груз (фамилия-имя-отчество, права, тип лицензии);
- тип перемещения;
- регистрационный номер;
- место погрузки;
- место разгрузки;
- данные по прицепу при его наличии;
- что за груз перевозится (как называется, в чём упакован, сколько мест занимает, способ определения массы, какой у него код и номер контейнера, отмечается класс груза, а также масса брутто);
- подписи кладовщика, водителя-экспедитора.
Оформлением товарно-транспортной накладной занимается тот, кто груз отправляет. Правило работает для общих случаев. Как происходит оформление бумаг, если ТН занимается отправитель груза:
- Компания перевозчик пишет данные по грузу у себя в офисе.
- Оригинал документа отдаётся шофёру.
- Он едет с этим документом к тому, кто отгружает товар.
- Грузоотправитель заполняет документ до конца.
Специалисты советуют указывать такой порядок при заключении договора. В противном случае, водителю придётся ехать сначала в транспортную компанию, и только после неё к получателю.
Есть 2 формы накладных:
- транспортная накладная;
- товарно-транспортная.
Существенная разница состоит в том, что в последнем случае детально указывается перевозимый товар. То есть, по этому документу бухгалтерия легко проведёт оприходование. С другой стороны, транспортная накладная более детально описывает перемещение товара. Основные ситуации, когда выдаются накладные:
- Подтверждение того, что на грузоперевозку потрачены средства, в пользу третьей стороны.
- Накладная подтверждает факт того, что перемещение груза правомерно.
- ТТН требуется для бухгалтерии, которая занимается списанием и оприходованием товара.
- Если доставка идёт за счёт грузоотправителя.
- Любое перемещение алкогольной продукции должно иметь сопроводительный документ. К нему относится и ТН, и ТТН.
ТТН с объемом — тема видео ниже:
- Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии)
- Бухгалтерский баланс
- Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
- Отчет о финансовых результатах
- Расчет по страховым взносам
- Платежная ведомость
- Приходный кассовый ордер
- Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности
Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.
Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.
Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.
Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.
При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.
На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:
- транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
- введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
- обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
- установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
- описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
- добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
- обновлена форма транспортной накладной.
Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).
Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:
- при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
- создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.
Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.
Новая форма транспортной накладной с 01.01.2021
Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.
Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.
В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.
Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:
- информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
- иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.
Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.
ППГАТ установили обновленную форму транспортной накладной (приложение № 4 к Правилам).
Изменены графы 1 и 2 транспортной накладной — теперь грузоотправители и грузополучатели не делятся на юридические и физические лица. При этом в графе “Грузоотправитель” добавлен чекбокс “Является экспедитором”. Ставить отметку в этом чекбоксе следует, если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени и сам оформляет транспортную накладную (редко применяется, но иногда встречается). В этом случае экспедитор заполняет новую графу 1а “Клиент (Заказчик организации перевозки)”, в которой указывает сведения о грузовладельце.
Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.
Структура документа
Накладную условно можно поделить на две части.
- Первая – товарная, — включает сведения
- об отправителе и получателе товара,
- объеме,
- наименовании и т.п. параметры.
Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.
- Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
- непосредственно о перевозке,
- информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
- марке автомобиля,
- времени в пути и километраже,
- товаре и т.д.
Здесь же указывается стоимость транспортировки.
Первый раздел накладной практически полностью должен заполнить грузоотправитель. Сначала вписываются подробные данные о товаре в таблицу.
В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —
Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. Сначала здесь указывается
- срок доставки груза,
- приводится информация о фирме-перевозчике, в том числе ее полное наименование, контактные данные (адрес и телефон),
- вписываются сведения о машине (марка и гос.номер),
- в крайнем правом столбике пишутся номера накладной и путевого листа.
В строку «Плательщик» включается информация о предприятии – заказчике перевозки (ее название, адрес-телефон и банковские реквизиты), фамилия, имя, отчество водителя и номер его удостоверения.
Строки «Лицензионная карточка», а также ее «Регистрационный номер» и серию можно пропустить, поскольку лицензирование ныне не производится, а вот окошко о виде перевозки надо заполнить (коммерческий).
Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы – по необходимости).
Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».
Справа под таблицей надо вписать документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева внести подписи непосредственных участников процесса погрузки-доставки-отгрузки.
До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?
Товарно-транспортная накладная (ТТН):
- Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
- Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
- Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
- Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
- Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>
Транспортная накладная (ТН):
- Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
- Подтверждает правомерность перевозки.
- Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
- Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
- Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
- Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
- Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
- Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
- Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
- Подтверждает расходы на автоперевозку.
- Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
- Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.
В 2021 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:
- Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
- Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
- Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
- Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
- В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
- Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
- При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
- Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
- Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
- В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
- Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.
При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.
Изменения в сроках фиксации ТТН в ЕГАИС в 2021 году
В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.
Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:
- Чтобы обосновать затраты на перевозку товаров, когда привлекается третья сторона: ТТН или ТН. Любая из этих форм подтверждает факт осуществления затрат на автоперевозку.
- Чтобы подтвердить правомерность перевозки грузов: ТТН или ТН. Подойдет любая форма.
- Чтобы осуществить списание и оприходование товаров: ТТН (или ТН + ТОРГ-12).
- Когда поставщик сам осуществляет доставку покупателю: ТН.
- Когда покупатель сам забирает товары со склада поставщика: не нужна ни ТТН, ни ТН. Если доставка не входит в договор, то для оприходования достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12, а для обоснования расходов на ГСМ и расчета зарплаты водителю можно использовать путевой лист.
- При перевозке любого алкоголя и спиртосодержащей продукции: и ТН, и ТТН. Только ТТН может служить сопроводительным документом к алкогольной продукции, подтверждающим легальность ее производства и оборота. ТТН (товарно-транспортная накладная): скачать бланк и образец заполнения на 2021 год >>
Скачайте другие унифицированные формы
Чтобы правильно и грамотно оформить товарно-транспортную накладную на бланке 1Т, следует для начала ознакомиться с особенностями структуры этого документа. Для наглядности лучше использовать образец, который выполнен с соблюдением стандартам. Условно товарно-транспортная накладная имеет разделение на 2 части. Причём бланк образца 2018 года не претерпел никаких существенных изменений, а потому в текущем году действуют те же правила оформления, что и раньше. Первая часть формы предусматривает внесение информации о:
- объёмах груза;
- наименования товара;
- параметрах и характеристиках продукции;
- отправителе;
- грузополучателе.
За счёт этой части применяемая при грузоперевозках товарно-транспортная накладная даёт основания, чтобы списать отправляемый груз со склада грузоотправителя, а также подтвердить прибытие к получателю. Потому эту часть документа называют товарной. Вторая часть уже является транспортной. Здесь вносится информация о:
- перевозке;
- транспортной компании;
- водителе;
- марке используемого автомобиля;
- километраже доставки;
- времени перевозки;
- товаре и пр.
Также вторая часть документа используется для описания стоимости грузоперевозки, согласно которой между сторонами договора осуществляются расчёты за предоставленные услуги. В действительности товарно-транспортная накладная имеет множество нюансов и особенностей, которые следует строго соблюдать при её заполнении.
При заполнении необходимой товарно-транспортной накладной крайне важно соблюдать определённые правила и стандарты. При этом отправитель или получатель, в зависимости от того, кто занимается подписанием договора с грузоперевозчиком, может обратиться за помощью к специалистам. Но если разобраться во всех нюансах, ничего сложного в самостоятельном заполнении нет. Для начала нужно выполнить несколько общих правил, после чего отдельно изучить нюансы оформления первой и второй части ТТН.
- Первым делом в накладной записывается номер. Он берётся не из воздуха, а согласно внутреннему обороту документации в компании, которая выписывает накладную. Также ставится дата, когда документ заполняется.
- Далее идёт пункт о грузоотправителе. Не путайте с компанией грузоперевозчика. Здесь указывается информация о компании, которая будет осуществлять отправку груза. Причём тут важно внести данные про полное название организации, её фактический адрес и контактные данные.
- По аналогии заполняется строка, которая предназначена для грузополучателя. Как и в предыдущем пункте, здесь нужно записать полное наименование, адрес и контактную информацию.
- Следующей строкой идет плательщик. Здесь вносят информацию о компании, которая берёт на себя обязательства по оплате услуг транспортной организации.
- Напротив грузоотправителя, грузополучателя и плательщика есть специальные ячейки, предназначенные для указания кодов ОКПО. Это специальный классификатор, действующий в РФ, классифицирующий организации и предприятия.
Когда основная информация заполнена, следует приступить к оформлению товарной и транспортной части ТТН.
Первый раздел практически полностью предназначен для заполнения со стороны грузоотправителя. Требуется внести информацию о перевозимом товаре в специальную таблицу. Следует быть внимательными с первыми 4 столбцами таблицы при последовательном заполнении товарно-транспортной накладной. Здесь предусмотрены некоторые моменты, которые мы предлагаем рассмотреть. В первом столбце записываются номенклатурные номера перевозимых товаров. Но это актуально только для тех случаев, когда предприятие использует соответствующую систему учёта.
Второй и третий столбец предназначены для номеров артикулов и прейскурантов. Опять же, если они имеются. Четвёртая строка уже обязательная и служит для отображения количественных характеристик товара. Потому здесь вписывается точная цифра, которая равно количеству перевозимых товаров. Для каждого соответствующего наименования своя отдельная цифра. За ними следует другие столбцы, пропускать которые также не стоит. Тут предусмотрено внесение данных, в которых отображаются:
- стоимость одной единицы перевозимого товара;
- название продукции;
- используемые единицы измерения;
- виды применяемой упаковки.
Здесь же указывается количество занимаемых товарами мест, вес (обязательно в тоннах), а также общая цена каждого отдельного вида товара в составе перевозимого груза. При наличии дополнительных объёмных и складских наценок, транспортных расходов, эти данные обязательно вписываются в таблицу. Дальше заполняется информация об общей стоимости всего груза, суммируя все наименования. Последний столбец предназначен для номера товара согласно используемой картотеке склада грузоотправителя.
При наличии любых приложений, которые прикладываются к товарно-транспортной накладной, они в обязательном порядке отмечаются в ячейке для указания дополнительных листов. Это делается прописью. Также указывается суммарное количество разновидностей товаров и мест. Для этого дублируются данные, внесённые в первой таблице. Дальше, согласно форме 1Т, нужно записать прописью и соответствующими цифрами информацию о массе перевозимого груза. А после указываются все приложения (записывается количество листов). Чуть ниже, также прописью, вносится общая цена товара, отпущенного со склада грузоотправителя.
Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом
Эта часть документа предназначена для внесения сведений относительно транспортировки. Сначала указываются данные о:
- сроках доставки товаров;
- фирме, которая занимается грузоперевозками (полное правильное название и актуальные контактные данные);
- используемом транспортном средстве (марка, модель и государственный регистрационный номер);
- номерах накладной и путевого листа (для этой информации предусмотрен правый крайний столбик).
Есть строка для плательщика. Тут вносится информация о предприятии, которое выступает в роли заказчика на осуществляемую грузоперевозку. Нужно записать полное название, телефон, адрес и платёжные реквизиты. Следующим идёт водитель. Здесь нужны его фамилия и инициалы, а также номер водительского удостоверения. Учтите, что в некоторых случаях лучше вносить имя полностью, а не только фамилию с инициалами. Разделы лицензионной карточки и её регистрационного номера заполнять необязательно. Их пропускают, поскольку сейчас не осуществляется лицензирование. Не забудьте только заполнить строку, где предусмотрен вид перевозки. Здесь просто указывается, что перевозка коммерческого вида.
Ее оформление происходит при перевозке ТМЦ от одного владельца к другому. Сама доставка производится самостоятельно силами компании-отправителя или при содействии компании-перевозчика (третье лицо). Тот, кто отправляет груз, выписывает и накладную (его изначальный собственник для отчуждения права или одно из подразделений предприятия-собственника в адрес другого). При использовании услуг коммерческой перевозки договор на них может составляться отправителем или получателем. Тогда обсуждаемый документ может выписываться той или другой стороной.
Первый позволяет перемещать имущество от одного пункта в другой. По этой бумаге происходит списание с баланса грузоотправителя в счет нового владельца. Ключевой момент — наличие автотранспортного средства в этой схеме. Это действие может происходить не в виде сделки между двумя фигурантами, а в качестве пересылки ТМЦ между отделениями одной организации.
ТН (второй из представленных) необходим конкретно при осуществлении продажи и переходе права на собственность. При этом неважно задействован здесь транспорт или нет.
Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.
Пошаговый инструктаж:
- Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
- В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
- По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
- Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
- Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.
Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т
Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.
Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.
Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.
В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании. Нужно возложить контрольные функции на главбуха. И обеспечить его хорошим программным обеспечением на компьютере. То же самое касается складских работников. Автоматизация работы упростит процесс ее исполнения и минимизирует ошибки. Зачастую проблемы возникают именно при заполнении 2 транспортного раздела ТТН.
Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.
ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).
Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.
Форма 1-Т состоит из двух частей – товарной и транспортной. Соответственно, товарную часть заполняет поставщик, а транспортную перевозчик.
К прибытию грузового транспорта грузоотправитель должен занести в накладную следующие сведения:
- Дата составления;
- Номер документа;
- Реквизиты сторон сделки;
- Адреса погрузки товара и разгрузки;
- Сведения о перевозимом грузе: коды, номенклатура, наименование, единицы измерения, количество, цена и т.д.
- Должностные лица, которые дали разрешение на отгрузку (как правило, руководитель и главный бухгалтер).
С 1 января изменился порядок заполнения путевых листов. Так, перечень обязательных реквизитов дополнен данными о перевозке и содержит следующие сведения:
- наименование и номер путевого листа;
- срок действия путевого листа;
- собственник (владелец) транспортного средства (название, адрес, номер телефона, ОГРН, организационно-правовая форма);
- транспортное средство (тип, модель, регистрационный номер и т.д.);
- водитель (ФИО, время проведения медосмотров);
- перевозка (виды сообщения и перевозок)
Также в путевом листе нужно указывать дату и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения. На каждое транспортное средство, которое эксплуатируется, оформляется один путевой лист. Если один транспорт используется посменно разными водителями, можно оформить несколько путевых листов – раздельно на каждого водителя.
Транспортная накладная 2021: скачать бланк, образец заполнения
Несмотря на кажущуюся простоту бланка ТТН, иногда возникают вопросы, как его правильно заполнить. Оформление начинается с вводной части. Сложности могут возникнуть при внесении кодов в таблицу, расположенную в верхнем правом углу лицевой стороны ТТН. Необходимо указать коды:
- ОКУД (код управленческой документации). Каждому управленческому документу присвоен свой уникальный код. Для товарно-транспортной накладной это 0345009.
- ОКПО (код предприятий и организаций). ОКПО присваивается при создании юридического лица и носит индивидуальный характер. Проще всего выяснить ОКПО по ИНН, например, здесь.
При заполнении основной таблицы в товарном разделе в крайнем левом столбце необходимо указать код продукции (номенклатурный номер). Искать его в интернете или справочниках не имеет смысла − в каждой организации ведется собственный учет и присваиваются собственные коды по результатам инвентаризации. Все коды продукции содержатся в документах бухучета, выяснить код на конкретный товар можно в системе 1С.
Полный список перевозимого товара может не уместиться в отведенных строках. Нельзя пытаться уместить список в отведенную таблицу, вписывать в одну строку несколько наименований.
Необходимо сделать приложение к товарно-транспортной накладной (первая строка под таблицей в разделе I). В качестве приложения можно использовать такой же бланк ТТН с пометкой “Приложение” или оформить накладную ТОРГ-12, в которой необходимо привести полный список товаров. В товарно-транспортной накладной приводятся реквизиты приложения (номер, дата).
При должной внимательности ошибиться при заполнении товарно-транспортной накладной сложно. Тем не менее сотрудники, заполняющие форму ТТН, иногда допускают описки и ошибки при указании веса груза (указывают в килограммах вместо тонн), арифметических расчетах общего веса товара и т. п.
ВАЖНО! Допущенные ошибки могут повлечь за собой существенные финансовые потери.
Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара (с указанием его должности), главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку.
Однако с принятием и вступлением в действие ФЗ «О бухгалтерском учёте» организации получили право разрабатывать и утверждать свои собственные формы первичной учётной документации. Главное при этом – чтобы были соблюдены следующие условия:
Кто должен все-таки выписывать ТТН — поставщик, перевозчик или покупатель (заказчик)? Плательщик — это тот, кто платит за товар или за доставку? Разберёмся, какие ещё правила действуют в отношении ТТН 1-Т, что это такое и предоставим инструкцию по правильному заполнению бумаги.
- «Шапка». В ней указываются дата составления, номер накладной груза, грузоотправитель, грузополучатель, а также, при необходимости – плательщик (с указанием банковских реквизитов).
- Товарный раздел в ТТН. В нём указывается наименование товара, его количество, номенклатурный код, цена и другие данные, касающиеся перевозимого груза.
- Транспортный раздел. Здесь проставляется информация о дате доставки, грузоперевозчике (с указанием его банковских реквизитов), марка и номер машины, на которой осуществляется перевозка, данные водителя, данные заказчика перевозки.
В 2021 форма транспортной накладной изменилась. С 22 декабря действует новая редакция правил перевозки грузов автотранспортом (постановление Правительства от 12.12.2021 № 1529). Теперь они регулируют грузоперевозки тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами (а не транспортировку тяжеловесных или крупногабаритных грузов, как раньше). Вместе с правилами обновились и формы соответствующих документов.
С 1 января 2021 — новая форма транспортной накладной
В разделе указываются сведения об организации-заказчике автотранспорта (она же — грузоотправитель), перевозчике, о самом транспорте, водителе, грузе, погрузочно-разгрузочных операциях, а также дополнительные сведения о перевозке. Если вам сложно самостоятельно заполнить этот раздел, вы можете скачать образец ТТН на этой странице и проверить себя.
- ТТН составляет грузоотправитель. По согласованию сторон документ также может составить перевозчик.
- ТТН составляется на каждый рейс: на каждую партию груза, которую перевозит один транспорт. То есть накладных будет столько, сколько транспортных средств участвует в перевозке. А экземпляров каждого документа будет больше — об этом ниже.
- ТТН составляется для каждого получателя в отдельности. Даже когда вы отправляете все товары одновременно в одном транспортном средстве.
- Правила оформления ТТН в 2021-2021 году предусматривают составление документа в четырех экземплярах, каждый из которых заверяется подписью, печатью или штампом отправителя:
- Один с подписью водителя о получении груза (эта подпись ставится на всех экземплярах, она подтверждает прием ТМЦ к перевозке) — для грузоотправителя. По этому документу отправитель может взыскать материальный ущерб с транспортной организации в случае ущерба или потери товаров.
- Три других (каждый — с подписью грузоотправителя, печатью и подписью водителя) передаются водителю и следуют с грузом:
- Второй — вручается грузополучателю при приемке товара. Получатель делает отметку о наличии / отсутствии претензий и подписывает документ (не только свой, но и все экземпляры), ставит свою печать, указывает время прибытия и отъезда автотранспорта.
- Остальные два — передаются организации-перевозчику:
- Третий, подписанный всеми сторонами, эта организация возвращает грузоотправителю вместе с документами по транспортным услугам;
- Четвертый — оставляет себе.
- В ТТН обязательно нужно заполнить все реквизиты. Если у вас нет данных для какого-то поля (то есть если этот реквизит не является для вас обязательным), поставьте прочерк. Чтобы избежать проблем при проверках, строго соблюдайте порядок заполнения ТТН: незаполненных полей в документе остаться не должно.
Часто задаваемые вопросы
“ Одним из документов, подтверждающих расходы на перевозку в целях исчисления налога на прибыль, является транспортная накладная. Правила перевозок грузов автомобильным транспорто м утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2021 № 272 не содержат ограничений в отношении того, кем должен являться перевозчик — физическим или юридическим лицом (организацией). Отсюда следует, что транспортная накладная составляется грузоотправителем независимо от того, кто является перевозчиком — гражданин или транспортная организация. Поэтому при заключении договора перевозки с обычным гражданином грузоотправитель должен составить транспортную накладну ю п. 6 Правил . При этом гражданин должен поставить свою подпись и заполнить те пункты транспортной накладной, которые предназначены для перевозчика.
Но если лицу, ответственному за перевозку, руководитель организации-грузоотправителя (грузополучателя, перевозчика) выдает доверенность на подписание транспортных накладных от имени организаци и п. 1 ст. 185 ГК РФ , то в этом случае ставить печать организации не нужно. Но тогда к экземпляру накладной надо приложить копию выданной доверенности.
В вашей ситуации на поставку от каждого поставщика для каждого покупателя надо заполнять свою транспортную накладную. Так же надо делать и в том случае, когда грузоотправитель один, а грузополучателей несколько.
Остальные три экземпляра ТТН передаются на руки водителю-экспедитору. Главное требование – эти экземпляры должны быть подписаны присутствующими лицами (водителем и представителем компании грузоотправителя) и заверены печатью организации-грузоотправителя.
Товарно-транспортная накладная всегда выписывается в 4-х экземплярах . Грузополучатель заполняет все 4 экземпляра ТТН, и первый экземпляр ТТН оставляет на руках. Он служит основанием для снятия с учета транспортируемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В данном случае ТТН играет роль первичного документа при формировании расходной части баланса.